ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ
ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ 9
1.1 Условия oбecпeчeния экoнoмичecкoй бeзoпacнocти пpeдпpиятия 9
1.2 Конкурентоспособность и её роль в обеспечении экономической
безопасности 15
1.3 Понятие конкурентных преимуществ предприятия 18
1.4 Методы оценки конкурентоспособности предприятия 24
2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПАО «ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕЛЬНИЧНЫЙ КОМБИНАТ» 31
2.1 Характеристика компании ПАО «Петербургский мельничный
комбинат» 31
2.2 Основные виды деятельности ПАО «Петербургский мельничный
комбинат» 34
2.3 Положение общества в отрасли и его основные конкуренты 37
2.4 Анализ основных результатов деятельности ПАО «ПМК» 44
2.5 Диагностика конкурентоспособности ПАО «ПМК» 75
3 РАЗРАБОТКА И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОМПЛЕКСА
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПАО «ПМК» 84
3.1 Предложения по повышению экономической безопасности ПАО
«ПМК» путем разработки инвестиционного проекта 84
3.2 Оценка эффективности мероприятий по формированию
конкурентных преимуществ ПАО «ПМК» 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 102
В условиях рыночной экономики свободная конкуренция является важнейшим фактором повышения эффективности производителей. Обострение конкуренции способствует формированию компаниями стратегий развития, направленных на укрепление своих позиций на рынке за счет более активной маркетинговой, инновационной и сбытовой деятельности компаний.
Формированию конкурентных преимуществ компаний в настоящее время уделяется большое внимание теоретиками и практиками в сфере экономики, маркетинга и менеджмента. Конкурентные преимущества способствуют повышению уровня экономической безопасности компаний, поскольку обеспечивают состояние защищенности посредством более устойчивого положения на рынке и возможность получения более высоких экономических результатов в долгосрочной перспективе.
Вопросы выявления и развития конкурентных преимуществ с целью повышения экономической безопасности компаний, реального сектора экономики, определили актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе является ПАО «Петербургский мельничный комбинат»
Предмет исследования - конкурентоспособность ПАО «Петербургский мельничный комбинат» и факторы, способствующие его укреплению.
Цель исследования - анализ конкурентных преимуществ и разработка мероприятий, способствующих их развитию, с целью обеспечения экономической безопасности ПАО «Петербургский мельничный комбинат».
Задачи исследования:
- изучение теоретических и методических основ формирования конкурентоспособности и конкурентных преимуществ;
- анализ взаимосвязи конкурентоспособности и экономической безопасности предприятия;
- изучение методов оценки конкурентоспособности предприятия;
- анализ деятельности и диагностика конкурентоспособности ПАО «Петербургский мельничный комбинат»;
- разработка мероприятий по повышению уровня экономической безопасности ПАО «Петербургский мельничный комбинат» за счет формирования конкурентных преимуществ;
- оценка эффективности предложенных мероприятий.
В данной выпускной квалификационной работе были проанализированы теоретические подходы к определению таких понятий, как экономическая безопасность предприятия, конкурентоспособность, конкурентные преимущества. Был сделан вывод о том, что конкурентоспособность предприятия можно представить как цель развития предприятия, тогда как экономическую безопасность как необходимое условия сохранения конкурентоспособности.
Достижение высокой конкурентоспособности предприятия возможно посредством выявления факторов конкурентоспособности и на их основе формирования конкурентных преимуществ. Формирование конкурентных преимуществ необходимо рассматривать как комплекс мероприятий, направленных на реализацию и совершенствование как производства товаров и услуг, так и организационных процессов компании в целом.
Использование конкурентных преимуществ определяется выбором стратегии, что позволяет предприятию более прочно закрепиться на рынке предоставляемых товаров и услуг.
Выбор стратегии должен быть основан на всестороннем анализе не только сильных и слабых сторон предприятия, но и на анализе внешней среды, представленной политикой государства, нормативно- правовой базой, состоянием экономики в целом, а также действиями конкурентов.
Систематизировать данные факторы и на основе этого выработать стратегию развития и укрепления конкурентоспособности позволяют методы оценки конкурентоспособности такие как, SWOT-анализ, Многоугольник конкурентоспособности, Концепция Маккарти «4Р». Данные методы были использованы для оценки конкурентоспособности ПАО «Петербургский мельничный комбинат».
Анализ деятельности ПАО «ПМК» показал, что предприятие имеет достаточно прочные позиции на национальном рынке мукомольно- крупяной продукции.
Рынок растущий, объем потребления населением мукомольно- крупяной продукции показывает положительную тенденцию. Ассортимент выпускаемый ПАО «ПМК» пользуется спросом и приносит предприятию прибыль.
Анализ финансового состояния предприятия показал наличие положительных финансовых результатов. Предприятие финансово устойчиво, рентабельность имеет тенденцию к росту. Этому способствует ряд факторов внешней и внутренней среды, выявленных в результате SWOT- анализа.
Анализ конкурентоспособности предприятия позволил выявить ряд конкурентных преимуществ, а также те аспекты деятельности, по которым предприятие уступает конкурентам. В качестве основного недостатка отмечена слабая рекламная деятельности, не позволяющая качественным продуктам компании глубже проникать на российский рынок и завоевывать вкусы и предпочтения потребителей, так же низкой инновационной активностью и наличием побочных продуктов от производства мукомольно- крупяной продукции.
Анализ конкурентной позиции ПАО «ПМК» предопределил пути дальнейшего развития предприятия и выбор направления инвестиций.
Предложенный в третьем разделе выпускной квалификационной работы инвестиционный проект помогает решить проблему проблемы предприятия, связанные с отсутствием маркетинговой и рекламной деятельности, низкой инновационной активностью и наличием побочных продуктов, которые в последствие утилизировались. Предложение ввести новый товар, позволит предприятию прийти к малоотходному производству, а так же укрепить свои позиции на рынке, открыть для себя новые рынки сбыта и обеспечить себе, таким образом, более высокий уровень экономической безопасности.
Показатели эффективности инвестиционного проекта говорят о возможности его реализации.