Введение 3
1 Теоретические аспекты злотого сечения 5
1.1 Суть универсальной пропорции 5
1.2 История возникновения правила золотого сечения 7
1.3 Числа Фибоначчи 12
1.4 Использование золотого сечения 14
2 Экспериментальная часть 21
Заключение 31
Список литературы 32
Физика (от греческого «природа») - это наука об окружающем нас мире. Физика – всеобъемлющая наука. Никакой процесс природы не находится вне физики.
Законы природы убеждают нас, что все структурные совокупности мате-риального мира подчиняются строгой пропорциональной количественной взаимозависимости материи в материальных структурах, а именно пропорциям золотого сечения.
Физика, как наука, не существует без математики и как математика она не имеет начала и конца. Можно начать с любого места, с любой темы и обнаружить весь набор противоречий характерных как для физики, так и для математики. И в этом плане математический и физический феномен «золотого сечения» представляет немалый интерес, поскольку он дал начало: законам Кеплера, закону Всемирного тяготения, принципу наименьшего действия и вариационному принципу в механике, принципу Ферма в геометрической оптике, основам квантовой механики и, соответственно, квантово механическому представлению мироустройства. Естественным образом «золотое сечение» отражает и релятивизм как соотношение (релятивизм происходит от латинского слова соотношение) классических событий к неклассическим (и наоборот) и, соответственно, соотношение классических величин к неклассическим.
Каждый человек, сталкивающийся с геометрией объектов в пространстве, хорошо знаком с методом золотого сечения. Его применяют в искусстве, дизайне интерьеров и архитектуре. Еще в прошлом столетии золотое сечение оказалось таким популярным, что теперь многие сторонники мистического видения мира дали ему другое название – универсальное гармоническое правило.
Золотая пропорция многосторонне связана с фундаментальными вопросами науки и проявляется в симметрии многих творений и явлений окружающего нас мира.
Из книги Васютинского Н.А. я узнала, что в основе гармонии природы и произведений искусства лежит золотая пропорция. Васютинский Н.А. очень доходчиво и интересно рассказывает о сути этого замечательного соотношения, истории его открытия и исследований. В книге описано проявление закономерностей золотой пропорции в архитектуре, музыке, поэзии, а также в химии, биологии, ботанике, геологии, астрономии, технике.
Интересную информацию о золотом сечении, золотых прямоугольниках, треугольниках и пентаграмме содержит статья Шевелева И. Ш. «Геометрическая гармония».
Автор статьи «Золотое сечение» Урманцев Ю. А. пишет не только об истории открытия золотого сечения, но и о связи этой пропорции с числами Фибоначчи.
Много интересных сведений о золотом сечении я нашла на сайтах сети Интернет.
Ключевой вопрос: футбольный мяч имеет форму многогранника, который, будучи заполненным воздухом, принимает форму, близкую к сферической. В основе формы футбольного мяча лежат правила золотой пропорции.
Цель работы: выявить, что же такое золотое сечение, исследовать принцип «золотого сечения – красоты и гармонии» в окружающем мире.
Основные задачи:
рассмотреть теоретические аспекты золотого сечения: история возникновения, понятие, числа Фибоначчи;
привести примеры использования правил золотого сечения.
провести эксперимент.
Этапы выполнения исследовательской работы:
1. Подбор и изучение, необходимой для исследования литературы.
2. Сбор и систематизация материала.
3. Экспериментальная проверка фактов, подтверждающих (опровергаю-щих) ключевой вопрос проекта.
Об универсальном правиле было известно еще математикам Древней Греции. Ее использовал Пифагор и Евклид. В известном архитектурном шедевре – пирамиде Хеопса отношение размеров основной части и длины сторон, а также барельефов и декоративных деталей соответствуют гармоническому правилу.
Метод золотого сечения взяли на вооружение не только архитекторы, но и художники. Тайна гармонической пропорции считалась одной из величайших загадок.
В работе мы рассмотрели суть и правила золотого сечения, показали применение золотого сечения.
В экспериментальной части проекта показали, что в основе формы фут-больного мяча лежит вовсе не шар, а футбольный мяч имеет форму многогранника, который, будучи заполненным воздухом, принимает форму, близкую к сферической.
Форма футбольного мяча напоминает строение квазикристаллов.