ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
Введение 3
1. Теоретические основы организации внешнего государственного финансового
контроля за исполнением регионального бюджета 6
1.1 Понятие и необходимость финансового контроля за исполнением бюджета 6
1.2 Органы внешнего государственного финансового контроля за исполнением
бюджета субъекта Российской Федерации, их задачи и функции 14
2. Действующая практика организации и проведения внешнего государственного финансового контроля за исполнением бюджета субъекта
Российской Федерации 24
2.1 Организация деятельности органа внешнего государственного финансового
контроля за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации 24
2.2 Анализ результатов экспертно-аналитической деятельности органа внешнего
государственного финансового контроля за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации 35
2.3 Анализ результатов контрольно-ревизионной деятельности органа внешнего
государственного финансового контроля за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации 43
3. Совершенствование организации и повышение результативности внешнего
государственного финансового контроля за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации 51
3.1 Зарубежный опыт организации контроля за исполнением региональных
бюджетов и возможности его использования в российской практике 51
3.2 Возможности повышения результативности внешнего государственного финансового контроля за исполнением бюджета субъекта
Российской Федерации 61
Заключение 69
Список использованных источников 76
Приложения
1. Теоретические основы организации внешнего государственного финансового
контроля за исполнением регионального бюджета 6
1.1 Понятие и необходимость финансового контроля за исполнением бюджета 6
1.2 Органы внешнего государственного финансового контроля за исполнением
бюджета субъекта Российской Федерации, их задачи и функции 14
2. Действующая практика организации и проведения внешнего государственного финансового контроля за исполнением бюджета субъекта
Российской Федерации 24
2.1 Организация деятельности органа внешнего государственного финансового
контроля за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации 24
2.2 Анализ результатов экспертно-аналитической деятельности органа внешнего
государственного финансового контроля за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации 35
2.3 Анализ результатов контрольно-ревизионной деятельности органа внешнего
государственного финансового контроля за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации 43
3. Совершенствование организации и повышение результативности внешнего
государственного финансового контроля за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации 51
3.1 Зарубежный опыт организации контроля за исполнением региональных
бюджетов и возможности его использования в российской практике 51
3.2 Возможности повышения результативности внешнего государственного финансового контроля за исполнением бюджета субъекта
Российской Федерации 61
Заключение 69
Список использованных источников 76
Приложения
В процессе управления государственными финансами контроль является основным средством достижения целей, направленных на поиск наиболее рационального способа распределения и использования средств государства.
Необходимость государственного финансового контроля обусловлена тем, что он представляет собой функцию управления финансами, реализуемую специально созданными органами, направленную на обеспечение законности, эффективности, целесообразности и экономности использования финансовых ресурсов государства. С помощью данного процесса государство контролирует функционирование всей финансовой системы, реализует финансовую политику и обеспечивает финансовую безопасность, а также достигает поставленные стратегические задачи.
В условиях сформировавшейся в Российской Федерации бюджетной системы и реализуемой бюджетной политики, направленной на повышение результативности и эффективности использования бюджетных средств, исследование организации внешнего государственного финансового контроля за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации приобретает особую актуальность. Актуальность выбранной темы подчеркивается также еще и тем, что на данный момент система государственного финансового контроля в Российской Федерации несовершенна, то есть имеются некоторые проблемы, исследуемые в данной работе.
Целью исследования является изучение организации процесса осуществления внешнего государственного финансового контроля за исполнением бюджета субъекта РФ, а также решение задачи по его совершенствованию и повышению результативности.
В соответствие с целью исследования поставлены следующие задачи:
- изучить понятие и необходимость финансового контроля за исполнением бюджета;
- рассмотреть задачи и функции органов внешнего государственного финансового контроля за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации;
- исследовать организацию деятельности органа внешнего государственного финансового контроля за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации;
- провести анализ результатов экспертно-аналитической деятельности органа внешнего государственного финансового контроля за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации;
- проанализировать результаты контрольно-ревизионной деятельности
органа внешнего государственного финансового контроля за исполнением
бюджета субъекта Российской Федерации;
- изучить зарубежный опыт организации контроля за исполнением
региональных бюджетов, а также оценить возможности его применения в российской практике;
- определить возможности повышения результативности внешнего государственного финансового контроля за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации.
Объектом исследования является внешний государственный финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов РФ как важнейшая составляющая Бюджетного процесса.
