Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь интеллекта и креативности в младшем школьном возрасте

Работа №55357

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы90
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
399
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения интеллекта и креативности в младшем школьном возрасте 7
1.1. Проблема становления интеллекта в психологии развития 7
1.2. Креативность и ее развитие в детском возрасте 13
1.3. Обоснование проблемы взаимосвязи уровня интеллекта и креативности младших школьников 23
Глава 2. Организация и методы исследования интеллекта и креативности младших школьников
2.1. Организация исследования интеллекта и креативности
младших школьников 29
2.2. Методы исследования интеллекта и креативности младших
школьников 30
Глава 3. Результаты эмпирического исследования взаимосвязи интеллекта и креативности в младшем школьном возрасте
3.1. Результаты исследования невербального интеллекта младших школьников 36
3.2. Результаты исследования креативности младших
школьников 37
3.3. Результаты исследования вербального интеллекта младших
школьников 40
3.4. Анализ взаимосвязи интеллекта и креативности в младших
школьников 42
Заключение 52
Список литературы 54
Приложение 59



Актуальность. В современном мире происходят процессы различных модернизаций в разных областях жизнедеятельности. Эти изменения не обошли стороной и образование. Сейчас перед педагогами, школьными психологами и учениками стоят иные задачи. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) устанавливает новые требования к личностным результатам обучающихся. Вследствие этого одной из главных обязанностей современных педагогов является обеспечение роста и развития творческого потенциала учащихся, воспитание творческой активной личности, применение различных методов, форм обучения творческого и поискового характера, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся. Не менее важными являются также создание специальных условий, которые обеспечивают возможность работы с одаренными детьми, организации для них разных видов интеллектуальных и творческих соревнований, мероприятий, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности [47].
В связи с этим возникает вопрос о соотношении творчества и обучения, креативности и интеллекта. Могут ли эти две способности быть взаимосвязанными? Можно ли, развивая одну из них, достичь развития второго? Данная проблема считается достаточно разработанной в современной психологической науке, но, несмотря на это, нет единого подхода к соотношению креативности и интеллекта. Об этом свидетельствует тот факт, что имеется много точек зрения в исследованиях различных авторов, таких как Дж. Гилфорд, П. Торренс, Ж. Пиаже, Г. Айзенк, Л. Термен, В.Н. Дружинин и др. Проблема взаимосвязи интеллекта и креативности коснулась и современных психологов (А.Ю. Анисимова, Е.В. Щербакова, Н.А. Сырникова, Г.В. Усачева и др.). Все вышесказанное позволяет нам судить об актуальности данной темы.
Объект исследования - познавательная сфера младших школьников.
Предмет исследования - взаимосвязь интеллекта и креативности в младшем школьном возрасте.
Целью выпускной квалификационной работы является определение особенностей и характера взаимосвязи интеллекта и креативности в младшем школьном возрасте.
Гипотеза: Мы предполагаем, что существует положительная взаимосвязь между интеллектом и креативностью в младшем школьном возрасте. Данная связь более выражена между невербальным интеллектом и креативностью.
Объект, предмет и цель исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Определить содержание понятия интеллект, изучить проблему становления интеллекта в психологии развития.
2. Рассмотреть понятие креативности и особенности ее развития в детском возрасте.
3. Проанализировать научные труды о взаимосвязи интеллекта и креативности.
4. Организовать и провести исследование взаимосвязи интеллекта и креативности младших школьников.
5. Проанализировать полученные результаты, сделать выводы о взаимосвязи интеллекта и креативности в младшем школьном возрасте.
Опытно-экспериментальная база: МБОУ «Средняя
общеобразовательная русско-татарская школа №111» Советского района г. Казани.
Выборка: В исследовании принимали участие ученики 3 - 4 классов в количестве 50 человек.
