Введение 3
1. Экономическое содержание и нормативное регулирование формирования
выручки от продаж продукции (работ, услуг) 7
1.1. Экономическая сущность выручки от продаж продукции (работ, услуг) 7
1.2. Оценка проданной продукции 11
1.3. Признание доходов от продаж продукции (работ, услуг) в целях ведения учета
и налогообложения 16
1.4 Особенности признания выручки от продажи продукции, работ, услуг согласно МСФО 22
2. Учет и контроль выручки от продажи продукции ООО «СтройЭкспо» 31
2.1. Первичный учет продажи продукции в организации 31
2.2. Аналитический и синтетический учет продажи продукции 37
2.3. Система внутреннего контроля за правильностью формирования выручки от
продажи продукции (работ, услуг) 47
3. Анализ выручки от продажи продукции ООО «СтройЭкспо» 53
3.1. Анализ выручки от продажи: цели и основные показатели 53
3.2. Факторный и оперативный анализ выручки от продажи продукции 64
3.3. Прогнозный анализ выручки от продажи продукции 71
Заключение 79
Список использованных источников 84
Приложения
В условиях жесткой конкуренции, практически у любого хозяйствующего субъекта основополагающим вопросом является продажа продукции (выполнение работ, оказание услуг), доход от которого, как правило, является основным источником. Не случайно этому показателю уделяется особое внимание в системе бухгалтерского учета, контроля и анализа.
Выручка от продаж является доходом от обычных видов деятельности и основным финансовым ресурсом, используемым для осуществления уставной деятельности организации. Вопросы учета, контроля и анализа выручки от продаж продукции (работ, услуг), а также факторов, влияющих на ее величину и прогнозирование объема (выручки) продаж является актуальным для любой организации.
Информация о выручке от продаж продукции (работ, услуг) организации формируется в системе бухгалтерского учета и отражается в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Неправильное отражение выручки от продаж продукции (работ, услуг) в бухгалтерском учете приводит к нарушению налогового законодательства, искажению информации в отчетности, в связи с чем хозяйствующие субъекты несут незапланированные потери в виде штрафов. Как следствие, возникает объективная необходимость контроля за формированием и учетом выручки от продаж и экономического анализа изменений и основных показателей, влияющих на его величину.
Вопросы бухгалтерского учета, контроля и анализа выручки от продаж продукции (работ, услуг) и отражения ее в отчетности всегда были объектом внимания ученых. Большой вклад в решение данных проблем внесли такие отечественные экономисты, как Ю.А. Бабаев, А.С. Бакаев, М.И. Баканов, П.С. Безруких, Л.Т. Гиляровская, З.В. Кирьянова, В.В. Ковалев, Н.П. Кондраков, М.И. Куттер, Н.Т. Лабынцев, А.Д. Ларионов, Е.А. Мизиковский, В.Д. Новодворский, В.Ф. Палий, В.И. Подольский, Я.В. Соколов, В.П. Суйц, В.И. Ткач, А.Д. Шеремет, Л.З. Шнейдман и другие. В формирование основ учета, контроля и анализа выручки от продаж продукции (работ, услуг) значительный вклад внесли и многие зарубежные ученые-экономисты: Э.А. Арене, Л.А. Бернстайн, К. Друри, Дж. К. Лоббек, Б. Нидлз, Дж. Робертсон, Д. Стоун, П. Фридман, К. Хитттинг и другие.
Выручка от продаж продукции (работ, услуг) является основным источником развития материально-технической базы предприятия, пополнения собственных оборотных средств, обеспечения социальных потребностей коллектива, фактором стабильности существования и прогресса организации. Всё это свидетельствует об актуальности темы данной работы.
Исходя из вышесказанного, основную цель работы можно сформулировать как изучение учета, контроля и анализа выручки от продаж продукции (работ, услуг) организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть экономическую сущность выручки от продаж продукции (работ, услуг);
- изучить способы оценки проданной продукции;
- рассмотреть признание доходов от продаж продукции (работ, услуг) в целях ведения учета и налогообложения;
- привести особенности признания выручки от продаж продукции, работ, услуг согласно МСФО;
- рассмотреть первичный учет продажи продукции по материалам исследуемой организации;
- изучить аналитический и синтетический учет продажи продукции в исследуемой организации;
- рассмотреть возможности автоматизация учета выручки от продаж в организации;
- определить цель, задачи и информационную базу экономического ана-лиза выручки от продаж продукции (работ, услуг);
- провести анализ динамики, состава и структуры выручки от продаж продукции (работ, услуг);
- привести факторный и оперативный анализ выручки от продаж продукции (работ, услуг);
- рассмотреть возможности применения экономико-математических методов при анализе выручки от продаж.
