Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности предприятий: мировой опыт и практика в России
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Понятие и содержание внешнеэкономической деятельности 7
1.2 Характеристика внешнеэкономической деятельности предприятия в
структуре внешнеэкономического комплекса 16
1.3. Экономическая природа, функции и виды таможенных
пошлин 26
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 35
2.1. Место таможенно-тарифного регулирования во внешнеэкономической
политике стран мира 35
2.2. Характеристика и анализ нетарифных методов регулирования
внешнеэкономической деятельности 47
2.3. Правовые основы регулирования внешнеэкономической деятельности в
рамках ЕАЭС 56
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ 66
3.1. Международная торговля в рамках ВТО: основные проблемы стран-
участниц 66
3.2. Перспективы развития ВЭД в России 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 90
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Понятие и содержание внешнеэкономической деятельности 7
1.2 Характеристика внешнеэкономической деятельности предприятия в
структуре внешнеэкономического комплекса 16
1.3. Экономическая природа, функции и виды таможенных
пошлин 26
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 35
2.1. Место таможенно-тарифного регулирования во внешнеэкономической
политике стран мира 35
2.2. Характеристика и анализ нетарифных методов регулирования
внешнеэкономической деятельности 47
2.3. Правовые основы регулирования внешнеэкономической деятельности в
рамках ЕАЭС 56
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ 66
3.1. Международная торговля в рамках ВТО: основные проблемы стран-
участниц 66
3.2. Перспективы развития ВЭД в России 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 90
В XXI подавляющее большинство стран мира, как развитых, так и развивающихся вовлечено в сферу внешнеэкономической деятельности. Более того в настоящее время не осталось таких отраслей, в которых продукция бы не вывозилась на экспорт или импортировалась в страну. Внешнеэкономическая деятельность становится все более важным фактором развития народного хозяйства и экономики в целом.
На сегодняшний день внешнеторговая деятельность является основной формой внешнеэкономической деятельности между государствами. Однако в структуре ВЭД появляются новые виды, такие как международное разделение труда, производственная кооперация, валютные и финансовые операции и международное инвестиционное сотрудничество.
Все большее число предприятий вовлекается во внешнеэкономическую деятельность и объективным является факт, что они сталкиваются с проблемами, связанными с регулированием данной деятельности со стороны государства.
Огромное количество предприятий из разных стран, для которых регулирование экономической деятельности относительно импорта и экспорта является важным условиям для дальнейшего развития показывает ту роль, которую занимают методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Все это обосновывает актуальность исследуемой цели.
Как показывает мировой опыт, не только развивающиеся страны нуждаются в объективном регулировании ВЭД, но и развитые. Любое государство стремится в первую очередь защищать отечественных производителей, принимать меры для увеличения объемов экспорта, привлекать иностранные инвестиции и, конечно же, осуществлять контроль за ведением внешнеторговой деятельности и применять необходимые законы в данной сфере.
Наша страна, являющаяся неотъемлемой частью структуры экономических отношений нуждается в исследовании основных методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Для Российской Федерации применение методов государственного регулирования в области ВЭД и их совершенствование также является актуальным и значимым вопросом. Ведь в настоящем периоде основной задачей для России с точки зрения внешнеторговой политики является эффективная интеграция в мировую экономику. Достижение этой задачи заключается в стремлении нашей страны повысить конкурентоспособность отечественной продукции и попытке уйти от структуры неэффективного экспорта и обеспечить прорыв российской готовой продукции, в том числе высокотехнологичной, на мировой рынок.
Накопив определенный опыт, правительство нашей страны стремится к изменению как таможенно-тарифного, так и нетарифного регулирования. Однако негативные тенденции во внешней торговле обязывают государство сочетать политику либерализации с разработкой комплекса мероприятий по созданию более эффективной системы регулирования внешнеэкономической деятельности.
Также на развитие ВЭД наложило отпечаток и вступление в ВТО, в результате чего Российской Федерации снова приходится пересматривать регулирование политики в области экспорта и импорта национальной продукции.
Еще одной проблемой для России явилось введение в 2014 году санкций со стороны США и стран Европейского Союза, а также падение цен на нефть, Поэтому необходимо проведение объективного анализа данной ситуации.особенно важного в условиях международной изоляции России, так как от оценки макроэкономической ситуации и научного обоснования резервов развития зависят результативность внешнеэкономической деятельности и предотвращение негативных последствий кризиса.
