ВВЕДЕНИЕ 8
Глава 1.Теоретический анализ понятий религиозные взгляды и ценностные ориентации в юношеском возрасте
1.1. Юношеский возраст и его особенности 13
1.2. Религиозные взгляды. Становление мировоззрения в юношеском
возрасте 26
1.3. Ценностные ориентации в юношеском возрасте 36
Выводы по 1 главе 42
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи религиозных взглядов и ценностных ориентаций в юношеском возрасте
2.1. Организация и методы исследования 45
2.2. Результаты исследования взаимосвязи религиозных взглядов и ценностных
ориентаций в юношеском возрасте 52
2.3. Анализ и интерпретация полученных данных 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
ЛИТЕРАТУРА 70
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Юность - период завершения физического созревания человека, бурного роста его самосознания, формирования мировоззрения, выбора профессии и начала вступления во взрослую жизнь. В современном обществе идет период становления новых жизненных ценностей, которые пока еще не полностью утвердились в общественном сознании и поведении людей. В связи с этим особое значение приобретают вопросы формирования ценностных ориентаций в юношеском возрасте. Анализ научной литературы показал, что проблема развития ценностных ориентаций в юношеском возрасте, их психологическая сущность, динамика в условиях современного социокультурного контекста пока еще недостаточно изучена.
Состояние и степень разработанности проблемы исследования. Проблема ценностей имеет богатую историю, она привлекала к себе внимание, начиная с античности (Сократ, Платон, Аристотель, Аполлодор, Диоген Лаэртский и др.). Позднее к ней обращались Т. Г оббс, Спиноза, И. Бентам, И. Кант, Р. Г. Лотце, М. Шелер, Н. А. Бердяев, В. С. Соловьев и др. Изучение научных трудов о человеке показывает, что проблема ценностей и ценностных ориентаций во всей их многогранности всегда активно исследовалась в российской науке (B.C. Соловьев, Н. Бердяев,И.А. Ильин, А.Ф. Лосев, Л.Н. Толстой, В.Г. Федотова, Т.В. Холостова, Б. С. Братусь, Н.Ф. Фаустова и др.).
Среди отечественных исследований выделяются работы, в которых изучена зависимость ценностных ориентации от духовного творчества ( Н.А. Коваль, С. Б. Каверин, В. А. Токарева и др.) В работах Д.А. Леонтьева, И.С. Кона, А.А. Мелик-Пашаева и других ценностные ориентации рассматриваются как необходимые и важные ориентиры для формирования личности в юношеском возрасте, обретения ею опыта духовного созидания. Психолого - педагогический аспект проблемы ценностных ориентаций юношества, нашедший отражение в исследованиях педагога-новатора Ш.А. Амонашвили, психологов А.А. Деркача, И.В. Дубровиной, Д.И. Фельдштейна и др., в работах специалистов вузовской педагогики Н.В. Кузьминой, А.А. Вербицкого, В.А. Токаревой и других, рассматривается в широком контексте работ этого направления. Так, важным оказалось то, что в этих исследованиях указывается на необходимость целенаправленного формирования ценностных ориентаций в юношеском возрасте в условиях гуманистических преобразований социальной среды, создания условий для развития культурных и нравственных ценностей в молодежной среде.
Многие исследователи подчеркивают важность установок, личностных особенностей, мотивации, направленности личности, интеллекта в процессе развития ценностных ориентаций (В.Г. Калашникова, Н.И. Кузьмина, В.И. Слободчиков, О.Н. Смищенко, Б.А. Сосновский, Э.Н. Фаустова, В.Г. Узунова, В.А. Якунин и др.). Юношество, как особая социальная группа постоянно находится в фокусе исследований психологов, социологов. Данная социальная группа является индикатором происходящих перемен, и определяет в целом потенциал развития общества. В условиях ломки сложившихся устоев неизбежна переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы.
В проанализированной нами психологической литературе ценностные ориентации юношеского возраста как психологический феномен изучены не достаточно полно; психологические условия, оптимизирующие данный процесс не достаточно структурирован, данное противоречие создает проблему, сущность которой в том, что процесс перехода ценностных ориентаций их социального окружения во внутриличностный план в юношеском возрасте не полностью исследованы с психологических позиций. Этим обусловлена актуальность исследования. Важную роль в жизни человека, в развитии его личности играют такие факторы, как жизненные цели, религиозные взгляды, представления о будущем, ценности. Изменения, происходящие в политической, экономической, духовной сферах общества в последнее десятилетие, влекут за собой радикальные изменения в психологии, ценностных ориентациях и поступках людей. В большей степени эти процессы отражаются на формировании структуры ценностей подрастающего поколения, так как формирующиеся в настоящее время ценностные приоритеты становятся основой формирования новой социальной структуры российского общества.
