РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВО ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
Глава 1 Теоретическое изучение проблемы развития внимания у детей младшего школьного возраста во внеклассной работе 10
1.1 Сущностно-содержательная характеристика понятия «внимание», его
виды и свойства 10
1.2 Возрастные особенности внимания у детей младшего школьного возраста 23
1.3 Методы и формы развития внимания у детей младшего школьного возраста во внеклассной работе 37
Выводы по главе 1 47
Глава 2 Педагогическое обеспечение процесса развития внимания у
детей младшего школьного возраста во внеклассной работе 50
2.1 Изучение внимания и его особенностей у детей младшего школьного
возраста (результаты констатирующего этапа исследования) 50
2.2 Реализация программы «Будь внимателен!» по развитию внимания у
детей младшего школьного возраста во внеклассной работе 57
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста во внеклассной работе (контрольный этап эксперимента) 64
Вывод по главе 2 75
Заключение 78
Список литературы 83
Приложения
Глава 1 Теоретическое изучение проблемы развития внимания у детей младшего школьного возраста во внеклассной работе 10
1.1 Сущностно-содержательная характеристика понятия «внимание», его
виды и свойства 10
1.2 Возрастные особенности внимания у детей младшего школьного возраста 23
1.3 Методы и формы развития внимания у детей младшего школьного возраста во внеклассной работе 37
Выводы по главе 1 47
Глава 2 Педагогическое обеспечение процесса развития внимания у
детей младшего школьного возраста во внеклассной работе 50
2.1 Изучение внимания и его особенностей у детей младшего школьного
возраста (результаты констатирующего этапа исследования) 50
2.2 Реализация программы «Будь внимателен!» по развитию внимания у
детей младшего школьного возраста во внеклассной работе 57
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста во внеклассной работе (контрольный этап эксперимента) 64
Вывод по главе 2 75
Заключение 78
Список литературы 83
Приложения
Актуальность проблемы исследования. Проблема изучения развития внимания в настоящее время становится все более актуальной. Это,
прежде всего, связано с высокой динамикой жизни, где все более актуальной становится задача охраны здоровья обучающихся, создание для них
благоприятных условий жизни и учебы. На сегодняшний день растет число
детей, потерявших интерес к учебе, снизился их интеллектуальный уровень, снизилась концентрация внимания, все это обуславливает необходимость разработки практических психолого-педагогических средств по увеличению потенциальных возможностей учащихся.
Внимание по своей сути является одним из феноменов ориентировочно-исследовательской деятельности личности. И это психическое действие, направленное на содержание образа, мысли или иного явления.
Внимание играет существенную роль в регуляции интеллектуальной активности. Оно сосредотачивает, направляет сознание человека в данный
момент времени на каком-то реальном или идеальном объекте – предмете,
явлении, событии, образе, мысли и т.д. Внимание занимает особое место
среди психических явлений, выступая неотъемлемой частью познания,
чувства и воли, она не сводится к одной из этих трех сфер психического.
Особую роль в данном контексте специалисты отводят вниманию в
учебно-познавательной работе школьников. Сосредоточенность, направленность сознания ученика на определенные предметы и явления необходимы на всех этапах его учебной деятельности. Часто непонимание учебного материала, появление ошибок при выполнении самостоятельных заданий, неумение начинать и последовательно проводить работу над заучиванием тестов, выполнением рисунков, технических изделий объясняется
не отсутствием способностей к этим видам занятий, не слабой сообразительностью или плохой памятью, а недостаточной внимательностью [2].4
По мнению С.Л. Рубинштейна внимание это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность [35, с. 524].
Л.С. Выготский пытался проследить историю развития внимания. Он
писал, что история внимания есть история развития организованности его
поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать
не в нутрии, а вне личности ребенка [6, с. 147].
П.Я. Гальперин определяет внимание как идеальное, свернутое и автоматизированное действие контроля, учение о внимании как функции
контроля – составная часть теории поэтапного формирования умственных
действий [8, с. 110].