Методику бухгалтерского учета, организацию контроля и система экономический анализ выручки от продаж продукции (работ, услуг) рассмотрим на основании материалов Общества с ограниченной ответственностью «Стройэкспо».
На сегодняшний день предприятие выпускает полный ассортимент железобетонных изделий, металлоконструкций, оказывает транспортные услуги и услуги строительной техники. Широкий круг клиентов - юридические и физические лица, часть которых работают с первых дней начала производства.
Основные клиенты и объекты: ЖК «Лесной городок»; ООО «ФОН»; ОАО «Генерирующая компания»; Объекты ГЖФ при Президенте РТ; ООО «БАСКОВ- ООО «Консоль»; ООО «НефтеГазинжиниринг»; ООО «Профсоюз Строителей»; ОАО «Стройград»; ООО «МЖК «Союз»; ООО «СМУ» при Федерации профсоюзов РТ; объекты ОАО «ПРСО»Татавтодор»; ГСК «Престиж» г.Казань; ОАО «КМИЗ»; ОАО «КазаньЦентрСтрой» (объекты социальных и ипотечных городских программ Казани).
Основными функциями (обычными видами деятельности) ООО «СтройЭкспо» согласно Уставу Общества и учетной политики в целях бухгалтерского учета являются:
- производство железобетонных изделий. Доходы от этого вида деятельности составляет 90,3% (169 457 538 руб. за 2014 год) от общей величины выручки Общества;
- производство строительных металлоконструкций - 9,5% (17 827 759 руб. за 2014 год);
- прочие виды деятельности - 0,2% (375 321 руб. за 2014 год).
К прочим видам деятельности, входящими в состав обычных видов деятельности, относятся в частности: транспортные услуги; услуги строительной техники; сдача в аренду собственного недвижимого имущества; производство прочих готовых металлических изделий, прочие разовые услуги и т.д.
Теоретическую и нормативно-правовую основу работы составили законодательные и нормативные акты по теме исследования, диссертационные исследования и научные монографии по изучаемой теме, научные статьи в журналах, рецензируемых ВАК Минобрнауки РФ, практические материалы исследуемой организации и т.п.
Работа состоит из введения, трех глав основного содержания, заключения, списка использованных источников и приложений.
Без получения выручки от продажи экономическим субъектом невозможно его дальнейшее существование, несвоевременное его получение предприятием может привести к потере инвесторов, и как следствие к банкротству. А неправильное отражение выручки от продажи в бухгалтерском учете приводит к нарушению налогового законодательства, искажению информации в отчетности, из-за этого хозяйствующие субъекты несут незапланированные потери в виде штрафов. Как следствие, возникает объективная необходимость контроля за формированием и учета выручки от продаж. А основываясь на результатах экономического анализа выручки от продаж продукции (работ, услуг), организация имеет возможность выявить резервы ее повышения, определить мероприятия для реализации выявленных резервов, разработать плановые показатели на будущие периоды и т.д.
Нами изучена действующая практика бухгалтерского учета и контроля и проведен экономический анализ выручки от продажи продукции (работ, услуг) ООО «СтройЭкспо».
Учет доходов по обычным видам деятельности на исследуемом предприятии ведется на счете 90.01 «Выручка» в разрезе видов деятельности:
- 90.01.ОД - обычная деятельность, которая свою очередь подразделяется на реализацию железобетонных изделий (далее ЖБИ) и металлоконструкций;
- 90.01.ПД - прочая деятельность.
Учет доходов от прочей деятельности, которая также входит в состав обычных видов деятельности осуществляется на субсчете 90.01.ПД «Прочая деятельность», которая в свою очередь имеет следующую аналитику:
а) 90.01.ПД - транспортные услуги;
б) 90.1.ПД - услуги строительной техники;
в) 90.1.ПД - сдача в аренду собственного недвижимого имущества;
г) 90.1.ПД - производство прочих готовых металлических изделий;
д) 90.1.ПД - выручка столовой;
е) 90.1.ПД - прочие разовые услуги.
