ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ 8
1.1 Теория потребительского выбора как база построения
маркетинговой стратегии 8
1.2 Организация маркетингового управления торговым процессом 12
1.3 Использование мероприятий интегрированных маркетинговых
коммуникаций в местах продаж 14
2 МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
ООО «АГРОФИРМА АРИАНТ» 20
2.1 Анализ экономических показателей и товарооборота ООО
«АГРОФИРМА АРИАНТ» 20
2.2 Анализ ассортиментной политики ООО «АГРОФИРМА АРИАНТ» 24
2.3 Оценка эффективности рекламных мероприятий в местах продаж... 26
3 КОМПЛЕКС МАРКЕТИНГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО
УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «АГРОФИРМА АРИАНТ» 31
3.1 Формирование розничных цен на основе потребительского спроса... 31
3.2 Разработка рекламной кампании в ООО «АГРОФИРМА АРИАНТ» 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сведения о видах экономической деятельности
ООО «АГРОФИРМА АРИАНТ» 44
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Бухгалтерская отчетность за 2013-2016 гг 45
ПРИЛОЖЕНИЕ В Отчет о прибылях и убытках 46
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Отчет о движении денежных средств
Сфера торгового маркетинга охватывает деятельность на рынке торгово-посреднических услуг, связанную с оптовыми перепродажами и розничной реализацией товаров конечному потребителю. Особенности такой деятельности предопределяются самим характером торговой услуги - ее своевременностью, надежностью, доступностью.
Торговый маркетинг - это маркетинг торговых услуг, включающих закупку товаров и формирование торгового ассортимента в соответствии со спросом покупателей, организацию торговых процессов и обслуживание населения, предоставление информации потребителям и внутримагазинную рекламу, оказание дополнительных торговых услуг и др.
Розничная торговля представляет собой важнейший сектор экономики, претерпевающий кардинальные изменения в кризисной ситуации. Меняется ситуация в стране, меняется розничный рынок, меняются покупатели.
Розничная торговля строится на неопределенности - однако победа приходит к тем компаниям, которые знают, как управлять этой неопределенностью. Успех любого вводимого изменения следует подкреплять соответствующей маркетинговой концепцией.
Успешное развитие предприятий, работающих на рынке ритейла уже невозможно без маркетинга, использование которого обусловлено историческими особенностями и отличается вполне конкретной спецификой.
Маркетинг в рознице - это не только успешная продажа товаров по подходящей цене. Это философия каждого формата магазина, его концепция и стратегическая цель. В рамках разработки маркетинга в розничном секторе необходимо добиваться того, чтобы позиционирование какого-либо предложения, а также его имидж были тщательно продуманы и логически взаимосвязаны. В основе позиционирования как концепции маркетинга лежит не географическое положение, а позиция имиджа, цены и качества сервиса в определенной нише рынка [34].
Актуальность исследования.
Последнее время все продавцы чувствуют, что на рынке происходят кризисные явления. Покупатели приходят в магазин реже, покупают меньше и более дешевые товары. Продажи и доходы падают, а расходы растут. И виной тому не только санкции, падение курса рубля, усложнение доступа к кредитам и их удорожание. Причина в том, что все эти факторы действуют одновременно.
Каждый предприниматель, который занимается розничной торговлей, ищет эффективные способы, чтобы повысить продажи и, соответственно, увеличить прибыльность своего предприятия. Это особенно актуально в период финансовой нестабильности, когда резко снижается покупательская способность. Для этого необходимо разработать технологии увеличения продаж в такой ситуации.
Объект исследования - маркетинговые технологии увеличения объема продаж в розничной торговле.
Предмет исследования - деятельность розничного предприятия торговли ООО «АГРОФИРМА АРИАНТ».
Цель исследования заключается в разработке маркетинговых предложений по улучшению деятельности ООО «АГРОФИРМА АРИАНТ» на основе проведенного анализа комплекса маркетинга.
Задачи исследования следующие:
1. Изучить теоретические основы маркетинга в розничной торговле.
2. Выявить особенности комплекса маркетинга.
