Учет, контроль, анализ издержек обращения в розничных торговых организациях (по материалам ООО «Татгазторг»)
|
Введение 3
1. Теоретические основы издержек обращения в розничных торговых
организациях 6
1.1. Понятие и сущность издержек обращения 6
1.2. Виды издержек обращения и их классификация 13
2. Особенности бухгалтерского учета издержек обращения в организации 1
2.1. Синтетический и аналитический учет издержек обращения в
организации 21
2.2. Порядок расчета издержек обращения на остаток товаров 27
2.3. Направления совершенствования учета издержек обращения в
розничной торговле 34
3.1. Организация контроля издержек обращения 41
3.2. Анализ структуры и динамики издержек обращения 49
3.3. Анализ влияния факторов на издержки обращения 57
3.4. Основные направления снижения уровня издержек организации 66
Заключение 72
Список использованных источников
1. Теоретические основы издержек обращения в розничных торговых
организациях 6
1.1. Понятие и сущность издержек обращения 6
1.2. Виды издержек обращения и их классификация 13
2. Особенности бухгалтерского учета издержек обращения в организации 1
2.1. Синтетический и аналитический учет издержек обращения в
организации 21
2.2. Порядок расчета издержек обращения на остаток товаров 27
2.3. Направления совершенствования учета издержек обращения в
розничной торговле 34
3.1. Организация контроля издержек обращения 41
3.2. Анализ структуры и динамики издержек обращения 49
3.3. Анализ влияния факторов на издержки обращения 57
3.4. Основные направления снижения уровня издержек организации 66
Заключение 72
Список использованных источников
Современные российские предприятия работают в обстановке высокой экономической рентабельности. Глубочайшие изменения, которые произошли в отечественной экономике за последние несколько лет, не только во многом определили специфику перехода к рыночным условиям, но и значительно усложнили условия для выживаемости предприятий в новых условиях. Насыщение рынка, сокращение технологических циклов продукции, стремление к концентрации предприятий, могут сильно усложнить развитие нового производства.
Частные предприятия в условиях рыночной экономики представляют собой одно из важнейших условий микроэкономического анализа. Их можно изучать под самыми различными углами зрения, но в первую очередь они являются механизмом для превращения затрат капитала, природных ресурсов и деятельности человека в готовую продукцию, которая представляет собой услуги и производственные товары, созданные для удовлетворения человеческих потребностей. Издержки предприятия - это те выплаты, которые предприятие обязано сделать или доходы, которые оно вынуждено обеспечить поставщику ресурсов, для того чтобы эти ресурсы не участвовали в альтернативных производствах. Из этого следует, что все издержки предприятия и их виды являются альтернативными.
Прибыль является одним из важнейших финансовых показателей, которые составляют экономическую базу предприятия и характеризуют эффективность его деятельности. Следовательно, каждое предприятие должно разработать собственный план по увеличению прибыли. Это может быть улучшение качества или увеличение выпуска продукции, сдача в аренду или продажа лишнего оборудования, снижение себестоимости, обусловленное более рациональным использованием природных ресурсов или другие моменты. Так или иначе, но доходы и издержки предприятия тесно связаны между собой: прибыль указывает на ту сферу деятельности, где можно добиться максимального прироста стоимости, убытки сигнализируют о тех моментах, когда были совершены ошибки в расходовании средств или организации производства.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что издержки обращения играют немалую роль в формировании главного аспекта работы предприятия - убытка или прибыли. Конечно, получение максимальной прибыли - это наиболее благоприятный исход для любого предприятия. Тем не менее, стремиться нужно не только получению наибольшего дохода, но и к его рациональному использованию. Это позволит предприятию не только удержать свои позиции в условиях рыночной экономики, но и обеспечить благоприятное развитие собственного бизнеса в условиях жесточайшей конкуренции.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение порядка учета, контроля и анализа издержек обращения в розничных торговых организациях.
