Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Криминализация экономики как угроза экономической безопасности региона (на примере Челябинской области)

Работа №56733

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы99
Год сдачи2018
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
509
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 7
1 КРИМИНАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ КАК УГРОЗА
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА 9
1.1 Криминализация экономических отношений в системе угроз
экономической безопасности государства 9
1.2 Мониторинг экономической безопасности государства: система
индикаторов и их пороговые значения 15
1.3 Предпринимательство и его влияние на теневые процессы в
экономике 20
2 КРИМИНАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 27
2.1 Состояние экономических правонарушений в Челябинской
области 27
2.2 Анализ экономической преступности в Челябинской области 28
2.3 Нормативно правовые акты в сфере борьбы с коррупцией
в Челябинской области 37
3 МЕРЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ПРЕСТУПЛЕНИЙ С ЦЕЛЬЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ

В современной России, вступившей в третье тысячелетие, криминализация экономики стала одной из самых больших проблем, общегосударственным негативным фактором, подрывающим авторитет власти, разрушающим государственность, и создающим угрозу экономической безопасности страны.
Указанные обстоятельства диктуют необходимость скорейшего принятия эффективных мер, призванных защитить национальную экономику от негативных воздействий нелегальной и криминальной экономики.
Экономическая безопасность России на сегодняшний день является одной из наиболее глобальных проблем. Это объясняется и снижением инвестиционной и инновационной активности, и разрушением научно-технического потенциала, усилением импортной зависимости, вывозом из страны валютных ресурсов и многими другими причинами
В данный момент самая богатая страна мира потенциально оказалась в зоне воздействия широкого спектра угроз, создавших реальную опасность существованию самого государства, его гражданам, их бытию и сознанию.
Криминальная обстановка в сфере экономики России характеризуется ростом налоговой и экономической преступности, усложнением применяемых способов нарушения и использованием несовершенства действующего законодательства. Появляются новые виды экономических угроз, связанные с глобализацией мировой экономики, развитием экономической интеграции, а также с влиянием центров мировой торговли на экономические реформы. В данный момент исследования, проводимые в области экономической безопасности, имеют односторонний характер, не способствуют принятию управленческих решений и применению правоохранительных механизмов по защите экономических интересов государства.
Объект исследования выпускной работы - экономическая безопасность в системе национальной безопасность государства.
Предмет исследования - криминализация экономики и теневые экономические отношения как фактор угрозы экономической безопасности региона.
Цель исследования - анализ негативных тенденций обусловленных криминализацией и теневыми экономическими отношениями и проблема их нейтрализации в национальной экономике региона.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи: -рассмотреть криминализацию экономических отношений в системе угроз экономической безопасности региона;
-выявить характер теневых экономических отношений в национальной экономике России их влияние на экономическую безопасность региона;
-рассмотреть институциональные факторы и условия теневого предпринимательства в национальной экономике;
-проанализировать коррупционные отношения как фактор криминализации экономики;
-разработать конкретные мероприятия по государственному регулированию и нейтрализации теневой хозяйственной деятельности и коррупционных отношений в России.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современная отечественная криминология уделяет большое внимание изучению преступности в сфере экономики, в том числе ее составляющей преступности в сфере экономической деятельности. Криминологический анализ рассматриваемого преступного явления не ограничен рамками действующего уголовного законодательства и представляет собой более широкое определение. Преступность в сфере экономической деятельности - общественно опасное, сложное, многогранное социально-негативное явление, обусловленное особенностями социальной среды, характеризующееся наличием устойчивых преступных связей, возникающих в процессе экономической деятельности между субъектами экономических отношений, имеющих корыстную или иную личную заинтересованность в получении противоправной экономической выгоды. С введением в действие 1 января 1996г. Уголовного кодекса РФ (УК РФ) явилась самостоятельная глава 22 «Преступления в сфере экономической деятельности». Законодатель включил в эту главу 32 преступления. Практически это самая объемная по числу статей глава в разделе «Преступлений в сфере экономики». Появление данной главы и входящих в нее составов - исторически обусловленная и осознанная необходимость уголовно-правового регулирования рыночных отношений в российской экономике.
Составы преступлений, включенные в главу 22 УК РФ, можно подразделить на несколько трупп.
1. Преступления, связанные с нарушением гарантий и общего порядка осуществления предпринимательской деятельности (незаконное предпринимательство, незаконная банковская деятельность, легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, и др.).
