Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЖЕНСКИЕ УЧИЛИЩА ДУХОВНОГО ВЕДОМСТВА В ГУБЕРНСКОМ ГОРОДЕ КАЗАНИ

Работа №56201

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

история

Объем работы91
Год сдачи2017
Стоимость5710 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
754
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Казанское женское училище девиц духовного звания 14
§ 1. Основание училища 14
§ 2. Финансирование Казанского женского училища для девиц духовного
звания 21
§ 3. Учебный процесс 25
§ 4. Штат училища и состав учащихся 34
Глава II. Казанское епархиальное женское училище 45
§ 1. Основание училища и его финансирование 45
§ 2. Учебный процесс Казанского епархиального женского училища 54
§ 3. Штат училища и состав учащихся 63
Заключение 80
Список использованных источников и литературы

Тема нашего исследования - «Женские училища духовного ведомства губернского города Казани» - является частью истории духовного образования. История духовных учебных заведений в России берет свое начало с утверждения христианства на Руси. Но частью государственной системы образования духовная школа становится только в начале XIX века. Это в равной степени относится как к высшим и средним духовным учебным заведениям, так и к начальным.
Как известно, управление светским образованием в Российской империи осуществлялось на основе учебных округов, а духовным - на основе духовно-учебных округов, одним из которых стал Казанский духовноучебный округ. Данный округ занимал практически 2/3 территории Российской империи. Его административное устройство было призвано централизовать управление учебными заведениями, которые включали в себя все ступени духовного образования - академию, семинарии, училища.
Существует большое количество исследований, раскрывающих деятельность духовных учебных заведений Российской империи. Однако, сравнительно небольшая часть из них посвящена истории средних духовных училищ.
Между тем средние духовные учебные заведения охватывали более широкий контингент учащихся, закладывали основы как религиозных, так и общемировоззренческих представлений. Это в полной мере относится и к историографии духовных учебных заведений в Казани - большинство исследований посвящено истории казанской духовной академии и семинарии. Имеющиеся публикации по начальным училищам носят фрагментарный характер.
Практически неизученными на сегодняшний день являются женские учебные заведения - Казанское училище девиц духовного звания и Казанское епархиальное женское училище. Между тем изучение их деятельности позволит внести вклад в формирование целостного научного взгляда, с одной стороны, на историю духовного образования, с другой - на развитие женского образования в дореволюционной России.
Разработка этой проблемы может представлять интерес и для православной церкви, предпринимающей шаги к воссозданию сети православных учебных заведений, в том числе и женских.
Этим определяется актуальность поставленной нами темы.
Итак, данная работа является попыткой проанализировать процесс развития и функционирования женских духовных училищ Казани, раскрыть такие вопросы, как финансирование, организация, штат, учебный план и другие важные аспекты. Научная новизна исследования заключается в том, что мы на основе опубликованных источников и неопубликованных документов впервые попытались дать систематизированную характеристику Казанскому училищу девиц духовного звания и Казанскому епархиальному женскому училищу.
Объектом исследования в работе является женское духовное образование как элемент образовательной системы второй половины XIX - начала XX века.
Предмет исследования - история женских духовных училищ в губернском городе Казани, а именно Казанского женского училища для девиц духовного звания и Казанского епархиального женского училища. Отметим, что первое из них, имеющее значительно более долгую историю, имело разные названия. Обратимся к третьему тому Татарской энциклопедии: «Казанское женское училище духовного ведомства, среднее общеобразовательное учебное заведение. В документах и литературе известно также как Казан. жен. духовное училище и Казан. училище для девиц духовного звания» .
Цель исследования: охарактеризовать деятельность женских
духовных училищ губернского города Казани.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) Показать историю основания училищ и домовых храмов при них;
2) Рассмотреть источники финансирования;
3) Охарактеризовать такие стороны учебного процесса, как программа вступительных испытаний, учебный план и училищная библиотека;
4) Рассмотреть штат училища и состав учащихся женских училищ.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1853
года по 1918 год. Начало связано с открытием первого училища девиц духовного звания в Казани. Конечная дата обусловлена принятием Советским правительством «Декрета о свободе совести, церковных и религиозных обществах» , в соответствии с которым функционирование всех духовных учебных заведений прекращалось.