Для достижения поставленных целей были решены следующие задачи:
а) изучить понятие и сущность издержек обращения;
б) рассмотреть виды издержек обращения и их классификацию;
в) описать порядок синтетического и аналитического учета издержек обращения в организации;
г) изучить порядок расчета издержек обращения на остаток товаров;
д) разработать направления совершенствования учета издержек обращения в розничной торговле;
е) изучить порядок организации контроля издержек обращения;
ж) провести анализ структуры и динамики издержек обращения;
з) провести анализ влияния факторов на издержки обращения;
и) разработать основные направления снижения уровня издержек обращения.
Предметом исследования являются издержки обращения розничной торговой организации.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является ООО «Татгазторг». Основными целями деятельности ООО «Татгазторг» являются получение прибыли и наиболее полное удовлетворение потребностей работников газовой отрасли и населения в области общественного питания и торговли.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
При написании выпускной квалификационной работы в качестве основных материалов выступали регистры текущего аналитического и синтетического учета по счетам учета издержек обращения, бухгалтерская (финансовая) отчетность ООО «Татгазторг» за 2012-2014 г.
Методологической основой написания выпускной квалификационной работы выступили законодательные и нормативные акты, касающиеся вопросов учета, контроля и анализа издержек обращения розничной торговой организации, а также специальная и периодическая литература по теме исследования.
Частные предприятия в условиях рыночной экономики представляют собой одно из важнейших условий микроэкономического анализа. Их можно изучать под самыми различными углами зрения, но в первую очередь они являются механизмом для превращения затрат капитала, природных ресурсов и деятельности человека в готовую продукцию, которая представляет собой услуги и производственные товары, созданные для удовлетворения человеческих потребностей. Издержки предприятия - это те выплаты, которые предприятие обязано сделать или доходы, которые оно вынуждено обеспечить поставщику ресурсов, для того чтобы эти ресурсы не участвовали в альтернативных производствах. Из этого следует, что все издержки предприятия и их виды являются альтернативными.
Прибыль является одним из важнейших финансовых показателей, которые составляют экономическую базу предприятия и характеризуют эффективность его деятельности. Следовательно, каждое предприятие должно разработать собственный план по увеличению прибыли. Это может быть улучшение качества или увеличение выпуска продукции, сдача в аренду или продажа лишнего оборудования, снижение себестоимости, обусловленное более рациональным использованием природных ресурсов или другие моменты. Так или иначе, но доходы и издержки предприятия тесно связаны между собой: прибыль указывает на ту сферу деятельности, где можно добиться максимального прироста стоимости, убытки сигнализируют о тех моментах, когда были совершены ошибки в расходовании средств или организации производства.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что издержки обращения играют немалую роль в формировании главного аспекта работы предприятия - убытка или прибыли. Конечно, получение максимальной прибыли - это наиболее благоприятный исход для любого предприятия. Тем не менее, стремиться нужно не только получению наибольшего дохода, но и к его рациональному использованию. Это позволит предприятию не только удержать свои позиции в условиях рыночной экономики, но и обеспечить благоприятное развитие собственного бизнеса в условиях жесточайшей конкуренции.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение порядка учета, контроля и анализа издержек обращения в розничных торговых организациях.
Для достижения поставленных целей были решены следующие задачи:
а) изучить понятие и сущность издержек обращения;
б) рассмотреть виды издержек обращения и их классификацию;
в) описать порядок синтетического и аналитического учета издержек обращения в организации;
г) изучить порядок расчета издержек обращения на остаток товаров;
д) разработать направления совершенствования учета издержек обращения в розничной торговле;
е) изучить порядок организации контроля издержек обращения;
ж) провести анализ структуры и динамики издержек обращения;
з) провести анализ влияния факторов на издержки обращения;
и) разработать основные направления снижения уровня издержек обращения.
