Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления ассортиментом торгового
предприятия
4
1.1 Товарный ассортимент : понятие и основные
характеристики 4
1.2 Формирование товарного ассортимента торгового предприятия: принципы и
методы 1
2
1.3 Процесс управления ассортиментом торгового
предприятия 26
Глава 2. Анализ процесса управления ассортиментом в розничной торговой
сети «М.Видео»
30
2.1. Организационно экономическая характеристика розничной торговой сети
«М.Видео» 30
2.2. Характеристика товарного ассортимента розничной торговой сети
«М.Видео» 38
Глава 3. Направления совершенствования ассортимента розничной торговой сети «М.Видео»
45
3.1. Разработка рекомендаций по расширению товарного ассортимента
розничной торговой сети «М.Видео»
45
3.2. Экономическое обоснование предложенных мероприятий по расширению
товарного ассортимента розничной торговой сети «М.Видео» 52
Заключение 59
Список используемой литературы 63
На современном рынке в условиях конкурентной борьбы на объёмы спроса потребителей, и, соответственно на успех экономической деятельности торговых предприятий существенно влияют свойства товаров, их качество, экологическая чистота, а также немаловажное значение имеют показатели ассортимента. В связи с этим работники торговли должны не только уметь проводить экспертизу товаров при приёмке их на реализацию и создавать условия для сохранения качества при хранении, но и знать ассортимент товаров и поддерживать его на необходимом уровне.
Рыночные отношения обусловили предъявление повышенных требований к формированию и рациональному управлению ассортиментом потребительских товаров, что служит одним из критериев
конкурентоспособности фирм. Современный ассортимент потребительских товаров разнообразен и различается происхождением, назначением, условиями хранения различных видов товаров. Исходя из этого, определяется такая важная функция ассортимента как систематизация всего множества групп, подгрупп, видов и разновидностей товаров.
В нашей стране с каждым годом увеличивается производство потребительских товаров. Систематически растёт и розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли. Увеличение товарооборота и
потребления продукции вызывает необходимость изучения покупательского спроса. Изучение покупательского спроса в первую очередь должно быть подчинено задаче наиболее полного удовлетворения запросов покупателей, которая достигается благодаря совершенствованию показателей ассортимента.
Ассортимент товаров и такие его показатели, как широта, полнота, стабильность, структура, обновляемость, значительно влияют на спрос потребителей, и, в конечном счёте определяют эффективность работы торгового предприятия.
Таким образом, выбранная тема является актуальной в современных условиях рыночной экономики
Цель работы - оценить процесс управления товарным ассортиментом розничной торговой сети «М.Видео» и разработать рекомендации по его совершенствованию.
Задачи:
- изучить понятие и основные характеристики товарного ассортимента;
- рассмотреть принципы и методы формирования товарного ассортимента торгового предприятия;
- проанализировать процесс управления ассортиментом торгового предприятия;
- дать организационно-экономическую оценку деятельности розничной торговой сети «М.Видео»;
- охарактеризовать ассортиментную политику розничной торговой сети «М.Видео»;
- разработать рекомендации по расширению товарного ассортимента розничной торговой сети «М.Видео» и дать им экономическое обоснование.
Объектом выпускной квалификационной работы является розничная торговая сеть «М.Видео».
Предмет исследования - процесс управления товарным ассортиментом.
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, списка использованных источников и заключения.
Ассортимент товаров - совокупность видов товаров, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку. Основными группировочными признаками являются: производственный,
сырьевой и потребительский.
Торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в магазине. Он включает ассортимент товаров, выпускаемых многими предприятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: продовольственные и непродовольственные товары. Каждая из отраслей делится на товарные группы, в состав которых входят товары, объединенные по ряду признаков (однородности сырья и материалов, потребительскому назначению, степени сложности ассортимента).
С учетом сложности ассортимента различают товары простого и сложного ассортимента. К товарам простого ассортимента относят товары, состоящие из небольшого количества видов или сортов (овощи, поваренная соль, хозяйственное мыло и т.д.). Товары, имеющие в пределах одного вида внутреннюю классификацию по различных признакам (фасон, размер т.д.), относятся к товарам сложного ассортимента (обувь, одежда и т.д.).
Формирования ассортимента состоит в планировании фактически всех видов деятельности, направленных на отбор продуктов для будущего производства и реализации на рынке и на приведение характеристик этих продуктов в соответствие с требованиями потребителей. Формирование на основе планирования ассортимента продукции — непрерывный процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла продукта начиная с момента зарождения замысла о его создании и заканчивая изъятием из товарной программы.