Теоретико-методологической основой исследования выступают общенаучные принципы - объективности, всесторонности, конкретности, историзма. Так, функционирование системы женского общего и духовного образования в Казани в изучаемый период рассмотрено на фоне политических, социальных и духовно-культурологических процессов, протекавших в российском обществе в течение второй половины XIX - начала ХХ вв., затронувших духовные основы нации, развитие церковногосударственных отношений.
В качестве ведущего метода был избран сравнительно-исторический анализ архивных источников, материалов периодической печати, а также обобщение и систематизация изучаемых фактов, историко-типологический метод. Это позволило выявить общие и отличительные черты в истории двух казанских духовно-учебных заведений для девочек. Метод исторической реконструкции позволил охарактеризовать картину жизни и быта этих учебных заведений, выявить специфику их учебной, воспитательной, хозяйственной, благотворительной, церковно-богослужебной деятельности. Кроме того, применение проспографического метода позволило в некоторой степени воссоздать типологический портрет училищного преподавателя, законоучителя, ученицы, ее родителей. Реализация перечисленных специально-исторических методов стала возможной благодаря их применению в комплексе с общенаучными методами анализа, синтеза, аналогии и др.
Поскольку данная тема не была предметом специального изучения, особое значение приобретает источниковая база.
Исторические источники, на которые мы опирались в нашем исследовании, можно условно разделить на четыре группы.
В первую группу исторических источников нами были выделены разного рода нормативно-правовые акты, регламентировавшие деятельность духовных учебных заведений, в частности, женских.
В 1843 году император Николай I подписал указ об открытии в Царском селе первого в России училища для девиц духовного звания. Был создан самый первый Устав училищ девиц духовного звания . Устав и учебные программы этого училища должны были служить образцом и для других подобных женских учебных заведений был создан самый первый Устав училищ девиц духовного звания.
Также мы обратились к Уставу епархиальных женских училищ от 1868 г. Первоначально руководства епархий были вольны сами составлять Уставы своих учебных заведений, определять круг преподаваемых предметов, нанимать преподавателей, что не давало единства системе епархиальных училищ, и в 1868 г. был принят единый Устав женских епархиальных училищ для всех учебных заведений, содержащихся на средства епархий, который четко определял круг преподаваемых предметов.
Хотелось бы отметить, что если первый Устав училища девиц духовного звания носил обобщенный характер и включал в себя такие важные аспекты, как цель создания училища, преподаваемые предметы, условия приема и выпуска воспитанниц, регламентировал деятельность преподавателей и наставниц в училище, а также раскрывал бытовые аспекты деятельности училища . В отличие от первого устава Устав епархиальных женских училищ от 1868 г. носил более уточняющий характер. Он отличался по структуре от устава 1843 г.: появляются главы и параграфы, начиная от общих положений и прав воспитанниц и заканчивая помещениями для проживания.
Изучение нормативно-правовых источников по теме способствует пониманию принципов организации деятельности женских учебных заведений, в том числе и духовных. Уставы, относящиеся непосредственно к изучаемым нами заведениям, обнаружены не были.
Ко второй группе мы отнесли опубликованные делопроизводственные документы, такие как отчеты о состоянии учебной и воспитательной работы в Казанском епархиальном женском училище, устав попечительства, программы учебных предметов для поступления в первый класс, правила приема в училища, библиотечные каталоги, программы для поступающих в училища и другие важные документы. Эти документы мы обнаружили в ОРРК Научной библиотеки имени Н.И. Лобачевского и впервые ввели в научный оборот. Благодаря изучению этих документов мы получаем сведения об учебных планах училищ, критериях отбора в училище, информацию об уставах.
Третью группу составляют неопубликованные делопроизводственные документы по нашей теме. При разработке проблемы большое значение имело выявление и введение в научный оборот материалов, хранящихся в Национальном архиве Республики Татарстан (НАРТ).
Значительный массив источников был почерпнут нами из фонда 475 НАРТ - «Казанское женское училище духовного ведомства», в котором отложились материалы, касающиеся женского училища духовного ведомства. Он содержит в себе: указы и распоряжения Синода относительно училища, педагогические журналы, кассовые книги, журналы по распорядительной части, дела с отчетностью о состоянии училища, экзаменационные ведомости, дела о составлении годовых отчетов, книги о приходе и расходе сумм, формулярные списки о службе, журналы по экономии, дела о доставлении сведений о чиновниках училища и об учащихся, разного рода переписку, журналы входящих бумаг и различные ведомости.
