ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ АВАРИЙНОСТИ НА ДОРОГАХ ГОРОДА ЕЛАБУГА 7
1.1. Обзор причин аварийности на дорогах 9
1.2 Количественный анализ аварийности 11
1.3 Очаговый анализ аварийности 16
Выводы по первой главе 21
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА УЧАСТКАХ ПОВЫШЕННОЙ АВАРИЙНОСТИ 22
2.1 Картографические Данные движения пешеходов и автотранспорта на
рассматриваемых перекрестках города Елабуга 22
2.2 Мероприятия разработки организации дорожного движения на
исследуемом участке 30
2.3 Приоритетные задачи по совершенствованию организации дорожного
движения 36
Выводы по второй главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность. Непрерывно увеличивается число людей в нашей стране, для которых автомобиль становится не предметом роскоши, а неотъемлемой частью жизни, средством передвижения, от которого трудно отказаться, даже в случаях, когда удобнее и безопаснее пройтись пешком.
Наиболее заметен рост автомобилизации в городах, приводящий к увеличению число взаимодействий между участниками дорожного движения (между водителями, водителями и пешеходами и т.д.). Результатом этих взаимодействий в самых тяжелых случаях становятся ДТП, в которых травмируются или гибнут люди. В наибольшей степени страдают пешеходы, так как они наименее защищены в случае столкновения с транспортным средством. Для водителей самыми опасными являются ДТП вне населенных пунктов (из-за высоких скоростей движения). Для пешеходов и в городе, и на автомобильной дороге взаимодействия с транспортными средствами нередко становятся смертельно опасными.
Проблема состоит в том, что сегодня понятна необходимо внесения новых, более эффективных предложений в организацию дорожного движения. Но для того, чтобы внедрять что-то новое, нужно внимательно и досконально оценить существующее. Именно анализ аварийности является основой для оценки существующей ситуации и внедрения чего-то нового с наименьшими потерями.
Целью данного дипломного проекта является совершенствование организации дорожного движения по результатам проведенного анализа дорожно-транспортных происшествий в г. Елабуга за период с 2014 по 2016 гг.
Достижению указанной цели способствует решение следующих задач:
1. Дать общую характеристику объектов исследования;
2. Провести количественный и очаговый анализ аварийности;
3. Проанализировать существующую организация дорожного движения на исследуемых участках;
5. Разработать предложения по совершенствованию организации дорожного движения;
6. Оценить эффективность принимаемых решений;
7. Произвести расчет экономических, экологических и аварийных потерь;
8. Рассмотреть вопросы охраны труда.
Объект исследования: система дорожного движения в г. Елабуга.
Предмет исследования: совершенствование организации дорожного движения по результатам анализа дорожно-транспортных происшествий в г. Елабуга за период с 2014 по 2016 гг.
Гипотеза исследования: путем минимальных затрат и, по возможности, минимальной перепланировки можно уменьшить отрицательное воздействие недостатков в организации дорожного движения.
Методологическая и теоретическая база исследования представлена нормативными документами (СНиП, ГОСТ Р, ПДД), трудами Т.А. Авдеева, Е.А. Андреева, С.В. Арженовский, А.И. Ганичев, И.М. Головных, Б.С. Доброборский, Ю.А. Кременец, В.П. Мартынов, А.Ю. Михайлов, Л.И. Ниворожкина, Е.В. Парсаев, М.П. Печерский, И.А. Реброва, И.С. Садиков, Д.С. Самойлов, Э.А. Сафронов, С.А. Седов, Н.А. Скульбеденко, П.А. Степина, А.Г. Романов, П.В. Рушевский, В.Л. Швецов, В.А. Юдин и др.
Методы исследования: анализ теоретической литературы, обобщение и систематизация аналитического материала, его интерпретация в соответствии с поставленной целью и решаемыми задачами.
Структура дипломного проекта включает в себя введение, пять глав, заключение, список использованной литературы и приложения.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов дипломного проекта в практике организации городского дорожного движения.
При выполнении дипломного проекта проведен анализ организации дорожного движения в г. Елабуга, включающий характеристику объектов исследования, приведенную в первой главе.
Во второй главе проведен анализ аварийности за 2014 - 2016 гг., определены очаги аварийности на УДС г. Елабуга, а также экспериментальные измерения характеристик транспортных и пешеходных потоков на выбранных объектах.
Вторая глава посвящена экспериментальным исследованиям.
Здесь анализируется организация дорожного движения на исследуемых участках. Осуществлена разработка предложений по совершенствованию организации дорожного движения.
На основании результатов исследований предложены мероприятия по совершенствованию организации дорожного движения.
