ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты применения исследовательской и проектной деятельности в условиях современного образования 7
1.1 Общий обзор теории проектирования 7
1.2 Область знаний, используемая при выполнении проектов по биологии 14
1.3 Правила оформления и план работы над проектом 16
1.4 Теоретический аспект исследовательской деятельности
обучающихся 20
1.5 Общие требования к оформлению текстов исследовательских работ 23
1.6 Исследовательская и проектная деятельность для обучающихся младшего, среднего и старшего школьного возраста как стимул
самореализации личности 26
1.7 Проектная и исследовательская деятельность на уроках биологии 30
Выводы по главе 1 38
Глава 2. Экспериментальная часть 39
2.1 Материалы и методы 39
2.1.1 Мониторинг экспериментальных данных учебной деятельности 41
2.1.2 Экспериментальный проект с элементами исследовательской
деятельности 45
2.2 Результаты исследований и обсуждения 51
2.2.1 Результаты мониторинга и их сравнительный анализ 53
2.2.2 Обсуждение результатов эксперимента 64
2.3 Дополнительные материалы, разработанные совместно с участниками
эксперимента 65
Выводы по главе 2 79
Заключение 81
Список использованных источников
Глава 1. Теоретические аспекты применения исследовательской и проектной деятельности в условиях современного образования 7
1.1 Общий обзор теории проектирования 7
1.2 Область знаний, используемая при выполнении проектов по биологии 14
1.3 Правила оформления и план работы над проектом 16
1.4 Теоретический аспект исследовательской деятельности
обучающихся 20
1.5 Общие требования к оформлению текстов исследовательских работ 23
1.6 Исследовательская и проектная деятельность для обучающихся младшего, среднего и старшего школьного возраста как стимул
самореализации личности 26
1.7 Проектная и исследовательская деятельность на уроках биологии 30
Выводы по главе 1 38
Глава 2. Экспериментальная часть 39
2.1 Материалы и методы 39
2.1.1 Мониторинг экспериментальных данных учебной деятельности 41
2.1.2 Экспериментальный проект с элементами исследовательской
деятельности 45
2.2 Результаты исследований и обсуждения 51
2.2.1 Результаты мониторинга и их сравнительный анализ 53
2.2.2 Обсуждение результатов эксперимента 64
2.3 Дополнительные материалы, разработанные совместно с участниками
эксперимента 65
Выводы по главе 2 79
Заключение 81
Список использованных источников
Проектная и исследовательская деятельность - одна из главных ступеней обучения в современной системе образования.
Множество положительных сторон имеет проектирование и исследование. Самая главная ценность данного метода обучения - возможность применить исследуемое на практике, так как у каждого проекта или исследовательской работы должен быть материальный результат, то есть то, что можно увидеть своими глазами, соорудить или потрогать руками. Это дает прекрасную возможность понять, добился ли ты той цели, которую ставил перед собой в самом начале.
Переход от традиционного урока через использование в обучении новых технологий, а так же возможность связать свою деятельность на уроках и во внеурочное время, позволяет обучающимся с большим интересом относиться к школе, добывать дополнительные знания не только посредством выполнения домашнего задания, но и с помощью творческой деятельности во внеурочное время. Все это позволяет намного проще переходить к условиям более частой смены деятельности, что благоприятно влияет на процесс и результаты обучения.
Актуальность данной работы заключается в том, что используя данный метод, учитель может научить обучающихся думать и рассуждать, развивать свой интеллект, интересоваться определенным предметом или обучением в целом во внеурочное время. Все это показывает ребенку то, что он способен самостоятельно создать что-то новое, а затем преподнести свои идеи и результат окружающим его людям, объясняя, что та проблема, которая была взята за основу в самом начале, может быть решена именно таким образом.
В ходе представления проектных и исследовательских работ, обучающиеся овладевают азами ораторского мастерства, методами убеждения, умение заинтересовать аудиторию.
Повышение самооценки является так же одной из главных задач метода,
представленного в данной магистерской диссертации.
