ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ЧТЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические исследование формирования предпосылок чтения у дошкольников с ОНР третьего уровня 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика 7
1.2. Нарушение предпосылок овладения навыками чтения у дошкольников
с ОНР III уровня 15
1.3. Современный взгляд на формирование предпосылок овладения чтения
у дошкольников с ОНР III уровня на логопедических занятиях 23
Глава II Исследование эффективности коррекционной работы по
формулированию предпосылок чтения у дошкольников с ОНР III уровня ... 31
2.1. Организация исследования 31
2.2. Результаты и их анализ 36
Глава III Разработка системы логопедических занятий 46
3.1 Разработка проекта по формированию предпосылок чтения у
дошкольников с ОНР третьего уровня 46
3.2 Оценка эффективности формирования предпосылок чтения у
дошкольников с ОНР третьего уровня 57
Заключение 62
Список использованной литературы 64
Приложение 70
Глава I. Теоретические исследование формирования предпосылок чтения у дошкольников с ОНР третьего уровня 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика 7
1.2. Нарушение предпосылок овладения навыками чтения у дошкольников
с ОНР III уровня 15
1.3. Современный взгляд на формирование предпосылок овладения чтения
у дошкольников с ОНР III уровня на логопедических занятиях 23
Глава II Исследование эффективности коррекционной работы по
формулированию предпосылок чтения у дошкольников с ОНР III уровня ... 31
2.1. Организация исследования 31
2.2. Результаты и их анализ 36
Глава III Разработка системы логопедических занятий 46
3.1 Разработка проекта по формированию предпосылок чтения у
дошкольников с ОНР третьего уровня 46
3.2 Оценка эффективности формирования предпосылок чтения у
дошкольников с ОНР третьего уровня 57
Заключение 62
Список использованной литературы 64
Приложение 70
Актуальность исследования. Процесс формирования предпосылок чтения представляет собой сложный многофункциональный
психофизиологический процесс, который во многом определяется сформированными у детей речевыми и неречевыми предпосылками к овладению элементарными навыками чтения.
Являясь сложной деятельностью, чтение осуществляется с участием таких высших психических функций как смысловое восприятие, внимание, память, мышление.
Нарушения чтения приводят к стойкой неуспеваемости учащихся практически по всем предметам и, как следствие этого, к школьной дезадаптации. Такая ситуация связана с тем, что чтение рано, буквально через год после поступления ребенка в школу, становится средством обучения. При этом далеко не у всех детей чтение становится к этому времени устойчивым и достаточно сформированным навыком. У некоторых младших школьников нарушения чтения достигают такой степени выраженности, что речь уже идет не о недостаточной автоматизации навыка, а о расстройстве процесса овладения чтением.
Начало изучения нарушений чтения у детей датируется концом прошлого столетия и совпадает по времени с введением в наиболее развитых странах Европы государственного школьного обучения [6, с.24].
Проблема овладения чтением детьми, подготовка к ней изучается Д.Н.Исаевым, Р.Е. Левиной, Е.А. Логиновой, Е.Н. Российской, И.Н.Садовниковой, Л.Ф. Спировой, Р.И. Шуйфер и др.
Вопросы готовности к обучению чтению детей дошкольного возраста с ОНР находятся в центре внимания научных разработок: А.А.Докшиной, А.Н. Корнева, Г.А. Каше, Н.В. Нижегородцевой, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой,
Г.В. Чиркиной, и др.
Согласно исследований ученых (А.А. Докшиной, А.Н. Корнева и др.) у детей с общим недоразвитием речи оказываются нарушенными предпосылки готовности к овладению чтением, что обуславливает актуальность их формирования, коррекции, развития у данной категории детей.
Вопросы формирования предпосылок чтения у дошкольников с ОНР III уровня у дошкольников на сегодняшний день недостаточно освещены в специальной литературе. Круг специалистов, которые занимаются научными разработками в этом направлении, достаточно ограничен (А.Н.Корнев, Р.И. Лалаева, В.А.Ковшиков, И.Н. Садовникова, Л.С.Цветкова и др.)
