Развитие государственно-частного партнерства в сфере благоустройства и содержания городской территории (на примере г. Копейска)
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ БЛАГОУСТРОЙСТВА И СОДЕРЖАНИЯ ГОРОДСКОЙ ТЕРРИТОРИИ
1.1 Государственно-частное партнерство как одна из форм взаимодействия
бизнеса и власти 7
1.2 ГЧП в сфере благоустройства и содержания городской территории 17
1.3 Отечественный и зарубежный опыт применения механизмов ГЧП в сфере
благоустройства и содержания городской территории 23
1.4 Алгоритм оценки взаимодействия бизнеса и органов государственного и
муниципального управления в сфере благоустройства и озеленения 29
2 АНАЛИЗ СОТРУДНИЧЕСТВА БИЗНЕСА И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ БЛАГОУСТРОЙСТВА И ОЗЕЛЕНЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ Г. КОПЕЙСКА)
2.1 Анализ состояния благоустройства и озеленения территории
муниципального образования г. Копейска 36
2.2 Анализ сотрудничества ООО «Благоустройство Копейск» с органами
государственного и муниципального управления в сфере благоустройства и озеленения территории 51
3 ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ БЛАГОУСТРОЙСТВА И ОЗЕЛЕНЕНИЯ КОПЕЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
3.1 Разработка проекта муниципально-частного партнерства в сфере благоустройства и озеленения с участием ООО «Благоустройство Копейск» ... 61
3.2 Оценка эффективности проекта муниципально-частного партнерства в сфере благоустройства и озеленения с участием ООО «Благоустройство Копейск» ... 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А Виды ГЧП-проектов в мировой практике 88
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Анкета по вопросам благоустройства и озеленения в
г.Копейск 89
ПРИЛОЖЕНИЕ В Отчетность ООО «Благоустройство Копейск» 90
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Предполагаемый план парка после реализации проекта МЧП 93
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ БЛАГОУСТРОЙСТВА И СОДЕРЖАНИЯ ГОРОДСКОЙ ТЕРРИТОРИИ
1.1 Государственно-частное партнерство как одна из форм взаимодействия
бизнеса и власти 7
1.2 ГЧП в сфере благоустройства и содержания городской территории 17
1.3 Отечественный и зарубежный опыт применения механизмов ГЧП в сфере
благоустройства и содержания городской территории 23
1.4 Алгоритм оценки взаимодействия бизнеса и органов государственного и
муниципального управления в сфере благоустройства и озеленения 29
2 АНАЛИЗ СОТРУДНИЧЕСТВА БИЗНЕСА И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ БЛАГОУСТРОЙСТВА И ОЗЕЛЕНЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ Г. КОПЕЙСКА)
2.1 Анализ состояния благоустройства и озеленения территории
муниципального образования г. Копейска 36
2.2 Анализ сотрудничества ООО «Благоустройство Копейск» с органами
государственного и муниципального управления в сфере благоустройства и озеленения территории 51
3 ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ БЛАГОУСТРОЙСТВА И ОЗЕЛЕНЕНИЯ КОПЕЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
3.1 Разработка проекта муниципально-частного партнерства в сфере благоустройства и озеленения с участием ООО «Благоустройство Копейск» ... 61
3.2 Оценка эффективности проекта муниципально-частного партнерства в сфере благоустройства и озеленения с участием ООО «Благоустройство Копейск» ... 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А Виды ГЧП-проектов в мировой практике 88
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Анкета по вопросам благоустройства и озеленения в
г.Копейск 89
ПРИЛОЖЕНИЕ В Отчетность ООО «Благоустройство Копейск» 90
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Предполагаемый план парка после реализации проекта МЧП 93
Актуальность темы. Проблемы развития территорий современных городов являются актуальными уже достаточно длительное время. Современный город - это своеобразный «центр развития», аккумулирующий индустрию, услуги, финансы, технологии инноваций, инфраструктуру, человеческий капитал (образованные и квалифицированные кадры для развития разных направлений деятельности). Чтобы привлекать в город ресурсы или сохранять имеющиеся, необходимо создавать и развивать качественную городскую среду - городское пространство, которое включает архитектуру, дороги, пешеходное пространство, зеленые зоны (парки и т.п.). Действительно, комфортное проживание всех социальных групп современного города - это значимый фактор в обеспечении конкурентоспособности муниципального образования и регионов. Комфортное проживание тем более актуально для нашего региона, где при развитии тяжелой индустрии имеются значительные проблемы, связанные с экологией, чистым воздухом. Копейск является ближайшим пригородом Челябинска, городом - спутником, что и определяет его современное развитие. И развитие городской среды, благоустройства и озеленения Копейска - важная задача, стоящая перед органами местного самоуправления, оно не должно быть хуже, чем в областном центре, поскольку Копейск фактически интегрирован с Челябинском в единую агломерацию.
