КЕЙСОВЫЙ МЕТОД В ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Определение целей и задач письменной формы речи и метода кейсов
§ 1. Понятие и сущность письменной формы речи 7
§2. Понятие «кейсовый метод» и подходы к его применению 16
§3. Цели и задачи кейсового метода в школе 24
Глава 2. Особенности использования кейсового метода при изучении
письменной речи
§ 1. Классификация кейсового метода 28
§ 2. Практическое применение метода кейсов на уроке иностранного языка 31
§ 3. Методические рекомендации 37
Заключение 49
Научная и справочная литература 52
Приложение
Глава 1. Определение целей и задач письменной формы речи и метода кейсов
§ 1. Понятие и сущность письменной формы речи 7
§2. Понятие «кейсовый метод» и подходы к его применению 16
§3. Цели и задачи кейсового метода в школе 24
Глава 2. Особенности использования кейсового метода при изучении
письменной речи
§ 1. Классификация кейсового метода 28
§ 2. Практическое применение метода кейсов на уроке иностранного языка 31
§ 3. Методические рекомендации 37
Заключение 49
Научная и справочная литература 52
Приложение
Перемены, происходящие в российском образовании, направлены на формирование ключевых компетенций, которые помогут учащемуся достичь уровня образованности, достаточного для самостоятельного решения мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического или прикладного характера. Педагоги понимают, что одних знаний, умений, навыков для этого недостаточно, нужно осваивать другие технологии, изменять содержание уроков. Современная наука об образовании приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе - развитие личности каждого учащегося, его активности. Необходимо создавать такие условия обучения, чтобы учащийся стремился получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности. Будущее наших ребят потребует от них огромного запаса знаний не только по выбранной специальности, но в области современных технологий. Сегодня большинство предложений о работе требуют минимальных компьютерных знаний, поэтому очень важно при обучении школьников учитывать то, что современные информационные технологии приобретают первостепенное значение. [1, c.23]
В последнее время интерес педагогов направлен на освоение активных и интерактивных форм и методов обучения, основанных на деятельностных и диалоговых (внутри- и межгрупповых) формах познания. Сейчас уже для теоретиков и практиков образования очевидно, что главными факторами развития личности являются предметно-практическая деятельность и взаимодействие между людьми.
Обучение бывает эффективным и достигает хороших результатов, если: - учащиеся открыты для общения и активно включаются вовзаимоотношения и сотрудничество с другими участниками образовательного процесса;
- получают возможность для анализа своей деятельности и реализации собственного потенциала;
- могут практически подготовиться к тому, с чем им предстоит столкнуться в ближайшее время в жизни и профессиональной деятельности;
- могут быть самими собой, не боятся выражать себя, допускать ошибки, при условии, что они не подвергаются за это осуждению и не получают негативной оценки.
Практически все эти требования соблюдаются, если используется интерактивный режим обучения, основанный на диалоге, кооперации и сотрудничестве всех субъектов обучения. Поэтому из всего многообразия подходов и методов активизации познавательной деятельности студентов необходимо обратить особое внимание на интерактивные формы и методы обучения, одним из которых является метод анализа ситуаций (кейс-метод).
Кейс-метод - это инновационный метод обучения в школе, который учитывает все особенности предмета и формирует необходимые знания, умения и навыки. Кейс-метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы, как: метод проектов, ролевая игра,
ситуативный анализ и многое другое. При решении общей проблемы на уроках иностранного языка полезной оказывается совместная деятельность, которая позволяет всем учащимся полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное - научиться работать совместно и самостоятельно [1,c.25]
Поэтому в нашей работе, мы хотим особое внимание уделить использованию данного метода в процессе обучения и оценки компетенций студентов. На наш взгляд, следует изменить подходы к общеобразовательному обучению, использовать развивающие технологии, стимулирующие активную познавательную деятельность учеников, их творческое мышление.
