Формирование и использование финансовых ресурсов муниципальных бюджетных учреждений (на примере МБУ «Спортивная школа олимпийского резерва № 3 по футболу» г. Челябинска)
ВВЕДЕНИЕ 5
1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАК СУБЪЕКТ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ ... 8
1.1 Сущность и функции муниципального учреждения 8
1.2 Источники финансирования муниципального учреждения спорта 16
2 АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ И РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВМУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СПОРТИВНАЯШКОЛА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА №3 ПО ФУТБОЛУ» Г. ЧЕЛЯБИНСКА... 29
2.1 Анализ источников финансирования муниципального бюджетного
учреждения «Спортивная школа олимпийского резерва № 3 по футболу» г. Челябинска 29
2.2 Анализ использования финансовых ресурсов муниципального бюджетного
учреждения «Спортивная школа олимпийского резерва № 3 по футболу» г. Челябинска 38
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ И МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 44
3.1 Основные направления по совершенствованию финансового обеспечения
и расходования средств муниципального учреждения 44
3.2 Программно-целевое финансирование, как инструмент совершенствования
финансирования и использования средств муниципального учреждения 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Отчет об исполнении МБУ СШОР №3 по футболу г.
Челябинска плана ФХД на 01.01.2018 г. по приносящей доход деятельности
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Отчет об исполнении МБУ СШОР №3 по футболу г.
Челябинска плана ФХД на 01.01.2018 г. по субсидиям
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Отчет об исполнении МБУ СШОР №3 по футболу г.Челябинска плана ФХД на 01.01.2018 г. по субсидиям на государственное муниципальное задание
Финансовые ресурсы муниципальных учреждений составляют основу деятельности органов местного самоуправления и государства в целом. Государство при наличии достаточного количества своих бюджетных средств может качественно осуществлять государственную социальную политику, может эффективно поддерживать нуждающиеся отрасли хозяйства, проводить необходимые научные исследования и обеспечивать полную обороноспособность государства.
Муниципальное бюджетное учреждение представляет организацию некоммерческого типа, сформированную на реализации для всеобщего блага и развития граждан, задач некоммерческого характера (управленческие, культурные, образовательные), а финансирование учреждения осуществляется частично или полностью собственником учреждения.
Одной из главных целей муниципального учреждения являются услуги населению — примерами могут служить образовательные, медицинские и правозащитные функции таких учреждений. Для конкретного МУ цель является реализация задач заданной отрасли.
Актуальность темы. Использование и формирование финансовых ресурсов бюджетных муниципальных учреждений зависит от источника их финансирования (бюджетных, внебюджетных средств), и формируется в соответствии с Бюджетной классификацией РФ, устанавливающей статьи расходования бюджетных средств (расходы на оплату труда, оплата услуг связи, транспортных, коммунальных услуг, материальных запасов, уплату налогов и др.)
Однако, на сегодня в РФ осуществляют свою деятельность достаточно большое количество государственных учреждений, которые финансируются из госбюджета, но достаточного внимания, к которым со стороны государства недостаточно. Основной проблемой муниципальных бюджетных учреждений в процессе формирования и использования его финансовых ресурсов является то, что они являются наименее экономически защищенной категорией бюджетных учреждений и ощущается катастрофическая нехватка средств и недофинансирование из бюджета данных учреждений. Возможно причиной данных проблем являются неэффективное распределение выделенных финансовых ресурсов на непосредственную деятельность муниципальных бюджетных учреждений, что подразумевает развитие и совершенствование финансовой политики РФ в области создания эффективно функционирующей системы учреждений для экономного использования бюджетных средств, которые направлены на их финансовое обеспечение. В целях контроля за обеспечением прозрачности исполнения сформированного бюджета разрабатываются и реализуются мероприятия совершенствования плана счетов учета бюджетных средств, классификации бюджетных средств, финансового планирования, составления отчетов по исполнению бюджетов.
Финансирование бюджетных учреждений субсидиями на реализацию муниципального задания от размера выручки бюджетного учреждения зависит напрямую.
Планирование доходов и расходов как подэтап финансирования муниципальных бюджетных учреждений является важнейшим инструментом повышения эффективности управления бюджетными финансами. С того насколько качественно будет осуществляться планирование, во многом зависит обоснованность подготовки и принятия решений, затрагивающих все области финансово-хозяйственной деятельности муниципальных бюджетных учреждений.
Объект исследования - финансовые ресурсы муниципальных бюджетных учреждений.
Предмет исследования - формирование и использование финансовых ресурсов муниципального бюджетного учреждения МБУ «Спортивная школа олимпийского резерва № 3 по футболу» г. Челябинска.