Однако, местные бюджеты ограничены в финансовых ресурсах. Общее состояние экономики страны и региона, значительно ухудшившееся с конца 2014 года, недостаточность бюджетных средств не только в бюджете Копейского городского округа, но и в региональном бюджете, заставляют изыскивать новые способы привлечения ресурсов в развитие городской среды. Государственно - частное и муниципально-частное партнерство в этих условиях является одним из действенных способов реализации проектов в сфере городской среды, предполагающих частичное привлечение частного капитала в развитие городской
среды. Это альтернативный способ муниципальным контрактам, поскольку он не предполагает на 100% использование бюджетных средств, большая часть предполагает привлечение частных инвестиций в проект, а муниципальное образование только обеспечивает частично его реализацию. Именно это направление сотрудничества муниципального образования и бизнеса как важное направление развитие городской среды, благоустройства и озеленения и рассматривается в рамках работы.
Цель работы - проанализировать возможности развития государственно-частного партнерства в сфере благоустройства и содержания городской территории.
Задачи работы:
- охарактеризовать государственно-частное партнерство (ГЧП) как одну из форм взаимодействия бизнеса и власти;
- рассмотреть особенности ГЧП в сфере благоустройства и содержания городской территории;
- исследовать отечественный и зарубежный опыт применения механизмов ГЧП в сфере благоустройства и содержания городской территории;
- представить алгоритм оценки взаимодействия бизнеса и органов государственного и муниципального управления в сфере благоустройства и озеленения;
- провести анализ состояния благоустройства и озеленения территории муниципального образования г. Копейска;
- провести анализ сотрудничества ООО «Благоустройство Копейск» с органами государственного и муниципального управления в сфере благоустройства и озеленения территории.
- предложить проект муниципально-частного партнерства (МЧП), в котором может участвовать ООО «Благоустройство Копейск»;
- оценить эффективность проекта МЧП для ООО «Благоустройство Копейск» и Администрации КГО.
Объект исследования - сфера благоустройства и озеленения города.
Предмет исследования - действующая система сотрудничества органов местного самоуправления и бизнеса, включая государственно-частное партнерства, в Копейском городском округе в сфере благоустройства и озеленения.
Методы исследования, используемые в работе, включают в себя сравнительный метод, аналитический метод, метод экономико-статистического анализа (вертикальный и горизонтальный анализ показателей реализации муниципальных программ и показателей деятельности исследуемой в работе коммерческой организации, сотрудничающей с органом местного самоуправления).
Теоретическую базу исследования составляют научные труды, учебники и статьи из периодических изданий таких авторов как: Ж.М. Алиева, B. П. Васильев, А.М. Евстюшкина, С.Г. Ермин, И.Е.Кабанова, А.В. Кнутов, C. И. Машкова, А.В. Почтовая, И.Б. Стукалова, К.С. Яковлева и другие.