Исследование ценностных ориентаций, жизненных приоритетов современного подрастающего поколения весьма актуально, поскольку дает возможность выяснить степень ее адаптации к новым социальным условиям и инновационный потенциал. От того, какой ценностный фундамент будет сформирован у подрастающего поколения, во многом зависит будущее состояние общества.
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что исследование проблемы религиозных взглядов и ценностных ориентаций в юношеском возрасте недостаточно изучена, не смотря на повышенный интерес к данной проблеме в зарубежной психологии и среди отечественных ученых.
Социальная значимость данного исследования определяется глубоким пониманием особенностей религиозных взглядов и ценностных ориентаций в юношеском возрасте. Результаты данного исследования могут быть использованы для гармонизации ценностных ориентаций в юношеском возрасте в современном обществе. Поэтому изучение проблемы религиозных взглядов и ценностных ориентаций в юношеском возрасте сегодня становится одной из актуальных тем современного общества.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в психологической практике, возрастной психологии, педагогической психологии.
Объект исследования: ценностные ориентации в юношеском возрасте. Предмет исследования: взаимосвязь религиозных взглядов и ценностных ориентаций в юношеском возрасте.
Цель исследования: выявить взаимосвязь религиозных взглядов и
ценностных ориентаций в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования основана на том, что существует взаимосвязь религиозных взглядов и ценностных ориентаций в юношеском возрасте; существуют различия в особенностях религиозных взглядов и ценностных ориентаций в юношеском возрасте у исповедующих Ислам (практикующих мусульман) и этнических мусульман в юношеском возрасте.
Для достижения данной цели поставлены задачи:
1. Провести теоретический анализ имеющихся литературных данных по проблеме религиозных взглядов и ценностных ориентаций в юношеском возрасте.
2. Разработать программу исследования, подобрать необходимые методики и осуществить сбор и обработку эмпирических данных.
3. Проанализировать полученные данные и определить взаимосвязь религиозных взглядов и ценностных ориентаций в юношеском возрасте.
Методы субъективной диагностики с использованием следующих методик:
1. Тест для определения структуры индивидуальной религиозности Ю.В.Щербатых.
2. Тест-опросник жизненных ценностей (И.Г. Сенин)
3. Методика исследования системы жизненных смыслов Д.А. Леонтьева.
Математические методы обработки данных:
1. Методы статистического анализа: среднее арифметическое, дисперсия; определение достоверности различий в значениях показателей (t-критерий Стьюдента).
2. Методы корреляционного анализа: коэффициент корреляции Пирсона,
проверка достоверности.
Выборка: составляет 40 человек, из них 20 девушек этнических мусульманок студенток 2-го курса Института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого КФУ, направление «Педагогическое образование, татарский язык и литература, иностранный язык(английский)» и 20 девушек студенток 2-го курса Медресе «Мухаммадия» исповедующих Ислам (практикующих мусульманок).
1. Установлено, что у этнических и практикующих мусульман отмечаются различия между представлениями религиозных взглядов и ценностных ориентаций. В ценностных ориентациях есть различия у практикующих мусульман, где преобладает в терминальных ценностях развитие себя, а сохранение собственной индивидуальности менее значима. Тогда как у этнических мусульман преобладает сохранение собственной индивидуальности над развитием себя. У практикующих мусульман в жизненной сфере преобладает профессиональная жизнь, чем увлечения. Тогда как у этнических мусульман оба показателя находятся на одном уровне, но все же они на более высоком уровне чем у практикующих мусульман.
2. Выявлено, что у практикующих и этнических мусульман мы получили высокие значения по шкале жизненных смыслов семейные. Это говорит нам о том, что и практикующие и этнические мусульмане одинаково ценят семейные ценности. А так же средние значения были обнаружены по шкале самореализация, которая повествует о том, что и этнические и практикующие мусульмане одинаково ценят самореализацию и стремятся к ней. Низкие значения у практикующих мусульман было получено по шкале гедонистические и статусные. Это значит психологическое благополучие не определяется через достижение удовольствия и избегание неудовольствия, при этом удовольствие трактуется в широком смысле — это не только телесное удовольствие, но и удовлетворение от достижения значимых целей, результатов; а так же статус имеет низкую ценность для них.