3. Определить принцип организации маркетингового управления в торговле.
4. Изучить инструменты розничного анализа.
5. Провести анализ экономической деятельности предприятия розничной торговли ООО «АГРОФИРМА АРИАНТ».
6. Рассмотреть процесс проведения стимулирующих маркетинговых мероприятий и оценить эффективность их проведения;
7. Разработать комплекс маркетинговых мероприятий по усовершенствованию деятельности предприятия розничной торговли ООО «АГРОФИРМА АРИАНТ».
Для достижения поставленной цели были проанализированы и применены идеи российских и отечественных экспертов в сфере торгового маркетинга: Киры и Рубена Каян [23], Л. Климченя, Н. Гузелевич, А. и И. Костерина.
Структура выпускной квалификационной работы: исследование состоит из аннотации, введения, теоретической главы, практического исследования, заключения, списка используемых источников, приложений.
Подведем основные итоги по рассматриваемой теме.
Итак, сфера розничной торговли состоит из множества организаций, занимающихся перемещением товаров и услуг из мест их производства к местам использования.
Розничная торговля это любая деятельность по продаже товаров или услуг непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого Использования.
Розничный торговец принимает решения о выборе целевого рынка, о товарном ассортименте и комплексе услуг, о политике цен, стимулировании и месте размещения предприятия. Розничным торговцам необходимо изыскивать пути повышения профессионального уровня управления собственной деятельностью и ее продуктивности.
В настоящее время розничная торговля относится к одному из самых успешных и динамично развивающихся секторов экономики нашей страны. Учитывая эту благоприятную тенденцию, рынок розничных торговых услуг России стал объектом пристального внимания иностранных розничных операторов и инвесторов. Поэтому российским розничным торговым компаниям необходимо уделить повышенное внимание процессам функционирования маркетинговых программ (чему и была посвящена эта статья) в рамках своей деятельности, направлять свои усилия на удержание доли рынка, формирование лояльности потребителей, активное противостояние появляющейся «западной» конкурентной угрозе.
Для анализа эффективности рекламной кампании целесообразно использовать метод обобщенного анализа.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является ООО «Ариант». Общество с ограниченной ответственностью «Ариант» - это крупнейший агропромышленный холдинг в Российской Федерации, который является лидером по производству мясной продукции.
ООО «Ариант» образовано в 2002 году. Предприятие представляет собой замкнутый агропромышленный комплекс, занимающийся производством комбикормов из собственного сырья, мяса свинины, колбасных изделий и мясных деликатесов, а также производством алкогольных и безалкогольных напитков.
По итогам практической главы сделаны следующие выводы.
Компания ООО «Ариант» очень давно присутствует на рынке, активно наращивает продажи. Как средства рекламы используется реклама на ТВ, в прессе, размещение рекламно-информационных материалов, реклама в местах продаж.
Недостатками рекламной деятельности является отсутствие программ лояльности и целевой рекламной кампании.
Возможности компании на рынке определены при помощи анализа внешней среды, и заключаются в активизации продвижения в соответствии с тенденцией роста отраслевого рынка для улучшения результативности деятельности и реализации стратегии охвата рынка.
В соответствии с выявленными недостатками в третьей главе предложены мероприятия по проведению целевой рекламной кампании.
Предлагается провести рекламную компанию товара, акцентирующую внимание клиентов на выгодности сотрудничества и привлекательности товара, а также включить в рекламную политику программу лояльности для оптовых клиентов.
Генеральная цель кампании - повышение узнаваемости продукта и обеспечение прироста прибыли через развитие информационного поля.
Цели рекламной кампании:
- формирование интереса среди целевых групп к продукту.
- продвижение продукта как качественного и доступного.
Как средства рекламы выбираем размещение информации на интернетресурсе пищевой промышленности, отраслевых печатных изданиях, бизнесжурналах, продвижение сайта в интернете, рассылка каталогов клиентам, а также применение программы лояльности для крупнооптовых клиентов.
Работа имеет важное практическое значение, так как может быть применена для совершенствования рекламной политики в рассматриваемой компании.
