Введение 3
1. Теоретические аспекты учета, контроля и анализа доходов организации 6
1.1. Экономическая сущность и классификация доходов организации 6
1.2. Сравнительная характеристика требований российских и международных
стандартов к учету доходов организации 15
2. Действующая система учета и контроля доходов ОАО «Аромат» и
рекомендации по ее совершенствованию 25
2.1. Синтетический, аналитический учет и документальное оформление доходов
от обычных видов деятельности ОАО «Аромат» 25
2.2. Синтетический и аналитический учет прочих доходов ОАО «Аромат» 37
2.3. Система внутреннего контроля доходов организации 45
3. Анализ доходов ОАО «Аромат» 52
3.1. Цель, задачи и информационное обеспечение анализа доходов организации.
Анализ состава, структуры и динамики доходов ОАО «Аромат» 52
3.2. Факторный анализ выручки от продажи продукции ОАО «Аромат» 59
3.3. Прогнозный анализ выручки от продажи продукции ОАО «Аромат» 65
Заключение 73
Список использованных источников
Вне зависимости от профиля деятельности предприятия, в процессе его функционирования всегда происходит формирование доходов. Согласно законодательству Российской Федерации, доходы являются одним из объектов бухгалтерского учета. Их правильный учет и анализ важен для отражения результатов деятельности любой организации. Ведь именно величину полученного дохода анализируют внешние и внутренние пользователи бухгалтерской отчетности при оценке конкурентоспособности и финансового состояния организации.
Доходом любой коммерческой организации является выручка, показывающая степень эффективности ее деятельности в той или иной сфере. По величине выручки можно судить о качестве работы специалистов, отделов, занимающихся изготовлением, продажей, продвижением продукции, привлечением клиентов. Именно от качества их работы зависит спрос на выпускаемую продукцию и величина получаемой выручки.
В настоящее время, в условиях конкуренции и перенасыщенности рынка, ни одна организация не может успешно развиваться без эффективной системы управления. Одним из важнейших объектов управления являются доходы. Поскольку их успешное формирование и правильное планирование позволяет достичь главной цели организации - получение прибыли. Стремление к получению прибыли является стимулом для увеличения объемов производства продукции, а значится и величины ожидаемой выручки.
Теоретические исследования в области учета, контроля и анализа доходов коммерческих организаций завершены не полностью. На сегодняшний день разработки научно - методических положений и практических рекомендаций, направленных на совершенствование учета доходов, ведутся постоянно.
Тема выпускной квалификационной работы достаточно актуальна, так как в процессе своей деятельности коммерческие организации постоянно сталкиваются с показателем дохода, который является финансовой основой их деятельности, а
также основой формирования прибыли.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование теоретических и практических аспектов учета, контроля и анализа доходов организации.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
- раскрыть экономическую сущность и рассмотреть существующую классификацию доходов коммерческой организации;
- провести сравнительную характеристику требований российских и международных стандартов к учету доходов;
- рассмотреть синтетический, аналитический учет и документальное
оформление доходов от обычных видов деятельности;
- рассмотреть синтетический, аналитический учет и документальное
оформление прочих доходов;
- исследовать действующую систему внутреннего контроля доходов в организации;
- сформулировать рекомендации по совершенствованию системы учета и контроля доходов в данной организации;
- проанализировать состав, структуру и динамику доходов организации;
- определить влияние факторов на изменение величины доходов от обычных видов деятельности;
- провести прогнозный анализ выручки от продаж.
Объектом исследования является финансово-хозяйственная деятельность ОАО «Аромат». Предметом исследования являются доходы ОАО «Аромат», методика их учета, контроля и анализа. ОАО «Аромат» является одним из крупнейших российских производителей парфюмерно - косметической продукции. Немаловажно, что при высоком качестве цена на продукцию остается доступной для широких слоев населения. На сегодняшний день ОАО "Аромат" успешно взаимодействует с рядом ведущих производителей, продолжает работу по расширению номенклатуры выпускаемой продукции и расширению числа заказчиков по производству парфюмерно-косметической продукции.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили научные труды и практические разработки российских ученых в области бухгалтерского учета и контроля, анализа доходов, а также учебные пособия. Исследование базируется на законодательных и нормативных актах по учету и анализу доходов.
