Введение 3
1. Теоретические основы управления организационной культурой
предприятия 6
1.1 Понятие и классификация организационной культуры предприятия 6
1.2 Способы формирования и управления организационной культурой
предприятия 12
1.3 Влияние организационной культуры на эффективное
функционирование предприятия 19
2. Анализ управления организационной культурой ООО «Фирма Гамми» 26
2.1 Общая характеристика хозяйственной деятельности 26
2.2 Исследование системы управления 34
2.3 Оценка эффективности управления организационной культурой 36
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию управления
организационной культурой ООО «Фирма Гамми» 49
3.1 Разработка мотивационных механизмов развития организационной
культуры 49
3.2 Внедрение концепции самообучающейся организации 57
3.3 Применение социально-психологических методов 68
Заключение 79
Список использованных источников 82
Приложения
Каждая организация стоит перед необходимостью формирования собственного облика - определения своих целей и ценностей, стратегии качества производимой продукции и оказываемых услуг, цивилизованных правил поведения и нравственных принципов работников, поддержания высокой репутации фирмы в деловом мире. Все это, именуемое организационной культурой, является задачей, без решения которой нельзя добиться эффективной работы предприятия.
Актуальность этой темы связана с тем, что в сфере российского бизнеса понятие организационной культуры появилось сравнительно недавно и в силу различных причин не является достаточно изученным в отличие от западного бизнеса (И. Ансофф, М. Альберт и Ф. Хедоури, Г. Десслер, Ф. Лютенс, М.Х. Мескон, Э. Шейн и др.).
Вместе с тем проблемы управления человеческими ресурсом организации все чаще становятся предметом исследования отечественных ученых (Н.А. Волгин, В.А. Дятлов, Т.И. Заславская, А.Я. Кибанов, М.Н. Кулапов, Ю.А. Одегов, Г.Г. Руденко, Т.О. Соломанидина, В.В. Травин и др.). При этом в последнее время возрастает интерес к процессам формирования организационной культуры в российских компаниях и к исследованию системы организационных отношений, которые рассматриваются, прежде всего, как важные компоненты достижения успеха в бизнесе. Руководители организаций через развитие организационной культуры стремятся достичь повышения заинтересованности работников в трудовой деятельности, то есть повлиять на трудовую мотивацию, на формирование стратегии управления персоналом и в конечном итоге - на эффективность работников в организации.
Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы формирования организационной культуры на предприятиях. Однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы. Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы определяют несомненную новизну данного исследования. Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме формирования организационной культуры на предприятиях необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.
Таким образом, актуальность, которая определяется необходимостью повышением эффективности деятельности предприятия на основе научно обоснованного формирования и управления организационной культурой, недостаточная теоретическая разработанность, дискуссионность сложившихся подходов, существенная практическая значимость обоснования управления организационной культурой послужили основанием для выбора темы данного исследования, постановки его цели и исследовательских задач.
Целью дипломного проекта является разработка рекомендаций по формированию организационной культуры предприятия как фактора повышения эффективности деятельности и устойчивости организаций с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике, а также показать, что организационная культура вписывается в систему организационного процесса предприятия и является одним из важнейших способов управления и самоуправления. В рамках достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
1. Определить понятие «организационная культура» и показать его многогранность.
2. Дать характеристики организационной культуре, показав ее сущностные черты.
3. Выявить влияние организационной культуры на эффективность
функционирования организации, показать специфику управления
организационной культурой.
4. Проанализировать основные направления формирования и поддержания организационной культуры на предприятии ООО «Фирма «Гамми».
5. Обосновать необходимость и возможность управления развитием организационной культуры в ООО «Фирма «Г амми» через смену ценностей и создание новой мотивационной среды.
6. На основе существующих методик сформулировать рекомендации по улучшению организационной культуры в ООО «Фирма Гамми».
Объектом исследования является - организационная культура предприятия ООО «Фирма Гамми». При этом предметом исследования - закономерности и специфика управления организационной культурой в организации, ее формирование, поддержание и изменение.
Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.
Источниками информации для написания дипломного проекта послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, справочная литература, внутренняя информация исследуемой организации, прочие актуальные источники информации.
Дипломный проект структурирован в соответствии с требованиями, изложенными в методических рекомендациях по написанию дипломного проекта и содержит введение, основную часть, заключение, приложения и список использованных источников.
