Введение 3
1. Теоретические основы формирования социальной политики организации 5
1.1. Понятие социальной политики организации 5
1.2. Принципы социальной политики организации 15
1.3. Влияние социальной политики на развитие организации 19
2. Анализ действующей социальной политики ПАО ВТБ 24 24
2.1. Общая характеристика деятельности ПАО ВТБ 24 24
2.2. Анализ программы социального развития ВТБ 24 32
2.3. Оценка реализации тактических и стратегических мероприятий социальной
политики ПАО ВТБ 24 55
3. Предложения и рекомендации по совершенствованию социальной политики
ПАО ВТБ 24 64
3.1. Рекомендации по совершенствованию внешней социальной политики 64
3.2. Рекомендации по совершенствованию внутренней социальной политики
ПАО ВТБ 24 69
3.3 Оценка предполагаемого эффекта от внедрения предложенных
рекомендаций 78
Заключение 83
Список использованных источников
Социальное развитие организации по своему назначению направлено на то, чтобы создавать для работников организации комфортные условия труда и добиваться их постоянного улучшения. Проблемы социального развития трудовых отношений в настоящее время являются весьма актуальными. Привлечение и закрепление квалифицированных работников в организации возможны только через создание системы мотивационных механизмов, основными из которых, помимо заработной платы, являются социальные программы и льготы, предлагаемые сотрудникам. В условиях современной российской экономики социальная политика организации необходима для эффективного ведения бизнеса, повышения социальной стабильности и уровня жизни работников.
Реализуя функции института социальной ответственности, социальная политика является важнейшим механизмом управления развитием человеческого потенциала компании. Анализ структуры социальной политики, ее основных направлений представляет большой интерес как в теоретическом, так и в практическом плане: Абалкин Л.И., Гринберг Р.С., Куликов В.В., Ракитский Б.В., Богачев В.Ф., Кузнецов А.Л., Неймер Ю.Л., Шмелев Г.И., Якимов В.Н., Яременко Ю.В. и др.
Проблемы социального развития предприятий рассматриваются в работах Аверина А.Н., Блохиной Т.К., Волгина Н.А., Зубковой А.Ф., Катульского Е.Д., Кибанова А.Я., Кокина Ю.П., Кульбовской Н.К., Мысляевой И.Н., Одегова Ю.Г., Осипова Г.В., Разумова А.А., Роика В.Д., Слезингера Г.Э., Шекшни С.В., Якимца В.Н., Яковлева Р.А. и др.
Но, несмотря на большое количество научных исследований в области социального развития следует признать, что до сих пор отсутствует единый методологический подход в этой сфере, что требует дальнейшей научной разработки проблемы совершенствования социальной деятельности предприятий как одного из необходимых условий дальнейшего социально-
экономического развития России.
Объектом исследования выступил ПАО ВТБ 24.
Предмет исследования - процесс управления социальной политикой организации.
Цель дипломного проекта состоит в разработке предложений и рекомендаций по совершенствованию социальной политики ПАО ВТБ 24.
Цель исследования предопределила следующие задачи:
- изучить теоретические основы формирования социальной политики организации;
- провести анализ действующей социальной политики ПАО ВТБ 24 и выявить направления, требующие совершенствования;
- разработать предложения и рекомендации по совершенствованию социальной политики ПАО ВТБ 24;
- провести оценку предполагаемого эффекта от внедрения разработанных рекомендаций по совершенствованию социальной политики ПАО ВТБ 24.
Теоретической и методологической основой послужили системный подход к исследуемым объекту и предмету; ключевые положения трудов отечественных и зарубежных ученых, посвященных теории социального развития; данные российских предприятий по их социальному развитию (ПАО ВТБ 24). При выполнении работы обобщены результаты научных исследований, материалы периодической печати, научно-практических семинаров и конференций, статистическая информация по социальной ответственности бизнеса и социальным инициативам предприятий.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что предложенный проект по совершенствованию социальной политики ПАО ВТБ 24 может быть учтен руководящими органами других предприятий и может быть использован в работе по созданию системы социальной ответственности и переходу компании к социально ответственному бизнесу.
Развитие социальной политики близко к общемировой тенденции постепенной интеграции концепции в корпоративную стратегию, перехода к идеологии социальных инвестиций, отвечающих долгосрочным интересам и общества, и бизнеса. Несмотря на существующие проблемы и учитывая недолгую историю российских компаний в проектах социальной политики, текущее состояние социальной политики в России можно оценить положительно.