Эмпирическую базу исследования составляют материалы Администрации Копейского городского округа о развитии благоустройства и озеленения, а также материалы ООО «Благоустройство Копейск» о развитии сотрудничества в сфере благоустройства и озеленения с Администрацией Копейского городского округа.
Результаты работы рекомендуется использовать при совершенствовании развития государственно-частного партнерства в сфере благоустройства и озеленения в Копейском городском округе.
Однако, местные бюджеты ограничены в финансовых ресурсах. Общее состояние экономики страны и региона, значительно ухудшившееся с конца 2014 года, недостаточность бюджетных средств не только в бюджете Копейского городского округа, но и в региональном бюджете, заставляют изыскивать новые способы привлечения ресурсов в развитие городской среды. Государственно - частное и муниципально-частное партнерство в этих условиях является одним из действенных способов реализации проектов в сфере городской среды, предполагающих частичное привлечение частного капитала в развитие городской
среды. Это альтернативный способ муниципальным контрактам, поскольку он не предполагает на 100% использование бюджетных средств, большая часть предполагает привлечение частных инвестиций в проект, а муниципальное образование только обеспечивает частично его реализацию. Именно это направление сотрудничества муниципального образования и бизнеса как важное направление развитие городской среды, благоустройства и озеленения и рассматривается в рамках работы.
Цель работы - проанализировать возможности развития государственно-частного партнерства в сфере благоустройства и содержания городской территории.
Задачи работы:
- охарактеризовать государственно-частное партнерство (ГЧП) как одну из форм взаимодействия бизнеса и власти;
- рассмотреть особенности ГЧП в сфере благоустройства и содержания городской территории;
- исследовать отечественный и зарубежный опыт применения механизмов ГЧП в сфере благоустройства и содержания городской территории;
- представить алгоритм оценки взаимодействия бизнеса и органов государственного и муниципального управления в сфере благоустройства и озеленения;
- провести анализ состояния благоустройства и озеленения территории муниципального образования г. Копейска;
- провести анализ сотрудничества ООО «Благоустройство Копейск» с органами государственного и муниципального управления в сфере благоустройства и озеленения территории.
- предложить проект муниципально-частного партнерства (МЧП), в котором может участвовать ООО «Благоустройство Копейск»;
- оценить эффективность проекта МЧП для ООО «Благоустройство Копейск» и Администрации КГО.
Объект исследования - сфера благоустройства и озеленения города.
Предмет исследования - действующая система сотрудничества органов местного самоуправления и бизнеса, включая государственно-частное партнерства, в Копейском городском округе в сфере благоустройства и озеленения.
Методы исследования, используемые в работе, включают в себя сравнительный метод, аналитический метод, метод экономико-статистического анализа (вертикальный и горизонтальный анализ показателей реализации муниципальных программ и показателей деятельности исследуемой в работе коммерческой организации, сотрудничающей с органом местного самоуправления).
Теоретическую базу исследования составляют научные труды, учебники и статьи из периодических изданий таких авторов как: Ж.М. Алиева, B. П. Васильев, А.М. Евстюшкина, С.Г. Ермин, И.Е.Кабанова, А.В. Кнутов, C. И. Машкова, А.В. Почтовая, И.Б. Стукалова, К.С. Яковлева и другие.
Эмпирическую базу исследования составляют материалы Администрации Копейского городского округа о развитии благоустройства и озеленения, а также материалы ООО «Благоустройство Копейск» о развитии сотрудничества в сфере благоустройства и озеленения с Администрацией Копейского городского округа.
Результаты работы рекомендуется использовать при совершенствовании развития государственно-частного партнерства в сфере благоустройства и озеленения в Копейском городском округе.
Таким образом, в работе были решены все поставленные задачи и сделаны основные выводы.