Предметом исследования являются издержки обращения розничной торговой организации.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является ООО «Татгазторг». Основными целями деятельности ООО «Татгазторг» являются получение прибыли и наиболее полное удовлетворение потребностей работников газовой отрасли и населения в области общественного питания и торговли.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
При написании выпускной квалификационной работы в качестве основных материалов выступали регистры текущего аналитического и синтетического учета по счетам учета издержек обращения, бухгалтерская (финансовая) отчетность ООО «Татгазторг» за 2012-2014 г.
Методологической основой написания выпускной квалификационной работы выступили законодательные и нормативные акты, касающиеся вопросов учета, контроля и анализа издержек обращения розничной торговой организации, а также специальная и периодическая литература по теме исследования.
Издержки обращения можно определить как общественно необходимые затраты труда, связанные с выполнением функций и задач торговыми предприятиями. Издержки обращения - это расходы (затраты), связанные с процессом доведения товаров от производителя до потребителя, выраженные в стоимостной (денежной) форме.
Издержки обращения, или коммерческие расходы, - это любые затраты на предприятии, которые так или иначе связаны с обращением товаров. Сюда включают расходы, которые требуются на содержание здания, оплату труда управленческого и складского персонала, затраты на транспорт (доставка и транспортировка товара) и т.д.
Все виды издержек обращения классифицируются по различным признакам. Классификация издержек обращения торговых организаций по какому-либо выбранному признаку позволяет более глубоко понять их сущность, осуществлять контроль и проводить анализ затрат по их разновидностям, изучать их динамику, а также определять тенденции изменений для эффективного управления ими. Классификация издержек обращения по различным признакам необходима для целей управления, т.е. планирования, учета, анализа и регулирования, для целей налогообложения и проведения анализа.
Во второй главе выпускной квалификационной работы были рассмотрены особенности бухгалтерского учета издержек обращения на примере ООО «Татгазторг». Основными целями деятельности ООО «Татгазторг» являются получение прибыли и наиболее полное удовлетворение потребностей работников газовой отрасли и населения в области общественного питания и торговли.
Учет издержек обращения в ООО «Татгазторг» ведется в соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации». Им определена классификация расходов и порядок их отражения в учете организации.
В состав издержек обращения и производства ООО «Татгазторг» включаются расходы, возникающие в процессе движения товаров до потребителей, а также расходы, связанные с выпуском и продажей продукции собственного производства и реализацией покупных товаров.
Стоимость продуктов питания, используемых для изготовления продукции, учитывается ООО «Татгазторг» на счете 20 «Основное производство», все остальные расходы (издержки обращения) находят свое отражение по счету 44 «Расходы на продажу», где организуется синтетический учет издержек обращения. Это дает возможность осуществлять более четкий контроль за издержками производства, однако не дает возможность по данным учета определить отдельно величину издержек производства и издержек обращения.
Издержки обращения связаны с товарными, кассовыми, расчетными и другими операциями, поэтому записи по дебету счета 44 «Расходы на продажу» осуществляются на основании документов, отражающих расчет материальных ценностей, денежных средств, начисление заработной платы.
Аналитический учет издержек обращения ООО «Татгазторг» ведут по статьям затрат установленной номенклатуры в разрезе мест их возникновения или центров ответственности.
На основании проведенного исследования было выявлено, что недостатками учетного процесса в ООО «Татгазторг» являются:
а) отсутствие управленческого учета;
б) неэффективная форма автоматизации учета.
Внедрение управленческого анализа в ООО «Татгазторг» может помочь сократить расходы, в том числе и издержки обращения, и повысить эффективность организации в целом и ее отдельных подразделений: отделов, участков, рабочих мест.
В рамках совершенствования учета издержек обращения нами предложено внедрение специализированной программы складского учета «Store House». Это позволит ООО «Татгазторг» организовать удобный
способ ведения электронного учета на всем пути работы организации. Программа берет на себя множество производственных и складских задач, начиная с поступления продукции на склад и заканчивая формированием итоговой отчетности. Совместимость с применяемой программой автоматизации бухгалтерского и налогового учета в организации также позволит избежать двойной работы учета производственных затрат и издержек обращения и увеличить оперативность и достоверность учета в организации.