Цель исследования - провести исследование формирования и использования финансовых ресурсов муниципальных бюджетных учреждений МБУ «Спортивная школа олимпийского резерва № 3 по футболу» г. Челябинска и разработать рекомендации по совершенствованию их муниципального обеспечения.
Задачи исследования:
- изучить теоретические основы муниципального учреждения, как объекта хозяйствования;
- провести анализ финансирования и расходования средств муниципального бюджетного учреждения МБУ «Спортивная школа олимпийского резерва № 3 по футболу» г. Челябинска;
- разработать рекомендации по совершенствованию формирования и использования финансовых ресурсов муниципальных бюджетных учреждений и их муниципального обеспечения.
Теоретической основой исследования являются работы ученых экономистов в области финансирования муниципальных бюджетных учреждений: И.Н. Мысляева [19], И.А. Василенко [8], Г.В. Харитонова, Г.И. Хотинская [35] и др.
Для решения поставленных задач применяются методы экономического исследования: аналитический, экономико-статистический, сравнительный анализ, метод анализа существующей литературы и другие.
Разработанные рекомендации позволят совершенствовать формирование и использование финансовых ресурсов муниципальных бюджетных учреждений и их муниципального обеспечения в современных условиях.
Муниципальное бюджетное учреждение представляет организацию некоммерческого типа, сформированную на реализации для всеобщего блага и развития граждан, задач некоммерческого характера (управленческие, культурные, образовательные), а финансирование учреждения осуществляется частично или полностью собственником учреждения.
Одной из разновидностью муниципальных учреждений являются спортивные школы, которые основаны на реализации педагогических процессов увеличения уровня физической подготовки молодого поколения талантливых спортсменов, выполнение социального заказа государства по подготовке спортсменов в различных областях спорта и привитие молодому поколению интереса к здоровому образу жизни, что послужит совершенствованию существующих общественных отношений.
Виды спортивных школ также подразделяются в зависимости: от имеющейся формы собственности (государственные, общественно-социальные, муниципальные); от продвигаемого вида спорта.
Непосредственное финансирование спортивных школ находится в ведении исполнительных органов госвласти субъектов РФ (органов местного самоуправления). Финансирование участия во всероссийских соревнованиях воспитанников спортивных школ, выполняется за счет средств соответствующих уровней бюджетов и др. источников, не запрещенных законодательством РФ.
Финансовые ресурсы спортивных школ выражены денежными средствами, которые привлечены на поддержание и расширение своей деятельности из разных источников финансирования. Предоставление платных услуг, бесплатной или на совмещенной основе осуществляется на основании утвержденных правил разработанных учреждением и закрепленным в уставе учреждения. Финансирование бюджетных учреждений субсидиями на реализацию муниципального задания от размера выручки бюджетного учреждения зависит напрямую. Также спортивные школы, как муниципальные бюджетные учреждения получают субсидии по обеспечению уровня финансирования организаций, осуществляющих спортивную подготовку в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки в муниципальных образованиях субъектов РФ, Министерством спорта РФ.
Однако, на сегодня в РФ осуществляют свою деятельность достаточно большое количество государственных учреждений, которые финансируются из госбюджета, но достаточного внимания, к которым со стороны государства недостаточно. Основной проблемой муниципальных бюджетных учреждений в процессе формирования и использования его финансовых ресурсов является то, что они являются наименее экономически защищенной категорией бюджетных учреждений и ощущается катастрофическая нехватка средств и недофинансирование из бюджета данных учреждений. Возможно причиной данных проблем являются неэффективное распределение выделенных финансовых ресурсов на непосредственную деятельность муниципальных бюджетных учреждений, что подразумевает развитие и совершенствование финансовой политики РФ в области создания эффективно функционирующей системы учреждений для экономного использования бюджетных средств, которые направлены на их финансовое обеспечение. В целях контроля за обеспечением прозрачности исполнения сформированного бюджета разрабатываются и реализуются мероприятия совершенствования плана счетов учета бюджетных средств, классификации бюджетных средств, финансового планирования, составления отчетов по исполнению бюджетов.
МБУ СШОР №3 г. Челябинска оказывает платные услуги по предоставлению для тренировочного процесса малого и большого футбольного поля и спортивного зала.
Источниками формирования финансов МБУ СШОР №3 по футболу г. Челябинска являются:
- бюджетные и внебюджетные средства;
- средства, заработанные МБУ СШОР №3 по футболу г. Челябинска.