3. Мы можем наблюдать у практикующих мусульман высокие показатели
в шкале внешние признаки религиозности, что говорит нам о повышенном
уровне внешней религиозности, такие как ношение атрибутов специальной
67
одежды. В отличие от практикующих мусульман у этнических мусульман высокие показатели по шкале Внутренняя потребность в религиозном веровании, что определяет наличие самосознания, например чувство внутренней потребности посещать мечеть. Так же высокие показатели у обеих групп по первой шкале Гносеологические корни религиозности и по шкале Тенденция в религии искать поддержку и утешение, но не смотря на высокие балы у этнических мусульман они ниже чем у практикующих мусульман. Это означает, что их отношение к религии как философской концепции, например, вера в существование бессмертной души, которая не разрушается после гибели человека. Низкие показатели у практикующих мусульман по шкале Интерес к «псевдонауке», что определяет интерес к загадочным и таинственным явлениям, в восприятии которых вера играет значительно большую роль, чем знания. Так же низкие показатели у этнических мусульман по шкале Отношение к религии, как к образцу моральных норм поведения, что определяет отношение к религии, как к образцу морали.
4. Анализ корреляционной плеяды показывает, что у этнических мусульман гносеологические корни религиозности и склонность к идеалистической философии имеет прямую связь экзистенциальной категория жизненных смыслов (0,43), которая занимается вопросами времени, жизни и смерти, свободы и ответственности, любви и одиночества и смысла жизни. У этнических мусульман отношение испытуемого к магии имеет обратную связь с общественной жизнью (- 0,47) и с достижениями (-0,38). Наличие религиозного самосознания т.е. внутренней потребности в религиозном веровании имеет прямую связь с сохранением собственной индивидуальности (0,65). В свою очередь вера в творца и признание высшей силы имеет прямую связь с семейной категорией жизненных смыслов (0,43) и обратную связь со статусной категорией жизненных смыслов (0,46).
Анализ корреляционной плеяды у группы практикующих мусульман выявил, что экзистенциальная категория жизненных смыслов имеет прямую связь с тенденцией искать в религии поддержку и утешение (0,48), а так же обратную связь с гносеологическими корнями религиозности и склонностью к идеалистической философии (-0,40). Отношение испытуемого к религии, как к образцу моральных норм поведения имеет обратную связь с достижением (0,53), духовным удовлетворением (-0,53) и с активными социальными контактами (-0,43). Так же у практикующих мусульман отношение к магии имеет прямые связи с семейной жизнью (0,55) и с креативностью (0,49).
На данном этапе наша гипотеза, основанная на том, что существует взаимосвязь представлений религиозных взглядов и ценностных ориентаций в юношеском возрасте и существуют различия в религиозных взглядах и ценностных ориентациях между этническими и практикующими мусульманами, которые обусловлены в особенностях представлений о религиозных взглядах и ценностных ориентациях у этнических мусульман и практикующих мусульман полностью подтвердилась.
не имеет никакого значения; 4 - важно;
2 - имеет небольшое значение; 5 - очень важно.
3 - имеет определённое значение;
1. В работе обязательно достигать намеченных целей.
2. В изучаемой вами области знаний создавать что-то новое.
3. Находить внутреннее моральное удовлетворение в активной общественной жизни.
4. Чтобы работа была интересной, полностью поглощающей вас.
5. Повышать уровень своих знаний, чтобы не отстать в образовании от людей вашего круга.
6. Вести такой образ жизни, который одобряется в кругу ваших знакомых.
7. Чтобы ваши увлечения по достоинству были оценены вашими друзьями и знакомыми.
8. Получать определённое моральное вознаграждение за свою общественную деятельность.
9. Чтобы облик вашей квартиры, дома постоянно изменялся.
10. Поступить в аспирантуру, защититься.
11. Чтобы материальное положение вашей семьи было достаточно высоким.
12. Избегать конформизма в общественно-политических взглядах.
13. Быстро достигать намеченных целей, касающихся увлечений.
14. Учиться, чтобы самому (самой) во всём разбираться и на всё иметь свою точку зрения.
15. Иметь приятельские, дружеские отношения с коллегами по работе.
16. Состоять членом, принимать активное участие в работе какого-либо клуба по интересам.
17. Развивать свои организаторские способности, занимаясь общественной деятельностью.
18. Проводить свободное время вместе с семьёй, посещая театры, художественные выставки, концерты.
19. Чтобы ваше увлечение подчёркивало вашу индивидуальность.
20. Чтобы ваше образование помогало вам укреплять ваше материальное положение.