На данный момент российская система механизмов и способов развития внешнеэкономической деятельности является недостаточно эффективной и не приносит желаемых результатов, что снижает возможности российских предприятий на международных рынках, уменьшает привлекательность сотрудничества с Российской Федерацией для потенциальных иностранных бизнес-партнеров. Правильным предполагается сформулировать мероприятия по определению рейтинга факторных показателей, определяющих развитие импорта и экспорта в нашей стране, обеспечить оперативное выявление факторов, максимально воздействующих на внешнеэкономическую деятельность, для дальнейшей разработки и проведения комплекса мер, ориентированных на повышение эффективности внешней торговли Российской Федерации, создание новых видов производства на основе современных технологий и техники, обеспечение экономической безопасности России, увеличение благосостояния населения.
Объект данного исследования - внешнеэкономическая деятельность, предметом исследования выступают методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Целью дипломной работы является изучение методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, их анализ и совершенствование в современных условиях развития мировой экономики.
Для достижения поставленной цели нужно решить ряд задач:
- выявить сущность и значение внешнеэкономической деятельности;
- охарактеризовать внешнеэкономическую деятельность предприятия в структуре внешнеэкономического комплекса;
- определить роль таможенных пошлин в структуре таможенно-тарифного регулирования;
- провести анализ таможенно-тарифного регулирования и определить его место во внешнеэкономической политике стран мира;
- охарактеризовать методы нетарифного регулирования, провести их анализ и определить, какие методы являются наиболее распространенные в текущем периоде;
- выделить основные проблемы международной торговли в рамках ВТО;
- определить перспективные направления развития
внешнеэкономической деятельности в России.
Для решения поставленных задач в работе будут использованы методы формальной логики, системный подход и экономико-математическое моделирование.
На сегодняшний день внешнеторговая деятельность является основной формой внешнеэкономической деятельности между государствами. Однако в структуре ВЭД появляются новые виды, такие как международное разделение труда, производственная кооперация, валютные и финансовые операции и международное инвестиционное сотрудничество.
Все большее число предприятий вовлекается во внешнеэкономическую деятельность и объективным является факт, что они сталкиваются с проблемами, связанными с регулированием данной деятельности со стороны государства.
Огромное количество предприятий из разных стран, для которых регулирование экономической деятельности относительно импорта и экспорта является важным условиям для дальнейшего развития показывает ту роль, которую занимают методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Все это обосновывает актуальность исследуемой цели.
Как показывает мировой опыт, не только развивающиеся страны нуждаются в объективном регулировании ВЭД, но и развитые. Любое государство стремится в первую очередь защищать отечественных производителей, принимать меры для увеличения объемов экспорта, привлекать иностранные инвестиции и, конечно же, осуществлять контроль за ведением внешнеторговой деятельности и применять необходимые законы в данной сфере.
Наша страна, являющаяся неотъемлемой частью структуры экономических отношений нуждается в исследовании основных методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Для Российской Федерации применение методов государственного регулирования в области ВЭД и их совершенствование также является актуальным и значимым вопросом. Ведь в настоящем периоде основной задачей для России с точки зрения внешнеторговой политики является эффективная интеграция в мировую экономику. Достижение этой задачи заключается в стремлении нашей страны повысить конкурентоспособность отечественной продукции и попытке уйти от структуры неэффективного экспорта и обеспечить прорыв российской готовой продукции, в том числе высокотехнологичной, на мировой рынок.
Накопив определенный опыт, правительство нашей страны стремится к изменению как таможенно-тарифного, так и нетарифного регулирования. Однако негативные тенденции во внешней торговле обязывают государство сочетать политику либерализации с разработкой комплекса мероприятий по созданию более эффективной системы регулирования внешнеэкономической деятельности.
Также на развитие ВЭД наложило отпечаток и вступление в ВТО, в результате чего Российской Федерации снова приходится пересматривать регулирование политики в области экспорта и импорта национальной продукции.
Еще одной проблемой для России явилось введение в 2014 году санкций со стороны США и стран Европейского Союза, а также падение цен на нефть, Поэтому необходимо проведение объективного анализа данной ситуации.особенно важного в условиях международной изоляции России, так как от оценки макроэкономической ситуации и научного обоснования резервов развития зависят результативность внешнеэкономической деятельности и предотвращение негативных последствий кризиса.
