Введение 3
Глава 1. Мотивация как методическая категория 6
1.1 Понятие и виды мотивации 6
1.2 Мотивация учебной деятельности 19
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Теоретико-методические основы азартных технологий обучения иностранным языкам 29
2.1 Сущность и содержание азартных технологий 29
2.2 Место азартных технологий в обучении иностранным языкам
в школе 34
Выводы по второй главе 38
Глава 3. Использование азартных технологий в УМК Spotlight как фактор мотивации учащихся к изучению английского языка 40
3.1 Структура и содержание УМК Spotlight 40
3.2 Азартные технологии УМК Spotlight начального этапа (2-4 классы) . . . 42
3.3 Азартные технологии УМК Spotlight среднего этапа (5-8 классы) . . . 44
3.4 Азартные технологии УМК Spotlight завершающего этапа
(9-11 классы) 46
Выводы по третьей главе 47
Заключение 60
Библиографический список 63
Приложения
Актуальность темы исследования. В новой социально-экономической парадигме, когда происходит смена приоритетов и социальных ценностей, когда научно-технический прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечал бы удовлетворению постоянно повышающихся потребностей человека, развитию духовного богатства личности, школьный учебный процесс требует постоянного совершенствования, внедрения активных форм и методов обучения. Большим потенциалом среди данных методов обладают так называемые «азартные технологии».
Сегодня при изучении школьных предметов акценты переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого учащегося. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается (качество обучения): индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения и т.д.
Разработка и внедрение методов активного обучения представлена в разных областях научного знания и исследована многими педагогами и психологами, среди которых можно назвать Г.С. Абрамову, В.А. Степанович, В.П. Беспалько, Л.С. Выготского, В.В. Гузеева, М.В. Короткову, Н.П. Мирошниченко, А.А. Палаева, Г.К. Селевко, А.М. Смолкина и др.
Объектом исследования в работе выступает прием мотивации изучения иностранного языка в школе.
Предмет исследования - азартные технологии обучения английскому языку в УКМ Spotlight в контексте мотивации учебной деятельности.
Цель выпускной квалификационной работы - исследовать возможности азартных технологий в контексте мотивации учебной деятельности и оценить их эффективность.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
- определить понятие и рассмотреть виды мотивации;
- рассмотреть теоретико-методические основы азартных технологий обучения иностранным языкам;
- проанализировать возможности УМК Spotlight по использованию азартных технологий для мотивации учащихся к учебной деятельности;
- провести анализ эффективности использования азартных технологий на уроках английского языка в школе.
При написании выпускной квалификационной работы использовались следующие методы: наблюдение, анкетирование, эксперимент и др.
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы её могут быть использованы учителями школ в текущей работе.
В структурном отношении работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В рамках данной выпускной квалификационной работы были исследованы возможности азартных технологий в контексте мотивации учебной деятельности и оценена их эффективность.
Все поставленные задачи последовательно рассмотрены и решены.
В частности дано определение понятию мотивации, которая большинством ученых понимается как совокупность, система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека.
Существенным для исследования структуры мотивации оказалось выделение ее четырех структурных компонентов: удовольствия от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата, «мотивирующей» силы вознаграждения за деятельность, принуждающего давления на личность.
Были рассмотрены различные виды мотивации. В частности, системное представление мотивационной сферы человека позволяет выделить в ней ряд мотивов. Виды мотивов (мотивации) поведения (деятельности) разграничиваются по разным основаниям, например, в зависимости: 1) от характера участия в деятельности (понимаемые, знаемые и реально действующие мотивы, по А.Н. Леонтьеву); 2) от времени (протяженности) обусловливания деятельности (далекая - короткая мотивация); 3) от социальной значимости (социальные - узколичные); 4) от факта включенности в саму деятельность или находящихся вне ее (широкие социальные мотивы и узколичные мотивы, по Л.И.Божович); 5) мотивы определенного вида деятельности, например, учебной деятельности, и т.д.
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность. Учебная мотивация, как и любой другой вид мотивации, определяется рядом специфических факторов для той деятельности, в которую она включается. Учебная мотивация определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением; организацией образовательного процесса; субъектными особенностями обучающегося; субъективными особенностями педагога и, прежде всего, системы его отношений к ученику, к делу; спецификой учебного предмета.
В ходе анализа теоретико-методических основ азартных технологий обучения иностранным языкам было дано определение данным технологиям. Под азартными технологиями в обучении понимают любое действие, направленное на приобретение знаний и имеющее в себе элемент соревновательности. Чаще всего эти технологии применяются на уроках физического воспитания, однако в последнее время об азартных технологиях говорят и применительно к иным дисциплинам. Это могут быть как специальные задания, так и традиционные, где обычная рутина обращается в увлекательную игру, активизирующую познавательную деятельность учащихся.