Внимание рассматривают и как функцию внутреннего контроля за
соответствием умственных действий программам их выполнения. Развитие
такого контроля улучшает результативность любой деятельности и ее планомерное формирование, коррекция позволяет преодолеть некоторые дефекты внимания. Следовательно, развитие внимания является одним из
необходимых условий успешного обучения. Школа предъявляет свои требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать
без отвлечений. Ребенок должен соблюдать инструкции и контролировать
полученный результат. Дети, которые только пришли в школу не имеют
сформированного внимания, поэтому учитель должен работать над развитием и его совершенствованием. Ведь развивать и совершенствовать внимание столь же важно как формировать умения и навыки по чтению, письму, математике. Внимательный ребенок легче усваивает учебный материал, выполняет четко и аккуратно движения при написании букв и цифр,
что является показателем эффективности учебной деятельности.
На сегодняшний день степень изученности проблемы развития внимания в отечественной и зарубежной психологии изучена недостаточно,
так как данная тема настолько обширна по своему содержанию, что систематизировать и проанализировать все факты, связанные с особенностями5
развития внимания в младшем школьном возрасте представляется весьма
проблематично.
Наиболее исследованными вопросами можно считать функциональное значение внимания, связь внимания с другими психическими процессами. В меньшей степени изучено развитие особенностей внимания в онтогенезе и механизмы регуляции процессов внимания. Значимыми в этом
плане являются труды отечественных и зарубежный ученых А. Валлон,
Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Г.С. Костюк, К. Коффка,
А.М. Леонтьев, Н.А. Менчинская, Ж. Пиаже, Т. Рибо, С.Л. Рубинштейн,
Е.Б. Титченер, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и другие.
Многие исследователи (Я.Л. Коломинский, В.А. Крутецкий, Н.Д.
Левитов, А.А. Люблинская, Е.А. Панько) отмечают, что внимание младших школьников отличается большой неустойчивостью и легкой отвлекаемостью. Изучению возрастных особенностей отдельных свойств внимания у младших школьников посвящены работы Н.П. Диевой, С.Н. Калинниковой, Н.Н. Лила, Т.В. Мазур, Л.П. Набатниковой, С.А. Полуэктовой,
А.С. Рещук, Г.М. Угаровой.
В связи с тем, что вопрос развития внимания в младшем школьном
возрасте стоит достаточно остро, необходим поиск эффективных методов
и форм, которые могли бы сделать процесс развития внимания в младшем
школьном возрасте увлекательным, интересным для детей и эффективным
для педагогов.
На сегодняшний день необходимым потенциалом в развитии внимания у детей младшего школьного возраста обладает внеклассная работа с
ее разнообразными методами и формами педагогического воздействия.
Современные подходы ученых-педагогов к проблеме развития внимания во внеклассной работе представлены в трудах Л.И. Божович, В.Г.
Бондаренко, М.К. Енисеева, В.С. Ильина, А.Г. Ковалева, Н.Г. Морозовой,
Г.И. Щукиной и др.6
Наиболее тщательному анализу подверглись различные методы и
формы внеклассной работы, посвященные детям младшего школьного возраста. Различные аспекты развития внимания у детей младшего школьного
возраста во внеклассной работе рассматриваются в исследованиях таких
авторов, как О.С. Богданова, О.Д. Калинина, Л.Г. Потанина, М.Б. Рубцова,
Н.Е. Щуркова и др. Работы указанных авторов способствуют успешным
теоретическим и практическим разработкам в данной области исследования, содержат много ценных практических находок.
Внеклассная работа, особенности ее содержания и специфика организации, имеет преимущественные возможности для развития внимания,
его устойчивости, свойств, а также для развития такой важной характеристики, как внимательность. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что в воспитании все главное и урок, и развитие разносторонних интересов детей вне
урока [40, с. 55].
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема развития внимания, его свойств является важнейшей проблемой XXI
века. Необходимо отметить тот факт, что обладая несомненным потенциалом в развитии внимания у детей младшего школьного возраста внеклассная работа, разнообразные методы и формы не находят достаточно применения в практике общеобразовательных учебных заведений.
Таким образом, к настоящему времени возникло противоречие
между необходимостью развития внимания и его свойств у детей младшего школьного возраста и недостаточным использованием в практике учебных заведений методов и форм внеклассной работы по развитию внимания
у детей младшего школьного возраста.