На данный момент российская система механизмов и способов развития внешнеэкономической деятельности является недостаточно эффективной и не приносит желаемых результатов, что снижает возможности российских предприятий на международных рынках, уменьшает привлекательность сотрудничества с Российской Федерацией для потенциальных иностранных бизнес-партнеров. Правильным предполагается сформулировать мероприятия по определению рейтинга факторных показателей, определяющих развитие импорта и экспорта в нашей стране, обеспечить оперативное выявление факторов, максимально воздействующих на внешнеэкономическую деятельность, для дальнейшей разработки и проведения комплекса мер, ориентированных на повышение эффективности внешней торговли Российской Федерации, создание новых видов производства на основе современных технологий и техники, обеспечение экономической безопасности России, увеличение благосостояния населения.
Объект данного исследования - внешнеэкономическая деятельность, предметом исследования выступают методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Целью дипломной работы является изучение методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, их анализ и совершенствование в современных условиях развития мировой экономики.
Для достижения поставленной цели нужно решить ряд задач:
- выявить сущность и значение внешнеэкономической деятельности;
- охарактеризовать внешнеэкономическую деятельность предприятия в структуре внешнеэкономического комплекса;
- определить роль таможенных пошлин в структуре таможенно-тарифного регулирования;
- провести анализ таможенно-тарифного регулирования и определить его место во внешнеэкономической политике стран мира;
- охарактеризовать методы нетарифного регулирования, провести их анализ и определить, какие методы являются наиболее распространенные в текущем периоде;
- выделить основные проблемы международной торговли в рамках ВТО;
- определить перспективные направления развития
внешнеэкономической деятельности в России.
Для решения поставленных задач в работе будут использованы методы формальной логики, системный подход и экономико-математическое моделирование.
В настоящее время внешнеэкономическая деятельность является важным фактором, влияющим как на развитие народного хозяйства в целом, так и на развитие отдельного предприятия.
ВЭД может принимать различные формы, такие как внешнеторговая деятельность, международное разделение труда, производственная кооперация, валютные и финансовые операции, международное инвестиционное сотрудничество. Однако наиболее распространенной является именно внешнеторговая деятельность, представляющая собой предпринимательскую деятельность по осуществлению сделок в сфере товаров и услуг, информации и интеллектуальной деятельности. Внешняя торговля формирует значительную часть бюджета. За счет импорта увеличивается ассортимент потребительских товаров на внутреннем рынке, происходит насыщение инвестиционными товарами. За счет экспорта формируется значительная часть всего производственного плана большинства фирм, создаются рабочие места в секторах экономики ориентированных на экспорт.
Основными участниками внешнеэкономической деятельности являются предприятия. На уровне предприятия внешнеэкономическая деятельность направлена на заключение и исполнение контрактов с иностранными партнерами.
Для предприятий, вышедших на внешний рынок, и для страны, в которой данное предприятие осуществляет свою деятельность, открывается ряд плюсов: происходит стимулирование национальной экономики;
предприятие начинает гибко реагировать на изменение
внешнеэкономических факторов; в сфере предпринимательства происходит повышение конкуренции, что благоприятным образом влияет на развитие экономики государства в целом; благодаря взаимодействию с иностранными партнерами происходит повышение технологического и технического уровня предприятия. И для эффективной работы компании на внешних
рынках ею должны быть изучены методы государственного регулирования ВЭД.
Все методы государственного регулирования ВЭД по своему характеру можно поделить на тарифные - те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - количественные ограничения экспорта и импорта.
Основа таможенно-тарифного регулирования - уплата таможенных платежей, которые делятся с юридической и экономической точки зрения на имеющие таможенную природу формирования - это сборы и пошлины, и налоговую - НДС и акцизы.
Наибольшее значение имеют таможенные пошлины, так как они выполняют ряд важных для государства функций. К ним относят фискальную функцию - поступление денежных средств в бюджет; регулирующую, которая может проявляться в двух альтернативах: ,во- первых, как стабилизирующая, когда уровень пошлин строится таким образом, чтобы они выравнивали конкуренции между местными производителями и иностранными, и , во-вторых, как протекционистскую, то есть направленную на защиту своих производителей; функцию контроля за объемами экспорта и импорта.
