Введение 3
Глава I. Эмалирование- древний вид декоративного искусства.
1.1 История возникновения искусства горячей эмали 6
1.2 Горячая эмаль как самостоятельный вид миниатюрной
живописи 21
Вывод по I главе 31
Глава II. Создание триптиха по мотивам фрески «Св. воин Христофор» Успенского Собора Свияжского мужского монастыря в технике горячей эмали.
2.1 Технологические особенности горячей эмали 33
2.2 Этапы работы над триптихом по мотивам фрески «Св. воин
Христофор» Успенского Собора Свияжского мужского монастыря 51
Вывод по II главе 61
Заключение 62
Литература 65
Приложения
Горячая эмаль - это очень древний вид декоративного искусства, насчитывающий историю более трех тысяч лет. Термин «эмаль» пришел в Россию сравнительно недавно, в конце XIX века из Франции и вытеснил термин византийского происхождения - «финифть». Техникой горячей эмали или эмалированием в первую очередь следует называть вид ювелирного искусства по металлам, в частности драгоценным (золото, серебро, а также медь). Во- вторых, понятие эмалирования носит технический смысл - это механизированное нанесение покрытий на какие- либо детали механизмов, с целью уберечь металл от коррозии.
Следует отметить, что технология незаслуженно была забыта. В прошлом украшения с эмалями могли позволить себе состоятельные люди или короли, которые хотели видеть наравне с драгоценными камнями яркость и переливы эмали, материала необычного и дорогостоящего. В настоящее время в России в технике горячего эмалирования работает узкий круг художников, так как процесс весьма трудоемкий и требует определенных навыков, инструментов и материалов.
Актуальность данной работы состоит в возрождении древнего искусства эмалирования. В работе представлен исторический материал, по которому можно проследить историю горячей эмали с античных времен до сегодняшних дней.
Цель исследования. Создание декоративного триптиха по мотивам фрески «Св. воин Христофор» Успенского собора Свияжского мужского монастыря в технике горячей эмали.
Объект исследования. Технология горячей эмали в создании триптиха «Св. воин Христофор».
Предмет исследования. Создание триптиха по мотивам фрески «Св. воин Христофор».
Цель, объект и предмет исследования определили постановку следующих задач:
• изучить и проанализировать технологическую и историческую
литературу по технологии горячей эмали, а так же историческую
литературу святого мученика Христофора;
• найти аналоги подобных работ с их описанием;
• воплотить полученные знания в триптихе.
Теоретическая значимость исследования состоит в определении понятия горячего эмалирования и объяснении технологических особенностей процесса.
Практическая значимость исследования заключается в создании декоративного триптиха с воплощением собственного видения фрески в технологии горячего эмалирования.
Структура выпускной квалификационной работы включает: введение, где обосновывается актуальность темы, определяются цель и задачи, 2 главы, каждая из которых включает в себя по 2 параграфа, выводы по каждой главе, заключение, литературу и приложения.
К структуре выпускной квалификационной работы прилагается триптих по мотивам фрески «Св. воин Христофор» Успенского собора Свияжского мужского монастыря в технике горячей эмали.
Дизайн - проект триптиха, навеянный, в первую очередь, образом Святого Воина Христофора - это уникальный, прежде всего декоративный проект. Триптих может послужить прекрасным подарком или же декоративным оформлением интерьера и даже стать его «изюминкой», так как выполнен в весьма необычной технике - горячей эмали.
Еще перед началом этой работы техника горячего эмалирования имела место в воплощении творческих задумок. Излюбленная технология стала основополагающей в создании данного декоративного проекта.
Выбранная мною тематика триптиха неслучайна. Ведь именно с иконописных сюжетов начиналась история горячей эмали. И мое внимание пало, возможно, на самого необычного святого как в Православной, так и
Католической церкви. Рассматривая далее историю горячей эмали, можно будет протянуть нить от технологии к сюжету.
Выпускная квалификационная работа на тему «Дизайн - проект триптиха
по мотивам фрески «Св. воин Христофор» Успенского собора Свияжского
мужского монастыря в технике горячей эмали» раскрыла суть техники горячего
эмалирования, подробно описала возможные способы эмалирования с
достаточно полным описанием технологических процессов.
