Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ

Работа №56422

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы84
Год сдачи2017
Стоимость5650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
253
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты применения исследовательской и проектной деятельности в условиях современного образования 7
1.1 Общий обзор теории проектирования 7
1.2 Область знаний, используемая при выполнении проектов по биологии 14
1.3 Правила оформления и план работы над проектом 16
1.4 Теоретический аспект исследовательской деятельности
обучающихся 20
1.5 Общие требования к оформлению текстов исследовательских работ 23
1.6 Исследовательская и проектная деятельность для обучающихся младшего, среднего и старшего школьного возраста как стимул
самореализации личности 26
1.7 Проектная и исследовательская деятельность на уроках биологии 30
Выводы по главе 1 38
Глава 2. Экспериментальная часть 39
2.1 Материалы и методы 39
2.1.1 Мониторинг экспериментальных данных учебной деятельности 41
2.1.2 Экспериментальный проект с элементами исследовательской
деятельности 45
2.2 Результаты исследований и обсуждения 51
2.2.1 Результаты мониторинга и их сравнительный анализ 53
2.2.2 Обсуждение результатов эксперимента 64
2.3 Дополнительные материалы, разработанные совместно с участниками
эксперимента 65
Выводы по главе 2 79
Заключение 81
Список использованных источников

Проектная и исследовательская деятельность - одна из главных ступеней обучения в современной системе образования.
Множество положительных сторон имеет проектирование и исследование. Самая главная ценность данного метода обучения - возможность применить исследуемое на практике, так как у каждого проекта или исследовательской работы должен быть материальный результат, то есть то, что можно увидеть своими глазами, соорудить или потрогать руками. Это дает прекрасную возможность понять, добился ли ты той цели, которую ставил перед собой в самом начале.
Переход от традиционного урока через использование в обучении новых технологий, а так же возможность связать свою деятельность на уроках и во внеурочное время, позволяет обучающимся с большим интересом относиться к школе, добывать дополнительные знания не только посредством выполнения домашнего задания, но и с помощью творческой деятельности во внеурочное время. Все это позволяет намного проще переходить к условиям более частой смены деятельности, что благоприятно влияет на процесс и результаты обучения.
Актуальность данной работы заключается в том, что используя данный метод, учитель может научить обучающихся думать и рассуждать, развивать свой интеллект, интересоваться определенным предметом или обучением в целом во внеурочное время. Все это показывает ребенку то, что он способен самостоятельно создать что-то новое, а затем преподнести свои идеи и результат окружающим его людям, объясняя, что та проблема, которая была взята за основу в самом начале, может быть решена именно таким образом.
В ходе представления проектных и исследовательских работ, обучающиеся овладевают азами ораторского мастерства, методами убеждения, умение заинтересовать аудиторию.
Повышение самооценки является так же одной из главных задач метода,
представленного в данной магистерской диссертации.
Цель исследования: повысить уровень мотивации к обучению на 20% и эффективность усвоения знаний по биологии на 20% у обучающихся 6 класса, посредством применения метода проектной и исследовательской деятельности.
Объект исследования: исследовательская и проектная деятельность в процессе обучения школьников.
Предмет исследования: исследовательская и проектная деятельность как средство повышения эффективности усвоения знаний, а так же повышение интереса к процессу обучения.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что исследовательская и проектная деятельность позволит поднять уровень мотивации обучающихся к получению знаний, повысить эффективность усвоения знаний и вызовет больший интерес к процессу обучения.
Предмет, цель и выдвинутая гипотеза определили следующие задачи исследования:
1. Создать мониторинг экспериментальных данных учебной деятельности - комплексный опрос - для сравнения показателей до проведения эксперимента и после, проведение мониторинга.
2. Разработать учебные исследования и проекты для проведения эксперимента.
3. Провести научные и творческие проектные и исследовательские работы для обучающихся на уроках и во внеурочное время.
4. Создать совместно с обучающимися проектные работы для дальнейшей их реализации, а так же новые методы мотивации к обучению.
5. Провести подсчет данных эксперимента и сделать выводы.
