Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №55497

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2017
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
381
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Современные подходы к проблеме формирования взаимоотношений 7
1.2 Особенности взаимоотношений детей в группе детского сада 12
1.3 Организация театрализованной деятельности в условиях
дошкольных учреждений 12
1.4 Формирование доброжелательных отношений средствами
театрализованной деятельности 23
ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 27
Глава 2 ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1 Организация эксперимента и обоснование выбора методик.
Описание результатов констатирующего этапа эксперимента 29
2.2 Формирование дружеских взаимоотношений детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности .... 35
2.3 Обсуждение результатов контрольного этапа эксперимента 39
ВЫВОД ВТОРОЙ ПО ГЛАВЕ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46



В последние десятилетия происходит осознание того, что формы поведения и мышления людей в современном обществе изменяются. На передний план исследований выдвигаются такие аспекты общения, как коммуникативное поведение, культура общения и понимания, а также ряд теоретических и практических вопросов, в которых коммуникативные навыки человека приобретает особую значимость.
Маленький ребенок становится человеком только в общении со взрослыми и сверстниками. Через общение он проходит инкультурацию и социализацию, становится представителем своего народа и культуры, а также учится соотносить свое поведение с действиями других людей, образуя вместе с ними единый общественный организм-социум. В процессах социально-культурного взаимодействия приобретают свою устойчивую форму нормы, ценности и институты той или иной культуры. Именно общение во всех своих формах, видах, типах наиболее полно раскрывает специфику человеческого общества.
Актуальность формирования взаимоотношений дошкольников на педагогическом уровне определяется социальным заказом общества - формированием социально развитой личности ребенка. Достаточный уровень сформированности коммуникативных навыков, являясь одной из необходимых составляющих готовности ребенка к обучению, обеспечивает ему возможность успешного освоения школьной программы.
Важность вопроса формирования взаимоотношений и коммуникативных качеств дошкольников определена Законом «Об образовании», «Концепцией организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе», «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» и др.
Все это необычайно актуализирует поиск реальных источников формирования навыков взаимоотношения дошкольников.
Одной из важных исследовательских задач остается разработка средств формирования взаимоотношений, что связано с разработкой и внедрением эффективных технологий, при которых ребенок способен познать мир в тех формах деятельности, которые ему близки, доступны и способствуют продвижению в развитии. Причем решающее значение должно придаваться деятельности, в которой ребенок сможет полно раскрыть свои возможности и наиболее эффективно усвоить социально-культурный опыт.
Выстраивание межличностных взаимоотношений, со сверстниками, а также со взрослыми рассматривается в общем контексте с коммуникативной сферой детей его социализации с учетом особенностей (О.М. Дьяченко, М.И. Лисина, Т.А. Репина и др.) [17; 29; 37].
Театрализованная игра - деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей и приносящей ребенку радость. Будучи по своему характеру синкретической деятельностью, театрализованная игра наиболее достаточно полно охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития его психических процессов. Все это говорит об ее широком развивающем потенциале, который позволяет использовать театрализованную
деятельность в образовательном и воспитательном процессе.
Использование театрализованной деятельности в формировании взаимоотношения у младших дошкольников является, на наш взгляд, одним из решений этой проблемы.
Значимость и актуальность проблемы взаимоотношений подчеркивает тот факт, что ее исследованием занимаются ученые различных областей науки: философии, психологии, социологии, психолингвистики,
педагогики, этики и др.
Методологическую основу нашего исследования составляют:
- подходы к пониманию дошкольного детства как особого периода в становлении личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн Д.Б. Эльконин,) [7; 11; 20; 38; 47];
- теория деятельностного опосредования межличностных отношений (Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина) [24; 37];
- актуальные экспериментальные данные, посвященные проблеме общения и межличностных отношений дошкольников (Д.В. Менджерицкая, Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова,) [32; 39; 42];
- актуальные труды современных отечественных педагогов в области театральной деятельности (Е.А. Антипина, Т.Н. Доронова, Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова, Т.И. Петрова, Э.Г. Чурилова и др.) [3; 14; 43].
Цель исследования - теоретически обосновать и практически доказать, что театрализованная деятельность является эффективным средством развития взаимоотношений у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс формирования взаимоотношений у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - театрализованная деятельность как средство формирования взаимоотношений у детей младшего дошкольного возраста.
