ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ 8
1.1 Экономическая эффективность предприятия: понятие, способы
определения 8
1.2 Особенности повышения экономической эффективности предприятия.. 17
1.3 Сущность и особенности услуг 23
2 АНАЛИЗ РЫНКА ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ 31
2.1 Анализ российского рынка ювелирных изделий 31
2.2 Анализ рынка ювелирных изделий г. Челябинска 35
3 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИООО «КАМЕННЫЙ ПОЯС» 38
3.1 Общая характеристика предприятия ООО «Каменный пояс» 38
3.2 Анализ эффективности деятельности ООО «Каменный пояс» 39
3.3 Проект повышения эффективности деятельности предприятия и
оценка экономической эффективности предложенных мероприятий.... 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 94
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Статистические данные 94
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Бухгалтерская отчетность 95
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Прогнозная бухгалтерская отчетность
Актуальность темы. В числе понятий рыночной экономики ключевое место занимает категория экономической эффективности. Она становится своего рода «проявителем» результатов производственно-хозяйственной деятельности компании, показывает уровень ликвидности и финансовой устойчивости предприятия и характеризует степень рентабельности главных показателей, касающихся работы фирмы. Чтобы сделать деятельность компании более эффективной с экономической точки зрения, прибегают к систематическому анализу финансово-хозяйственной деятельности.
Такой анализ - это весьма эффективный экономический инструмент, с помощью которого удаётся решить несколько ключевых задач: во-первых, дать оценку реального состояния предприятия, учитывая изменяющиеся условия внешней и внутренней среды, во-вторых, вовремя увидеть недостатки фирмы и предпринять меры, чтобы устранить финансовые проблемы, в-третьих, найти резервы, способные повысить эффективность деятельности компании.
Кроме того, именно анализ - а точнее полученные в его ходе данные и выводы - становятся основой для принятия верных, адекватных ситуации и обоснованных управленческих решений, которые в итоге должны помочь в главном:
- повысить экономическую эффективность деятельности в целом и уровень ликвидности и платежеспособности в частности;
- улучшить финансовое состояние компании;
- определить резервы, позволяющие сделать использование основных фондов, материальных ресурсов, трудовых ресурсов и денежных средств более эффективным.
Актуальность и практическая значимость представленной в исследовании темы состоит в следующем: в современных рыночных условиях анализ финансово-хозяйственной деятельности есть главнейший экономический инструмент, необходимый как для разработки методологии повышения экономической эффективности деятельности компании, так и для принятия корректных управленческих решений, опирающихся на реальную текущую ситуацию и построенные прогнозы.
Объект исследования - ООО «Каменный пояс».
Предмет исследования - организационно - экономические отношения, возникающие в процессе развития ООО «Каменный пояс».
Цель работы заключается в разработке способов и методов повышения экономической эффективности деятельности ООО «Каменный пояс», применив для этого анализ финансово-хозяйственной деятельности.
Для достижения необходимо выполнить следующие задачи:
- исследовать теоретические аспекты эффективности деятельности предприятия;
- проанализировать финансово-хозяйственную деятельность предприятия ООО «Каменный пояс»;
-выявить направления по повышению эффективности деятельности;
- разработать и оценить проект, направленный на повышение эффективности деятельности ООО «Каменный пояс».
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. В первой главе раскрыты теоретические аспекты оценки эффективности деятельности предприятия - понятие и способы определения эффективности. Во второй главе проведен анализ ювелирного рынка России и Челябинска. Третья глава содержит информацию об объекте исследования, проведена оценка стратегического положения и финансового состояния предприятия, предложен ряд мероприятий для улучшения финансового состояния компании, представлен прогноз финансового состояния и проведено сравнение текущего и прогнозного состояния ООО «Каменный пояс». В заключении делаются выводы по работе в целом. Приложения содержат документы бухгалтерской отчетности ООО «Каменный пояс» за три года и прогнозную отчетность.
При рассмотрении эффективности необходимо учитывать, что речь идёт о сложной комплексной категории, с помощью которой оценивают, в какой степени удалось достичь поставленных целей, опираясь при этом на конкретные показатели результатов.
