Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНФЛИКТНОСТИ С ИНЫМИ СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ РАЗНОГО ПОЛА

Работа №56966

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы75
Год сдачи2017
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
357
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Конфликтность и коммуникативность как индивидуально-психологические характеристики личности 7
1.1 Конфликтность как свойство личности 7
1.2 Конфликтность и коммуникативная толерантность 11
1.3 Ролевая идентификация и моральная нормативность как
социально-психологические характеристики зрелой личности 14
Выводы по первой главе 30
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование особенностей взаимосвязей показателей конфликтности с иными социально-психологическими характеристиками у старшеклассников разного пола 34
2.1 Организация исследования и методы сбора и обработки информации 34
2.2 Результаты исследования и их обсуждение 41
2.2.1 Сравнительный анализ исследуемых показателей с учетом t-критерия Стьюдента для независимых выборок старшеклассников разного пола .... 43
2.2.2 Анализ корреляционных связей для независимых выборок юношей и
девушек 51
2.2.3 Результаты анализа попарного сравнения корреляционных матриц в
исследуемых группах юношей и девушек 57
Выводы и заключение 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
Приложения

На современном этапе развития общества очень остро встал вопрос толерантности людей друг к другу. Все чаще возникают конфликтные ситуации на различной почве взаимодействия людей в обществе. Вероятно, это связано с возрастанием агрессивности людей, тогда как показатели коммуникативной осведомленности понижаются.
На данный момент обществу нужны образованные, высоконравственно развитые молодые люди, готовые нести ответственность за себя, свои решения, быть достойными представителями страны и нашего общества в целом. Именно поэтому, современным школьникам необходимо, в условиях активного обучения, стать достойными членами общества, получить опыт эффективного общения и уметь гибко строить свои отношения с окружающими, быть готовыми помочь близким, в ситуации современной напряженности, конфликтности и агрессии, которая окружает нас повсюду.
В современном обществе, в котором человек часто попадает в стрессовые ситуации и испытывает разные виды физического и психологического напряжения, неизбежно возникают конфликты. В связи с этим, разработка различных психологических подходов к разрешению конфликтов, дезорганизующих личность человека, является на данный момент актуальной. Стоит отметить, что актуальность разработки различных новых методов и подходов к вопросам разрешения конфликтов не только не снижается, но и наоборот возрастает. Из вышесказанного можно сделать вывод, что проблема изучения соотношения различных характеристик конфликтности с другими социально-психологическими показателями с учетом индивидуальной и половой принадлежности человека является необходимой.
Проблема исследования состоит в соотношении характеристик конфликтности с другими социально-психологическими показателями у людей разного пола стоит достаточно остро. Следует учитывать и возрастные особенности, которые не могут не влиять на взаимосвязь между конфликтностью и коммуникативностью.
Подросток не мыслит себя вне коммуникативной деятельности, так как даже ведущей деятельностью данного возраста является интимно¬личностное общение со сверстниками. Подростку важны мнения со стороны, принятие его личности. Уверенность в себе, произрастающая из принадлежности к некоторой социальной группе, компании людей, раскрывает для школьников дополнительные возможности для самоутверждения. Тогда как неудовлетворенность отношениями с окружающими людьми негативно сказывается на развитии личности, положении личности в обществе и в конечном итоге может привести к дезадаптации. [1]. Мы видим огромную роль коммуникативных способностей в гармоничном развитии личности.
По мнению таких авторов, как Г.М.Андреева, А.Б.Добрович, Н.В.Кузьмина и А.Джекобе, коммуникативность - это способность человека к коммуникации. Опираясь на концепцию общения, выстроенную Г.М. Андреевой, выделяют комплекс коммуникативных умений, овладение которыми способствует развитию и формированию личности, способной к продуктивному общению.
Ввиду незрелости коммуникативной компетентности подростки сталкиваются с конфликтами. Этому способствует неумение принимать позицию партнера, адекватно воспринимать и понимать его, достигать компромиссных решений, путем сотрудничества, использование стратегий урегулирования конфликтных ситуаций.