Предметом исследования являются теоретические, методические, организационно-правовые и практические аспекты осуществления внешнего государственного финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов РФ.
Вопросы теории и методологии внешнего государственного финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов РФ, a также направления его развития в условиях совершенствования бюджетного процесса рассмотрены в работах многих ученых и специалистов, таких как: О. Ю. Бубновой, А. Р. Валеева, Т. Е. Гварлиани, М. Ф. Желтовой, А. Л. Звездина, М. В. Карасева, А. О. Кожановой, Д. Л. Комягина М. В. Мельника, Л. Н. Овсянникова, М.Е. Орловой, А.С. Пантелеева, В. М. Родионовой, Н.М. Сабитовой, Е.Н. Синевой, С.В.
Степашина, С. В. Черемшанова, В. В. Чхиквадзе, Ч. М. Шавалеевой, В. П. Шегуровой, и других.
Также при проведении исследования был изучен ряд законодательных и нормативно-правовых актов: Бюджетный кодекс Российской Федерации, федеральный закон от 5.04.2013 г. № 41-ФЗ О Счетной палате Российской Федерации, федеральный закон от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, и другие.
С целью выполнения поставленных в работе задач, в первой главе было изучено понятие и необходимость финансового контроля за исполнением бюджета, а также были рассмотрены задачи и функции органов внешнего государственного финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации.
Во второй главе была изучена организация деятельности органов внешнего государственного финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации на примере Счетной палаты Республики Татарстан. Кроме того, был проведен анализ результатов экспертно-аналитической и контрольно¬ревизионной деятельности Счетной палаты РТ.
В третьей главе был исследован зарубежный опыт организации контроля за исполнением региональных бюджетов и представлены возможные варианты его применения в российской практике. Также нами были определены необходимые направления повышения результативности внешнего государственного финансового контроля за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации.
Необходимость государственного финансового контроля обусловлена тем, что он представляет собой функцию управления финансами, реализуемую специально созданными органами, направленную на обеспечение законности, эффективности, целесообразности и экономности использования финансовых ресурсов государства. С помощью данного процесса государство контролирует функционирование всей финансовой системы, реализует финансовую политику и обеспечивает финансовую безопасность, а также достигает поставленные стратегические задачи.
В условиях сформировавшейся в Российской Федерации бюджетной системы и реализуемой бюджетной политики, направленной на повышение результативности и эффективности использования бюджетных средств, исследование организации внешнего государственного финансового контроля за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации приобретает особую актуальность. Актуальность выбранной темы подчеркивается также еще и тем, что на данный момент система государственного финансового контроля в Российской Федерации несовершенна, то есть имеются некоторые проблемы, исследуемые в данной работе.
Целью исследования является изучение организации процесса осуществления внешнего государственного финансового контроля за исполнением бюджета субъекта РФ, а также решение задачи по его совершенствованию и повышению результативности.
В соответствие с целью исследования поставлены следующие задачи:
- изучить понятие и необходимость финансового контроля за исполнением бюджета;
- рассмотреть задачи и функции органов внешнего государственного финансового контроля за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации;
- исследовать организацию деятельности органа внешнего государственного финансового контроля за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации;
- провести анализ результатов экспертно-аналитической деятельности органа внешнего государственного финансового контроля за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации;
- проанализировать результаты контрольно-ревизионной деятельности
органа внешнего государственного финансового контроля за исполнением
бюджета субъекта Российской Федерации;
- изучить зарубежный опыт организации контроля за исполнением
региональных бюджетов, а также оценить возможности его применения в российской практике;
- определить возможности повышения результативности внешнего государственного финансового контроля за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации.
Объектом исследования является внешний государственный финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов РФ как важнейшая составляющая Бюджетного процесса.
Предметом исследования являются теоретические, методические, организационно-правовые и практические аспекты осуществления внешнего государственного финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов РФ.
Вопросы теории и методологии внешнего государственного финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов РФ, a также направления его развития в условиях совершенствования бюджетного процесса рассмотрены в работах многих ученых и специалистов, таких как: О. Ю. Бубновой, А. Р. Валеева, Т. Е. Гварлиани, М. Ф. Желтовой, А. Л. Звездина, М. В. Карасева, А. О. Кожановой, Д. Л. Комягина М. В. Мельника, Л. Н. Овсянникова, М.Е. Орловой, А.С. Пантелеева, В. М. Родионовой, Н.М. Сабитовой, Е.Н. Синевой, С.В.