В понятие эффективности входят и экономические, и управленческие аспекты. Ещё две значимые черты: интересующая нас величина носит относительный характер и по природе своей дуалистична, поскольку объединяет в себе критерии сравнения результата (эффекта) - первое - с поставленными целями и - второе - с затратами (ресурсами), причём в ходе сравнение непременно учитывают временной компонент, понадобившийся для достижения определенного необходимого эффекта.
Конечно, применительно к предприятию говорить о получаемом результате (эффекте) в отрыве от его деятельности не имеет смысла, так что возникает необходимость обратиться к сущности термина «эффективность деятельности предприятия». Предприятие в таком случае выступает в качестве открытой социально-экономической системы, а его деятельность является направленным процессом и имеет два чётко определённых направления: первый вектор касается процесса выполнения функций компании, а второй - результата деятельности фирмы. Именно за счёт такой двунаправленности одновременно и на процесс, и на результат, понятие «эффективность деятельности предприятия» принято считать комплексным, и этот подход вполне оправдан.
Не предоставляет сомнения утверждение, что любая компания действует с целью получить определенные результаты.
В международных стандартах ISO 9000 (пункт 3.2.14) даны понятия результативности и эффективности деятельности предприятия. Согласно этим источникам, результативность отражает, в какой степени реализована запланированная деятельность и достигнуты запланированные результаты. А эффективность деятельности предприятия показывает, в какой степени достигнута поставленная цель, то есть насколько реальные (фактические или ожидаемые) результаты деятельности совпали с желаемыми. Из этого понимания можно вычленить главную обозначенных категорий - обе они затрагивают достижение запланированного результата и рассматривают его применительно к имеющимся целям, стоящим перед деятельностью компании.
Если не углубляться в значение терминов «эффективность деятельности предприятия» и «результативность деятельности предприятия», может сложиться впечатление, что они синонимичны и по смыслу не отличаются друг от друга. Но на самом деле названные понятия описывают несколько разные явления: в отличие от эффективности, результативность деятельности предприятия оценивают по результатам деятельности в ретроспективе (то есть в состоянии, достигнутом ранее). Поэтому результативность приобретает характер «ретроспективной эффективности».
Когда возникает необходимость определить уровень результативности (выше мы назвали ее ретроспективной эффективностью и обосновали этот взгляд, аналитики смотрят на степень реализации целей, стоящих перед деятельностью компании, и оценивают ее с точки зрения двух параметров -полноты и экономичности. В первом случае достигнутый эффект сравнивают с установленными целями, во втором - с ресурсами или затратами.
О текущей эффективности деятельности предприятия говорят, когда в расчёт берется результат, проявившийся в нынешней момент (текущий). Чтобы узнать уровень текущей эффективности, традиционно сравнивают соответствующий эффект с поставленными целями (в этом, заметим, кроется отличие эффективности от результативности).
В состав категории эффективности деятельности предприятия входит также компонент будущего проявления результата. Раз возможно выбрать эффект, реализуемый в будущем и подходящий для дальнейшей актуализации, правомерно говорить также о будущей эффективности.
Итак, эффективность деятельности предприятия имеет, так сказать, несколько степеней актуальности: результат может проявляться в прошлом, настоящем или будущем, а значит, при рассмотрении эффективности деятельности компании стоит учитывать три ее базовых элемента: результативность (ретроспектива), текущую и будущую эффективность.
При оценке деятельности компании с позиции финансовой безопасности нужно рассматривать именно текущую эффективность, поскольку для экономической безопасности в целом она представляет наибольший вес. Кроме того, к определению эффективности деятельности компании ближе всего как раз сущность ведущих целей финансовой безопасности (в числе главных целей предприятия можно назвать а) необходимость добиваться высокой финансовой эффективности и поддерживать ее на достигнутом уровне; б) сохранять финансовую устойчивость и независимость компании; в) работать над конкурентоспособностью и постоянно повышать ее; г) обеспечивать высокую ликвидность активов, д) поддерживать деловую активность на требуемом уровне и другие.
Таким образом, в современных реалиях одной из значимых задач становится необходимость определить сущность эффективности деятельности предприятия и его финансовой безопасности предприятия. Успешное решение такого вопроса поможет правильно подобрать критерии и показатели для оценки эффективности деятельности предприятия, найти способы повысить эту эффективность, а также позволит выбрать подходящие методы, чтобы оценить уровень финансовой безопасности предприятия, которая, в свою очередь, защищает компанию от угроз внутреннего и внешнего плана.