2. Преступления, связанные с нарушением прав и причинением ущерба кредиторам (незаконное получение кредита, злостное уклонение от кредиторской задолженности, неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное банкротство и др.).
3. Преступления, связанные с проявлениями монополизма и недобросовестной конкуренции (неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное банкротство, фиктивное банкротство, не допущение, ограничение или устранение конкуренции, незаконное использование товарного знака, незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, и др.).
4. Преступления в сфере обращения денежных средств и ценных бумаг (злоупотребление при выпуске ценных бумаг (эмиссии), изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов и др.).
5. Преступления, связанные валютным регулированием деятельности государства (невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, незаконный оборот Драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга, нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней, невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте и др.).
6. Преступления, связанные с таможенной деятельностью (уклонение от уплаты таможенных платежей и др.).
7. Преступления, связанные с налоговой деятельностью государства (уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации).
Все эти преступления объединяют общность мотивации (корысть) и экономическая направленность, а также иные криминологические характеристики.
К числу этих характеристик в первую очередь относится значительный объем преступности, высокие темпы ее роста. Так, например, удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений в числе преступлений экономической направленности составляет более 50%. В то же время динамика преступлений, выявляемых в сфере экономической деятельности, характеризуется неравномерностью. Количество регистрируемых преступлений постоянно меняется, появляются новые специфические виды и формы преступной деятельности, требующие адаптации к ним правоохранительной системы, что приводит к временному снижению уровня регистрируемой преступности.
Экономическая безопасность органически включена в систему национальной безопасности вместе с такими ее слагаемыми, как обеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических бедствий. Здесь все взаимосвязано и одно направление дополняет другое: не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономике, как не может быть ни военной безопасности, ни эффективной экономики в обществе, раздираемом социальными конфликтами. Подчеркивая такую взаимосвязь, надо вместе с тем учитывать, что решающая, базисная роль в ней принадлежит экономической безопасности.
Исходя из сказанного, государственное регулирование в области экономической безопасности является необходимым условием достижения общегосударственных, целей в области обеспечения национальной безопасности. Эти цели должны быть не только определены, но и обоснованы, одобрены всеми политическими силами, восприняты и поняты всеми членами общества.
Непосредственную опасность экономическим интересам создают экономические угрозы, нарушающие нормальный ход общественного воспроизводства. В самом общем виде они могут быть классифицированы по таким агрегированным группам, как внутренние и внешние угрозы. Серьезную и весьма реальную угрозу экономической безопасности государства представляет криминализация экономики и коррупционные отношения в обществе.
Как показывают многочисленные исследования, криминогенная ситуация в экономике определяется: наличием значительного количества скрытой или, так называемой, латентной экономической преступности, не известной правоохранительным органам; совокупностью отражаемых судебной статистикой различных криминальных угроз безопасности в сфере экономики, взяточничества, злоупотреблений служебным положением и др.; появлением вызванных рыночными реформами новых форм экономического поведения, которые в общественном сознании расцениваются не просто как нежелательные, а как опасные и нуждающиеся в запрете и преследовании в уголовном порядке, как представляющие угрозу экономической безопасности страны.
Неформальную теневую экономику таким образом можно рассматривать как определенную логику хозяйственной деятельности. В этом смысле неформальными отношениями пронизана вся хозяйственная жизнь страны.
Нынешнее состояние коррупции в России во многом обусловлено давно наметившимися тенденциями и переходным этапом, который и в других странах, находящихся в подобной ситуации, сопровождался ростом коррупции. Из числа наиболее важных факторов, определяющих рост коррупции и имеющих исторические корни, помимо дисфункций государственной машины и некоторых исторических и культурных традиций, следует отметить: стремительный переход к новой экономической системе, неподкрепленный необходимой правовой базой и правовой культурой; отсутствие в советские времена нормальной правовой системы и соответствующих культурных традиций; распад партийной системы контроля.
Расширяющееся политическое и экономическое сотрудничество превращает коррупцию в интернациональную проблему. Открываясь мировому сообществу, Россия также подвергается воздействию этой тенденции.
