Современные технологии формирования продуктивных письменных речевых умений французского языка на старшей ступени средней общеобразовательной школы
|
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ СОШ 7
1.1. Роль письменной речи как феномена культуры и
образования 7
1.2. Общая характеристика письменной речи как вида речевой
деятельности 11
1.3. Цели, задачи и содержание обучения письменной речи на старшей
ступени СОШ 14
Выводы по I главе 23
II. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОДУКТИВНЫХ ПИСЬМЕННЫХ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ СОШ 25
II.1. Технологии обучения написанию личного письма, эссе и
резюме 25
11.2. Технология обучения реферированию 35
11.3. Описание опытного обучения 40
Выводы по II главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
БИБЛИОГРАФИЯ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ СОШ 7
1.1. Роль письменной речи как феномена культуры и
образования 7
1.2. Общая характеристика письменной речи как вида речевой
деятельности 11
1.3. Цели, задачи и содержание обучения письменной речи на старшей
ступени СОШ 14
Выводы по I главе 23
II. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОДУКТИВНЫХ ПИСЬМЕННЫХ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ СОШ 25
II.1. Технологии обучения написанию личного письма, эссе и
резюме 25
11.2. Технология обучения реферированию 35
11.3. Описание опытного обучения 40
Выводы по II главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
БИБЛИОГРАФИЯ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
Актуальность исследования определяется, прежде всего, тем, что в последние годы письменной речи в школах уделяется всё большее внимание. Сегодня она включена в основные цели обучения языковым дисциплинам, являясь неотъемлемой частью коммуникативной компетенции. Актуальность развития теории и практики обучения письменной речевой деятельности обусловлена расширением международной интеграции в различных областях, растущей мобильностью населения и другими современными тенденциями. Исходя из этого важно, чтобы выпускники школы владели коммуникативной компетенцией на должном уровне, умея не только грамотно говорить и внимательно слушать, но и уверенно и правильно излагать свои мысли на бумаге.
Вышеперечисленные факторы позволяют определить выбранную нами тему как социально значимую.
На протяжении многих лет письменная речь была обделена вниманием, как со стороны педагогов, так и со стороны исследователей. Этот факт обуславливает педагогическую актуальность исследования. Данное упущение касается не только общеобразовательных школ, но и школ с углубленным изучением иностранных языков и даже гимназий. Традиционный подход оказался малоэффективным как в плане обучения письменной речевой коммуникации, так и в развитии учащегося как субъекта познавательной деятельности. Однако в современном мире, в условиях «стирания границ», владение иноязычной письменной речью может являться залогом успешности личности. Языковая грамотность даёт доступ к международному образованию и стажировкам за рубежом и многим другим возможностям.
Научная актуальность состоит в определении и анализе основных технологий обучения письменных речевых произведений. На наш взгляд, на сегодняшний день технологии обучения письменной иноязычной речи, применяемые в средней общеобразовательной школе, являются недостаточно разработанными. Поэтому в данной работе предлагается авторская технология обучения реферированию как одному из видов письменного дискурса, умение составления которых требуется подтвердить при сдаче школьниками Единого государственного экзамена.
Существует противоречие между растущей необходимостью владения письменной речью иностранного языка, в нашем случае французского, и недостаточной разработанностью технологий формирования этого вида речевой деятельности в теории и практике обучения.
Следовательно, проблема исследования может быть заявлена как поиск современных технологий обучения письменным речевым дискурсам на старшей ступени обучения в школе.
Объект исследования - процесс обучения письменным речевым дискурсам на старшей ступени средней общеобразовательной школы.
Предмет исследования - технологии обучения письменным речевым дискурсам, в частности, технологии написания реферата на французском языке на старшей ступени обучения в средней образовательной школе (далее - СОШ).
Цель данного исследования состоит в разработке авторской технологии обучения реферированию на французском языке.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
1. Определить цели и содержание обучения письменной иноязычной речи на старшей ступени СОШ.
2. Проанализировать и обобщить существующие технологии обучения письменной иноязычной речи.
3. Разработать технологию обучения реферированию на старшей ступени обучения в СОШ и апробировать её в процессе опытного обучения.
