Активизация познавательной деятельности учащихся 7-8 классов посредством метода проектов (Математическое образование, Омский Государственный Педагогический Университет)
Есть много приложений.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы активизации познавательной деятельности учащихся при обучении математике посредством метода проектов 6
1.1 Психолого-педагогические основы познавательной деятельности учащихся при обучении математике 6
1.2 Метод проектов и особенности его реализации при обучении математике 16
1.3 Возрастные особенности учащихся 7-8 классов 28
Выводы по главе 1 34
Глава 2. Методические особенности активизации познавательной деятельности учащихся 7-8 классов посредством метода проектов 36
2.1 Комплекс учебных проектов по математике для учащихся 7-8 классов, направленных на активизацию познавательной деятельности 36
2.2 Методические рекомендации по активизации познавательной деятельности учащихся 7-8 классов с использованием метода проектов 41
2.3 Проведение и результаты педагогического эксперимента 47
Выводы по главе 2 53
Заключение 54
Библиографический список использованной литературы 56
Приложение 1 61
Приложение 2 63
Приложение 3 64
Приложение 4 65
Приложение 5 67
В настоящее время идет развитие новой системы российского образования, направленной на вхождение в мировое образовательное сообщество. В согласовании с Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», Национальной доктриной образования до 2025 года, а также Моделью российского образования для инноваторской экономики на этап до 2020 года, изменения в образовании призваны гарантировать обновление общества в целом. Бесспорно, школьное образование должно соответствовать целям опережающего развития, обеспечивать высококачественную подготовку выпускников, обладающих передовыми обобщенными знаниями, умениями и навыками, которые формируются в процессе всевозможных видов учебно-познавательной деятельности и впоследствии формируют универсальную систему знаний выпускников. Очевидно, что существует проблема формирования познавательной деятельности учащихся основной школы. Она является одной из более своевременных для ученых – психологов, методистов, педагогов, воспитателей. Исследуя нынешнюю систему образования и воспитания, легко подметить у обучающихся преобладание процессов репродуктивного мышления, отсутствие стремления к самостоятельной и творческой деятельности, что отрицательно сказывается на результате обучения.
Сейчас основная школа переходит на новые образовательные стандарты, направленные на системно-деятельностный подход. Ключевыми мотивационными установками в реализации ФГОС второго поколения считается формирование познавательной деятельности у учащихся в процессе обучения. Значит, существующие подходы к формированию познавательной деятельности требуют обновления в связи с изменившимися требованиями к качеству подготовки учащихся основной школы. Таким образом, среди множества качеств основного образования главным считается проблема формирования познавательной деятельности. Это значит, что необходимо создание новых методик, технологий, систем заданий, инструментов для формирования познавательной деятельности. Одной из инновационных образовательных технологий является метод проектов, который включен в новый федеральный государственный образовательный стандарт.
Понятие деятельность рассматривали такие учение, как А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, П. Я. Гальперин и других. Учебная деятельность описана в работах И.А. Зимней, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и других. Исследованием познавательной деятельности и ее структуры занимались такие ученые, как Л.В. Шкерина, Т. В. Габай, В. А. Беликов и др. Вопросом внедрения метода проектов в образовательный процесс занимались Е.С. Полат, М.Ю. Бухарина, Н.В, Матяш, Г.К Селевко и др.
В педагогической литературе нет единого подхода к определению понятия познавательной деятельности, мало разработана проблема формирования самостоятельной познавательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода с учетом уровней ее сформированности.
Появляется противоречие между необходимостью подготовки учащихся к самостоятельной познавательной деятельности, и недостаточной разработанностью способов и методов обучения их приемам этой деятельности.
В рамках заключения обозначенной проблемы была определена тема нашего исследования: «Активизация познавательной деятельности учащихся 7-8 классов посредством метода проектов».
Цель исследования: разработать комплекс учебных проектов по математике для учащихся 7-8 классов, направленных на активизацию познавательной деятельности.
Частные задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические основы познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математике;
2. Раскрыть понятие метода проектов и его особенности в процессе обучения математике;
3. Изучить возрастные особенности детей 13-14 лет (7-8 класс);
4. Разработать комплекс учебных проектов по математике для учащихся 7-8 класса, направленных на активизацию познавательной деятельности;
5. Разработать методические рекомендации по активизации познавательной деятельности учащихся 7-8 класса посредством метода проектов;
6. Провести опытно-экспериментальную работу.