Таможенные пошлины стран отражены в таможенных тарифах и, как правило, развитые страны используют сложный многоколонный тариф. К таким странам относятся США, Канада, Япония, Франция, Германия. В России также сложный тариф - двухколонный. Такой тариф позволяет государствам облагать менее развитые страны меньшими пошлинами, нежели развитые. Это дает возможность бедным странам мира, работая на более льготных условиях, развивать свою экономику.
В соответствии с требованием ВТО таможенный тариф должен стать основным инструментом регулирования внешней торговли. Основной принцип Всемирной торговой организации - либерализация торговли, а значит снижение таможенных пошлин. Необходимо учитывать, что именно наиболее развитые страны оказывают наибольшее влияние на мировую экономику и занимают ведущие позиции по внешнеторговому обороту. В 2015 году на 10 крупнейших экономик мира: США, Китай, Германия, Япония, Франция, Гонконг, Италия и некоторые другие - приходилась половина мирового внешнеторгового оборота. Россия также занимает хорошую позицию в мировой торговле - 15 место по экспорту и 23 по импорту. Эти страны имеют огромное влияние и часто дифференцированная товарная номенклатура позволяет им, при сравнительно невысоком среднем уровне обложения, устанавливать высокие тарифные ставки на многие отдельные товары международной торговли. К примеру, те же Соединенные штаты Америки при среднем уровне обложения в 4% установили на категорию «текстиль и одежда» пошлину в размере 14,6% от стоимости товара, ЕС-9,1%, а в Японии -7,6%. Да, устав ВТО позволяет вводить странам защитные меры для ограничения доступа на свой рынок. Введение таких мер возможно в связи с наступлением кризисной ситуации в той или иной отрасли или в связи с нарушением торговыми партнерами принципов ВТО. Но мощные державы нередко прибегают к установлению высоких пошлин, не имея на то необходимых оснований.
Несмотря на то, что принцип таможенно-тарифного регулирования между крупнейшими экономиками мира и Россией одинаков - применение таможенных тарифов к импорту и экспорту, есть огромное различие в назначении и роли этих тарифов для стран с разным уровнем экономического развития. Таможенные платежи в РФ - это только источник пополнения государственной казны, они не выполняют регулирующей функции,и экономика России остается сырьевой. Пока не наблюдается развития инновационных направлений, которые могут развиваться только на основе рациональной и взвешенной государственной политики в течение длительного времени. В 2015 году доля таможенных платежей в бюджете РФ составила 48,61%. В США доля доходов в бюджет от таможенных платежей составляет менее 2 % и, по мнению экспертов, продолжает активно снижаться, эта же доля в ведущих экономиках Европы составляет менее 5 %, а в Китае - менее 10 %.
Второй группой методов регулирования ВЭД являются нетарифные ограничения. В настоящее время роль нетарифных мер продолжает повышаться, а таможенно-тарифных понижаться. Это происходит благодаря развитию международных организаций и усилению интеграционных объединений. Так страны, вступившие в ВТО, вынуждены снижать барьеры, вызванные таможенно-тарифным регулированием и в новых условиях, в попытках защитить свой рынок от нежелательного или излишнего импорта, часто вынуждены прибегать к использованию нетарифных методов регулирования ВЭД. Однако их применение не одобряется Всемирной торговой организацией, так как в большинстве случаев они устанавливаются не международными организациями, а органами государственной власти и, соответственно, носят автономный характер, а значит контроль за ними усложняется в разы.
Наибольшее количество нетарифных ограничений вводится наиболее развитыми странами мира, а именно Соединенными Штатами Америки, развитыми странами Европы и Японией. Им выгодно использование нетарифных методов, так как из-за своего скрытого характера такие ограничения дают возможность правительствам действовать почти бесконтрольно. Также их преимущество заключается в том, что в отличие от тарифов, они не являются дополнительным налоговым бременем для населения.
Наиболее распространенными из нетарифных мер являются технические барьеры и количественные ограничения. Технические барьеры широко используются для регулирования международной торговли в большинстве секторов экономики. Прикрываясь защитой жизни и здоровья людей, страны часто используют технические требования в качестве барьера, то есть на самом деле используют их для ограничения доступа продукции иностранного производства на внутренний рынок страны. Количественные ограничения же, в первую очередь, используются с помощью квот - введения стоимостных и количественных ограничений ввоза и вывоза товаров на определенный срок по отдельным видам товаров или странам. Крайней формой государственного ограничения внешней торговли являются экономические санкции, например торговое эмбарго - запрещение государством импорта в какую-либо страну или экспорта из какой-либо страны товаров. В настоящее время это очень актуально для России, так как политическая ситуация в мире, вызванная присоединением Республики Крым к России, повлекла за собой введение санкций в форме торгового эмбарго.