Всего финансирование бюджета в 2017 году в соответствие с планом финансово-хозяйственной деятельности МБУ СШОР №3 по футболу г. Челябинска в 2018 году составило 34290 тыс. руб., что на 21,8% ниже финансирования в 2017 году. В 2018 году финансирование сократилось на 13,5% в сравнении с 2017 годом.
В структуре доходов МБУ СШОР №3 по футболу г. Челябинска преобладали доходы от субсидий на выполнение муниципального (государственного задания) в 2016 году 60,6%, в 2017 году 75,2%, в 2018 году 89,9%. Субсидии на иные цели составили в 2016 г. - 37,1%, в 2017 году 21,6%, а в 2018 году 3,5%. Приносящая доход деятельность составила в 2016 г. - 2,4%, в 2017 г. - 3,3%, в 2018 году 6,5%.
Увеличение внебюджетных поступлений в 2017 году произошло за счет доходов от собственности на 94,1%, доходов от оказания платных услуг на 19,5%и снижения прочих доходов на 63,4%. В 2018 году увеличение произошло за счет доходов от собственности на 12,1%, доходов от оказания платных услуг на 52,5% и прочих доходов и прочих доходов в 5,5 раз.
В 2017 году произошло снижение финансирования на одного обучающегося на 22,0%, а в 2018 году на 13,7%, что показывает отрицательную динамику общего финансирования обучающихся, отражающее недополучение обучающимися формы и экипировки.
В деятельности МБУ СШОР №3 по футболу г. Челябинска использование финансовых ресурсов в 2017 году снизилось на 27,8%, в 2018 году снизилось на 13,2%, в сравнении с 2017 годом. Снижение расходов в 2017 году произошло за счет снижения субсидий на выполнение муниципального задания на 3,4%, субсидий на иные цели на 54,5%. Расходы по приносящей доход деятельности увеличились на 211 тыс. руб. (21,7%), в сравнении с 2017 годом. В 2018 году снижение расходов произошло за счет снижения расходов по субсидиям на иные цели на 85,9%, а расходы на муниципальное задание увеличились на 4,2%.
В структуре расходов по приносящей доход деятельности большую часть расходов составили прочая закупка товаров (в 2016 г. - 76,7%, в 2017 году - 86,5%, в 2018 г. - 88,9%.
В процессе работы нами были выявлены проблемы финансового обеспечения МБУ СШОР №3 по футболу г. Челябинска:
- при проектировании плана ФХД в МБУ СШОР №3 по футболу г. Челябинска не используются гранты и инновационные программы развития спортивной школы, как источник финансирования доходов учреждения
- не проводиться работа по привлечению инвестиционной помощи больших инвесторов;
- финансирование проводится только их местного бюджета.
Для совершенствования финансирования МБУ СШОР №3 по футболу г. Челябинска предлагаем реализовать программу по инновационному развитию МБУ СШОР №3 по футболу.
Цель: создание условий для формирования здорового образа жизни, развитие физических, интеллектуальных и нравственных способностей детей, подготовка спортивного резерва.
Источники финансирования Программы:
- Департамент образования, молодежной политики и спорта Челябинской области;
- благотворительные средства.
Для расширения деятельности спортивной школы и привлечения обучающихся в МБУ СШОР №3 по футболу г. Челябинска предлагаем вести дополнительную платную услугу «Спортивная аэробика» как условие увеличения финансового обеспечения муниципального образовательного учреждения.
Себестоимость платной услуги в год будет составлять 300800 рублей.
Также необходимо привлекать к инвестированию крупные компании г. Челябинска и Челябинской области. Среди частных инвесторов и крупных многоопытных компаний очень популярны инвестиции в спорт, что позволяет получить хорошую прибыль и приумножить капитал, а также оказать ценную помощь развитию молодого поколения спортсменов. Эти инвестиции создают и поддерживают имидж компаний.
По результатам предложенных мероприятий реализации программы развития МБУ СШОР №3 по футболу г. Челябинска можно сделать вывод, что финансирование доходов МБУ СШОР №3 по футболу г. Челябинска увеличится на 27,07%, что положительно скажется на развитии деятельности учреждения и его материально-технической базы. Учреждение применило программно-целевое финансирование при построении прогноза финансирования его доходов.
Финансирование МБУ СШОР №3 по футболу г. Челябинск на одного обучающегося составляет в 2019 году 50,3 тыс. руб., в 2020 году 41,9 тыс. руб., в 2021 году 44,0 тыс. руб.
Таким образом, финансирование физической культуры и спорта государством является в развитие человеческого капитала долгосрочным инвестированием, выступает как средство, которое существенно повышает качество жизни населения, как механизм оздоровления российской нации, а также как эффективное средство борьбы против асоциальных явлений в обществе.