В данной работе рассмотрен один из современных инструментов управления, позволяющих повысить эффективность деятельности компании, - организационная культура. В процессе выполнения работы мы ознакомились с организационной культурой как с нормативным регулятором и практической деятельностью; ее формированием и управлением и методами ее совершенствования. Теоретическая актуальность изучения организационной культуры и практическая значимость нахождения методологических принципов управления ею сегодня не вызывает сомнений.
Из всего множества определений культуры можно сделать вывод о том, что организационная культура - это многомерное пространство с множеством параметров и множеством измерений. На каждом уровне изучения - поверхностном, подповерхностном и глубинном - приоритет будет отдаваться различным характеристикам, которые порой могут быть противоречивыми в рамках одной культуры компании. Наиболее объективную, на наш взгляд, типологию можно получить, изучая именно глубинные слои этого пространства, базовые представления культуры, смысловые понятия, верования и убеждения. В зависимости от постулатов этого уровня вырабатываются все остальные элементы культуры; миссия, ценности, нормы поведения, гендерные установки, особенности взаимодействия с внешней средой, цели компании.
Руководители, пожалуй, любой компании понимают огромные преимущества сильной организационной культуры, но лишь немногие из них занимаются вопросами ее построения и развития. В данной работе мы попытались проанализировать организационную культуру ООО «Фирмы Гамми» и выявить проблемы, с которыми компания сталкивается в процессе управления культурой.
Вопросы формирования организационной культуры, эффективной для данной сферы бизнеса, вызывают многочисленные споры, поскольку сама культура в значительной степени - категория субъективная: каждый сотрудник, менеджер и руководитель имеет собственное представление о том, какой она должна быть и что для ее развития следует предпринять. Разница в интеллекте, воспитании, восприятии сотрудников определяет многообразие подходов и требований к корпоративной культуре компании и ее отдельным элементам. Для того чтобы в таких условиях заниматься вопросами управления организационной культурой компании серьезно и эффективно, необходимо обладать определенными теоретическими знаниями и практическими навыками.
В наше время развитая организационная культура не только является предметом гордости компании и средством привлечения профессионалов высокого класса, но и позволяет создать в рамках компании такое социально-экономическое пространство, которое обеспечивает наивысшую производительность, успешность компании и приверженность ей сотрудников.
Организационная культура может быть сформирована, и существуют методы ее поддержания и укрепления. По сути дела, следует говорить о том, какой должна быть философия и практика управления и на что следует обратить внимание руководству для поддержания желательной культуры, то есть такой корпоративной культуры, которая будет поддерживать выработанную стратегию развития компании. Здесь можно выделить целый ряд методов, направленных на улучшение организационной культуры исследуемой компании. Разработанные предложения по совершенствованию организационной культуры говорят о том, что эффективное управление возможно лишь при использовании экономических, административных и социально-психологических методов управления. Поэтому применяются как материальные, так и нематериальные формы стимулирования персонала, которые включают заработную плату, различные системы участия в прибылях, системы коллективного премирования, индивидуализацию заработной платы, моральные стимулы, стимулирование работников, занимающихся творческим трудом, путем применения свободного графика работы, социальные льготы для сотрудников, обеспечение чувства привязанности у работников к своей организации, внедрение системы управления знаниями, создание корпоративного кодекса.
Таким образом, для того, чтобы все задачи, поставленные перед организацией, были достигнуты, недостаточно только набора квалифицированных кадров. Необходимо так организовать труд, чтобы каждый работник прилагал максимум усилий для выполнения поставленных задач, независимо от своих личных проблем.
Так как культура играет очень важную роль в жизни организации, то она должна являться предметом пристального внимания со стороны руководства. Менеджмент не только соответствует корпоративной культуре и сильно зависит от нее, но и может в свою очередь оказывать влияние на формирование и развитие организационной культуры. Для этого менеджеры должны уметь анализировать организационную культуру и оказывать влияние на ее формирование и изменение в желательном направлении. Организационная культура создаёт внутренний, духовный стержень компании, способствует сплочению коллектива, формирует у сотрудников чувства осознанности и ответственности за свою работу. В том случае, если в компании сформирована организационная культура, ее сотрудники будут настроены лояльно по отношению к данной организации, независимо от происходящих в жизни изменений; минимизирует конфликтные ситуации
Организационная культура повышает эффективность работы команды и решает задачи, как индивидуального развития сотрудников, так и развития организации в целом. Она создает предпосылки для формирования устойчивого и эффективно работающего коллектива, четко представляющего миссию организации. Таким образом, развитая организационная культура, безусловно, повышает эффективность управления компанией, а, следовательно, и общую эффективность ее деятельности.