Страны ЕС, США и Канада в 2014 году ввели запрет на ведение экономической деятельности для компаний, производящих определенную группу товаров. В ответ на это Россией были введены ответные санкции. Российское эмбарго весьма возмутило американцев - США утверждает, что Россия, введя ограничения в ответ на санкции США, Евросоюза и ряда других стран, нарушила принципы Всемирной торговой организации. То, что сами антироссийские санкции со стороны Запада являются нарушением принципов ВТО, американцы лицемерно умалчивают.
Всемирная торговая организация является единственной организацией, которая занимается регулированием правил торговли между странами. Она ставит своей целью отсутствие дискриминации между странами, а подобное действие со стороны США, Евросоюза, Канады и других стран - явное тому противоречие. Это является проблемой в рамках данной организации.
Как уже было сказано ранее, ВТО не одобряет применение нетарифных мер, но страны продолжают активно использовать их. Данной организации нужно пересматривать принципы контроля и выделить приоритетные направления в регулировании нетарифного законодательства. И для развития международной торговли и превращения национальных экономик в единую мировую, в рамках ВТО необходимо применение запретов на введение нетарифных ограничений. Добиться поставленной цели поможет создание определенных комиссий по выявлению нетарифных мер. Данная комиссия должна проводить ряд расследований по выявлению мер, которые устанавливаются странами косвенно. К примеру, выявление среди технических норм наличие технических барьеров. Решение этой проблемы будет способствовать уравниванию шансов предприятий из разных стран и способствовать честной конкуренции.
Устав ВТО декларирует равноправие фирм всех стран-участниц, но в реальности существуют сильные противоречия между предприятиями из развитых и развивающихся стран - это еще одна проблема международной торговли в рамках ВТО. Так при импорте сельскохозяйственной продукции, тканей и одежды из менее развитых стран в развитые государства мира вторые налагают на них высокие таможенные пошлины для защиты своей текстильной промышленности и сельского хозяйства. Свои протекционистские меры они обычно обосновывают тем, будто развивающиеся страны применяют политику демпинга. И, наоборот, в ответ на это развивающиеся страны вводят против развитых стран протекционистские меры в той области, в которой они являются «слабым звеном» - производство высокотехнологичных товаров.
Итак, к протекционистской защите прибегают в той или иной степени большинство государств мира. Поэтому взаимное снижение протекционистских барьеров становится довольно трудным процессом.
Вводимые на протяжении 2014 года ограничительные меры со стороны США и стран Европейского Союза, традиционно считавшегося стратегическим партнером России, вынуждают искать альтернативные решения во внешнеэкономической деятельности, поскольку
межрегиональный обмен товарами и услугами внутри страны не может обеспечить достижения оптимальных экономических показателей. Особое внимание в текущем положении России стоит уделить защите и развитию отечественных предприятий.
Достижение данной цели правительство РФ осуществляет путем проведения политики импортозамещения. Замещение иностранной продукции отечественной проводится весьма успешно, о чем говорит значительное снижение импорта за последние 2 года. В 2015 году снижение доли импорта больше всего коснулось оборудования, машин и товаров в области сельского хозяйства.
В 2017 - 2019 гг. политика по поддержке импортозамещения
продукции должна найти свое отражение в сфере информационных технологий и стимулирования экспорта программного обеспечения. При этом в целях обеспечения защиты от импортной интервенции следует всесторонне поддерживать отечественных производителей, а именно, необходимы: государственная поддержка промышленных предприятий в виде налоговых льгот и льготных кредитов; государственная поддержка прикладных исследований и приоритетных направлений в области фундаментальных исследований; жесткий финансовый и валютный контроль за деятельностью предприятий, занимающихся ВЭД; реформы в таможенной политике по отмене всех импортных льгот по уплате таможенных пошлин по товарам, которые Россия способна производить сама с одновременным снижением пошлин на сырье для российских производителей, которое невозможно произвести в России.
