Особенности применения компетентностного подхода в преподавании
экономических дисциплин (на примере государственного автономного
профессионального образовательного учреждения «Мензелинский
педагогический колледж имени Мусы Джалиля»)
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО
ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ 7
1.1 Сущностные характеристики компетентностного подхода в образовании ... 7
1.2 Цели и задачи образования с позиции компетентностного подхода 20
1.3 Ключевые образовательные компетенции обучащихся и их содержание .... 26
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО
ПОДХОДА В ГОСУДАРСТВЕННОМ АВТОНОМНОМ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
«МЕНЗЕЛИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ МУСЫ ДЖАЛИЛЯ» 33
2.1 Общая характеристика ГАПОУ «Мензелинский педагогический колледж
имени Мусы Джалиля» 33
2.2 Реализация компетентностного подхода в преподавании экономических
дисциплин ГАПОУ «Мензелинский педагогический колледж имени Мусы Джалиля» 38
2.3 Анализ формируемых компетенций на основе анкетирования студентов в
Г АПОУ «Мензелинский педагогический колледж имени Мусы Джалиля» 43
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ГОСУДАРСТВЕННОМ АВТОНОМНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «МЕНЗЕЛИНСКИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ МУСЫ ДЖАЛИЛЯ» 54
3.1 Проблемы внедрения компетентностного подхода в ГАПОУ «Мензелинский педагогический колледж имени Мусы Джалиля» 54
3.2 Рекомендации по усовершенствованию внедрения компетентностного
подхода в ГАПОУ «Мензелинский педагогический колледж имени Мусы Джалиля» 57
3.3 Предполагаемый эффект по усовершенствованию внедрения
компетентностного подхода в ГАПОУ «Мензелинский педагогический колледж им. М. Джалиля» 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ
Формирование ключевых компетенций обучающихся является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования.
Ни для кого не секрет, что общество предъявляет всё более высокие требования к выпускникам средних и высших профессиональных учреждений: ценится не только система полученных знаний, но и способность активно использовать эти знания в динамичных социально-экономических условиях, умение приспосабливаться к различным жизненным ситуациям. Как видно, в социальном заказе говорится о деятельностно-творческом аспекте образованности, который, к сожалению, недостижим в условиях знаниевой парадигмы образовательной политики. Сегодня очень остро стоит вопрос о путях модернизации системы образования на основе компетентностного подхода. В этом подходе отражен такой вид содержания образования, который предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых функций, социальных ролей, компетенций.
Различные аспекты формирования понятий «компетентность», «компетенция» раскрываются в работах зарубежных исследователей XX в. - Ж. Делора, Дж. Равена, Г. Оскарссона и др. Среди отечественных ученых, занимающихся проблемами компетентности, выделяются значимостью своих исследований А. Бермус, И. Зимняя, С. Шишова, В. Кальней, В. Болотов, Т. Ковалева, А. Хуторской, А. Аронов и др.
Цель исследования: исследовать реализацию компетентностного подхода в преподавании экономических дисциплин ГАПОУ «Мензелинский педагогический колледж имени Мусы Джалиля» и дать рекомендации по усовершенствованию компетентностного подхода в образовательном процессе среднего профессионального учреждения.
Для достижения поставленной цели были определены задачи исследования:
1) ознакомиться с теоретическими основами компетентностного подхода, разобрать цели и задачи образования и ключевые компетенции с позиции компетентностного подхода;
2) дать характеристику ГАПОУ «Мензелинский педагогический колледж имени Мусы Джалиля», провести анализ реализации компетентностного подхода в ГАПОУ «Мензелинский педагогический колледж имени Мусы Джалиля» и провести оценку формируемых компетенций у студентов;
3) дать рекомендации по усовершенствованию компетентностного подхода в ГАПОУ «Мензелинский педагогический колледж имени Мусы Джалиля» и выявить образовательный эффект на основе созданных мероприятий.
Объект исследования: образовательный процесс в ГАПОУ
«Мензелинский педагогический колледж имени Мусы Джалиля».
