Введение 3
Глава 1. Конфликтность и коммуникативность как индивидуально-психологические характеристики личности 7
1.1 Конфликтность как свойство личности 7
1.2 Конфликтность и коммуникативная толерантность 11
1.3 Ролевая идентификация и моральная нормативность как
социально-психологические характеристики зрелой личности 14
Выводы по первой главе 30
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование особенностей взаимосвязей показателей конфликтности с иными социально-психологическими характеристиками у старшеклассников разного пола 34
2.1 Организация исследования и методы сбора и обработки информации 34
2.2 Результаты исследования и их обсуждение 41
2.2.1 Сравнительный анализ исследуемых показателей с учетом t-критерия Стьюдента для независимых выборок старшеклассников разного пола .... 43
2.2.2 Анализ корреляционных связей для независимых выборок юношей и
девушек 51
2.2.3 Результаты анализа попарного сравнения корреляционных матриц в
исследуемых группах юношей и девушек 57
Выводы и заключение 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
Приложения
На современном этапе развития общества очень остро встал вопрос толерантности людей друг к другу. Все чаще возникают конфликтные ситуации на различной почве взаимодействия людей в обществе. Вероятно, это связано с возрастанием агрессивности людей, тогда как показатели коммуникативной осведомленности понижаются.
На данный момент обществу нужны образованные, высоконравственно развитые молодые люди, готовые нести ответственность за себя, свои решения, быть достойными представителями страны и нашего общества в целом. Именно поэтому, современным школьникам необходимо, в условиях активного обучения, стать достойными членами общества, получить опыт эффективного общения и уметь гибко строить свои отношения с окружающими, быть готовыми помочь близким, в ситуации современной напряженности, конфликтности и агрессии, которая окружает нас повсюду.
В современном обществе, в котором человек часто попадает в стрессовые ситуации и испытывает разные виды физического и психологического напряжения, неизбежно возникают конфликты. В связи с этим, разработка различных психологических подходов к разрешению конфликтов, дезорганизующих личность человека, является на данный момент актуальной. Стоит отметить, что актуальность разработки различных новых методов и подходов к вопросам разрешения конфликтов не только не снижается, но и наоборот возрастает. Из вышесказанного можно сделать вывод, что проблема изучения соотношения различных характеристик конфликтности с другими социально-психологическими показателями с учетом индивидуальной и половой принадлежности человека является необходимой.
Проблема исследования состоит в соотношении характеристик конфликтности с другими социально-психологическими показателями у людей разного пола стоит достаточно остро. Следует учитывать и возрастные особенности, которые не могут не влиять на взаимосвязь между конфликтностью и коммуникативностью.
Подросток не мыслит себя вне коммуникативной деятельности, так как даже ведущей деятельностью данного возраста является интимно¬личностное общение со сверстниками. Подростку важны мнения со стороны, принятие его личности. Уверенность в себе, произрастающая из принадлежности к некоторой социальной группе, компании людей, раскрывает для школьников дополнительные возможности для самоутверждения. Тогда как неудовлетворенность отношениями с окружающими людьми негативно сказывается на развитии личности, положении личности в обществе и в конечном итоге может привести к дезадаптации. [1]. Мы видим огромную роль коммуникативных способностей в гармоничном развитии личности.
По мнению таких авторов, как Г.М.Андреева, А.Б.Добрович, Н.В.Кузьмина и А.Джекобе, коммуникативность - это способность человека к коммуникации. Опираясь на концепцию общения, выстроенную Г.М. Андреевой, выделяют комплекс коммуникативных умений, овладение которыми способствует развитию и формированию личности, способной к продуктивному общению.
Ввиду незрелости коммуникативной компетентности подростки сталкиваются с конфликтами. Этому способствует неумение принимать позицию партнера, адекватно воспринимать и понимать его, достигать компромиссных решений, путем сотрудничества, использование стратегий урегулирования конфликтных ситуаций.
Цель исследования: выявить и описать различия в структуре взаимосвязей показателей конфликтности с иными социально-психологическими характеристиками коммуникации у старшеклассников разного пола.
Гипотеза исследования: предполагается, что будут выявлены различия в структуре взаимосвязей между характеристиками конфликтности и иными социально-психологическими характеристиками коммуникации у старшеклассников разного пола.
Объект исследования: показатели конфликтности.
Предмет исследования. Особенности структуры взаимосвязей показателей конфликтности с иными социально-психологическими характеристиками у старшеклассников разного пола.
Теоретико-методологические основы исследования. Основами данной работы являлись исследования А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина, исследования А. Мехрабиана, теория Э. Берна по определению ролевых позиций в межличностных отношениях, исследования коммуникативной толерантности и эмпатии В. В. Бойко и исследование и диагностика личностной агрессивности и конфликтности Е. П. Ильина, П. А. Ковалева. Задачи исследования.
1. На основе теоретического анализа существующих исследований в области конфликтности, коммуникативной толерантности, аффилиации, ролевой идентичности, эмпатии и моральной нормативности обосновать необходимость данного исследования;
2. Исходя, из целей нашего исследования выбрать необходимые методики для диагностики показателей конфликтности и иных социально-психологических характеристик;
3. Провести сравнительный анализ результатов, полученных в группах девушек и юношей, и выявить особенности взаимосвязей между исследуемыми характеристиками конфликтности и иными социально-психологическими показателями.