Актуальность определяется потребностями человека к самоопределению и самовыражению в условиях современного, информационного общества.
Цель работы: заключается в теоритическом обосновании эффективности использования кейс - технологий, как интерактивного метода при формировании письменных компетенций учащихся на уроках иностранного языка.
Цель конкретизировалась в следующих задачах:
- определить сущность письменной формы речи
- определить понятие «кейсовый метод» и рассмотреть подходы к его применению
- выявить цели и задачи кейсового метода в школе
- охарактеризовать классификацию кейс-технологий;
- рассмотреть кейсовую технологию на уроках иностранного языка как метод обучения;
- дать методические рекомендации по применению кейсового метода на уроке иностранного языка
Объект исследования: процесс обучения иностранному языку на этапе основного общего образования
Предмет исследования: процесс обучения письменной речи учащихся через использование кейс-метода на уроке иностранного языка.
Методы исследования: изучение опыта, анализ научной и методической литературы, дедуктивный метод.
Цель и задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Степень научной разработанности определяется использованием учебно-методического пособий и найчных работ:
- Савельевой М.Г. «Педагогические кейсы: конструирование и использование в процессе обучения и оценки компетенций учащихся»;
- Ситуационный анализ, или Анатомия Кейс-метода / Под ред. д-ра социологических наук, профессора Сурмина Ю.П.;
- Г ейхмана Л.К. Дистанционное образование в свете интерактивного подхода;
- Смолянинова О.Г.Дидактические возможности метода case-study в обучении;
- Долгорукова А.М. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения.
- И.В. Вачкова, А.Н. Воронина, И.А. Зимней, Е.Н. Ильина,
Р.Л. Кричевского, С. Миллера, А.В. Мудрика, А.И. Савенкова, В.А. Ситарова, Е.И. Суховой, В.Ф. Шаталова - система научных воззрений по проблеме организации совместной учебной деятельности школьников.
Теоритическая значимость исследования определяется тем, что оно расширяет теоретические представления о формировании социальных компетенций учащихся за счет научного обоснования роли, места метода кейсов в этом процессе, а также дидактических требований к его применению. Метод кейсов, позволяет уточнить требования ФГОС общего образования к личностным, предметным и метапредметным результатам выпускников образовательных программ основного общего образования; установить взаимосвязь между современными целями образовательного процесса и педагогическими условиями их достижения. Предложенное в работе определение кейса, разработанная типология кейсов, приведенная научная характеристика их структуры и содержания, особенностей применения способствуют развитию дидактических концепций, посвященных вопросам внедрения в образовательный процесс интерактивных методов обучения, уточняют ключевые идеи компетентностного подхода, в части его использования при реализации образовательных программ общего образования. [3, c.12]
Практическая значимость исследования состоит в разработке программы реализации модели урока, построенном на основе кейс- технологиий, в формировании требований к кейсам, которые могут быть самостоятельно созданы в педагогической практике. Материалы исследования могут быть внедрены в образовательный процесс общеобразовательной организации, использованы при прохождение практики студентами педагогических учреждений, для разработки и реализации программ повышения квалификации учителей.
В последнее время интерес педагогов направлен на освоение активных и интерактивных форм и методов обучения, основанных на деятельностных и диалоговых (внутри- и межгрупповых) формах познания. Сейчас уже для теоретиков и практиков образования очевидно, что главными факторами развития личности являются предметно-практическая деятельность и взаимодействие между людьми.
Обучение бывает эффективным и достигает хороших результатов, если: - учащиеся открыты для общения и активно включаются вовзаимоотношения и сотрудничество с другими участниками образовательного процесса;
- получают возможность для анализа своей деятельности и реализации собственного потенциала;
- могут практически подготовиться к тому, с чем им предстоит столкнуться в ближайшее время в жизни и профессиональной деятельности;
- могут быть самими собой, не боятся выражать себя, допускать ошибки, при условии, что они не подвергаются за это осуждению и не получают негативной оценки.