Степашина, С. В. Черемшанова, В. В. Чхиквадзе, Ч. М. Шавалеевой, В. П. Шегуровой, и других.
Также при проведении исследования был изучен ряд законодательных и нормативно-правовых актов: Бюджетный кодекс Российской Федерации, федеральный закон от 5.04.2013 г. № 41-ФЗ О Счетной палате Российской Федерации, федеральный закон от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, и другие.
С целью выполнения поставленных в работе задач, в первой главе было изучено понятие и необходимость финансового контроля за исполнением бюджета, а также были рассмотрены задачи и функции органов внешнего государственного финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации.
Во второй главе была изучена организация деятельности органов внешнего государственного финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации на примере Счетной палаты Республики Татарстан. Кроме того, был проведен анализ результатов экспертно-аналитической и контрольно¬ревизионной деятельности Счетной палаты РТ.
В третьей главе был исследован зарубежный опыт организации контроля за исполнением региональных бюджетов и представлены возможные варианты его применения в российской практике. Также нами были определены необходимые направления повышения результативности внешнего государственного финансового контроля за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации.
Эффективное управление сложными системами, включающими в себя совокупность взаимосвязанных и непрерывно взаимодействующих между собой институтов, невозможно без соответствующего контроля. Одной из сфер деятельности общества, для которой характерно наличие контроля, является сфера финансов, в том числе сектор государственного управления финансами.
Государственный финансовый контроль представляет собой важнейшую
функцию управления финансами, реализуемую специально созданными органами, направленную на обеспечение законности, эффективности, целесообразности
и экономности использования финансовых ресурсов государства. Также с помощью данного процесса государство контролирует функционирование всей финансовой системы, реализует финансовую политику и обеспечивает финансовую безопасность, достигает поставленные стратегические задачи. Важность контроля за
исполнением бюджета подчеркивает также тот факт, что выводы, сделанные по
результатам анализа исполнения бюджета, учитываются при дальнейшем совершенствовании бюджетного, налогового законодательства, порядка планирования,
распределения доходов между бюджетами разных уровней и их исполнением.
Каждое государство формирует свою систему контрольных органов, приемлемую для выполнения поставленных задач и функций. В Российской Федерации
субъекты государственного финансового контроля выполняют определённые
функции и полномочия в соответствие с разграничением государственного финансового контроля на внутренний и внешний. Внешний финансовый контроль
определён в п.2 ст.265 Бюджетного кодекса РФ как контрольная деятельность
Счётной палаты РФ, контрольно-счётных органов субъектов РФ и муниципальных образований [1].
Полномочия органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля установлены Бюджетным кодексом РФ, в соответствии со статьей 157 которого Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и
муниципальных образований осуществляют бюджетные полномочия по:
а) аудиту эффективности, направленному на определение экономности и результативности использования бюджетных средств;
б) экспертизе проектов законов (решений) о бюджетах, иных нормативных
правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации, в том числе обоснованности показателей (параметров и характеристик) бюджетов;
в) экспертизе государственных (муниципальных) программ;
г) анализу и мониторингу бюджетного процесса, в том числе подготовке
предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и
совершенствованию бюджетного законодательства Российской Федерации;
д) подготовке предложений по совершенствованию осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и
внутреннего финансового аудита;
е) другим вопросам, установленным Федеральным законом от 5 апреля 2013
года № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований» [1].
Важным шагом на пути формирования системы внешнего государственного
(муниципального) финансового контроля стало принятие Федерального закона №
6-ФЗ «Об основных принципах организации и деятельности контрольно-счетных
органов субъектов РФ и муниципальных образований». Принятие данного закона
направлено на упорядочение и приведение к единым требованиям, то есть стандартам деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В настоящее время все субъекты РФ имеют функционирующие контрольносчетные органы. В целом, задачи, функции и полномочия контрольно-счетных органов субъектов РФ схожи. Так, к основным задачам контрольно-счетных органов
субъектов РФ относятся:
- организация и осуществление контроля за исполнением доходных и расходных статей бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъектов РФ по объемам, структуре и целевому
назначению;
- определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств, контроль за эффективностью управления и распоряжения государственной собственностью субъектов РФ;
- проведение экспертиз проектов бюджетов субъектов РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъектов РФ, а также долгосрочных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного
законодательства субъектов РФ;
- анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджетов
субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных
фондов субъектов РФ, а также подготовка предложений, направленных на их
устранение; и другие.
