МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ КАК
ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2» Г.МЕНЗЕЛИНСКА).
Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Понятие и сущность мотивации и профессионального развития 7
1.2 Основные теории мотивации профессионального развития 11
1.3 Мотивы и методы профессионального развития педагогов образовательной
организации 20
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ПЕДАГОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МБОУ СОШ №2 Г. МЕНЗЕЛИНСКА) 28
2.1 Краткая характеристика деятельности МБОУ СОШ №2 г. Мензелинска .. 28
2.2 Анализ мотивации профессионального развития профессионального
развития педагогов МБОУ СОШ №2 г. Мензелинска 41
2.3 Оценка мотивации профессионального развития профессионального
развития педагогов МБОУ СОШ №2 г. Мензелинска 49
3. НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ МБОУ СОШ №2 Г.
МЕНЗЕЛИНСКА 52
3.1 Рекомендации по совершенствованию мотивации профессионального
развития педагогов МБОУ СОШ №2 г. Мензелинска 52
3.2 Мероприятия по совершенствованию мотивации профессионального
развития педагогов МБОУ СОШ №2 г. Мензелинска 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
(НА ПРИМЕРЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2» Г.МЕНЗЕЛИНСКА).
Управление современной образовательной организацией - это один из сложных процессов. Руководителю образовательной организации нужны не только знания специфики профессиональной педагогической деятельности, но и практические и теоретические знания из области менеджмента.
Повышение профессионального уровня педагогов соответствующего запросам современной жизни - необходимое условие модернизации системы образования. Вопрос о мотивации профессионального развития профессионального развития педагогов на сегодняшний день является довольно актуальным. Поэтому для сохранения в образовательной организации лучших педагогов важно определить перечень моральных и материальных стимулов. Создавая условия для удовлетворения их потребностей и мотивов можно направить педагогов к продуктивной деятельности.
Можно сказать, что мотивация является понятием, которое используется не только при описании внутренних состояний, но и внешних воздействий, которые побуждают работника действовать определенным образом. Задача же современного руководителя - удовлетворить интересы педагога, заинтересовать и привлечь в школу новых педагогов, а в дальнейшем способствовать их профессиональному развитию.
Мотивация - один из методов управления личностью, воздействия на ее потребности и стремлении в саморазвитии - этим объясняется ее необходимость в изучении. Сейчас в образовательной системе происходят положительные изменения, которые позволяют педагогу раскрыть свой творческий потенциал. Задача руководителя образовательной организации - использовать мотивацию как процесс побуждения педагогического
з
коллектива к деятельности для достВШЁЦЕНШбичностных целей, так и целей образовательной организации.
Важность изучения мотивации профессионального развития объясняется и тем, что она является одним из методов управления личностью, воздействия на ее потребности и желания в саморазвитии. Сегодня в образовательной системе происходят положительные изменения, которые позволяют педагогу раскрыть свой творческий потенциал, быть активным участником инновационных процессов
В процессе изучение данной темы и подготовке дипломного проекта были использованы нормативные документы, а также литературные источники, как отечественных, так и зарубежных авторов: А. Маслоу, М.М. Поташник, А. Бакурадзе, А. Джамулаев, Мескон Н. и других.
Изучение данной литературы и педагогическая практика позволили выявить противоречия:
- между возрастающими требованиями к современному педагогу и снижением мотивации профессионального развития профессионального роста в условиях постоянных изменений системы образования;
- между необходимостью профессионального развития педагогов и недостаточной компетентностью руководителя образовательной организации, которая не позволяет обеспечить значительный уровень мотивации профессионального развития их профессионального роста;
- между высоким уровнем теоретической разработанности вопросов мотивации профессионального развития труда педагогов и недостаточной разработанностью факторов, которые обеспечивают развитие мотивации профессионального развития профессионального роста педагогов.
Проблему исследования можно сформулировать таким образом:
Какая модель мотивации профессионального развития должна быть внедрена образовательной организацией, для того чтобы обеспечить устойчивую мотивацию профессионального развития педагогов?