Впервые о такой проблеме в конце XIX - начале XX веков такие ученые, как А.Куссмауль, В.Морган, О.Беркан, Л.Гинельвунд, Ф.Варбург, П.Рашбург, Самуэль Ортон, Макдональд Кричли, Зденек Матейчек. А.Н.Корнев, создавая стандартизованную методику диагностики дислексии, опирался на опыт З. Матайчека, который в свою очередь говорил: «Разработка оптимальных методов обучения чтению, учитывающих недостатки детей с дислексией, позволила бы вообще избежать дислексии» [27].
Исследование формирования предпосылок чтения у дошкольников с ОНР III уровня является нахождение оптимальных методов и средств диагностики предрасположенности к возникновению нарушения чтения у детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Своевременное выявление предрасположенности к нарушению к чтению, точное определение патогенеза в каждом отдельном случае чрезвычайно важно для построения системы логопедической работы с детьми в целях предупреждения более грубых нарушений на этапе овладения чтения.
Проблема исследования. Каковы особенности формирования
предпосылок чтения у дошкольников с ОНР III уровня?
В рамках этой проблемы была избрана тема: «Формирование предпосылок чтения у дошкольников с ОНР III уровня».
Цель - эмпирически определить особенности формирования
предпосылок чтения у дошкольников с ОНР III уровня.
Объект исследования - предпосылки сформированности процесса
чтения у дошкольников с ОНР III уровня.
Предмет исследования - процесс формирования предпосылок чтения у дошкольников с ОНР III уровня.
Гипотеза исследования. Предполагается, что у дошкольников с ОНР III уровня в ходе специально организованного обследования могут быть выявлены дефицитарные психические функции, которые, по мнению специалистов, являются свидетельством высокого риска
возникновения дислексических расстройств. Целенаправленная
педагогическая работа, направленная на коррекцию и компенсацию недостаточно сформированных психических функций и использование приемов глобального и полуглобального метода обучению чтению будет способствовать формированию предпосылок чтения у дошкольников с ОНР III уровня.
Задачи исследования:
- описать психолого-педагогическую характеристику дошкольников с ОНР III уровня;
- рассмотреть нарушение предпосылок овладения навыками чтения у дошкольников с ОНР III уровня;
- определить современный взгляд на формирование предпосылок овладения чтения у дошкольников с ОНР III уровня на логопедических
занятиях;
- организовать и провести исследование эффективности
коррекционной работы по формулированию предпосылок чтения у дошкольников с ОНР III уровня;
- проанализировать результаты исследования;
- предложить разработку системы логопедических занятий.
Методологическая база исследования: положение о единстве и неразрывности психических процессов и речи; положение о деятельности как ведущем факторе развития личности; концепция о речевой деятельности как сложном системном функциональном единстве (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев); современные представления о структуре речевого дефекта (Л.С Волкова, Л.С. Выготский, Р.И. Лалаева, А.Р. Лурия, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, Л.С. Цветкова); концепция дошкольного детства как своеобразного этапа развития человека (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин); учение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов:
- теоретический анализ научной (психолого-педагогической, лингвистической, методической) и учебно-методической литературы; моделирование; анализ и синтез научной литературы по теме исследования;
- эмпирические, объединенные в рамках констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента, включали: наблюдение и тестирование;
- статистические методы: методы математической статистики,
количественной обработки данных: сравнительный, графический и
математический анализ.
Теоретическая значимость и научная новизна исследования:
конкретизированы представления о элементарных навыков чтения у старших дошкольников с ОНР
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные методические рекомендации могут быть использованы педагогами, работающими с данной категорией детей для формирования предпосылок овладения навыками чтения у дошкольников с ОНР III уровня.
Апробация результатов исследования.
Результаты исследования были апробированы на конференциях. Выступления были отмечены грамотами.
Эмпирическая база исследования - МАДОУ «Детский сад № 279 комбинированного вида» Московского района г.Казани.
Этапы исследования 2016 - 2017 гг.
2016 г. ввелась теоретическая разработка методики исследования: проводился констатирующий эксперимент по определению уровня сформированности предпосылок чтения у дошкольников с ОНР третьего уровня.