Первая глава рассказала историю эмалирования с античных времен до
наших дней. Особое внимание уделено живописной эмали. Живопись по эмали
(финифть) требует от мастера немалого профессионализма. Ее особенности
заключаются, во- первых в том, что эта миниатюрная живопись (размеры
изделий от 1 см. и не превышают 15 см.). Во- вторых, эмалевые краски при
обжиге настолько изменяют свой первоначальный цвет и интенсивность, что
живописец в известной мере вынужден работать по воображению. В этом
состоит сложность искусства эмали - в размолотом состоянии она имеет, почти
вся, одинаковый цвет, увидеть который возможно только после обжига в
муфеле.
Для достижения поставленной цели были выполнены следующие задачи:
были изучены и проанализированы технологическая и историческая
литературы по технологии горячей эмали, а так же историческая
литература Св. мученика Христофора;
рассмотрены аналоги подобных работ;
на основании изученного был создан триптих.
Проведя анализ проделанной работы можно сделать следующие выводы:
актуальность работы полностью оправдана, так как в настоящее время
идет активное возрождение старинных ремесел, а искусство
эмалирования можно назвать ремеслом, потому что оно является ручным
производством с применением специальных ручных приспособлений, с
помощью которых создаются высокохудожественные изделия.63
цель исследования достигнута, так как целью было создание
декоративного триптиха по мотивам фрески «Св. воин Христофор»
Успенского собора Свияжского мужского монастыря в технике горячей
эмали и триптих выполнен.
технология горячей эмали в создании триптиха «Св. воин Христофор»
как объект исследования изучена;
триптих по мотивам фрески «Св. воин Христофор» создан;
с точки зрения теоритической значимости исследования в работе были
определены понятия горячего эмалирования и объяснены
технологические особенности;
с точки зрения практической части в декоративном триптихе было
воплощено собственное видение фрески, но только в технологии горячего
эмалирования.
Искусство горячей эмали насчитывает историю не одного тысячелетия и,
хотя так и неизвестное точное место возникновения технологии эмалирования,
можно утверждать, что ее предпосылки и аналоги были обнаружены в Египте,
Древней Греции и Риме. Последующее развитие технологии можно проследить
подробнее, благодаря тому, что экземпляры дошли в большем количестве и
более хорошем качестве.
Одно из наибольших наследий оставила Византия, мастера которой в
совершенстве овладели техникой перегородчатой эмали и дали стимул в
развитии эмальерного дела. Спустя короткое время все соседние страны начали
осваивать технику эмалирования, полагаясь на опыт византийских мастеров и
добиваясь самобытности в своих работах и достигая новых высот.
Возникновение перегородчатых эмалей на Руси связывают именно с
воздействием византийских традиций. Однако технология эмалирования
успешно изменялась с течением времени и под влиянием стилей все же в
Европе, где получила наибольшее развитие. Эмаль, начинающаяся в основном
как перегородчатая, в готический период становится выемчатой. А в эпоху
барокко, с присущей этому стилю пышностью и помпезностью, предстает
красота объемных рельефных эмалей.
В дальнейшем появилась новая разновидность в искусстве эмали –
живописная эмаль. Эта техника вскоре стала скорее своеобразной техникой
живописи, чем эмальерной техникой.
Технический прогресс сказался на развитии эмали отрицательным
образом, учитывая появление новых открытий и материалов, техника
эмалирования была отодвинута на задний план. К эмалированию стали
обращаться как к способу усовершенствования посуды и прочей домашней и
бытовой утвари. Художественная ценность эмали вернулась со стилем модерн,
который воплощал в себе орнаментальные, растительные и анималистические
мотивы. Нуждающийся в красках и цвете стиль модерн породил большое
количество предметов, которые имели не столько практическую, сколько
художественную значимость. В настоящее время можно смело сказать, что
эмаль нашла свое место в промышленном применении. Без эмалирования не
обходится изготовление посуды, технических деталей и прочего. Благодаря
тому, что в настоящее время изучено намного больше свойств это
предоставляет намного больше возможностей применения эмали. Так же
эмальерное дело не утрачено и в художественном плане, наоборот, благодаря
развитию, современные художники могут выбирать среди техник исполнения,
способы нанесения эмали и т. д., что в свою очередь опять же дает большие
возможности. Нужно только лишь умение выражать замысел в
художественную форму, фантазия и способность пользоваться
технологическими приемами.
1) Статья Ю. В. Линника о св. Христофоре. Она была опубликована в издании: «Никта» Альманах Юрия Линника. Петрозаводск, 2008.
2) Техника художественной эмали, чеканки и ковки: Учеб.пособие/ А.В.
Флеров, М.Т. Демина, А.Н. Елизаров, Ю.А. Шеманов - шк., 1986 - 191 с.: ил.