1. Охарактеризовано государственно-частное партнерство как одна из форм взаимодействия бизнеса и власти. Власть и бизнес сотрудничают между собою для достижения собственных целей (для власти - решение социально-экономических общественных задач, для бизнеса - получение прибыли). Основные формы сотрудничества - это государственные контракты (закупки товаров, работ, услуг) и государственно-частное партнерство. Государственно-частное и муниципально-частное партнерство (ГЧП / МЧП) - одна из форм сотрудничества органов власти (публичного управления) и бизнеса, альтернативная системе государственных закупок. В проектах ГЧП / МЧП государство или муниципалитет и частный партнер выступают как участники проекта, права и обязанности которых закреплены контрактом, заключаемым на конкурсной основе, в ряде случаев - и на основе переговоров. Орган публичного управления сам инициирует проект ГЧП / МЧП для развития инфраструктуры и системы государственных или муниципальных услуг частично за счет частного партнера, который реализует проект, получает часть ресурсов не реализацию от органа публичного управления, принимает обязательства по выполнению определенных социальных функций или последующей передачи создаваемого объекта в собственность государства. На муниципальном уровне объекты МЧП реализуются, как правило, в сферах ЖКХ и благоустройства, культуры, образования, инфраструктуры.
2. Рассмотрены особенности ГЧП в сфере благоустройства и содержания городской территории. Озеленение и благоустройство рассматривается как одно из направлений создания комфортной городской среды (помимо этого, городскую среду создают дизайн и архитектура, дорожная сеть, парковки, пешеходное пространство и пространство для велосипедистов, некоторые иные элементы).
Благоустройство и озеленение проводится на трех видах пространств: пространства общегородского назначения (учреждений и организаций), территории жилого назначения (дворы, притротуарные территории), места рекреационного назначения (парки, сады и т.п.). Работы по благоустройству и озеленению там ведутся в направлении создания газонов, клумб, стрижки травы и кустарника, поливки газонов, посадки растений, включая деревья, опила и выпила деревьев, уборки и обрезки, создания элементов благоустройства (лавочки, беседки, тропинки и т.п.). На практике обычно это все осуществляется через систему государственного заказа, но применяются и проекты ГЧП / МЧП. Возможна передача парка в управлении с взиманием частным партнером платы за вход или заработок частного партнера иным способом на территории, с работами частного партнера по благоустройству и озеленению на этой территории. Возможна передача определенных территорий в пользование партнеру под ведение определенной деятельности, но с условием выполнения работ по благоустройству и озеленению.
3. Исследован отечественный и зарубежный опыт применения механизмов ГЧП в сфере благоустройства и содержания городской территории. ГЧП на сегодняшний день - одно из направлений, активно развиваемых государством, в том числе, в сфере «социального бизнеса». Современным городам необходимо создание и совершенствование комфортной городской среды, и частный бизнес с его инициативой и опытом может помочь реализовать данные потребности. Именно это заставляет ведущие страны в ЕС и США поддерживать такие проекты, принимать частные инициативы и софинансировать их, тщательно подходить к вопросам развития «социального бизнеса». В России и странах СНГ в большей мере реализуются крупные проекты в этой сфере. Они связаны с передачей в концессию парков для целей их развития, в Ростове по такой схеме была реконструирована набережная. Но в целом по стране таких проектов много реализовано не было, и связано это с необходимостью очень значительных частных инвестиций, при том что сами парки остаются в государственной или муниципальной собственности, сложно решить вопрос с окупаемостью таких проектов. Тем не менее, некоторые из них (например, в Казахстане это Кок-Тобе и Шымбулак, в России - Центральный парк в Волгограде) приводятся как примеры успешной реализация ГЧП / МЧП.