В ходе работы были рассмотрены внешние аспекты социальной политики в контексте развития российских компаний. Была проанализирована эволюция развития социальной политики и рассмотрено само понятие с помощью основных составляющих - благотворительности, спонсорства, социальных инвестиций и устойчивого развития. Кроме того, были раскрыты преимущества от реализации внешней социальной политики, влияющие на развитие компаний. Среди них можно выделить прямые и непрямые внешние выгоды. К прямым непосредственно относятся улучшение репутации и отношений с стейкхолдерами и повышение публичности компании. Непрямые выгоды сильнее привязаны к развитию компании. Реализуя намеченные направления социальной политики, компания может получить доступ к дополнительным рынкам и капиталу, сократить нефинансовые риски.
Для полного раскрытия темы была рассмотрена специфика данной концепции в нашей стране и выделены основные проблемы. Данные особенности были проанализированы на примерах российских и американских крупных компаний с помощью комплексного сравнительного анализа. Итогом работы послужили разработанные рекомендации для дальнейшего развития корпоративной социальной ответственности в российских компаниях. Полученные выводы значимы для деятельности компаний при принятии решений по подготовке программ, направленных на дальнейшее развитие социальной политики.
Стоит отметить, что в отличии от финансовых показателей, которые легко измеримы количественно, часть оценок социальной политики несет теоретический характер, что связано со сложностью оценивания из-за комплексности показателей, которые невозможно объективно разделить на составляющие. Но на основе данной работы понятно, что корпоративная социальная ответсвенность становится одним из необходимых факторов развития компаний, нацеленных на долгосрочное функционирование. Сокращение рисков, экономия на затратах, улучшенный имидж компании, привлечение дополнительных инвестиций и улучшенные отношения со стейкхолдерами способствуют дальнейшему развитию.
Чтобы корпорации осознали выгодность социальной активности, необходимы определенные условия со стороны государства, совместное принятие и осуществление мер по созданию соответствующей инфраструктуры, механизмов выбора приоритетных направлений социальной поддержки рынка труда, согласованность благотворительности со стратегиями корпораций, согласование экономических интересов бизнеса и общества.
Российские предприятия используют разнообразные технологии для развития социальной ответственности, которые включают новые подходы к работе с персоналом. К данной области можно отнести развернутые программы адаптации, активную политику кадрового обновления за счет привлечения молодежи, формирование необходимых жилищных условий для повышения привлекательности профессий, и т.п.
В сфере работы с локальным сообществом предприятия, как правило, делают основной акцент на благотворительных программах, которые на большинстве предприятий реализуются на проектной основе. В то же время только немногие предприятия способны оценить влияние своей деятельности на развитие смежных форм малого бизнеса, предпринимательства, предоставить анализ процессов косвенного влияния деятельности компании на создание новых высокотехнологичных рабочих мест в регионе. Комплексная оценка влияния социально ответственного поведения на регионы присутствия, таким образом, продолжает оставаться перспективным направлением исследований.
Перспективным с точки зрения практического применения является инструментарий оценки рисков социальных вложений, учитывающий ключевые направления инвестирования в разрезе конкретных заинтересованных сторон. С помощью подобной оценки рисков предприятия смогут распределить фонды социальных вложений на рациональной и прозрачной основе для минимизации негативных социальных эффектов, возникающих в ходе деятельности компаний. Для большинства предприятий оценка рисков также должна быть связана с разработкой сценариев осуществления антикризисной социальной ответственности.
1. Аверин А.Н. Социальное партнерство в сфере труда: учебное пособие / А.Н. Аверин ; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. - Москва: РАГС, 2011. - 117 с.
2. Аникеева О. П. Модели социальной ответственности бизнеса : мировой опыт и российская практика // Вестник Тюменского государственного университета. - 2010. - № 4. - С. 72-77.
3. Аникина И. Д. Социальные инвестиции как фактор конкурентоспособности компаний // Финансы и кредит. - 2010. - N 13. - С. 4246.
4. Ахинов Г.А. Социальная политика: учеб. пособие / Г. А. Ахинов, С. В. Калашников - М.: ИНФРА-М, 2011.
5. Базовые индикаторы результативности. Рекомендации по использованию в практике управления и корпоративной нефинансовой отчетности / Ф. Прокопов, Е. Феокситова и др.; под общей редакцией А. Шохина. - М.:РСПП, 2012. - 68 с.
6. Бакша Н. В., Данилюк А.А.. Корпоративная социальная ответственность : учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2012. - 292 с.
7. Беляева, И.Ю. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: монография / И.Ю. Беляева, М.А. Эскиндаров - М. : КНОРУС, 2012.
8. Благов Ю.Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции. 2-е изд. Благов Ю.Е. - СПб.: Высшая школа менеджмента, 2011
9. Благов, Ю.Е. Корпоративная социальная ответственность. Эволюция концепции / Ю.Е. Благов - М.: Высш. шк., 2010.