1. Федеральный закон РФ «О развитии малого и среднего
предпринимательства» от 24.07.2007г., П209-ФЗ. Справочная правовая
система «Гарант».
2. Базылев И. Анализ влияния составляющих корпоративной культуры малого предприятия на эффективность его работы / И.Базылев // Управление персоналом. 2010.- № 10. с. 76 - 80.
3. Баландина Т. Совершенствование организационной культуры на российских предприятиях / Т. Баландина, Ю. Баченко // Проблемы теории и практики управления. 2009.№ 10. с.8 - 11.
4. Богатырев М. Организационная культура предприятия / М. Богатырев // Проблемы теории и практики управления. 2013. № 1. с. 10 - 11.
5. Бокуш Л. Гендерная культура, или типология взаимоотношений полов в организациях / Л. Бокуш. СПб.: Наука, 2011. 177 с.
6. Валюженич Н.Е. Организационная культура и трудовая мотивация как факторы лояльного отношения персонала к организации / Н.Е. Валюженич // Управление персоналом. 2012. № 16. с.43 - 45.
7. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учеб. / В.Р.Веснин. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. 387 с.
8. Виханский О. С. Менеджмент / О.С. Виханский, А.Н. Наумов. - М.: Экономист, 2010. 288 с.
9. Ворошилова О.И. Повышение лояльности сотрудников через мотивацию / О.И. Ворошилова // Управление человеческим потенциалом. 2012. № 3. с.21 - 22.
10. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде: Учеб. Пособие / Т.П. Галкина. М.:Финансы и статистика, 2013. 224 с.: ил.
11. Гальцева Н.В. Имидж как отражение организационной культуры предприятия / Н.В. Гальцева // Экономика и управление: Российский научный журнал. 2011. № 2. с. 114 - 117.
12. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли / Б. Гейтс. М.: ЭКСМО-Пресс,
2009. 177 с.
13. Гурьянова Э.А. Теория организации: Учебное пособие / Э.А. Гурьянова, С.А. Мещерякова. Казань, 2006. 166 с.
14. Дынкин А.А. Экономика знаний: урок для России / А.А. Дынкин // Вестник РАН. 2012. Т. 73. - № 5.
15. Евсеева А.А. Мотивация персонала: новые и нестандартные методы / А.А. Евсеева, Е.Н. Скалон // Управление человеческим потенциалом. 2011. № 3. с. 23 - 26.
16. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. - 6-е изд., доп. и перераб. / А.П. Егоршин. Н. Новгород: НИМБ, 2013. 302 с.
17. Иванова С. Искусство подбора персонала / С. Иванова. М.: Альпина Бизнес Букс, 2011. 511 с.
18. Камерон К. Диагностика и изменение организационной культуры / К. Камерон, Р. Куинн. СПб.: Питер, 2009. 265 с.
19. Карташова Л. Организационное поведение / Л. Карташова, Г. Никонова, Т. Соломанидина. М.: ИНФРА-М, 2011. 257 с.
20. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник / А.Я.Кибанов. М.: ИНФРА-М, 2013. 430 с.
21. Козлов В.В. Корпоративная культура: опыт, проблемы и
перспективы развития: Монография / В.В. Козлов. М., 2010. 121 с.
22. Кокорев И.А. Управление персоналом в рамках концепции человеческим капитала / И.А. Кокорев. М.: 2014. 202 с.
23. Коротков Э. М. Организационное поведение / Э.М. Коротков. М.: Тюмень, 2013. 361 с.
24. Кравченко К. Организационная культура промышленного предприятия / К. Кравченко // Человек и труд. 2006. № 6. с. 73 - 76.
25. Красовский Ю. Социокультурные основы управления бизнес - организацией / Ю. Красовский // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2012. № 9.
с. 47 - 52.
26. Лапуста М.Г. Предпринимательство/ Лапуста М.Г. М.: ИНФРА-М, 2011. 448 с.
27. Лобанова Т.Н. Построение модели ключевых компетенций / Т.Н.Лобанова // Справочник по управлению персоналом. 2012. - № 11. с. 27¬
28.