Информационной базой исследования явились, информация бухгалтерской (финансовой) отчетности и учетных регистров ОАО «Аромат», а также научные публикации, интернет - ресурсы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе выпускной квалификационной работы рассматривается экономическая сущность и классификация доходов организации, а также проводится сравнительная характеристика требований российских и международных стандартов к учету доходов организации.
Во второй главе выпускной квалификационной работы исследуется методика синтетического, аналитического учета и документальное оформление доходов от обычных видов деятельности и прочих доходов организации. В работе анализируется система внутреннего контроля доходов организации, и приводятся рекомендации по учету и контролю доходов.
В третьей главе выпускной квалификационной работы описываются цели, задачи и информационное обеспечение анализа доходов организации, анализируется состав, структура и динамика доходов организации, проводится прогнозный анализ выручки от продаж.
Доходы коммерческой организации являются источником ее существования. Доход - важнейший фактор финансового результата, именно от его правильно поставленного учета зависит величина получаемой выручки, прибыли и, соответственно, капитала собственника.
На сегодняшний день, вопросы, касающиеся понимания и раскрытия экономической сущности доходов, решены не полностью. Проанализировав определения доходов, мы пришли к выводу, что наиболее правильным и полным является трактовка доходов, приведенная в Концептуальных основах финансовой отчетности, где определено, что доход - это приращение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме притока или увеличения активов или уменьшения обязательств, что выражается в увеличении капитала (отличного от вкладов собственников) [48, п.4.25]. Большое значение для
правильной организации учета доходов имеет их классификация. Классификация доходов в разрезе подсистем финансового, управленческого и налогового учетов, на наш взгляд, наиболее полно раскрывают сущность доходов организации. В сфере финансового учета выделяют доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы. В подсистеме налогового учета важно подразделять доходы на учитываемые и не учитываемые в целях налогообложения. В целях управления и анализа в подсистеме управленческого учета выделяют доходы от производственной деятельности, доходы от торговой деятельности и доходы от оказания услуг.
Одной из актуальных проблем развития бухгалтерского учета в России является его сближение с МСФО. В настоящее время существуют различия в условиях признания и оценке доходов в российском и международном учете, которые в будущем будут устранены в процессе реформирования системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России.
В результате изучения синтетического, аналитического учета и документального оформление доходов от обычных видов деятельности ОАО «Аромат» было установлено, что порядок учета операций продажи продукции соответствует порядку, закрепленному в учетной политике предприятия, которая, в свою очередь, соответствует положениям действующих нормативных документов. Бухгалтерский учет в ОАО «Аромат» автоматизирован, ведется с помощью программы «1С Предприятие 8. Управление производственным предприятием», позволяющей своевременно и точно признать, оценить и отразить в учете полученную выручку. Однако нами было замечено, что на предприятии не ведется аналитический учет в разрезе групп продукции по субсчету 90.09. В качестве рекомендаций мы предложили внести изменения в программу. Это позволит отслеживать по каждой группе продукции не только выручку и расходы, но и полученную прибыль. Также нами было предложено, разделение каждой группы продукции на виды: туалетные и парфюмированные воды; духи; одеколоны; средства по уходу за волосами; средства по уходу за телом и т.д. Такое развернутое представление о доходах, расходах и финансовом результате по видам продукции посодействует принятию правильных управленческих решений.
Анализируя документальное оформление учета прочих доходов предприятия, а также синтетический и аналитический учет, можно сделать вывод о том, что учет прочих доходов в ОАО «Аромат» ведется в соответствии с требованиями, установленными нормативными документами. Однако в ходе работы нами было замечено, что в оборотно - сальдовой ведомости по сч. 91 невозможно определить сумму налога на добавленную стоимость, начисленного по продажам прочих активов. Данная информация доступна к получению только при детализации карточки счета. В связи с этим, мы предлагаем ОАО «Аромат» создать для отражения НДС отдельное субконто или выделить субсчет 91.03 «НДС», и внести необходимые изменения в программе «1С Предприятие 8. Управление производственным предприятием». Это позволит более оперативно контролировать правильность формирования показателя «Прочие доходы» в отчете о финансовых результатах.