3) H. Беручашвили, И. Бичикашвили новая атрибуция креста квирике хахульского складня.
4) Кондаков Никодим Павлович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
5) Лазарев В. Н. Никодим Павлович Кондаков. М., 1925. 2-е изд. в : Он же. Византийская живопись. М., 1971. Библ. С. 7-19
6) Кызласова И. Л. История изучения византийского и древнерусского искусства в России. Ф. И. Буслаев и Н. П. Кондаков: методы, идеи, теории. М., 1985. 184 стр.
7) Э. Бреполь Художественное эмалирование Л. «Машиностроение» 1986 - 127 стр.
8) Кривоносов В. Огнеупорное письмо. Ростовская финифть. Краткий очерк. Верх.- Волж.кн. изд., Ярославль, 1977.
9) Пак В.Ф. Ростовская финифть XX века. Изд. «Галарт»; Москва, 2006.
10) Мухин В.В. Искусство русской финифти. Изд. «Грифон», Санкт-Петербург,
1996.
11) Русское серебро. Вторая половина 19 - начало 20 века. Серия «русский художественный металл». Изд. «Береста», Москва, 1994.
12) Русская эмаль. Вторая половина 19 - 20 века. Серия «русский художественный металл». Изд. «Береста», Москва, 1996.
13) Мэттьюс Гленис Лесли М- 97 Эмали. Эмалирование. Эмальеры / Гленис Лесли Мэттьюс; Пер. с англ. - Омск: Издательский Дом «Дедал- Пресс», 2006.212 с., с ил.
14) Эмаль и эмалирование. Петцольд А., Пёшманн Г. Справ.изд. Пер. с нем. М.: Металлургия, 1990. 576 с.
15) Художественное эмалирование/ Пер. с нем. И. В. Кузнецовой; Ред. Л. З. Засухина. - Л.: Машиностроение, Ленинг. отд-ние, 1986. - 127 с., ил.
16) Ростовская финифть. Ростов Великий. Зайцев - Картавцев А., текст, составление, 1993 Финогенов А., оформление. 1993 издательство «Русский Raritet» 1993.
17) Русская эмаль XIX - начала XX века. Из собрания музея имени Андрея Рублева Издательство «Панорама», 1994.
18) Источник. Забелин И.Е. Историческое обозрение финифтяного и ценинного дела в России. — Санкт-Петербург : тип. Экспедиции заготовления гос. бумаг, 1853. — [2], 101 с.; 22
19) А.А. Конченков.Учебно-методическое пособие. — Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет (ТОГУ), 2016. — 60 с.
б)
16) Официальный сайт Ростовского муниципального района Ярославской области. - URL: http://www.admrostov.ru/promysl.php. (Дата обращения: 05. 01. 2017г.).
17) Г еокешинг. - URL: http://www. geocaching. su/?pn= 101 &cid=6488. (Дата обращения: 05. 01. 2017г.).
18) Финифть - сувениры. - URL: http://finifty.ru/. (Дата обращения: 07. 01. 2017г.).
19) Народные промыслы. Ростовская финифть. . - URL: http://www.ya- zemlyak.ru/np rf.asp. (Дата обращения: 08. 01. 2017г.).
20) Ростовская финифть. - URL: http://strana.ru/journal/21198386. (Дата обращения: 17. 02. 2017г.).
21) Спутник/ туризм. - URL: https: //turizm.sputnik.ru/items/uspenskiy-sobor-v- sviyagske. (Дата обращения: 17. 02. 2017г.).
22) Panoramio. - URL: http://www.panoramio.com/photo/109419937. (Дата обращения: 17. 02. 2017г.).
23) Эмалирование.ру ; Техника нанесения эмали. - URL: http://emaliruem.ru/. (Дата обращения: 17. 02. 2017г.).
24) Финифть. Ювелирные украшения и изделия. - URL: http://finifty.ru/. (Дата обращения: 17. 02. 2017г.).
25) Ostmetall.info. - URL: http: //forum. o stmetal. info/threads/ehmal -kni gi-stati- firmv-saitv-texniki.218947/. (Дата обращения: 17. 02. 2017г.).
26) Свияжская эмаль. - URL: https://www.sviem.com/^(Дата обращения: 17. 02. 2017г.).
27) Государственный Эрмитаж. - URL:
http: //www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/. (Дата обращения: 17. 02. 2017г.).
28) Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры. - URL: http://www.rusarch.ru/zabelin1.htm^(Дата обращения: 17. 02. 2017г.).