Методологическую базу исследования составили труды таких отечественных методистов, как Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Г.И. Назарова, в исследованиях которых раскрывается психологическая и лингвистическая
характеристика письменной речи, а также рассматривается процессуальная сторона формирования письменных речевых умений. Кроме того, мы базировались на анализе процессов чтения и письма как письменной формы реализации речевой деятельности, представленном в работах А.А. Леонтьева, Р.К. Миньяр-Белоручева. Нами также были использованы идеи, изложенные в научных исследованиях и учебных пособиях Л.А. Курганской, Н.И. Колесниковой, Е.Ю. Горбачёвой.
В процессе работы были использованы следующие методы исследования:
• метод критического анализа научной литературы по проблеме исследования;
• общенаучные методы исследования (анализ, синтез, обобщение);
• метод педагогического наблюдения;
• метод опытной проверки теоретически полученных данных.
Этапы исследования:
1. Изучение научной литературы, постановка проблемы, формулирование цели и задач исследования.
2. Анализ и обобщение научных данных.
3. Осуществление опытного обучения.
4. Обработка полученных данных и подведение итогов
исследования.
5. Оформление выпускной квалификационной работы.
Научная новизна исследования заключается в разработке поэтапной технологии обучения реферированию, адаптированной для школьников, обучающихся на старшей ступени средней общеобразовательной школы.
Теоретическая значимость состоит в детальном анализе и обобщении научных данных по проблеме исследования, в установлении специфичности имеющихся наработок в рамках интересующей нас темы, подробном 5
изучении современных технологий обучения продуцированию письменных речевых дискурсов, а также в разработке технологии обучения реферированию.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанных технологий в процессе обучения французскому языку в средней общеобразовательной школе.
Цели и задачи обусловили структуру дипломной работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. После каждой главы приводятся выводы.
В главе I представлены теоретические основы обучения письменной речи на старшей ступени СОШ.
В главе II рассматриваются современные технологии обучения письменным речевым дискурсам и описана авторская технология обучения реферированию.
Заключение содержит обобщение результатов исследования согласно заявленным задачам.
В приложениях содержатся тексты для реферирования («La francophonie», «Le sport extreme»), а также рефераты к каждому из предложенных текстов, выполненные учениками в ходе опытного обучения.
Вышеперечисленные факторы позволяют определить выбранную нами тему как социально значимую.
На протяжении многих лет письменная речь была обделена вниманием, как со стороны педагогов, так и со стороны исследователей. Этот факт обуславливает педагогическую актуальность исследования. Данное упущение касается не только общеобразовательных школ, но и школ с углубленным изучением иностранных языков и даже гимназий. Традиционный подход оказался малоэффективным как в плане обучения письменной речевой коммуникации, так и в развитии учащегося как субъекта познавательной деятельности. Однако в современном мире, в условиях «стирания границ», владение иноязычной письменной речью может являться залогом успешности личности. Языковая грамотность даёт доступ к международному образованию и стажировкам за рубежом и многим другим возможностям.
Научная актуальность состоит в определении и анализе основных технологий обучения письменных речевых произведений. На наш взгляд, на сегодняшний день технологии обучения письменной иноязычной речи, применяемые в средней общеобразовательной школе, являются недостаточно разработанными. Поэтому в данной работе предлагается авторская технология обучения реферированию как одному из видов письменного дискурса, умение составления которых требуется подтвердить при сдаче школьниками Единого государственного экзамена.
Существует противоречие между растущей необходимостью владения письменной речью иностранного языка, в нашем случае французского, и недостаточной разработанностью технологий формирования этого вида речевой деятельности в теории и практике обучения.
Следовательно, проблема исследования может быть заявлена как поиск современных технологий обучения письменным речевым дискурсам на старшей ступени обучения в школе.
Объект исследования - процесс обучения письменным речевым дискурсам на старшей ступени средней общеобразовательной школы.
Предмет исследования - технологии обучения письменным речевым дискурсам, в частности, технологии написания реферата на французском языке на старшей ступени обучения в средней образовательной школе (далее - СОШ).