Объект исследования – процесс обучения математике учащихся 7-8 классов.
Предмет исследования – процесс активации познавательной деятельности учащихся 7-8 классов посредством метода проектов.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ педагогической, научно-методической, математической и учебной литературы по проблеме исследования); эмпирические (наблюдения за работой учащихся на уроке и во внеурочное время).
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
В данной работе рассмотрен метод проектов как средство активизации познавательной деятельности школьников к предмету «Математика».
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что метод проектов и активизация познавательной деяельности школьников имеют тесную связь.
Для подтверждения теоретических выводов нами был проведен педагогический эксперимент, который включает в себя два разработанных и реализованных (на практике) проекта. Прежде чем приступить к разработке проектов были рассмотрены различные подходы организации работы над проектом, рассмотрен ряд особенностей метода проектов, определены требования к применению метода проектов в обучении школьников.
До проведения проектов были поставлены следующие задачи:
1. Учить учащихся самостоятельному поиску информации, используя различные источники (книги, журналы, интернет и т.д.);
2. Учить учащихся самостоятельно составлять математические задачи по найденным данным, а также находить математические задачи, факты в нематематических книгах;
3. Учить детей обмениваться информацией, излагать свою тему и развивать ее, выражать свою точку зрения и обосновывать ее;
4. Учить работать в команде;
5. Развить чувство ответственности за порученное дело;
6. Научить школьников проводить исследования и оформлять результаты;
7. Научить анализу и оценке своих возможностей.
Для успешного создания проектов и их реализации мы выделили методические рекомендации реализации проектов по активизации познавательной деяельности: знание основ метода проектов; доброжелательный настрой; организация групповой и индивидуальной работы; разбиение на группы с учетом психологических особенностей, способностей и возможностей каждого ребенка; умение найти подход к каждому ученику; обеспеченье минимальным списком литературы.
В конце исследования мы осуществили опытно-экспериментальную апробацию, которая проходила в несколько этапов: подготовка, планирование, исследование и формирование результатов и выводов, защита проекта и оценка результатов. Каждый этап в работе имеет определенную цель.
На основании проведенных проектов можно видеть, что учащимся при их работе над проектами был предложен материал, который качественно выходит за рамки общепринятой учебной программы и содержит что-то новое и оригинальное. Учащимся предоставляется возможность самостоятельного исследования и реализации своих творческих наклонностей и возможностей в ходе создания реального конечного продукта, который может быть представлен широкой аудитории.
Таким образом, задачи исследования решены. Цель работы достигнута. Учащиеся познакомились с работой над проектами, были непосредственными участниками их создания, а также научились составлять задачи по найденным данным, находить математические факты в художественной литературе.
Для последующего активизации познавательной деятельности учащихся считаем необходимым внедрение метода проектов в дальнейшее обучение школьников.
1. Барболин М.П. Методологические основы развивающего обучения [Текст] / М.П. Барболин. – М.: Высшая школа, 1991. – 232 с.
2. Беликов В.А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников [Текст] / В.А. Беликов – Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1994. – 157 с.
3. Беликов В.А. Дидактические основы учебно-познавательной деятельности студентов [Текст] / В.А. Беликов – Магнитогорск, 1995. – 350 с.
4. Беликов В.А. Образование. Деятельность. Личность: Монография. / В.А. Беликов – М.: Академия Естествознания, 2010. – 164 с.
5. Беспалько В.П. Мониторинг качества обучения – средство управления образованием / В.П. Беспалько – Москва: Мир образования, 1996. - № 2. – С. 32-36.
6. Васильева С.В. Приемы активизации познавательной и творческой деятельности учащихся при обучении математике [Текст] / С.В. Васильева // Мир современной науки. – 2014. - № 4(26). – С. 35-40.
7. Великанова С.С. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки [Текст] / С.С. Великанова. – Магнитогорск, 2005. – 178 с.
8. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1973. – 288 с.
9. Гильманова Р.М. Технология проектного обучения [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://si-sv.com/publ/1/14-1-0-88#top1 (Дата обращения: 05.02.2018).
10. Гончарова М.А. Образовательные технологии в школьном обучении математике: учебное пособие / М.А. Гончарова, Н.В. Решетникова. – Барнаул: АлтГПА, 2013. – 199 с.
