Введение
Глава 1. Теоретические аспекты исследования электронной торговли 7
1.1. Сущность электронной торговли в системе международных торговых
связей 7
1.2. Формы и системы электронной торговли 17
Глава 2. Состояние, структура и тенденции развития электронной торговли за рубежом 27
2.1. Опыт применения различных форм электронной торговли в развитых
странах 27
2.2. Основные показатели развития электронной торговли в мировой
экономике 36
Глава 3. Перспективы развития электронной торговли в Российской Федерации 52
3.1. Тенденции развития электронной торговли в России 52
3.2. Приоритеты регулирования электронной торговли в экономике России 60
Заключение 87
Список литературы
Актуальность исследования. В настоящее время внешнеторговые операции как никогда тесно связаны с системами коммуникации. Сегодня в условиях глобализации важная роль принадлежит развитию современных средств связи, особенно электронных, которые качественно изменили существующие отношения в условиях глобального рынка. В современном бизнесе имеет место переход от механических действий в рамках деловой активности к электронным манипуляциям, что наиболее демонстративно отражается в такой сфере, как торговля. Все большее развитие получают электронные магазины, которые, с одной стороны, играют позитивную роль для потребителей, а с другой - рождают некоторые риски и проблемы, главным образом, касающиеся перевода платежей или осуществления сделок. Сделки через Интернет становятся более частыми, и развитие компьютерных технологий позволяет автоматизировать продажи в различных учреждениях с использованием электронных торговых точек.
Электронная торговля как эффективное средство ведения операций в международной торговле развивается достаточно быстро. Ее использование для коммерческих и административных целей уже получило значительное распространение в целом ряде важнейших отраслей промышленности в Европе, Северной Америке, Австралии, Новой Зеландии и Азии.
Растущее использование электронной торговли радикально трансформирует международную торговую практику, заменяя традиционную торговлю, основанную на бумажной документации, альтернативными электронными системами. Вместо направления и получения оригинальных письменных документов с подписью от руки, участники торговых операций передают структурированные коммерческие данные от одной компьютерной системы к другой с помощью электронных средств, все больше используя электронные подписи.
Сейчас развивается седьмая волна маркетинга, специфика которой проявляется в использовании сетевых форм ведения бизнеса и возрастающей роли взаимодействия с субъектами внешней среды в повышении эффективности предприятий. Этой форме ведения бизнеса удалось вобрать в себя действенные наработки всех предыдущих эпох развития экономики.
Бизнес седьмой волны соединяет в себе преимущества традиционного бизнеса, рекомендационного и многоуровневого маркетинга, электронного бизнеса в Интернете, достижения в области технического прогресса и человеческих отношений, ставит на центральное место человека, его личностные качества.
Электронная коммерция определяется как любая транзакция, совершаемая посредством сети связанных между собой компьютеров, по завершении которой происходит отторжение и передача права собственности или права пользования вещественным товаром или услугой.
Электронный бизнес в дополнение к использованию электронной коммерции представляет собой процесс, который бизнес-организация производит посредством сети связанных между собой компьютеров, что позволяет соединить отдельные сделки в единую сеть для взаимодействия с деловой средой, используя навигационное программное обеспечение. Информационный маркетинг в Internet создает такое взаимодействие поставщиков и клиентов, при котором последние занимают активную позицию.
Электронный обмен данными на основе Интернет в несколько раз эффективнее традиционного, как по себестоимости, так и по скорости прохождения. Он позволяет субъектам сети, обмениваться информацией, заключать сделки и производить финансовые расчеты в режиме реального времени. При этом в качестве субъектов могут выступать юридические и физические лица, среди которых различные финансовые институты, производители, поставщики и потребители товаров и услуг.
На современном этапе мирового развития именно информационно - коммуникационные технологии являются определяющим фактором
экономического развития.
