Введение 3
1 Учение Шопенгауэра о мире как воли и представлении 4
2 Структура сознания и его функции 9
Заключение 17
Список использованной литературы 19
Актуальность темы исследования. Философский дискурс как область человеческого знания существует вот уже более трех тысяч лет. И за это время в его ракурс попали абсолютно все вехи развития человеческого бытия, начиная от натуралистических воззрений Фалеса и заканчивая современными моделями искусственного интеллекта. Поэтому совершенно справедливо утверждать, что философия актуальна настолько, насколько человеческое сообщество придается размышлениям. Философская рефлексия живет и развивается параллельно с историей человеческой мысли. Философия остается верной спутницей человеческого познания. Современный человек должен быть настроен оптимистично, так как пределы философского поиска бесконечны. Отсюда закономерен вывод, что и эволюционное развитие человеческой культуры будет продолжаться.
Целью исследования является рассмотрение философии А. Шопенгауэра и проблемы структуры сознания.
Достижение поставленной цели осуществляется через решение следующих задач:
– осветить учение Шопенгауэра о мире как воли и представлении;
– обозначить структуру сознания, его основные функции.
Объектом данного исследования выступают философская система Шопенгауэра и проблема структуры сознания, предметом – их особенности.
При написании данной работы была использована учебная и научная литература российских и зарубежных авторов.
Теоретико-методологической базой исследования послужили герменевтический и общелогические методы: анализа, синтеза и обобщения.
Структура работы отражает логику и содержание исследования. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованной литературы.
В ходе написания данной работы были рассмотрены философия А. Шопенгауэра и проблема структуры сознания.
Подводя итог данному исследованию, можно сделать ряд заключений:
1. Шопенгауэр использует понятие воли для обозначения сущности не только человека, но и сущности всех явлений объективного мира. Характерными чертами мировой воли являются нелогичность – теоретические законы основы чужды воле; бессознательность – поскольку сознание является условием существования мира; единство – пространство и время не применимы к сущности явлений, воля должна быть единой; понятие духовного и материального неприменимо к воле – оно представляет собой нечто, возвышающееся над этими противоположностями, которое невозможно логически определить в области понятий.
Мировая воля – это темный, иррациональный импульс, стремление, которое определяет себя изнутри. Воля в природе, подобно воле в человеке, является постоянным желанием, которое никогда не осознается полностью. Все, что человек осознает в окружающем его мире, в результате сводится к познанию ее воли.
Шопенгауэр постоянно подчеркивает постулат о строгой дискриминации воли от знания с утверждением верховенства воли. Знание изначально чуждо воле, и воля враждебна ему. Будучи вещью в себе, воля не подчиняется закону основания (только различные формы его проявлений, доступные для познания, подчиняются этому закону). В знании и вообще в любом виде деятельности человек постоянно испытывает трудности, потому что все вокруг него имеет свою волю, которую человек должен подавлять. Вся сознательная и бессознательная деятельность человека сводится к волевому фактору, а также ко всем его мыслям, эмоциям, чувствам;
2. Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов для определения места и роли человека в мире, особенности его отношений с его окружающей реальностью предполагают выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема также важна, потому что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, характере его отношения к бытию затрагивают первоначальные философские и методологические установки любого философского направления. Естественно, эти подходы разные, но все они на самом деле всегда имеют дело с одной проблемой: анализ сознания как специфически человеческой формы регулирования и управления человеческим взаимодействием с реальностью.
Разумеется, с сознанием в самом широком смысле этого слова необходимо также связать понятие самосознания. Самосознание – это сознание человека его действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, его положения в обществе. В формировании самосознания важную роль играет восприятие человеком своего тела, движений, действий. Человек может стать самим собой только во взаимодействии с другими людьми, с миром через его практическую деятельность, общение.
Следовательно, сознание возникает как ключевая, оригинальная философская концепция для анализа всех форм проявления духовной и психической жизни человека в их единстве и целостности, а также способы контроля и регулирования его отношений с реальностью, управления этими отношениями.
Таким образом, цель исследования достигнута, а задачи выполнены.
1. Аири, М. Значение бессознательного для познания человека / М. Аири. – Новочеркасск: Сагуна, 2010. – 165 с.
2. Алексеев, П.В. Философия / П.В. Алексеев. – М.: Проспект, 2009. – 608 с.
3. Быховский, Б.Э. Шопенгауэр / Б.Э. Быховский. – М.: Проспект, 2014. – 304 с.
4. Васюков, Н.В. Сознание / Н.В. Васюков. – М.: Мысль, 2008. – 271 с.
5. Гусейнов, А.С. Пессимистический гуманизм Артура Шопенгауэра / А.С. Гусейнов, А.Е. Скрипник. – М.: Спутник, 2013. – 151 с.
6. Зейгарник, Б.В. Теории личности в зарубежной психологии / Б.В. Зейгарник. – М.: Изд-во МГУ, 2011. – 128 с.
7. Кохановский, В.П. Основы философской науки / В.П. Кохановский. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2010. – 243 с.
8. Кречмер, Э. Строение тела и характер / Э. Кречмер. – М.: Педагогика-Пресс, 2011. – 608 с.
9. Меграбян, А.А. Общая психопатология / А.А. Меграбян. – М.: Медицина, 2010. – 288 с.
10. Меграбян, А.А. Личность и сознание / А.А. Меграбян. – М.: Медицина, 2009. – 176 с.
11. Мееровский, Б.В. Философия мировой воли и скорби / Б.В. Мееровский, И.С. Нарский. – СПб.: Питер, 2012. – 184 с.
12. Мясишев, В.Н. Сознание как единство отражения действительности и отношений к ней человека / В.Н. Мясишев. – М.: Практика, 2010. – 132 с.
13. Чанышев, А.А. Человек и мир в философии Артура Шопенгауэра / А.А. Чанышев. – М.: Академия, 2016. – 230 с.
14. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление / А. Шопенгауэр. – М.: Мысль, 1993. – 626 с.