Анализ потенциала УМК Spotlight в использованииазартных технологий для мотивации учащихся к учебной деятельности показал, что все задания в основном представляют собой упражнения репродуктивного типа, азартные же технологии предполагают продуктивный характер и целесообразно было бы использовать игры с карточками, настольные игры, кроссворды для того, чтобы та или иная тема осталась ярким воспоминанием в памяти ученика и он с легкостью бы мог употреблять слова по теме без опоры на текст или упражнения.
Для исключения потери интереса к изучению английского языка, целесообразно будет учителю самому придумать различные соревнования и игры, направленные на стимулирование познавательного интереса учащихся, активизации их учебно-познавательной деятельности, мотивации учения.
1. Айламазьян, А.М. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра / А. М. Айламазьян. - М.: Владос-пресс, 2000. - 147 с.
2. Асеев, В.Г. Мотивация учебной деятельности и формирование личности / В. Г. Асеев. - М.: Знание, 2009. - 277 с.
3. Афанасьев, О.В. Английский язык. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждения / О.В. Афанасьев, Дж. Дули, И.В. Михеева и др. - 3-е изд.
- М.: Express Publishing, 2010. - 246 с.
4. Афанасьев, О.В. Английский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждения / О.В. Афанасьев, Дж. Дули, И.В. Михеева и др. - 3-е изд.
- М.: Express Publishing, 2010. - 246 с.
5. Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л. И. Божович. - М.: Наука, 2012. - С. 41-42.
6. Афанасьев, О.В. Учебник «Spotlight 10 класс» (Английский в фокусе 10 класс) / О.В. Афанасьев, Дж. Дули, И.В. Михеева и др. - 5-е изд. - М.: Express Publishing, 2012. - 248 с.
7. Афанасьев, О.В. Учебник «Spotlight 9 класс» (Английский в фокусе 9 класс) / О.В. Афанасьев, Дж. Дули, И.В. Михеева и др. - 5-е изд. - М.: Express Publishing, 2012. - 248 c.
8. Буткин, Г.А. Мотивы учебной и общественно-полезной деятельности школьников и студентов / Г.А. Буткин, Д.Л. Ермонская, Г.А. Кислюк. - М.: Моск. обл. пед. ин-т им. Н.К. Крупской, 1980. - С. 38-41.
9. Вартанова, И.И. К проблеме диагностики мотивации / И.И. Вартанова // Вестник МГУ. - 1998. - № 2. - С. 15-17.
10. Вербицкий, А.А. Проблема трансформации мотивов в контекстном обучении / А.А. Вербицкий, Н.А. Бакмаева // Вопросы психологии. -
2014. - № 4. - С. 26-28.
11. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Выготский Л.С. // Вопросы психологии. - 1996. - № 6. - С. 71-75.
12. Габай, Т.В. Педагогическая психология / Т.В. Габай. - М.: Владос- Пресс, 2003. - 209 с.
13. Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // П.Я. Г альперин. - М.: Издательство Институт практической психологии, 1998. - С. 272-317.
14. Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов. - М.: Высшая школа, 1982. - 373 с.
15. Голов, А.А. Методологический анализ игры. Проблемы методологии / А.А. Голов. - М.: Знание, 1984. - 208 с.
16. Ефремова, Т.Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка / Т.Ф. Ефремова. - М.: Дрофа, 2000. - 1233 с.
17. Кон, И.С. Социология личности / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1989. - 383 с.
18. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Создание личности / А.Н. Леонтьев. - М.: Знание, 2009. - 518 с.
19. Леонтьев, Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности / Д.А. Леонтьев // Вестник МГУ. - 2016. - № 4. - С. 35-44.
20. Маркова, А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Л.М. Фридман. - М., 2009. - 244 с.
21. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Наука, 1990. - 279 с.
22. Матюшкина, М.В. Особенности мотивации учения младших школьников / М.В. Матюшкина // Вопросы психологии. - 2015. - № 1. - С. 36
38.
23. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов / И.П. Подласый. - М.: Владос-Пресс, 2004. - 365 с.
24. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Наука, 1989. - 643 с.
25. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селев- ко. - М.: Просвещение, 1998. - 286 с.
26. Смолкин, А.М. Методы активного обучения / А.М. Смолкин. - М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.
27. Торунова, Н.И. Деловая игра / Н.И. Торунова, Г.И. Кокташева // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 6. - С. 45-49.
28. Шакурова, Л.Р. Азартные технологии обучения английскому языку в УМК Spotlight / Л.Р. Шакурова / Актуальные вопросы педагогики и психологии / Под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2017. - С. 94-97.
29. Примерные программы основного общего образования. Иностранный язык. - М.: Просвещение, 2012. - (Серия «Стандарты второго поколения»).
30. http://st.educom.ru/eduoffices/gateways/get_file.php?id=%7B95FFD3CA- CA5E-4661 -8A9B-292AE6B6D7B4%7D&name=rabprogspotlight5-9- 2014-2015.3.pdf