На сегодняшний день рынок ювелирных изделий не потерял своего значения и по-прежнему важен для потребителя. Ювелирные изделия считаются более стабильным вложением и редко теряют в цене. С 2017 года в отрасли наблюдается две противоречивые тенденции: с одной стороны, производство и импорт ювелирных изделий увеличивались, спрос ювелирной промышленности на золото рос, а с другой стороны, на этом фоне спрос на ювелирные украшения все же продолжал снижаться. Существует несколько особенностей, свойственных ювелирной индустрии. Первый момент - непрозрачность рынка. Вторая особенность российского розничного ювелирного рынка в том, что он до сих пор слишком фрагментирован. В качестве третьей характерной для российского ювелирного рынка черты называют постоянный рост доли сетевой торговли.
Эффективно развиваться ювелирной отрасли в России мешают несколько факторов: себестоимость изделий от российских производителей выше, чем у иностранной продукции; все больше драгметаллов и драгоценных камней вывозят из России с целью переработать их в готовые ювелирные изделия; значительная часть рынка ювелирных изделий и драгоценных камней является нелегальной.
В настоящее время в Челябинске действует несколько десятков ювелирных магазинов, все они предлагают хороший ассортимент различных украшений из золота и серебра, с разными драгоценными камнями (как натуральными, так и синтетическими) от российских и зарубежных производителей; слабо представлен лишь сегмент изделий класса «люкс», хотя некоторый спрос на такие украшения все же имеется.
Рынок ювелирных изделий в Челябинске в плане инвестиций представляет интерес и оказывается вполне привлекательным, в связи с чем, вероятно, крупные федеральные компании продолжат экспансию в этот уральский город. Также многие эксперты полагают, что с приходом зарубежных компаний не исключён глобальный передел рынка, после которого некоторые маленькие магазины вынуждены будут покинуть рынок или влиться в большие ювелирные сети.
«Каменный пояс» -это уникальный магазин камней, самоцветов, украшений из натуральных камней, минералов, метеоритов и окаменелостей с самым широким ассортиментом в Челябинске: одновременно в наличии более 4 000 наименований товара. Ювелирный магазин «Каменный пояс» был основан в 1994 году. В результате проведенного качественного и количественного анализа стратегической позиции предприятия были получены определенные выводы, согласно которым решения руководства компании ООО «Каменный пояс» должны быть направлены:
- в первую очередь на ввод новой услуги - ремонт ювелирных украшений, данное мероприятие способно повысить эффективность работы предприятия;
- во вторую очередь на создание собственного сайта, где можно увидеть ассортимент продукции, узнать стоимость и заказать товар, услугу.
Данные мероприятия могут быть реализованы в рамках инвестиционной стратегии предприятия, которая будет ориентирована на поиск возможностей роста на существующем рынке путем создания новой или более усовершенствованной продукции на базе привлечения новых технологий.
Был проведен финансовый анализ состояния предприятия, в результате которого сделаны следующие выводы:
- по результатам 2018 года, валовая прибыль предприятия возросла более значительно, чем в 2017 году, рост составил 64,11%, что произошло за счет значительного повышения выручки. В итоге, чистая прибыль за 2018 год больше чем в 2017 году на 535 тыс. руб. Предприятие имеет положительную тенденцию роста прибыли;
- за 2018 год валюта баланса предприятия возросла на 537 тысяч рублей или на 21,5%. Внеоборотные активы продолжают снижаться за счет потери стоимости основными средствами. Оборотные активы склонны к росту за счет роста запасов и денежных средств, при этом дебиторская задолженность снизилась, в следствие чего можно сделать вывод, что предприятие увеличило объем продаж продукции. Нераспределенная прибыль значительно возросла - на 535 тысяч рублей или 65%;
- состояние предприятия характеризуется тем, что условие абсолютной ликвидности баланса не соблюдается за все рассматриваемые года. Наиболее срочных обязательств у предприятия было больше, чем абсолютно ликвидных активов (А1<П1), что отрицательно характеризует способность предприятия погашать наиболее срочные обязательства;
-коэффициенты текущей и абсолютной ликвидности предприятия за все рассматриваемые периоды соответствуют норме. Все коэффициенты ликвидности увеличиваются, что свидетельствует тому, что предприятие способно рассчитываться по своим краткосрочным обязательствам;