Цель исследования: повысить уровень мотивации к обучению на 20% и эффективность усвоения знаний по биологии на 20% у обучающихся 6 класса, посредством применения метода проектной и исследовательской деятельности.
Объект исследования: исследовательская и проектная деятельность в процессе обучения школьников.
Предмет исследования: исследовательская и проектная деятельность как средство повышения эффективности усвоения знаний, а так же повышение интереса к процессу обучения.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что исследовательская и проектная деятельность позволит поднять уровень мотивации обучающихся к получению знаний, повысить эффективность усвоения знаний и вызовет больший интерес к процессу обучения.
Предмет, цель и выдвинутая гипотеза определили следующие задачи исследования:
1. Создать мониторинг экспериментальных данных учебной деятельности - комплексный опрос - для сравнения показателей до проведения эксперимента и после, проведение мониторинга.
2. Разработать учебные исследования и проекты для проведения эксперимента.
3. Провести научные и творческие проектные и исследовательские работы для обучающихся на уроках и во внеурочное время.
4. Создать совместно с обучающимися проектные работы для дальнейшей их реализации, а так же новые методы мотивации к обучению.
5. Провести подсчет данных эксперимента и сделать выводы.
6. Доказать, что исследовательская и проектная деятельность позволит поднять уровень мотивации обучающихся к получению знаний, повысить эффективность усвоения знаний и вызовет больший интерес к процессу обучения.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ, синтез и классификация психолого-педагогической, методической литературы, сравнение и обобщение массового педагогического опыта, педагогический эксперимент, анкетирование, метод прогнозирования результатов, метод обработки и интерпретации данных, методы наблюдения и измерения, статистическая обработка данных.
Этапы проведения опытно-экспериментальной деятельности:
1. Теоретическое обоснование выбора темы (22.12.2015 - 18.01.2016) - изучение психолого-педагогической литературы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.
2. Методология и методы научного исследования (01.06.2016 -
12.07.2016) - определение методологии и методов научного исследования, формирование и разработка современных, научно обоснованных подходов к решению поставленных задач, закрепление на практике полученных теоретических знаний.
3. Организация и проведение эксперимента (22.12.2016 - 18.01.2017) - проведение научного исследования по избранной и утвержденной на заседании кафедры тематике в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к организации и содержанию научно-исследовательской работы.
4. Оформление результатов эксперимента (24.04.2017 - 03.06.2017) - овладение основными приемами ведения научно-исследовательской работы в области изучаемых дисциплин, формирование профессионального мировоззрения в соответствии с профилем избранной магистерской программы. Обработка и систематизация материала.
Научная новизна и теоретическая значимость заключается в попытке обобщить теоретический материал исследовательской и проектной деятельности из различных сфер деятельности, создать новые проекты и исследовательские работы, а затем использовать их на уроках биологии и во внеурочное время.
Практическая значимость исследования состоит в разработке проектов и исследовательских работ, позволяющих формировать активную творческую личность, в разработке и внедрении в практику школы методических рекомендаций по составлению и реализации проектных и исследовательских работ как на уроках биологии, так и во внеурочной деятельности.
Апробация результатов исследования проводилась в ГАУО «Школа Иннополис», город Иннополис, Верхнеуслонский район РТ через проведение уроков, участие во внеурочной деятельности обучающихся.
Достоверность полученных данных обеспечена обоснованностью теоретических позиций и опыта работы по проблеме, результаты являются подтверждением теорий об эффективности внедрение в обучение проектной и исследовательской деятельности, апробацией результатов исследования, вариативным психолого-педагогическим экспериментом.
Результаты исследования. Магистерская диссертация посвящена актуальной проблеме внедрения инновационных технологий в процесс обучения школьников во время уроков и во внеурочную деятельность. Рассмотрена технология групповых способов обучения на уроках и во время внеурочной деятельности, необходимость учета возрастных психологических особенностей подростков в организации проектных и исследовательских работ. Проведена опытно-экспериментальная работа по внедрению проектной и исследовательской деятельности в процесс преподавания биологии в общеобразовательной школе. Все полученных данные были статистически обработаны и отражены в диаграммах.