К сожалению, фонд 1294 «Казанское епархиальное женское училище» включает в себя всего одно дело - аттестат и похвальный лист от Казанского епархиального училища.
Изучение материалов данных фондов не только вводит в научный оборот новые фактические данные, но и позволяет рассмотреть комплекс вопросов по истории женских духовных учебных заведений.
Здесь мы обнаружили такие важные документы, как указы и распоряжения Синода касательно женских духовных учебных заведений, экзаменационные ведомости воспитанниц, педагогические журналы. Также мы ознакомились с формулярными списками начальниц училищ и служащих, аттестатами об окончании училищ.
В четвертую группу источников входят материалы периодической печати. Были привлечены материалы церковной периодической печати, а именно - газета «Известия по Казанской епархии»6, издававшаяся с 1867 по 1917 г. Все издававшиеся выпуски мы обнаружили в интернете в оцифрованном виде.
Как правило, в данном издании печатались официальные материалы: высочайшие манифесты, повеления и телеграммы; указы, определения и послания Святейшего Синода; распоряжения епархиального начальства; «епархиальная хроника» (архиерейские служения и поездки, постройка и освящение храмов, назначения и перемещения представителей духовенства и др.); расписания проповедей, списки «праздных мест», списки крещеных иноверцев и присоединенных к Православию; «духовно-учебные известия» (разрядные списки, объявления, программы КазДА, КазДС и духовных училищ, епархиального женского училища) и т.д.
Проанализировав материалы периодической печати по Казанскому училищу девиц духовного звания, мы обнаружили ценную информацию о
7
процедуре сдачи выпускного экзамена , списки поступивших и списки
8 9
выпускниц , а также процедуру приема в училище .
Что касается епархиального женского училища, содержащийся в газете широкий круг информации, а именно данные об открытии училища, штате и воспитанницах, списки выпускниц, информация о средствах училища и т.д., компенсировал отсутствие архивных данных.
Нами также был привлечен сборник документов под названием: «История Казани в документах и материалах. XIX век. Книга 4: Образование: высшее, среднее, начальное» , в котором собраны источники, отражающие возникновение и деятельность учебных заведений Казани, их роль в развитии интеллектуального потенциала города.
Историографический обзор.
Тема духовного образования в России, и, в частности, в Казанском духовно-учебном округе достаточно часто затрагивается в дореволюционной литературе.
Среди работ, посвященных истории духовных учебных заведений Казани, можно упомянуть вышедшие еще до революции «Историю старой Казанской Духовной Академии» A.A. Благовещенского, «Краткую историческую записку о Казанской духовной семинарии за ее полуторавековое существование» А.Ф. Можаровского и работу И. Гвоздева «Двадцатипятилетие Казанской духовной академии: Историческая
13
записка» .
В дореволюционной церковной историографии встречались и явно негативные оценки православной школы. Ярким представителем, выражавшим данное мнение, стал Д.И. Ростиславов . В его работах ярко проявилось отрицательное отношение к устройству духовных учебных заведений, которые он считал необходимым изменить их по типу светской системы обучения.
В то же время большинство дореволюционных историков, рассматривая и описывая негативные стороны деятельности духовных учебных заведений, отмечали большое значение православной школы для страны. Последующие работы подтверждали это положение. Например, книга Е. Прилежаева «Духовная школа и семинаристы в истории русской науки и образования» , где говорилось о вкладе выпускников специализированной образовательной системы в данные области.
Обращаясь к исследованиям по духовному образованию в советский период можно констатировать, что тема деятельности женских училищ духовного ведомства не рассматривалась как самостоятельная, а лишь косвенно затрагивалась в работах по истории начального образования или по истории Русской Православной Церкви.
В центре внимания советских исследователей оказывалось противопоставление церковной и светской школы. Например, в книге И.М. Богданова «Грамотность и образование в дореволюционной России и СССР» представлен анализ статистических материалов о грамотности и образовании населения в дореволюционной России и СССР. Женские училища духовного ведомства как особый тип учебного заведения им не рассматривались.
Лишь с начала 1990-х годов тема духовной школы оформляется как самостоятельная. В исследованиях особое внимание уделяется развитию просветительской деятельности духовных школ, государственной политике в области начального, как духовного, так и светского, образования, определяя «положительную» роль церковной школьной системы в народном просвещении. Современные авторы непредвзято определяют место, функции школ духовного ведомства в системе начального образования в России в тот период.