Практически все эти требования соблюдаются, если используется интерактивный режим обучения, основанный на диалоге, кооперации и сотрудничестве всех субъектов обучения. Поэтому из всего многообразия подходов и методов активизации познавательной деятельности студентов необходимо обратить особое внимание на интерактивные формы и методы обучения, одним из которых является метод анализа ситуаций (кейс-метод).
Кейс-метод - это инновационный метод обучения в школе, который учитывает все особенности предмета и формирует необходимые знания, умения и навыки. Кейс-метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы, как: метод проектов, ролевая игра,
ситуативный анализ и многое другое. При решении общей проблемы на уроках иностранного языка полезной оказывается совместная деятельность, которая позволяет всем учащимся полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное - научиться работать совместно и самостоятельно [1,c.25]
Поэтому в нашей работе, мы хотим особое внимание уделить использованию данного метода в процессе обучения и оценки компетенций студентов. На наш взгляд, следует изменить подходы к общеобразовательному обучению, использовать развивающие технологии, стимулирующие активную познавательную деятельность учеников, их творческое мышление.
Актуальность определяется потребностями человека к самоопределению и самовыражению в условиях современного, информационного общества.
Цель работы: заключается в теоритическом обосновании эффективности использования кейс - технологий, как интерактивного метода при формировании письменных компетенций учащихся на уроках иностранного языка.
Цель конкретизировалась в следующих задачах:
- определить сущность письменной формы речи
- определить понятие «кейсовый метод» и рассмотреть подходы к его применению
- выявить цели и задачи кейсового метода в школе
- охарактеризовать классификацию кейс-технологий;
- рассмотреть кейсовую технологию на уроках иностранного языка как метод обучения;
- дать методические рекомендации по применению кейсового метода на уроке иностранного языка
Объект исследования: процесс обучения иностранному языку на этапе основного общего образования
Предмет исследования: процесс обучения письменной речи учащихся через использование кейс-метода на уроке иностранного языка.
Методы исследования: изучение опыта, анализ научной и методической литературы, дедуктивный метод.
Цель и задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Степень научной разработанности определяется использованием учебно-методического пособий и найчных работ:
- Савельевой М.Г. «Педагогические кейсы: конструирование и использование в процессе обучения и оценки компетенций учащихся»;
- Ситуационный анализ, или Анатомия Кейс-метода / Под ред. д-ра социологических наук, профессора Сурмина Ю.П.;
- Г ейхмана Л.К. Дистанционное образование в свете интерактивного подхода;
- Смолянинова О.Г.Дидактические возможности метода case-study в обучении;
- Долгорукова А.М. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения.
- И.В. Вачкова, А.Н. Воронина, И.А. Зимней, Е.Н. Ильина,
Р.Л. Кричевского, С. Миллера, А.В. Мудрика, А.И. Савенкова, В.А. Ситарова, Е.И. Суховой, В.Ф. Шаталова - система научных воззрений по проблеме организации совместной учебной деятельности школьников.
Теоритическая значимость исследования определяется тем, что оно расширяет теоретические представления о формировании социальных компетенций учащихся за счет научного обоснования роли, места метода кейсов в этом процессе, а также дидактических требований к его применению. Метод кейсов, позволяет уточнить требования ФГОС общего образования к личностным, предметным и метапредметным результатам выпускников образовательных программ основного общего образования; установить взаимосвязь между современными целями образовательного процесса и педагогическими условиями их достижения. Предложенное в работе определение кейса, разработанная типология кейсов, приведенная научная характеристика их структуры и содержания, особенностей применения способствуют развитию дидактических концепций, посвященных вопросам внедрения в образовательный процесс интерактивных методов обучения, уточняют ключевые идеи компетентностного подхода, в части его использования при реализации образовательных программ общего образования. [3, c.12]
Практическая значимость исследования состоит в разработке программы реализации модели урока, построенном на основе кейс- технологиий, в формировании требований к кейсам, которые могут быть самостоятельно созданы в педагогической практике. Материалы исследования могут быть внедрены в образовательный процесс общеобразовательной организации, использованы при прохождение практики студентами педагогических учреждений, для разработки и реализации программ повышения квалификации учителей.