2017 г. была реализована методика диагностики уровня
сформированности предпосылок чтения у дошкольников с ОНР третьего уровня, определены методы обработки, проводился формирующий и контрольный этап эксперимента.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
психофизиологический процесс, который во многом определяется сформированными у детей речевыми и неречевыми предпосылками к овладению элементарными навыками чтения.
Являясь сложной деятельностью, чтение осуществляется с участием таких высших психических функций как смысловое восприятие, внимание, память, мышление.
Нарушения чтения приводят к стойкой неуспеваемости учащихся практически по всем предметам и, как следствие этого, к школьной дезадаптации. Такая ситуация связана с тем, что чтение рано, буквально через год после поступления ребенка в школу, становится средством обучения. При этом далеко не у всех детей чтение становится к этому времени устойчивым и достаточно сформированным навыком. У некоторых младших школьников нарушения чтения достигают такой степени выраженности, что речь уже идет не о недостаточной автоматизации навыка, а о расстройстве процесса овладения чтением.
Начало изучения нарушений чтения у детей датируется концом прошлого столетия и совпадает по времени с введением в наиболее развитых странах Европы государственного школьного обучения [6, с.24].
Проблема овладения чтением детьми, подготовка к ней изучается Д.Н.Исаевым, Р.Е. Левиной, Е.А. Логиновой, Е.Н. Российской, И.Н.Садовниковой, Л.Ф. Спировой, Р.И. Шуйфер и др.
Вопросы готовности к обучению чтению детей дошкольного возраста с ОНР находятся в центре внимания научных разработок: А.А.Докшиной, А.Н. Корнева, Г.А. Каше, Н.В. Нижегородцевой, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой,
Г.В. Чиркиной, и др.
Согласно исследований ученых (А.А. Докшиной, А.Н. Корнева и др.) у детей с общим недоразвитием речи оказываются нарушенными предпосылки готовности к овладению чтением, что обуславливает актуальность их формирования, коррекции, развития у данной категории детей.
Вопросы формирования предпосылок чтения у дошкольников с ОНР III уровня у дошкольников на сегодняшний день недостаточно освещены в специальной литературе. Круг специалистов, которые занимаются научными разработками в этом направлении, достаточно ограничен (А.Н.Корнев, Р.И. Лалаева, В.А.Ковшиков, И.Н. Садовникова, Л.С.Цветкова и др.)
Впервые о такой проблеме в конце XIX - начале XX веков такие ученые, как А.Куссмауль, В.Морган, О.Беркан, Л.Гинельвунд, Ф.Варбург, П.Рашбург, Самуэль Ортон, Макдональд Кричли, Зденек Матейчек. А.Н.Корнев, создавая стандартизованную методику диагностики дислексии, опирался на опыт З. Матайчека, который в свою очередь говорил: «Разработка оптимальных методов обучения чтению, учитывающих недостатки детей с дислексией, позволила бы вообще избежать дислексии» [27].
Исследование формирования предпосылок чтения у дошкольников с ОНР III уровня является нахождение оптимальных методов и средств диагностики предрасположенности к возникновению нарушения чтения у детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Своевременное выявление предрасположенности к нарушению к чтению, точное определение патогенеза в каждом отдельном случае чрезвычайно важно для построения системы логопедической работы с детьми в целях предупреждения более грубых нарушений на этапе овладения чтения.
Проблема исследования. Каковы особенности формирования
предпосылок чтения у дошкольников с ОНР III уровня?
В рамках этой проблемы была избрана тема: «Формирование предпосылок чтения у дошкольников с ОНР III уровня».
Цель - эмпирически определить особенности формирования
предпосылок чтения у дошкольников с ОНР III уровня.
Объект исследования - предпосылки сформированности процесса
чтения у дошкольников с ОНР III уровня.
Предмет исследования - процесс формирования предпосылок чтения у дошкольников с ОНР III уровня.
Гипотеза исследования. Предполагается, что у дошкольников с ОНР III уровня в ходе специально организованного обследования могут быть выявлены дефицитарные психические функции, которые, по мнению специалистов, являются свидетельством высокого риска
возникновения дислексических расстройств. Целенаправленная
педагогическая работа, направленная на коррекцию и компенсацию недостаточно сформированных психических функций и использование приемов глобального и полуглобального метода обучению чтению будет способствовать формированию предпосылок чтения у дошкольников с ОНР III уровня.
