ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 8
1.1. Сущность и необходимость планирования в коммерческом банке 8
1.2. Методика бизнес-планирования деятельности коммерческого банка 15
1.3 Нормативно-правовое обеспечение бизнес-планирования деятельности коммерческого банка 25
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ» 31
2.1. Общая характеристика деятельности коммерческого банка 31
2.2. Анализ системы бизнес-планирования деятельности банка 38
2.3. Проблемы и риски бизнес-планирования деятельности коммерческого
банка 49
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ 58
3.1. Рекомендации по совершенствованию системы бизнес-планировании в
деятельности ПАО «Сбербанк России» 58
3.2. Экономико-математическое моделирование в бизнес-планировании в
деятельности коммерческого банка 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ
Настоящее состояние российского рынка характеризуется быстрым ростом конкуренции во всех секторах экономики. Это вынуждает коммерческие банки искать новые пути повышения конкурентоспособности реализуемых услуг за счет использования современных подходов к финансовому менеджменту и маркетингу. Формируется новая структура общественного производства. Растет доля услуг в общем объеме производимого ВВП во всех странах, в том числе и России. При этом наиболее существенной характеристикой, происходящих структурных изменений, является не просто прогрессирующее развитие сферы услуг в целом, а преимущественный рост именно тех ее отраслей, которые непосредственно не связаны с обслуживанием нужд материального производства. Среди таких отраслей самостоятельное место занимают финансы, представленные, в первую очередь, такими коммерческими организациями как банки.
Основная стратегия развития ведущих коммерческих банков, как и большинства коммерческих организаций, состоит в укреплении рыночной позиции, повышении надежности и эффективности банковских операций, расширении ассортимента и повышении качества предоставляемых услуг.
Учитывая продолжающийся кризис неплатежеспособности,
нестабильную экономическую и политическую ситуацию в стране, условия действия валютных ограничений и рост инфляции, коммерческие банки пытаются определить основные направления деятельности, перспективы развития для достижения прибыльной работы. Но у руководства большинства российских банков слабо развиты навыки выбора ключевых направлений деятельности. Как правило, имеет место несогласованность в действиях руководства, отсутствует ясная концепция и четко сформулированная стратегия развития банка. Наблюдается также отсутствие системного подхода к процессу стратегического управления и планирования. Обычно, каждое подразделение банка работает в соответствии с собственными представлениями о стратегии, в результате чего часто возникает конфликт в определении задач и приоритетов. Причина, по которой многие банки недостаточно эффективно осуществляют свою деятельность, состоит в том, что высшее руководство банка не концентрирует внимание на реализации намеченной стратегии. Оно слишком сосредоточено на том, как выполняется работа, а не на том, что выполняется. В условиях усиливающейся конкуренции руководству необходимо обеспечить выживание банка через поддержание стабильной доходности текущих операций.
Поэтому неудивительно, что сегодня выигрывают те банки, которые наиболее успешно разрабатывают и воплощают в жизнь долгосрочную стратегию своего развития. Они постоянно концентрируют усилия на реализацию тщательно разработанной процедуры стратегического управления и планирования. Основным инструментом решения данной проблемы выступает бизнес-план деятельности банка, разрабатываемый на планируемый период, который:
- заставляет руководителей фундаментально изучить перспективы развития банка, побуждает руководство заглянуть в будущее, распознать проблемы и найти способы их решения;
- позволяет осуществить более четкую координацию предпринимаемых усилий по достижению поставленных целей;
- определяет показатели деятельности, необходимые для последующего контроля;
- делает банк более подготовленным к внезапным изменениям рыночных ситуаций;
- четко определяет обязанности и ответственность руководителей всех подразделений банка.
Степень разработанности темы. Современная методология планирования нашла свое отражение в работах отечественных ученых: М.Н. Алексеевой, Л.Е. Басовского, В.Р. Веснина, А.Л. Гапоненко, А.Г. Гранберга, Л.Г. Колпиной, Т.П. Лобановой, Л.Ш. Лозовского, А.П. Панкрухина, С.А. Попова, Б.А. Райзберга, Е.Б. Стародубцевой, Э.А. Уткина, Е.А. Черныш и других. Теоретические аспекты механизма планирования в условиях рынка рассмотрены в трудах зарубежных экономистов: Р. Акоффа, И. Ансоффа, С. О'Доннела, Ю. Канта, У. Клинга, А. Файоля и др.
Базовые положения теории финансового планирования раскрыты Д.А. Лаптыревым, B.C. Савенок, Т.В. Тепловой, Дж. Сигелом, Дж. Шимом. Практические рекомендации по разработке финансовых планов изложены в исследованиях В.Б. Акулова, О.С. Виханского, А.А. Володина, В.И. Катенкова, М.Н. Рудакова, Б.В. Сазыкина.