Цель данного исследования состоит в разработке авторской технологии обучения реферированию на французском языке.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
1. Определить цели и содержание обучения письменной иноязычной речи на старшей ступени СОШ.
2. Проанализировать и обобщить существующие технологии обучения письменной иноязычной речи.
3. Разработать технологию обучения реферированию на старшей ступени обучения в СОШ и апробировать её в процессе опытного обучения.
Методологическую базу исследования составили труды таких отечественных методистов, как Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Г.И. Назарова, в исследованиях которых раскрывается психологическая и лингвистическая
характеристика письменной речи, а также рассматривается процессуальная сторона формирования письменных речевых умений. Кроме того, мы базировались на анализе процессов чтения и письма как письменной формы реализации речевой деятельности, представленном в работах А.А. Леонтьева, Р.К. Миньяр-Белоручева. Нами также были использованы идеи, изложенные в научных исследованиях и учебных пособиях Л.А. Курганской, Н.И. Колесниковой, Е.Ю. Горбачёвой.
В процессе работы были использованы следующие методы исследования:
• метод критического анализа научной литературы по проблеме исследования;
• общенаучные методы исследования (анализ, синтез, обобщение);
• метод педагогического наблюдения;
• метод опытной проверки теоретически полученных данных.
Этапы исследования:
1. Изучение научной литературы, постановка проблемы, формулирование цели и задач исследования.
2. Анализ и обобщение научных данных.
3. Осуществление опытного обучения.
4. Обработка полученных данных и подведение итогов
исследования.
5. Оформление выпускной квалификационной работы.
Научная новизна исследования заключается в разработке поэтапной технологии обучения реферированию, адаптированной для школьников, обучающихся на старшей ступени средней общеобразовательной школы.
Теоретическая значимость состоит в детальном анализе и обобщении научных данных по проблеме исследования, в установлении специфичности имеющихся наработок в рамках интересующей нас темы, подробном 5
изучении современных технологий обучения продуцированию письменных речевых дискурсов, а также в разработке технологии обучения реферированию.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанных технологий в процессе обучения французскому языку в средней общеобразовательной школе.
Цели и задачи обусловили структуру дипломной работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. После каждой главы приводятся выводы.
В главе I представлены теоретические основы обучения письменной речи на старшей ступени СОШ.
В главе II рассматриваются современные технологии обучения письменным речевым дискурсам и описана авторская технология обучения реферированию.
Заключение содержит обобщение результатов исследования согласно заявленным задачам.
В приложениях содержатся тексты для реферирования («La francophonie», «Le sport extreme»), а также рефераты к каждому из предложенных текстов, выполненные учениками в ходе опытного обучения.
В данной работе мы, прежде всего, определили, что главной целью изучения иностранного языка в школе является развитие у учащихся коммуникативной компетенции, умений использовать язык как средство общения и познания. Кроме того, выявили, что людям для общения на иностранном языке необходимо овладеть как устной речью, так и письменной, которая, в свою очередь, подразумевает владение письменными речевыми дискурсами как для делового, так и для неформального общения. Поэтому предметом исследования в данной работе стали современные технологии обучения письменным речевым дискурсам.
Первая глава данной работы посвящена теоретическим основам обучения письменной иноязычной речи, которая рассматривается как феномен культуры и образования в историческом и современном аспектах. Определены такие понятия как «письмо» и «письменная речь», дана её отличительная характеристика от устной речи. Также письменная речь рассмотрена с позиций коммуникативной и психологической деятельности. Кроме того, четко определены цель, задачи и содержание обучения письменной речи на старшей ступени СОШ. Выявлена основная задача учителя в современной школе, на котором лежит ответственность организации процесса обучения таким образом, чтобы учащиеся приобретали способность к самостоятельной речевой деятельности, пользуясь методами познавательно-практической деятельности как эффективным инструментом познания. Также в этой главе мы проанализировали и обобщили научные знания по письменным речевым дискурсам.