Формирование письменных навыков на уроке иностранного языка - важнейшая компетенция, которая служит для построения коммуникации между двумя иноязычными сторонами. Письмо - это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка (звуковой речи). В то же время письмо - это самостоятельная система коммуникации, которая, выполняя функцию фиксации устной речи, приобретает ряд самостоятельных функций. Письменная речь даёт возможность усвоить знания, накопленные человеком, расширяет сферу человеческого общения, разрывает рамки непосредственного окружения.
В ходе исследования мы выяснили, что использование кейс-метода оказывает позитивное влияние на формирование письменных навыков учащихся. Кейс-метод - это инновационный метод обучения в школе, который учитывает все особенности предмета и формирует необходимые знания, умения и навыки. Он совмещает в себе прекрасно зарекомендовавшие себя такие методы, как: метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. При решении общей проблемы на уроках иностранного языка полезной оказывается совместная деятельность, которая позволяет всем учащимся полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное - научиться работать совместно и самостоятельно.
Наличие в структуре метода case-study споров, дискуссий, аргументации тренирует участников обсуждения, учит соблюдению норм и правил общения. Обучающая роль письменной презентации также весьма велика. Чаще всего презентация выступает в виде подготовки отчета по выполнению задания, при этом стимулируются такие качества, как умение подготовить текст, точно и аккуратно составить отчет, не допустить ошибки в расчетах и т.д. Подготовка письменного анализа кейса аналогична подготовке устного, с той разницей, что письменные отчеты-презентации обычно более структурированы и детализированы. Также мы выяснили, что основное правило письменного
анализа кейса заключается в том, чтобы избегать простого повторения информации из текста, информация должна быть представлена в переработанном виде. Самым важным при этом является собственный анализ представленного материала, его соответствующая интерпретация и сделанные предложения. Письменный отчет - презентация может сдаваться по истечении некоторого времени после устной презентации, что позволяет ученикам более тщательно проанализировать всю информацию, полученную в ходе дискуссии.
Кроме того, можно сделать вывод о том, что для проведения успешного урока с использованием кейс-метода преподаватель должен тщательно подготовиться к занятию. Максимальная польза из работы над кейсами будет извлечена в том случае, если преподаватель при предварительной подготовке к кейсу будет придерживаться систематического подхода к его анализу. Для этого нужно во- первых, выписать из соответствующих разделов учебной дисциплины ключевые идеи, для того, чтобы освежить в памяти теоретические концепции и подходы, которые преподавателю предстоит использовать при разработке кейса. Во-вторых, составить о кейсе общее представление. В- третьих, внимательно составить вопросы к кейсу и убедиться в том, что они будут понятны ученикам. В - четвёртых, зафиксировать все факторы или проблемы, имеющие отношение к поставленным вопросам. В - пятых, представить, какие идеи и концепции соотносятся с проблемами, которые предлагается рассмотреть ученикам при работе с кейсом.
Для проверки письменных навыков, преподаватель должен быть уверен в том, что ученики достаточно подготовлены для данного вида урока. Ученики должны обладать знаниями в области лексики, грамматики, орфографии по заданной теме. Уметь вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения, логически мыслить, работать в команде.
В ходе проведения урока иностранного языка с использованием кейсметода можно сказать о том, что он положительно сказался на работе учеников.
Данная технология способствовала повышению заинтересованности школьников, в следствие более интенсивной работе на уроке. Конкурирующая составляющая проявила стремление учеников к достижению лучшего результата. Кроме того, данный урок отлично справился с целью формирования письменных навыков учащихся. Этому способствовала письменная форма предстваления результата, где ученики показали свои знания в лексике, орфографии и грамматике по текущей теме.