21. Как оценивают вашу работу другие люди.
22. Общаться с разными людьми, занимаясь общественной
деятельностью.
23. Продолжать учиться, чтобы более полно реализовать свои способности.
24. Чтобы ваши дети опережали в своём развитии сверстников.
25. В свободное время создавать нечто новое, оригинальное.
26. В вашей профессиональной деятельности проявлять
индивидуальность, своеобразие вашей личности.
27. Интересоваться общественно-политической жизнью, чтобы быть в курсе происходящих событий.
28. Иметь такой уровень образования, который позволял бы вам чувствовать себя уверенно с самыми разными людьми.
29. В семейной жизни сохранять свободу своих действий и возможность поступать так как вы считаете.
30. Чтобы ваши увлечения помогали вам укреплять ваше материальное положение.
31. В своей работе быть новатором, экспериментатором.
32. Занимаясь общественной работой, добиваться конкретных целей.
33. Учиться, испытывая радость познания нового, ранее вам неизвестного.
34. Быть лидером в вашей семье.
35. Чтобы, занимаясь своим хобби, вы в чём-то менялись, развивались.
36. Чтобы ваша работа предоставляла возможность приобретать различные дефицитные вещи.
37. В общественной деятельности реализовывать свои собственные идеи и методы работы.
38. Чтобы ваша семейная жизнь способствовала развитию вашей личности, каких-либо ваших способностей.
39. Отдыхать душой, получая глубокое удовлетворение от занятий вашим хобби.
40. Быть полезным для общества.
41. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию.
42. Регулярно устраивать семейные праздники с приглашением друзей и знакомых.
43. Получать от своей работы удовольствие, моральное удовлетворение.
44. Развивать свои познавательные способности.
45. Занимать такое положение в обществе, которое способствует улучшению вашего материального благосостояния.
46. тщательно планировать свою семейную жизнь.
47. Обсуждать с коллегами вопросы, связанные с вашей профессиональной деятельностью.
48. Чтобы в общественной жизни города, страны происходили новые, интересные события.
49. Чтобы ваш муж (ваша жена) был(а) из семьи достаточно высокого социального положения.
50. Чтобы более высокий уровень вашего образования способствовал достижению более высокой должности.
51. Иметь собственные политические взгляды и убеждения.
52. Чётко спланировать работу перед тем, как её начать.
53. Постоянно находить и по мере возможности использовать новые методы обучения и воспитания детей в семье.
54. В свободное время общаться с людьми, увлечения которых совпадают с вашими.
55. Повышать уровень своего образования, чтобы внести свой вклад в изучаемую дисциплину.
56. занимаясь общественной деятельностью, учиться убеждать людей в вашей точке зрения.
57. Чтобы делать свою работу не хуже других.
58. Чтобы ваш муж (ваша жена) получал (а) высокую зарплату.
59. Чтобы ваше образование давало вам определённые льготы в оплате труда, в приобретении путёвок, дефицита и т.п.
60. В общественной деятельности брать на себя функции координатора, организатора.
61. Чтобы ваша работа не противоречила вашим жизненным принципам.
62. Поддерживать благополучие духовных отношений в семейной жизни.
63. В своих увлечениях делать что-нибудь для дома и семьи.
64. Повышать уровень своего образования, чтобы иметь возможность общаться в кругу умных и интересных людей.
65. Чтобы ваши общественно-политические взгляды совпадали с мнением тех, кого вы считаете авторитетами.
66. Чтобы работа хорошо оплачивалась.
67. в семейной жизни опираться лишь на собственные взгляды и принципы, даже если они противоречат общественному мнению.
68. Достигать поставленной цели в своей общественной деятельности.
69. Выработать у себя определённые качества и способности, позволяющие избегать конфликтов в семейной жизни.
70. Быть в курсе последних достижений и новинок в сфере вашей профессиональной деятельности.
71. Чтобы ваше свободное время было отдано вашим увлечениям.
72. Вносить в сферу своих увлечений разнообразие, различные усовершенствования.
74. Чтобы уровень вашего образования соответствовал образованию человека, мнение которого вы цените.
74. Завоевать уважение людей благодаря своему увлечению.
75. Учась у кого-либо, перенимая чей-либо опыт, сохранять свою индивидуальность, свой стиль работы.
76. Занимаясь на досуге любимым делом, заранее планировать свои действия.
77. Чтобы в своих увлечениях не быть похожим на других.
78. Получать удовольствие от учёбы.
79. Разнообразить приёмы работы.