В отечественной экономической литературе вопросам бизнес- планирования банковской деятельности посвящено ограниченное число публикаций, среди которых следует выделить работы М.И. Бухалкова, А.Д. Выварец, В.А. Горемыкин, А.И. Ильин, Л.А. Одинцовой и др. Это предполагает необходимость дальнейшего изучения данной проблемы, развития методики формирования планов и механизма их практической реализации в кредитных организациях. Требуют пересмотра способы контроля полноты выполнения бизнес-плана и его корректировки. Все вышеизложенное подтверждает актуальность темы исследования, а также определяет его цель и задачи.
Объектом исследования является ПАО «Сбербанк России. Предметом исследования является бизнес-планирование деятельности коммерческого банка.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в исследовании системы бизнес-планирования деятельности коммерческого банка ПАО «Сбербанк России», а также разработке рекомендаций по ее совершенствованию. Для достижения обозначенной цели в выпускной квалификационной работе были поставлены следующие задачи:
- изучить методику бизнес-планирования деятельности коммерческого банка;
- рассмотреть нормативно-правовое обеспечение системы бизнес- планирования;
- провести анализ системы бизнес-планирования деятельности коммерческого банка на примере ПАО «Сбербанк России».
- предложить пути совершенствования бизнес-планирования деятельности коммерческих банков.
Теоретической основой исследования являются сформулированные в фундаментальных монографических работах отечественных и зарубежных авторов, в диссертациях и научных статьях в ведущих экономических журналах методологические и теоретические положения по различным аспектам планирования в деятельности коммерческого банка. Нормативно-правовую базу исследования составили законодательные акты Российской Федерации, нормативные акты Банка России и Базельского комитета по банковскому надзору. Информационно-эмпирическая база исследования - аналитические и статистические документы Банка России и отчетные материалы ПАО «Сбербанк России».
При проведении исследования использовались следующие методы: системный подход, сравнительный метод, анализ существующих источников литературы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа); обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниках литературы (метод научного синтеза и обобщения).
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
В первой главе изучаются теоретико-методические основы бизнес- планирования деятельности коммерческого банка. Во второй главе проводится анализ бизнес-планирования деятельности коммерческого банка на примере ПАО «Сбербанк России». В третьей главе предлагаются пути совершенствования бизнес-планирования деятельности коммерческих банков.
В заключение выпускной квалификационной работы можно сделать следующие выводы.
Планирование, как понятие и вид деятельности, содержательно представляет собой деятельность, с помощью которой руководство организации (кредитной организации, банка) обеспечивает оптимальность ее функционирования, определяет вектор развития (курс движения), предвосхищает ее будущее, обеспечивает концентрацию усилий всех членов организации в едином направлении к достижению общих, задуманных и обозначенных (озвученных либо зафиксированных документально) целей. Конечным результатом планирования является «план», позволяющей наиболее рационально использовать имеющиеся экономические ресурсы.
Бизнес-план нацелен на обеспечение общего понимания задач банка, вытекающих из выбранной стратегической альтернативы, а также определение количества, качества и распределения ресурсов, выделяемых или имеющихся в распоряжении для выполнения этих задач. Особое внимание Банка России в бизнес-плане направлено на способность кредитной организации оценить свое будущее в условиях постоянно меняющейся рыночной конъюнктуры, величину принимаемых на себя рисков и способность управлять ими, на наличие финансовых, кадровых, технологических и других внутренних возможностей для эффективной деятельности в конкурентной среде.
Во второй главе выпускной квалификационной работы нами был проведен анализ системы бизнес-планирования ПАО «Сбербанк России».
Бизнес-планирование на ПАО «Сбербанк России» представляет собой конкретные пути решения стратегических задач. Бизнес-план -это подробное изложение стратегии, тактики и бюджета банка. Он нацелен на обеспечение общего понимания задач организации, а также определение количества, качества и механизма распределения ресурсов, выделяемых или имеющихся в распоряжении для выполнения этих задач.
Нами в работе были выделены следующие проблемы в бизнес- планировании ПАО «Сбербанк России»:
1. Серьезным вызовом для Сбербанка является его недостаточно высокая эффективность в управлении бизнес-планированием.
2. Факторами потенциального снижения эффективности деятельности Сбербанка России являются замедление роста доходов из-за замедления роста активов и снижения маржи; сохранение или превышение текущего темпа роста расходов.
3. В Сбербанке роль бизнес-планов как элемента управления банковским сектором и его рисками занимает существенное место. Однако банк недостаточно раскрывает риски, с которыми он может столкнуться, не в полной мере учитывает изменения макроэкономической ситуации и рыночной конкуренции.