10. Боброва Е. Б. Некоторые социологические аспекты проблематики социальной ответственности бизнеса // Вестник Башкирского университета. -
2010. - Т. 15, N 4. - С. 1235-1239.
11. Бондаренко В.В., Танина М.А., Юдина В.А. Методы оценки эффективности социальной политики организации - Повышение управленческого, экономического, социального и инновационно-технического потенциала предприятий, отраслей и народнохозяйственных комплексов: Сборник статей VI Международной научно-практической конференции / МНИЦ ПГСХА. - Пенза: РИО ПГСХА, 2014. - С. 3 - 10.
12. Бондаренко В.В., Танина М.А., Юдина В.А. Планирование
показателей нефинансовой отчетности с учетом отраслевой специфики - Финансовая политика инновационного развития России: проблемы и пути решения: Сборник материалов Всероссийской научно-практической
конференции (2014 г., Уфа). - Уфа: Аэтерна, 2014. - С. 33 - 36.
13. Бондаренко В.В., Танина М.А., Юдина В.А. Роль интеллектуального капитала в повышении эффективности корпоративной социальной ответственности - Социально-экономическая политика России при переходена инновационный путь развития: Материалы 6-й междуна-родной научнопрактической конференции, г. Барнаул, 25 июня 2014 г. / под общ. ред. И. К. Мищенко, В. Г. Притупова. - Барнаул: ИП Колмогоров И.А., 2014. - С. 74-77.
14. Валитов Ш.М. Взаимодействие власти и бизнеса: сущность, новые формы и тенденции, социальная ответственность: монография / Ш. М. Валитов, В. А. Мальгин ; Казан. гос. фин.-экон. ин-т - М.: Экономика, 2009. - 207 с.
15. Веревкин Л. П. Социальная ответственность бизнеса // Мониторинг общественного мнения. - 2010. - N 1. - С. 44-55.
16. Виттенберг Е. Я. Социальная ответственность бизнеса : широкий взгляд // Россия и современный мир. - 2007. - № 3. - С. 124-141.
17. Галиев Г. Т. Социальная ответственность бизнеса : зарубежные модели и российские реалии // Вестник ВЭГУ. - 2011. - № 3. - С. 67-73.
18. Головин А. А. Социальная ответственность бизнеса // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2010. - Т. 1. - № 1.
- С. 30-33.
19. Гонтарь Е. В. Социальные инвестиции как форма проявления корпоративной социальной ответственности бизнеса // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета им. академика С.П. Королёва. - 2015. - № 2. - С. 13-21.
20. Горфинкель В.Я., Родионова Н.В. Корпоративная сциальная ответственность: Учебник практикум для бакалавров. М.: Издательство «Юрайт», 2014. - 570 с.
21. Государственная и муниципальная социальная политика: курс лекций : учебное пособие / [Аверин А. Н., Бабич А. М., Вагина Л. В. и др.] ; под общ. ред. Н. А. Волгина - Москва: Кнорус, 2011. - 1011 с.
22. Деребин М. Н. Социальный стандарт SA 8000 - гарант процветания бизнеса // Стандарты и качество. - 2010. - N 1. - С. 72-73.
23. Долматова В. Ю. "Социальная ответственность бизнеса" : истоки понятия // Аудит и финансовый анализ. - 2010. - N 1. - С. 359-362.
Петербургского университета. Сер. 5. Экономика. 2012. №. 2. С. 25-39.
29. Конарева Л. А. Качество и социальная ответственность // США. Канада. Экономика - политика - культура. - 2012. - N 5. - С. 114-127.
30. Коротков Э.М. Корпоративная социальная ответственность: Учебник для бакалавров. М.: Издательство «Юрайт», 2014. - 445 с.
31. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: монография / Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации; под ред. И. Ю. Беляевой, М. А. Эскиндарова - М.: Кнорус, 2012. - 504 с.
32. Корпоративная социальная ответственность: учебник для бакалавров / Э. М. Коротков, О. Н. Александрова, С. А. Антонов [и др.]; под ред. Э. М. Короткова. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 445 с.
33. Крамарева Т. Н. К проблеме модусов социальной ответственности российского бизнес-сообщества // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2011. - Т. 7. - № 25. С. 24-28.
34. Кричевский Н.А., Гончаров С.Ф. Корпоративная социальная
ответственность / Н. А. Кричевский, С. Ф. Гончаров. - М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и Ко» 2012. - 216 с.
35. Кричевский Н.А., Гончаров С.Ф. Корпоративная социальная
ответственность, 2-е изд.. - 2-е изд. - М.: ИТК Дашков и К, 2011. - 216 с.
36. Кязимов Карл Гасанович. Социальное партнерство: теория и практика : учебник / К. Г. Кязимов. - 2-е изд., доп. и перераб. - Москва: МиК,
2011. - 399 с.