Цель исследования: выявить и описать различия в структуре взаимосвязей показателей конфликтности с иными социально-психологическими характеристиками коммуникации у старшеклассников разного пола.
Гипотеза исследования: предполагается, что будут выявлены различия в структуре взаимосвязей между характеристиками конфликтности и иными социально-психологическими характеристиками коммуникации у старшеклассников разного пола.
Объект исследования: показатели конфликтности.
Предмет исследования. Особенности структуры взаимосвязей показателей конфликтности с иными социально-психологическими характеристиками у старшеклассников разного пола.
Теоретико-методологические основы исследования. Основами данной работы являлись исследования А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина, исследования А. Мехрабиана, теория Э. Берна по определению ролевых позиций в межличностных отношениях, исследования коммуникативной толерантности и эмпатии В. В. Бойко и исследование и диагностика личностной агрессивности и конфликтности Е. П. Ильина, П. А. Ковалева. Задачи исследования.
1. На основе теоретического анализа существующих исследований в области конфликтности, коммуникативной толерантности, аффилиации, ролевой идентичности, эмпатии и моральной нормативности обосновать необходимость данного исследования;
2. Исходя, из целей нашего исследования выбрать необходимые методики для диагностики показателей конфликтности и иных социально-психологических характеристик;
3. Провести сравнительный анализ результатов, полученных в группах девушек и юношей, и выявить особенности взаимосвязей между исследуемыми характеристиками конфликтности и иными социально-психологическими показателями.
Методы исследования. Теоретический анализ литературы по проблемам исследования, метод психологической диагностики - тестирование, метод статистического анализа результатов, корреляционный анализ результатов. Методики исследования.
1. Многоуровневый личностный опросник “Адаптивность” (МЛО-АМ) А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина [25, С.549-558]
2. Опросник аффилиации А. Мехрабиана [31, с 672]
3. Определение ролевых позиций в межличностных отношениях по Э. Берну [36]
4. Диагностика коммуникативной толерантности В. В. Бойко
5. Методика В. В. Бойко «Диагностика уровня эмпатии» [31]
6. Диагностика личностной агрессивности и конфликтности Е. П. Ильин, П. А. Ковалев [24, С. 142-146]
Эмпирическая база. В исследовании приняли участие старшеклассники разного пола в количестве 54 человек. Средний возраст испытуемых 15-16 лет.
Работа состоит из введения, теоретической главы, практической главы, заключения, списка используемой литературы, пяти приложений, семи рисунков и одной таблицы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ научной литературы приводит к пониманию того, что конфликтность тесно связана со многими коммуникативными характеристиками личности. От того как люди проявляют свою агрессию зависит успешность коммуникативной стороны жизни личности.
Различные стратегии поведения, различные установки людей в общении показывают нам, насколько разными бывают люди. Особенно интересно для изучения было то, что именно в подростковом возрасте происходит окончательное становление коммуникативных паттернов. Именно в подростковом возрасте юноши и девушки приходят к близким межличностным отношениям друг с другом. Различия в особенностях взаимосвязей одних и тех же показателей дает нам пищу для размышлений о том, что характерно больше девушкам, а что юношам. Изучение таких особенностей особенно актуально для работников средних учебных заведений и средних профессиональных заведений. Так как именно там происходит развертывание межличностных контактов подростков.
Особенности конфликтности, коммуникативной толерантности, эмпатии, аффилиации, моральной нормативности и ролевой идентификации могут дать, если и не полную, то вполне широкую картину личности подростка.
Целью нашего исследования было выявить и описать различия в структуре взаимосвязей показателей конфликтности с иными социально-психологическими характеристиками коммуникации у старшеклассников разного пола.
Проанализировав теоретические аспекты данной проблематики, и проверив их экспериментальным путем, можно сформулировать следующие выводы:
1. Изначально группы юношей и девушек отличаются по степени выраженности многих показателей конфликтности. В группе девушек значительно более выражены такие характеристики как «стремление 62
перевоспитать партнера», «неумение прощать ошибки», «стремление подогнать партнёра под себя». В группе юношей значительно более выражены вспыльчивость, напористость, неуступчивость,
мстительность, нетерпимость к мнению других, подозрительность, позитивная и негативная агрессии и общая конфликтность.
