Актуальность исследования теории Аристотеля обеспечивается тем фактом, что различные аспекты его философии в разные времена становились объектом для концептуализации в рамках сложившихся современных философских систем.
Философия как наука, ее прошлое и настоящее занимают в философском наследии Аристотеля особое место. Философия способна проникнуть в суть вещей и явления, постичь законы устройства мира. Философия выше многих наук, поскольку суть ее - не познание житейских нужд, а познание всего сущего. Философия чужда корысти, ее оружие - логика и сила мысли. Философия Аристотеля - это царство наблюдения и трезвой мысли. Философия Аристотеля опирается на живую действительность и отличается своей логикой построения, опорой на саму жизнь. Аристотель много сделал как для своей эпохи, так и для развития философской мысли вообще. Актуальность обращения к философскому наследию Аристотеля обуславливается той ролью, которую он внес в развитие философской мысли Античности, теми открытиями, которые он сделал, и благодаря которым философское знание получило новый виток развития.
Целью данной работы является изучение жизни и учения Аристотеля.
Задачами исследования являются:
1) изучить жизнь Аристотеля;
2) проанализировать учения Аристотеля.
Методология исследования включает в себя следующий ряд общенаучных, частных и специальных методов: метод системного анализа, сравнительный и исторический.
Теоретической основой при написании работы послужили труды следующих авторов в рассматриваемой области: А.В. Белова, Д.С., И.В. Новолодская, В.А. Маклаков, Я.А. Слинин, Л.Г. Толоян, А.А. Чанышев.
Итак, подводя итог всему указанному выше, можно сказать о том, что философия Аристотеля основывается на наблюдениях, анализе вещей и явлений и трезвости мысли. В философии Аристотеля прослеживаются отдельные идеалистические мотивы Платона, но взгляды мыслителя на мир в целом различаются. Аристотель пытался познать, как устроен мир, выявить законы его развития. Он внес собственные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о «чистых идеях», выделил десять философских категорий, дал определение бытия через категории, определил сущность материи. Определенная часть его философского наследия посвящена анализу сути человека и его жизни. Аристотель дал свою картины внутреннего мира (души) человека, его предназначения и роли в обществе.
Аристотель много рассуждал о государстве. Государство, по Аристотелю, образуется вследствие природного влечения людей к общению. Первым видом общения, отчасти свойственным и животным, является семья; из нескольких семей возникает селение, или род; наконец, объединение нескольких селений составляет государство - высшую форму человеческого общежития. В государстве полностью реализуется изначально заложенное в людях влечение к совместной жизни. Аристотель открыто защищал в политической теории интересы рабовладельцев. Государство представлялось ему объединением свободных граждан, совместно управляющих делами рабовладельческого общества. Творчество Аристотеля в области философии считается вершиной античной мысли, ему принадлежит заслуга в систематизации знаний и выделении ряда научных областей, которые в последующем стали отпочковываться в самостоятельные направления.
Наследие Аристотеля оказало значительное влияние на все последующее становление философской мысли Европы. Учение Аристотеля до сих пор остается образцом системно выстроенной философии.
1. Белова, А.В. Понятие анализа в «аналитиках» Аристотеля: литературоведческая ретроспектива // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2015. - № 2. - С. 81-83.
2. Блекки, Д.С. Четыре фазиса нравственности Сократ, Аристотель, христианство, утилитаризм. – СПб.: Книга по Требованию, 2012 г.- 423 с.
3. Брэдшоу, Дэвид. Аристотель на Востоке и на Западе. Метафизика и разделение христианского мира. - М.: Языки славянских культур, 2012. - 885 c.
4. Лосев, А. Аристотель. В поисках смысла. - М.: Молодая Гвардия, 2014. - 320 c.
5. Новолодская, И.В. Аристотель как предтеча века информационных революций // Философия. – 2012. - № 3. - С. 152-154.
6. Маклаков, В.А. Исследования по греческой истории. – СПб.: Книга по Требованию, 2012 г.- 138 с.
7. Рассел, Д. Метафизика (Аристотель). – СПб.: Книга по Требованию, 2013.- 100 с.
8. Рассел, Д. Политика (Аристотель). – СПб.: Книга по Требованию, 2013.- 112 с.
9. Рассел, Д. Физика (Аристотель). – СПб.: Книга по Требованию, 2013.- 101 с.
10. Слинин, Я. А. Аристотель и онтологические основания логики. - М.: Наука, 2013. - 360 c.
11. Стретерн П. Аристотель. - М.: КоЛибри, 2014. - 334 c.
12. Толоян, Л.Г. Трактовка отношения логического следования в школах поздней античности // вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. политология. Международные отношения. – 2013. - № 5. - С. 39-43.
13. Чанышев, А. Аристотель. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 224 c.