Методы и методики:
1. Теоретические методы: теоретический анализ психолого
педагогической литературы по проблеме исследования; обобщение, систематизация;
2. Эмпирические методы: психодиагностический метод, метод
корреляционного анализа, математическая обработка данных.
Количественная обработка полученных данных проводилась с помощью прикладного пакета Microsoft Excel 2010 (расчет средних данных, коэффициент корреляции Пирсона).
Для реализации поставленных цели и задач были подобраны следующие методики:
1. «Культурно-свободный тест интеллекта» Р. Кеттелла;
2. «Тест креативности» П. Торренса;
3. Методика исследования словесно-логического мышления Э.Ф. Замбацявичене.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы определяется тем, что полученные результаты и сделанные выводы о взаимосвязи интеллекта и креативности в младшем школьном возрасте представляют собой эмпирический материал для теоретических обобщений и дальнейшего, более глубокого изучения особенностей взаимосвязи данных феноменов.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что проанализирована и систематизирована психолого-педагогическая литература по данной теме, раскрыта актуальность проблемы, изучен опыт работы различных авторов о соотношении интеллекта и креативности, проведена эмпирическая работа по изучению взаимосвязи интеллекта и креативности младших школьников. Результаты исследования могут использоваться педагогами-психологами, педагогами, классными руководителями при работе с детьми младшего школьного возраста и составлении программ по развитию таких способностей, как интеллект и креативность. Это поможет им подобрать наиболее эффективные упражнения, методы и приемы, учитывая особенности психологии обучающихся.
Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав (теоретической, методологической, эмпирической), заключения, библиографического списка и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, обеспечение роста креативности и творческого потенциала, интеллектуальное развитие учащихся, работа с одаренными детьми являются одной из главных задач современных педагогов.
Младший школьный возраст определяется как один из благоприятных возрастов для творческого развития. Именно в этот период происходит активное формирование важных для последующего обучения и развития черт поведения детей, их разнообразной деятельности, связанной с интеллектуальной, эмоциональной сферой. Также в данный период у ребенка происходит интенсивное развитие интеллекта, он вступает в следующий этап овладения знаниями.
Интеллект является относительно устойчивой структурой умственных способностей и состоит из двух подструктур - вербальной, функционирование которой осуществляется в словесно-логической форме и невербальной, связанной с развитием наглядно-действенного мышления с опорой на зрительные образы и пространственные представления. Креативность же определяется как творческая одаренность, которая способствует порождению необычных идей и помогает быстро решать проблемные ситуации.
Проведенный теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема взаимосвязи интеллекта креативности является одной из стержневых и противоречивых проблем в психологии. Конкретные проявления и характер соотношения интеллекта и креативности изучены не полностью.
Мы выдвинули гипотезу о том, что существует достоверная прямая взаимосвязь между интеллектом и креативностью в младшем школьном возрасте. Данная связь более выражена между невербальным интеллектом и креативностью.
В результате проведенного эмпирического исследования были сделаны следующие выводы:
1) Невербальный интеллект и креативность положительно связаны между собой.
2) Установлено, что между такими показателями креативности, как беглость, оригинальность, разработанность и невербальным интеллектом существует достоверная положительная взаимосвязь. Между уровнем невербального интеллекта и гибкостью взаимосвязи не было выявлено.
3) Между вербальным интеллектом и креативностью взаимосвязи не было выявлено.
4) Между показателем креативности «разработанность» и вербальным интеллектом существует достоверная положительная взаимосвязь.
5) Прослеживается положительная связь между креативностью, ее показателями и результатами по отдельным субтестам вербального и невербального интеллекта.
6) У большинства учеников 3-4 классов был выявлен средний уровень вербального интеллекта и креативности, и низкий уровень невербального интеллекта.
7) В целом, гипотеза исследования подтвердилась.



