Работа носит чисто теоретический характер. Хорошо подойдет в качестве первой главы диплома (теории).
Есть реферат к курсовой работе.
Введение 4
1 Государственное регулирование экономики: понятие, эволюция развития 6
1.1 Необходимость и сущность государственного регулирования экономики 6
1.2 Становление и эволюция государственного регулирования 9
2 Современный этап государственного регулирования экономики 18
2.1 Система государственного регулирования экономики в США и в странах Западной Европы 18
2.2 Система государственного регулирования России 22
3 Проблемы государственного регулирования экономики в условиях экономической нестабильности 27
Заключение 34
Список использованной литературы 37
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что содержание регулирующей функции государства и условия выполнения регулирующих программ существенно различаются в зависимости от характера экономических отношений на разных исторических этапах общественной жизни.
Обоснование сущности механизма государственного регулирования экономики, выявление его основных составляющих, установление связей между ними дают возможность определить основные направления действий государства для эффективного регулирования экономики страны.
В теоретических исследованиях, посвященных государственному регулированию экономики и его механизму, обычно анализируются отдельные формы, методы, факторы и направления, которые представляются авторам наиболее существенными. Однако аргументы в пользу того, что регулирование по отдельным направлениям социально-экономической деятельности является главным условием устойчивого роста и стабилизации трудно считать достаточными.
Дальнейший прогресс рыночной экономической системы в России наталкивается, с одной стороны, на несоответствие механизма государственного регулирования экономики возникающим задачам, а с другой – на явное или неявное противодействие со стороны отдельных хозяйствующих групп или субъектов. Поэтому существует необходимость исследования государственного регулирования экономики через его адекватный и обозримый механизм, отражающий конкретные действия.
На основе его многоаспектного анализа могут быть сформированы направления повышения эффективности регулирования российской экономики. Обозначенные теоретические и практические вопросы весьма актуальны и определили выбор цели данного исследования.
Целью курсовой работы является исследование этапов становления государственного регулирования экономики в целях развития теоретико-методологических основ данного механизма. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть необходимость и сущность государственного регулирования экономики;
- выявить причины государственного регулирования экономики;
- изучить становление и эволюцию государственного регулирования;
- исследовать современный этап государственного регулирования экономики;
- установить проблемы государственного регулирования экономики в условиях экономической нестабильности.
Объект исследования – механизм государственного регулирования экономики. Предмет исследования – этапы становления государственного регулирования экономики.
Теоретической и методологической основой исследования послужили фундаментальные результаты, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных ученых в области государственного регулирования экономики.
Методология исследования базируется на принципах системного подхода, объединения идей синтеза и анализа для статических и динамических многоуровневых состояний сложной системы социально-экономических отношений, что позволило выявить новые аспекты регулирования, связанные с раскрытием содержания механизма государственного регулирования экономики, и определить направления повышения его эффективности.
В целом, работа состоит из введения, трех глав, четырех пунктов, заключения и списка использованных источников.
В условиях рыночной экономики государственное регулирование экономики - это целенаправленное воздействие на макро- и микроэкономические процессы развития экономики для поддержания ее стабильности либо изменения в нужном для общества направлении. Рыночная система хозяйствования призвана установить равновесие в экономике и обеспечить ее поступательное развитие.
Максимальный уровень допустимых границ государственного регулирования экономики обусловлен обеспечением определенного уровня занятости, перераспределением доходов, борьбы с монополизмом и инфляцией, реализацией национальных интересов на мировом рынке, развитием фундаментальных научных исследований и др.
Активное вмешательство государства в экономическую жизнь обусловлено как минимум тремя группами причин.
Во-первых, наличием конкуренции как главной движущей силы рыночного механизма. Во-вторых, существованием видов производств, функционирование которых невозможно в рамках рыночного механизма, поскольку они обеспечивают интересы всех членов общества и обойтись без этих производств нельзя. В-третьих, ограниченными возможностями рыночных саморегуляторов, не позволяющих в полной мере обеспечить рыночное равновесие экономической системы, обеспечение полной занятости и др.
В качестве основных объективных причин, способствующих усилению вмешательства государства в экономические процессы, можно выделить: предоставление общественных благ; наличие как общественного, так и частного характера производства; существование проблем, не решаемых рыночной системой хозяйствования; влияние научно-технического прогресса; тенденция к монополизации; усиление международной конкуренции.