В силу относительно недавнего появления и высоких темпов развития электронных информационных технологий, практика бурно развивающейся и постоянно совершенствующейся электронной коммерции значительно опережает теорию, благодаря чему это явление и его место в системе экономических и управленческих отношений изучено слабо. Вместе с тем, нельзя не отметить ряд авторов, которые попытались раскрыть содержание электронной коммерции, ее роль и место в экономических структурах общества.
Среди них, Д. Козье, А. Н.Соколова, Н. И.Геращенко, И. Закарян, И. Филатов, А. А.Кантарович, В. В.Царев, П. А.Шалин и другие авторы. Поскольку публикации перечисленных авторов ориентированы в основном на специалистов в той или иной сферы электронной коммерции, то в них не разработан понятийный аппарат, нет подходов к определению предмета электронной коммерции, классификации ее субъектов и объектов, инструментария и других вопросов, прежде всего методических, научного описания этого вида деятельности. Таким образом, несмотря на наличие ряда трудов по различным аспектам применения электронных информационных технологий в бизнесе, достаточно стройной теории электронной коммерции пока еще не разработано.
В этой связи, выбранная тема дипломной работы является весьма актуальной, поскольку решаемые в ней задачи могут внести вклад в реализацию возможности эффективного экономического развития России в XXI веке.
Объект дипломной работы - электронная торговля.
Предмет дипломной работы - электронная торговля как фактор развития мировой экономики на современном этапе.
Цель дипломной работы - исследовать электронную торговлю как фактор развития мировой экономики на современном этапе.
Задачи дипломной работы:
1. Изучить теоретические аспекты исследования электронной торговли.
2. Рассмотреть основные тенденции развития электронной торговли в мировой экономике.
3. Раскрыть проблемы и пути совершенствования развития электронной торговли в мировой экономике.
Информационной базой исследования являются: статистические
данные Всемирной торговой организации; оценки и прогнозы отечественных и зарубежных специалистов в области электронной коммерции; оценки и прогнозы зарубежных аналитических агентств.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные научные результаты позволяют более глубоко исследовать проблемы совершенствования развития электронной торговли в российской экономике на современном этапе ее интеграции в мировую экономику.
Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что ряд выводов и предложений автора позволяют повысить эффективность развития электронной торговли в российской экономике.
Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
В первой главе изучены теоретические аспекты исследования электронной торговли. Во второй главе рассмотрены основные тенденции развития электронной торговли в мировой экономике. В третьей главе раскрыты проблемы и пути совершенствования развития электронной торговли в российской экономике.
За последние годы наблюдается большое развитие современных средств коммуникации. Это ведет к становлению периода огромных возможностей всемирной компьютерной сети для всего человечества и их использования в различных областях экономики и международного бизнеса. Актуальной темой изучения для современных экономических экспертов и аналитиков является сфера электронной торговли. Это сложное явление стало одним из результатов глобализации современного мира. Интернет стал средой для сетевой экономики. Сетевая экономика становится базисом для электронного бизнеса. Электронный бизнес — это та же предпринимательская деятельность, но в которой используют возможностиинформационных и телекоммуникационных технологий с целью создания прибыли.
Благодаря электронной торговле сегодня продают большое количество различных товаров и услуг. Сегодняшнее поколение стоит на этапе новой экономики, которую называют интернет-экономикой или эпохой электронного бизнеса.
Данный вид торговли дает ее участникам ряд преимуществ. В первую очередь он дает возможность осуществить глобальное присутствие на рынке самым маленьким компаниям. С помощью интернета любой субъект экономической деятельности может выйти на любые рынки, несмотря от того, где он находится.
Также электронная торговля, несомненно, повышает конкурентоспособность компаний. С ее помощью фирмы и компании могут предоставлять подробную и доступную информацию обо всех своих товарах любым своим клиентам. Можно гибко реагировать на любое изменение потребительского спроса, а, как известно эластичность спроса электронных рынков существенно выше, чем на реальных торговых площадках. Электронная форма торговли позволяет максимально гибко вести политику бизнеса. Именно интернет дает возможность оперативно реагировать на любые изменения во внешней среде.