Задачи исследования:
- описать психолого-педагогическую характеристику дошкольников с ОНР III уровня;
- рассмотреть нарушение предпосылок овладения навыками чтения у дошкольников с ОНР III уровня;
- определить современный взгляд на формирование предпосылок овладения чтения у дошкольников с ОНР III уровня на логопедических
занятиях;
- организовать и провести исследование эффективности
коррекционной работы по формулированию предпосылок чтения у дошкольников с ОНР III уровня;
- проанализировать результаты исследования;
- предложить разработку системы логопедических занятий.
Методологическая база исследования: положение о единстве и неразрывности психических процессов и речи; положение о деятельности как ведущем факторе развития личности; концепция о речевой деятельности как сложном системном функциональном единстве (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев); современные представления о структуре речевого дефекта (Л.С Волкова, Л.С. Выготский, Р.И. Лалаева, А.Р. Лурия, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, Л.С. Цветкова); концепция дошкольного детства как своеобразного этапа развития человека (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин); учение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов:
- теоретический анализ научной (психолого-педагогической, лингвистической, методической) и учебно-методической литературы; моделирование; анализ и синтез научной литературы по теме исследования;
- эмпирические, объединенные в рамках констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента, включали: наблюдение и тестирование;
- статистические методы: методы математической статистики,
количественной обработки данных: сравнительный, графический и
математический анализ.
Теоретическая значимость и научная новизна исследования:
конкретизированы представления о элементарных навыков чтения у старших дошкольников с ОНР
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные методические рекомендации могут быть использованы педагогами, работающими с данной категорией детей для формирования предпосылок овладения навыками чтения у дошкольников с ОНР III уровня.
Апробация результатов исследования.
Результаты исследования были апробированы на конференциях. Выступления были отмечены грамотами.
Эмпирическая база исследования - МАДОУ «Детский сад № 279 комбинированного вида» Московского района г.Казани.
Этапы исследования 2016 - 2017 гг.
2016 г. ввелась теоретическая разработка методики исследования: проводился констатирующий эксперимент по определению уровня сформированности предпосылок чтения у дошкольников с ОНР третьего уровня.
2017 г. была реализована методика диагностики уровня
сформированности предпосылок чтения у дошкольников с ОНР третьего уровня, определены методы обработки, проводился формирующий и контрольный этап эксперимента.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Проведенное исследование формирования предпосылок к чтению у дошкольников с общим недоразвитии речи III уровня позволили нам сделать вывод о том, что у детей с ОНР III уровня могут наблюдаться особенности языковой готовности к школе. Они могут проявляться в недостаточном развитии лексической стороны речи, грамматической стороны речи и недостаточном развитии связной речи и самостоятельности высказывания. В выбранной нами группе проявились лишь особенности в развитии лексической стороны.
В данной работе нами были проанализированы такие вопросы, как общее недоразвитие речи у детей, характеристика детей с общим недоразвитием речи III уровня, а так же особенности формирования предпосылок к чтению у дошкольников с общим недоразвитии речи III уровня и пр. В работе были рассмотрены подходы различных авторов. Указано, что данный вопрос является актуальным для нашего времени. В рамках работы экспериментально были исследованы особенности формирования предпосылок к чтению у дошкольников с общим недоразвитии речи III уровня.
Проведение мероприятий по формированию предпосылок к чтению у дошкольников с общим недоразвитии речи III возможно только при условии создания определенной системы работы, которая предполагает организацию первичной и вторичной профилактики нарушений письменной речи. Первичная профилактика заключается в устранении основных этиологических факторов, имеющих отношение к расстройствам письменной речи. Вторичная профилактика нарушений письменной речи в целом, и нарушений чтения в частности, заключается в раннем выявлении предрасположенности к этому нарушению и проведении комплекса
предупредительных мер с опережением, ещё в дошкольном возрасте, а письму - позже, в школе. Эта работа должна строиться с учетом определенных принципов, с учетом специфических симптомокомплексов, представляющих собой определенные типы сочетания дефицитарных психических функций и определенных недостаточно сформированных навыков. Прежде всего, это дефицит сукцессивных функций. У многих детей были выявлены и другие нарушения, входящие в наиболее распространенные типы сочетания дефицитарных психических функций у детей с дислексией: дефицит кратковременной слухоречевой памяти, недостаточная автоматизация речевых рядов, слабость вербализации пространственных представлений, незрелость динамического праксиса, низкие изобразительно - графические способности. Практически у всех детей отмечены нарушения фонематического восприятия, а у некоторых - трудность актуализации слов.