Внесенные предложения позволят ООО «Татгазторг» повысить качество бухгалтерской службы, обеспечат прозрачность и обоснованность произведенных затрат, в том числе и издержек обращения, и повысят эффективность принятия управленческих решений.
В третьей главе выпускной квалификационной работы был рассмотрен порядок организации контроля издержек обращения в ООО «Татгазторг», также проведен их анализ.
ООО «Татгазторг» осуществляет внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности с учетом норм корпоративных документов ОАО «Газпром».
На основании проведенного исследования был сделан вывод, что контроль издержек обращения в ООО «Татгазторг» организован на должном уровне. Полное постатейное ознакомление с динамикой расходов позволяет определить, на какие статьи издержек обращения следует обратить внимание, позволяет выявить резервы снижения издержек обращения по статьям, что в целом отражается и на их общем уровне, ведь именно издержки обращения являются главным фактором образования убытка от реализации продукции и товаров.
Проведенный анализ издержек обращения показал, что в 2013 году сумма издержек обращения снизилась на 334,00 тыс.руб. и составила 26 524,00 тыс.руб. Снижение данного показатели обеспечено, в частности, снижением сумм издержек обращения по таким статьям, как расходы на содержание помещений, транспортные расходы, расходы на упаковку и хранение, прочие расходы. Рост расходов в 2013 году наблюдается только по статьям «Расходы на оплату труда» и «Отчисления на социальные нужды».
В 2014 году сумма издержек обращения увеличилась на 2067,00 тыс.руб. и составили на конец анализируемого периода 28 591,00 тыс.руб. Рост произошел по всем статьям издержек обращения.
Наибольший удельный вес переменных издержек обращения ООО «Татгазторг» составляют транспортные расходы и расходы на оплату труда. В связи с этим был проведен их факторный анализ.
Под влиянием увеличении товарооборота в 2013 году на 5995 тыс.руб. транспортные расходы ООО «Татгазторг» увеличились на 485,95 тыс.руб., расходы на оплату труда - на 577,28 тыс.руб. Также наблюдается относительная экономия по статье «Транспортные расходы» в размере 803,14 тыс.руб., по статье «Расходы на оплату труда» - в размере 165,24 тыс.руб.
В 2014 году под влиянием снижения товарооборота на 3870 тыс.руб. транспортные расходы ООО «Татгазторг» снизились на 284,07 тыс.руб., расходы на оплату труда - на 366,56 тыс.руб. Однако наблюдается относительный перерасход по статьям «Транспортные расходы» и «Расходы на оплату труда» в размере 758,32 и 1186,6 тыс.руб. соответственно.
В рамках мероприятий по снижению издержек обращения в ООО «Татгазторг» было рекомендовано:
— повышение качества выпускаемой продукции и расширение ее ассортимента в соответствии с потребностями сотрудников газовой отрасли и населения путем укрепления межотраслевых экономических отношений;
— экономия времени и сокращение затрат живого труда за счет роста производительности труда;
— эффективное использование материально-технической базы и ее совершенствование (увеличение фондоотдачи, более эффективное использование торговых площадей, оборудования и т.д.);
— совершенствование управления и планирования, сокращение затрат на управление;
— совершенствование методов ведения деятельности, повышение роли материальных и моральных стимулов в достижении наилучших результатов при наименьших затратах, увеличение автоматизированных систем управления;
— повышение эффективности использования оборотного капитала, ускорение его оборачиваемости;
— совершенствование организации торговли, внедрение
прогрессивных форм торгового обслуживания (обслуживание не только сотрудников газовой отрасли, но и населения в целом, внедрение продаж выпечки и кондитерских изделий по предварительным заказам);
— улучшение условий перевозки и хранения товаров и продукции, рационализация товародвижения;
— повышение ответственности персонала за качество работы, обеспечения ритмичности завоза и бесперебойной продажи товаров и продукции.