Для эффективного развития международной торговли в России на данный момент первоочередной является задача превращения Российской Федерации в государство, производящее и продающее конкурентоспособную продукцию. Основным условием решения данной проблемы можно назвать эффективную политику государства в отношении внешнеэкономической деятельности, которая должна базироваться на усилении функций государственного регулирования внешней торговли; на ужесточении контроля качества и количества ввозимых и вывозимых товаров; активном привлечении инвестиций иностранных партнеров; формировании оптимальных условий деятельности отечественных экспортеров; государственной поддержке развития экспорто-ориентированных наукоемких производственных отраслей и сельского хозяйства.
ВЭД может принимать различные формы, такие как внешнеторговая деятельность, международное разделение труда, производственная кооперация, валютные и финансовые операции, международное инвестиционное сотрудничество. Однако наиболее распространенной является именно внешнеторговая деятельность, представляющая собой предпринимательскую деятельность по осуществлению сделок в сфере товаров и услуг, информации и интеллектуальной деятельности. Внешняя торговля формирует значительную часть бюджета. За счет импорта увеличивается ассортимент потребительских товаров на внутреннем рынке, происходит насыщение инвестиционными товарами. За счет экспорта формируется значительная часть всего производственного плана большинства фирм, создаются рабочие места в секторах экономики ориентированных на экспорт.
Основными участниками внешнеэкономической деятельности являются предприятия. На уровне предприятия внешнеэкономическая деятельность направлена на заключение и исполнение контрактов с иностранными партнерами.
Для предприятий, вышедших на внешний рынок, и для страны, в которой данное предприятие осуществляет свою деятельность, открывается ряд плюсов: происходит стимулирование национальной экономики;
предприятие начинает гибко реагировать на изменение
внешнеэкономических факторов; в сфере предпринимательства происходит повышение конкуренции, что благоприятным образом влияет на развитие экономики государства в целом; благодаря взаимодействию с иностранными партнерами происходит повышение технологического и технического уровня предприятия. И для эффективной работы компании на внешних
рынках ею должны быть изучены методы государственного регулирования ВЭД.
Все методы государственного регулирования ВЭД по своему характеру можно поделить на тарифные - те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - количественные ограничения экспорта и импорта.
Основа таможенно-тарифного регулирования - уплата таможенных платежей, которые делятся с юридической и экономической точки зрения на имеющие таможенную природу формирования - это сборы и пошлины, и налоговую - НДС и акцизы.
Наибольшее значение имеют таможенные пошлины, так как они выполняют ряд важных для государства функций. К ним относят фискальную функцию - поступление денежных средств в бюджет; регулирующую, которая может проявляться в двух альтернативах: ,во- первых, как стабилизирующая, когда уровень пошлин строится таким образом, чтобы они выравнивали конкуренции между местными производителями и иностранными, и , во-вторых, как протекционистскую, то есть направленную на защиту своих производителей; функцию контроля за объемами экспорта и импорта.
Таможенные пошлины стран отражены в таможенных тарифах и, как правило, развитые страны используют сложный многоколонный тариф. К таким странам относятся США, Канада, Япония, Франция, Германия. В России также сложный тариф - двухколонный. Такой тариф позволяет государствам облагать менее развитые страны меньшими пошлинами, нежели развитые. Это дает возможность бедным странам мира, работая на более льготных условиях, развивать свою экономику.
В соответствии с требованием ВТО таможенный тариф должен стать основным инструментом регулирования внешней торговли. Основной принцип Всемирной торговой организации - либерализация торговли, а значит снижение таможенных пошлин. Необходимо учитывать, что именно наиболее развитые страны оказывают наибольшее влияние на мировую экономику и занимают ведущие позиции по внешнеторговому обороту. В 2015 году на 10 крупнейших экономик мира: США, Китай, Германия, Япония, Франция, Гонконг, Италия и некоторые другие - приходилась половина мирового внешнеторгового оборота. Россия также занимает хорошую позицию в мировой торговле - 15 место по экспорту и 23 по импорту. Эти страны имеют огромное влияние и часто дифференцированная товарная номенклатура позволяет им, при сравнительно невысоком среднем уровне обложения, устанавливать высокие тарифные ставки на многие отдельные товары международной торговли. К примеру, те же Соединенные штаты Америки при среднем уровне обложения в 4% установили на категорию «текстиль и одежда» пошлину в размере 14,6% от стоимости товара, ЕС-9,1%, а в Японии -7,6%. Да, устав ВТО позволяет вводить странам защитные меры для ограничения доступа на свой рынок. Введение таких мер возможно в связи с наступлением кризисной ситуации в той или иной отрасли или в связи с нарушением торговыми партнерами принципов ВТО. Но мощные державы нередко прибегают к установлению высоких пошлин, не имея на то необходимых оснований.