4. Представлен алгоритм оценки взаимодействия бизнеса и органов государственного и муниципального управления в сфере благоустройства и озеленения. анализируя сотрудничество органов власти и бизнеса в сфере благоустройства городской территории, необходимо придерживаться алгоритма, включающего блоки показателей: анализ уровня развития благоустройства территории (здесь: качественный анализ нормативно-правовых актов в этой сфере и институтов, ответственных за реализацию данной работы, количественный анализ работ по благоустройству и озеленению в городском округе и их финансирования, анализ эффективности работ по благоустройству и озеленению в городском округе и их финансирования (план-факт-анализ), анкетирование населения по вопросам благоустройства), а также анализ сотрудничества между органами государственного и местного управления и коммерческой организацией (качественный анализ нормативно-правовой базы сотрудничества, анализ динамики и структуры доходов, расходов, прибыли, организации, рентабельность продаж и капитала, факторный анализ прибыли, эффективность сотрудничества органов власти и коммерческой организации).
5. Проведен анализ состояния благоустройства и озеленения территории муниципального образования г. Копейска. В Копейском городском округе утверждены 3 муниципальные программы по развитию благоустройства, озеленения и городской среды, в рамка которых реализуются проекты, связанные с благоустройством дворов и придомовых территорий, работ по озеленению (санитарная обработка, посадка, обрезка и выпил деревьев и кустарников, стрижка газонов, организация цветников и клумб и т.п.), благоустройством мест общего пользования (объекты на территории города, в основном, места отдыха, а также парки и скверы). В 2016-2018 годы объем выполнения работ увеличивается, как и объем финансирования. Но в связи с недофинансированием работ в 20162017 годы не все работы по плану были выполнены. В 2018 году увеличивается финансирование, планы (кроме благоустройства дворов) выполняются в большей мере, а также дополнительное финансирование производится в рамках программы развития место общего пользования (проект благоустройства парка Победы, реконструкция городского фонтана в центре). Только около 21-27% работ по благоустройству и озеленению выполняется за счет средств местного бюджета, остальные - за счет субсидий в рамках региональных и федеральных программ из регионального и федерального бюджета. При этом, доля расходов за счет средств областного бюджета увеличивается. Опрос граждан показал, что работа Управления благоустройства по благоустройству и озеленению оценивается средне, и в настоящее время востребованными работами являются развитие скверов в городских поселках, замена лавочек на площади Славы, озеленение и благоустройства пр.Коммунистический, развитие ПКиО в центре города (который находится не в лучшем состоянии). Проектов ГЧП / МЧП в сфере благоустройства и озеленения в Копейском городском округе не реализовывалось, и типовая схема сотрудничества: подряд на основе муниципальных контрактов. Помимо контрактов на работы имеются и контракты на трудоустройство несовершеннолетних на работы по благоустройству и озеленению, которые предполагают частичное финансирование за счет областного бюджета расходов на оплату труда таких работников частному контрагенту.
6. ООО «Благоустройство Копейск» с органами государственного и муниципального управления в сфере благоустройства и озеленения территории. Было отмечено, что бизнес ООО «Благоустройство Копейск» тесно связан с работой по муниципальным контрактам озеленения. Предприятие участвует в муниципальных торгах, в основном, побеждает на всех торгах и является муниципальным подрядчиком по работам по озеленению, а также привлекает несовершеннолетних к работе по озеленению в летний период, получая из бюджета субсидирование этих расходов на контрактной основе. Анализ показателей деятельности позволяет отметить рост продаж, но и значительный рост расходов компании (основная часть расходов, более половины - оплата труда и социальные отчисления). Рост прибыли имеет место, но недостаточно быстрый. Предприятие вынуждено большую часть прибыли не распределять собственникам, а направлять на техническое перевооружение производства для расширения возможностей выполнения работ. Также было отмечено, что работа как Администрации КГО, так и ЦЗН по г.Копейск с ООО «Благоустройство Копейск» достаточно эффективна с точки зрения выполнения на 100% частным партнером своих обязательств и бюджетной экономии.