Среди современных работ можно выделить диссертацию Ю.В. Коловой , которая ставит задачей своего исследования рассмотреть на материалах Казанского духовного учебного округа духовную школу как социальный и образовательный механизм для поддержания и утверждения определенной системы культурных и этических ценностей в детях духовенства.
Автор также отмечает, что тема духовного образования первой половины XIX века оказалась на периферии интересов историков . Колова делает вывод, что в работах, посвященных отдельным школам и православной системе образования в целом, акцент был сделан на
19
государственно-церковных отношениях и на истории школьного дела .
Одной из важных современных работ посвященной духовному образованию является труд Е.В. Липакова «Казанская духовная семинария: исторический очерк» .
В постсоветской историографии особое внимание уделяется развитию просветительской деятельности духовных школ, государственной политике в области начального, как духовного, так и светского, образования, определяя «положительную» роль церковной школьной системы в народном просвещении.
Также нами был использован справочный материал, содержащийся в энциклопедических словарях и сборниках .
Таким образом, обзор советской и постсоветской историографии показал, что до настоящего времени проблема начального духовного образования по-прежнему недостаточно разработана. Отсутствует комплексное исследование становления, развития и функционирования начальных школ духовного ведомства.
Практическое значение изучения данной темы заключается в том, что собранный и проанализированный материал по истории женских духовных училищ Казани может быть включен в содержание вузовской программы по истории государственных учреждений Российской империи. Кроме того, он может быть привлечен при разработке специальных курсов по истории образования, в том числе женского образования, а также по истории русской православной церкви.
Цели и задачи исследования определили структуру работы: она состоит из введения, двух глав, заключения и приложения. Первая глава посвящена деятельности Казанского училища девиц духовного звания, вторая глава - деятельности Казанского епархиального женского училища.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате исследования на основе изученного комплекса
источников было сформировано представление о функционировании
Казанского женского училища духовного ведомства и Казанского
епархиального женского училища.
На основе ранее не введенных в научный оборот источников
рассмотрена история основания училищ, источники их финансирования,
учебный процесс, кадровый состав и состав учащихся училищ.
Созданное училище духовного ведомства было нацелено на получение
образования дочерьми священнослужителей Казанской и других епархий.
Оно содержалось на средства, выделяемые Святейшим Синодом, а на
непосредственное «содержание воспитанниц пищею и одеждою»
употреблялись деньги, вносимые родителями и благодетелями, на счет
которых содержатся в училище некоторые из бедных и сирот221.
Чтобы поступить в 1-й класс училища, девочки 9-10 лет должны были
владеть достаточно широким объемом знаний и умением применять их.
Также одним из решающих факторов являлось наличие хорошего здоровья.
Проанализировав учебную программу училища, можно сделать вывод,
что она была достаточно широкой и охватывала изучение не только историю
и географию Российской Империи, но и мира. Такая учебная программа
была нацелена на подготовку по многим отраслям знаний.
Состав учащихся в училище духовного ведомства состоял из дочерей
девиц священнослужителей, однако, здесь обучались и дети богатых и
знатных родителей, как правило, племянницы архиереев, дети ректоров
семинарий, протоиереев, а также бедные полусироты.
Итак, училище духовного ведомства представляло собой социальный
институт, готовивший будущих жен священнослужителей и достойных
221
Казанское женское училище духовного ведомства. Выпуск 12 – го курса воспитанниц
Казанского женского училища духовного ведомства. – Казань, тип. ун – та, 1881 – 1883. –
С. 6.81
матерей. Также воспитанницы по окончании должны были обладать
педагогическими навыками. Многие из воспитанниц впоследствии достигли
определенных успехов на педагогическом поприще.
Что касается Казанского епархиального женского училища – его
основание было с связано нехваткой мест в училище духовного ведомства, а
также с желанием дать возможность обучаться дочерям псаломщиков и
диаконов.
Основными источниками содержания училища служили
пожертвования, пансионерские взносы, различные стипендии, а также
ежегодные субсидии от епархиального свечного завода. В функцию
попечительства при училище входило обеспечение проживанием в
общежитии нуждающихся воспитанниц.
Учебные предметы в большинстве своем были такие же, как в училище
духовного ведомства.
Учебный процесс в училище затрагивал не только образовательную
сторону, но и воспитательную - воспитанницам прививали любовь и
уважение к православной церкви, к ее канонам и уставам.