В дальнейшем рекомендуется продолжать разрабатывать целевые рекламные кампании, как средство сконцентрированное на целевой аудитории продукта.
В ходе написания данной работы была достигнута основная цель - разработаны маркетинговые предложения по улучшению деятельности ООО «АГРОФИРМА АРИАНТ» на основе проведенного анализа комплекса маркетинга.
1. Постановлении РФ от 15 июля 2010 г. №530 «Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения» // Российская газета от 26 июля 2010 г. №163.
2. Устав Общества с ограниченной ответственностью «Ариант».
3. Сайт Общества с ограниченной ответственностью «Ариант».- http: //ariantagro ,ru.
4. Министерство Сельского хозяйства. О развитии мясной отрасли в России. - http://www.mcx.ru.
5. Абакумава, И.М. Атмосфера магазина как инструмент влияния на потребителя / Л.Н. Абакумава, И.М. Мокану // Маркетинг в России и за рубежом. - 2010 - №1. - С. 53-60.
6. Акопов, В.С. Организация маркетингового управления торговым процессом / В.С. Акопов, И.В. Степнова // Маркетинг в России и за рубежом. - 2011. - №6. - С.17-28.
7. Анурин, А. Маркетинговые исследования потребительского рынка / А. Анурин и др. - Спб.: Питер, 2014
8. Баканов, М. И. Теория экономического анализа / М.И. Баканов,
A. Д. Шеремет. - М.: «Финансы и статистика», 2015. - 392 с.
9. Бове, К.Л. Современная реклама / К.Л. Бове, У.Ф. Аренс. - М.: Изд-во «Довгань», 2015. - 329 с.
10. Бороноева, Т.А. Современный рекламный менеджмент / Т.А. Бороноева. - М.: Изд-во «Аспект Пресс», 2012. - 141 с.
11. Брижашева, О.В. Маркетинг торговли: учебное пособие /
О.В. Брижашева. - Ульяновск: УлГТУ, 2015. - 170 с.
12. Васильев, Г. Повышение качества обслуживания в розничной торговле / Г. Васильев, Н. Сенина // Маркетинг. - 2012. - №2. - С.70-77.
13. Галыга, В.И. Проблемы мерчендайзинга товаров в розничных торговых сетях // Молодой ученый. - 2016. - №29. - С.393-398.
14. Гамов, И.В. Маркетинг в реальной работе торгового предприятия // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2009. - №4. - с.12-16.
15. Герасименко, В.В. Дифференциация цен и ценовая тактика /
B. В. Герасименко // Маркетинг. - 2016. - №3. - С.76-87.
16. Геращенко, Л. Азбука рекламы / Л. Геращенко. - М.: Изд-во «Альпина», 2015. - 320 с.
17. Герус, А. Технология и инструментарий мерчандайзинга / А. Герус // Маркетинг, реклама и сбыт. - 2015. - №2. - С.58-66.
18. Гиляровская, Л.Т. Экономический анализ: учебник для вузов /
Л.Т. Гиляровская. - Москва: ИНФРА-М, 2013. - 82 с.
19. Глухов, В.В. Менеджмент: учебник для вузов / В.В. Глухов. - Санкт-Петербург: Изд-во Питер, 2014. - 608 с.
20. Голубкова, Е.Н., Интегрированные маркетинговые коммуникации в местах продаж / Е.Н. Голубкова, К.Е. Говердовская // Маркетинг в России и за рубежом. - 2012. - №4. - С.79-89.
21. Данько, Т.П. Управление маркетингом: учебник / Т.П. Данько. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 334 с.
22. Дурович, А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности /
A. П. Дурович. - М.: «Финансы, учет, аудит», 2017. - 339 с.
23. Канаян, К. Ассортимент: в поисках оптимального / К. Канаян, Р. Канаян // Торговое оборудование. - 2012. - №4.
24. Канаян, К. Управление ассортиментом товара: понятие, факторы,
влияющие на формирование ассортимента / К. Канаян, Р. Канаян // Торговое оборудование. - 2012 - №4.