7. Предложен проект муниципально-частного партнерства (МЧП), в котором может участвовать ООО «Благоустройство Копейск». Для ООО «Благоустройство Копейск» предлагается инициировать проект МЧП, заключив его с администрацией муниципального образования. Проект связан с восстановлением части центрального парка, где будет проведено комплексное благоустройство частным партнером, а сам участок передан ему в аренду на 15 лет, с возможностью субаренды по тем направлениям, которые важны для города (велопрокат, прокат тюбингов, мангальные зоны, кафе, детская развлекательная площадка). Предполагается обустройство в парке пешеходных и велосипедных асфальтированных дорожек, поддержание объекта в исправном техническом состоянии в течение срока аренды. Подобные проекты уже были реализованы в некоторых других городах и показали свою эффективность. Муниципалитет экономит ресурсы на восстановлении объекта, а частный партнер получает прибыль за счет коммерческого использования (сдачи в аренду) части объекта. Для Копейска данный проект актуален, поскольку в бюджете нет средств для восстановления этой части парка в ближайшие годы - средства выделяются на другой парк в другой части города.
8. Оценена эффективность проекта МЧП для ООО «Благоустройство Копейск» и Администрации КГО. Проект выгоден как для частного партнера, так и для муниципалитета. Частный партнер при вложении в проект собственных средств в 3,4 млн.руб. получает чистый приведенный доход за 15 лет в 4,6 млн. руб., проект для него окупается за 4,2 года. При этом, муниципалитет за счет экономии на восстановлении и поддержании технического состояния парка, а также за счет получаемой арендной платы, получает чистый приведенный доход в размере 11,9 млн. рублей, потому проект выгоден для него. Помимо финансовой экономии эффект от реализации социальный заключается в создании еще одного места отдыха в городе, доступного горожанам, фактически без затрат бюджетных средств.
1. Охарактеризовано государственно-частное партнерство как одна из форм взаимодействия бизнеса и власти. Власть и бизнес сотрудничают между собою для достижения собственных целей (для власти - решение социально-экономических общественных задач, для бизнеса - получение прибыли). Основные формы сотрудничества - это государственные контракты (закупки товаров, работ, услуг) и государственно-частное партнерство. Государственно-частное и муниципально-частное партнерство (ГЧП / МЧП) - одна из форм сотрудничества органов власти (публичного управления) и бизнеса, альтернативная системе государственных закупок. В проектах ГЧП / МЧП государство или муниципалитет и частный партнер выступают как участники проекта, права и обязанности которых закреплены контрактом, заключаемым на конкурсной основе, в ряде случаев - и на основе переговоров. Орган публичного управления сам инициирует проект ГЧП / МЧП для развития инфраструктуры и системы государственных или муниципальных услуг частично за счет частного партнера, который реализует проект, получает часть ресурсов не реализацию от органа публичного управления, принимает обязательства по выполнению определенных социальных функций или последующей передачи создаваемого объекта в собственность государства. На муниципальном уровне объекты МЧП реализуются, как правило, в сферах ЖКХ и благоустройства, культуры, образования, инфраструктуры.
2. Рассмотрены особенности ГЧП в сфере благоустройства и содержания городской территории. Озеленение и благоустройство рассматривается как одно из направлений создания комфортной городской среды (помимо этого, городскую среду создают дизайн и архитектура, дорожная сеть, парковки, пешеходное пространство и пространство для велосипедистов, некоторые иные элементы).
Благоустройство и озеленение проводится на трех видах пространств: пространства общегородского назначения (учреждений и организаций), территории жилого назначения (дворы, притротуарные территории), места рекреационного назначения (парки, сады и т.п.). Работы по благоустройству и озеленению там ведутся в направлении создания газонов, клумб, стрижки травы и кустарника, поливки газонов, посадки растений, включая деревья, опила и выпила деревьев, уборки и обрезки, создания элементов благоустройства (лавочки, беседки, тропинки и т.п.). На практике обычно это все осуществляется через систему государственного заказа, но применяются и проекты ГЧП / МЧП. Возможна передача парка в управлении с взиманием частным партнером платы за вход или заработок частного партнера иным способом на территории, с работами частного партнера по благоустройству и озеленению на этой территории. Возможна передача определенных территорий в пользование партнеру под ведение определенной деятельности, но с условием выполнения работ по благоустройству и озеленению.
