Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие активной речи у детей раннего возраста (Межрегиональный открытый социальный институт)

Работа №55966

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

логопедия

Объем работы36
Год сдачи2018
Стоимость350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
346
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 126 компенсирующего вида. Исследование осуществлялось на базе 1-ой младшей группы. В исследовании приняло участие 20 детей раннего возраста.
В данной работе можно подставить название нужной базы исследования и она подойдет для любого города и вуза.
Введение 3
1. Теоретические основы развития активной речи у детей раннего
возраста 6
1.1. Характеристика активной речи у детей раннего возраста 6
1.2. Особенности развития активной речи у детей раннего возраста 11
Выводы по 1 главе 17
2. Опытно-экспериментальное исследование развития активной речи у детей раннего возраста 18
2.1.Организация, методы исследования 18
2.2. Анализ результатов исследования 23
Выводы по 2 главе 30
Заключение 31
Список использованных источников и литературы 34

Актуальность исследования. Речевая функция играет значимую роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Речевое общение является полноценным и необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни. В определенной степени усвоение ребенком речью регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования прописаны задачи речевого развития дошкольников, которые необходимо решать в дошкольном учреждении: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. В связи с этим особенно актуальной становится проблема развития активной речи детей раннего возраста
Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других и регуляции собственного поведения человека, то есть в своих различных функциональных значениях представлена в разных формах внешней и внутренней. Внешняя представлена следующими видами: устная речь (монолог, диалог); письменная речь. На ее развитие оказывают влияние множество факторов: внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные), а также условия окружающей среды. Наиболее ответственным периодом является ранний возраст (с рождения до 3-х лет), когда развиваются моторные функции, ориентировочно познавательная деятельность, речь, а также определяется личность. Одним из важнейших достижений ребенка в раннем возрасте является развитие психики: овладение собственным телом, речью, развитие предметной деятельности, изменяется форма общения со взрослыми, ребенок становится частью общества. Возрастает интерес ребенка к предметам, их свойствам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться за помощью к взрослым. Чтобы ребенок мог стать полноценным членом общества, мог взаимодействовать и сформировать информацию об окружающем мире, ему необходимо овладеть речью.
В раннем возрасте продолжается интенсивное развитие активной речью. Активная речь - это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет. Процесс усвоения детьми значений слов, их семантики был изучен Л.С. Выготским, установившим, что ребенок по мере своего развития переходит от случайных, несущественных признаков к существенным. С изменением возраста изменяются полнота и правильность отражения им в своей речи фактов, признаков или связей, существующих в действительности. Исследования ученых таких как М.И. Лисина, А.В. Запорожец, Р.С. Рубинштейн, Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, В. Штерна показывают, что при благоприятных условиях развития и воспитания к двум годам в речи ребенка начинается интенсивно развиваться активная речь: растет активный словарь (причем количество произносимых ребенком слов всегда меньше, чем количество понимаемых), появляются первые фразы, первые вопросы, обращенные к взрослым.
Цель исследования: изучить развитие активной речи у детей раннего возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть характеристику активной речи у детей раннего возраста.
2. Рассмотреть особенности развития активной речи у детей раннего возраста
3. Провести опытно-экспериментальное исследование развития активной речи у детей раннего возраста.
Объект исследования: активная речь у детей раннего возраста.
Предмет исследования: особенности развития активной речи у детей раннего возраста.
Методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы; интерпретация, обобщение, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ);
- эмпирические (наблюдение, тестирование, количественный и качественный анализ данных).
Теоретико-методологическая база. Проблемой развития речи занимались Н.И. Жинкин, М.И. Лисина, А.В. Запорожец, Л.Г. Соловьева, Е.Д. Дмитриева, А. Катаева, А.М. Бородич, Э.Г. Пилюгина, Г.В. Грибанова, А.М. Прихожан и многие другие.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 126 компенсирующего вида.
Структура работы сформирована согласно целям и задачам исследования и состоит из: введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения и библиографического списка использованных в работе литературы и источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, автором ставилась цель изучить развитие активной речи у детей раннего возраста. В процессе выполнения были решены задачи и сформулированы выводы.
Проблемы и задачи развития речи детей раннего возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребенка настолько велико, что задачи по ее формированию занимают особое место в воспитании. Слово вводит ребенка в мир людей, помогает понять его и освоиться в нем, помогает осознать себя как индивидуальность и стать активным участником в жизни общества. Активный словарь - часть лексического и фразеологического состава языка. Активный словарь (активный запас слов) играет наиболее важную роль при выполнении языком коммуникативной функции. Включает относительно ограниченное число лексических единиц, особенно часто используемых в речи в связи с наиболее существенными для данного общества реалиями, противопоставляется пассивному словарю. Для активного словаря характерна изменчивость: часть его элементов, оставаясь понятной носителям языка, постепенно переходит в состав пассивного словаря; напротив, вновь возникающие слова со временем могут поступать в активный словарь. В некоторых случаях единица, уйдя из активного словаря, позднее возвращается в него. Однако ядро активного словаря, состоящее из стилистических нейтральных единиц с развитой системой значений, высокой сочетаемостью и словообразовательной активностью, изменяется медленно.
Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых и во-вторых, формирование активной речи ребенка. Активная речь - это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный речь во многом определяет богатство и культуру речи. В активную речь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях - ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями его жизни.
Проблема развития активной речи детей раннего на сегодняшний день является важной по ряду причин: сензитивность детей от 1 года 3 лет к развитию речи; ранний возраст - это период более быстрого, интенсивного развития всех психических функций. Основным новообразование этого периода является овладение речью, которая становится основой для дальнейшего развития ребенка; дошкольный возраст - это расцвет речевой активности ребенка, формирование всех сторон речи, усвоение дошкольником норм и правил родного языка; речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых; значительное ухудшение здоровья детей может способствовать появлению речевых нарушений; постоянно растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные с отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны как родителей, так и педагогов; существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей; глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе. Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений, вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка.
Рассмотрев разные подходы и содержание методики развития активной речи детей раннего возраста, мы можем сделать вывод о том, что исследователи-методисты, практики пришли к единому мнению об использовании в работе различных методов и приемов. К ним можно отнести: дидактические игры и игры-занятия с игрушками, рассматривание репродукций картин, художественная литература и фольклор, словарные упражнения, а также, накопление содержания детской речи, не только, существительными, но и прилагательными и глаголами, о важности речи воспитателя.
Выявлен исходный уровень активной речи у детей раннего возраста. При проведении констатирующего эксперимента мы увидели, что многие дети раннего возраста имеют определенные затруднения в употреблении многих слов, обозначающих названия предметов, их признаки и действия. Несформированность предпосылок активной реичи вызывали трудности выполнения заданий и упражнений, дети, не находя слов для высказывания, старались передать их мимикой, жестами, телодвижениями или одним словом. На основе расширения знаний и представлений об окружающем мире педагогам необходимо было увеличивать запас слов, постепенно формировать понимание и употребление обобщающих слов (игрушки, посуда, мебель, одежда, фрукты, овощи, домашние и дикие животные), уточнять слова, которые употребляются в тех или иных ситуациях.
Таким образом, в ходе экспериментальной деятельности цель была реализована, задачи решены.