Разработанные мероприятия по совершенствованию организации дорожного движения включают: уширение проезжей части дороги и выделение дополнительной полосы для левоповоротного потока на перекрестке ул. Марджани - ул. Хирурга Нечаева; уширение проезжей части дороги и устройство дополнительной полосы на перекрестке пр. Мира - ул. Молодежная; установка дорожных ограждений 2-ой группы; устройство островков безопасности; устройство светофорного объекта на перекрестке ул. Г орького - ул. Тугарова; приведение в соответствие дорожной разметки и дорожных знаков на исследуемых объектах; оптимизация диаграмм светофорного регулирования.
В экономической части обоснована целесообразность разработанных мероприятий. Установлено, что срок окупаемости предлагаемых мероприятий составляет от 9 месяцев до 3 лет.
1. СНиП 23-05-95 Естественное и искусственное освещение - Москва: Издательство стандартов, 1995. - 128 с.
2. ГОСТ Р 52605-2006 Технические средства организации
дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения.
3. ГОСТ Р 52766-2007 Элементы обустройства. Общие требования - Москва: Стандартинформ, 2008. - 35 с.
4. ГОСТ Р 52289-2004 - Технические средства организации
дорожного движения - Москва: Издательство стандартов, 2004. - 160 с.
5. ГОСТ Р 52290-2004 Дорожные знаки. Общие технические
требования. - Москва: Стандартинформ, 2006. - 125 с.
6. ГОСТ Р 51256-99 Разметка дорожная Типы и основные
параметры. Общие технические требования - Москва: Издательство
стандартов, 1999. - 31 с.
7. ОСТ 218.1.002-2003 Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования - Москва: Стандарт отрасли, 2003.15 с.
8. Государственная программа «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Республике Татарстан на 20142020 годы»: Подпрограмма «Повышение безопасности дорожного движения в Республике Татарстан на 2014-2020 годы».
9. Авдеева, Т.А. Исследование путей эффективности снижения вероятности ДТП / Т.А. Авдеева, Б.С. Доброборский // Автотранспортное предприятие. - 2012. - № 3. - С. 15-17.
10. Азизов, К.Х. Режимы движения автомобилей и пешеходов на городских улицах / К.Х. Азизов, И.С. Садиков // Наука и техника в дорожной отрасли. - 2014. - № 3. - С. 14-16.
11. Бабков, В.Ф. Дорожные условия и безопасность движения: учебник для вузов / В.Ф. Бабков. - М.: Транспорт, 2013. - 271 с.
12. Бирюков В.В., Эйхлер Л.В. Организационно-экономические аспекты развития транспортных систем и предприятий автотранспорта в современных условиях: Монография. Под общ. ред. В.В. Бирюкова. - Омск: СибАДИ, 2008. - 330 с.
13. Волошин, Г.Я. Анализ дорожно-транспортных происшествий / Г.Я. Волошин, В.П. Мартынов, А.Г. Романов. - М.: Транспорт, 2014. - 240 с.
14. Калугина, А. Сколько стоит «зебра»? / А. Калугина // Автоперевозки: грузовые, пассажирские, международные. - 2012. - № 6. - C. 63.
15. Клинковштейн, Г.И. Организация дорожного движения: учебник для вузов / Г.И. Клинковштейн, М.Б. Афанасьев. - М.: Транспорт, 2014. - 247 с.
16. Кременец, Ю.А. Технические средства организации дорожного движения: учебник для вузов / Ю.А. Кременец, М.П. Печерский, М.Б. Афанасьев. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2015. - 279 с.
17. Михайлов, А.Ю. Современные тенденции проектирования и реконструкции улично-дорожных сетей городов / А.Ю. Михайлов, И.М. Головных. - Новосибирск: Наука, 2004. - 267 с.
18. Ниворожкина, Л.И. Многомерные статистические методы в экономике: учебник / Л.И. Ниворожкина, С.В. Арженовский. - Ростов н/Д: Наука-Спектр, 2013. - 224 с.
19. Новизенцев, В.В. Анализ аварийности с участием пешеходов / В. В. Новизенцев, Д. В. Оськин // Наука и техника в дорожной отрасли. - 2008. - № 3. - С. 9-12.
20. Организация дорожного движения в городах: метод, пособие / НИЦ ГАИ МВД РФ; под ред. Ю.Д. Шелкова. - М.: Транспорт, 2014. - 143 с.
21. Парсаев, Е.В. Экономика дорожного движения и оценка последствий дорожно-транспортных происшествий: Уч. пос./ Е.В. Парсаев,
А.И. Ганичев. - Омск: СибАДИ, 2015. - 79 с.
22. Правила дорожного движения Российской Федерации: (по
состоянию на 01.05.2017). - М.: ООО «ИДТР», 2017. - 48 с.