2. В то время как у юношей большая идентифицированность себя с социальными ролями «ребёнок», «взрослый», «родитель» происходит в случае усиления стремления перевоспитать партнёра, у девушек актуализация этих ролей происходит при усилении собственной оценки себя в качестве эталона для поведения других.
3. У юношей неумение прощать ошибки, стремление перевоспитать партнёра и неумение приспосабливаться к партнёру напрямую связаны с ролью «ребенок». Чем более выражены эти показатели, тем в большей степени по-детски ведёт себя юноша. В группе девушек, как и у юношей детское поведение (роль ребёнка) прямо связано с неумением прощать ошибки и неумением приспосабливаться к партнёру, но существуют также прямые связи с категоричностью в оценке других и оценкой себя как эталона для других.
4. В группе юношей, в отличие от девушек, стремление к людям прямо пропорционально усилению таких качеств конфликтности, как мстительность и негативная агрессия. У девушек стремление к людям напрямую зависит от стремления перевоспитать партнёра и категоричности в оценках других.
5. У юношей повышение уровня моральной нормативности ведёт к тому, что они в меньшей степени могут скрывать свои негативные чувства в отношении других и к нетерпимости по отношению к дискомфорту партнёра. У девушек повышение моральной нормативности ведёт к усилению мстительности, но в то же время к ослаблению неприятия индивидуальности партнёров, категоричности в оценках других и снижению стремления подогнать партнёра под себя.
6. В то время как у девушек интуитивный канал эмпатии напрямую зависит от неуступчивости и имеет противоположную связь с показателем бескомпромиссности, у юношей не наблюдается такой закономерности.
Гипотеза о том, что структура взаимосвязей характеристик конфликтности и коммуникативных социально-психологических характеристик будет различна в группах юношей и девушек получила подтверждение.
Было также показано, что юноши больше девушек склонны к проявлению агрессии и конфликтности. Тогда как девушки склонны к проявлению эмпатийности к партнеру в процессе коммуникации.
Данные нашей работы могут быть использованы:
- В практической психологии - для оказания помощи юным людям с проблемами в межличностных отношениях, для создания тренинговых программ для подростков;
- В социальной психологии - в использовании полученных данных о конфликтности юношей и девушек в учебных курсах для студентов психологических и педагогических отделений;
- В педагогической психологии - для изучения особенностей поведения и коммуникативности подростков в рамках учебного заведения;
- В психологии личности - для изучения феноменологии агрессивной личности в подростковом возрасте
- В возрастно-психологическом консультировании - для глубокого понимания особенностей коммуникативных характеристик подростков разных полов



1. Андреев, В.И. Конфликтология: исскуство спора, ведения переговоров, разрешение конфликтов [Текст] / В.И.Андреев. - М.: Народное образование, 1995. - 128 с.
2. Андрюшина, Л.О. Психологическая профилактика агрессивного поведения школьников-подростков : Дисс. ... канд. психол. наук / Л.О. Андрюшина. - Тверь, 2003. - С. 48-50.
3. Анцупов, А.Я. Конфликтология [Текст]: учебник для вузов / А.Я.Анцупов, А.И.Шипилов. - M: Юнити, 1999. - 551 с.
4. Асмолов А.Г. О смыслах понятия «толерантность» [Текст] / А.Г.
Асмолов, Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова // Век толерантности. Научно-публицистический вестник. М.: МГУ, 2001. С. 8-18.
5. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других [Текст] / В.В. Бойко.- М.: «Филин», 1996. 472 с.
6. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф.. Практикум по возрастной психологии: Учеб. Пособие/ СПб., Речь, 2002
7. Гришина, Н. В. Г85 Психология конфликта [Текст]. 2-е изд./Н.В. Гришина — СПб.: Питер, 2008. — 544 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
8. Громова, О.Н. Конфликтология [Текст]: курс лекций / О.Н. Громов. - М.: Изд-во ЭКМОС,2000. - 320 с.