Раннее выявление тех или иных неблагоприятных вариантов развития необходимо для своевременной профилактики коррекции трудностей в обучению чтению. Своевременная помощь позволяет компенсировать отставания в развитии и подготовить ребенка к поступлению в общеобразовательную школу.
В ходе исследования мы убедились, что традиционными методами обучить слогослиянию довольно трудно и в качестве альтернативы успешно можно использовать полуглобальный метод. Для ребенка, имеющего проблемы со слогослиянием, создаются условия для запоминания слогов - слов целиком. Следует понимать, что для того, чтобы дети смогли использовать чтение как инструмент для получения информации, им необходимо научиться читать. Процесс чтения должен достигнуть уровня навыка, т.е. умения доведенного до автоматизма.
В данной работе нами были проанализированы такие вопросы, как общее недоразвитие речи у детей, характеристика детей с общим недоразвитием речи III уровня, а так же особенности формирования предпосылок к чтению у дошкольников с общим недоразвитии речи III уровня и пр. В работе были рассмотрены подходы различных авторов. Указано, что данный вопрос является актуальным для нашего времени. В рамках работы экспериментально были исследованы особенности формирования предпосылок к чтению у дошкольников с общим недоразвитии речи III уровня.
Проведение мероприятий по формированию предпосылок к чтению у дошкольников с общим недоразвитии речи III возможно только при условии создания определенной системы работы, которая предполагает организацию первичной и вторичной профилактики нарушений письменной речи. Первичная профилактика заключается в устранении основных этиологических факторов, имеющих отношение к расстройствам письменной речи. Вторичная профилактика нарушений письменной речи в целом, и нарушений чтения в частности, заключается в раннем выявлении предрасположенности к этому нарушению и проведении комплекса
предупредительных мер с опережением, ещё в дошкольном возрасте, а письму - позже, в школе. Эта работа должна строиться с учетом определенных принципов, с учетом специфических симптомокомплексов, представляющих собой определенные типы сочетания дефицитарных психических функций и определенных недостаточно сформированных навыков. Прежде всего, это дефицит сукцессивных функций. У многих детей были выявлены и другие нарушения, входящие в наиболее распространенные типы сочетания дефицитарных психических функций у детей с дислексией: дефицит кратковременной слухоречевой памяти, недостаточная автоматизация речевых рядов, слабость вербализации пространственных представлений, незрелость динамического праксиса, низкие изобразительно - графические способности. Практически у всех детей отмечены нарушения фонематического восприятия, а у некоторых - трудность актуализации слов.
Раннее выявление тех или иных неблагоприятных вариантов развития необходимо для своевременной профилактики коррекции трудностей в обучению чтению. Своевременная помощь позволяет компенсировать отставания в развитии и подготовить ребенка к поступлению в общеобразовательную школу.
В ходе исследования мы убедились, что традиционными методами обучить слогослиянию довольно трудно и в качестве альтернативы успешно можно использовать полуглобальный метод. Для ребенка, имеющего проблемы со слогослиянием, создаются условия для запоминания слогов - слов целиком. Следует понимать, что для того, чтобы дети смогли использовать чтение как инструмент для получения информации, им необходимо научиться читать. Процесс чтения должен достигнуть уровня навыка, т.е. умения доведенного до автоматизма.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ПИСЬМА У
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - Логопедическая работа по развитию лексики у старших дошкольников с OHP III уровня в процессе дидактической игры
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ОВЛАДЕНИЯ НАВЫКАМИ
ПИСЬМА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ
ЛЕГО-ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Подготовка к обучению письму дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в подготовительной группе детского сада
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - Подготовка к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием
речи III уровня и дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДИКАТИВНОГО СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Сформированность слоговой структуры слова у старших дошкольников с
общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ш уровня средствами интерактивных игр
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2021