6. Доказать, что исследовательская и проектная деятельность позволит поднять уровень мотивации обучающихся к получению знаний, повысить эффективность усвоения знаний и вызовет больший интерес к процессу обучения.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ, синтез и классификация психолого-педагогической, методической литературы, сравнение и обобщение массового педагогического опыта, педагогический эксперимент, анкетирование, метод прогнозирования результатов, метод обработки и интерпретации данных, методы наблюдения и измерения, статистическая обработка данных.
Этапы проведения опытно-экспериментальной деятельности:
1. Теоретическое обоснование выбора темы (22.12.2015 - 18.01.2016) - изучение психолого-педагогической литературы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.
2. Методология и методы научного исследования (01.06.2016 -
12.07.2016) - определение методологии и методов научного исследования, формирование и разработка современных, научно обоснованных подходов к решению поставленных задач, закрепление на практике полученных теоретических знаний.
3. Организация и проведение эксперимента (22.12.2016 - 18.01.2017) - проведение научного исследования по избранной и утвержденной на заседании кафедры тематике в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к организации и содержанию научно-исследовательской работы.
4. Оформление результатов эксперимента (24.04.2017 - 03.06.2017) - овладение основными приемами ведения научно-исследовательской работы в области изучаемых дисциплин, формирование профессионального мировоззрения в соответствии с профилем избранной магистерской программы. Обработка и систематизация материала.
Научная новизна и теоретическая значимость заключается в попытке обобщить теоретический материал исследовательской и проектной деятельности из различных сфер деятельности, создать новые проекты и исследовательские работы, а затем использовать их на уроках биологии и во внеурочное время.
Практическая значимость исследования состоит в разработке проектов и исследовательских работ, позволяющих формировать активную творческую личность, в разработке и внедрении в практику школы методических рекомендаций по составлению и реализации проектных и исследовательских работ как на уроках биологии, так и во внеурочной деятельности.
Апробация результатов исследования проводилась в ГАУО «Школа Иннополис», город Иннополис, Верхнеуслонский район РТ через проведение уроков, участие во внеурочной деятельности обучающихся.
Достоверность полученных данных обеспечена обоснованностью теоретических позиций и опыта работы по проблеме, результаты являются подтверждением теорий об эффективности внедрение в обучение проектной и исследовательской деятельности, апробацией результатов исследования, вариативным психолого-педагогическим экспериментом.
Результаты исследования. Магистерская диссертация посвящена актуальной проблеме внедрения инновационных технологий в процесс обучения школьников во время уроков и во внеурочную деятельность. Рассмотрена технология групповых способов обучения на уроках и во время внеурочной деятельности, необходимость учета возрастных психологических особенностей подростков в организации проектных и исследовательских работ. Проведена опытно-экспериментальная работа по внедрению проектной и исследовательской деятельности в процесс преподавания биологии в общеобразовательной школе. Все полученных данные были статистически обработаны и отражены в диаграммах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Создан мониторинг - комплексный опрос - для сравнения показателей до проведения эксперимента и после. Мониторинг проведен в начале эксперимента и по его завершении в экспериментальном седьмом классе школы «Иннополис» и контрольном седьмом классе школы «Иннополис».
2. Разработаны, представлены в работе и проведены три учебных проекта.
3. Разработаны новые методы мотивации обучающихся, совместно с обучающимися.
4. Проведены научные и творческие проектные и исследовательские работы для обучающихся.
5. Созданы две проектные работы совместно с обучающимися.
Цель магистерской диссертации полностью соответствует достигнутым результатам эксперимента: исходя из результатов мониторинга у
обучающихся шестого класса повысился уровень мотивации к обучению на 24% (изначально планировалось на 20%), а так же повысился показатель эффективности усвоения знаний по биологии на 29% (изначально планировалось на 20%) посредством применения метода проектной и исследовательской деятельности в школе.
Гипотеза исследования подтверждена: исследовательская и проектная деятельность позволяет поднять уровень мотивации обучающихся к получению знаний, повышает эффективность усвоения знаний и вызывает больший интерес к процессу обучения.



1. Алексеев Н.А., Педагогические основы проектирования личностно ориентированного обучения: Дис. ... д-ра пед. наук. - Тюмень, 1997. - 310 с.
2. Антонюк, Г.А., Социальное проектирование и управление
общественным развитием: Теоретико-методологический аспект. -
Минск, 1986. - 203 с.