Предмет исследования: процесс формирования ключевых
образовательных компетенций на занятиях по экономическим дисциплинам в ГАПОУ «Мензелинский педагогический колледж имени Мусы Джалиля».
Г ипотеза исследования: предполагается, что если осуществить разработку мероприятий по усовершенствованию компетентностного подхода с дальнейшим её внедрением в деятельность среднего профессионального учреждения, то возрастёт эффективность формирования ключевых компетенций студентов в целом.
Для решения поставленной цели применялись следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической и научно-теоретической литературы; сравнительно-аналитический метод, синтез, индуктивное и дедуктивное исследование;
2. Эмпирические: описание и сравнение.
Практическая значимость исследования заключается в исследовании реализации компетентностного подхода в преподавании экономических дисциплин ГАПОУ «Мензелинский педагогический колледж имени Мусы
Джалиля» и создании рекомендаций по совершенствованию компетентностного подхода в образовательном процессе среднего профессионального учреждения. Материалы исследования могут быть использованы в практике преподавания в организациях среднего профессионального и высшего образования, в методической подготовке студентов педагогических вузов и колледжей.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень разработанности темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает научно-теоретическую и практическую значимость работы.
Первая глава посвящена теоретическим основам реализации компетентностного подхода в образовании.
Во второй главе проводится анализ и оценка реализации компетентностного подхода в преподавании экономических дисциплин Г АПОУ «Мензелинский педагогический колледж имени Мусы Джалиля.
В третьей главе разрабатываются рекомендации по совершенствованию компетентностного подхода в ГАПОУ «Мензелинский педагогический колледж имени Мусы Джалиля» и наблюдается предполагаемый эффект на основе созданных мероприятий.
В заключении подводятся итоги исследования и формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Таким образом, компетентностный подход - это подход, реализующий деятельностный характер образования, при котором учебный процесс ориентируется на практические результаты. При этом не происходит и отрицания знаний, которые нужны как основа деятельности. Поэтому в теории обучения и воспитания появилось понятие «компетентность», которое означает способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации, конкретной деятельности.
Базой исследования являлось ГАПОУ «Мензелинский педагогический колледж имени Мусы Джалиля». Проводились анализ реализации компетентностного подхода в профессиональном учреждении и оценка формирования ключевых компетенций на основе анкетирования студентов выпускной группы.
По окончанию исследования были получены следующие результаты. При реализации компетентностного подхода в ГАПОУ «Мензелинский педагогический колледж имени Мусы Джалиля» столкнулись с недочётами программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», то есть проблема с составлением перечня формируемых компетенций, а также с проблемами формирования профессиональных компетенций у выпускников. По результатам оценки формирования компетенций у студентов методом анкетирования оказалось, что у них недостаточно развитый уровень формирования профессиональных компетенций, по сравнению с общими, уровень формирования которых очень высокий. Наблюдается огромный дисбаланс в формировании компетенций. В итоге, важнейшими проблемами реализации компетентностного подхода в ГАПОУ «Мензелинский педагогический колледж им. М. Джалиля», являются:
- разработка перечня компетенций в программе подготовки специалистов среднего звена;
- по программе подготовки специалистов среднего звена наблюдается дисбаланс в формировании общих и профессиональных компетенций, что сказывается на недостаточно развитый уровень профессиональной компетентности у студентов;
- недостаточное взаимодействие среднего профессионального образовательного учреждения с предприятиями.
Разработали рекомендации по усовершенствованию внедрения компетентностного подхода в образовательный процесс:
- доработка переченя формируемых компетенций в процессе изучения дисциплин;
- повышение применения иновационных технологий;
- повышение взаимодействия обучающихся с предприятиями за счёт проекта «Обучение через предпринимательство» и взаимодействия преподавателей с предприятиями.