-доля собственного капитала за последний рассматриваемый период возросла, это связано с тем, что предприятие получило прибыль и рассчитывается по своим обязательствам. Зависимость от заемных средств снижается, что подтверждает снижение коэффициента задолженности. Величина коэффициента финансирования меньше единицы (большая часть имущества предприятия сформирована из заемных средств), то это может говорить об опасности неплатежеспособности и затруднении в получении кредита. Коэффициент маневренности выше нормативного значения, что показывает способность предприятия поддерживать уровень собственного оборотного капитала и пополнять оборотные средства в случае необходимости за счет собственных источников;
- ООО «Каменный пояс» имеет кризисный тип финансовой устойчивости, благодаря большому количеству запасов. Это объясняется сутью работы ювелирного магазина - ювелирный украшения берутся под реализацию;
- за рассматриваемый период периоды оборачиваемости претерпели весьма незначительные изменения. Период оборачиваемости дебиторской задолженности меньше периода оборачиваемости кредиторской задолженности. Такое соотношение говорит о том, что компания рассчитывается по своим обязательствам более медленно, чем с предприятием это делают дебиторы. Период оборачиваемости капитала возрос, что связано с увеличением имущества предприятия;
- показатели рентабельности имеют тенденцию роста, что свидетельствует о повышении эффективности деятельности предприятия.
Таким образом, ювелирный салон ООО «Каменный пояс» весьма платежеспособен и эффективно функционирует в условиях рынка. Для улучшения финансово-экономического состояния ООО «Каменный пояс» и повышения эффективности работы предприятия предлагается к реализации несколько мероприятий: первое мероприятие, направленное на ввод новой актуальной услуги - ремонт ювелирных украшений; на тот период, когда не будет заказов на ремонт украшений, мастер может брать заказы на изготовление украшений; принимать ювелирные изделия от частных лиц на комиссию; открыть сайт компании, где можно ознакомиться с перечнем услуг, ювелирными украшениями, в том числе принятыми на комиссию, задать интересующие вопросы.
При реализации мероприятия изменится организационная структура предприятия -необходим дополнительный набор персонала в связи с вводом новой услуги. Планируется пригласить к сотрудничеству ювелира, предложив ему сдельную оплату труда. Кроме того, необходимо приобрести оборудование, заказать разработку сайта, закупить сырье и материалы. Сумма инвестиций составляет 455 тысяч рублей. На счету у предприятия имеется 480 тысяч рублей, собственных средств будет достаточно для инвестирования.
Подготовительный этап составляет 1 месяц, после чего «Каменный пояс» вводит предлагаемые мероприятия. Расчетный срок мероприятия составляет 16 месяцев, то есть конец 2019 и весь 2020 год.
Экспертным методом были спрогнозированы объемы продаж и затрат, после чего проведена оценка предложенных мероприятий. Инвестиционный проект привлекателен по всем показателям эффективности - чистая приведенная стоимость больше нуля, внутренняя норма рентабельности выше ставки дисконтирования, индекс доходности выше единицы, при реализации данного проекта ООО «Каменный пояс» получит дополнительную прибыль.
Следующим этапом был прогноз бухгалтерской отчетности и ее анализ, в сравнении с отчетной датой, который позволил сделать ряд выводов:
- инвестиционное мероприятие не повлияло на ликвидность баланса, но наблюдается благоприятная тенденция увеличения коэффициента ликвидности баланса. После реализации мероприятия коэффициенты срочной и абсолютной ликвидности возросли, за счет получения дополнительной прибыли от мероприятия. Инвестиционное мероприятие благоприятно повлияло на ликвидность, предприятие ликвидно и способно рассчитываться по своим обязательствам в краткосрочный период;
- доля собственно капитала предприятия в прогнозном периоде возросла с 45,09% до 47,38%, зависимость от заемных средств уменьшается, поэтому снижается коэффициент финансового рычага. Чем меньше финансовый рычаг, тем устойчивее положение. С другой стороны, заемный капитал позволяет увеличить рентабельность собственного капитала, то есть получить дополнительную прибыль на собственный капитал. Маневренность активов возросла;
- прогнозные значение оборачиваемости свидетельствуют о том, что период оборачиваемости капитала вырос - у предприятия увеличилось имущество и поэтому надо больше времени на оборот, что является отрицательной тенденцией. Дебиторская и кредиторская задолженности в прогнозном периоде не претерпели значительных изменений, однако за счет роста выручки предприятия, периоды оборота изменились, снизились;
- главный показатель, отображающий эффективность работы предприятия - это рентабельность. Рентабельность предприятия ООО «Каменный пояс» увеличилась, что свидетельствует об увеличении эффективности деятельности.
