Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования дружеских взаимоотношений в условиях разновозрастной группы
|
Введение 3
Глава 1 Особенности развития межличностных отношений у детей дошкольного возраста посредством ролевых игр 5
1.1 Теоретические основы игровой деятельности дошкольного детства 5
1.2 Специфика формирования межличностных отношений в контексте сюжетно-ролевой игры 8
Глава 2 Экспериментальное исследование 14
2.1 Диагностика определения уровня сформированности межличностных отношений разновозрастной группы 14
2.2 Результаты исследования 17
2.3 Конспект сюжетно-ролевой игры на тему исследования 20
Заключение 26
Список использованных источников и литературы 28
Глава 1 Особенности развития межличностных отношений у детей дошкольного возраста посредством ролевых игр 5
1.1 Теоретические основы игровой деятельности дошкольного детства 5
1.2 Специфика формирования межличностных отношений в контексте сюжетно-ролевой игры 8
Глава 2 Экспериментальное исследование 14
2.1 Диагностика определения уровня сформированности межличностных отношений разновозрастной группы 14
2.2 Результаты исследования 17
2.3 Конспект сюжетно-ролевой игры на тему исследования 20
Заключение 26
Список использованных источников и литературы 28
Дошкольное детство – короткий, но весьма важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, формирует определённое отношение к людям, труду, вырабатывает навыки, привычки правильного поведения, в это время складывается характер.
Актуальность исследования обусловлена тем, что игра является веду-щим видом деятельности детей с самого раннего возраста. С помощью сюжетно-ролевых игр ребенок познает мир, учится общению, готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь. Самостоятельно ребенок научиться играть в сюжетно-ролевые игры не сможет, а если и сможет, то игры будут бедные по содержанию и непродолжительные по времени. Это обусловлено тем, что ребенок еще не вполне освоил окружающий его мир. У него еще не сложились представления о том мире, в котором существуют взрослые. Чем больше заниматься с ребенком, играть и давать ребенку знаний о взрослой жизни, тем разнообразней, интересней будут его игры. Ребенку с самого раннего возраста крайне важно играть в ролевые игры: «в дочки-матери», «в доктора», «в магазин». В ходе игры не только пополняется активный словарный запас, ребёнок учится излагать свои мысли, вести диалоги, но и формируются навыки социализации ребенка, развиваются межличностные отношения между ребенком и окружающими его как сверстниками, так и взрослыми.
Объектом исследования является развитие дружеских отношений у детей дошкольного возраста в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет.
Предмет исследования является развитие дружеских отношений у детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр.
Цель исследования – выявить влияние применения в воспитательном процессе сюжетно-ролевых игр на формирования дружеских отношений у дошкольников в условиях разновозрастной группы.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
рассмотреть теоретические основы игровой деятельности дошкольников разновозрастной группы;
изучить специфику межличностных отношений дошкольников;
провести экспериментальное исследование на тему формирования дружеских отношений в группе;
проанализировать полученные результаты;
выработать направление образовательной и воспитательной деятельности по формированию межличностных дружеских отношений в детском коллективе посредством сюжетно-ролевой игры.
Теоретическая изученность темы обусловлена психологическими иссле-дованиями социализации у представителей разного возраста многих отечест-венных и зарубежных ученых, таких как: Н.М. Сеченов, Р.С. Немов, С. Степанов, Л.С. Выготский, А.Э. Симановский, Г. Уоллес, французских ученых – А. Бине и Т. Симона, немецкого психолога – В. Штерна, американских ученых Л. Термена, Д. Гилфорда и Д. Векслера и многих других.
Методологической база исследования являются различные общенаучные методы исследования, такие как: диалектический, аналитический, формально-логический, структурно-функциональный, сравнительный, теоретический анализ психологической, педагогической, методической и специальной литературы по теме исследования; а также констатирующий, формирующий эксперименты.
Группа исследования составила 10 детей разновозрастной группы МКДОУ ДС «Солнышко».
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Актуальность исследования обусловлена тем, что игра является веду-щим видом деятельности детей с самого раннего возраста. С помощью сюжетно-ролевых игр ребенок познает мир, учится общению, готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь. Самостоятельно ребенок научиться играть в сюжетно-ролевые игры не сможет, а если и сможет, то игры будут бедные по содержанию и непродолжительные по времени. Это обусловлено тем, что ребенок еще не вполне освоил окружающий его мир. У него еще не сложились представления о том мире, в котором существуют взрослые. Чем больше заниматься с ребенком, играть и давать ребенку знаний о взрослой жизни, тем разнообразней, интересней будут его игры. Ребенку с самого раннего возраста крайне важно играть в ролевые игры: «в дочки-матери», «в доктора», «в магазин». В ходе игры не только пополняется активный словарный запас, ребёнок учится излагать свои мысли, вести диалоги, но и формируются навыки социализации ребенка, развиваются межличностные отношения между ребенком и окружающими его как сверстниками, так и взрослыми.
Объектом исследования является развитие дружеских отношений у детей дошкольного возраста в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет.
Предмет исследования является развитие дружеских отношений у детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр.