Антикоррупционная политика обязана стать постоянной частью государственной политики. Практически это означает, что необходимо безотлагательно разработать и запустить антикоррупционную программу, которая должна перерасти в постоянно действующую систему ограничения коррупции. Разработка и реализация такой программы должны базироваться на точном понимании природы коррупции, на анализе причин неудач борьбы с ней, осознании существующих предпосылок и ограничений; на ясных и продуктивных принципах.



1 Конституция Российской Федерации // www.constitution.ru
2 Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть I) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 29.12.2009; с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2010) // www.consultant.ru
3 Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть II) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 27.12.2009; с изм. и доп., вступившим в силу с 01.01.2010) www.consultant.ru
4 Федеральный закон от 11.03.1992 № 2487-1 (ред. от 27.12.2009) «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» // www.consultant.ru
5 Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // www.consultant.ru
6 Федеральный закон РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О защите конкуренции» // www.consultant.ru
7 Федеральный закон от 23.06.1999 № 117-ФЗ (ред. от 02.02.2006) «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» // www.consultant.ru
8 Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об акционерных обществах» // www.consultant.ru
9 Федеральный закон от 5 марта 1999 № 46-ФЗ (ред. от 19.07.2009) «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» // www.consultant.ru
10 Федеральный закон от 26 октября 2002 № 127-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О несостоятельности (банкротстве)» // www.consultant.ru
11 Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ (ред. от 10.01.2003) «Об информации, информатизации и защите информации» // www.consultant.ru
12 Федеральный закон от 25.02.1999 г. № 40-ФЗ (ред. от 19.07.2009) «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» // www.consultant.ru
13 Указ Президента РФ от 10.01.2000 г. № 24 «Концепция национальной безопасности РФ» // www.consultant.ru
14 Указ Президента РФ от 19.05. 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции // www.consultant.ru
15 Указ Президента РФ от 30.01.2010 № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» // www.consultant.ru
16 Аналитический доклад «Коррупция на дорогах» // www.indem.ru
17 Башмаков И. Российские ресурсы энергоэффективности: масштабы, затраты и выгоды // Вопросы экономики. - 2009. - № 2.
18 Белая книга ОЭСР по вопросам корпоративного управления вРоссии / Официальный сайт ОЭСР // www.oecdmoscow.org
19 Белоусов А. Контуры антикризисного сценария // Экономические стратегии. - 2005. - № 5-6.
20 Бесстремянная Г. Реформа единого социального налога и теневой сектор в здравоохранении и образовании // Вопросы экономики. - 2006. - № 6.
21 Бизнес и коррупция: проблемы противодействия / К.И. Головщинский, С.А. Пархоменко, В.Л. Римский, Г.А. Сатаров / Фонд ИНДЕМ // www.indem.ru
22 Богомолов В.А. Экономическая безопасность. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
23 Богомолов В.А. Экономико-правовое содержание приватизации и национализации // Хозяйственные системы в современном мире. Монография / Под ред. Т.М. Степанян. - М.: МАКС Пресс, 2009.
24 Бокун Н.Ч. Использование многомерной выборки для измерения неофициальной экономики // Вопросы статистики. - 2008. - № 2.
25 Борисова И. Замараев Б. и др. Риски внешнего финансирования российской экономики // Вопросы экономики. - 2008. - № 2.
26 Верин В.П. Преступления в сфере экономики. - М.: Дело, 2005.
27 Вечканов Г.С. Экономическая безопасность - СПб.: ПИТЕР, 2007.
28 Волчкова Н. Новая теория международной торговли и новая экономическая география // Вопросы экономики. - 2009. - № 1.
29 Гельвановский М.И. Конкурентоспособность национальной экономики и задачи государственной статистики // Вопросы статистики. - 2006. - № 3.
30 Герасин А.Н. Теневые экономические отношения и их воспроизводство в рыночной системе хозяйства. - М.: Бизнес-Пресс. 2006.
31 Герасимова И.А. О тенденции дифференциации субъектов Российской Федерации по уровню социально-экономического развития // Вопросы статистики. - 2008. - № 2.
32 Гимпельсон В., Монусова Г. Страх безработицы: опыт межстрановых сопоставлений // Вопросы экономики. - 2010. - № 2.
33 Г оланд Ю. Неоконченный кризис // Эксперт. - 2009. - № 1.
34 Государственный долг субъектов Российской Федерации // Официальный сайт Министерства Финансов РФ // www1.minfin.ru/ru/budget
35 Григорьев Л., Салихов М. Финансовый кризис-2008: вхождение в мировую рецессию // Вопросы экономики. - 2008. - № 12.