Разработанные мероприятия принесут организации дополнительную прибыль, улучшит финансово-экономическое состояние, повысит эффективность деятельности.
Таким образом, мероприятие по расширению ассортимента услуг вполне жизнеспособно и может принести хорошие результаты при внедрении его на предприятии.
Задачи выпускной квалификационной работы решены. Поставленная цель достигнута.
1 Абрамова, Л.С. Повышение эффективности деятельности предприятий в современных условиях хозяйствования / Л.С. Абрамова // Развитие методологии современной эконмической науки и менеджмента. - 2017. - № 2. - С. 328-335.
2 Абчук, В.А. Менеджмент: учебное пособие / В.А. Абчук. - СПб: Издательство Михайлова В.А., 2016. - 340 с.
3 Алексеев, М.М. Планирование деятельности фирмы: учебно-методическое пособие для ВУЗов / М.М. Алексеев. - М.: Финансы и статистика, 2017.- 289 с.
4 Андреева, Л.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации: учебник / Л.В. Андреева. - М.: «Финансы и статистика», 2015. - 520 с.
5 Астахов, В.Л. Анализ финансовой устойчивости фирмы: учебное пособие / В.Л. Астахов. - М.: ОСЬ, 2016. - 140 с.
6 Баев, Л.А. Основы анализа инвестиционных проектов: учебное пособие / Л.А. Баев. - Челябинск: «Каменный пояс», 2016. - 272 с.
7 Баканов, М.И. Анализ эффективности использования оборотных средств / М.И. Баканов. - П.: ЮПИУК, 2016. - 189 с.
8 Балабанов, И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта: учебное пособие / И.Т. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 325 с.
9 Бендина, Н.М. Финансовый менеджмент: учебник / Н.М. Бендина. - М.: Издательство ПРИОР, 2014. - 502 с.
10 Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Т.Б. Бердникова. - М.: Экономика, 2016. - 224 с.
11Бланк, И.А. Управление использованием капитала: учебник / И.А. Бланк. - М.: Ника-центр, 2013. - 652 с.
12 Бланк, И.А. Управление финансовой безопасностью предприятия: учебник / И. А. Бланк. - К.: Эльга, Ника-Центр, 2016. - 776 с.
13Бланк, И.А. Финансовая стратегия предприятия: учебник / И.А. Бланк. - К.: Эльга, 2014. -720 с.
14Богатин, Ю.В. Инвестиционный анализ: учебное пособие для ВУЗов / Ю.В. Богатин, В.А. Швандар. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 286 с.
15Бочаров, В.В. Финансовый анализ: учебное пособие / В.В. Бочаров. - СПб.: Питер, 2016. - 240 с.
16Бригхем, Ю. Финансовый менеджмент: Полный курс: в 2-х томах / Ю. Бригхем, Л. Гапенски; перевод с английского В.В. Ковалева. - СПб.: Экономическая школа,
2015. - 669 с.
17Ван Хорн, Джеймс. Основы финансового менеджмента: перевод с английского / Дж. Ван Хорн, Дж. М. Вахович. - М.: Вильямс, 2015. - 1225 с.
18 Вартанов А.С. Экономическая диагностика деятельности предприятия: организация и методология: учебное пособие / А. С. Вартанов. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 326 с.
19Васильев, С.В. Стратегический менеджмент: учебное пособие / С.В. Васильев.
- Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2014. - 125 с.
20Вахрушина, М.А. Управленческий анализ: учебное пособие / М.А. Вахрушина,
- Л.: Омега; 2015. - 432 с.
21Вахрушина, М.А. Анализ финансовой отчетности предприятий: учебник / М.А. Вахрушина, Н.С. Пласкова. - М.: Вузовский учебник, 2014. - 367 с.