В связи с тем, что данные доходы от прочей деятельности не являются основным видом деятельности предприятия (производство железобетонных изделий и строительных металлоконструкций), мы рекомендуем ООО «СтройЭкспо» учитывать их в составе прочих доходов.
Данное изменение в плане счетов позволит внешним пользователям отчетности Общества увидеть наиболее достоверную картину финансового положения организации.
Для того чтобы в будущем у организации не возникало вопросов в области отнесения тех или иных доходов к основным или прочим, мы рекомендуем также ООО «СтройЭкспо» четко очертить перечень обычных видов деятельности в уставе организации. Для формирования информации о доходах, не относящихся к предмету основной деятельности организации, предусмотрен синтетический счет 91 «Прочие доходы и расходы».
Нами исследована организация внутрихозяйственного контроля ООО «СтройЭкспо». В целом, систему контроля в Обществе можно оценить как эффективную, однако есть некоторые замечания, в частности, график представления и формирования отчетов по бухгалтерии содержит перечень отчетов, даты их представления, по каждому отчету указаны составители и получатели в лице отделов. С нашей точки зрения, данный график документооборота обладает явным недостатком - в качестве исполнителей указаны отделы, а не конкретные работники.
На наш взгляд, это может привести к дублированию выполняемых работниками функций либо наоборот - невыполнению своих обязанностей. Поэтому рекомендуется бухгалтерии ООО «СтройЭкспо» внести коррективы в график документооборота для устранения выявленных нами недостатков. Также имеет смысл раздать всем работникам выписки из графика документооборота, в которых перечислены документы, относящиеся к их деятельности.
По результатам проведенного анализа структуры и динамики доходов организации ООО «СтройЭкспо» за 2013-2014 гг. можно сказать, что доходы ООО 80 «СтройЭкспо» за 2014 год увеличились по сравнению с предыдущим годом более чем на 11%. Положительная динамика сложилась вследствие увеличения показателей всех статей, формирующих как доходы от обычных видов деятельности, так и прочие доходы организации.
Выручка от продажи продукции является главным источником формирования доходов ООО «СтройЭкспо» и составляет как в предыдущем, так и в отчетном периоде практически 100% от общей суммы доходов. Абсолютная величина доходов от обычных видов деятельности в отчетном периоде увеличилась по сравнению с предыдущим периодом на 11,3%, на что оказало наибольшее влияние рост выручки от продажи строительных металлоконструкций. Это объясняется динамичным развитием данного вида деятельности в рамках ООО «СтройЭкспо».
Выручку от основной деятельности на 95% в предыдущем и на 90% отчетном периодах формируют доходы от продажи железобетонных изделий. На 4% и 9% соответственно - выручка от продаж металлоконструкций. Остальная доля приходится на доходы от прочих видов деятельности. Такая структура доходов связана с тем, что свою деятельность ООО «СтройЭкспо» ведет с 2000 года и основным видом деятельности является производство железобетонных изделий, а деятельность по производству строительных металлоконструкций Общество ведет начиная с 2007 года.
Анализируя структуру выручки от продажи железобетонных изделий в разрезе видов изделий можно сказать, что она почти не изменилась в отчетном периоде, имеет лишь небольшие (в основном положительные) изменения. Наибольшая динамика в абсолютно выражении наблюдается по выручке от продажи дорожных плиток.
Выручка Общества от продажи строительных металлоконструкций имеет положительную динамику как по общей величине, так и в разрезе видов металлоконструкций. Положительная динамика продажи строительных металлоконструкций связана с ростом строительства индивидуальных и многоквартирных жилых домов, что в свою очередь с каждым годом увеличивает 81
количество заключаемых договоров на продажу строительных
металлоконструкций. Структура выручки от продажи строительных металлоконструкций не претерпела существенных изменений.
Для определения «качества» доходов, то есть соотношения величины затрат и величины прибыли в каждом рубле выручки нами проведен вертикальный анализ выручки от продаж.
Проведенные расчеты показывают, что темп роста прибыли от продажи (88,11%) растет медленнее, чем темп роста выручки (111,3%). Это свидетельствует об относительном увеличении затрат на производство продукции или снижение цены реализации, а значит, о снижении размера прибыли в каждом рубле выручке от продажи в отчетном году по сравнению с предыдущим и снижении рентабельности проданной продукции.