Таким образом, выбранная нами тема исследования «Развитие
внимания в младшем школьном возрасте во внеклассной работе» является
актуальной.
прежде всего, связано с высокой динамикой жизни, где все более актуальной становится задача охраны здоровья обучающихся, создание для них
благоприятных условий жизни и учебы. На сегодняшний день растет число
детей, потерявших интерес к учебе, снизился их интеллектуальный уровень, снизилась концентрация внимания, все это обуславливает необходимость разработки практических психолого-педагогических средств по увеличению потенциальных возможностей учащихся.
Внимание по своей сути является одним из феноменов ориентировочно-исследовательской деятельности личности. И это психическое действие, направленное на содержание образа, мысли или иного явления.
Внимание играет существенную роль в регуляции интеллектуальной активности. Оно сосредотачивает, направляет сознание человека в данный
момент времени на каком-то реальном или идеальном объекте – предмете,
явлении, событии, образе, мысли и т.д. Внимание занимает особое место
среди психических явлений, выступая неотъемлемой частью познания,
чувства и воли, она не сводится к одной из этих трех сфер психического.
Особую роль в данном контексте специалисты отводят вниманию в
учебно-познавательной работе школьников. Сосредоточенность, направленность сознания ученика на определенные предметы и явления необходимы на всех этапах его учебной деятельности. Часто непонимание учебного материала, появление ошибок при выполнении самостоятельных заданий, неумение начинать и последовательно проводить работу над заучиванием тестов, выполнением рисунков, технических изделий объясняется
не отсутствием способностей к этим видам занятий, не слабой сообразительностью или плохой памятью, а недостаточной внимательностью [2].4
По мнению С.Л. Рубинштейна внимание это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность [35, с. 524].
Л.С. Выготский пытался проследить историю развития внимания. Он
писал, что история внимания есть история развития организованности его
поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать
не в нутрии, а вне личности ребенка [6, с. 147].
П.Я. Гальперин определяет внимание как идеальное, свернутое и автоматизированное действие контроля, учение о внимании как функции
контроля – составная часть теории поэтапного формирования умственных
действий [8, с. 110].
Внимание рассматривают и как функцию внутреннего контроля за
соответствием умственных действий программам их выполнения. Развитие
такого контроля улучшает результативность любой деятельности и ее планомерное формирование, коррекция позволяет преодолеть некоторые дефекты внимания. Следовательно, развитие внимания является одним из
необходимых условий успешного обучения. Школа предъявляет свои требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать
без отвлечений. Ребенок должен соблюдать инструкции и контролировать
полученный результат. Дети, которые только пришли в школу не имеют
сформированного внимания, поэтому учитель должен работать над развитием и его совершенствованием. Ведь развивать и совершенствовать внимание столь же важно как формировать умения и навыки по чтению, письму, математике. Внимательный ребенок легче усваивает учебный материал, выполняет четко и аккуратно движения при написании букв и цифр,
что является показателем эффективности учебной деятельности.
На сегодняшний день степень изученности проблемы развития внимания в отечественной и зарубежной психологии изучена недостаточно,
так как данная тема настолько обширна по своему содержанию, что систематизировать и проанализировать все факты, связанные с особенностями5
развития внимания в младшем школьном возрасте представляется весьма
проблематично.
Наиболее исследованными вопросами можно считать функциональное значение внимания, связь внимания с другими психическими процессами. В меньшей степени изучено развитие особенностей внимания в онтогенезе и механизмы регуляции процессов внимания. Значимыми в этом
плане являются труды отечественных и зарубежный ученых А. Валлон,
Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Г.С. Костюк, К. Коффка,
А.М. Леонтьев, Н.А. Менчинская, Ж. Пиаже, Т. Рибо, С.Л. Рубинштейн,
Е.Б. Титченер, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и другие.
Многие исследователи (Я.Л. Коломинский, В.А. Крутецкий, Н.Д.