Таким образом, основными потенциальными рисками для эффективного бизнес-планирования на ПАО «Сбербанк России» являются недостатки и ошибки стратегического менеджмента, в информационной системы и кадрового потенциала. Следовательно, основные усилия по
совершенствованию бизнес-планирования банка для обеспечения и поддержания его уровня конкурентоспособности должны быть направлены на улучшение работы указанных систем, повышения их эффективности, снижения вероятности возникновения ошибок.
Для эффективной системы бизнес-планирования в деятельности коммерческого банка нужны определённые ресурсы, знания, организация работ и специалисты, готовые решать новые многоступенчатые задачи в максимально сжатые сроки. Таким образом, можно говорить о необходимости существования определённой технологии в системе бизнес-планирования в деятельности коммерческого банка. Наличие указанной технологии, не просто в виде какого-либо документа, которому никто не следует, а в виде реально функционирующей системы, значительно увеличивает стабильность работы банка, а также его способность оперативно реагировать практически на любые изменения внешней среды. Перечислим преимущества, которые даёт наличие данной технологии в системе бизнес-планирования для Сбербанка России:
1. Создание унифицированной базы функционально-технологической документации по разработке и внедрению новых банковских продуктов/услуг.
2. Снижение времени и издержек, затрачиваемых на разработку и запуск новых продуктов/услуг.
3. Повышение качества управления продуктовым рядом и его характеристиками.
4. Внедрение инновационных идей в продукты/услуги.
5. Повышение удовлетворенности клиентов, репутации банка и, как следствие, его прибыльности.
Следует отметить, что предлагаемая технология системы бизнес- планирования применима как к разработке новых, так и к модификации существующих продуктов/услуг Сбербанка России.
Перспективная экономико-математическая модель бизнес-планирования Сбербанка России должна формироваться как оптимальная система реализации ключевых целей, возложенных на Банк.
Результатом эффективной системы бизнес-планирования банка являются прибыльность и рентабельность, ликвидность и платежеспособность, финансовая устойчивость и качество его активов. Так, итогом эффективной системы бизнес-планирования является стабильный и ритмичный прирост прибыли и, как следствие, собственного капитала. Однако, прибыль зависит от качества активов, то есть от объема активов, приносящих доход, уровень их доходности, объема и структуры привлеченных ресурсов и затрат на них, а также ликвидности.
Представленные регрессионные модели прогнозирования прибыли Сбербанка от бизнес-планирования розничных продуктов/услуг строится на прогнозе изменения его имущественного положения. Использование предложенного подхода к прогнозированию финансовых результатов деятельности Банка, а, следовательно, и развития системы бизнес- планирования, позволяет также планировать структуру активов, капитала и обязательств, что немаловажно при управлении ликвидностью и платежеспособностью банковского учреждения.
Прогнозирование и планирование в деятельности банка может осуществляться в долгосрочном и краткосрочном периоде, однако задачи, возникающие в каждом из них различны по уровню сложности, применяемому математическому аппарату и достигаемой точности решения. При прогнозировании на долгосрочную перспективу следует использовать модели нелинейных функций. В краткосрочном периоде в ряде случаев удается осуществить более точный прогноз изменения уровня чистой прибыли Банка.
На основе полученных результатов необходимо сопоставить фактический и планируемый уровень чистой прибыли с суммой, которая, согласно финансовой политике, представляет собой прогноз и цель для достижения. Тем самым предложенная методика позволит разработать механизм регулирования и корректирования плановых показателей при бизнес-планировании в Сбербанке России.
1. О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 02.12.1990 г., №395-1 (ред. 20.04.2015 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. Последнее обновление 01.05.2016.
2. О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)
[Электронный ресурс]: Федеральный закон от 10.07.2002 г., №86-ФЗ
(ред.29.12.2014 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. Последнее обновление 01.05.2016.
3. Об обязательных нормативах банков [Электронный ресурс]: Инструкция Банка России от 03.12.2012 г., №139-И (ред. 16.02.2016 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. Последнее обновление 01.05.2016.
4. Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и
банковских группах [Электронный ресурс]: Положение Банка России от 16.12.2003 г., №242-П (ред. 24.04.2014 г.) // Справочно-правовая система
«Консультант Плюс». Версия Проф. Последнее обновление 01.05.2016.
5. Указание Банка России от 5 июля 2002 г. N 1176-У "О бизнес-планах кредитных организаций" (с изм. от 5 ноября 2009 г. N 2325-У) // Вестник Банка России от 11 ноября 2009 г. N 63.