1. Абрамян Е.Л. Лорис-Меликова Н.А. Личностные особенности детей
с повышенным уровнем креативности // Эксперимент и инновации в школе. -
2014. - №2. - С.7-13. [Электронный ресурс]. — URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnye-osobennosti-detey-s-povyshennym- urovnem-kreativnosti.html (дата обращения: 09.12.2016).
2. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с.
3. Анисимова А.Ю. Особенности соотношения интеллектуальных и творческих способностей // Ананьевские чтения, 2005: Материалы научнопрактической конференции. СПб., 2005. - С. 431-432.
4. Ассовская А.В., Яничева Т.Г. Изучение креативности младших школьников // Ананьевские чтения, 1997: Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1997. - С. 56-58.
5. Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу «Психология личности» (раздел Теории личности) Часть 2. - Майкоп: Магарин О. Г., 2012. - 144 с.
6. Баданина Л.П. Психология познавательных процессов: Учеб. Пособие. - М.: Флинта, 2012. - 236 с.
7. Банзелюк Е.И. Возрастная динамика показателей креативности у детей 6-9 лет // Вопросы психологии. - 2008. - № 3. - С. 55-60.
8. Белова Е.С. Выявление творческого потенциала дошкольников с помощью теста П. Торренса // Психологическая диагностика. - 2004. - № 1. - С. 21-40.
9. Березина Т.Н. Интеллект и креативность // Эдип. - 2008. - № 3. - С. 92-101.
10. Бирюков С.Д. Традиционные маркеры одаренности: дифференциально-психологический анализ структуры показателей: Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия. М., 2000. - С. 12
29.
11. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе. - М.: Совершенство, 1998. - С. 202-206.
12. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений- М.: Академия, 2002. - 320 с.
13. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - СПб.: Питер, 2006. - С. 72.
14. Борисова Е.М., Гуревич К.М. Психологическая диагностика. - М.: УРАО, 1997. - С. 82-83.
15. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. - М.: Смысл, 2000 - 685 с.
16. Ворошилова М.Б., Слинкина И.Н. Создание системы
естественнонаучной и технологической подготовки молодежи к инновационной деятельности: монография / отв.ред. А.П. Усольцев, Т.Н. Шамало. - М.: Берлин: Директ-Медиа, 2014. - С. 12. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.litres.ru/static/trials/11/82/45/11824581.a4.pdf (дата обращения:
14.01.2017)
17. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта: Пер. с англ. - М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. - 512 с.
18. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта: Психология мышления / под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Прогресс, 1965. - С. 433-457.
19. Дружинин В.Д. Психология общих способностей. 3-е издание. - СПб.: Питер, 2007. - 368 с.
20. Дружинин В.Н. Психология. Учебник для вузов. - СПб.: Питер,
2001. - 656 с.
21. Егорова М.С., Зырянова Н. М., Пьянкова С. Д. Возрастные изменения генотип-средовых отношений в показателях интеллекта // Вопросы психологии. - 1993. - № 5. - С. 106-108
22. Жаркова В.В. Использование системы творческих заданий для развития креативности в младшем школьном возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 20. - С. 311-315. [Электронный ресурс]. - URL: http://e-koncept.ru/2014/54322.htm (дата обращения: 17.11.2016)
23. Жукова Е.С. Два подхода в исследовании творческих способностей // Методы психологии: Ежегодник РПО. - 1997. - Т.3. - Вып.1. - 370 с.
24. Зинченко В.П. Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003 - 632 с.
25. Иванчихин В.Г. Формирование креативности личности школьника // Молодой ученый. — 2009. — №4. — С. 259-263. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/4/215/ (дата обращения: 17.11.2016)
26. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2009. - С. 179-184.
27. Кабардов М.К. Коммуникативные и когнитивные составляющие языковых способностей: Индивидуально-типологический подход: Автореф. дис. д-р. психол. наук. - М. - 2001. - 354 с.
28. Корнилов С.А. Лонгитюдные исследования: теория и методы // Экспериментальная психология, том 4. - М., 2005. - С. 101-116
29. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 2007. - С.79.
