ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
|
Введение 3
Глава I. Теоретическое аспекты формирования
стрессоустойчивости старшеклассников в условиях сельской школы
1.1 Сущностно-содержательная характеристика понятий «стресс»,
«стрессоустойчивость» 8
1.2 Специфика формирования стрессоустойчивости у
старшеклассников 12
1.3 Формы и методы формирования стрессоустойчивости у
старшеклассников в сельской школе 16
Выводы по I главе 20
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию стрессоустойчивости у старшеклассников в условиях сельской школы
2.1 Организация и методики исследования 22
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования уровня сформированности стрессоустойчивости у старшеклассников в сельской
школе 24
2.3 Реализация программы по формированию стрессоустойчивости у
старшеклассников в сельской школе 30
2.4 Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа
эксперимента 34
Выводы по II главе 41
Заключение 43
Список литературы 44
Приложения
Глава I. Теоретическое аспекты формирования
стрессоустойчивости старшеклассников в условиях сельской школы
1.1 Сущностно-содержательная характеристика понятий «стресс»,
«стрессоустойчивость» 8
1.2 Специфика формирования стрессоустойчивости у
старшеклассников 12
1.3 Формы и методы формирования стрессоустойчивости у
старшеклассников в сельской школе 16
Выводы по I главе 20
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию стрессоустойчивости у старшеклассников в условиях сельской школы
2.1 Организация и методики исследования 22
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования уровня сформированности стрессоустойчивости у старшеклассников в сельской
школе 24
2.3 Реализация программы по формированию стрессоустойчивости у
старшеклассников в сельской школе 30
2.4 Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа
эксперимента 34
Выводы по II главе 41
Заключение 43
Список литературы 44
Приложения
Актуальность исследования. Известно, что формирование стрессоустойчивости является залогом психического здоровья людей. Путь к психическому здоровью - это путь к интегральной личности, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнениями и неуверенностью в себе. На этом пути важно познавать особенности своей психики, что позволит не только предупреждать возникновение болезней, укреплять здоровье, но и совершенствовать самих себя и свое взаимодействие с внешним миром.
В последние годы в сельской местности резко возросло количество различных стрессогенных факторов, негативно влияющих как на психическое, так и физическое здоровье сельчан. Особенно в зоне риска находится подрастающее поколение, у которой еще не сформированы механизмы саморегуляции и для нее характерна эмоциональная нестабильность.
У старшеклассников происходят серьезные изменения личности. Одна из наиболее ярких характеристик данного периода - личностная нестабильность. Она проявляется в эмоциональной лабильности, тревожности, противоречивости чувств, нравственной неустойчивости, колебаниях самооценки. Все это обусловливает низкую стрессоустойчивость. Для того чтобы успешно противостоять стрессам, детям и подросткам необходимо как можно раньше научиться управлять своей психической деятельностью, развивать эмоциональную устойчивость.
Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблематике позволил выявить противоречие между необходимостью формирования стрессоустойчивости у старшеклассников сельской школы, и недостаточной разработанностью форм и методов формирования стрессоустойчивости у старшеклассников в условиях сельской школы.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы содержание, формы и методы стрессоустойчивости у старшеклассников сельской школы?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность содержания, форм и методов, обеспечивающих эффективное формирование стрессоустойчивости у старшеклассников в сельской школе
Объект: процесс формирования стрессоустойчивости у
старшеклассников в сельской школе.
Предмет: содержание, формы и методы формирования
стрессоустойчивости у старшеклассников в сельской школе.
Гипотеза исследования основывается на том, что эффективность процесса формирования стрессоустойчивости старшеклассников может повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики и критерии понятия «стрессоустойчивость»;
- учитывать специфику формирования стрессоустойчивости у старшеклассников;
- разработать и внедрить в воспитательный процесс комплексную программу «Жизнестойкость» по формированию стрессоустойчивости, включающую разнообразные формы и методы психолого-педагогического взаимодействия: тренинги, упражнения, игры, дискуссии, беседа, лекции и
др.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность и содержание понятий: «стресс»,
«стрессоустойчивость».
2. Изучить специфику формирования стрессоустойчивости у старшеклассников.
3. Рассмотреть формы и методы работы по формированию стрессоустойчивости у старшеклассников в сельской школе.
4. Разработать и проверить в опытно-экспериментальной работе эффективность программы «Жизнестойкость», направленной на осуществление формирования стрессоустойчивости старшеклассников в сельской школе.
Методологическую основу данного исследования составили
психологические, педагогические концепции в отечественной и зарубежной педагогике и психологии, раскрывающие общенаучные категории «стресс и стрессоустойчивость» (В.Д.Трошин[30], О.Л. Конопкин [15]), специфику формирования стрессоустойчивости старшеклассников (И.С.Кон [14], А. А. Реан [22])
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической и научно-публицистической литературы по проблеме исследования, классификация, сравнение, обобщение;
- эмпирические: наблюдение, диагностическое тестирование,
анкетирование;
- методы обработки данных (количественный и качественный анализ).