Что касается состава учащихся, можно сделать вывод, что училище
являлось полузакрытым, поскольку в нем могли обучаться девушки,
принадлежащие не только к духовному сословию. Воспитанницами являлись
не только дочери священников, но и диаконов и псаломщиков. Обучались в
училище также сироты. Что касается содержания воспитанниц –
большинство, все-таки, находилось на собственном содержании, остальные
находились на епархиальном содержании или являлись стипендиатками.
Сравнив в конечном счете оба училища, мы пришли к выводу, что
анализ программы испытаний для поступающих в 1 класс Казанского
епархиального женского училища в своей основе повторяет программу
испытаний для поступающих в училище девиц духовного звания, однако
является ее усиленной версией. Отсюда можно сделать вывод, что для82
поступления в епархиальное училище необходимо было владеть более
широким объемом знаний.
Преимуществом епархиального училища, безусловно, было наличие
церковно-приходской школы, которая была создана для первоначального
образования воспитанниц Ольгинского приюта, а также для педагогической
практики старших воспитанниц. Воспитанницы училища духовного
ведомства практиковали педагогические навыки, помогая младшим
воспитанницам в приготовлении домашних заданий.
Кроме того, епархиальное училище «допускало в свои ряды» сирот и
полу-сирот, а многие приходящие ученицы обучались бесплатно. Это делало
обучение в нем более доступным, но менее элитным. И в целом, если
окружное женское училище готовило преимущественно жен для будущих
священнослужителей – «образцовых домохозяек», то епархиальное женское
училище делало упор на подготовку будущих учительниц (хотя, конечно,
есть взаимные исключения на уровне отдельных персоналий).
Уровень образования в обоих училищах был примерно одинаковым.
Безусловно, в епархиальном училище был сделан акцент на педагогической
подготовке воспитанниц, что нисколько не умаляет уровень образования в
училище духовного ведомства.
Однако «титулярно» Казанское женское духовное училище состояло
под «Августейшим покровительством Ея Императорского Величества
Государыни Императрицы» (хотелось бы отметить, что именно на имя
сначала Александры Федоровны (старшей), а затем – Марии Александровны
и Марии Федоровны подавали родители прошение о зачислении дочерей в
данное учебное заведение). Конечно, это добавляло ему некой престижности,
относительно епархиального женского училища. При этом, первое
содержалось за счет синодальных средств, а второе – за счет средств
епархиальных. Практика показывает, что на местном уровне средства для
перестройки и ремонта зданий, а также для повседневных нужд
изыскивались быстрее. Поэтому не только качество образования, но и83
уровень содержания воспитанниц епархиального училища был относительно
выше.
И здесь уже вставал вопрос перед родителями: что они ставят на первое
место – возможность обучаться под «покровительством императрицы», или
же более высокий образовательный и воспитательный уровень школы?
Дискуссии о развитии духовного образования, в честности, женского,
развернувшиеся в начале ХХ века на страницах церковной, общественной и
педагогической публицистики, а также в рамках подготовки Поместного
собора Российской православной церкви (состоявшегося уже после
Февральской революции 1917 года), показывают, что церковная иерархия
видела будущее женской церковной школы в развитии именно епархиальных
женских училищ (равно как и в светском образовательном пространстве
женским гимназиям отдавалось предпочтение перед закрытыми школами
типа институтов благородных девиц).


Источники:
а) неопубликованные документы:
Национальный Архив Республики Татарстан (НА РТ)
Ф. 475, Оп. 1 «Казанское женское училище духовного ведомства за 1851-1915 гг.».