Методы исследования. Теоретический анализ литературы по проблемам исследования, метод психологической диагностики - тестирование, метод статистического анализа результатов, корреляционный анализ результатов. Методики исследования.
1. Многоуровневый личностный опросник “Адаптивность” (МЛО-АМ) А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина [25, С.549-558]
2. Опросник аффилиации А. Мехрабиана [31, с 672]
3. Определение ролевых позиций в межличностных отношениях по Э. Берну [36]
4. Диагностика коммуникативной толерантности В. В. Бойко
5. Методика В. В. Бойко «Диагностика уровня эмпатии» [31]
6. Диагностика личностной агрессивности и конфликтности Е. П. Ильин, П. А. Ковалев [24, С. 142-146]
Эмпирическая база. В исследовании приняли участие старшеклассники разного пола в количестве 54 человек. Средний возраст испытуемых 15-16 лет.
Работа состоит из введения, теоретической главы, практической главы, заключения, списка используемой литературы, пяти приложений, семи рисунков и одной таблицы.
Анализ научной литературы приводит к пониманию того, что конфликтность тесно связана со многими коммуникативными характеристиками личности. От того как люди проявляют свою агрессию зависит успешность коммуникативной стороны жизни личности.
Различные стратегии поведения, различные установки людей в общении показывают нам, насколько разными бывают люди. Особенно интересно для изучения было то, что именно в подростковом возрасте происходит окончательное становление коммуникативных паттернов. Именно в подростковом возрасте юноши и девушки приходят к близким межличностным отношениям друг с другом. Различия в особенностях взаимосвязей одних и тех же показателей дает нам пищу для размышлений о том, что характерно больше девушкам, а что юношам. Изучение таких особенностей особенно актуально для работников средних учебных заведений и средних профессиональных заведений. Так как именно там происходит развертывание межличностных контактов подростков.
Особенности конфликтности, коммуникативной толерантности, эмпатии, аффилиации, моральной нормативности и ролевой идентификации могут дать, если и не полную, то вполне широкую картину личности подростка.
Целью нашего исследования было выявить и описать различия в структуре взаимосвязей показателей конфликтности с иными социально-психологическими характеристиками коммуникации у старшеклассников разного пола.
Проанализировав теоретические аспекты данной проблематики, и проверив их экспериментальным путем, можно сформулировать следующие выводы:
1. Изначально группы юношей и девушек отличаются по степени выраженности многих показателей конфликтности. В группе девушек значительно более выражены такие характеристики как «стремление 62
перевоспитать партнера», «неумение прощать ошибки», «стремление подогнать партнёра под себя». В группе юношей значительно более выражены вспыльчивость, напористость, неуступчивость,
мстительность, нетерпимость к мнению других, подозрительность, позитивная и негативная агрессии и общая конфликтность.
2. В то время как у юношей большая идентифицированность себя с социальными ролями «ребёнок», «взрослый», «родитель» происходит в случае усиления стремления перевоспитать партнёра, у девушек актуализация этих ролей происходит при усилении собственной оценки себя в качестве эталона для поведения других.
3. У юношей неумение прощать ошибки, стремление перевоспитать партнёра и неумение приспосабливаться к партнёру напрямую связаны с ролью «ребенок». Чем более выражены эти показатели, тем в большей степени по-детски ведёт себя юноша. В группе девушек, как и у юношей детское поведение (роль ребёнка) прямо связано с неумением прощать ошибки и неумением приспосабливаться к партнёру, но существуют также прямые связи с категоричностью в оценке других и оценкой себя как эталона для других.
4. В группе юношей, в отличие от девушек, стремление к людям прямо пропорционально усилению таких качеств конфликтности, как мстительность и негативная агрессия. У девушек стремление к людям напрямую зависит от стремления перевоспитать партнёра и категоричности в оценках других.
5. У юношей повышение уровня моральной нормативности ведёт к тому, что они в меньшей степени могут скрывать свои негативные чувства в отношении других и к нетерпимости по отношению к дискомфорту партнёра. У девушек повышение моральной нормативности ведёт к усилению мстительности, но в то же время к ослаблению неприятия индивидуальности партнёров, категоричности в оценках других и снижению стремления подогнать партнёра под себя.
6. В то время как у девушек интуитивный канал эмпатии напрямую зависит от неуступчивости и имеет противоположную связь с показателем бескомпромиссности, у юношей не наблюдается такой закономерности.
Гипотеза о том, что структура взаимосвязей характеристик конфликтности и коммуникативных социально-психологических характеристик будет различна в группах юношей и девушек получила подтверждение.
Было также показано, что юноши больше девушек склонны к проявлению агрессии и конфликтности. Тогда как девушки склонны к проявлению эмпатийности к партнеру в процессе коммуникации.
Данные нашей работы могут быть использованы:
- В практической психологии - для оказания помощи юным людям с проблемами в межличностных отношениях, для создания тренинговых программ для подростков;
- В социальной психологии - в использовании полученных данных о конфликтности юношей и девушек в учебных курсах для студентов психологических и педагогических отделений;
- В педагогической психологии - для изучения особенностей поведения и коммуникативности подростков в рамках учебного заведения;
- В психологии личности - для изучения феноменологии агрессивной личности в подростковом возрасте
- В возрастно-психологическом консультировании - для глубокого понимания особенностей коммуникативных характеристик подростков разных полов