1. Конституция РФ. (принята референдумом 12.12.93) (ред. от 21.07.2014)/
Российская газета, 1993, № 237; Собрание законодательства Российской
Федерации, 2014, № 19, ст. 2304.
2. Бюджетный кодекс РФ от 5 августа 2000. №177- ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: правовой сайт. Режим доступа: http: base.consultant.ru/ cons / cgi / online.cgi? req=doc; base= LAW;n= 18178.
3. Налоговый кодекс РФ от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 25.12.2018 N 493- ФЗ.)//СЗ РФ. -2018.- N 13
4. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 03.08.2018 N 339- ФЗ). Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 19, ст. 1502.
5. Федеральный закон № 83-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ» от 08.05.2010 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www. sigma-soft.ru/txt/D0202/d_20203_1 .shtml
6. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ред. от 29 июля 2018 г. N 260-ФЗ) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://base.garant.ru/10105879/
7. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329 ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (ред. от 27.12.2018 N 564-ФЗ) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/
8. Постановление «Об утверждении Правил предоставления субсидий из регионального бюджета бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов (наименование субъекта Российской Федерации) на обеспечение уровня финансирования организаций, осуществляющих спортивную подготовку в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://cspso.ru/wp- content/uploads/2018/07/ck-vk-10-3888-ot-28.05.2018. pdf
9. Программа «Развитие физической культуры и спорта в Челябинской области» (в ред. Постановлений Правительства Челябинской области от 27.12.2016 N 734-П, от 24.11.2017 N 636-П, от 29.12.2018 N 693-П) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/424079085
10. Бабич, А.М., Павлова А.Н. Государственные и муниципальные финансы. Второе издание, переработанное и дополненное./ А.М. Бабич, А.Н. Павлова Москва - 2016. - 312 с.
11. Борисоглебская, Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Финансирование социальных услуг / Л.Н. Борисоглебская, С.А Кирсанов. - М.: АИД, 2017. - 360 c.
12. Варламова, Т.П. Финансовый менеджмент: Учебное пособие / Т.П.
Варламова, М. А. Варламова. - М.: Дашков и К, 2015. — 304 c.
13. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / И.А. Василенко М.: Юрайт, 2017. - 230 с.
14. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 391 c.
15. Витковский, А.В. Методики оценки финансового состояния предприятия / А.В. Витковский // Социально- экономическая роль денег в обществе.-2016.-с. 236-238
16. Горемыкин, В.А. Планирование на предприятии: учебник /В.А. Горемыкин.
- 4-е изд., - М.: Высшее образование, 2017. - 609 с.
17. Елисеева, И.И., Финансы Учебное пособие для экон. вузов / /под ред. И.И. Елисеевой. - М.: Финансы, 2015. — 191 с.
18. Ендовицкий, Д.А. Комплексный анализ финансового состояния образовательной организации / Д. А. Ендовицкий, Т. А. Пожидаева, 2018. — 160с.
19. Конышев, И.Н. Особенности формирования и использования финансовых ресурсов бюджетных учреждений в современных условиях /И.Н. Конышев //Экономические науки, 2018. - №12 - с. 4-5
20. Коротина, Н.Ю. Апробация методики анализа финансового состояния муниципальных бюджетов / Н. Ю. Коротина // Социум и власть. - 2017. — № 3. — С. 89-95.
21. Марков, С.Н. Финансовые ресурсы бюджетных учреждений и направления их использования: теоретический аспект/ С.Н. Марков // Вестник СИБИТа. 2017. -№1 (21). - С. 5-6.
22. Малиновская, О.В. Государственные и муниципальные финансы: Учебное пособие / О.В. Малиновская, И.П. Скобелева, А.В. Бровкина. - М.: КноРус, 2016. - 480 с.
23. Маркина, Е.В. Развитие финансового механизма функционирования бюджетных учреждений / Е.В. Маркина // Вестник Финансового университета. - 2017. - № 4. - С. 23-32.
24. Марков, С.Н. Зарубежные модели оценки эффективности бюджетных расходов на образование и их приемлемость в российской действительности / С.Н. Марков // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2015. - № 1 (5). - С. 8-11.
25. Мысляева, И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебное пособие / И.Н. Мысляева. - М.: ИЦ РИОР, 2017. - 208 с.
26. Финансы учреждений [Электронный ресурс] // сайт «Финансовый анализ и менеджмент» — Режим доступа: http://finance-place.ru/finansy-predpreyatiy/finansj- organizaciy.html