В многочисленных исследованиях сообщается, что среди всех мировых стран наибольшее количество интернет-пользователей
приходится на долю Китая. Она составляет 180 млн. человек или 18 %, а это пятая часть от мировой аудитории глобальной сети. Второе место занимают США, его доля составляет 16,2 %, далее Япония — 6 %, Германия — 3,7 % и Великобритания — 3,6 %.
Существуют некоторые сложности как технического, так и экономического характера и это естественно. Но, тем не менее, интернет в России сегодня, также как и во всем мире, превращается в один из действенных инструментов для ведения бизнеса. Предприниматели и хозяйствующие субъекты, использующие сеть в целях коммерции, получают дополнительные возможности и
преимущества. Основным преимуществом является сокращение издержек фирмы, которое возможно благодаря специфике новой деловой среды. На сегодняшний день всемирная сеть предлагает бизнесу оперативную информацию, недорогие коммуникации, возможность внутрифирменных технологических затрат, доступные и удобные средства для разработки фирменных информационных систем, при помощи которых формируется привлекательный деловой имидж фирмы и ее потенциала.
Электронная коммерция означает сегодня гораздо больше, чем просто автоматизацию бизнес-процессов и продажу товаров и услуг через интернет. Это появление новых возможностей, а именно оптимизация операций, основанные на принципах самоуправления, построение отношений с партнерами по бизнесу, повышение качества услуг, что означает более полное удовлетворение потребителей. Все большее число российских компаний включают интернет-бизнес в перечень используемых инструментов, несмотря на некоторые
сложности. Они применяют интернет на всех этапах своей деятельности.
На Западе принято выделять две системы электронного бизнеса. Первый сектор — это сектор «бизнес-бизнес» и второй сектор — «бизнес-клиент» или его еще называют «розничный сектор». По данным исследований на взаимоотношения между компаниями приходится 85 % оборота электронной торговли. Многие магазины в виртуальном мире представляют собой интернет-витрины, информационные сайты, электронные каталоги товаров и прайс-листы. Часть, которых из них обслуживает покупателей только на территории своего региона, а другая — вообще не работает, а просто регистрируется на будущее.
Электронный бизнес пользуется популярностью и у розничных торговцев. Это связанно с низкими издержками. Помимо того, интернет позволяет развивать отношения персонально с клиентом, который может найти нужный ему товар, узнать его характеристики, заказать технику, изготовленную по определенной конфигурации и отслеживать стадию выполнения заказа.
Тем не менее, многочисленных проблем не избежать. Они включают в себя то, что электронный бизнес требует особого внимания и мер специального регулирования. Но все, же любые трудности окупятся переходом экономики на качественно новый уровень.
В России перспективны электронные платежи, банковские услуги, страхование, создание программного обеспечения с точки зрения электронной коммерции. Многие специалисты утверждают, что развитие электронного бизнеса в России идет более высокими темпами, чем в ряде западных стран.
Также в развитии электронного бизнеса в России сыграло и государство. Одна из целей, к которым стремится государство, продвигая электронные торги, это повышение прозрачности, снижение стоимости транзакционных расходов, снижение возможностей по манипулированию процессом торгов. И если рассматривать результаты внедрения электронных торгов с этой точки зрения, то тут можно уверенно сказать, что успехи есть и успехи значительные.
К основным причинам, которые являются важными преградами к развитию электронной торговли в России можно отнести:
1. Неширокий круг пользователей интернета в России, большинство из которых не увлечены занятием как покупками в интернете.
2. Статистический фактор — это различные показатели пользователей интернета и среднестатистического жителя России по уровню материального благосостояния и технической подготовке. Использование интернета этот фактор делает идеальным инструментом для программного обеспечения, продвижения компьютерной техники и сложной электроники, но в тоже время этот фактор делает менее эффективным использование интернета для продвижения товаров массового спроса.