1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва, 2013. - 290 с.
2. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада /А.Г. Арушанова. - М: Мозаика-Синтез, 2013. - 272с
3. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка: моногр. / Л.С. Выготский. - М.: Смысл, Эксмо, 2014. - 512 с.
4. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев - М.: ACT: Астрель, 2015. - 351 c.
5. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду: программа и методические рекомендации / В. В. Гербова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. - 64 с.
6. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду: вторая младшая группа / В. В. Гербова. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. - 96 с.
7. Захарова, А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи / А.В. Захарова. - М.: Златоуст, 2014. - 283 с.
8. Люблинская, А. А. Овладение словарным составом языка и усвоение понятий / А. А. Люблинская. - Москва, 2015. - 412 с.
9. Лаврентьева, А.И. Детская речь (становление языковой способности в онтогенезе) / А.И. Лаврентьева. М.: Просвещение, 2013. -130 с.
10. Любина, Г.А. Детская речь / Г.А. Любина. Минск, 2012. -159 с.
11. Лямина, Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста: метод. пособие / Г.М. Лямина. - М.: Айрис-Пресс, 2016. - 96 с.
12. Парамонова, Л.Г. Развитие словарного запаса у детей / Л.Г. Парамонова. - СПб.: Детство-Пресс,2014. - 180 с.
13. Плотникова, С. В. Лексикон ребенка: закономерности овладения словарем и методика его развития: учебное пособие / С. В. Плотникова; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2017. - 216 с.
14. Привалова, С. Е. Коммуникативно-речевое развитие детей дошкольного возраста: учебное пособие / С. Е. Привалова; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2015. - 203 с.
15. Павлова, Л.Н. Ранее детство: развитие речи и мышления: метод. пособие / Л.Н. Павлова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. -149 с.
16. Стребелева, Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / Е.А.Стребелева, Г.А.Мишина, Ю.А.Разенкова. - М.: Просвещение, 2014. - 164 с.
17. Смирнова, Е. Как помочь маленькому ребенку заговорить: особенности речевого развития ребенка раннего возраста / Е. Смирнова // Дошкольное образование. 2013. № 2. С. 14-18.
18. Ткаченко, Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений: Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками / Т.А. Ткаченко. - М.: Гном и Д, 2013 -150с.
19. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей /Е.И. Тихеева, под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Академия, 2015. - 159 с.
20. Ушакова, Т.М. Речь: истоки и принципы развития / Т.М. Ушакова. М.: Наука, 2014. -147 с.
21. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М. : Владос, 2013. -149 с.
22. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькин. - М.: Просвещение : Владос, 2015. - 291 с.
23. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева. - М., 2016. - 314 с.
24. Флерина, Е.А. Разговорная речь в детском саду : учеб.пособие / Е.А. Флерина.- М.: АРКТИ, 2016. -260 с.
25. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. М.: Просвещение, 2013. -130 с.
26. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2013. - 384 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