Данные мероприятия в целом и каждое по отдельности позволят обеспечить ООО «Татгазторг» рост финансовых показателей деятельности в будущем. Рост прибыли организации, в свою очередь, обеспечит прирост собственных источников средств, что позволить ООО «Татгазторг» расширить свою деятельность.
Издержки обращения, или коммерческие расходы, - это любые затраты на предприятии, которые так или иначе связаны с обращением товаров. Сюда включают расходы, которые требуются на содержание здания, оплату труда управленческого и складского персонала, затраты на транспорт (доставка и транспортировка товара) и т.д.
Все виды издержек обращения классифицируются по различным признакам. Классификация издержек обращения торговых организаций по какому-либо выбранному признаку позволяет более глубоко понять их сущность, осуществлять контроль и проводить анализ затрат по их разновидностям, изучать их динамику, а также определять тенденции изменений для эффективного управления ими. Классификация издержек обращения по различным признакам необходима для целей управления, т.е. планирования, учета, анализа и регулирования, для целей налогообложения и проведения анализа.
Во второй главе выпускной квалификационной работы были рассмотрены особенности бухгалтерского учета издержек обращения на примере ООО «Татгазторг». Основными целями деятельности ООО «Татгазторг» являются получение прибыли и наиболее полное удовлетворение потребностей работников газовой отрасли и населения в области общественного питания и торговли.
Учет издержек обращения в ООО «Татгазторг» ведется в соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации». Им определена классификация расходов и порядок их отражения в учете организации.
В состав издержек обращения и производства ООО «Татгазторг» включаются расходы, возникающие в процессе движения товаров до потребителей, а также расходы, связанные с выпуском и продажей продукции собственного производства и реализацией покупных товаров.
Стоимость продуктов питания, используемых для изготовления продукции, учитывается ООО «Татгазторг» на счете 20 «Основное производство», все остальные расходы (издержки обращения) находят свое отражение по счету 44 «Расходы на продажу», где организуется синтетический учет издержек обращения. Это дает возможность осуществлять более четкий контроль за издержками производства, однако не дает возможность по данным учета определить отдельно величину издержек производства и издержек обращения.
Издержки обращения связаны с товарными, кассовыми, расчетными и другими операциями, поэтому записи по дебету счета 44 «Расходы на продажу» осуществляются на основании документов, отражающих расчет материальных ценностей, денежных средств, начисление заработной платы.
Аналитический учет издержек обращения ООО «Татгазторг» ведут по статьям затрат установленной номенклатуры в разрезе мест их возникновения или центров ответственности.
На основании проведенного исследования было выявлено, что недостатками учетного процесса в ООО «Татгазторг» являются:
а) отсутствие управленческого учета;
б) неэффективная форма автоматизации учета.
Внедрение управленческого анализа в ООО «Татгазторг» может помочь сократить расходы, в том числе и издержки обращения, и повысить эффективность организации в целом и ее отдельных подразделений: отделов, участков, рабочих мест.
В рамках совершенствования учета издержек обращения нами предложено внедрение специализированной программы складского учета «Store House». Это позволит ООО «Татгазторг» организовать удобный
способ ведения электронного учета на всем пути работы организации. Программа берет на себя множество производственных и складских задач, начиная с поступления продукции на склад и заканчивая формированием итоговой отчетности. Совместимость с применяемой программой автоматизации бухгалтерского и налогового учета в организации также позволит избежать двойной работы учета производственных затрат и издержек обращения и увеличить оперативность и достоверность учета в организации.
Внесенные предложения позволят ООО «Татгазторг» повысить качество бухгалтерской службы, обеспечат прозрачность и обоснованность произведенных затрат, в том числе и издержек обращения, и повысят эффективность принятия управленческих решений.