28. Мадьяров А.А. Социальные факторы формирования
организационной культуры коммерческого банка: дис. канд социол. наук / А.А. Мадьяров. Казань, 2002.
29. Малаховская Ю. Командный дух: методы поддержания /
Ю.Малаховская //Справочник по управлению персоналом. 2013. № 12. с. 21 - 25.
30. Мизелева Г.С. Корпоративная культура: взгляд изнутри / Г.С. Мизелева // Справочник по управлению персоналом. 2014. № 3. с. 21-22.
31. Мильнер Б. З. Теория организации / Б.З. Мильнер. М.: Инфра - М,
2010. 797 с.
32. Михалева Е.А. Организационное воздействие на персонал предприятия в условиях этнокультурной среды (на материалах Республики Татарстан):дис. канд социолог наук / Е.А. Михалева. Казань, 2002.
33. Никулин Д. Организационная культура: технология формирования/ Д.Никулин //Человек и труд. 2012. №7. с.80-81.
34. Одегов Ю.Г. Организационное поведение в структурно - логических схемах: Учебное пособие / Ю.Г. Одегов, В.В. Козлов, В.Н. Сидорова. М.:Издательство «Альфа - Пресс», 2010. 360 с.
35. Папонова Н.Е. Как мотивировать персонал на достижение целей компании / Н.Е. Папонова // Кадры предприятия. 2010. № 7. с. 34 - 45.
36. Питерс Т. В поисках совершенства: уроки самых успешных компаний США.: Пер. с англ. / Дж. Томас Питерс, Г. Роберт Уотерман-мл. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2010. 511 с.
37. Прошкин Б.Г. Принуждение как метод трудовой мотивации / Б.Г.Прошкин //2008.- № 11. с.42 - 47.
38. Роббинз С. Основы организационного поведения / С. Роббинз. М.: Вильямс, 2008. 320 с.
39. Савченко Л.С. Формирование организационной культуры предпринимательской организации / Л.С. Савченко // Экономика и управление. 2011. №5. с. 83 - 86.
40. Семенов Ю.Г. Организационная культура: Учебное пособие / Ю.Г.Семенов. М.: ЛОГОС, 2013. 256 с.
41. Соломанидина Т.О. Организационная культура компании: Учебное пособие / Т.О. Соломанидина. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА М, 2011. 624 с.
42. Спивак В.А. Корпоративная культура / В.А. Спивак. Спб.: Питер,
2011. 285 с.
43. Стоянова В.А. Оценка влияния организационной культуры предприятия на эффективность производственной деятельности / В.А. Стоянова //Менеджмент в России и за рубежом. 2014. №1. с.3 - 9.
44. Титова С.В. Элементы управления организационной культурой / С.В.Титова // Научное обозрение. 2008. №5. с.63 - 72.
45. Фэй К. Организационная культура и эффективность: Российский контекст / К. Фэй, Д. Денисон // Вопросы экономики. 2009. № 4. с.58 - 71.
46. Харрингтон Дж. Совершенство управления изменениями / Пер. с англ. В.Н. Загребельного; Под науч. Ред. В.В. Брагина / Дж. Харрингтон. М.:РИА «Стандарты и качество», 2012. 437 с.
47. Хофштед Г. Организационная культура. Управление человеческими ресурсами / Под ред. М Пула, М. Уоррена / Г. Хофштед. - СПб.: Питер, 2010. - 260 с.
48. Шаталова Н.И. Организационная культура: учеб./ Н.И. Шаталова, Т.Л.Александрова, И.Т. Вепрева и др. М.: Экзамен, 2014. 240 с.
49. Шапиро С.А. Основы управления персоналом в современных организациях: уник. Подход, обеспечивающий эффектив. работу компании / С.А. Шапиро. М.: ГроссМедиа, 2009. 210 с.
50. Комаров Е. Организационные и дезорганизационные методы
управления как составляющие организационной и дезорганизационной культуры предприятия / Е. Комаров // Управление персоналом. 2010. № 11.
Режим доступа: htpp:// www.cfin.ru
51. Устав ООО «Фирма «Гамми». Казань, 2005. (Машинопись.)
52. Бухгалтерский баланс ООО «Фирма «Гамми» за 2013-2015 годы. - Казань, 2013, 2014, 2015. (Машинопись.)