22Валаева, Т.Ф. Экономика, организация и планирование производства: учебник для вузов / Т.Ф. Валаева. - М.: Инфра-М, 2015. - 264 с.
23Волкова, О.И. Экономика предприятия (фирмы): учебник / О.И. Волкова, О.В. Девяткина. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 601 с.
24Володин, А.А. Управление финансами. Финансы предприятия: учебник /
А.А. Володин. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 364 с.
25Гапоненко, В.Ф. Экономическая безопасность предприятия. Подходы и принципы / Гапоненко В. Ф. - М.: Ось-89, 2017. - 208 с.
26Герасименко, А.А. Финансовая отчетность для руководителей и начинающих специалистов: учебник / А.А. Герасименко. - М.: Альпина, 2014. - 440 с.
27Гиляровская, Л.Т. Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческого предприятия: учебник / Л.Т. Гиляровская. - СПб.: «Питер», 2015. - 256 с.
28Гиляровская, Л.Т. Экономический анализ: учебник / Л.Т. Гиляровская. - М.: ЮНИТИ ДАНА, 2014. - 615 с.
29Глазунов, М.И. Оценка финансовой устойчивости коммерческой организации на основе данных бухгалтерского баланса / М.И. Глазунов // Экономический анализ. - №21. - 2016. - С. 58.
30Горфинсель, В.Я. Экономика предприятия: учебник для вузов /
В.Я. Горфинкель, В.А. Швандар. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 663 с.
31Грицюк, Т.В. Финансы предприятий на примере регионов: учебно - методическое пособие / Т.В. Грицюк, В.В. Котилко. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 488 с.
32Гурнович, Т.Г. Приоритетные направления повышения эффективности деятельности организации / Т.Г. Гурнович // Инновационное развитие. - 2018. - № 2. - С. 120-123.
ЗЗДавыденко, Е.А. Проблемы организации финансового планирования и контроля на отечественных предприятиях и пути их решения / Е.А. Давыденко// Управление финансами предприятия. - 2014. - №2. - С. 32.
34 Донцова, Л.В. Анализ финансовой отчетности: учебник /Л.В. Донцова. - М.: Дело и Сервис, 2013. - 336 с.
35Друкер, П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения / П. Друкер. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2016. - 288 с.
36Ендовицкий, Д.А. Инвестиционный анализ в реальном секторе экономики: учебное пособие / Д.А. Ендовицкий. - М.: Финансы и статистика, 2018. - 352 с.
37Епифанов, В.А. Финансовый менеджмент: понятие, направления и практика реализации: учебное пособие для студентов ВУЗов / В.А. Епифанов. - М.: УРСС,
2016. - 160 с.
38Есипов, В.Е. Оценка бизнеса: учебное пособие / В.Е. Есипов. - СПб.: Питер, 2015. - 464 с.
39Ефимова, О.В. Финансовый анализ: учебное пособие / О.В. Ефимова. - М.: Издательство «Бухгалтерский учет», 2014. - 87 с.
40 Зайончик, Л.Л. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие/
Л.Л.Зайончик. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2014. - 148 с.
41 Зимин, М.А. Реальные инвестиции: учебное пособие / М.А. Зимин. - М.: «ЭКМОС», 2014. - 304 с.
42Иванилов, О.С. Экономика предприятия [Электронный ресурс] / О.С. Иванилов - Режим доступа:
http://www.ecstudy.com/ru/literature/b401147_ivanilov_ekonomika_pidpriemstva.htm(дата обращения 15.04.2019 г.)
43Игонина, Л.Л. Инвестиции: учебное пособие / Л.Л. Игонина. - М.: Юристъ, 2014. - 478 с.
44Ионова, А.Ф. Финансовый анализ: учебник для ВУЗов / А.Ф. Ионова. - М.: Проспект, 2014. - 624 с.
45Казанцев, А.К. Практический менеджмент: учебник / А.К. Казанцев. - М.: Юнити, 2016. - 197 с.
46Ковалёв, А.И. Анализ финансового состояния предприятия: учебник / А.И. Ковалёв, В.П. Привалов. - М.: Дело, 2011. - 216 с.
47Крейнина, М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки: учебное пособие / М.Н. Крейнина. - М.: ИКЦ ДИС, 2015. - 226 c.