3. Исследован отечественный и зарубежный опыт применения механизмов ГЧП в сфере благоустройства и содержания городской территории. ГЧП на сегодняшний день - одно из направлений, активно развиваемых государством, в том числе, в сфере «социального бизнеса». Современным городам необходимо создание и совершенствование комфортной городской среды, и частный бизнес с его инициативой и опытом может помочь реализовать данные потребности. Именно это заставляет ведущие страны в ЕС и США поддерживать такие проекты, принимать частные инициативы и софинансировать их, тщательно подходить к вопросам развития «социального бизнеса». В России и странах СНГ в большей мере реализуются крупные проекты в этой сфере. Они связаны с передачей в концессию парков для целей их развития, в Ростове по такой схеме была реконструирована набережная. Но в целом по стране таких проектов много реализовано не было, и связано это с необходимостью очень значительных частных инвестиций, при том что сами парки остаются в государственной или муниципальной собственности, сложно решить вопрос с окупаемостью таких проектов. Тем не менее, некоторые из них (например, в Казахстане это Кок-Тобе и Шымбулак, в России - Центральный парк в Волгограде) приводятся как примеры успешной реализация ГЧП / МЧП.
4. Представлен алгоритм оценки взаимодействия бизнеса и органов государственного и муниципального управления в сфере благоустройства и озеленения. анализируя сотрудничество органов власти и бизнеса в сфере благоустройства городской территории, необходимо придерживаться алгоритма, включающего блоки показателей: анализ уровня развития благоустройства территории (здесь: качественный анализ нормативно-правовых актов в этой сфере и институтов, ответственных за реализацию данной работы, количественный анализ работ по благоустройству и озеленению в городском округе и их финансирования, анализ эффективности работ по благоустройству и озеленению в городском округе и их финансирования (план-факт-анализ), анкетирование населения по вопросам благоустройства), а также анализ сотрудничества между органами государственного и местного управления и коммерческой организацией (качественный анализ нормативно-правовой базы сотрудничества, анализ динамики и структуры доходов, расходов, прибыли, организации, рентабельность продаж и капитала, факторный анализ прибыли, эффективность сотрудничества органов власти и коммерческой организации).
5. Проведен анализ состояния благоустройства и озеленения территории муниципального образования г. Копейска. В Копейском городском округе утверждены 3 муниципальные программы по развитию благоустройства, озеленения и городской среды, в рамка которых реализуются проекты, связанные с благоустройством дворов и придомовых территорий, работ по озеленению (санитарная обработка, посадка, обрезка и выпил деревьев и кустарников, стрижка газонов, организация цветников и клумб и т.п.), благоустройством мест общего пользования (объекты на территории города, в основном, места отдыха, а также парки и скверы). В 2016-2018 годы объем выполнения работ увеличивается, как и объем финансирования. Но в связи с недофинансированием работ в 20162017 годы не все работы по плану были выполнены. В 2018 году увеличивается финансирование, планы (кроме благоустройства дворов) выполняются в большей мере, а также дополнительное финансирование производится в рамках программы развития место общего пользования (проект благоустройства парка Победы, реконструкция городского фонтана в центре). Только около 21-27% работ по благоустройству и озеленению выполняется за счет средств местного бюджета, остальные - за счет субсидий в рамках региональных и федеральных программ из регионального и федерального бюджета. При этом, доля расходов за счет средств областного бюджета увеличивается. Опрос граждан показал, что работа Управления благоустройства по благоустройству и озеленению оценивается средне, и в настоящее время востребованными работами являются развитие скверов в городских поселках, замена лавочек на площади Славы, озеленение и благоустройства пр.Коммунистический, развитие ПКиО в центре города (который находится не в лучшем состоянии). Проектов ГЧП / МЧП в сфере благоустройства и озеленения в Копейском городском округе не реализовывалось, и типовая схема сотрудничества: подряд на основе муниципальных контрактов. Помимо контрактов на работы имеются и контракты на трудоустройство несовершеннолетних на работы по благоустройству и озеленению, которые предполагают частичное финансирование за счет областного бюджета расходов на оплату труда таких работников частному контрагенту.