В основу исследования была положена гипотеза, исходящая из того, что систематическое включение театрализованной деятельности в воспитательно - образовательный процесс будет служить эффективным средством формирования взаимоотношений у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть современные подходы к проблеме формирования взаимоотношений;
2. Определить условия организации театрализованной деятельности в условиях дошкольных учреждений
3. Опытно - экспериментальная путем доказать эффективность использования театрализованной деятельности в формировании взаимоотношений у детей младшего дошкольного возраста
Практическая значимость нашей работы заключается в том, что результаты нашей работы могут быть использованы педагогами ДОО при решении задач связанных с формированием доброжелательных отношений между детьми младшего дошкольного возраста.
База исследования - МБДОУ д/с № 6 г. Чистополь.
Структура данной работы полностью соответствует цели и задачам
исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Наше исследование состояло из двух глав. В первой главе мы провели обзор психолого - педагогической, методической и специальной литературы анализируя и систематизируя полученные данные мы сделали следующие выводы:
Взаимоотношения - субъективно переживаемые связи и отношения между людьми. Это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых содержанием совместной деятельности людей и их общения. Взаимоотношения складываются в рамках взаимодействия людей, а затем оказывают влияние на эффективность совместного труда и характер протекания и интенсивность процесса общения.
Взаимоотношения характеризуются избирательностью и нередко ярко эмоционально окрашены. Феномен избирательности обусловлен
потребностной сферой человека.
Дети дошкольного возраста обладают большими потенциальными возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства, которые заставляют
волноваться, сопереживать персонажам и событиям.
Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития эмпатии - условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.
В основу исследования была положена гипотеза, исходящая из того, что систематическое включение театрализованной деятельности в воспитательно - образовательный процесс будет служить эффективным средством формирования взаимоотношений у детей младшего дошкольного возраста.
Проведя опытно - экспериментальную работу качественный анализ результатов исследования, мы увидели, что количество детей с что количество детей с категориями «принятые» и «предпочитаемые» в экспериментальной группе заметно изменилось в лучшую сторону. Дети стали более доброжелательны, отзывчивы, активны. У некоторых детей наблюдаются дружеские отношения.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что систематическое включение театрализованной деятельности в воспитательно - образовательный процесс будет служить эффективным средством формирования взаимоотношений у детей младшего дошкольного возраста. Таким образом, на основании полученных нами результатов в ходе опытно - экспериментальной работы мы можем констатировать, что гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования - доказана, задачи решены.



1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 363 с.
2. Андреева, Н.А. Формирование положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста / Н.А. Андреева // Новая наука: Проблемы и перспективы.- 2015.- № 6.- С. 3-6.
3. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии: метод. пособие / Е.А. Антипина. - 2-е изд., перераб. - М.: Сфера, 2009. - 128 с.
4. Бабаева Т.И. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды. / Т.И. Бабаева, Л.С. Римашевская. - М.: Детство-Пресс, 2012. - 224 с.
5. Бачурина Н.П. Учимся общаться - новый взгляд педагога на взаимоотношения с дошкольниками / Н.П. Бачурина // Воспитание дошкольников: III Международная научно-практическая конференция, Чебоксары, 21 мая 2013 года / Науч. -исслед. ин-т педагогики и психологии; [науч. ред. М.В. Волкова]. - Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2013. - С. 13-15.
6. Бодалев А.А. Личность и общение. / Бодалев А.А. - М.: Международная педагогическая академия, 2005. - 328 с.
7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности - М.: Директ- Медиа, 2008. - 612 с.
8. Вакуленко Ю. А. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду / Ю.А. Вакуленко, О.П. Власенко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 153 с.
9. Волкова А.И. Психология общения / А.И. Волкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 446 с.
10. Волков Б. С. Психология общения в детском возрасте. / Волков Б.С., Волкова Н. В. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 272 с.
11. Выготский Л.С. Психология - М.: Издательство «ЭКСМО- Пресс», 2002. - 1008 с.
12. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников / Н.Ф. Губанова. - М.: Издательство «ВАКО», 2007. - 256 с.
13. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Ф. Голованова . - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.
14. Доронова Т. Н. Играем в театр. Театрализованная деятельность детей / Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2004. - 127 с.
15. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.
16. Дощанова, С.М. Межличностные отношения детей дошкольного возраста /С.М. Дощанова, Е.Р. Болдырева // Инновационная наука. - 2016. - №1-2 (13). - С. 252-254.
17. Дьяченко, О.М. Психологические особенности развития дошкольников / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. - М. : Эксмо, 2009. - 176с.
18. Жадан Я.Э. Диагностика дружеских взаимоотношений старших дошкольников / Я.Э. Жадан, Е.В. Гончарова // Научное сообщество студентов: материалы VI Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков и др. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 269-275
19. Загвязинский В.И. Теория обучения и воспитания: Учебник для бакалавров / В.И.Загвязинский - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 314 с.
20. Запорожец А.В. Психология детей дошкольного возраста. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000 - 320с.
21. Запорожец А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / /Под ред. А. В. Запорожца, Я.3. Неверович. - М.: Педагогика, 1986. - 176 с.
22. Ильин, Е.П.Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2014. - 576 с.
23. Ионова, Н.В. Театрализованная игра как средство воспитания дружеских взаимоотношений в старшем дошкольном возрасте / Н.В. Ионова, Е.И. Трофимова // Концепт. - 2015. - Т. 13. - С. 2651-2655.
24. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений / Я.Л. Коломинский.- Изд- во Минск,1984.- 239 с.
25. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания / Т.С. Комарова. - М.: Зимородок, 2006. - 416 с.
26. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие / Козлова С.А., Куликова Т.А. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2006. - 432 с.
27. Клюева Н.В. Учим детей общению. характер,
коммуникабельность / Н.В.Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль: Академия развития, 2009. - 237с.
28. Куцакова Л.В. Воспитание ребенка-дошкольника: РОСИНКА: В мире прекрасного: Програм.-метод. пособие. / Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова - М: Владос, 2005. - 368 с.
29. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина - 2е изд., перераб. и доп.- СПб.: Питер, 2009.- 276 с.
30. Лысенко С.Н. Особенности межличностных отношений у
детей дошкольного возраста: Актуальные проблемы реализации
социального, профессионального и личностного ресурсов человека / С.Н. Лысенко. - 2015. - С. 110-112.
31. Максимова С.М. Театрализованная деятельность - важнейший фактор развития личности дошкольника / С.М. Максимова // Молодой ученый. - 2016. - №13. - С. 824-826.
32. Менджерицкая Д.В. Воспитание детей в игре. / Д.В. Менджерицкая - М.: Просвещение, 1989. - 190 с.
33. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду: метод. рекомендации / Е.В. Мигунова. - М.: Сфера, 2009. - 128 с.
34. Микляева Н.В. М593 Теория воспитания дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М. : Издательский центр «Академия», 2010. - 205 с.
35. Неверова А. А. Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста / А.А. Неверова // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2015. - С. 102106.
36. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. / Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова. - М.: Школьная пресса, 2001. - 128 с.
37. Репина М.А. Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста / М.А. Репина, Т.К. Мухина // Молодой ученый. - 2015. - №9. - С. 1267-1269.
38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн - СПб.: Питер, 2013. - 720 с.
39. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. - 158 с.
40. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. / Е.О. Смирнова - 3-е изд., перераб. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с.
41. Урунтаева, Г.А. Психология дошкольного возраста: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.А. Урунтаева. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 272 с.
42. Холмогорова В.М. Как сформировать гуманные отношения в
группе детского сада: психологическая методика «Школа добрых
волшебников» - М.: Чистые пруды, 2007. - 32с.
43. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников / Э.Г. Чурилова - М.: Владос, 2003.- 160 с.
44. Шипицына Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (3-6 лет). / Л.М. Шипицына и др. - М.: Детство-Пресс, 2010. - 192 с.
45. Широкова Г.А. Школа общения для дошкольников. / Г.А. Широкова - Ростов-н/Дону: Феникс, 2012. - 288 с.
46. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. / А.В. Щёткин М.: Мозаика - Синтез, 2008. - 144 с.
47. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М.:Академия, 2013. - 360 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