3. Информационная перегруженность и хаотичность многочисленных сайтов. Все это затрудняет привлечение и удержание потенциальных клиентов.
Имеет свой недостаток размещенная на сайтах информация о субъекте, его деятельности, также о его товарах и услугах, который постоянно увеличивается. Пользователь зачастую не может найти нужную информацию, интересующий его продукт или услугу. Все это оставляет его потребность неудовлетворенной, а потраченное на поиск среди большого потока информации время превращается в издержки. Таким образом, участники электронного бизнеса сталкиваются с разными издержками поиска информации. Это информации о цене, которая должна быть приемлема, информации о характеристиках товаров и услуг, которые должны указывать на качество, информации о самих продавцах и покупателях.
4. Безопасность финансовых сделок и передаваемой информации, являющейся конфиденциальной.
5. Нехватка профессиональных специалистов по рекламе иинтернет-маркетингу. Это приводит к наиболее низкому качеству оказываемых ими услуг.
По некоторым оценкам представителей малого бизнеса, они работают в условиях усиления конкурентной борьбы. Большая часть малого бизнеса, а именно 54 % испытывает на своем рынке довольно сильную конкуренцию. Оставшиеся 39 % предпринимателей —
умеренную и 9 % могут сказать об отсутствии какой-либо
конкурентной борьбы.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются организации малого бизнеса — это проблемы нехватки финансовых ресурсов, затем кадрового обеспечения, а также проблемы нахождения клиентов и рынков сбыта, нехватка нужных работников и специалистов, нехватка оперативной деловой информации, невыгодные условия кредитовании, проблемы управления предприятием, проблема со снабжением, нехватка информации по новым технологиям.
Некоторые отличия актуальности проблем по отраслям отслеживаются в зависимости от текущего экономического положения фирмы. Влияние проблемы, которая связанна с дефицитом финансовых ресурсов, расширяется от 18 % предприятий в группе, где дела идут хорошо, до 70 % в группе предприятий с «неважным» состоянием бизнеса. Проблемы сбыта продукции имеют примерно такую же тенденцию распространения от 27 % в первой группе до 46 % во второй.
Рассматривая основные проблемы электронного бизнеса, который развивается положительно, а также выделяя основные его специфические моменты, можно все больше убедиться в том, что эта сфера человеческой деятельности заслуживает к себе особого и большого внимания. Она является уникальным явлением, как в национальной экономике, так и в мировой. Все более очевидным становится то, что электронный бизнес стал неотъемлемой частью современного мира, также как и интернет. Но, конечно же, он не заменит обычный бизнес, как и электронные документы не заменят традиционных бумажных, они будут сосуществовать.
Несомненно, то, что в России у электронного бизнеса есть будущее. Российские компании понимают и одобряют, что на сегодня у просто бизнеса без использования интернета будущего нет. Электронная торговля и коммерция положительное и перспективное направление бизнеса, как в России, так и во всем мире. И интернет-коммерция в нашей стране начинает только набирать обороты. В ближайшие лет пять будут только увеличиваться, и усиливаться темпы роста. Кроме того, бизнес в электронной коммерции безграничен и очень интересный, возможность развиваться и территория влияния компании будет зависеть только от желания его самого предприятия.
Предпринимателям, которые только начинают работу важно не забывать что, необходимо быть осторожными, открывая свой бизнес в сфере электронной коммерции. Выбирая интернет-коммерцию в качестве основного источника дохода, он должен четко оценивать возможности целевой аудитории того рынка, на который он планирует выйти и конечно же свои возможности.
В качестве возможных вариантов решения проблемы можно предложить следующие меры:
1. Рассмотреть вопрос о принятии закона вводящего мораторий на налогообложение субъектов электронной коммерции по аналогии с биллем «О налоговой свободе в интернете» в США. Одновременно можно ввести уведомительную государственную регистрацию этих субъектов. Это позволит легализовать электронную коммерцию, создав условия для её ускоренного развития.