6. ООО «Благоустройство Копейск» с органами государственного и муниципального управления в сфере благоустройства и озеленения территории. Было отмечено, что бизнес ООО «Благоустройство Копейск» тесно связан с работой по муниципальным контрактам озеленения. Предприятие участвует в муниципальных торгах, в основном, побеждает на всех торгах и является муниципальным подрядчиком по работам по озеленению, а также привлекает несовершеннолетних к работе по озеленению в летний период, получая из бюджета субсидирование этих расходов на контрактной основе. Анализ показателей деятельности позволяет отметить рост продаж, но и значительный рост расходов компании (основная часть расходов, более половины - оплата труда и социальные отчисления). Рост прибыли имеет место, но недостаточно быстрый. Предприятие вынуждено большую часть прибыли не распределять собственникам, а направлять на техническое перевооружение производства для расширения возможностей выполнения работ. Также было отмечено, что работа как Администрации КГО, так и ЦЗН по г.Копейск с ООО «Благоустройство Копейск» достаточно эффективна с точки зрения выполнения на 100% частным партнером своих обязательств и бюджетной экономии.
7. Предложен проект муниципально-частного партнерства (МЧП), в котором может участвовать ООО «Благоустройство Копейск». Для ООО «Благоустройство Копейск» предлагается инициировать проект МЧП, заключив его с администрацией муниципального образования. Проект связан с восстановлением части центрального парка, где будет проведено комплексное благоустройство частным партнером, а сам участок передан ему в аренду на 15 лет, с возможностью субаренды по тем направлениям, которые важны для города (велопрокат, прокат тюбингов, мангальные зоны, кафе, детская развлекательная площадка). Предполагается обустройство в парке пешеходных и велосипедных асфальтированных дорожек, поддержание объекта в исправном техническом состоянии в течение срока аренды. Подобные проекты уже были реализованы в некоторых других городах и показали свою эффективность. Муниципалитет экономит ресурсы на восстановлении объекта, а частный партнер получает прибыль за счет коммерческого использования (сдачи в аренду) части объекта. Для Копейска данный проект актуален, поскольку в бюджете нет средств для восстановления этой части парка в ближайшие годы - средства выделяются на другой парк в другой части города.
8. Оценена эффективность проекта МЧП для ООО «Благоустройство Копейск» и Администрации КГО. Проект выгоден как для частного партнера, так и для муниципалитета. Частный партнер при вложении в проект собственных средств в 3,4 млн.руб. получает чистый приведенный доход за 15 лет в 4,6 млн. руб., проект для него окупается за 4,2 года. При этом, муниципалитет за счет экономии на восстановлении и поддержании технического состояния парка, а также за счет получаемой арендной платы, получает чистый приведенный доход в размере 11,9 млн. рублей, потому проект выгоден для него. Помимо финансовой экономии эффект от реализации социальный заключается в создании еще одного места отдыха в городе, доступного горожанам, фактически без затрат бюджетных средств.
Подобные работы
- Проектный подход как инструмент реализации социальной политики в муниципальном образовании (на примере г. Копейска)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - Организация территориального планирования в муниципальном образовании (на примере Копейского городского округа)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Организация территориального планирования в муниципальном образовании
(на примере Копейского городского округа)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - Анализ и совершенствование муниципальной градостроительной политики (на примере г. Копейска)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2018