В ходе изучения финансово - хозяйственной деятельности и особенностей системы внутреннего контроля ОАО «Аромат» было выявлено, что на предприятии отсутствуют конкретные механизмы внутреннего контроля по формированию доходов предприятия. В ходе работы мы порекомендовали сформировать в организации отдел внутреннего контроля, на который должна быть возложена обязанность по периодическому контролю учета доходов. В частности, работники службы внутреннего контроля должны контролировать: своевременность отражения всех хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета; правильность документального оформления хозяйственных операций; правильность отражения в бухгалтерском учете доходов организации. Анализ должностных инструкций работников предприятия показал, что в них не отражены четкие обязанности по конкретным контрольным действиям. Поэтому в должностных инструкция специалистов отдела внутреннего контроля должны быть четко прописаны обязанности каждого работника. Также необходимо в Уставе ОАО «Аромат» отразить основные положения системы внутреннего контроля.
Положительным моментом является то, что в ОАО «Аромат» разработаны типовые формы писем, позволяющие отслеживать состояние дебиторской задолженности. В ходе работы нами так же было предложено ввести и автоматизировать график документооборота по отгрузке и продаже готовой продукции. Функционирование этого графика в рамках единой информационной программы позволит всем работникам, занимающимся отгрузкой и продажей продукции, в реальном времени отслеживать местонахождение того или иного документа. Таким образом, ОАО «Аромат» целесообразно поэтапно переходить на новые качественные программные технологии, в том числе полнофункциональные, реализованные на основе единого информационного пространства. Соблюдение перечисленных мероприятий поможет обеспечить качество и достоверность данных бухгалтерского учета доходов предприятия.
Проведенные аналитические процедуры позволили оценить динамику и структуру доходов ОАО «Аромат», определить влияние факторов на изменение выручки от продажи продукции, выполнить прогноз выручки ОАО «Аромат» на 2016 год. Так, 2014 году отмечается уменьшение суммы полученной предприятием выручки. Это связано с резким падением объемов заказов из-за начала девальвации рубля, падения потребительского спроса в низком ценовом сегменте, недостаточности финансовых ресурсов у заказчиков и крупных сетей. Несмотря на это ОАО «Аромат» продолжает оставаться одним из крупнейших контрактных производителей парфюмерной продукции на российском рынке в нижнем ценовом сегменте и в 2015 году объем продаж вырос, соответственно, увеличились доходы предприятия в 1,5 раза. Рост доходов от продаж коснулся как направления контрактного производства, так и собственной продукции.
На рост выручки от реализации продукции в 2015 году по сравнению с 2014 годом положительное влияние оказали как рост объема реализованной продукции, так и рост цен на продукцию. Делая прогнозы на 2015 год, большинство аналитиков ожидали рост цен на косметическую продукцию на 25 - 30 % и прогнозировали падение рынка в натуральном выражении до 30%. Согласно данным ОАО «Аромат», увеличение цены на продукцию на 30% и рост объемов производства и продаж на 25% увеличили выручку на 63%. Что является благоприятным моментом.
Отмечая увеличение объема продаж, мы проанализировали структуру продукции, которая также влияет на сумму выручки. ОАО «Аромат» помимо собственной продукции, выпускаемой для торговых сетей, создает уникальную парфюмерно-косметическую продукцию на заказ, с использованием отдельных рецептур для каждого вида продукции. Наши расчеты показали, что в отчетном периоде имели место структурные сдвиги. В частности, за счет изменения структуры выручка от продаж увеличилась, что свидетельствует о структурных сдвигах в сторону увеличения удельного веса более дорогих видов продукции в общем объеме товарной продукции. На ближайшую перспективу до 2017 года ОАО «Аромат» планирует развивать направление собственного производства косметики для крупных торговых сетей при сохранении текущих объемов контрактного производства парфюмерной продукции.