С целью подробного изучения основных направлений, принципов, задач и
функций контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, была
рассмотрена организация деятельности органа внешнего государственного финансового контроля за исполнением бюджета субъекта РФ на примере Республики Татарстан. В соответствии с Законом Республики Татарстан «О Счетной палате
Республики Татарстан» от 7 июня 2004 года, № 37-ЗРТ, Счетная палата Республики Татарстан является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля Республики Татарстан. Она образована Государственным Советом Республики Татарстан и ему подотчетна, обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность
самостоятельно.
Внешний государственный финансовый контроль осуществляется Счетной
палатой Республики Татарстан в форме контрольных и экспертно-аналитических
мероприятий, проведение которых регламентируется соответствующими Стандартами. Нами был проведен подробный анализ экспертно-аналитической и контрольно-ревизионной деятельности Счетной палаты Республики Татарстан за
2013-2015 годы, по итогам которого можно сделать вывод о том, что объектами
контроля было допущено достаточное количество нарушений, например, по итогам контрольно-ревизионной деятельности были выявлены следующие нарушения:
а) неэффективное использование бюджетных средств;
б) нарушения в сфере закупок для государственных (муниципальных) нужд;
в) нарушения при распоряжении и управлении государственной (муниципальной) собственностью;
г) нарушения ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности,
нарушения Федерального закона «О бухгалтерском учете», иных нормативных
правовых актов, регулирующих вопросы учета и отчетности;
д) нарушения ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности,
нарушения Федерального закона «О бухгалтерском учете», иных нормативных
правовых актов, регулирующих вопросы учета и отчетности;
е) нецелевое использование бюджетных средств.
С целью определения основных направлений совершенствования внешнего
государственного финансового контроля за исполнением региональных бюджетов
в Российской Федерации, в третьей главе нами был изучен зарубежный опыт организации контроля за исполнением региональных бюджетов. Стоит отметить,
что в большинстве зарубежных стран в целях реализации задачи по повышению
эффективности бюджетных расходов широко используется аудит эффективности,
как один из важнейших методов проведения государственного бюджетного контроля. Анализ опыта зарубежных стран по внедрению аудита эффективности, а
также основных аспектов его проведения, позволяет сделать следующие выводы,
которые на наш взгляд, могут оказаться ценными для контрольно-счетных органов субъектов РФ:
а) применение в Российской практике внешнего государственного финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов РФ такого вида оценки эффективности выполнения государственных программ, как «оценка процесса»
(process evaluation), которая реализуется контрольным органом США, создаст
условия для повышения качества оказанных государством услуг обществу;
б) такая оценка эффективности государственных программ, как «затраты-результативность», позволит установить соотношение между результатами выполнения программы и ресурсами, затраченными на её достижение, что в свою
очередь поспособствует своевременному принятию корректирующих мер для
улучшения результатов от реализации государственной программы;
в) метод «оценки воздействия» (impact evaluation) позволит оценить общественно значимый эффект от реализации государственной программы. Данная
оценка наглядно продемонстрирует разницу между показателями результатов реализации государственной программы и показателями анализа ситуации в условиях отсутствия данной программы, что позволит сделать вывод о необходимости
и полезности реализации определенных государственных программ;
г) применение в российской практике проверки экономичности использования ресурсов объектом контроля обеспечит достижение результативности бюджетных расходов за счет отказа от некоторых второстепенных или избыточных
расходов. В результате, ресурсы будут сосредоточены на достижение наиболее
важных для общества задач;
д) применение методов реализуемого в Швеции «системно ориентированного аудита эффективности» в Российской практике внешнего государственного
финансового контроля субъектов РФ, позволит осуществлять финансирование
определенных благ и услуг, предоставление которых в наибольшей мере отвечают
потребностям общества и характеризуются наивысшими показателями социальной эффективности при заданных ресурсных ограничениях;
е) заимствование опыта Нидерланд по проведению аудита эффективности
позволит повысить степень ответственности министерств и ведомств за конечный
результат, то есть за качество выполнение определённого вида работ и предоставления определенного количества услуг.
Применение зарубежного опыта внедрения аудита эффективности, а также
основных аспектов его проведения в рамках контрольных мероприятий в российской практике позволит оптимизировать ограниченные ресурсы бюджета и достичь наивысших показателей эффективности реализации государственных программ и исполнения бюджета субъектов РФ в целом.