Несмотря на то, что принцип таможенно-тарифного регулирования между крупнейшими экономиками мира и Россией одинаков - применение таможенных тарифов к импорту и экспорту, есть огромное различие в назначении и роли этих тарифов для стран с разным уровнем экономического развития. Таможенные платежи в РФ - это только источник пополнения государственной казны, они не выполняют регулирующей функции,и экономика России остается сырьевой. Пока не наблюдается развития инновационных направлений, которые могут развиваться только на основе рациональной и взвешенной государственной политики в течение длительного времени. В 2015 году доля таможенных платежей в бюджете РФ составила 48,61%. В США доля доходов в бюджет от таможенных платежей составляет менее 2 % и, по мнению экспертов, продолжает активно снижаться, эта же доля в ведущих экономиках Европы составляет менее 5 %, а в Китае - менее 10 %.
Второй группой методов регулирования ВЭД являются нетарифные ограничения. В настоящее время роль нетарифных мер продолжает повышаться, а таможенно-тарифных понижаться. Это происходит благодаря развитию международных организаций и усилению интеграционных объединений. Так страны, вступившие в ВТО, вынуждены снижать барьеры, вызванные таможенно-тарифным регулированием и в новых условиях, в попытках защитить свой рынок от нежелательного или излишнего импорта, часто вынуждены прибегать к использованию нетарифных методов регулирования ВЭД. Однако их применение не одобряется Всемирной торговой организацией, так как в большинстве случаев они устанавливаются не международными организациями, а органами государственной власти и, соответственно, носят автономный характер, а значит контроль за ними усложняется в разы.
Наибольшее количество нетарифных ограничений вводится наиболее развитыми странами мира, а именно Соединенными Штатами Америки, развитыми странами Европы и Японией. Им выгодно использование нетарифных методов, так как из-за своего скрытого характера такие ограничения дают возможность правительствам действовать почти бесконтрольно. Также их преимущество заключается в том, что в отличие от тарифов, они не являются дополнительным налоговым бременем для населения.
Наиболее распространенными из нетарифных мер являются технические барьеры и количественные ограничения. Технические барьеры широко используются для регулирования международной торговли в большинстве секторов экономики. Прикрываясь защитой жизни и здоровья людей, страны часто используют технические требования в качестве барьера, то есть на самом деле используют их для ограничения доступа продукции иностранного производства на внутренний рынок страны. Количественные ограничения же, в первую очередь, используются с помощью квот - введения стоимостных и количественных ограничений ввоза и вывоза товаров на определенный срок по отдельным видам товаров или странам. Крайней формой государственного ограничения внешней торговли являются экономические санкции, например торговое эмбарго - запрещение государством импорта в какую-либо страну или экспорта из какой-либо страны товаров. В настоящее время это очень актуально для России, так как политическая ситуация в мире, вызванная присоединением Республики Крым к России, повлекла за собой введение санкций в форме торгового эмбарго.
Страны ЕС, США и Канада в 2014 году ввели запрет на ведение экономической деятельности для компаний, производящих определенную группу товаров. В ответ на это Россией были введены ответные санкции. Российское эмбарго весьма возмутило американцев - США утверждает, что Россия, введя ограничения в ответ на санкции США, Евросоюза и ряда других стран, нарушила принципы Всемирной торговой организации. То, что сами антироссийские санкции со стороны Запада являются нарушением принципов ВТО, американцы лицемерно умалчивают.
Всемирная торговая организация является единственной организацией, которая занимается регулированием правил торговли между странами. Она ставит своей целью отсутствие дискриминации между странами, а подобное действие со стороны США, Евросоюза, Канады и других стран - явное тому противоречие. Это является проблемой в рамках данной организации.