Г ипотеза:
Грамотно построенная модель по мотивации профессионального развития профессионального развития педагогов, использование всевозможных методов стимулирования будут способствовать созданию профессиональных кадров, в следствие этого и повышению эффективности деятельности образовательной организации.
Цель выпускной работы - анализ эффективности мотивации профессионального развития профессионального развития педагогов МБОУ «СОШ №2» г. Мензелинска.
Для достижения поставленной цели необходимо решить такие задачи:
1. Изучить понятие и особенности мотивации профессионального развития профессионального развития педагогов образовательной организации.
2. Рассмотреть основные мотивы и методы мотивации профессионального развития педагогов образовательной организации.
3. Провести анализ факторов, которые мотивируют педагогов к профессиональному росту.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме; систематизация материалов; анализ документов; анкетирование, наблюдение.
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации и отборе материала необходимого для создания мотивационной среды в образовательном учреждении.
Практическая значимость состоит:
1. в определении доминирующих мотивов педагогов, работающих в МБОУ «СОШ №2» г. Мензелинска;
2. в использовании результатов исследования для оптимизации повседневной деятельности педагогов МБОУ «СОШ №2» г. Мензелинска.
Объект исследования - МБОУ «СОШ №2» г. Мензелинска.
Предмет исследования - система мотивации профессионального развития профессионального развития педагогов МБОУ «СОШ №2» г. Мензелинска.
Материалы данной выпускной квалификационной работы были
апробированы в научном интернет-журнале «NovaUm» в 2017 году.
Структура работы определена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Введение раскрывает актуальность, определяет, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе рассматриваются понятие, мотивы, методы профессионального развития. Во второй главе производится анализ, и оценка профессионального развития педагогов МБОУ «СОШ №2» г. Мензелинска. Третья глава посвящена вопросам совершенствования мотивации профессионального развития профессионального развития.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Реализация предложенной модели повышения квалификации станет способствовать формированию профессиональных кадров и, как следствие, будет повышать эффективность деятельности образовательной организации, в достижении им высокого уровня и конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.
По результатам проведенного в работе исследования можно сделать следующие выводы:
Мотивация профессионального развития педагогов понимается как процесс активизации мотивов работников (внутренняя мотивация) и создания стимулов (внешняя мотивация) для их побуждения к профессиональному росту.
Профессиональное развитие или профессиональный рост педагога - это процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, которые позволяют ему лучшим образом реализовать своё предназначение, а также решать стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья школьников.
Формирование комплекса конкретных условий, которые побуждают человека к осуществлению действий,днапращнных на достижение цели с максимальным эффектом - все это является целью мотивации профессионального развития.
Профессиональное развитие педагога осуществляется двумя путями:
1. посредством самообразования:
2. за счет осознанного участия педагога в организованных образовательной организацией мероприятиях.
Эти пути неразрывно связаны: педагог сам выбирает содержание, формы, методы из предлагаемой ему кем-то методической работы.
Процесс мотивации профессионального развития педагогов может быть разбит на следующие этапы:
1. Выявление потребностей.
2. Формирование и развитие мотивов.
3. Управление мотивами для изменения поведения людей, необходимого для реализации целей.
4. Корректировка мотивационного процесса в зависимости от степени достижения результатов.
Теоретические основы мотивации профессионального развития были
заложены содержательными и процессуальными теориями мотивации. Наиболее распространенными содержательными теориями мотивации профессионального развития являются теории Маслоу, Мак Клелланда и Герцберга. Основными процессуальными теориями мотивации
профессионального развития являются теория ожиданий, теория справедливости, модель мотивации профессионального развития Портера- Jloyepa.
С целью приспособления теорий мотиваций к современной структуре потребностей сегодня в менеджменте предпринимаются активные попытки их пересмотра.