11. Зимняя И.А. Педагогическая психология [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/zim/ZIM-001-.HTM#hid336 (Дата обращения: 06.02.2018).
12. Каган М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа [Текст] / М.С. Каган – Москва, 1974. – 328 с.
13. Ковалев А.Г. Психология личности. –3-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 289 с.
14. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений/ И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; Под. ред. И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.
15. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка. – М.: Просвещение, 1965. – 316 с.
16. Лаврентьева Н.Б. Контекстное обучение как инновационная технология. [Текст] / Н.Б. Лаврентьева – Барнаул: Народное образование. Педагогика, 1995. – 120 с.
17. Леонтьев А.Н. Современная психология: сборник статей памяти А.Н. Леонтьева / [под ред. А.В. Запорожца и др.]. – Москва: Издательство Московского университета, 1983. – 287 с.
18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст] / А.Н. Леонтьев – Москва: Политиздат, 1975. – 189 с.
19. Матяш Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического образования / Н.В. Матяш // Педагогика. – 2000. – №4. – С. 38-43.
20. Метод учебного проекта в школьном образовании [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.koipkro.kostroma.ru (Дата обращения: 05.02.2018).
21. Ненахова Е.В Диагностика познавательного интереса у обучающихся старших классов средней общеобразовательной школы / Е.В. Ненахова // Наука и школа. – 2014. - №2. –С. 207-211.
22. Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 15. Пр-Ро. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. – 256 с.
23. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для сту. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – 2-ое изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 272 с.
24. Пахомова М.В. Из опыта активизации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математике [Текст] / М.В. Пахомова // Актуальные проблемы математического образования в школе и вузе. Материалы VIII международной научно-практической конференции / редакционная коллегия: Э.К. Брейтигам, И.В. Кисельников, Л.А. Одинцова. – Барнаул: издательство АлтГПУ, 2015. – С. 46-48.
25. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 368 с.
26. Половникова Н.А. Исследование процесса формирования познавательной деятельности школьников в обучении: дис. д-ра пед. наук [Текст] / Н.А. Половникова. – Казань, 1976. – 483 с.
27. Поташник М.М. Педагогическое творчество [Текст] / М.М. Поташник – М.: Педагогика, 1988. – 189 с.
28. Психология. Словарь [Текст] / под ред. А. В. Петровского и др. – М., 1996. – 494 с.
29. Психология человека от рождения до смерти [Текст] / под ред. А.А. Реана. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК: 2002. – 656 с.
30. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. Т. 1. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – 566 с.
31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 712 с.
32. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005. – 556 c.
33. Сластенин В.А. и др. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 576 с.
34. Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2011. – 432 с.
35. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Н.Ф. Талызина – М.: ИЦ «Академия», 1998. – 288 с.
36. Тихомиров О.К. Психология мышления [Текст] / О.К. Тихомиров – М.: Издательский дом, 1984. – 185 с.
37. Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения [Текст] / А.В. Усова – М.: Педагогика,1986. – 176 с.
38. Усова А.В. О критериях и уровнях сформированности познавательных умений у студентов / А.В. Усова – М.: Советская педагогика, 1980. – № 12. – С. 45-48.
39. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов / Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. – 2-е изд., доп. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.
40. Шамова Т.И. Активизация учения студентов [Текст] / Т.И. Шамова – М.: Педагогика 1982. – 209 с.
41. Шрагина Л.И. Развитие мышления с помощью алгоритма конструирования парадоксальных определений понятий [Текст] /Л.И. Шрагина – Киев, 1992. – 35 с.
42. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] / Г.И. Щукина – М: Просвещение, 1979. – 160 с.
43. Щукина Г.И Проблема познавательного интереса [Текст] / Г.И. Щукина. – М, 1971. – 161 с.
44. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. Книга для учителя [Текст] / Г.И. Щукина – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.
45. Экспертиза учебного процесса развивающего обучения в системе Эльконина Д.Б. – Давыдова В.В. [Текст] / Д.Б. Эльконин, В. В. Давыдов – М.: Директ-Медиа, 2008. – 213 c.
46. Эльконин Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.academia.edu/3706444/Эльконин (Дата обращения: 05.02.2018).
47. Ярошенко С.Н. Понятие «Активизация учебно-познавательной деятельности» учащихся в научно-педагогических исследования [Текст] / С.Н. Ярошенко // Вестник оренбургского государственного университета. – 2004. - №9. – С. 81-82.