23. Пугачев, И. Н. Организация и безопасность дорожного движения: учеб. пособие / И.Н. Пугачев, А.Э. Горев, Е.М. Олещенко. - М.: Академия,
2014. - 272 с.
24. Пугачев, И.Н. Организация движения автомобильного транспорта в городах: учеб. пособие / И.Н. Пугачев. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеанского гос. ун-та, 2015. - 196 с.
25. Реброва, И.А. Планирование эксперимента: учеб пособие / И.А. Реброва. - Омск: СибАДИ, 2013. - 106 с.
26. Рябоконь, Ю.А. Практикум по дисциплине «Организация движения»: учеб. пособие / Ю.А. Рябоконь. - Омск: Изд-во СибАДИ, 2013. - 92 с.
27. Самойлов, Д.С. Организация и безопасность городского движения: учебник для вузов / Д.С. Самойлов, В.А. Юдин, П.В. Рушевский. - М.: Высшая школа, 2012. - 256 с.
28. Сафронов, Э.А. Транспортные системы городов и регионов: Уч. пос. / Э.А. Сафронов. - М. Изд-во АСВ, 2015. - 272 с.
29. Седов, С.А. Человеческий капитал как фактор экономической
безопасности и инвестиционной привлекательности региона в современных условиях / С.А. Седов // Интеграция науки и практики как механизм эффективного развития современного общества: материалы XVII
международной научно-практической конференции (г. Москва, 8-9 октября 2015 г.) - М.: Институт стратегических исследований: Перо, 2015. - С. 118121.
30. Сильянов, В.В. Теория транспортных потоков в проектировании дорог и организации дорожного движения / В. В. Сильянов. - М.: Транспорт, 2015. - 303 с.
31. Симуль, М.Г. Влияние некоторых факторов на условия движения по городским магистралям / М.Г. Симуль // Материалы 69-й научнотехнической конференции СибАДИ. - Омск: СибАДИ, 2015. - Кн. 2. - С. 2023.
32. Симуль, М.Г. Влияние некоторых факторов на эффективность средств организации движения на пешеходных переходах / М. Г. Симуль // Материалы 62-й научно-технической конференции СибАДИ. - Омск: СибАДИ, 2008. - Кн. 2. - С. 136-140.
33. Симуль, М.Г. К вопросу разработки методики расположения пешеходных переходов на городских магистралях / М. Г. Симуль // Развитие дорожно-транспортного комплекса и строительной инфраструктуры на основе рационального природопользования: материалы V Всероссийской науч. -практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. - Омск: СибАДИ, 2014. - Кн. 2. - С. 222- 224.
34. Скульбеденко Н.А. Методы расчета задержек пешеходов на регулируемых пешеходных переходах / Н.А. Скульбеденко // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2013. - № 3. - С.76- 79.
35. Скульбеденко Н.А. Модель оценки задержек на пешеходных регулируемых переходах с вызывными устройствами / Н.А. Скульбеденко // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2013. - № 4. - С.105-109.
36. Степина, П.А. Создание методики моделирования дорожнотранспортных происшествий при производстве автотехнических экспертиз / П.А. Степина // Автотранспортное предприятие. - 2013. - № 10. - С. 3840.
37. Сытник, В.Н. Планирование и контроль эффективности мероприятий по обеспечению безопасности движения в городах: учеб. пособие / В.Н. Сытник. - М.: МАДИ, 2015. - 57 с.
38. Усвяцов, Б. Еще раз о необъявленной войне на дорогах / Б. Усвяцов // Российская Федерация сегодня. - 2012. - № 18. - С. 40-41.
39. Фишельсон, М. С. Городские пути сообщения: учеб. пособие для вузов / М. С. Фишельсон. - 2 изд., перераб. и доп. - М.: Высш. школа, 2012. - 296 с.
40. Хомяк, Я.В. Инженерное оборудование автомобильных дорог / Я.
B. Хомяк. - М.: Транспорт, 2014. - 232 с.
41. Хомяк, Я.В. Организация дорожного движения: учебник / Я.В. Хомяк. - Киев: Вища школа, 2016. - 271 с.
42. Циклис, Б. Е. Движение на дорогах должно быть безопасным и для водителей, и для пешеходов / Б.Е. Циклис // Автотранспортное предприятие. - 2013. - № 11. - С. 2-7.
43. Швецов, В.Л. Моделирование пешеходных потоков / В.Л. Швецов, Е.А. Андреева, К. Беттгер // Автомобильные дороги. - 2012. - № 5. -
C. 39-41.
44. Шештокас, В.В. Конфликтные ситуации и безопасность движения в городах / В.В. Шештокас, Д.С. Самойлов. - М.: Транспорт, 2013. - 207 с.