37. Лобанова Г. А. Социальная ответственность бизнеса // Вестник Ижевского государственного технического университета. - 2010. - N 1. - С. 35
38.
38. Любинин В. А. Социальная ответственность российского бизнеса : социализация бизнеса как необходимое условие эффективного развития экономики // Российское предпринимательство. - 2013. - N 5. - С. 126-130.
39. Ляховецкая Е. Социально ответственный бизнес : за и против //
Консультант. - 2015. - N 13. - С. 55-58.
40. Мальгин В. А. Социальная ответственность бизнеса : сущность, тенденции, проблемы // Вестник Казанского государственного финансовоэкономического института. - 2011. - № 1. - С. 42-47.
41. Михайлова Н. В. Международный стандарт ИСО 26000 :
методология обеспечения интенсивного устойчивого развития и высокого качества жизни // Стандарты и качество. - 2011. - N 1. - С. 76-78.
42. Никитина Л.М., Борзаков Д.В. Корпоративная социальная ответственность: Учебник для бакалавров. Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. - 443 с.
43. Ойдуп Т. М. Социальная ответственность бизнеса // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. - 2010. - N 11. - С. 154-166.
44. Пчелинцева И. Н. Опыт социального инвестирования отечественных и зарубежных бизнес-структур // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2010. - N 46. - С. 273-277.
45. Ручкина Г. Ф. Социальная ответственность субъектов предпринимательской деятельности и правовое регулирование отношений по распределению прибыли // Предпринимательское право. - 2010. - N 1. - С. 35
40.
46. Сапрыкина О. Методические подходы к оценке результативности корпоративной социальной ответственности и ее учетно-аналитическому обеспечению // Риск: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2012. №. 2. С. 384-394.
47. Свирина А. А. Социальная ответственность бизнеса : как измерить? : оценка уровня социальной ответственности предпринимательской единицы // Российское предпринимательство. - 2010. - N 10. - Вып. 1. - С. 32-35.
48. Сидоров А. Ю. Социальная ответственность бизнеса // Россия и современный мир. - 2014. - № 1. - С. 61-72.
49. Симхович В.А. Корпоративная социальная ответственность.
Философско-управленческие аспекты современного бизнеса - Минск: Дикта, 2011. - 200 с.
50. Собственность - это ответственность // Вопросы социального обеспечения. - 2010. - N 11. - С. 20.
51. Социальный отчет ПАО «ВТБ 24» за 2013-2014 г. [Электронный ресурс] vtbrussia.ru/upload/iblock/50a/2146_VTB_Otchet-2014_31 .pdf
52. Тавер Е. И. Стандарты и социальная ответственность бизнеса // Акционерное общество : вопросы корпоративного управления. - 2010. - N 5. - С. 12-18.
53. Танина М.А., Посягина Т.А. Пути активизации экономического роста России на современном этапе развития национальной экономики - Управление реформированием социально-экономическим развитием предприятий, отраслей, регионов: Сборник научных статей V Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей. - Пенза: изд-во ПГУ, 2014. - С. 21 - 25.
54. Трунин С. Н. Социальная ответственность - государства, бизнеса, работников : социальная ответственность как основа развитой рыночной экономики // Российское предпринимательство. - 2013. - N 12. - С. 18-23.
55. Тульчинский Г.Л. Корпоративная социальная ответственность: технологии и оценка эффективности. Учебник практикум для академического бакалавриата. М.: Издательство «Юрайт», 2014. - 338 с.
56. Тульчинский, Г.Л. Корпоративные социальные инвестиции и социальное партнерство: технологии и оценка эффективности: учеб. пособие / Г.Л. Тульчинский : Санкт-Петербургский филиал Нац. исслед. ун-та «Высшая школа экономики». - СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург, 2012. - 236 с.
57. Финансовые показатели и отчеты ПАО «ВТБ 24» [Электронный ресурс] http: //www.vtb24 .ru/about/mfo/results/Pages/default.aspx
58. Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа: учебное
пособие / Е. И. Холостова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательскоторговая корпорация Дашков и К, 2011. - 205 с.
59. Холостова Е.И. Социальная политика: учебник для бакалавров: [для вузов по направлению и специальности Социальная работа] / Ин-т переподгот. и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социал. защиты населения г. Москвы; под ред. Е. И. Холостовой, Г. И. Климантовой; - Москва: Юрайт, 2011. - 367 с.
60. Шихвердиев А. Качественный индекс социальных инвестиций как показатель эффективности корпоративной социальной ответственности // Человек и труд. - 2010. - N 1. - С. 44-48.
61. Шишкова Г. А. Социальная ответственность бизнеса : проблемы и решения // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. - 2011. - № 12. - С. 85-99.