Управление ассортиментом предприятия представляет собой комплексный процесс, включающий основные классические функции управления: планирование, в процессе которого изучается спрос на товары, проводятся маркетинговые исследования, организацию, которая подразумевает создание коммуникационной системы по формированию ассортимента, координацию, в процессе которой осуществляется разработка ассортиментного портфеля организации, вырабатывается ассортиментная стратегия (выделяются стратегические группы товаров, определяются методы и принципы формирования торговых надбавок) и контроль, который включает анализ ассортимента (его широты и глубины, прибыльности отдельных видов и групп товаров), а также анализ влияния политики управления товарными запасами предприятия, политики поставок на товарный ассортимент.
Планирование и управление ассортиментом — неотъемлемая часть маркетинга. Даже хорошо продуманные планы сбыта и рекламы не смогут нейтрализовать последствия ошибок, допущенных ранее при планировании ассортимента.
«М.Видео» - лидер среди розничных сетей по продаже электроники и бытовой техники в России и одна из крупнейших европейских компаний в этом сегменте. Кроме того, «М.Видео» - единственная публичная российская непродуктовая сеть. С ноября 2007 года торговля акциями ПАО «М.Видео» идёт на ведущих российских биржевых площадках - РТС и ММВБ.
Сеть «М.Видео» основана в марте 1993 года. На весну 2015 года более 379 магазинов сети работают в 161 городе России.
Товарный ассортимент магазинов «М.Видео» превышает 20 тысяч наименований техники: аудио/видео и цифрового направлений, мелкой и крупной бытовой электроники, товаров для развлечения и аксессуаров. Для магазинов «М.Видео» разработан специальный единый формат торгового зала площадью 1 500-1 800 м2.
«М.Видео» активно развивает стратегию интегрированных продаж (Omni-channel) для унификации товарного ассортимента и создания бесшовного покупательского опыта в розничных магазинах и на Mvideo.ru.
Помимо эффективного формата розничной торговли и ориентированной на покупателя концепции магазина, компания предлагает клиентам
высококлассную сервисную поддержку под брендом «М.Сервис».
По итогам 2015 года оборот компании «М.Видео» составил 192 млрд рублей (включая НДС).
Розничная торговая сеть «М.Видео» занимает лидирующее положение в объемах продаж большого количества ассортиментных групп товаров, что может свидетельствовать об эффективном процессе управления и формирования товарном ассортиментом. Нами проведен анализ основных конкурентов данной торговой сети на предмет наличие отдельных категорий товаров, не всегда относящихся к товарной специализации магазинов данной торговой сети, однако пользующихся спросом у потребителей. Среди таких групп товаров фигурируют товары для дачи и сада, товары для спорта и туризма, мам и детей.
В России наблюдающаяся тенденция увеличения спроса на загородную недвижимость формирует новую аудиторию покупателей, которые обустраивают дом и участок рядом с ним для постоянного проживания. За счет этого спросом будут пользоваться не только посадочный материал и садовая техника, но и снегоуборочная техника, теплотехника, климатическая техника, мебель, товары для декора и другие товарные категории. Товары для сада и дачи сегмент рынка динамично развивающийся в России.
Рынок спортивных товаров в мире считается одним из самых крупных, его объем в последние годы приблизился к 100 млрд. долларов в год. Для первого этапа открытия отдела «Спорт и Туризм» можно ограничится минимальным ассортиментом:
- велосипеды и аксессуары;
- тренажеры;
- спортивное питание;
- спортивный инвентарь;
- спортивная одежда и обувь;
- чемоданы, сумки, рюкзаки.
Ассортиментными позициями товаров для мам и детей могут быть
следующие товары:
- детское питание;
- детский транспорт;
- игрушки;
- спорт и активный отдых;
- школьные товары;
- товары для мам;
- мебель для детской;
- товары для малышей;
- настольные игры и хобби;
- творчество.
Предложенные рекомендации по расширению товарного ассортимента позволят розничной торговой сети получить дополнительный объем прибыли и расширить сегмент покупателей.
Прогноз продаж базируется на допущении, что в каждой из трех предлагаемых ассортиментных групп в неделю мы будем продавать все товарные позиции. Рассчитаем рентабельность продаж как соотношение прибыли от продаж и выручки, при норме маржинальности 30 процентов, коэффициент рентабельности продаж составит 0,29.