2. Обеспечить правовое закрепление институциональной нормы
электронной коммерции, впервые сформулированной Бюро цензов Министерства торговли США, согласно которой: «Соглашение в
электронной форме, а не платеж, является ключевым конституирующим признаком сделки в сфере электронной торговли». Это сделает государство гарантом и полноценным участником институциональных отношений в электронной коммерции.
3. При переходе к налогообложению индивидуальных субъектов электронной коммерции использовать минимизированный Единый налог на вмененный доход, либо, по аналогии с Китаем, ограничиться взиманием подоходного налога. Это позволит активизировать социальную роль электронной коммерции, превратив её в одну из форм дистанционной занятости, что особенно актуально в условиях развивающегося экономического кризиса.
4. Внедрить меры по защите прав покупателей приобретающих товары у зарегистрированных субъектов электронной коммерции по аналогии с европейскими странами. Это послужит важным стимулом для добровольной регистрации участников виртуального рынка.
5. При таможенном оформлении грузов перейти от декларирования партий товара к декларированию видов товара. Например, в Германии это делается в форме выдачи лицензий на импорт продукции, которую могут получить как юридические, так и физические лица. После получения лицензии разрешительное декларирование товара заменяется уведомительным декларированием поставок, где за достоверность данных ответственность несёт грузоотправитель.
Цель такого регулирования заключается в приоритетном развитии электронной коммерции, а не в её ограничении. Электронная коммерция не способна принести большие бюджетные доходы. Её экономическая функция состоит в создании условий для продвижения промышленной продукции на внутренний и зарубежные рынки. Задача заключается в заимствовании лучшего из мирового опыта: в Европе - правовой защиты покупателей на основе электронной подписи и регистрации продавцов, в США - законодательного моратория на налогообложение электронных сделок, в Китае - мер по формированию распределительной инфраструктуры уровней 4PL и 5PL, а также адресной поддержки провайдеров торговых и распределительных сетей.
1. Закон РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». М.: НПП «Гарант-сервис», 2016.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 г. / Утв. Распоряжением
Правительства РФ № 1662-р от 17.11.2008 г. М.: НПП «Гарант-сервис», 2013.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 г. / Утв. Распоряжением
Правительства РФ № 1662-р от 17.11.2008 г. М.: НПП «Гарант-сервис», 2016.
4. Advertising and Marketing on the Internet: Rules of the Road. Federal Trade Commission. Bureau of Consumer Protection. September 2000.
5. Internet Tax Freedom Act of 1998, 105th Congress 2d Session, H.R. 3529 /
U.S Government Printing Office (GPO).
6. Koch R. The Financial Times guide to strategy: how to create and pursue a winning strategy. 4th ed. London: Prentice Hall, 2011.
7. Tanzi V. Globalization and the Work of Fiscal Termites // IMF Working Paper 00/181. Washington: International Monetary Fund, 2000.
8. The Payment Services Regulations 2009. UK: Legislation.
9. UNCTAD. E-Commerce and Development Report 2004. United Nations. N. Y. and Geneva, 2004, p.26. OECD Information Technology Outlook, 2004, France p. 19.
10. Weening А. E-commerce. URL http://www.imrg.org.
11. World Bank. Doing Business: 2013. Разумный подход к регулированию деятельности малых и средних предприятий. Washington (DC): World Bank Group, 2013.
12. Айхелькраут С. Институты, инновации и экономическая политика // Журнал институциональных исследований. 2009. № 1. Т. 1.
13. Аксенов B.C. Электронные деньги в информационной экономике: Курс лекций. М.: МПА-Пресс, 2014.
14. Атлас интернет-торговли: прогноз сегментов в 2015-2018 гг.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://json.tv/ict_telecom_analytics_view/atlas-intemet-torgovli-prognoz- segmentov-v-20152018-gg-20150519103348.
15. Балабанов И.Т. Электронная коммерция - СПб.: Питер, 2001.
16. Бауэрсокс Д.Дж., Клосс Д.Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. - М.: Олимп-Бизнес, 2008.