Специальная литература
6. Балабанов И.Т. Банки и банковское дело: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2013. - 360с.
7. Балабанов И.Т. Финансовый анализ: Учеб. Пособие. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 480 с.
8. Банки и банковские операции / Под ред. проф. Е.Ф.Жукова. - М.: Банки и биржи, 2014. - 399 с.
9. Банковское дело / Под ред. Г. Г. Коробовой. - М: Экономистъ, 2013 - 652
с.
10. Банковское дело: стратегическое руководство / Под ред. В. Платонова, М. Хаггинса. - М.: Консалтбанкир, 2013. - 341 с.
11. Банковское и кредитное дело / Под ред. Г. Н. Гамидова. - М.: Юнити, 2012 - 447 с.
12. Батракова Л. Г. Анализ процентной политики коммерческого банка: Учебное пособие. - М.: Логос, 2012. - 152с.
13. Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело: Учебник. - М.:
Финансы и статистика, 2015. - 420с.
14. Бор М.З., Пятенко В.В. Стратегическое управление банковской деятельностью: Учебник. - М.: Приор-Стрикс, 2015. - 124 с.
15. Бухалков М.И. Планирование на предприятии: Учебник. - 3-е издание, испр. - М.: ИНФРА-М, 2015.- 416с. - (Высшее образование).
16. Бэррел Т. Маркетинг. Банковское дело: Учебное пособие. -М.: Консалтбанкир, 2013. - 560с.
17. Выварец А.Д. Экономика предприятия: Учебник для вузов, обуч. по спец.: 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)». - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 543с.
18. Горемыкин В.А. Планирование на предприятии: учебник. - 4-е изд. перераб. и доп. - М.: Высшее образование, 2014. - 609 с. - (Основы наук).
19. Горшенина Т.В. Методы привлечения клиентов в банк: Учебное пособие.
- М.: Пресс, 2014. - 145с.
20. Деньги, кредит, банки / Под ред. О. И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 464 с.
21. Жуков Е. Ф. Банки и банковские операции. - СПб.: Питер, 2013. - 234с.
22. Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учебник / А.И.Ильин. - Мн.: Новое знание, 2014. - 5 изд., стереотип. - 635с.
23. Козловская Э.А. Основы банковского дела: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 725с.
24. Колесников В.И. Банковское дело: Учебное пособие. М.: Проспект, 2013.
- 631с.
25. Коробова Г.Г. Банковское дело: Учебник. - М.: Юристъ, 2012. - 128с.
26. Корпоративные финансы. Руководство к изучению курса Под ред. Романовского М.В., Вострокнутовой А. И. М.: Издательство Юрайт, 2013 - 609с.
27. Лаврушин О.И. Банковское дело: Учеб. пособие. - М.: Банковский и биржевой центр, 2013. - 650с.
28. Лаврушин О.И. Управление деятельностью коммерческого банка
(банковский менеджмент): Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2011. - 365с.
29. Одинцова Л.А. Планирование на предприятии: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Л.А. Одинцова. - М.: Академия, 2012. - 272 с.
30. Портер М. Банковский менеджмент: Учебное пособие. - М.: Финансы, 2011. - 874с.
31. Рудько-Силиванов В.В. Банки России: современные операции и сделки: учебное пособие для вузов. - Владивосток: Дальнаука, 2011. - 582с.
32. Севрук В.Т. Банковские риски. - М.: Дело, 2015. - 245с.
33. Семенов С.К. О тенденциях изменения обязательных экономических нормативов банков // Финансы и кредит. - 2012. - № 5 (173). - с.30-36.
34. Семенов С.К. Эффективность и оптимизация банковской деятельности: рейтинговые методики на базе экономических нормативов // Финансы и кредит.
- 2012. - № 30 (198). - с.41-44.
35. Тавасиев А.М. Банковское дело: управление и технологии: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 367с.
36. Финансовый менеджмент: Учебник / Под ред. Е.И.Шохина —
М.: Кнорус, 2012.- 480с.
37. Шепеленко Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии: учеб. пособие для студентов экономических факультетов и вузов / Г.И. Шепеленко. - 6-е изд., доп. и переработ. - Ростов-н/Д: МарТ, 2015. Интернет-ресурсы
38.Официальный сайт группы компаний «Регион» (раздел аналитическая
библиотека) [Электронный ресурс].
http: //www.region.ru/AnaliticLibrary, свободный.
39.Официальный сайт РИА РосБизнесКонсалтинг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.rbc.ru, свободный.
40. Официальный сайт Центрального Банка РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru, свободный.
41.Официальный сайт ПАО «Сбербанк России» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sberbank.ru/ru/person, свободный.