Вторая глава данной работы посвящена современным технологиям обучения. Мы уточнили и систематизировали современные технологии обучения письменным видам речевой деятельности, базируясь на разработках отечественных, а также зарубежных методистов. А именно, мы подробно рассмотрели технологии обучения написанию личного письма и эссе, которые фигурируют в Едином государственном экзамене. Также мы поэтапно разобрали процесс резюмирования статьи, основываясь на работах французских исследователей.
Тщательно проанализировав актуальную ситуацию в системе образования и научный материал, посвященный проблемам образования, мы пришли к выводу, что одним из наиболее малоизученных речевых дискурсов в СОШ является реферирование. Возможно, это обусловлено тем, что данный вид речевого дискурса напрямую не заявлен как основной элемент содержания, проверяемый на Едином государственном экзамене. Однако, заявлено умение составления планов и тезисов, иначе говоря, вычленение основной информации текста, что, по сути, и является реферированием. В связи с этим мы решили восполнить данный пробел и разработали технологию обучения реферированию, применимую на уроках французского языка на старшей ступени обучения в средней образовательной школе. Технология была успешно апробирована в ходе опытного обучения. При помощи метода педагогического наблюдения и метода опытной проверки теоретически полученных данных мы выявили эффективность и полезность разработанной технологии. Таким образом, мы можем рекомендовать разработанную нами технологию обучения реферированию для использования в процессе обучения французскому языку в средней общеобразовательной школе.
Первая глава данной работы посвящена теоретическим основам обучения письменной иноязычной речи, которая рассматривается как феномен культуры и образования в историческом и современном аспектах. Определены такие понятия как «письмо» и «письменная речь», дана её отличительная характеристика от устной речи. Также письменная речь рассмотрена с позиций коммуникативной и психологической деятельности. Кроме того, четко определены цель, задачи и содержание обучения письменной речи на старшей ступени СОШ. Выявлена основная задача учителя в современной школе, на котором лежит ответственность организации процесса обучения таким образом, чтобы учащиеся приобретали способность к самостоятельной речевой деятельности, пользуясь методами познавательно-практической деятельности как эффективным инструментом познания. Также в этой главе мы проанализировали и обобщили научные знания по письменным речевым дискурсам.
Вторая глава данной работы посвящена современным технологиям обучения. Мы уточнили и систематизировали современные технологии обучения письменным видам речевой деятельности, базируясь на разработках отечественных, а также зарубежных методистов. А именно, мы подробно рассмотрели технологии обучения написанию личного письма и эссе, которые фигурируют в Едином государственном экзамене. Также мы поэтапно разобрали процесс резюмирования статьи, основываясь на работах французских исследователей.
Тщательно проанализировав актуальную ситуацию в системе образования и научный материал, посвященный проблемам образования, мы пришли к выводу, что одним из наиболее малоизученных речевых дискурсов в СОШ является реферирование. Возможно, это обусловлено тем, что данный вид речевого дискурса напрямую не заявлен как основной элемент содержания, проверяемый на Едином государственном экзамене. Однако, заявлено умение составления планов и тезисов, иначе говоря, вычленение основной информации текста, что, по сути, и является реферированием. В связи с этим мы решили восполнить данный пробел и разработали технологию обучения реферированию, применимую на уроках французского языка на старшей ступени обучения в средней образовательной школе. Технология была успешно апробирована в ходе опытного обучения. При помощи метода педагогического наблюдения и метода опытной проверки теоретически полученных данных мы выявили эффективность и полезность разработанной технологии. Таким образом, мы можем рекомендовать разработанную нами технологию обучения реферированию для использования в процессе обучения французскому языку в средней общеобразовательной школе.
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ В ОБУЧЕНИИ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ЧТЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ИГРОВЫЕ ФОРМЫ НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕЙ СТУПЕНИ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - СОВРЕМЕННАЯ МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОТИВИРОВАННЫМ ПИСЬМЕННЫМ ВЫСКАЗЫВАНИЯМ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ КОММУНИКАТИВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2018 - ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Метод проектов как инновационная педагогическая технология при обучении творческому монологическому высказыванию на уроках английского языка (Волгоградский государственный социально-педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ АУТЕНТИЧНЫХ ТЕКСТОВ
НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017