1. Ф.475, Оп. 1, Д.9 «Разная переписка о начале учебного года; о денежных суммах на содержание училища и на ремонт здания»;
2. Ф.475, Оп. 1, Д. 17 «Журнал правления училища девиц духовного звания по распорядительной части»;
3. Ф.475, Оп. 1, Д. 18 «Копия указов Святейшего правительствующего Синода»;
4. Ф.475, Оп. 1, Д. 22 «Об определении вдовы статского Советника Любови Соколовой воспитательницей в Казанское училище девиц духовного звания»;
5. Ф.475, Оп. 1, Д. 23 «Формулярный список о службе госпожи Начальницы Софьи Ивановны Чеславской»;
6. Ф.475, Оп. 1, Д. 24 «Журнал входящих бумаг»;
7. Ф.475, Оп. 1, Д. 26 «Журнал по распорядительной части»;
8. Ф.475, Оп. 1, Д. 30 «О доставлении господину директору Духовно-учебного управления Князю Урусову сведений о состоянии училища девиц духовного звания»;
9. Ф.475, Оп. 1, Д. 35 «О пятом приеме в училище девиц дцховного звания с 1 сентября 1861 года воспитанниц»;
10. Ф.475, Оп. 1, Д. 37 «Экзаменная ведомость для испытания оканчивающих курс учения воспитанниц Казанского училища девиц духовного звания»;
11. Ф.475, Оп. 1, Д. 42 «Начальственные распоряжения и циркуляры»;
12. Ф.475, Оп. 1, Д. 45 «О состоянии училища и о движении сумм в 1865 г.»;
13. Ф.475, Оп. 1, Д. 56 «Об изготовлении для оканчивающих курс учения воспитанниц XI приема приличной к выходу одежды»;
14. Ф.475, Оп. 1, Д. 58 «О доставлении в Казанский Губернский статистический Комитет сведений о чиновниках училища и об училища»;
15. Ф.475, Оп. 1, Д. 75 «О состоянии годовых отчетов о приходорасходных и остаток сумм по содержанию за 1875 г.»;
16. Ф.475, Оп. 1, Д. 103 «О представлении к наградам служащих в сей училище учителя Александра Иванова и смотрителя Аристарха Аристовского»;
17. Ф.475, Оп. 1, Д. 109 «Книга записей прихода и расхода сумм»;
18. Ф.475, Оп. 1, Д. 116 «Об обозрении училища статским Советником Григорьевым»;
19. Ф.475, Оп. 1, Д. 121 «О представлении в Канцелярию Господина Обер-Прокурора Святейшего Синода формулярных списков служащих в училище»;
20. Ф.475, Оп. 1, Д. 122 «Журнал по экономии»;
21. Ф.475, Оп. 1, Д. 126 «Книга о состоянии училища»;
22. Ф.475, Оп. 1, Д. 169 «Годовой отчет 1898 год»;
23. Ф.475, Оп. 1, Д. 177 «О расходе сумм за 1901 год»;
24. Ф.475, Оп. 1, Д. 181 «Журнал по экономии»;
25. Ф.475, Оп. 1, Д. 197 «Об освидетельствовании денежных сумм»;
26. Ф.475, Оп. 1, Д. 203 «Ведомость об успехах и поведении 1-го класса»;
Ф. 1294, Оп. 1 «Казанское епархиальное женское училище».
27. Ф. 1294, Оп. 1, Д.1 «Похвальный лист и аттестат об окончании училища Гремячкиной Юлии за 1902 год».
б) опубликованные документы:
28. Декреты Советской власти. Т.1.М., Гос.изд-во полит.литературы, - 1957.
29. История Казани в документах и материалах. XIX век. Книга 4: Образование: высшее, среднее, начальное / Под ред. И.К. Загидуллина. - Казань: Таткнигоиздат, 2012. - 784 с.
30. Казанское епархиальное женское училище. Выпуск /VI/ воспитанниц Казанского епархиального женского училища, Казань, 1906. - 14с.
31. Казанское епархиальное женское училище. Извлечение из отчета о состоянии Казанского епархиального женского училища по учебной и воспитательной работе за 1897/8 год. - Казань, типо. - лит. имп. ун - та, 1899. - 28с.
32. Казанское епархиальное женское училище. Правила о приеме ученицами Казанского епархиального женского училища посетителей и посетительниц. - Казань, 1896. - 1с.
33. Казанское епархиальное женское училище. Программа
испытаний для поступающих в 1 - й класс Казанского епархиального женского училища. - Казань, 1911. - 5с.
34. Казанское епархиальное женское училище. Расширение и обновление епархиального женского училища, - Казань, 1900 - 23с.
35. Казанское епархиальное женское училище. Проект реформы епархиальных женских училищ, сост. советом Казанского епархиального женского училища. - Казань, 1906. - 32 с.
36. Казанское епархиальное женское училище. Ученическая
библиотека. Каталог книг Ученической библиотеки VI класса Казанского епархиального женского училища. - Казань, 1909. - 32с.
37. Казанское епархиальное женское училище. Ученическая
библиотека. Каталог книг Ученической библиотеки VII класса Казанского епархиального женского училища. - Казань, 1909. - 21с.