Левитов, А.А. Люблинская, Е.А. Панько) отмечают, что внимание младших школьников отличается большой неустойчивостью и легкой отвлекаемостью. Изучению возрастных особенностей отдельных свойств внимания у младших школьников посвящены работы Н.П. Диевой, С.Н. Калинниковой, Н.Н. Лила, Т.В. Мазур, Л.П. Набатниковой, С.А. Полуэктовой,
А.С. Рещук, Г.М. Угаровой.
В связи с тем, что вопрос развития внимания в младшем школьном
возрасте стоит достаточно остро, необходим поиск эффективных методов
и форм, которые могли бы сделать процесс развития внимания в младшем
школьном возрасте увлекательным, интересным для детей и эффективным
для педагогов.
На сегодняшний день необходимым потенциалом в развитии внимания у детей младшего школьного возраста обладает внеклассная работа с
ее разнообразными методами и формами педагогического воздействия.
Современные подходы ученых-педагогов к проблеме развития внимания во внеклассной работе представлены в трудах Л.И. Божович, В.Г.
Бондаренко, М.К. Енисеева, В.С. Ильина, А.Г. Ковалева, Н.Г. Морозовой,
Г.И. Щукиной и др.6
Наиболее тщательному анализу подверглись различные методы и
формы внеклассной работы, посвященные детям младшего школьного возраста. Различные аспекты развития внимания у детей младшего школьного
возраста во внеклассной работе рассматриваются в исследованиях таких
авторов, как О.С. Богданова, О.Д. Калинина, Л.Г. Потанина, М.Б. Рубцова,
Н.Е. Щуркова и др. Работы указанных авторов способствуют успешным
теоретическим и практическим разработкам в данной области исследования, содержат много ценных практических находок.
Внеклассная работа, особенности ее содержания и специфика организации, имеет преимущественные возможности для развития внимания,
его устойчивости, свойств, а также для развития такой важной характеристики, как внимательность. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что в воспитании все главное и урок, и развитие разносторонних интересов детей вне
урока [40, с. 55].
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема развития внимания, его свойств является важнейшей проблемой XXI
века. Необходимо отметить тот факт, что обладая несомненным потенциалом в развитии внимания у детей младшего школьного возраста внеклассная работа, разнообразные методы и формы не находят достаточно применения в практике общеобразовательных учебных заведений.
Таким образом, к настоящему времени возникло противоречие
между необходимостью развития внимания и его свойств у детей младшего школьного возраста и недостаточным использованием в практике учебных заведений методов и форм внеклассной работы по развитию внимания
у детей младшего школьного возраста.
Таким образом, выбранная нами тема исследования «Развитие
внимания в младшем школьном возрасте во внеклассной работе» является
актуальной.
В настоящее время общеобразовательная школа находится в стадии
поисков путей качественного преобразования всех сторон ее деятельности.
Цель этих поисков – нахождение таких методов обучения и воспитания, которые способствовали бы предельной активизации творческих сил
каждой личности, ее готовности к целенаправленному социально значимому труду и потребности в нем, саморазвитию в широком смысле слова,
становлению познавательных интересов.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать тот факт, что проблема развития внимания у детей младшего
школьного возраста является предметом изучения многих исследователей.
Особенностям развития внимания, его свойств посвящены исследования Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Л.Н. Леонтьева, Т. Рибо, С.Л. Рубинштейна и др.; изучению возрастных особенностей отдельных свойств
внимания у младших школьников С.Н. Калинниковой, Н.Н. Лила, А.С.
Рещук, Г.М. Угаровой и др.; особенности внеклассной работы (О.С. Богданова, О.Д. Калинина, Л.Г. Потанина, М.Б. Рубцова, Н.Е. Щуркова и др.).
Однако, необходимо отметить, что проблема развития внимания у
детей младшего школьного возраста во внеклассной работе не нашла достаточного отражения в психолого-педагогических исследованиях, как за
рубежом, так и в отечественной науке.
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил нам сделать следующие выводы:
1. Внимание – это в первую очередь динамическая характеристика
протекания познавательной деятельности: оно выражает связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе
сосредоточена. Внимание – это выборочная направленность на тот или
иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную
на объект познавательную деятельность.79
2. За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и
направленность личности. Они вызывают изменение отношения к объекту.