48Крылов, Э.И. Управление финансовым состоянием организации (предприятия): учебник / Э.И. Крылов, В.М. Власов. - М.: Эксмо, 2013. - 416 с.
49Крылов, Э.И. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия: учебное пособие / Э.И. Крылов, И.В. Журавкова. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 608 с.
50Любушин, Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной
деятельности: учебное пособие / Н.П. Любушкин. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 445 с.
51 Любушин, Н.П. Экономический анализ: учебник / Н.П. Любушин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 575 с.
52Ляшенко, А.Н. Концептуализация управления экономической безопасностью предприятия: [монография] / А.Н. Ляшенко. - Луганск: ВНУ им. В. Даля, 2015. - 400 с.
53Мазур, И.И. Реструктуризация предприятия: учебное пособие для вузов / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2014. - 456 с 54Макарьян, Э.А. Экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник / Э.А. Макарьян, Г.П. Герасименко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2015. - 560 с.
55Мелкумов, Я.С. Инвестиции: учебное пособие / Я.С. Мелкумов. - М.: ИНФРА- М, 2015. - 254 с.
56Нефедов, Б.А. Определение приоритетных направлений повышения эффективности деятельности предприятия / Б.А. Нефедов [Электронный ресурс] // Инновационное развитие. - 2017. - № 3. - С. 22-23.
57Панфиль Л.А. Оценка эффективности деятельности предприятия // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 6-4. - С. 753-756.
58Пласков, Н.С. Экономический анализ: учебник / Н.С. Пласков. - М.: Эксмо,
2017. - 704 с.
59Половинкин, С.А. Управление финансами предприятия: учебно-практическое пособие / С.А. Половинкин. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2014. - 246 с.
60Попов, В.М. Бизнес фирмы и бюджетирование потока денежных средств: учебное пособие / В.М. Попов. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 400 с.
61Попов, В.М. Бизнес-план инвестиционного проекта: отечественный и зарубежный опыт. Современная практика и документация: учебное пособие / В.М. Попов. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 432 с.
62 Российский ювелирный рынок: особенности, текущее состояние, перспективы развития. Аналитический отчет за 2017 год. Аналитика агентства Росювелирэксперт
63Савицкая, Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: краткий курс: учебник / Г.В. Савицкая. - 2-е издание, испр. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 303 с.
64 Сайфулин, Р.С. Финансы предприятий: учебник / Р.С. Сайфулин,
А.Д. Шеремет. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 343 с.
65 Сапожникова, Ю.Е. Стратегическое планирование как основа перспективного развития холдинга ювелирной отрасли промышленности / Ю.Е. Сапожникова // Бизнес в законе. - 2016. - №1. - С. 279-281.
66 Сергеев, И.В. Организация и финансирование инвестиций: учебное пособие / И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 272 с.
67Сизова, О.В. Структуризация направлений повышения эффективности деятельности организации / О.В. Сизова [Электронный ресурс] // Развитие методологии современной эконмической науки и менеджмента. - 2018. - № 7. -С. 28-35.
68 Стоянова, Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика: учебник / Е.С. Стоянова. -8-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Издательство «Перспектива», 2018. - 630 с.
69Стрикленд, А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа: учебник / А.Дж. Стрикленд, А.А. Томсон. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2013. - 928 с.
70Тихомиров, Е.В. Финансовый менеджмент. Управление финансами предприятия: учебник для вузов / Е.В. Тихомиров. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2015. - 384 с
71Томилов, В.В. Менеджмент: учебник / В.В. Томилов. - М.: Юрайт-Издат, 2013. - 518 с.
72Чечевицына, Л.Н. Анализ финансово - хозяйственной деятельности: учебник / Л.Н. Чечевицына. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2016. - 384 с.
73Шевелев, А.Е. Бухгалтерский учет и анализ: учебник/А.Е.Шевелёв,
Е.В. Шевелёва. - М.: КНОРУС, 2016. - 474 с.
74Шеремет, А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учебник / А.Д. Шеремет. - М.: Инфра-М, 2015. - 415 с.
75Шохин, Е.И. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Е.И. Шохин. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2017. - 368 с.
76Щербакова С. А. Пути повышения эффективности деятельности предприятия // Молодой ученый. - 2016. - №9.2. - 65 с.