Рыночная экономика, несмотря на существующие достоинства, вместе с тем не в состоянии решить многие актуальные социально-экономические проблемы. Экономическая система страны не сможет развиваться нормально, если государство не создаст для этого соответствующие условия. Следовательно, решение наиболее важных проблем должно взять на себя государство. В первую очередь это касается обеспечения правопорядка и национальной безопасности страны как основы развития предпринимательства.
Сложившаяся система государственного регулирования экономики в процессе своего становления и развития прошла ряд этапов:
1. Создание благоприятствующих условий для воспроизводства частного капитала и разработка с этой целью трудового, налогового, бюджетного, банковского, торгового, социального законодательства, таможенной политики, создание условий для обеспечения устойчивости денежной единицы, приобретение определенных производственных и инфраструктурных объектов.
2. Разработка антикризисных мероприятий, воздействие на занятость и цены.
3. Переход в целом ряде стран к разработке региональных и отраслевых среднесрочных программ, изучение взаимодействия и взаимозаменяемости используемых при этом инструментов государственного регулирования, оценка их эффективности.
4. Использование среднесрочных программ в сочетании с разработкой долгосрочных целевых ориентиров, а также адресное, комплексное использование инструментов государственного регулирования.
Функции регулирования экономики государство выполняет, используя различные методы, формы и инструменты воздействия, которые могут изменяться исходя из стоящих экономических задач, материально-технических ресурсов государства и накопленного опыта регулирования. Мировая практика имеет в своем распоряжении определенный стандартный набор общественных форм и методов государственного регулирования экономики.
Механизм государственного регулирования экономических процессов продолжает постоянно развиваться и совершенствоваться. Несмотря на то, что применение различных методов и инструментов имеет определенные границы, государство в процессе регулирования стремится не разрушить и не ослабить саморегулируемый механизм рынка.
Объективными обстоятельствами, которые могут снизить результативность экономических антисанкционных мер, являются:
1. Недостаток информации для принятия эффективных решений;
2. Низкая эффективность государственного вмешательства в экономику;
3. Высокие налоги;
4. Значительные расходы на государственный аппарат;
5. Бюрократия.
От решения указанных проблем во многом зависит эффективность государственной экономической политики.
1. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Российская газета, 2003.
2. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Российская газета, 2008.
3. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Российская газета, 2011.
4. Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Российская газета, 2011.
5. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Российская газета, 2014.
6. Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» // Российская газета, 2014.
7. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета, 2015.
8. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» // Российская газета, 2015.
9. Егорова М.А. Основания государственного вмешательства в регулирование экономических отношений // Юрист. - 2015. - № 20. - С. 17 - 21.
10. Иду П. Роль и сущность независимых публичных (государственных) органов, участвующих в регулировании экономики // Lex russica. - 2016. - № 1. - С. 126 - 130.
11. Кабанова И.Е. Государственное регулирование и координация экономической деятельности // Юрист. - 2015. - № 4. - С. 42 - 46.
12. Кислинских Ю.В. Государственное регулирование экономики: учебное пособие. – Комсомольск-на-Амуре: Изд-во АмГПГУ, 2016. 120 с.
13. Корякин В.М. Предпринимательское право в схемах: учебное пособие. М.: Проспект, 2016. - 160 с.
14. Курс экономической теории: учебник / Под ред. Н.Н. Чепурина, А.Е. Киселевой. – 7-е изд, доп. и перераб. – Киров: АСА, 2013.
15. Носова С.С., Новичкова В.И. Экономическая теория для бакалавров: учеб. пособие. – М.: КНОРУС, 2013.
16. Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник / Е.Г. Афанасьева, А.В. Белицкая, В.А. Вайпан и др.; отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. 3-е изд., перераб. и доп. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2017. - 992 с.
17. Саидов З.А. Государственная экономика как объект административно-правового воздействия // Административное и муниципальное право. - 2016. - № 3. - С. 192 - 200.
18. Саидов З.А. Новый порядок административно-правового регулирования государственно-частного партнерства в сфере экономики // Административное право и процесс. - 2016. - № 9. - С. 32 - 39.
19. Талапина Э.В. Публично-правовое регулирование экономики в России: институциональная эволюция // Lex russica. - 2016. - № 1. - С. 116 - 125.
20. Толстолесова Л.А. финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2015. - 144 с.
21. Экономическая теория: учебник для вузов / Под ред. А.И., Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб.: Питер, 2015.