На самых разнообразных методах, выбор которых зависит от проработанности системы стимулирования в образовательной организации, общей системы управления и особенностей деятельности самой школы может быть основана система мотивации профессионального развития педагогов.
Основными тенденциями развития системы мотивации
профессионального развития педагогов на сегодняшний день являются:
1. Ориентация на стратегические подходы.
2. Внимание к внутренним мотивам профессионального роста.
3. Активное развитие экономических и социально-психологических методов стимулирования.
В данной работе объектом исследования является МБОУ «СОШ №2» г. Мензелинска. В результате проведенного эмпирического исследования в образовательной организации были выявлены следующие проблемы:
62
1. У большинства педагогов образовательной организации нет сформировавшейся системы саморазвития, упор на профессиональное развитие в большой степени зависит от обстоятельств.
2. Педагоги высшей категории или с научной степенью - не достаточно распространенное явление
3. В школе отсутствует система диагностики мотивов и потребностей педагогов, система определения факторов, важных для них с точки зрения повышения уровня профессионального развития.
В результате проведенного анализа были разработаны мероприятия по совершенствованию системы профессионального развития педагогов МБОУ «СОШ №2» г. Мензелинска, которые позволят добиться следующих результатов:
1. Мероприятия по реализации модели повышения квалификации позволяют устранять или компенсировать демотивирующие факторы,
активизации профессионального развития педагогов.
2. Предложенная модель повышения квалификации позволяет в наибольшей степени проявить индивидуальный подход в получении новых компетенций педагогов МБОУ «СОШ №2».
3. Несмотря на присутствующий рост затрат на материально¬техническую базу, в МБОУ «СОШ №2» данная статья расходов может расцениваться как ресурс, которые используется для стимулирования труда, повышения лояльности к организации, а также в определенной степени позволяет конкурировать на рынке образовательных услуг.
4. Модель повышения квалификации оказывает самое
непосредственное влияние на повышение профессионального роста педагогов МБОУ «СОШ №2» и, тем самым, в значительной мере определяет эффективность ее функционирования.
5. Внедрение модели повышения квалификации педагогов обеспечивает основу для представления внешних и внутренних факторов, влияющих на профессиональный рост педагогов.
Поставлены в работе задачи решены. Выдвинутая гипотеза получила свое теоретическое и экспериментальное обоснование.
Только когда педагог знает, что образовательная организация может предоставить возможности для формирования профессиональных компетенции, возникает положительная мотивация педагога к профессиональному развитию.
Реализация предложенной модели повышения квалификации педагогов будет способствовать формированию профессиональных кадров и, как следствие, повышению эффективности деятельности образовательной организации, достижению им высокого уровня конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы и в образовательных организациях для повышения мотивации профессионального развития педагогического коллектива, а также стимулирования к более продуктивной деятельности образовательной организации.
1. Российская Федерация. Правительство. О внесении изменений в Закон об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 31 декабря 2014 г., № 500-ФЗ, принят Госдумой 23 декабря 2014 г., одобрен Советом Федерации 25 декабря 2014 г. // Бюллетень Министерства образования и науки РФ. - 2015. - № 5. - с. 3-10.
2. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, общего, среднего общего образования) (воспитатель, педагог)»: приказ М-ва труда и соц. защиты РФ от 18.10.2013. -№ 544н.
3. Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»): приказ М-ва труда и соц. защиты РФ от 26.08.2010. - № 761н.
4. Устав МБОУ «СОШ №2» г. Мензелинска.
5. Коллективный договор МБОУ «СОШ №2» г. Мензелинска.
6. Положение о педагогическом совете МБОУ «СОШ №2» г. Мензелинска.
7. Положение о школьном методическом объединении классных руководителей МБОУ «СОШ №2» г. Мензелинска.
8. Положение о школьном методическом объединении педагогей- предметников МБОУ «СОШ №2» г. Мензелинска.
9. Положение об общем собрании работников МБОУ «СОШ № 2» г. Мензелинска.