В третьей главе выпускной квалификационной работы был рассмотрен порядок организации контроля издержек обращения в ООО «Татгазторг», также проведен их анализ.
ООО «Татгазторг» осуществляет внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности с учетом норм корпоративных документов ОАО «Газпром».
На основании проведенного исследования был сделан вывод, что контроль издержек обращения в ООО «Татгазторг» организован на должном уровне. Полное постатейное ознакомление с динамикой расходов позволяет определить, на какие статьи издержек обращения следует обратить внимание, позволяет выявить резервы снижения издержек обращения по статьям, что в целом отражается и на их общем уровне, ведь именно издержки обращения являются главным фактором образования убытка от реализации продукции и товаров.
Проведенный анализ издержек обращения показал, что в 2013 году сумма издержек обращения снизилась на 334,00 тыс.руб. и составила 26 524,00 тыс.руб. Снижение данного показатели обеспечено, в частности, снижением сумм издержек обращения по таким статьям, как расходы на содержание помещений, транспортные расходы, расходы на упаковку и хранение, прочие расходы. Рост расходов в 2013 году наблюдается только по статьям «Расходы на оплату труда» и «Отчисления на социальные нужды».
В 2014 году сумма издержек обращения увеличилась на 2067,00 тыс.руб. и составили на конец анализируемого периода 28 591,00 тыс.руб. Рост произошел по всем статьям издержек обращения.
Наибольший удельный вес переменных издержек обращения ООО «Татгазторг» составляют транспортные расходы и расходы на оплату труда. В связи с этим был проведен их факторный анализ.
Под влиянием увеличении товарооборота в 2013 году на 5995 тыс.руб. транспортные расходы ООО «Татгазторг» увеличились на 485,95 тыс.руб., расходы на оплату труда - на 577,28 тыс.руб. Также наблюдается относительная экономия по статье «Транспортные расходы» в размере 803,14 тыс.руб., по статье «Расходы на оплату труда» - в размере 165,24 тыс.руб.
В 2014 году под влиянием снижения товарооборота на 3870 тыс.руб. транспортные расходы ООО «Татгазторг» снизились на 284,07 тыс.руб., расходы на оплату труда - на 366,56 тыс.руб. Однако наблюдается относительный перерасход по статьям «Транспортные расходы» и «Расходы на оплату труда» в размере 758,32 и 1186,6 тыс.руб. соответственно.
В рамках мероприятий по снижению издержек обращения в ООО «Татгазторг» было рекомендовано:
— повышение качества выпускаемой продукции и расширение ее ассортимента в соответствии с потребностями сотрудников газовой отрасли и населения путем укрепления межотраслевых экономических отношений;
— экономия времени и сокращение затрат живого труда за счет роста производительности труда;
— эффективное использование материально-технической базы и ее совершенствование (увеличение фондоотдачи, более эффективное использование торговых площадей, оборудования и т.д.);
— совершенствование управления и планирования, сокращение затрат на управление;
— совершенствование методов ведения деятельности, повышение роли материальных и моральных стимулов в достижении наилучших результатов при наименьших затратах, увеличение автоматизированных систем управления;
— повышение эффективности использования оборотного капитала, ускорение его оборачиваемости;
— совершенствование организации торговли, внедрение
прогрессивных форм торгового обслуживания (обслуживание не только сотрудников газовой отрасли, но и населения в целом, внедрение продаж выпечки и кондитерских изделий по предварительным заказам);
— улучшение условий перевозки и хранения товаров и продукции, рационализация товародвижения;
— повышение ответственности персонала за качество работы, обеспечения ритмичности завоза и бесперебойной продажи товаров и продукции.
Данные мероприятия в целом и каждое по отдельности позволят обеспечить ООО «Татгазторг» рост финансовых показателей деятельности в будущем. Рост прибыли организации, в свою очередь, обеспечит прирост собственных источников средств, что позволить ООО «Татгазторг» расширить свою деятельность.