А изменение отношения к объекту выражается во внимании – в изменении
образа этого объекта, в его сознании: он становится более понятным и выразительным. Таким образом, хотя внимание не имеет своего особого содержания, проявляясь в других процессах, однако и в ней оказывается специфической формой взаимосвязь деятельности и образа. Изменение внимания выражается в изменении и выразительность содержания, на котором
сосредоточена познавательная деятельность. В виде внимания находит себе выражение связь сознания с предметом; чем активнее сознательная деятельность, тем отчетливее выступает объект; чем более отчетливо выступает в сознании объект, тем интенсивнее и само сознание. Внимание – это
проявление этой связи сознания и предмета, в нем осознается.
3. По характеру происхождения и средствам осуществления различают три основных вида внимания: произвольное; непроизвольное; послепроизвольное. В зависимости от этих требований, а также в связи с индивидуальными особенностями человека можно выделить такие свойства
внимания, как устойчивость, сосредоточенность, объем, распределение,
переключение
4. Изучая возрастные особенности внимания у детей младшего
школьного возраста мы выявили, что младший школьный возраст (с 6-7 до
10-11 лет) определяется поступлением в школу. В настоящее время обучение в школе начинается с 6-7 лет. Произвольность, внутренний план действия и рефлексия – основные новообразования ребенка младшего школьного возраста. Благодаря им психика младшего школьника достигает
уровня развития, необходимого для дальнейшего обучения в средней школе, для нормального перехода в подростковый возраст с его особыми возможностями и требованиями.
Произвольное внимание у детей развивается в направлении от выполнения целей, которые ставит учитель, к задачам, поставленным самим80
учеником. Одним из главных средств развития произвольного внимания
является осознание ответственности младших школьников за усвоение
знаний.
Развитие внимания связано также с расширением объема внимания и
умением распределять его между разными видами действий. Условием
поддержания внимания является разнообразие сообщаемого материала,
последовательность его изложения и раскрытия. Внимание развивается постепенно и на определенный момент становится свойством личности, ее
постоянной особенностью, которая называется внимательностью.
5. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что наиболее эффективными методами и формами развития внимания у детей младшего школьного возраста во внеклассной работе являются игра, дидактическая игра, викторина, упражнение, тренинг, именно эти формы и методы
будут использованы нами в разработке программы по развитию внимания
у детей младшего школьного возраста «Будь внимателен!».
6. Констатирующий эксперимент показал, что высокий уровень объема внимания присутствует только у 12% детей в исследуемой группе,
28% детей имеют средний объем внимания, заставляет задуматься тот
факт, что у 60% детей низкий уровень объема внимания.
В группе испытуемых высокий уровень произвольности внимания
имеют лишь 24% испытуемых, низкий уровень составляет 36%, средний
уровень – 40%.
Уровень переключения и распределения внимания в группе испытуемых находятся на низком уровне и составляют 52%, средний уровень
присутствует у 40% испытуемых, высокий уровень наблюдается у 8% испытуемых.
В целом по развитию внимания в группе испытуемых преобладающими являются средний (44%) и низкий уровень (40%) развития внимания,
высокий уровень наблюдается у 16% испытуемых.81
7. Следующим этапом нашего экспериментального исследования
было проведение формирующего эксперимента, который предполагал разработку и апробацию программы развития внимания у детей младшего
школьного возраста во внеклассной работе «Будь внимательным!», в основе которой мы использовали выявленные нами формы и методы, такие как
игры, дидактические игры, викторины, упражнения, тренинг.
Цель программы «Будь внимательным!»: развитие внимания, умения
концентрировать внимание, выделять предметы по одним характерным
признакам, переключение внимания, концентрация внимания и развитие
коммуникации, способности к обобщению, анализу, развитие сообразительности и логического мышления.
Задачи программы: повышение уровня развития внимания; развитие
произвольного внимания; формирование способности к переключению и
концентрации внимания; развитие внимания из-за запоминания; расширять
кругозор учащихся.