Для успешного развития предприятия необходимо предусмотреть ряд
важнейших этапов, позволяющих достигнуть стратегических целей компании. Именно поэтому специалисты ОАО «Аромат» составляют прогноз продаж, определяют бюджеты рекламы и продвижения, планируют закупку и детализируют весь процесс производства. Мы проанализировали выручку от продажи продукции за 4 года и построили прогноз на 2016 год с помощью модели линейного тренда. По прогнозным данным в 1 квартале 2016 года выручка ожидается в размере 279655 тыс. руб., что меньше полученной выручки в 4 квартале 2015 года. Во 2 квартале прогнозируется небольшое снижение выручки на 39462 тыс. руб. В целом в последующих периодах ожидается рост данного показателя в 3 квартале до 300232 тыс. руб. в 4 квартале до 419314 тыс. руб. Данный рост является положительным моментом. Также мы проанализировали сезонные компоненты и пришли к выводу о том, что выручка организации подвержена сезонным колебаниям. Объем выручки невысок в 1 и 2 квартале, значение сезонных компонент в этих периодах составляют -24485 и -67752, что можно объяснить снижением спроса покупателей на продукцию. Рост объема выручки наблюдается с 3 квартала, в котором сезонная компонента все еще отрицательна и равна -11519. В 4 квартале сезонная компонента положительна и составляет 103756, в связи с этим наблюдается рост объема выручки, по сравнению с предыдущими кварталами. То есть с начала осени до середины зимы наши показатели выручки и сезонной компоненты показывают высокие значения. Это объясняется повышенным спросом на продукцию и многочисленными праздниками, приходящимися эти периоды. Рассчитанная нами модель с последующим прогнозом в достаточной степени описывает тенденции, влияющие на объем выручки, и может быть использована в дальнейшем для расчета прогнозных значений.
В качестве рекомендации для руководителя отдела продаж в целях планирования объема продаж можно предложить программу Forecast4AC PRO, предназначенную для прогнозирования продаж на базе MS Excel. Процесс расчета прогноза в программе происходит следующим образом. Сначала анализируется сложившаяся ситуация. Программа рассчитывает коэффициенты выбранного уравнения тренда, которые максимально точно описывают сложившуюся тенденцию. Затем рассчитываются значения тренда в каждый момент времени, отклонение значений временного ряда от значений тренда, коэффициенты сезонности, общий индекс сезонности. После этого программа продлевает сложившуюся ситуацию на заданное пользователем количество периодов: определяет значение тренда для будущих периодов, корректирует значения тренда коэффициентами сезонности.
Положительными сторонами программы являются легкая интеграция в имеющийся бизнес процесс (прогноз можно произвести на основании сводных таблиц и отчетов в Excel, так же из учетных систем 1С) и достаточно простой и понятный интерфейс. Программа является лицензионной.
По нашему мнению, с помощью этой программы, менеджеры и руководители отдела продаж оперативно могли бы делать прогнозы, и на их основе принимать правильные управленческие решения, избегая при этом убытков и максимизируя прибыль.
В заключении хотелось бы отметить, что рассмотренные в ходе работы теоретические и практические стороны ведения бухгалтерского учета, контроля и анализа доходов коммерческих организаций, в частности, доходов ОАО «Аромат», еще раз доказывают важность данного показателя. Доходы являются ключевыми элементами развития производственно-хозяйственной деятельности организаций, и должны отражаться в системах бухгалтерского, управленческого и налогового учета правильно и своевременно. Что, в конечном счете, позволит прогнозировать и планировать основные векторы развития деятельности и принимать верные управленческие решения для улучшения финансового состояния коммерческой организации.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть первая:
Федеральный закон от 30.11.1994 г., № 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016 г.). - Информ. - правовая система «Консультант Плюс». Версия от 06.05.2016 г.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 г., № 146-ФЗ (ред. от 05.04.2016 г.). - Информ. - правовая система «Консультант Плюс». Версия от 06.05.2016 г.
3. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 г., № 402- ФЗ (ред. от 04.11.2014 г.). - Информ. - правовая система «Консультант Плюс». Версия от 06.05.2016 г.
4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: Приказ Министерства финансов России от 29.07.1998 г., № 34н (ред. от 24.12.2010 г.). - Информ.- правовая система «Консультант Плюс». Версия от 06.05.2016 г.
5. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99: Приказ Министерства финансов России от 06.05.1999 г., № 32н (ред. от 06.04.2015 г.). - Информ.- правовая система «Консультант Плюс». Версия от 06.05.2016 г.
6. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99: Приказ Министерства финансов России от 06.07.1999 г., № 43н (ред. от 08.11.2010 г.). - Информ.- правовая система «Консультант Плюс». Версия от 06.05.2016 г.
7. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной
деятельности организации и инструкция по его применению: Приказ
Министерства финансов России от 31.10.2000 г., № 94н (ред. от 08.11.2010 г.) - Информ.- правовая система «Консультант Плюс». Версия от 06.05.2016 г.
8. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008: Приказ Министерства финансов России от 06.10.2008 г., № 106н (ред. от 06.04.2015 г.). - Информ.- правовая система «Консультант
Плюс». Версия от 06.05.2016 г.
9. Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» ПБУ 2/2008: Приказ Министерства финансов России от 24.10.2008 г., № 116н (ред. от 06.04.2015 г.). - Информ.- правовая система «Консультант Плюс». Версия от 06.05.2016 г.
10. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 11 «Договоры на строительство»: Приказ Министерства финансов России от 25.11.2011 г., № 160н (ред. от 17.12.2014 г.). - Информ.- правовая система «Консультант Плюс». Версия от 06.05.2016 г.
11. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 17 «Аренда»:
Приказ Министерства финансов России от 25.11.2011 г., № 160н (ред. от
11.06.2015 г.). - Информ.- правовая система «Консультант Плюс». Версия от 06.05.2016 г.
12. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 18 «Выручка»: Приказ Министерства финансов России от 25.11.2011 г., № 160н (ред. от 26.08.2015 г.). - Информ.- правовая система «Консультант Плюс». Версия от 06.05.2016 г.
13. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка»: Приказ Министерства финансов России от 25.11.2011 г., № 160н (ред. от 26.08.2015 г.). - Информ.- правовая система «Консультант Плюс». Версия от 06.05.2016 г.
14. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями»: Приказ Министерства финансов России от 21.01.2015 г., № 9н. - Информ.- правовая система «Консультант Плюс». Версия от 06.05.2016 г.
15. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России: Одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров от 29.12.1997 г. - Информ.- правовая система «Консультант Плюс». Версия от 06.05.2016 г.
16. Анненкова Е.А. Списание дебиторской и кредиторской
задолженности [Электронный ресурс] - 2011. - Режим доступа:
http://www.klerk.ru/buh/articles/253654/
17. Бердникова Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2015 г. — 578 с.
18. Вакульчук О. Основные показатели годовой финансовой отчетности - М.: Лаборатория книги.- 2015 г. - 207 с.
19. Вахрушина М. А. Бухгалтерский управленческий учет. Учебник, 8-е изд. - М.: Омега-Л. -2015 г. - 501 с.
20. Вахрушина М.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Учебное пособие.- М.: Вузовский Учебник, 2015 г. — 271 с.
21. Герасимов Б.И., Коновалова Т.М., Спиридонов С.П., Саталкина Н.И. Комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности организации: Учебное пособие. - 2014 г. - 509 с.
22. Григорьевская Л. Основные принципы бухгалтерского учета - М.: Лаборатория книги.- 2015 г. - 301 с.
23. Грищенко О. В. Управленческий учет: конспект лекций. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007. - 232 с.
24. Домбровская Е. Н. Бухгалтерская (финансовая) отчетность. Учебное пособие. - М.: ИНФРА. - 2014 г. - 207 с.
25. Зайнуллина С.Ф. Особенности учета и контроля доходов и расходов, финансовых результатов // Молодой ученый. - 2015. - №8. - С. 528-530
26. Ивашкина Е.Ю. Методика бухгалтерского учета доходов, расходов и финансовых результатов коммерческих организаций в Российской Федерации //Управленческий учет. - 2009. - № 11. - С.76-86.
27. Карлуков Н. К. Анализ и учет финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия - М.: Лаборатория книги.- 2014 г.- 311 с.
28. Карпивенцева С. Обзор ключевых изменений в МСФО 2015// МСФО на практике. - 2015. - №1.
29. Колчина Н.В., Поляк Г.Б. Финансы организаций (предприятий). - М.
Юнити. - 2014. - 300 с.
30. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет: Учебник / Н.П. Кондраков. - М.: ИНФРА-М.- 2014 г. — 501 с.