25. Кевра, Г. Цены в розницу / Г. Кевра // Главный экономист. - 2009. -
С. 37-43.
26. Кондратьев, А.А. Маркетинг: концепции и решения / А.А. Кондратьев. - М.: Олма-Пресс, 2015. - 223 с.
27. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент. Пер. с англ. Бугаев М. и др. - СПб: Питер, 2012.
28. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. - М.: ИД «Вильямс», 2012. - 646 с.
29. Лисовская, И.А. Финансовый менеджмент: полный курс MBA: учебное пособие / И.А. Лисовская. - М.: Рид Групп, 2017. - 352 с.
30. Лихачева, О.Н. Финансовое планирование на предприятии: учебное пособие / О.Н. Лихачева. - М.: Проспект, 2012. - 298 с.
31. Маленков, Ю.А. Стратегический менеджмент: учебник / Ю.А. Маленков. - М.: Проспект, 2014. - 224 с.
32. Макарова, Л.М. Формирование финансовой отчетности малых и средних предприятий сельского хозяйства // Молодой ученый. - 2013. - №2. -
С. 163-167.
33. Михайлова, Е. Ключевые маркетинговые факторы успеха в розничной торговле / Е. Михайлова // Маркетинг. - 2015. - №5. - С. 105-115.
34. Михайлова, Е. Основы маркетинга в розничной торговле / Е. Михайлова // Маркетинг. - 2014. - №5. - С. 118-124.
35. Мищенко, Е.С. Организационные структуры управления (современное состояние и эволюция): учебное пособие / Е.С. Мищенко. - Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2011. - 104 с.
36. Никишин, В.В. Особенности комплекса маркетинга в розничной торговле /
B. В. Никишин // Технологии розничной торговли. - 2012. - №6.
37. Никишкин, В.В. Маркетинг в розничной торговле / В.В. Никишкин. - М.: Экономика, 2012. - 272 с.
38. Ньюмен, Э. Розничная торговля. Организация и управление / Пер. с англ. / Под ред. Ю. Каптуревского. - СПб.: Питер, 2015. - 416 с.
39. Организация и технология торговли: практикум / Л.С. Климченя, О.А. Бобровская, В.В. Лагойко - Минск: БГЭУ, 2014. - 235 с.
40. Осадчая, О.П. Формирование ассортиментной политики и производственной программы / О.П. Осадчая, И.В. Толстов, А.В. Прокопьев // ЭКО. - 2013. - №12. - С. 44-59.
41. Погорелова, М.Я. Экономический анализ: теория и практика.: учебник для вузов / М.Я. Погорелова. - Москва: новое знание, 2015. - 539 с.
42. Росситер, Дж.Р. Реклама и продвижение товаров / Дж. Р. Росситер, Л. Перси. - СПб: Питер, 2012. - 618 с.
43. Рыбакова, Е. Оценка эффективности маркетинговых коммуникаций: что и как измерять? // Маркетинговые коммуникации / Е. Рыбакова. - 2015. - №5. - С.11-17.
44. Савицкая, Г.В. Экономический анализ: учебник для вузов / Г.В. Савицкая. Москва: новое знание, 2016. - 146 с.
45. Семенов, Б.Д. Рекламный менеджмент: учебное пособие / Б.Д. Семенов. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2017. - 272 с.
46. Теплова, Т.В. Финансовый менеджмент: управление капиталом и
инвестициями / Т.В. Теплова. - М.: ГУ ВШЭ, 2010. - 484 с.
47. Фартелл, Ч. Основы торговли / Ч. Фартелл. - М.: Издательский дом ДОВГАНЬ, 2015. - 118 с.
48. Финансы предприятия : учебник для вузов / Под ред. Н.В. Колчиной. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 447 с.
49. Фридман, А.М. Финансы организации (предприятия): учебник / А.М. Фридман. - М.: «Дашков и Ко», 2015. - 488 с.
50. Шеремет, А.Д. Теория экономического анализа: учебник для вузов / А.Д. Шеремет. - Москва: Владос, 2016. - 371 с.