Множество положительных сторон имеет проектирование и исследование. Самая главная ценность данного метода обучения - возможность применить исследуемое на практике, так как у каждого проекта или исследовательской работы должен быть материальный результат, то есть то, что можно увидеть своими глазами, соорудить или потрогать руками. Это дает прекрасную возможность понять, добился ли ты той цели, которую ставил перед собой в самом начале.
Переход от традиционного урока через использование в обучении новых технологий, а так же возможность связать свою деятельность на уроках и во внеурочное время, позволяет обучающимся с большим интересом относиться к школе, добывать дополнительные знания не только посредством выполнения домашнего задания, но и с помощью творческой деятельности во внеурочное время. Все это позволяет намного проще переходить к условиям более частой смены деятельности, что благоприятно влияет на процесс и результаты обучения.
Актуальность данной работы заключается в том, что используя данный метод, учитель может научить обучающихся думать и рассуждать, развивать свой интеллект, интересоваться определенным предметом или обучением в целом во внеурочное время. Все это показывает ребенку то, что он способен самостоятельно создать что-то новое, а затем преподнести свои идеи и результат окружающим его людям, объясняя, что та проблема, которая была взята за основу в самом начале, может быть решена именно таким образом.
В ходе представления проектных и исследовательских работ, обучающиеся овладевают азами ораторского мастерства, методами убеждения, умение заинтересовать аудиторию.
Повышение самооценки является так же одной из главных задач метода,
представленного в данной магистерской диссертации.
Цель исследования: повысить уровень мотивации к обучению на 20% и эффективность усвоения знаний по биологии на 20% у обучающихся 6 класса, посредством применения метода проектной и исследовательской деятельности.
Объект исследования: исследовательская и проектная деятельность в процессе обучения школьников.
Предмет исследования: исследовательская и проектная деятельность как средство повышения эффективности усвоения знаний, а так же повышение интереса к процессу обучения.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что исследовательская и проектная деятельность позволит поднять уровень мотивации обучающихся к получению знаний, повысить эффективность усвоения знаний и вызовет больший интерес к процессу обучения.
Предмет, цель и выдвинутая гипотеза определили следующие задачи исследования:
1. Создать мониторинг экспериментальных данных учебной деятельности - комплексный опрос - для сравнения показателей до проведения эксперимента и после, проведение мониторинга.
2. Разработать учебные исследования и проекты для проведения эксперимента.
3. Провести научные и творческие проектные и исследовательские работы для обучающихся на уроках и во внеурочное время.
4. Создать совместно с обучающимися проектные работы для дальнейшей их реализации, а так же новые методы мотивации к обучению.
5. Провести подсчет данных эксперимента и сделать выводы.
6. Доказать, что исследовательская и проектная деятельность позволит поднять уровень мотивации обучающихся к получению знаний, повысить эффективность усвоения знаний и вызовет больший интерес к процессу обучения.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ, синтез и классификация психолого-педагогической, методической литературы, сравнение и обобщение массового педагогического опыта, педагогический эксперимент, анкетирование, метод прогнозирования результатов, метод обработки и интерпретации данных, методы наблюдения и измерения, статистическая обработка данных.
Этапы проведения опытно-экспериментальной деятельности:
1. Теоретическое обоснование выбора темы (22.12.2015 - 18.01.2016) - изучение психолого-педагогической литературы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.
2. Методология и методы научного исследования (01.06.2016 -
12.07.2016) - определение методологии и методов научного исследования, формирование и разработка современных, научно обоснованных подходов к решению поставленных задач, закрепление на практике полученных теоретических знаний.
3. Организация и проведение эксперимента (22.12.2016 - 18.01.2017) - проведение научного исследования по избранной и утвержденной на заседании кафедры тематике в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к организации и содержанию научно-исследовательской работы.
4. Оформление результатов эксперимента (24.04.2017 - 03.06.2017) - овладение основными приемами ведения научно-исследовательской работы в области изучаемых дисциплин, формирование профессионального мировоззрения в соответствии с профилем избранной магистерской программы. Обработка и систематизация материала.