17. Бергер Э.Дж. Е-коммерция и цепи поставок: ломка прежних границ / Управление цепями поставок. Под ред. Дж.Л. Гатторны. М.: Инфра-М, 2008.
18. Бондаренко В.А. Развитие самозанятости в странах Европейского Союза и США. - М.: МЦРП, 2009.
19. Боулз С. Микроэкономика. Поведение, институты и эволюция. - М.: Дело, 2011.
20. Васильева Н.М. Электронная коммерция как правовая категория // Юрист. - 2006. - № 5. - С. 2 - 7.
21. Воробьев К.Ю. Сущность электронной коммерции в системе
международных торговых связей // Российский внешнеэкономический вестник. - 2015. - № 3. - С. 106-114.
22. Дин Жуджунь, Ковалев М.М., Новик В.В. Феномен экономического развития Китая. - Мн.: БГУ, 2008.
23. Доклад ОЭСР: размывание налоговой базы и перевод прибыли // Российский налоговый бюллетень. Февраль 2013.
24. Дрожжинов В., Фролов В. Электронные госзакупки и коммерция в АТЭС // http://www.pcweek.ru/?ID=623594.
25. Залогин A.A. Место и роль новых видов услуг в
телекоммуникационном секторе мирового хозяйства. Автореф. дисс. к.э.н.: 08.00.14. - М., 2005.
26. Зуев А., Мясникова Л. Электронный рынок и «новая экономика» // Вопросы экономики. - 2004. - № 2. - С. 55.
27. Кабанов В.Ф. Интернет-торговля в период экономического кризиса //
Поволжский торгово-экономический журнал. 2012. № 1 [Электронный ресурс]. URL: sarrsute.ru/images/stories/
articlefoto/rio/j ournal/j ournal 1 %2817%29/Kabanov.pdf.
28. Калинин А.М. Построение сбалансированной промышленной политики: вопросы структурирования целей, задач, инструментов // Вопросы экономики. - 2012. - № 4. - С. 132.
29. Калинина А.Э. Интернет-бизнес и электронная коммерция. - Волгоград: ВолГУ, 2004.
30. Кастельская А.В. Применение концепций источника дохода и постоянного представительства при налогообложении электронной торговли и постоянного представительства при налогообложении электронной торговли // Внешнеторговое право. - 2005. - № 2.
31. Кент Т., Омар О. Розничная торговля. - М.: Юнити-Дана, 2007.
32. Кириченко Э.В. М., Социально-экономическая эффективность: опыт США. Ориентир на глобализацию. - М.: Наука, 2002. - 145 с.
33. Кобелев О. Особенности развития маркетинга в среде Интернет. // Маркетинг. - 2002. - № 2. - С. 23-24.
34. Комаров Н.М., Борзов М.А. Интернет-бизнес в России. Особенности, проблемы, перспективы // Сервис plus. - 2011. - № 2. - С. 40.
35. Коммюнике Форума по налоговому администрированию (FTA). Организован Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) совместно с Федеральной налоговой службой РФ. 17 мая 2013 г. URL: // http://www.nalog.ru/rub_mns_news/4172864/).
36. Конявский В., Росс Г., Лихтенштейн В. Электронная торговля: специфика российская и глобальная // IKS-online. - 2006. - № 2. - С.73-82.
37. Корень А.В. Налогообложение субъектов электронной коммерции: проблемы и перспективы. - Владивосток: ВГУЭС, 2011.
38. Котлер Ф. 300 ключевых вопросов маркетинга: отвечает Филип Котлер. - М.: Олимп-Бизнес, 2006.
39. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс. 2-е изд. - СПб.:
Питер, 2006.
40. Котлер Ф., Армстронг Г. Основы маркетинга. Профессиональное издание. - М.: Вильямс, 2009.
41. Крымский И.А., Павлов К.В. Проблемы и перспективы развития электронной экономики в России. - Мурманск: Кольский НЦ РАН, 2015.