8. После проведения формирующего эксперимента по развитию
внимания мы получили следующие результаты: после эксперимента уровень объема внимания повысился с 12% до 24%; средний уровень повысился с 24% до 48%, низкий уровень соответственно понизился с 60% до
28%.
После эксперимента доминирующими стали высокий и средний
уровни произвольности и составляют 40% и 44% соответственно.
В уровнях переключения и распределения произошли изменения.
Высокий уровень повысился на 20%, средний повысился на 8%, а низкий
уровень соответственно понизился и составил 24% после эксперимента.
После эксперимента по-прежнему преобладающим является средний
уровень развития внимания (60%), но качественно он заметно повысился с
44% до 60%. Высокий уровень также повысился с 16% до 24%. Низкий
уровень составил 16%. Полученные данные подтверждены методами математической обработки данных.82
9. Результаты, полученные в ходе нашего исследования, подтверждают правильность выдвинутой гипотезы, именно опора на ключевые
характеристики внимания, его виды и свойства; учет возрастных особенностей развития внимания в младшем школьном возрасте; разработка и
реализация программы развития внимания у детей младшего школьного
возраста «Будь внимателен!» во внеклассной работе способствуют повышению эффективности процесса развития внимания у детей младшего
школьного возраста. Гипотеза исследования подтвердилась.
поисков путей качественного преобразования всех сторон ее деятельности.
Цель этих поисков – нахождение таких методов обучения и воспитания, которые способствовали бы предельной активизации творческих сил
каждой личности, ее готовности к целенаправленному социально значимому труду и потребности в нем, саморазвитию в широком смысле слова,
становлению познавательных интересов.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать тот факт, что проблема развития внимания у детей младшего
школьного возраста является предметом изучения многих исследователей.
Особенностям развития внимания, его свойств посвящены исследования Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Л.Н. Леонтьева, Т. Рибо, С.Л. Рубинштейна и др.; изучению возрастных особенностей отдельных свойств
внимания у младших школьников С.Н. Калинниковой, Н.Н. Лила, А.С.
Рещук, Г.М. Угаровой и др.; особенности внеклассной работы (О.С. Богданова, О.Д. Калинина, Л.Г. Потанина, М.Б. Рубцова, Н.Е. Щуркова и др.).
Однако, необходимо отметить, что проблема развития внимания у
детей младшего школьного возраста во внеклассной работе не нашла достаточного отражения в психолого-педагогических исследованиях, как за
рубежом, так и в отечественной науке.
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил нам сделать следующие выводы:
1. Внимание – это в первую очередь динамическая характеристика
протекания познавательной деятельности: оно выражает связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе
сосредоточена. Внимание – это выборочная направленность на тот или
иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную
на объект познавательную деятельность.79
2. За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и
направленность личности. Они вызывают изменение отношения к объекту.
А изменение отношения к объекту выражается во внимании – в изменении
образа этого объекта, в его сознании: он становится более понятным и выразительным. Таким образом, хотя внимание не имеет своего особого содержания, проявляясь в других процессах, однако и в ней оказывается специфической формой взаимосвязь деятельности и образа. Изменение внимания выражается в изменении и выразительность содержания, на котором
сосредоточена познавательная деятельность. В виде внимания находит себе выражение связь сознания с предметом; чем активнее сознательная деятельность, тем отчетливее выступает объект; чем более отчетливо выступает в сознании объект, тем интенсивнее и само сознание. Внимание – это
проявление этой связи сознания и предмета, в нем осознается.
3. По характеру происхождения и средствам осуществления различают три основных вида внимания: произвольное; непроизвольное; послепроизвольное. В зависимости от этих требований, а также в связи с индивидуальными особенностями человека можно выделить такие свойства
внимания, как устойчивость, сосредоточенность, объем, распределение,
переключение
4. Изучая возрастные особенности внимания у детей младшего
школьного возраста мы выявили, что младший школьный возраст (с 6-7 до
10-11 лет) определяется поступлением в школу. В настоящее время обучение в школе начинается с 6-7 лет. Произвольность, внутренний план действия и рефлексия – основные новообразования ребенка младшего школьного возраста. Благодаря им психика младшего школьника достигает
уровня развития, необходимого для дальнейшего обучения в средней школе, для нормального перехода в подростковый возраст с его особыми возможностями и требованиями.