9. Демина, Л.Д. Психическое здоровье и защитные механизмы личности [Текст] / Л.Д. Демина. - Барнаул: Изд-во АГУ, 2001.- 144 с.
10. Деркач, А.А. Акмеология / А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин. - СПб.: Питер, 2003.
11 Диагностика мотивов аффилиации (А.Мехрабиан) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. C.95-98.
12. Дойч, М.С. Разрешение конфликта. Конструктивные и деструктивные процессы [Текст] / М.С. Дойч // Социально - политический журнал. - 1997. - № 1. - С. 19-21.
13. Донцов, А.И. Психология коллектива [Текст] / А.И.Донцов. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 208 с.
14. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь. "Конфликтность ж." [Интернет- ресурс] http: //www.edudic.ru/efr/40789
15. Заиченко, Н.У. Структурно - содержательные характеристики и психологические особенности конфликта [Текст] / Н.У.Заиченко // Мир психологии. - 1998. - № 4. - С. 262-272.
16. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы[Текст] / Е.П. Ильин. -СПб.: Издательство «Питер», 2000.-512 с.
17. Ильин. Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2001.
18. Карвасарский, Б.Д. Неврозы [Текст] / Б.Д. Карвасарский. -М.: Медицина, 1990. - 576 с.
19. Кожухарь Г.С. Проблема толерантности в межличностном общении [Текст] / Г.С. Кожухарь // Вопросы психологии.-2006.- №2.- С.3-12
20. Крутецкий, В.А. Психология подростка [Текст] / В.А.Крутецкий. - М., 1965. - 210 с.
21. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология [Текст] / И.Ю.Кулагина,
В.Н.Колюцкий. - М., 2003. - 199 с.
22. Курбатов В.И. Конфликтология [Текст], Ростов-на-Дону, 2007, 455с
23. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П.. Большой психологический словарь 3-е изд. [Текст], 2002 г.
24. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. - СПб., 2002. С.142-146.
25. Многоуровневый личностный опросник “Адаптивность” (МЛО-АМ) А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. - Самара, 2001. С.549-558.
26. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций; Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. [Текст] М 71 СПб.: Издательство Союз, 2000
27. Набиуллина, Р.Р. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом. Учебное пособие [Текст] / Р.Р. Набиуллина. - Казань, 2003. - 98 с.
28. Недорезова Н.В. Толерантность в межличностном общении старшеклассников [Текст]:дис. на соиск. ученой степ.канд. псих. наук / Недорезова Наталья Владимировна. - М., 2005. - 189 с.
29. Первышева, Е.В. Межличностный конфликт как фактор социализации подростков: диссертация кандидата психологических наук [Текст] / Е.В.Первышева.- М., 1989.
30. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. Психологический словарь [Текст] - М., 1990. - 494 с.
31. Практическая психодиагностика / Учебное пособие / Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: Бахрах-М, 2001. — 672 с.
32. Проблема преодоления стресса. Часть 2. Процессы и ресурсы преодоления стресса / Бодров В.А. 2006. 113 с.
33. Радынова, О.П. Музыкальное развитие детей / О.П. Радынова. - М.: ВЛАДОС, 1997.
34. Словарь по этике. [Текст] / под ред. А.А.Гусейнова,И.С.Кона-6е изд., перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1989.-200 с.
35. Социологический словарь / под ред. Г.В. Осипова, Л.Н.Москвичева.- М.: Норма, 2008.-608 с.
36. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд- во Института Психотерапии - 490 с.. 2002
37. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е.Ф. Губский и др. М.: Инфра-М, 2003. 576 с.
38. Хасан, Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность / Б.И. Хасан. - Красноярск : ФМЗ. 1996.
39. Шамсутдинова Е.Ю. Толерантность как коммуникативная категория ( лингвистический и лингводидактический аспект) [Текст] : дис. на соиск. ученой степ.канд. фил. наук /Шамсутдинова Екатерина Юрьевна.- М., 2006.
40. Яцевич Л.П. Формирование коммуникативной толерантности у будущих специалистов социальной работы [Текст] : автореф. дис. на соиск. ученой степ.канд. пед. наук / Яцевич Любовь Павловна.- Чита, 2010.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