10. Положение о совете учащихся МБОУ «СОШ №2» г. Мензелинска.
II Научная и учебная литература
11. Арзамасцева Л.П. Экономика труда: Теоретический и
практический анализ: Учебник для вузов / Л.П. Арзамасцева, Л.П. Волкова,
A. А.Федченко - М.: Экзамен Харвест, 2014. - 512 с.
12. Армстронг Майкл. Стратегическое управление человеческими ресурсами. - М., 2014.
13. Аширов Д.А. Управление персоналом: учеб, пособие. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 432 с.
14. Базаров Т.Ю. Управление персоналом: Учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Т.Ю. Базаров. - 4-е изд., М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 224 с.
15. Бакурадзе А., Джамулаев А. Мотивация педагогей: актуальные потребности и принципы их удовлетворения или компенсации // Директор школы. - № 10. - 2015.
16. Бэрроу Саймон, Мосли Ричард. Бренд работодателя: Лучшее из бренд-менеджмента - в работу с кадрами. - Группа ИДТ, 2013. - 195 с. 7. Веснин
B. Р. Основы менеджмента: учеб. - М.: Проспект, 2009. - 512с.
17. Галенко В. П., Страхова О. А., Файбушевич С. И. Управление персоналом и эффективность предприятий. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 213 с.
18. Герчиков Д. В. Миссия организации и особенности политики управления персоналом // Управление персоналом, 2014. - № 12. - 6 - 8 с.
19. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 511 с.
20. Дункан, Д.У. Основополагающие идеи в менеджменте / Д.У. Дункан: Пер. с англ. - М.: Дело, 2015. - 187с.
21. Зайцева О. А.,РадугинА. А.,РадугинК. А., Рогачева Н. И. Основы менеджмента: Ученое пособие для вузов / Науч. Редактор А. А. Радугин. - М.: центр, 2014. - 432 с.
22. Иванцевич Дж. М., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления. - М.: Гардарике, 2004. - 318 с.
23. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. «Мастера психологии». — СПб.: Питер, 2016. - 512 с.
24. История менеджмента / Под ред. Д. В. Валового. - М.: ИНФРА-М, 2013.-240 с.
25. Кибанов А. Я. Основы управления персоналом: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 304 с.
26. Кибанов А. Я., Захаров Д. К. Формирование системы управления персоналом на предприятии. - М.: Дело, 2004. - 412 с.
27. Кибанов А.Я. Концепции мотивации профессионального развития и стимулирования трудовой деятельности // Кадровик. Кадровый менеджмент. - N5,2014.
28. Кибанов А.Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности, учебник, / А.Я. Кибанов, И.А. Баткаева, Е.А. Митрофанова, М.В. Ловчева// под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА - М, 2016. - 524с.
29. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 320 с.
30. Кирдянкина С.В. Концепция «Мотивация профессионального роста педагогов» // Управление современной школой. - № 6. - 2016.
31. Ковалев, В. И., Дружинин В.Н. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки Текст. / В.И. Ковалев, В.Н.
Дружинин // Психологический журнал. 2013. - Т. 3. - № 6. - С. 35 - 44.
32. Коптяева, О. Н. Мотивационная готовность педагогов к инновационной деятельности Текст. / О.Н. Коптяева. М., 2015.
33. Косенкова, И. Г., Горчакова Е.Б. Проявление мотивационного кризиса в профессиональной деятельности Текст. / И.Г. Косенкова, Е.Б. Горчакова // Труды Дальневосточного государственного технического университета. 2013. - № 146. -С. 3- 10.
34. Котова, И. Б. Педагог: профессия и личность Текст. / И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов. Ростов н/Д., 2013.
35. Красовский Ю.Д. Организационное поведение: Учеб. пособие для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 511 с.
36. Кричевский Р.А. Если вы руководитель. - М.: Проспект, 2001. - 301 с.
37. Крымов А.А. Как действуют факторы мотивации профессионального развития / Кадровик. Кадровый менеджмент. - N 7, 2015.
38. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству // М., 2013.
39. Лепешова Е. Мотивационный инструментарий руководителя школы // Директор школы. - № 4. - 2013.
40. Лепешова Е. Мотивация труда в образовательном учреждении: общие подходы / Е.Лепешова // Вести образования. — №8, 2013.
41. Лифинец А. С. Основы управления персоналом. - Иваново.: Дом книги, 2006. - 256 с.
42. Майбурд Е. М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М.: ЮНИТИ, 2006. - 411 с.
43. Марихин, С. В. Психологические аспекты успешности профессиональной деятельности Текст. / С.В. Марихин // Мир человека. 2014. - № 1. -С. 155 - 163.
44. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. - М.: ИНФРА- М, 2014.
45. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 2013. - 99 с.
46. Маусов Н. Менеджмент персонала - ключевое звено внутрифирменного управления // Проблемы теории и практики управления, 2006.-№5.-8-12 с.
47. Менеджмент: Учебник для вузов / М. М. Максимцов, А. В.
Игнатьева, М. А. Комаров и др.; Под ред. М. М. Максимцова, А. В. Игнатьевой.
- М.: Банки и биржи, Юнити, 2001. - 343 с.
48. Мескон Н., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента. - М.:
Дело, 2002. - 800 с.
49. Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь / Б.Г.
Мещеряков, В.П. Зинченко -М.: Прайм-Еврознак, 2013 — 672 с.
50. Мордовии С.К. Управление персоналом: Современная российская практика. 2-е изд. - Спб.: Питер, 2013. - 304 с.
51. Мотивация персонала: методические рекомендации /
составитель
В. А. Дубровская. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2014, - 51 с.
52. Негашев Е. В. Анализ предприятия в условиях рынка.: Учеб. пособие. - М.: Высш. Шк, 2007. - 343 с.
53. Оучи У. Г. Методы организации производства: японской и американский подходы. - М.: Экономика, 2005. - 311 с.
54. Поташник, М. М. Управление профессиональным ростом педагога в современной школе // Методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2009, 448 с.
55. Сластенин В. А. Шутенко А. И. Профессиональное сознание педагога. // Magister. 2014, № 3, С. 52-58.
56. Степанова Е. И. Психология взрослых: экспериментальная
акмеология. - СПб.: Алетейя, 2015. - 288с.
57. Травин В. В., Дятлов В. А. Менеджмент персонала предприятия. 2-е
изд. - М.: Финпресс, 2013. - 203 с.
58. Управление персоналом: Теория и практика. Электронный
учебник. - Под ред. В.Р. Веснина. - М.: КНОРУС, 2014. - 517 с.
59. Уткин Э. А. Основы мотивационного менеджмента. - М.:
ТАНДЕМ, ЭКМОС, 2014. -263 с.
60. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. - М.: Педагогика, 2013. - 134с.
61. Чекмарев О.П. Концепция личных издержек и ее роль в регулировании социально-трудовых отношений. - СПб.: Астерион, 2014. - 265с.
62. Чеха В.В. Мотивация труда в образовательном учреждении: общие подходы // Вести образования. - 2014. - №8. - с. 18-21.
63. Шапиро С.А., Шатаева О.В. Основы управления персоналом в современных организациях. - М.: РОСБУХ, 2013.
III Электронные ресурсы
64. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: rpp.nashaucheba.ru/docs/index- 12590.litml <#"justify»> Научный журнал «Дискурс» - 2016. (Дата 16.03.2017г.).
65. Мотивация деятельности педагога [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://gigabaza.ru/doc/26589.html, свободный. (Дата 30.03.2017г.).
66. Мотивация педагогической деятельности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://works.tarefer.ru/64/100254/index.html, свободный. (Дата 29.03.2017г.).
67. Наука управлять деятельности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://upr.lseptember.ru/article.php?ID=200900705, свободный, (дата 27.03.2017г.).