Научная новизна и теоретическая значимость заключается в попытке обобщить теоретический материал исследовательской и проектной деятельности из различных сфер деятельности, создать новые проекты и исследовательские работы, а затем использовать их на уроках биологии и во внеурочное время.
Практическая значимость исследования состоит в разработке проектов и исследовательских работ, позволяющих формировать активную творческую личность, в разработке и внедрении в практику школы методических рекомендаций по составлению и реализации проектных и исследовательских работ как на уроках биологии, так и во внеурочной деятельности.
Апробация результатов исследования проводилась в ГАУО «Школа Иннополис», город Иннополис, Верхнеуслонский район РТ через проведение уроков, участие во внеурочной деятельности обучающихся.
Достоверность полученных данных обеспечена обоснованностью теоретических позиций и опыта работы по проблеме, результаты являются подтверждением теорий об эффективности внедрение в обучение проектной и исследовательской деятельности, апробацией результатов исследования, вариативным психолого-педагогическим экспериментом.
Результаты исследования. Магистерская диссертация посвящена актуальной проблеме внедрения инновационных технологий в процесс обучения школьников во время уроков и во внеурочную деятельность. Рассмотрена технология групповых способов обучения на уроках и во время внеурочной деятельности, необходимость учета возрастных психологических особенностей подростков в организации проектных и исследовательских работ. Проведена опытно-экспериментальная работа по внедрению проектной и исследовательской деятельности в процесс преподавания биологии в общеобразовательной школе. Все полученных данные были статистически обработаны и отражены в диаграммах.
1. Создан мониторинг - комплексный опрос - для сравнения показателей до проведения эксперимента и после. Мониторинг проведен в начале эксперимента и по его завершении в экспериментальном седьмом классе школы «Иннополис» и контрольном седьмом классе школы «Иннополис».
2. Разработаны, представлены в работе и проведены три учебных проекта.
3. Разработаны новые методы мотивации обучающихся, совместно с обучающимися.
4. Проведены научные и творческие проектные и исследовательские работы для обучающихся.
5. Созданы две проектные работы совместно с обучающимися.
Цель магистерской диссертации полностью соответствует достигнутым результатам эксперимента: исходя из результатов мониторинга у
обучающихся шестого класса повысился уровень мотивации к обучению на 24% (изначально планировалось на 20%), а так же повысился показатель эффективности усвоения знаний по биологии на 29% (изначально планировалось на 20%) посредством применения метода проектной и исследовательской деятельности в школе.
Гипотеза исследования подтверждена: исследовательская и проектная деятельность позволяет поднять уровень мотивации обучающихся к получению знаний, повышает эффективность усвоения знаний и вызывает больший интерес к процессу обучения.
2. Разработаны, представлены в работе и проведены три учебных проекта.
3. Разработаны новые методы мотивации обучающихся, совместно с обучающимися.
4. Проведены научные и творческие проектные и исследовательские работы для обучающихся.
5. Созданы две проектные работы совместно с обучающимися.
Цель магистерской диссертации полностью соответствует достигнутым результатам эксперимента: исходя из результатов мониторинга у
обучающихся шестого класса повысился уровень мотивации к обучению на 24% (изначально планировалось на 20%), а так же повысился показатель эффективности усвоения знаний по биологии на 29% (изначально планировалось на 20%) посредством применения метода проектной и исследовательской деятельности в школе.
Гипотеза исследования подтверждена: исследовательская и проектная деятельность позволяет поднять уровень мотивации обучающихся к получению знаний, повышает эффективность усвоения знаний и вызывает больший интерес к процессу обучения.
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ИСТОРИЯ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Проектная деятельность в школе в обращении с отходами
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2017 - Разработка модели организации проектной деятельности
в образовательном учреждении
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Методика применения современных методов изучения погоды в проектной деятельности по географии 5 класса
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Немецкий. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Изучение теоретических и методических особенностей организации проектной деятельности на примере погоды
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2017 - МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2023 - Проблемы организации проектной деятельности в старшей школе.
Разработка кейса для междисциплинарного семинара по теме
«Коллективное движение»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023