Рентабельность продажи в 2014 году составляет 28,16%, в предыдущем году данный показатель был равен 35,57%. Наиболее рентабельным видом деятельности, как в предыдущем, так и в отчетном году является производство строительных металлоконструкций, далее следуют производство железобетонных изделий и прочие виды деятельности. Несмотря на отрицательную тенденцию, наметившуюся в отчетном периоде уровень рентабельности продаж у анализируемого хозяйствующего субъекта значительно выше среднего уровня рентабельности продаж строительных организаций по Республике Татарстан за январь-декабрь 2014 года.
Доминирующим видом деятельности ООО «СтройЭкспо» является производство железобетонных изделий. В аналитической части работы нами проведен анализ влияния на изменение выручки от продажи продукции следующих факторов: количества проданной продукции в натуральном выражении,
структурных сдвигов и цены реализации. Результаты факторного анализа показывают, что на изменение объекта анализа оказали все факторы: количественный, структурный и ценовой. Влияние факторов на объект анализа оценивается как положительное. В разрезе видов изделий влияние факторов является разнонаправленным.
В рамках анализа выручки от продажи железобетонных изделий нами проведен также оперативный анализ продажи за июнь 2015 года, который показал положительную динамику продаж, связанную с сезонным увеличением строительных работ. Работы по укладке дорожных плит, как правило, стараются производить при благоприятных погодных условиях - низкой влажности и приемлемой температуре.
Подобный анализ дает возможность своевременно выявлять отклонения в производственных и сбытовых процессах организации, выявлять причины, повлиявшие на них, определить динамику спроса на те или иные виды изделий и корректировать плановые показатели.
Для прогнозирования выручки от продажи ООО «СтройЭкспо» нами предложено использование моделей временных рядов. Анализ временных рядов демонстрирует, что объем продаж железобетонных изделий во многом зависит от сезонной компоненты. Как показывает практика, именно во втором квартале 2016 года ожидается бурный рост строительства на территории города Казань. Это непосредственно связано с наступлением весеннего-летнего сезонов, когда все строительные организации начинают свою активную строительную деятельность.
Актуальность применения моделей временных рядов для целей прогнозирования связана с тем, что полученные результаты о развитии в долгосрочной перспективе могут послужить источником информации для принятия руководством стратегических решений. Кроме того, полученная информация может быть включена в состав годовой отчетности ООО «СтройЭкспо», которая будет представлять интерес для потенциальных инвесторов компании.
Необходимость учета, контроля и анализа выручки от продажи продукции (работ, услуг) трудно переоценить, т.к. за счет выручки от продажи пополняется бюджет организации, увеличивается оборачиваемость капитала, происходит расширение производства, удовлетворяются социальные и материальные потребности учредителей и работников, повышается платежеспособность и инвестиционная привлекательность организации.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 г., № 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015). - Информ. - правов. система «Гарант». - Версия от 15.12.2015 г.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 г., № 146-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.). - Информ. - правов. система «Гарант». - Версия от 15.12.2015 г.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 г., № 117-ФЗ (ред. от 28.11.2015 г.). - Информ. - правов. система «Гарант». - Версия от 15.12.2015 г.
4. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 г., № 402-ФЗ (ред. от 04.11.2014 г.). - Информ. - правов. система «Гарант». - Версия от 15.12.2015 г.
5. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 18 «Выручка» (ред. от 26.08.2015) (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 25.11.2011 № 160н). - Информ. - правов. система «Гарант». - Версия от 15.12.2015 г.
6. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99: приказ Минфина РФ от 06.07.99 г., №43н (ред. от 08.11.2010 г.). - Информ. - правов. система «Гарант». - Версия от 15.12.2015 г.
7. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99: приказ Минфина РФ от 06.05.99 г., №32н (ред. от 06.04.2015 г.). - Информ.- правов. система «Консультант Плюс». - Версия от 15.12.2015 г.
8. Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» ПБУ 2/2008: приказ Минфина РФ от 24.10.2008 г., №116н (ред. от 06.04.2015 г.). - Информ. - правов. система «Гарант». - Версия от 15.12.2015 г.
9. О формах бухгалтерской отчетности: приказ Минфина РФ от 02.07.2010 г., № 66н (ред. от 06.04.2015 г.). - Информ. - правов. система «Гарант». - Версия от
15.12.2015 г.
10. Антонова Е.М. Учет скидок, премий и бонусов // Бухгалтерский учет. -
2010. - № 5. - Информ. - правое. система «Гарант». - Версия от 15.12.2015 г.
11. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности: Учебник / Ю.А. Бабаев, М.В. Друцкая и др. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник; НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 348 с.
12. Блохин К.М. Технология анализа бюджета доходов и расходов организации // Управление финансами предприятия. - 2008. - № 4. - Информ. - правов. система «Гарант». - Версия от 15.12.2015 г.
13. Бурмистрова Л.М. Бухгалтерский учет: Учебное пособие - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 320 с.
14. Васильчук О.И., Савенков Д.Л. Бухгалтерский учет и анализ: Учебное пособие / Под ред. Л.И. Ерохиной. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 496 с.
15. Герасимова А.Р. Актуальные советы аудитора // Клуб главных бухгалтеров. -
2011. - № 6. - Информ. - правов. система «Гарант». - Версия от 15.12.2015 г.
16. Дарбека Е.М. Подтверждение выручки для отчетности по МСФО: аудиторские процедуры // Аудиторские ведомости. - 2011. - № 9. - Информ. - правов. система «Гарант». - Версия от 15.12.2015 г.
17. Дзюба С.А. Технология прогнозирования временных рядов с сезонной составляющей // Менеджмент в России и за рубежом. - 2010. - №3. - Информ. - правов. система «Гарант». - Версия от 15.12.2015 г.
18. Елина Л.А. Особенности учетной политики на 2013 год // Главная книга. -
2012. - № 23. - Информ. - правов. система «Гарант». - Версия от 15.12.2015 г.
19. Есипов Е.В., Маховикова Г.А., Терехова В.В. Оценка бизнеса: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006. - 497 с.
20. Ефимычев Ю.И., Плехов Д.А., Плехова Ю.О. Разработка методики прогнозирования потоков будущих доходов для оценки бизнеса // Экономический анализ: теория и практика. - 2007. - № 5 (86). - Информ. - правов. система «Гарант». - Версия от 15.12.2015 г.
21. Жуков В.Н. Поставщик предоставил покупателю скидку: что должен знать бухгалтер? // Бухгалтерский учет. - 2008.- № 3. - Информ. - правов. система «Гарант». - Версия от 15.12.2015 г.
22. Загородников С.В., Миронов М.Г. Экономика предприятия: Учебник - М.: Экзамен, 2007. - 198 с.
23. Ивашкина Е.Ю. Методика бухгалтерского учета доходов, расходов и финансовых результатов коммерческих организаций в Российской Федерации // Управленческий учет. - 2009. - № 11. - Информ. - правов. система «Гарант». - Версия от 15.12.2015 г.
24. Ивашкина Е.Ю. Методы учета и анализа доходов и расходов в организациях по производству мебели: Автореф.дисс. ... канд.экон.наук. - Москва, 2011. - 22 с.
25. Каланов А. МСФО в торговле: особенности учета выручки // МСФО: практика применения. - 2007. - № 5. - Информ. - правов. система «Гарант». - Версия от 15.12.2015 г.
26. Кислов. Д.В. Бухгалтерский учет бартерных операций // Бухгалтерский учет.
- 2009. - № 19. - Информ. - правов. система «Гарант». - Версия от 15.12.2015 г.
27. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие- 7-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 841 с.
28. Космынина Н. Отчет о прибылях и убытках // Казанский бухгалтер. - 2011. - № 09. - Информ. - правов. система «Гарант». - Версия от 15.12.2015 г.
29. Космынина Н. Отчет о прибылях и убытках // Казанский бухгалтер. - 2011. - № 10. - С. 54 - 58.
30. Кувалдина Т.Б. Подаренное организации имущество: как учесть доходы и расходы? // Бухгалтерский учет. - 2010. - № 1. - Информ. - правов. система «Гарант». - Версия от 15.12.2015 г.
31. Куликова Л.И. Профессиональное суждение бухгалтера при ведении учета по договорам строительного подряда // Бухгалтерский учет. - 2010. - № 5. - Информ.
- правов. система «Гарант». - Версия от 15.12.2015 г.
32. Лабынцев Н.Т. Бухгалтерский учет: финансовый и управленческий: Учебник для вузов. - М: Финансы и статистика, 2008. - 800 с.
33. Лысенко Д.В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: Учебник для вузов. - М.: ИНФРА - М, 2008. - 678 с.
34. Любушин Н.К. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: Учебное
86
пособие. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2006. - 650 с.