Опытно-экспериментальной базой стала МБОУ
«Стародрожжановская СОШ №1» Дрожжановского района РТ. В исследовании приняли участие 37старшеклассников.
Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, внедрялась программа по формированию стрессоустойчивости.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась обработка результатов исследования, формировались выводы.
Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что изучена проблематика по теме «стрессоустойчивость» и специфика формирования стрессоустойчивости у старшеклассников в сельской школе.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности широкого использования разработанной программы в практике работы педагогов и психологов общеобразовательных учреждениях по формированию стрессоустойчивости у старшеклассников в сельской школе.
Новизна научной работы состоит в следующем: выявлены,
обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы формирования стрессоустойчивости у старшеклассников в сельской школе, которые в совокупности нашли в разработанной программе «Жизнестойкость».
Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечены методологической проработкой рассматриваемой проблемы, соответствием методов исследования его задачам, проверкой теоретических положений исследования на педагогическом эксперименте и статистической обработкой результатов.
Результаты исследования опубликованы: в журнале РАЕ -
"Международный студенческий научный вестник" (выпуск 5, часть 2) до 20 июля 2016.
Участие в конференциях с результатами, полученными в ходе работы над квалификационной работой:
- VIII Международная студенческая электронная научная конференция «СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ 2016», проведенная Российской Академией Естествознания (сертификат участника);
- Итоговая научно-образовательная конференция студентов КФУ 2016 года. Секция «Актуальные проблемы социального становления личности» (сертификат участника).
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, выводов по главам, заключения, литературы и приложений.
В последние годы в сельской местности резко возросло количество различных стрессогенных факторов, негативно влияющих как на психическое, так и физическое здоровье сельчан. Особенно в зоне риска находится подрастающее поколение, у которой еще не сформированы механизмы саморегуляции и для нее характерна эмоциональная нестабильность.
У старшеклассников происходят серьезные изменения личности. Одна из наиболее ярких характеристик данного периода - личностная нестабильность. Она проявляется в эмоциональной лабильности, тревожности, противоречивости чувств, нравственной неустойчивости, колебаниях самооценки. Все это обусловливает низкую стрессоустойчивость. Для того чтобы успешно противостоять стрессам, детям и подросткам необходимо как можно раньше научиться управлять своей психической деятельностью, развивать эмоциональную устойчивость.
Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблематике позволил выявить противоречие между необходимостью формирования стрессоустойчивости у старшеклассников сельской школы, и недостаточной разработанностью форм и методов формирования стрессоустойчивости у старшеклассников в условиях сельской школы.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы содержание, формы и методы стрессоустойчивости у старшеклассников сельской школы?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность содержания, форм и методов, обеспечивающих эффективное формирование стрессоустойчивости у старшеклассников в сельской школе
Объект: процесс формирования стрессоустойчивости у
старшеклассников в сельской школе.
Предмет: содержание, формы и методы формирования
стрессоустойчивости у старшеклассников в сельской школе.
Гипотеза исследования основывается на том, что эффективность процесса формирования стрессоустойчивости старшеклассников может повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики и критерии понятия «стрессоустойчивость»;
- учитывать специфику формирования стрессоустойчивости у старшеклассников;
- разработать и внедрить в воспитательный процесс комплексную программу «Жизнестойкость» по формированию стрессоустойчивости, включающую разнообразные формы и методы психолого-педагогического взаимодействия: тренинги, упражнения, игры, дискуссии, беседа, лекции и
др.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность и содержание понятий: «стресс»,
«стрессоустойчивость».
2. Изучить специфику формирования стрессоустойчивости у старшеклассников.
3. Рассмотреть формы и методы работы по формированию стрессоустойчивости у старшеклассников в сельской школе.
4. Разработать и проверить в опытно-экспериментальной работе эффективность программы «Жизнестойкость», направленной на осуществление формирования стрессоустойчивости старшеклассников в сельской школе.
Методологическую основу данного исследования составили
психологические, педагогические концепции в отечественной и зарубежной педагогике и психологии, раскрывающие общенаучные категории «стресс и стрессоустойчивость» (В.Д.Трошин[30], О.Л. Конопкин [15]), специфику формирования стрессоустойчивости старшеклассников (И.С.Кон [14], А. А. Реан [22])
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической и научно-публицистической литературы по проблеме исследования, классификация, сравнение, обобщение;
- эмпирические: наблюдение, диагностическое тестирование,
анкетирование;
- методы обработки данных (количественный и качественный анализ).
Опытно-экспериментальной базой стала МБОУ
«Стародрожжановская СОШ №1» Дрожжановского района РТ. В исследовании приняли участие 37старшеклассников.
Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, внедрялась программа по формированию стрессоустойчивости.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась обработка результатов исследования, формировались выводы.
Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что изучена проблематика по теме «стрессоустойчивость» и специфика формирования стрессоустойчивости у старшеклассников в сельской школе.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности широкого использования разработанной программы в практике работы педагогов и психологов общеобразовательных учреждениях по формированию стрессоустойчивости у старшеклассников в сельской школе.
Новизна научной работы состоит в следующем: выявлены,
обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы формирования стрессоустойчивости у старшеклассников в сельской школе, которые в совокупности нашли в разработанной программе «Жизнестойкость».
Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечены методологической проработкой рассматриваемой проблемы, соответствием методов исследования его задачам, проверкой теоретических положений исследования на педагогическом эксперименте и статистической обработкой результатов.
Результаты исследования опубликованы: в журнале РАЕ -
"Международный студенческий научный вестник" (выпуск 5, часть 2) до 20 июля 2016.
Участие в конференциях с результатами, полученными в ходе работы над квалификационной работой:
- VIII Международная студенческая электронная научная конференция «СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ 2016», проведенная Российской Академией Естествознания (сертификат участника);
- Итоговая научно-образовательная конференция студентов КФУ 2016 года. Секция «Актуальные проблемы социального становления личности» (сертификат участника).
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, выводов по главам, заключения, литературы и приложений.
Таким образом, на основании проведенного исследования по теме
«Формирование стрессоустойчивости у старшеклассников в сельской
школе» мы можем сформулировать следующие выводы:
1. Стрессоустойчивость — интегральное качество личности
являющейся основой успешного социального взаимодействия человека,
которое характеризуется эмоциональной стабильностью, низким уровнем
тревожности, высоким уровнем саморегуляции и психологической
готовностью к стрессу.
2. Одна из наиболее ярких характеристик старшеклассников–
личностная нестабильность. Она проявляется в эмоциональной
лабильности, тревожности, противоречивости чувств, нравственной
неустойчивости, колебаниях самооценки. Все это обусловливает низкую
стрессоустойчивость.
3. Работа со старшеклассниками по формированию
стрессоустойчивости должна нести целенаправленный, систематичный
характер; должен включать в себя разнообразные формы и методы
педагогического взаимодействия, например, таких как, тренинги, беседы,
игры, упражнения и др.
4. На констатирующем этапе исследования были диагностированы
уровни и компоненты стрессоустойчивости. Вследствие чего, были
выявлены западающие показатели, с учетом которых формировалась
программа по формированию стрессоустойчивости.
5. На контрольном этапе в ЭК были выявлены значимые различия
по показателям, которыми осуществлялась целенаправленная активная
работа. В КК статистических различий по формированию
стрессоустойчивости не произошло. Гипотеза исследования
подтвердилась, поставленные задачи успешно реализованы.
«Формирование стрессоустойчивости у старшеклассников в сельской
школе» мы можем сформулировать следующие выводы:
1. Стрессоустойчивость — интегральное качество личности
являющейся основой успешного социального взаимодействия человека,
которое характеризуется эмоциональной стабильностью, низким уровнем
тревожности, высоким уровнем саморегуляции и психологической
готовностью к стрессу.
2. Одна из наиболее ярких характеристик старшеклассников–
личностная нестабильность. Она проявляется в эмоциональной
лабильности, тревожности, противоречивости чувств, нравственной
неустойчивости, колебаниях самооценки. Все это обусловливает низкую
стрессоустойчивость.
3. Работа со старшеклассниками по формированию
стрессоустойчивости должна нести целенаправленный, систематичный
характер; должен включать в себя разнообразные формы и методы
педагогического взаимодействия, например, таких как, тренинги, беседы,
игры, упражнения и др.
4. На констатирующем этапе исследования были диагностированы
уровни и компоненты стрессоустойчивости. Вследствие чего, были
выявлены западающие показатели, с учетом которых формировалась
программа по формированию стрессоустойчивости.
5. На контрольном этапе в ЭК были выявлены значимые различия
по показателям, которыми осуществлялась целенаправленная активная
работа. В КК статистических различий по формированию
стрессоустойчивости не произошло. Гипотеза исследования
подтвердилась, поставленные задачи успешно реализованы.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ
ВЫПУСКНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕКЛАССНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Выявление экзаменационного стресса у сельских и городских старшеклассников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТОВ УЧЕБНОЙ И ХОББИ- АКТИВНОСТИ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ СРЕДСТВАМИ БОС-ТРЕНИНГА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ СТУДЕНТОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - «Равный равному» как технология психосоциальной работы с несовершеннолетними из семей, находящихся в социально опасном положении (на примере социального проекта «Счастье не за горами»)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2022 - АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ В НОВЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ (19.00.07 )
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004