В результате внедрения рекомендаций в образовательный процесс ГАПОУ «Мензелинский педагогический колледж им. М. Джалиля» социальная эффективность выразится в снижении количества безработных в городе Мензелинск и Мензелинском районе в целом с последующим увеличением притока квалифицированных специалистов, а также в повышении инвестиционной привлекательности района за счет подготовки рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности. Образовательная эффективность выразится в: увеличении количества педагогов, владеющих приемами, навыками, способами формирования ключевых компетенций обучающихся; увеличении количества обучающихся со сформировавшимися ключевыми компетенциями; увеличении качества образования; увеличении востребованности специалистов на рынке труда.
1. Нормативно - правовые акты:
1. "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.08.2014 N 33638). (Законы об образовании)
2. «Федеральный закон об образовании в Российской Федерации», одобренный Советом Федерации 26 декабря 2012 года, (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ, от 25.11.2013 N 317- ФЗ). (Законы об образовании)
3. «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования», приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. N 464. (Законы об образовании)
4. «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения», приказ Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2013 г. N 292. (Законы об образовании)
5. «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2013 №30861), приказ Министерства и науки РФ от 29 октября 2013 г. № 1199. (Законы об образовании)
6. Устав ГАПОУ «Мензелинский педагогический колледж имени Мусы Джалиля», утверждённый 5 августа 2015 г. (Нормативно-правовые документы учреждения)
7. Свидетельство о государственной аккредитации по основным профессиональным образовательным программам ГАПОУ «Мензелинский педагогический колледж имени Мусы Джалиля» от 18 июля 2016 г.
(Нормативно-правовые документы учреждения)
8. Свидетельство о государственной аккредитации по основным общеобразовательным программам ГАПОУ «Мензелинский педагогический колледж имени Мусы Джалиля» от 18 июля 2016 г. (Нормативно-правовые документы учреждения)
9. Отчет о самообследовании реализации программ подготовки специалистов среднего звена за 2015-2016 учебный год. (Нормативно-правовые документы учреждения)
10. Годовой отчет о деятельности учреждения за 2015-2016 учебный год. (Нормативно-правовые документы учреждения)
11. Комплексный план учебно-воспитательной работы. (Нормативноправовые документы учреждения)
12. Правила внутреннего трудового распорядка. (Нормативно-правовые документы учреждения)
13. Положение о практике обучающихся, осваивающих программы подготовки специалистов среднего звена. (Нормативно-правовые документы учреждения)
2. Научная и учебная литература:
14. Алексеева Л.П., Шаблыгина Н.С. Преподавательские кадры: состояние и проблемы профессиональной компетентности. — М.: НИИВО, 2003.
15. Афанасова Д. Формирование профессиональной компетентности экономиста. - М.: , 2012. - 204 с.
16. Афанасьев А.Н. Болонский процесс в Германии//Высшее образование сегодня. № 5. 2003.
17. Байденко В.И., Джерри ван Зантворт, Бианка Енеке. Формирование социального диалога и партнерских связей образования, органов управления и саморазвития, профессиональных объединений и предприятий. ТАСИС, проект ДЕЛФИ. Доклад 4, апрель, 2001.
18. Байденко В.И., Джерри ван Зантворт. Модернизация
профессионального образования: современный этап. Европейский фонд
образования. — М., 2003.
19. Байденко В.И. Болонские реформы: некоторые уроки
Европы//Высшее образование сегодня. № 2. 2004.
20. Боголюбов Л.Н. Базовые социальные компетенции в курсе обществоведения//Преподавание истории и обществознания в школе. № 9. 2002.
21. Белицкая Г.Э. Социальная компетенция личности//Сознание личности в кризисном обществе. — М., 2003.
22. Бершадский, М.Е. Консультации: целеполагание и компетентностный подход в учебном процессе / М.Е. Бершадский // Педагогические технологии. - 2009. - №4. - С. 89-94.
23. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе/Педагогика. 10. 2003. - с. 26.
24. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов
образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд
образования. ЕФО, 1997.