38. Казанское епархиальное женское училище. Фундаментальная
библиотека. Каталог фундаментальной библиотеки Казанского
епархиального женского училища. - Казань, 1906. - 82с.
39. Казанское женское училище духовного ведомства. Выпуск 12 - го курса воспитанниц Казанского женского училища духовного ведомства. - Казань, тип. ун - та, 1881 - 1883. - 20 с.
40. Казанское женское училище духовного ведомства.
Попечительство. Устав попечительства при Введенской церкви казанского женского училища духовного ведомства. Казань, тип. ун - та, 1903г. - 10 с.
41. Казанское женское училище духовного ведомства. Программа учебных предметов для поступления в 1 класс Казанского женского училища духовного ведомства. Казань, тип. М.К. Кошкина, б.г. - 3с.
42. Казанское училище духовных девиц. - Казань, 1873. - 12с.
43. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2. Т. 1 - 55. СПб., 1830 - 1884.
44. Устав Ольгинского детского сиротского приюта при Казанском Епархиальном женском училище. - Казань, тип. ун - та, 1897.
в) периодическая печать:
45. Варушкин С.В. Казанское училище духовных девиц // Известия по Казанской епархии. - 1873. № 11. - С. 327-329;
46. Владимирский Н. В защиту епархиальных женских училищ вообще и Казанского в частности // Известия по Казанской епархии. - 1908. № 37. - С. 1081-1085;
47. Владимирский Н. В защиту епархиальных женских училищ вообще и Казанского в частности // Известия по Казанской епархии. - 1908. № 38. - С. 1105-1109;
48. Выпуск (IV) воспитанниц епархиального женского училища // Известия по Казанской епархии. - 1906. № 23. - С. 724-727;
49. Выпускной экзамен в казанском училище девиц духовного звания // Известия по Казанской епархии. - 1867. № 16. - С. 441-443;
50. Казанское епархиальное училище за 1899 - 1900 учебный год // Известия по Казанской епархии. - 1901. № 5. - С. 209-219;
51. Казанское епархиальное женское училище за 1900 - 1901 учебный год // Известия по Казанской епархии. - 1902. № 6. - С. 279-285;
52. Из жизни епархиального женского училища. // Известия по Казанской епархии. - 1902. № 24. - С. 1106-1112;
53. Малов Е. Торжество освящения домовой церкви при училище девиц духовного звания в Казани // Известия по Казанской епархии. - 1873. № 8. - С. 227-237;
54. От совета епархиального женского училища // Известия по Казанской епархии. - 1915. № 23-24. - С. 773-774;
55. Открытие Казанского епархиального женского училища // Известия по Казанской епархии. - 1890. № 19. - С. 463-471;
56. Отношение Казанской духовной консистории // Известия по Казанской епархии. - 1889. № 3. - С. 35-37;
57. Отчет о состоянии Казанского епархиального женского училища за 1890 - 1891 учебный год // Известия по Казанской епархии. - 1892. № 10. - С. 241-256;
58. Отчет о состоянии Казанского епархиального женского училища по учебно-воспитательной части за 1891 - 92 - учебный год // Известия по Казанской епархии. - 1893. № 5. - С. 177-189;
59. Отчет о состоянии Казанского епархиального женского училища по учебно-воспитательной части за 1893 - 94 - учебный год // Известия по Казанской епархии. - 1895. № 13. - С. 239-248;
60. Письмо в редакцию Цивильских Окружалок // Известия по Казанской епархии. -1910. № 40. - С. 1125-1126.
61. Постройка нового каменного здания для женского епархиального училища // Известия по Казанской епархии. - 1891. № 16. - С. 485-491;
62. Разрядный список учениц Казанского епархиального женского училища, составленный Советом училища после годичных экзаменов 1899 -
1900 учебного года // Известия по Казанской епархии. - 1900. № 14. - С. 644648;
63. Разрядный список учениц Казанского епархиального женского училища, составленный Советом училища после годичных экзаменов 1900 -
1901 учебного года // Известия по Казанской епархии. - 1901. № 12. - С. 539544;
64. Расширение и обновление епархиального женского училища // Известия по Казанской епархии. - 1900. № 21. - С. 928-938;
65. Руфимский П. К вопросу об образовании дочерей духовенства Казанской епархии // Известия по Казанской епархии. - 1908. № 43. - С. 1249-1254.