30. Мандель Б.Р. Современная педагогическая психология. Полный курс. - М.: Директ-Медиа, 2015. - 828с.
31. Немов Р.С. Психология. Кн.2. Психология образования. - М.: ВЛАДОС, 1995. - С. 32-49.
32. Николаева Е.И. Психология детского творчества. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2016. - С. 87 - 91.
33. Петрова Л.М. Возрастные особенности когнитивной сферы младших школьников и подростков: Автореф. дис. канд. наук. - СПб. - 2008.
34. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психологический словарь. — М.: Политиздат, 1985. — 430 с.
35. Пиаже Ж. Избранные психологические труды: Пер. c англ., фр. - М.: Просвещение, 1969. - С. 66-67.
36. Попова Л.А. Что такое одаренность? // Школа здоровья. - 1995. - №
1. - С 5-18.
37. Прибыткова М.В., Разумникова О.М. Роль конвергентных и дивергентных процессов в творческом мышлении: значение факторов пола и возраста: Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества. М., изд-во Кредо,2007. - Т. 3. - С. 109.
38. Рапацевич Е.С. Психолого-педагогический словарь. - Минск: Современное слово, 2006. - С. 138.
39. Ребер А. Большой толковый психологический словарь: в 2 томах. Том 1 (А - О): Пер. с англ. Т.1. - М.: Вече: АСТ, 2001. - С. 351.
40. Савенышева С.С. Индивидуальные особенности интеллекта одаренных подростков // Психология XXI века: Международная межвузовская научно-практическая конференция студентов и аспирантов. СПб. - 2001. - С. 95-96.
41. Семилеткина М.С. Исследования особенностей мотивационносмысловой сферы детей с различным уровнем креативности: Автореф. дис. канд. наук. - М. - 1998. - 276 с.
42. Сорокина М.А. Методы психологии: Ежегодник РПО. Ростов-на- Дону, 1997. Т. 3. Вып. 1. - С. 102 - 107.
43. Стернберг Р.Дж., Форсайт Дж.Б., Хедланд Дж. Практический интеллект. Серия: Мастера психологии. Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.
44. Сырникова Н.А. Интеллект, креативность и специальные
способности // Вестник Новгородского государственного университета - 2014 - №79 - С. 103-105. [Электронный ресурс] URL:
http://cyberleninka.rU/article/n/intellekt-kreativnost-i-spetsialnye-sposobnosti.html (дата обращения: 24.12.2016)
45. Тутушкина М.К. Практическая психология. Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Дидактика плюс, 2001. - С. 39.
46. Усачева Г.В. Креативность в связи с интеллектом и успеваемостью у младших школьников // Ананьевские чтения, 2005: Материалы научнопрактической конференции. СПб., 2005. - С. 492-493.
47. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации - М., 2010.
48. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002. - С. 156-157.
49. Шумакова Н.Б. Развитие исследовательской позиции у одаренных детей: Материалы IV Всероссийского съезда Российского психологического общества. М., 2007. - Т. 3. - С. 358- 359.
50. Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. - М.: Изд-во МПСИ, 2004. - 368 с.
51. Щербакова Е.В. Соотношение креативности с интеллектом и
личностными особенностями // Психология XXI века: Материалы
международной межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов. - СПб., 2005. - С. 76-78.
52. Энциклопедия психодиагностики: Культурно-свободный тест
интеллекта [Электронный ресурс]. URL: Ы1р:/^у1аЬ.тАэ/Культурно-
свободный_тест_интеллекта.Ы:т1 (дата обращения: 03.10.2016).
53. Энциклопедия психодиагностики: Тест креативности Торренса
[Электронный ресурс]. URL:
кНр:/^у1аЬ.тАэ/Тест_креативности_Торранса.Ы:т1 (дата обращения:
03.10.2016) .
54. Юркевич, В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. - М.: Просвещение, 2000. - 282 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