36 Дерлугьян Г. Кризисы неизбежны - как с этим бороться//Эксперт.-2009.- №1
37 Демидова Е. Враждебные поглощения и защита от них в условиях корпоративного рынка России // Вопросы экономики. - 2007. - № 4.
38 Диагностика российской коррупции: Социологический анализ.
Исследование Фонда ИНДЕМ // www.anti-corr.ru/awbreport
39 Динамика российской коррупции: 2001 - 2005. Результаты нового исследования Фонда ИНДЕМ // www.indem.ru/russian.asp
40 Доклад о мировом развитии 2006 года. Справедливость и развитие. - М.: Весь Мир, 2006.
41 Долгопятова Т. Корпоративное управление в российских компаниях: роль глобализации и кризиса // Вопросы экономики. - 2009. - № 6.
42 Ершов М. Как обеспечить стабильное развитие в условиях финансовой нестабильности // Вопросы экономики. - 2007. - № 12.
43 Ершов М. Кризис 2008 года: «момент истины» для глобальной экономики и новые возможности для России // Вопросы экономики. - 2008. - № 12.
44 Ефимова Ю. За эксперимент заплатит инвестор // Финансовая Россия. - 2005. - № 39.
45 Иванченко В., и др. Инновационно-структурированное воспроизводство и государство // Экономист. - 2010. - № 1.
46 Каспарова И. Финансирование сделок по слияниям и поглощениям: российская специфика // Вопросы экономики. - 2007. - № 4.
47 Канцеров Р.А., Глушков В.В. Условия, механизмы, направления и динамика распространения теневой экономики в современной России// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2008. - № 9.
48 Кокшаров А. Черная дыра / Эксперт // www.expert.ru/printissues/expert
49 Коррупция как двигатель строительства / Аналитика / Фонд Антикоррупция // www.corruptionet.ru
50 Коноплева И.А., Богданов И.А. Управление безопасностью и безопасность бизнеса - М.: ИНФРА-М, 2008.
51 Котов Б.А. Защита прав предпринимателей. - М.: ПРИОР, 2006.
52 Кудрин А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию // Вопросы экономики. - 2009. - № 1.
53 Ларичев В. Д. Как уберечься от мошенничества в сфере бизнеса. - М.: Юристъ, 2006.
54 Листопад М.Е. Диалектика экономической безопасности в глобальном мире // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2009. - № 2.
55 Лившиц И.И. О криминалоемкости российских законов // Законодательство и экономика. - 2008. - № 4.
56 Лизина О.М. Оценка масштабов теневой деятельности в
трансформационной экономике // www.e-rej.ru
57 Мау В. Драма 2008 года: от экономического чуда к экономическому кризису // Вопросы экономики. - 2009. - № 2.
58 Мау В. Экономическая политика 2009 года: между кризисом и
модернизацией // Вопросы экономики. - 2010. - № 2.
59 Мониторинг социально-экономического развития Российской Федерации / Министерство экономического развития и торговли РФ // www.economy.gov.ru
60 Мухаметшин Р.Т. Инвестиционные риски: мошенничество в финансовой отчётности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность.- 2009.- №2.
61 Навой А. Прямые инвестиции: не прямой путь в экономику // Вопросы экономики.- 2007.- № 11.
62 Национальные счета России в 2001-2008 годах: Стат. сборник. - М.: Росстат, 2009.
63 Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации за 2008 год / Минэкономразвития и торговли РФ // www.economy.gov.ru
64 Отдельные показатели платежеспособности и финансовой устойчивости организации 2005-2008 гг. / Финансы // www.gks.ru
65 Одинцов А.А. Экономическая и информационная безопасность
предпринимательства - М.: Academia, 2006.
66 Охотников И.В. Качество жизни как критерий национальной конкурентоспособности. Монография. - М.: МАКС Пресс, 2006.
67 Павленко Ю. Современное гражданское общество // Вопросы экономики. - 2008. - № 10.
68 Пак Е.Н. Проблемы развития статистики прямых иностранных инвестиций // Вопросы статистики. - 2008. - № 2.
69 Пескова Д.Р. Теневая экономика и экономический рост - особенности взаимодействия // www.e-rej.ru


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