Введение 4
1 Общие положения договора подряда для государственных и муниципальных нужд 7
1.1 Понятие договора подрядных работ для государственных и муниципальных нужд 7
1.2 Содержание договора подрядных работ для государственных и муниципальных нужд 13
2 Особенности договора подрядных работ для государственных и муниципальных нужд 17
2.1 Предмет, признаки и существенные условия по договору подрядных работ для государственных и муниципальных нужд 17
2.2 Отличие договора подряда для государственных нужд от договоров строительного подряда и договора подряда на выполнение проектных и изыскательных работ 19
Заключение 25
Список использованных источников и литературы 27
Гражданский оборот, основу которого составляют установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей, направлен в конечном итоге на удовлетворение потребностей его участников, в том числе потребностей в товарах, работах и услугах.
Участниками гражданского оборота являются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, коммерческие и некоммерческие организации, государство, органы местного самоуправления.
Органы государственного и муниципального управления в рамках выполнения своих функций регулярно сталкиваются с необходимостью приобретения многочисленных товаров, работ и услуг у субъектов предпринимательской деятельности, т.е. у т.н. «частного сектора».
При этом государственные и муниципальные контракты выгодны бизнесу хотя бы потому, что государство и органы местного самоуправления выступают выгодными контрагентами хотя бы по причине своей платежеспособности. Даже если государство или муниципалитет отказывается осуществлять оплату за те или иные товары или услуги, соответствующие денежные средства могут быть всегда взысканы на основании решения суда – в этом очевидное преимущество государства и муниципалитетов по сравнению с коммерческими организациями, которые могут прекратить свое существование, не оставив никакого ликвидного имущества, посредством которого могут быть удовлетворены требования кредиторов.
До 2005 года, т.е. до введения системы государственных и муниципальных закупок на основании результатов конкурса («тендера»), сфера государственных и муниципальных заказов была донельзя коррумпирована, поскольку решение о заключении государственного или муниципального контракта с тем или иным поставщиком принимались должностными лицами органов государственной власти или местного самоуправления.
Соответственно, создавалось благодатное поле для коррупции, причинявшее государственным и муниципальным бюджетам вследствие заключения контракта по завышенным ценам существенный ущерб и препятствовавшее развитию предпринимательской конкуренции, поскольку добросовестные поставщики товаров и услуг практически не имели возможности выйти на рынок государственных и муниципальных заказов.
Вместе с тем, было бы преувеличением говорить о том, что конкурсная система размещения государственных и муниципальных заказов явилась своего рода «панацеей» от всех проблем в данной сфере.
Актуальность настоящей работы связана с тем, что договоры, заключаемые в целях удовлетворения государственных и муниципальных нужд, в том числе договоры подряда, играют важную роль не только в гражданском обороте, но и в целом в системе отношений власти и общества – по сути, государственные и муниципальные нужды направлены на удовлетворение интересов общества, и несовершенство законодательства в данной области принесет существенный вред интересам не только публичных субъектов, но и населения.
Цель работы – системный анализ договора подряда для государственных и муниципальных нужд как института гражданского законоджательства.
Задачи работы:
Изучить понятие договора подрядных работ для государственных и муниципальных нужд;
Исследовать содержание договора подрядных работ для государственных и муниципальных нужд;
Рассмотреть предмет, признаки и существенные условия по договору подрядных работ для государственных и муниципальных нужд ;
Изучить отличие договора подряда для государственных нужд от договоров строительного подряда и договора подряда на выполнение проектных и изыскательных работ .
Объектом работы выступают общественные отношения в сфере выполнения подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
Предмет работы – нормы гражданского законодательства Российской Федерации, регулирующие вопросы выполнения подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
Методологию работы составляют как специальные методы (метод правового моделирования, сравнительно-правовой и др.), так и общенаучные (анализ, синтез, классификация).
Теоретическая база исследования состоит из научной и учебной литературы в области гражданского права.
Нормативно-правовая база – гражданское законодательство РФ.
Теоретическая значимость исследования связана с систематизацией представлений об институте подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
Практическая значимость связана с выработкой предложений по совершенствованию гражданского законодательства.
Структурно работа состоит из введения, двух глав и заключения.
В конце приведен библиографический список.
1) Договор подрядных работ для государственных или муниципальных нужд представляет собой соглашение сторон, где заказчиком выступает Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, направленное на выполнение подрядчиком производственных и непроизводственных работ, связанных со строительством (созданием) или ремонтом объектов, и направленных на удовлетворение государственных или муниципальных нужд.
Договор, заказчиком по которому выступает Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование, именуется государственным или муниципальным контрактом.
Неверной представляется точка зрения, в соответствии с которой государственный или муниципальный контракт представляет собой не договор, а юридическую форму размещения государственного или муниципального заказа.
Государственный или муниципальный контракт – это договор, пусть и особого вида.
2) Основное содержание договора подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (государственного или муниципального контракта) связано с сущностью обязательств исполнителя (подрядчика), а именно с тем, что по договору подряда исполнитель обязуется осуществить определенные работы, направленные на создание овеществленного результата, передаваемого заказчику.
3) Предмет договора подрядных работ для государственных или муниципальных нужд существенно не отличается от предмета «общих» видов подряда, например, строительного.
Вместе с тем, договор подряда для государственных или муниципальных нужд характеризуется радом специфических признаков, а так же более широким кругом существенных условий.
4) Основное отличие договора подряда для государственных нужд от договоров строительного подряда и договора подряда на выполнение проектных и изыскательных работ заключается в обусловленном участием государства или муниципальных образований порядке заключения договора (в том числе определения подрядчика) и его исполнения.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая, от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 08.12.2017).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть вторая, от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017) [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 08.12.2017).
3. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 08.12.2017).
4. Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28 июня 2017 года [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 08.12.2017).
5. Ашин А.А. Правовая природа государственного (муниципального) контракта / А.А. Ащин // Вестник НГУ им. Лобачевского. – 2015. - №. 4. – С 85-91.
6. Белов В.Е. Правовое регулирование размещения государственных заказов // Право и экономика. – 2013.- № 2. – С. 50-55.
7. Грудцына Л.Ю. Гражданское право России. Учебник для вузов / Л.Ю. Грудцына. - М.:Юстицинформ, 2013. – 672 с.
8. Дерюгина Т.В., Белова О.А. Гражданское право. Учебник: в 4-х т. Часть первая: Т.1. / Т.В. Дерюгина, О.А. Белова. - М.:Зерцало, 2015. – 517 с.
9. .Ершов В.А. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу РФ / В.А. Ершов. - М.: Городец, 2015. – 1127 с.
10. Лачин А.А. Государственный и муниципальный заказ: юридические и управленческие аспекты / А.А. Лачин – М.:Юрайт, 2014. – 214 с.
11. Михайленко Е.М. Гражданское право. Учебник и практикум / Е.М. Михайленко. - М.: Дашков и Ко, 2013. - 511 с.
12. Халяпин А.А. Теоретические основы госзакупок / А.А. Халяпин // Символ науки. - 2016. - № 9-1. - С. 162-169.