Произвольное внимание у детей развивается в направлении от выполнения целей, которые ставит учитель, к задачам, поставленным самим80
учеником. Одним из главных средств развития произвольного внимания
является осознание ответственности младших школьников за усвоение
знаний.
Развитие внимания связано также с расширением объема внимания и
умением распределять его между разными видами действий. Условием
поддержания внимания является разнообразие сообщаемого материала,
последовательность его изложения и раскрытия. Внимание развивается постепенно и на определенный момент становится свойством личности, ее
постоянной особенностью, которая называется внимательностью.
5. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что наиболее эффективными методами и формами развития внимания у детей младшего школьного возраста во внеклассной работе являются игра, дидактическая игра, викторина, упражнение, тренинг, именно эти формы и методы
будут использованы нами в разработке программы по развитию внимания
у детей младшего школьного возраста «Будь внимателен!».
6. Констатирующий эксперимент показал, что высокий уровень объема внимания присутствует только у 12% детей в исследуемой группе,
28% детей имеют средний объем внимания, заставляет задуматься тот
факт, что у 60% детей низкий уровень объема внимания.
В группе испытуемых высокий уровень произвольности внимания
имеют лишь 24% испытуемых, низкий уровень составляет 36%, средний
уровень – 40%.
Уровень переключения и распределения внимания в группе испытуемых находятся на низком уровне и составляют 52%, средний уровень
присутствует у 40% испытуемых, высокий уровень наблюдается у 8% испытуемых.
В целом по развитию внимания в группе испытуемых преобладающими являются средний (44%) и низкий уровень (40%) развития внимания,
высокий уровень наблюдается у 16% испытуемых.81
7. Следующим этапом нашего экспериментального исследования
было проведение формирующего эксперимента, который предполагал разработку и апробацию программы развития внимания у детей младшего
школьного возраста во внеклассной работе «Будь внимательным!», в основе которой мы использовали выявленные нами формы и методы, такие как
игры, дидактические игры, викторины, упражнения, тренинг.
Цель программы «Будь внимательным!»: развитие внимания, умения
концентрировать внимание, выделять предметы по одним характерным
признакам, переключение внимания, концентрация внимания и развитие
коммуникации, способности к обобщению, анализу, развитие сообразительности и логического мышления.
Задачи программы: повышение уровня развития внимания; развитие
произвольного внимания; формирование способности к переключению и
концентрации внимания; развитие внимания из-за запоминания; расширять
кругозор учащихся.
8. После проведения формирующего эксперимента по развитию
внимания мы получили следующие результаты: после эксперимента уровень объема внимания повысился с 12% до 24%; средний уровень повысился с 24% до 48%, низкий уровень соответственно понизился с 60% до
28%.
После эксперимента доминирующими стали высокий и средний
уровни произвольности и составляют 40% и 44% соответственно.
В уровнях переключения и распределения произошли изменения.
Высокий уровень повысился на 20%, средний повысился на 8%, а низкий
уровень соответственно понизился и составил 24% после эксперимента.
После эксперимента по-прежнему преобладающим является средний
уровень развития внимания (60%), но качественно он заметно повысился с
44% до 60%. Высокий уровень также повысился с 16% до 24%. Низкий
уровень составил 16%. Полученные данные подтверждены методами математической обработки данных.82
9. Результаты, полученные в ходе нашего исследования, подтверждают правильность выдвинутой гипотезы, именно опора на ключевые
характеристики внимания, его виды и свойства; учет возрастных особенностей развития внимания в младшем школьном возрасте; разработка и
реализация программы развития внимания у детей младшего школьного
возраста «Будь внимателен!» во внеклассной работе способствуют повышению эффективности процесса развития внимания у детей младшего
школьного возраста. Гипотеза исследования подтвердилась.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВОМ ИГРЫ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Формирование сплоченности детей младшего школьного
возраста
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - Искусство керамики как средство развития творческих способностей
детей младшего школьного возраста в условиях ДШИ
Дипломные работы, ВКР, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2019 - ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ АРТ-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016