1. Агеева И.Ю. Финансовый анализ в аудиторской деятельности / И.Ю. Агеева, Е.Д Халевинская. - Аудит и финансовый анализ.-1999.-№1.-С.105.
2. Азоев Г.Л. Конкурентные преимущества фирмы / Г.Л. Азоев, А.П.
3. Азоев Г.Л. Маркетинговые исследования: учеб пособие / Г. Л. Азоев, Е.А.Михайлова. - М.: ЗАО Финстатинформ, 2000. - 120 с.
4. Алпатов Г. Е. «Общая методика внедрения системы маркетинга на предприятии»//Текстильная промышленность. 1994. -№ 5. - С.8-13.
5. Алтыев А., Шанин А. «Маркетинг - философия современного бизнеса»//Торговля. - 1993. - № 1.- C 13-19.
6. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебное пособие для вузов/Под ред. Н.П. Любушина.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.-471с.
7. Ансофф И. Стратегическое управление: Сокр. Пер. с англ. / Науч. Ред. И авт. Предисл. Л.И. Евенко. - М.: Экономика, - 1989. - 519 с.
8. Баканов М.И. Теория экономического анализа: Учебник/ М.И. Баканов, А.Д. Шеремет. 4-е изд., доп. И перераб.- М.: Финансы и статистика,- 1998.- 416 с.
9. Баутов А.Н. Формирование и расчет оптимального ассортимента при случайном спросе // Маркетинг в России и за рубежом. - 2003.-№3 - С.18-32
10. Белоусов В.Л. Анализ конкурентоспособности фирмы // маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - № 5. - С. 62 - 71.
11. Борисов Л. Анализ финансового состояния предприятия// Экономика и жизнь (Бухгалтерское приложение).-2001.-№3.-С.17-23.
12. Васильева А.В. Оценка конкурентоспособности предприятия: Метод. Пособие для вузов / А.В. Васильева. АмгУ. 2004. - 35 с.
13. Васин А.С. Применение статистического моделирования при принятии решения по формированию ассортимента продукции // Экономический 64ннализ. - 2003. - №9 - С.24-28
14. Вигдорчик Е.А. Российские предприятия: трудный поиск конкурентных стратегий. // Эко. - 1998. - № 11. - С. 24 - 46.
15. Вигдорчик Е.А. Трудный поиск конкурентных стратегий. // Эко. 1998. - № 10.- С. 51 - 68.
16. Все о маркетинге: Сборник материалов для руководителей
предприятий, экономических и коммерческих служб. - М.: Азимут-центр. - 2003. - 356 с.
17. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. 2-е изд., переаб. И доп. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002.- 480 с.
18. Голубков Е.П. Завоевание конкурентных преимуществ в конкурентной борьбе // Маркетинг в России и за рубежом. - 2000. - № 2. - С. 27- 43.
19. Григорьев Ю.А. Анализ финансового положения производственного предприятия Российской Федерации// Консультант.-1997.- №3.-С.12-21; №4.-С.17- 23.
20. Жих Е.М. Маркетинг: Как завевать рынок? / Е.М. Жих. СПб.: Нева, 2001.- 136 с.
21. Завьялов П. С. Формула успеха: маркетинг (сто вопросов - сто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке) / П. С. Завьялов,
В. Е. Демидов. - Москва: 2000. - 200 с.
22. Керимов В. Управленческий учет в розничной торговле // Консультант директора. - 2003. - №8 - С.33-36
23. Кинг У. Стратегическое планирование и хозяйственная политика /
У. Кинг. - М.: Прогресс, - 1982. - 400 с.
24. Кирина Л.В. Стратегическое управление фирмой: Мет. Пособие. / Л.В Кирина, С.А. Кузнецова - Новосибирск: НГУ, - 1996. - 84с.
25. Киселев В. Формирование ассортимента в сфере торговли // Маркетинг. - 2003. - №2 - С.107-111
26. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. В.В Ковалев. - М.: Финансы и статистика, - 1995. - 432 с.
27. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие / Н.П. Кондраков. - М.: ИНФРА М, - 2000. - 560 с.
28. Котлер Ф. Основы маркетинга/ Ф. Котлер. - М.: Прогресс, 1995. -
726 с.
29. Кудокормов А.Г. Академия рынка / А.Г. Кудокормов. - М.: Экономика, 2000. - 571 с.