Цель исследования – выявить влияние применения в воспитательном процессе сюжетно-ролевых игр на формирования дружеских отношений у дошкольников в условиях разновозрастной группы.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
рассмотреть теоретические основы игровой деятельности дошкольников разновозрастной группы;
изучить специфику межличностных отношений дошкольников;
провести экспериментальное исследование на тему формирования дружеских отношений в группе;
проанализировать полученные результаты;
выработать направление образовательной и воспитательной деятельности по формированию межличностных дружеских отношений в детском коллективе посредством сюжетно-ролевой игры.
Теоретическая изученность темы обусловлена психологическими иссле-дованиями социализации у представителей разного возраста многих отечест-венных и зарубежных ученых, таких как: Н.М. Сеченов, Р.С. Немов, С. Степанов, Л.С. Выготский, А.Э. Симановский, Г. Уоллес, французских ученых – А. Бине и Т. Симона, немецкого психолога – В. Штерна, американских ученых Л. Термена, Д. Гилфорда и Д. Векслера и многих других.
Методологической база исследования являются различные общенаучные методы исследования, такие как: диалектический, аналитический, формально-логический, структурно-функциональный, сравнительный, теоретический анализ психологической, педагогической, методической и специальной литературы по теме исследования; а также констатирующий, формирующий эксперименты.
Группа исследования составила 10 детей разновозрастной группы МКДОУ ДС «Солнышко».
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Игра является ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника. В процессе игры он живет, действует как окружающие его люди, получает воз-можность самостоятельности действий в определенной ситуации и с опреде-ленными предметами. Тем самым ребенок приобретает действенный и чувст-венный опыт.
В процессе сюжетно-ролевой игры складываются благоприятные усло-вия для всестороннего развития ребенка, складываются межличностные, дружеские взаимоотношения к окружающим.
Дети помогают друг другу, иногда ссорятся, обижаются друг на друга, мирятся, дружат, ревнуют, а иногда делают мелкие «пакости». Данные отношения остро переживаются детьми и несут массу эмоций. Главным человеком, который может помочь и повлиять на развитие и становление межличностных дружеских отношений детей в группе – воспитатель.
В ходе исследования нами была поставлена цель: выявить влияние при-менения в воспитательном процессе сюжетно-ролевых игр на формирования дружеских отношений у дошкольников в условиях разновозрастной группы.
В данной работе были рассмотрены теоретические и практические аспекты формирования межличностных дружеских отношений детей дошкольного возраста в рамках разновозрастной группы.
В теоретической части было определено, что дети развиваются и тесно общаются в игре, тем самым формируются их межличностные отношения.
В практической части на констатирующем этапе, была подобрана и апробирована диагностика по изучению уровня сформированности межличностных отношений детей разновозрастной группы.
На формирующем этапе спроектировано тематическое планирование организации сюжетно-ролевых игр в группе и описано содержание и особенности организации сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование межличностных дружеских отношений детей.
На итоговом этапе исследования осуществлялась организация сюжетно-ролевой игры с детьми исследуемой группы. Результаты исследования под-твердили, что сюжетно-ролевая игра влияет на формирование межличностных отношений, и по большей части именно в этом виде деятельности дети выстраивают свои отношения.
Таким образом, мы можем сказать, что цель, задачи исследования были реализованы полностью, полностью рассмотрены и разрешены.
В процессе сюжетно-ролевой игры складываются благоприятные усло-вия для всестороннего развития ребенка, складываются межличностные, дружеские взаимоотношения к окружающим.
Дети помогают друг другу, иногда ссорятся, обижаются друг на друга, мирятся, дружат, ревнуют, а иногда делают мелкие «пакости». Данные отношения остро переживаются детьми и несут массу эмоций. Главным человеком, который может помочь и повлиять на развитие и становление межличностных дружеских отношений детей в группе – воспитатель.
В ходе исследования нами была поставлена цель: выявить влияние при-менения в воспитательном процессе сюжетно-ролевых игр на формирования дружеских отношений у дошкольников в условиях разновозрастной группы.
В данной работе были рассмотрены теоретические и практические аспекты формирования межличностных дружеских отношений детей дошкольного возраста в рамках разновозрастной группы.
В теоретической части было определено, что дети развиваются и тесно общаются в игре, тем самым формируются их межличностные отношения.
В практической части на констатирующем этапе, была подобрана и апробирована диагностика по изучению уровня сформированности межличностных отношений детей разновозрастной группы.
На формирующем этапе спроектировано тематическое планирование организации сюжетно-ролевых игр в группе и описано содержание и особенности организации сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование межличностных дружеских отношений детей.
На итоговом этапе исследования осуществлялась организация сюжетно-ролевой игры с детьми исследуемой группы. Результаты исследования под-твердили, что сюжетно-ролевая игра влияет на формирование межличностных отношений, и по большей части именно в этом виде деятельности дети выстраивают свои отношения.
Таким образом, мы можем сказать, что цель, задачи исследования были реализованы полностью, полностью рассмотрены и разрешены.
Подобные работы
- Формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - Психологическая коррекция межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2024