66. Руфимский П. Учреждение стипендий в женских второклассных школах для детей духовенства // Известия по Казанской епархии. -1908. №
25. - С. 767-773;
67. Устав епархиальных женских училищ // Известия по Казанской епархии. - 1869. № 3. - С. 65-86;
68. Устройство и торжество освящения храма при Казанском епархиальном женском училище // Известия по Казанской епархии. - 1893. № 23. - С. 753-763;
Литература:
69. Благовещенский A.A. История Казанской духовной семинарии с восемью низшими училищами за XVIII-XIX столетии. Казань: Тип. Казан, ун-та, 1881.- 319 с.
70. Благовещенский А. История старой Казанской Духовной Академии. — Казань: Типо-лит. имп. ун-та, 1875. — 207 с.
71. Вишленкова Е.А. Духовная школа в России первой четверти XIX века. Казань: Изд - во Казанского ун - та, 1998. - 184 с.
72. Гвоздев И. Двадцатипятилетие Казанской духовной академии: Историческая записка. Казань: Тип. Казан, ун-та, 1868. - 106 с.
73. Гибазова Л.А. Развитие образования в Казани во второй половине XIX века: Автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.01/ Л.А. Гибазова; Казан. гос. пед. ун - т, Науч. рук. Г.С. Закиров. - Казань, 2003. - 23 с.
74. Днепров Э. Д. Женское образование в России / Э. Д. Днепров, Р. Ф. Усачева.- М.: Дрофа, 2009. - 275 с.
75. Знаменский П. Духовные школы в России до реформы 1808 года. — Казань: Типо-лит. имп. ун-та, 1881. — 806 с.
76. Знаменский П. История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования (1842 — 1870 годы). — Казань: Типолит. имп. ун-та, 1892. — Вып. 2. — 592 с.
77. Знаменский П.В. Основные начала духовно-училищной реформы в царствование императора Александра I. Казань: Тип. Казан, ун-та, 1878. -42 с.
78. Колова Ю.В. Православная школа Казанского духовного учебного округа в первой половине XIX в.: дисс. ... к.и.н. 07.00.02/ Колова Ю.В. - Казань, 2002. - 219 с.
79. Корнилова И.В. Развитие образования в уездном центре
Казанской губернии в XIX - начале XX вв.: на материалах Чистополя. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://chisto-
muzei.ru/2014/03/razvitie-obrazovaniya-v-uezdnom-centre-kazanskoi - gubernii-v- xix-nachale-xx-vv-na-materialax-chistopolya/ - свободный. - Проверено 12.11.2016.
80. Латышина Д.И. История педагогики: Воспитание и образование в России (X - начало XX вв.). М., 1998. - 603 с.
81. Липаков Е.В. Казанская духовная семинария: исторический очерк. - Казань: Центр инновац. технологий, 2007. - 131с.
82. Можаровкий А.Ф. Краткая историческая записка о Казанской духовной семинарии за ее полуторавековое существование. Казань: Тип. К.А.Тилли, 1869.-42 с.
83. Ростиславов Д.И. Об устройстве духовных училищ в России. - Лейпциг: Тип. Вагнера, 1863. Т.1. - 502 с.
84. Титлинов Б.В. Духовная школа в России в XIX столетии. Вып. первый. (Время Комиссии Духовных Училищ). К столетию духовно-учебной реформы 1808-го года. Вильна: Тип. «Русский Почин», 1908. - 383с. Он же. Духовная школа в России в XIX столетии. Вып. второй. (Протасовская эпоха и реформы 60-х годов). Вильна: Тип. «Артель Печатного Дела», 1909. - 421с.
85. Хохлов А.А. О характере внутренней жизни Казанской духовной семинарии на рубеже XIX-XX столетий// Ученые записки Казанского университета. - том 155, кн. 3, ч.1. - 2013. - с.93-101.
Справочная литература:
86. Православная Богословская энциклопедия: В 12 т./ Гл.ред. Н.Н. Глубоковский. - С. - Петербург, 1906 г. - Т. VII. - 913 с.
87. Татарская энциклопедия: В 5 т. / Гл. ред. М.Х. Хасанов, ответ. ред. Г.С. Сабирзянов. - Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2002 - 2015. - 6 т.;
191 Известия по Казанской епархии. 1895. № 13. С. 239.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