Как уже было сказано ранее, ВТО не одобряет применение нетарифных мер, но страны продолжают активно использовать их. Данной организации нужно пересматривать принципы контроля и выделить приоритетные направления в регулировании нетарифного законодательства. И для развития международной торговли и превращения национальных экономик в единую мировую, в рамках ВТО необходимо применение запретов на введение нетарифных ограничений. Добиться поставленной цели поможет создание определенных комиссий по выявлению нетарифных мер. Данная комиссия должна проводить ряд расследований по выявлению мер, которые устанавливаются странами косвенно. К примеру, выявление среди технических норм наличие технических барьеров. Решение этой проблемы будет способствовать уравниванию шансов предприятий из разных стран и способствовать честной конкуренции.
Устав ВТО декларирует равноправие фирм всех стран-участниц, но в реальности существуют сильные противоречия между предприятиями из развитых и развивающихся стран - это еще одна проблема международной торговли в рамках ВТО. Так при импорте сельскохозяйственной продукции, тканей и одежды из менее развитых стран в развитые государства мира вторые налагают на них высокие таможенные пошлины для защиты своей текстильной промышленности и сельского хозяйства. Свои протекционистские меры они обычно обосновывают тем, будто развивающиеся страны применяют политику демпинга. И, наоборот, в ответ на это развивающиеся страны вводят против развитых стран протекционистские меры в той области, в которой они являются «слабым звеном» - производство высокотехнологичных товаров.
Итак, к протекционистской защите прибегают в той или иной степени большинство государств мира. Поэтому взаимное снижение протекционистских барьеров становится довольно трудным процессом.
Вводимые на протяжении 2014 года ограничительные меры со стороны США и стран Европейского Союза, традиционно считавшегося стратегическим партнером России, вынуждают искать альтернативные решения во внешнеэкономической деятельности, поскольку
межрегиональный обмен товарами и услугами внутри страны не может обеспечить достижения оптимальных экономических показателей. Особое внимание в текущем положении России стоит уделить защите и развитию отечественных предприятий.
Достижение данной цели правительство РФ осуществляет путем проведения политики импортозамещения. Замещение иностранной продукции отечественной проводится весьма успешно, о чем говорит значительное снижение импорта за последние 2 года. В 2015 году снижение доли импорта больше всего коснулось оборудования, машин и товаров в области сельского хозяйства.
В 2017 - 2019 гг. политика по поддержке импортозамещения
продукции должна найти свое отражение в сфере информационных технологий и стимулирования экспорта программного обеспечения. При этом в целях обеспечения защиты от импортной интервенции следует всесторонне поддерживать отечественных производителей, а именно, необходимы: государственная поддержка промышленных предприятий в виде налоговых льгот и льготных кредитов; государственная поддержка прикладных исследований и приоритетных направлений в области фундаментальных исследований; жесткий финансовый и валютный контроль за деятельностью предприятий, занимающихся ВЭД; реформы в таможенной политике по отмене всех импортных льгот по уплате таможенных пошлин по товарам, которые Россия способна производить сама с одновременным снижением пошлин на сырье для российских производителей, которое невозможно произвести в России.
Для эффективного развития международной торговли в России на данный момент первоочередной является задача превращения Российской Федерации в государство, производящее и продающее конкурентоспособную продукцию. Основным условием решения данной проблемы можно назвать эффективную политику государства в отношении внешнеэкономической деятельности, которая должна базироваться на усилении функций государственного регулирования внешней торговли; на ужесточении контроля качества и количества ввозимых и вывозимых товаров; активном привлечении инвестиций иностранных партнеров; формировании оптимальных условий деятельности отечественных экспортеров; государственной поддержке развития экспорто-ориентированных наукоемких производственных отраслей и сельского хозяйства.
Подобные работы
- Государственное регулирование экспорта в практике зарубежных стран и в России
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2016 - Роль Федеральной таможенной службы Российской Федерации в регулировании
внешнеэкономической деятельности
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Особенности экспортно-ориентированной деятельности предприятий крупного и среднего бизнеса: отечественный и зарубежный опыт
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
(НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОГО ТАМОЖЕННОГО ПОСТА
БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2016 - РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНАХ ПФО И ЦФО: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Исследование внешнеэкономических связей Республики Татарстан
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2017 - ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ: МИРОВОЙ ОПЫТ И ПРАКТИКА В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, инвестиции. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016 - ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ИННОВАЦИЙ: МИРОВОЙ ОПЫТ И ПРАКТИКА В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование государственного управления внешнеэкономической деятельностью
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2021