42. Нехай А.Ю. Институционально-правовые проблемы развития международной электронной торговли // Государственный советник. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http: // cyberleninka.ru/article/n/institutsionalno- pravovyeproblemy-razvitiya-mezhdunarodnoy-elektronnoy-torgovli.
43. Организация Экономического Сотрудничества и Развития. // http: //www.oecd.org.
44. Официальный сайт Interactive Media Retail Group. URL http://www.imrg.org.
45. Пискулов Ю.В., Посысаев Ю.Ю., Савинов Ю.А. Концептуальные черты современной межфирменной производственной кооперации // Российский внешнеэкономический вестник. - 2014. - № 11. - С.42.
46. План деятельности Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на период 2013-2018 гг. - М.: НПП «Гарант-сервис», 2013.
47. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года. - М.: Минэкономразвития России, 2013.
48. Разуваев Д.В. Международная электронная торговля, проблемы и перспективы развития. Дисс. к.э.н.: 08.00.14. - М., 2004.
49. Россия будет добиваться единых правил интернет-торговли внутри Таможенного Союза // Официальный сайт Федерального государственного унитарного предприятия Федеральной таможенной службы России РОСТЭК. URL: http://www.rosteck.ru/news/793/.
50. Рынок труда: реакция на кризис (по материалам зарубежных стран) / Под ред. Ф.Э. Бурджалова, Е.Ш. Гонтмахера. - М.: МЭМО РАН, 2011.
51. Рынок электронной торговли (новостной мониторинг агентства
Datalnsight). 2014. Вып. 17 [Электронный ресурс]. URL: http: // www. akit. ru / wp-content/uploads/2014/05/ DataInsight _ecom_2014_04_24.pdf.
52. Сайт ассоциации компаний Интернет-торговли (АКИТ) [Электронный ресурс]. URL: http: // www.akit.ru/e-commercerussia-2014/.
53. Сайт издания о высоких технологиях Cnews [Электронный ресурс].
URL: http: // www.cnews.ru/reviews/new/it_retail_2014/
articles/oborot_ecommerce_rossii_v_45_raza_nizhe_oborota_ amazon/ 19.
54. Сайт исследовательского агентства DataInsight [Электронный ресурс]. URL: http: // www .datainsight.ru/.
55. Сапир Е.В., Взаимосвязь этики и экономики в общественном развитии: геоэкономический синтез // Вестник Ярославского Г осударственного университета им. П.Г. Демидова. Серия гуманитарные науки. - 2012. - № 4. - 2012. - С. 170.
56. Скворцова Н.А. Анализ развития электронной коммерции // Поволжский торгово-экономический журнал. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://sarrsute.ru/images/ stories/articlefoto/rio/journal/journal6- 22/Skvortsova.pdf.
57. Скребков Д., Шевчук А. Электронная самозанятость в России // Вопросы экономики. - 2011. - № 10. - С. 91 - 112.
58. Статистика интернет-торговли в странах мира [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.shopolog.ru/metodichka/analytics/statistika-internet- torgovli-v-stranakh-mira/.
59. Сток Дж.Р., Ламберт Д.М. Стратегическое управление логистикой. - М.: Инфра-М, 2005.
60. Стрелец И.А. Сетевая экономика. - М.: Эксмо, 2006.
61. Стрелец И.А. Модификация экономической политики государства в условиях новой экономики // Бизнес, менеджмент и право. - 2005. - № 3 (9). - С. 22 - 30.
62. Токарева А.А. Электронный розничный рынок (B2C) в мировой экономике: состояние и перспективы развития // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. - 2014. - № 2. - С. 310.
63. Цзюнь Жун Х. Развитие электронной коммерции в Китае / Электронная торговля в СНГ и восточноевропейских странах / Под. ред. Б.Н. Паньшина. - Мн.: БГУ, 2006.
64. Щербанин Ю.А. Мировая экономика: учебник. - 3-е изд. М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2009.