Актуальность исследования теории Аристотеля обеспечивается тем фактом, что различные аспекты его философии в разные времена становились объектом для концептуализации в рамках сложившихся современных философских систем.
Философия как наука, ее прошлое и настоящее занимают в философском наследии Аристотеля особое место. Философия способна проникнуть в суть вещей и явления, постичь законы устройства мира. Философия выше многих наук, поскольку суть ее - не познание житейских нужд, а познание всего сущего. Философия чужда корысти, ее оружие - логика и сила мысли. Философия Аристотеля - это царство наблюдения и трезвой мысли. Философия Аристотеля опирается на живую действительность и отличается своей логикой построения, опорой на саму жизнь. Аристотель много сделал как для своей эпохи, так и для развития философской мысли вообще. Актуальность обращения к философскому наследию Аристотеля обуславливается той ролью, которую он внес в развитие философской мысли Античности, теми открытиями, которые он сделал, и благодаря которым философское знание получило новый виток развития.
Целью данной работы является изучение жизни и учения Аристотеля.
Задачами исследования являются:
1) изучить жизнь Аристотеля;
2) проанализировать учения Аристотеля.
Методология исследования включает в себя следующий ряд общенаучных, частных и специальных методов: метод системного анализа, сравнительный и исторический.
Теоретической основой при написании работы послужили труды следующих авторов в рассматриваемой области: А.В. Белова, Д.С., И.В. Новолодская, В.А. Маклаков, Я.А. Слинин, Л.Г. Толоян, А.А. Чанышев.
Итак, подводя итог всему указанному выше, можно сказать о том, что философия Аристотеля основывается на наблюдениях, анализе вещей и явлений и трезвости мысли. В философии Аристотеля прослеживаются отдельные идеалистические мотивы Платона, но взгляды мыслителя на мир в целом различаются. Аристотель пытался познать, как устроен мир, выявить законы его развития. Он внес собственные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о «чистых идеях», выделил десять философских категорий, дал определение бытия через категории, определил сущность материи. Определенная часть его философского наследия посвящена анализу сути человека и его жизни. Аристотель дал свою картины внутреннего мира (души) человека, его предназначения и роли в обществе.
Аристотель много рассуждал о государстве. Государство, по Аристотелю, образуется вследствие природного влечения людей к общению. Первым видом общения, отчасти свойственным и животным, является семья; из нескольких семей возникает селение, или род; наконец, объединение нескольких селений составляет государство - высшую форму человеческого общежития. В государстве полностью реализуется изначально заложенное в людях влечение к совместной жизни. Аристотель открыто защищал в политической теории интересы рабовладельцев. Государство представлялось ему объединением свободных граждан, совместно управляющих делами рабовладельческого общества. Творчество Аристотеля в области философии считается вершиной античной мысли, ему принадлежит заслуга в систематизации знаний и выделении ряда научных областей, которые в последующем стали отпочковываться в самостоятельные направления.
Наследие Аристотеля оказало значительное влияние на все последующее становление философской мысли Европы. Учение Аристотеля до сих пор остается образцом системно выстроенной философии.