Что касается имеющихся на данный момент проблем повышения результативности внешнего государственного финансового контроля за исполнением
бюджетов субъектов Российской Федерации, следует отметить следующие:
а) проблема наличия несовершенной нормативно-правовой базы;
б) проблема стандартизации деятельности контрольно-счетных органов
субъектов Российской Федерации;
в) проблема наличия факторов коррупции в нормативно-правовых актах,
касающихся распределения бюджетных средств;
г) проблема оценки качества и эффективности проводимых контрольным
органом мероприятий.
С целью устранения имеющих проблем и недостатков, были предложены
актуальные, по нашему мнению, пути их решения:
а) в целях совершенствования нормативно-правовой базы в сфере государственного финансового контроля, следует:
- качественно проработать действующие нормативно-правовые акты в
сфере государственного финансового контроля;
- отменить устаревшие, несоответствующие современным реалиям нормы;
- устранить имеющиеся противоречия, несогласованность нормативноправовых актов;75
- восполнить недостающие положения, формулировки, трактовки;
б) с целью решения проблемы стандартизации деятельности контрольносчетных органов субъектов Российской Федерации, на наш взгляд, целесообразно
разработать методические рекомендации для проверок объектов контроля в зависимости от отрасли и общественной сферы деятельности объектов. Например:
- методические рекомендации по проведению внешнего государственного
муниципального контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
- методические рекомендации по проведению внешнего государственного
муниципального контроля в социальной сфере;
- методические рекомендации по проведению внешнего государственного
муниципального контроля расходов на национальную экономику;
- методические рекомендации по проведению внешнего государственного
муниципального контроля в сфере строительства, реконструкции и капитального
ремонта объектов за счет бюджетных средств; и другие;
в) с целью решения проблемы наличия факторов коррупции в нормативноправовых актах, касающихся распределения бюджетных средств, на наш взгляд,
целесообразно в ходе проведения аудита эффективности особое внимание уделять
вопросам наличия четких условий для принятия решения о распределении бюджетных средств, а также четкого определения сроков принятия решений; вопросам наличия открытости процесса принятия решений; соблюдению принципов
адресности и целевого характера бюджетных средств, эффективности использования бюджетных средств а также вопросам наличия и порядка проведения конкурсных процедур предоставления мер государственной муниципальной поддержки;
г) с целью решения проблемы оценки качества и эффективности проводимых контрольным органом мероприятий целесообразно проводить анализ по
предложенным нами критериям, которые, на наш взгляд, являются достаточными
для оценки эффективности проведенного контрольного мероприятия.
В заключение стоит сказать, что в современных условиях, при сложившейся
в Российской Федерации системы исполнения федерального, региональных и
местных бюджетов, все больше подчеркивается важность и значение государственного финансового контроля, так как он обеспечивает эффективное, целесообразное и рациональное использование государственных (муниципальных)
средств. Следовательно, непрерывное совершенствование государственного финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации
позволит повысить его результативность на региональном уровне, а следовательно и на уровне Федерации.
С
Государственный финансовый контроль представляет собой важнейшую
функцию управления финансами, реализуемую специально созданными органами, направленную на обеспечение законности, эффективности, целесообразности
и экономности использования финансовых ресурсов государства. Также с помощью данного процесса государство контролирует функционирование всей финансовой системы, реализует финансовую политику и обеспечивает финансовую безопасность, достигает поставленные стратегические задачи. Важность контроля за
исполнением бюджета подчеркивает также тот факт, что выводы, сделанные по
результатам анализа исполнения бюджета, учитываются при дальнейшем совершенствовании бюджетного, налогового законодательства, порядка планирования,
распределения доходов между бюджетами разных уровней и их исполнением.
Каждое государство формирует свою систему контрольных органов, приемлемую для выполнения поставленных задач и функций. В Российской Федерации
субъекты государственного финансового контроля выполняют определённые
функции и полномочия в соответствие с разграничением государственного финансового контроля на внутренний и внешний. Внешний финансовый контроль
определён в п.2 ст.265 Бюджетного кодекса РФ как контрольная деятельность
Счётной палаты РФ, контрольно-счётных органов субъектов РФ и муниципальных образований [1].