30. Маслихина Л.М. Анализ рынков сбыта продукции фирмы: Учеб. Пособие / Л.М Маслихина. - Йошкар-Ола.: МарГТУ, 1998. - 60 с.
31. Маслов В. «О роли маркетинга в деятельности предприятия»// Маркетинг в России и за рубежом», июль - август,1997.- С. 35 - 39
32. Мильгром Д.А. Оценка конкурентоспособности экономических технологий // Маркетинг в России и за рубежом. - 2000. - №2. - С.45 - 48
33. Наумова Л.М. Прикладной маркетинг в деятельности фирмы: Учеб. Пособие / Л.М. Наумова. Москва: Издательство Элит, 2004. - 208 с.
34. Пашутин С. Технология формирования ассортимента // Маркетолог. - 2002. - №10 - С.21-24
35. Печенкин А. Об оценке товаров и товаропроизводителей // Маркетинг. - 2001. - № 5. - С.23.
36. Пешков Е.П. маркетинговый анализ в деятельности фирмы / Е.П.Пешков. - М.: Ось - 89, 2000. 80 с.
37. Пигунова О. Ассортиментная концепция предприятия торговли // Маркетинг. - 2003. - №1 - С.68-74
38. Пигунова О. Ассортиментная стратегия предприятия розничной торговли // Маркетинг. - 2001. - №6 - С.50-53
39. Савина Е.В., Наумова Л.М. Маркетинговый подход к разработке стратегии номенклатуры и ассортимента ЗАО «Звениговский ГМК» // Менеджмент: теория и практика. - 2002 - №3 - С. 244-254.
40. Светличная Г. Как разглядеть новый товар // Маркетолог. - 2002.- №1 - С.19-23
41. Севрук В.Т. «Виды маркетинга»//Бухгалтерский учет.- 1992. - № 8.- С. 17-20.
42. Севрук В.Т. «Маркетинг в совместных
предприятиях»//Экономические науки. 1991.- № 2.- С. 35-40.
43. Севрук В.Т. «Рынок в системе маркетинга»//Бухгалтерский учет.- 1992.-№9.- С. 11-15.
44. Севрук В.Т. «Товар в системе маркетинга»//Бухгалтерский учет.- 1992.- № 12.- С. 16-19
45. Синкин А.Ю. Исследование номенклатурной политики торговых предприятий // Менеджмент: теория и практика. - 2003.- №3 - С.225-230
46. Синкин А.Ю. Оптимизация ассортимента и метод номенклатурной матрицы // Менеджмент: теория и практика. - 2002. - №3 - С.230-233
47. Т омпсон А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ. Под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, - 1998. - 576 с.
48. Управленческий учёт: Учебное пособие/ Под ред. А.Д. Шеремета. - М.: ФБК-ПРЕСС, 1999.-512с.
49. Финансы: Учебное пособие/ под ред. А.М. Ковалёвой. - М.: Финансы и статистика, 1999.-384 с.
50. Фомина Г.М. «Маркетинг - новое понятие»//ЭКО.- 1995.- № 5.- С.
90-92.
51. Хомидов А.У. Анализ бухгалтерского баланса// Аудит и финансовый анализ. -2001. -№ 1. -С.5-24.
52. Челенков. - М.: ОАО Типография НОВОСТИ, 2000. - 256 с.
53. Четыркин Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов. 2-е изд., испр. И доп. / Е.М. Четыркин. - М.: Дело Лтд, - 1995. - 320 с.
54. Щиборщ К.В. Сравнительный анализ конкурентоспособности и финансового состояния предприятий // маркетинг в России и за рубежом. - 2000. - № 3. - С.64.
55. Эванс Дж. Р. Маркетинг/ Дж. Р. Эванс, Б. Берман. - М.: Экономика, 1990. - 450 с.
56. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. Проф. О.И. Волкова. - М.: ИНФРА М, - 1997. - 416 с.
57. Экономика предприятия: Учебник для вузов. / Л.Я. Аврашков, В.В. Аданчук, О.В. Антонова и др., под ред. Проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, - 1998. - 742 с.
58. Экономико-математические методы и модели в маркетинге: Учеб. Пособие для вузов / Под ред. В.В. Федосеева. - М.: ЮНИТИ - ФАНА, 2001. - 159 с.
5 9. http: //www.iteam.ru/publications/marketing/section_28/article_2963/
Смольянина Анжела, независимый консультант «Методы анализа
ассортиментного портфеля организации».
Сайт розничной торговой сети «М.Видео» www.mvideo.ru