35. Маликова И.П. Бухгалтерский учет операций, связанных с управлением многоквартирными домами. Ч. I, II, III: Методические рекомендации - М.: ИД Бинфа: НП «ИПБ МР», 2014. - 372 с.
36. Мокий М.С., Азоева О.В., Ивановский В.С. Экономика фирмы: Учебник и практикум для бакалавров / Под ред. М. С. Мокия - М.: Инфра М, 2002. - 489 с.
37. Никонова А.Н. Доходы и расходы в российском учете и МСФО // Главбух. - 2008. - № 11. - С. 34-35.
38. Новодворский В.Д., Сабанин Р.Л., Бухгалтерский и налоговый учет доходов и расходов: Практическое пособие по организации и ведению - СПб.: Питер, 2013. - 224 с.
39. Орлова О.Е. Внутренний контроль: организационный аспект // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения". - 2012. - №21. - Информ. - правов. система «Гарант». - Версия от 15.12.2015 г.
40. Писаренко А.С., Ивашкина Е.Ю. Нормативное регулирование бухгалтерского учета доходов и расходов коммерческих организаций в Российской организации // Управленческий учет. - 2009. - № 9. - Информ. - правов. система «Гарант». - Версия от 15.12.2015 г.
41. Пожидаева Т.А. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2008. - 465 с.
42. Попова Р.Т. Финансы предприятий: Пособие для подготовки к экзамену - СПб.: ПИТЕР, 2012 г. - 145 с.
43. Савицкая Г.В. Экономический анализ: Учебник: М.: Новое знание, 2005. - 456 с.
44. Сахарова Н.В. Скидки в учете продавца и покупателя // Налоговый вестник. - 2008. - Ноябрь. - С. 87-91.
45. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2006. - 405 с.
46. Семенихин В. Учет скидок // Аудит и налогообложение. - 2008. - № 9 (153). - С.6-8.
47. Семенихин В. Доходы в учетной политике // Аудит и налогообложение. - 2012. - № 2. - С. 3-5.
48. Семенихин В. Доходы будущих периодов в учетной политике // Финансовая
газета. - 2010. - № 52. - Информ. - правов. система «Гарант». - Версия от
15.12.2015 г.
49. Семенихин В.В. Годовой отчет 2012 // ГроссМедиа. - 2013. - Информ. - правов. система «Гарант». - Версия от 15.12.2015 г.
50. Сигидов А.И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Учебное пособие / Под ред. Ю.И. Сигидова. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 366 с.
51. Слабинский Д.В. Мотивы и методы выявления намеренного занижения прибыли как вида мошенничества в финансовой отчетности // Международный бухгалтерский учет. - 2012. - № 32. - Информ. - правов. система «Гарант». - Версия от 15.12.2015 г.
52. Соколов Я.В. Бухгалтерский учет как сумма фактов хозяйственной жизни: Учебное пособие - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 224 с.
53. Сухарев И.Р. Сближение в учете выручки // МСФО: практика применения. - 2008. - № 2. - Информ. - правов. система «Гарант». - Версия от 15.12.2015 г.
54. Сыроижко В.В. МСФО (IAS) 18 «Выручка» и российские правила учета доходов: сравнительная характеристика // Международный бухгалтерский учет". - 2012. - № 14. - Информ. - правов. система «Гарант». - Версия от 15.12.2015 г.
55. Трофимова Л.Б. Представление информации о доходах в соответствии с международным стандартом IAS 18 «Выручка» // Международный бухгалтерский учет. - 2010. - № 6 (138). - Информ. - правов. система «Гарант». - Версия от
15.12.2015 г.
56. Финансовый директор. Практический журнал по управлению финансами компании [Электронный ресурс]: Минфин введет новый стандарт по выручке МСФО (IFRS) 15. - Режим доступа: http://fd.ru/news/
57. Швырева О.И., Любушкин А.А. Инструментарий управленческого учета продаж в оптовой торговле // Международный бухгалтерский учет. - 2011. - № 31. - Информ. - правов. система «Гарант». - Версия от 15.12.2015 г.
58. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: Учебник. - М.: ИНФРА - М, 2006. - 642 с.
59. Шохин Е.И., Моляков Д.С. Теория финансов предприятия: Учебное пособие - М.: Финансы и статистика, 2013.
60. Щадилова С.Н. Особенности признания выручки и учета выручки в системе МСФО // Консультант бухгалтера. - 2009. - № 5. - Информ. - правов. система «Гарант». - Версия от 15.12.2015 г.