25. Гришанова Н.А. Развитие компетентности специалий как важнейшее направление реформирования профессионального образования. Десятый симпозиум. Квалиметрия в образовании: методология и практика/Под науч. ред. Н.А. Селезневаой и А.И. Субетто. Кн. 6. — М., 2002.
26. Дж. Равен Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. - М.: Когито-Центр, 2002. - 396 с.
27. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище. UNESCO, 2003.
28. Зеер Э.Ф. Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования//Образование и наука. 2002.
29. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Кривченко Т.А., Морозова Н.А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного
30. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня. - 5. - 2003.- с. 22-27.
31. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. — М., 2002.
32. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 3-12.
33. Леднев В.С., Никандров Н.Д., Рыжаков М.В. государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика. — М., 2002.
34. Оскарссон Б. Базовые навыки как обязательный компонент высококачественного профессионального образования / Б. Оскарссон // Оценка качества профессионального образования. Доклад 5 / Европейский фонд подготовки кадров (ЕФО), Проект ДЕЛФИ. - М., 2001.
35. Попова Н. "Белые пятна" в экономической компетентности школьников. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 100 с.
36. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. — М., «Когито-Центр», 2002.
37. Реформы образования: Аналитический обзор / Под ред. В.М. Филиппова. — М.: Центр образовательной политики, 2003.
38. Селевко Г. К. Компетентности и их классификация / Г. К. Селевко // Народное образование. - 2004. - № 4. - С. 138 - 152.
39. Селезнева Н.А. Размышления о качестве образования: международный аспект//Высшее образование сегодня. № 4. 2004.
40. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. — М., 2001.
41. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста//Высшее образование сегодня. № 3. 2004.
42. Хасан Б.И. Границы компетенций: педагогическое вменение и возрастные притязания // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. - Красноярск, 2003.
43. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. — М., 2004.
44. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированной парадигмы // Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 58-64.
45. Хутмахер В. Основные компетенции для Европы // Отчет о симпозиуме Берн, Швейцария 27-30 марта 1996 года. Совет по культурному сотрудничеству (CDCC) a // Среднее образование для Европы, 1997.
46. Хуторской А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов. Проект «Стандарт общего образования». — М., 2002.
47. Шишов С. Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. - М.: Педагогическое общество России, 2000., 20с.
48. Щедровицкий П.Г. Коммуникативная и рефлексивная компетенция в
рамках мыследеятельностного подхода: контуры нового понимания //
Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление -
Красноярск, 2003.
3. Электронные ресурсы:
49. Аронов, А.М. Становление профессиональной аналитической компетентности в высшем педагогическом образовании [Электронный ресурс] / А.М. Аронов, Е.В. Баранова. - Режим доступа: http://www.sworld.com. ua/index.php/ru/current-statusand-the-development-ofthe-education-c 112/11990-
c112-115.
50. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного
подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос»
http://www.eidos.ru/iournal/2005/0910-12.htm
51. Гетманская А.А. Модульный подход в формировании ключевых компетенций у учащихся // Интернет-журнал «Эйдос». — 2005. — 10 сентября. — http://www.eidos.ru/iournal/2005/0910-24.htm
52. Доманский Е.В. Рефлексия как элемент ключевой образовательной компетенции // Интернет-журнал «Эйдос». — 2003. — 24 апреля. — http://www.eidos.ru/ioumal/2003/0424.htm.
53. Ковалева Т. М. Компетентностный подход как идея открытого заказа
на содержание школьного образования в контексте русской культуры. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября.
http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-4.htm.
54. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада А.В. Хуторского в РАО // Интернет-журнал «Эйдос». — 2002. — 23 апреля. — http://www■eidos■ru/ioumal/2002/0423-1■htm
55. Таизова О. С. Модернизация содержания и структуры общего образования. Сущность, возможности, перспективы / О. С. Таизова // Ключевые компетенции. [Електронний ресурс]. - Режим доступа: http://gcon.pstu.ac.ru
56. Скала К., Социальная компетенция. Ключевые компетенции. www.uni-protokolle.de/Forum/25, 2003.