31. Кошечкин С.А. Алгоритм прогнозирования объема продаж в MS
Excel: Корпоративный менеджмент [Электронный ресурс] - 2011. - Режим
доступа: http: //www.cfin.ru/finanalysis/sales forecast. shtml
32. Кошкина Т.Ю. Коммерческий кредит в форме отсрочки платежа / Т.Ю. Кошечкина // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. - 2015. - №12.
33. Миронова Н.А. Стратегическое управление как важнейшая составляющая успешного развития предприятия / Н.А. Миронова // Мордовский государственный университет. - 2013. - №1. С. 1-8.
34. Натепрова Т.Я., Трубицына О.В. Бухгалтерская (финансовая) отчётность: Учебное пособие - М.: Дашков и К.- 2015 г. — 191 с.
35. Новодворский В.Д., Сабанин Р.Л. Бухгалтерский и налоговый учет доходов и расходов. СПб.: Питер. - 2013 г. - 256 с.
36. Пласкова Н.С Факторный анализ результативности операционной деятельности организации / Н.С. Пласкова // Аудит и финансовый анализ. - 2007. - №2. С. 1-5.
37. Пятов М.Л., Смирнов И.А. Признание выручки от использования другими сторонами активов: МСФО 18 и МСФО 39 / М.Л. Пятов, И.А. Смирнов // Проблемы учета и финансов. - 2012. - №20.
38. Рахматуллин Ю.Я. Соответствие доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учёте от продаж // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2013.- № 3 (101).- С. 143-147.
39. Ровенских В.А., Слабинская И.А. Бухгалтерская (финансовая) отчётность: Учебник для бакалавров. - М.: «Дашков и К». - 2014 г. - 209 с.
40. Савицкая Г. В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / Г.В. Савицкая - М.: НИЦ Инфра-М. - 2014 г. - 191 с.
41. Степанов В. П. Бухгалтерский учет и формирование финансовых результатов деятельности предприятия - М.: Лаборатория книги. - 2014 г. - 295 с.
42. Стародубцева И.М. Тонкости расчетов по обязательствам в иностранной валюте / И.М. Стародубцева // Новая бухгалтерия. - 2015. - №5.
43. Татаринова О. И. Анализ финансовой отчетности - М.: Лаборатория книги. - 2015 г. - 171 с.
44. Терехова В. П. Анализ финансовой отчетности на соответствие международным стандартам - М.: Лаборатория книги. - 2015 г. - 501 с.
45. Штурмина О. С. Международные стандарты учета и финансовой отчетности : учебное пособие / О. С. Штурмина. - Ульяновск : УлГТУ. - 2015 г. - 247 с.
46. Фокин Н. И. [Электронный ресурс]: Экономика: В начале было Слово. - Режим доступа: http://dictionary-economics.ru/
47. Ярковский П.А. Раскрытие информации о выручке в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности / П.А. Ярковский // Проблемы учета и финансов. - 2013. - №4. С. 70-74.
48. Министерство финансов РФ [Электронный ресурс]: Концептуальные
основы финансовой отчетности. - Режим доступа:
http://minfin.ru/common/upload/library/2014/06/main/kontseptualnye_osnovy_na
49. Информационный портал российских бухгалтеров [Электронный ресурс]: Минфин подготовил программу разработки федеральных стандартов бухучета - Режим доступа: http://112buh.com/novosti/2016/minfin-podgotovil- pro grammu-razrabotki-federal-nykh- standartov-bukhucheta/
50. Справочная система Главбух [Электронный ресурс]: Расчет процентов по займу - Режим доступа: http://www.glavbukh.ru/hl/102532-raschet-protsentov-po- zaymu-v-visokosnom- godu
51. Саморегулируемая организация аудиторов некоммерческое партнерство «Аудиторская ассоциация содружество» [Электронный ресурс]: Стратегия разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета - Режим доступа: http://www.auditor-sro.org/pc/novosti/ks razrabotki buhucheta/
52. Forecast4AC PRO - точный прогноз продаж одним нажатием клавиши! [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://4analytics.ru/forecast4ac- pro.html
53. Аромат [Электронный ресурс]: Годовой отчет ОАО «Аромат» за 2014 год. - Режим доступа: http: //aromatkzn.ru/akcioneram/.