3. Ахметова, Д.З., Готов ли современный российский педагог к
реализации идей инклюзивной педагогики / Д.З. Ахметова //
Педагогическое образование и наука : журнал . — 2013 .— №2 .— С. 90-94.
4. Байбородова Л.В., Важнова О.Г., Рожков М.И. Проектирование педагогической деятельности школы: Из опыта школы-комплекса №87 г. Ярославля. - Ярославль: ЯГПУ, 1997. - 77 с.
5. Безрукова В.С., Директору об исследовательской деятельности школы / В. С. Безрукова. - М.: Сентябрь, 2002. - 160 с. - ISBN 5-88753-051-0.
6. Бельфер М. Несколько слов об исследовательских работах школьников / М. Бельфер // Литература: изд. дом Первое сентября. - 2006. - N 17. - С. 13-15.
7. Баскаев Р. В режиме инновационного развития//Учитель.-2005.-№5.- с.25-31.
8. Взятышев В.Ф. Методология проектирования в инновационном образовании//Инновационное образование и инженерное творчество. - М., 1995.
9. Глазкова К.Р. Уроки-исследования: формирование творческой,
критически мыслящей личности / К. Р. Глазкова, С. А. Живодробова // Физика: изд. дом Первое сентября. - 2006. - № 24. - С. 29-31.
10. Гончар М.В. Авторские школы как важнейший тип инноваций в образованиие// Образование. - 2001. - №6. - с.51.
11. Гузеев В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения//Директор школы. - 1995. - №6.
12. Деникин А.В., Методология психолого-педагогических исследований / А.В. Деникин // Мир образования : журнал . — 2013 .— №2 .— С. 11¬
17.
13. Джонс Дж.К., Методы проектирования. М., 1986.
14. Джуринский А.Н., История образования и педагогической мысли: Учеб. пособ. для студентов педвузов / А.Н. Джуринский. - М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2008.
15. Задорожная Е.А., Непрерывность и преемственность в образовании / Е.А. Задорожная // Образование в современной школе : журнал . — 2013 .— №12 .— С. 11-14.
16. Иванов А.В., Педагогическое сопровождение социально-профессионального самоопределения детей-сирот / Т.И. Шалавина, М.П. Пальянов, Е.А. Пахомова // Педагогика : журнал - 2014. - №3. - С. 53-61.
17. Калиновский Ю.И., Психолого-педагогические основы
проектирования, организации и развития региональной системы образования: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1994.
18. Килпатрик У.Х., Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. - Л. Брокгауз-Ефрон, 1925.
19. Карандасова Е., Инноватика в воспитании / Е. Карандасова // Воспитательная работа в школе : журнал . — 2013 .— №7 .— С. 15-17.
20. Крюкова Е.А., Теоретические основы проектирования и применения личностно-развивающих педагогических средств. Дис. ... д-ра пед. наук. - Волгоград, 2000. - 251 с.
21. Левина Л.И., Методологические проблемы проектирующей деятельности: Дис. ... канд. филос. наук. - Куйбышев, 1985. - 158 с.
22. Леутина А.Л., Социализация детей в современных педагогических исследованиях / А.Л. Леутина // Вопросы образования : журнал.- 2014.
- №3. - С 152-173.
23. Мазур З.Ф., Научно-педагогические основы проектирования средств и технологий интеллектуальной собственности в сфере образования: Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1998. - 371 с.
24. Михайлова Е.А., Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса// школьные технологии.-2005.-№5.-с.112.
25. Молчанов С., Проектирование инновационной методической работы в образовательном учреждение/ Молчанов С., Яковлева Г.// Воспитание школьника. -2008. -№4. -с.3.
26. Пахомова Н.Ю., Методика использования учебных проектов для изучения отдельной темы или крупного блока содержания. /Глобальные телекоммуникации в образовании" сб. докладов научно-практической конференции. М., 1996.
27. Пахомова Н.Ю., Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов.
- М.: АРКТИ,2003.
28. Селевко Г.К., Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - М., 2007.
29. Сластенин В.А., Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2009.
30. Шарпан И.С., Инновационная деятельность как важнейший фактор развития профессионализма педагогов// Методист.-2006.0№8.-с.50.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