Подводя итог всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что кейс-технология является достаточно сильным инструментом для обучения школьников на этапе основного общего образования. В отличие от многих других традиционных методов, он вызывает интерес у учащихся, совмещая в себе обучающую, исследовательскую и игровую функции.
В ходе исследования мы выяснили, что использование кейс-метода оказывает позитивное влияние на формирование письменных навыков учащихся. Кейс-метод - это инновационный метод обучения в школе, который учитывает все особенности предмета и формирует необходимые знания, умения и навыки. Он совмещает в себе прекрасно зарекомендовавшие себя такие методы, как: метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. При решении общей проблемы на уроках иностранного языка полезной оказывается совместная деятельность, которая позволяет всем учащимся полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное - научиться работать совместно и самостоятельно.
Наличие в структуре метода case-study споров, дискуссий, аргументации тренирует участников обсуждения, учит соблюдению норм и правил общения. Обучающая роль письменной презентации также весьма велика. Чаще всего презентация выступает в виде подготовки отчета по выполнению задания, при этом стимулируются такие качества, как умение подготовить текст, точно и аккуратно составить отчет, не допустить ошибки в расчетах и т.д. Подготовка письменного анализа кейса аналогична подготовке устного, с той разницей, что письменные отчеты-презентации обычно более структурированы и детализированы. Также мы выяснили, что основное правило письменного
анализа кейса заключается в том, чтобы избегать простого повторения информации из текста, информация должна быть представлена в переработанном виде. Самым важным при этом является собственный анализ представленного материала, его соответствующая интерпретация и сделанные предложения. Письменный отчет - презентация может сдаваться по истечении некоторого времени после устной презентации, что позволяет ученикам более тщательно проанализировать всю информацию, полученную в ходе дискуссии.
Кроме того, можно сделать вывод о том, что для проведения успешного урока с использованием кейс-метода преподаватель должен тщательно подготовиться к занятию. Максимальная польза из работы над кейсами будет извлечена в том случае, если преподаватель при предварительной подготовке к кейсу будет придерживаться систематического подхода к его анализу. Для этого нужно во- первых, выписать из соответствующих разделов учебной дисциплины ключевые идеи, для того, чтобы освежить в памяти теоретические концепции и подходы, которые преподавателю предстоит использовать при разработке кейса. Во-вторых, составить о кейсе общее представление. В- третьих, внимательно составить вопросы к кейсу и убедиться в том, что они будут понятны ученикам. В - четвёртых, зафиксировать все факторы или проблемы, имеющие отношение к поставленным вопросам. В - пятых, представить, какие идеи и концепции соотносятся с проблемами, которые предлагается рассмотреть ученикам при работе с кейсом.
Для проверки письменных навыков, преподаватель должен быть уверен в том, что ученики достаточно подготовлены для данного вида урока. Ученики должны обладать знаниями в области лексики, грамматики, орфографии по заданной теме. Уметь вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения, логически мыслить, работать в команде.
В ходе проведения урока иностранного языка с использованием кейсметода можно сказать о том, что он положительно сказался на работе учеников.
Данная технология способствовала повышению заинтересованности школьников, в следствие более интенсивной работе на уроке. Конкурирующая составляющая проявила стремление учеников к достижению лучшего результата. Кроме того, данный урок отлично справился с целью формирования письменных навыков учащихся. Этому способствовала письменная форма предстваления результата, где ученики показали свои знания в лексике, орфографии и грамматике по текущей теме.
Подводя итог всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что кейс-технология является достаточно сильным инструментом для обучения школьников на этапе основного общего образования. В отличие от многих других традиционных методов, он вызывает интерес у учащихся, совмещая в себе обучающую, исследовательскую и игровую функции.