Полномочия органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля установлены Бюджетным кодексом РФ, в соответствии со статьей 157 которого Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ и
муниципальных образований осуществляют бюджетные полномочия по:
а) аудиту эффективности, направленному на определение экономности и результативности использования бюджетных средств;
б) экспертизе проектов законов (решений) о бюджетах, иных нормативных
правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации, в том числе обоснованности показателей (параметров и характеристик) бюджетов;
в) экспертизе государственных (муниципальных) программ;
г) анализу и мониторингу бюджетного процесса, в том числе подготовке
предложений по устранению выявленных отклонений в бюджетном процессе и
совершенствованию бюджетного законодательства Российской Федерации;
д) подготовке предложений по совершенствованию осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и
внутреннего финансового аудита;
е) другим вопросам, установленным Федеральным законом от 5 апреля 2013
года № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований» [1].
Важным шагом на пути формирования системы внешнего государственного
(муниципального) финансового контроля стало принятие Федерального закона №
6-ФЗ «Об основных принципах организации и деятельности контрольно-счетных
органов субъектов РФ и муниципальных образований». Принятие данного закона
направлено на упорядочение и приведение к единым требованиям, то есть стандартам деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В настоящее время все субъекты РФ имеют функционирующие контрольносчетные органы. В целом, задачи, функции и полномочия контрольно-счетных органов субъектов РФ схожи. Так, к основным задачам контрольно-счетных органов
субъектов РФ относятся:
- организация и осуществление контроля за исполнением доходных и расходных статей бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъектов РФ по объемам, структуре и целевому
назначению;
- определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств, контроль за эффективностью управления и распоряжения государственной собственностью субъектов РФ;
- проведение экспертиз проектов бюджетов субъектов РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъектов РФ, а также долгосрочных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного
законодательства субъектов РФ;
- анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджетов
субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных
фондов субъектов РФ, а также подготовка предложений, направленных на их
устранение; и другие.
С целью подробного изучения основных направлений, принципов, задач и
функций контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, была
рассмотрена организация деятельности органа внешнего государственного финансового контроля за исполнением бюджета субъекта РФ на примере Республики Татарстан. В соответствии с Законом Республики Татарстан «О Счетной палате
Республики Татарстан» от 7 июня 2004 года, № 37-ЗРТ, Счетная палата Республики Татарстан является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля Республики Татарстан. Она образована Государственным Советом Республики Татарстан и ему подотчетна, обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность
самостоятельно.
Внешний государственный финансовый контроль осуществляется Счетной
палатой Республики Татарстан в форме контрольных и экспертно-аналитических
мероприятий, проведение которых регламентируется соответствующими Стандартами. Нами был проведен подробный анализ экспертно-аналитической и контрольно-ревизионной деятельности Счетной палаты Республики Татарстан за
2013-2015 годы, по итогам которого можно сделать вывод о том, что объектами
контроля было допущено достаточное количество нарушений, например, по итогам контрольно-ревизионной деятельности были выявлены следующие нарушения:
а) неэффективное использование бюджетных средств;
б) нарушения в сфере закупок для государственных (муниципальных) нужд;
в) нарушения при распоряжении и управлении государственной (муниципальной) собственностью;
г) нарушения ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности,
нарушения Федерального закона «О бухгалтерском учете», иных нормативных
правовых актов, регулирующих вопросы учета и отчетности;
д) нарушения ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности,
нарушения Федерального закона «О бухгалтерском учете», иных нормативных
правовых актов, регулирующих вопросы учета и отчетности;
е) нецелевое использование бюджетных средств.
С целью определения основных направлений совершенствования внешнего
государственного финансового контроля за исполнением региональных бюджетов
в Российской Федерации, в третьей главе нами был изучен зарубежный опыт организации контроля за исполнением региональных бюджетов. Стоит отметить,
что в большинстве зарубежных стран в целях реализации задачи по повышению
эффективности бюджетных расходов широко используется аудит эффективности,
как один из важнейших методов проведения государственного бюджетного контроля. Анализ опыта зарубежных стран по внедрению аудита эффективности, а
также основных аспектов его проведения, позволяет сделать следующие выводы,
которые на наш взгляд, могут оказаться ценными для контрольно-счетных органов субъектов РФ:
а) применение в Российской практике внешнего государственного финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов РФ такого вида оценки эффективности выполнения государственных программ, как «оценка процесса»
(process evaluation), которая реализуется контрольным органом США, создаст
условия для повышения качества оказанных государством услуг обществу;
б) такая оценка эффективности государственных программ, как «затраты-результативность», позволит установить соотношение между результатами выполнения программы и ресурсами, затраченными на её достижение, что в свою
очередь поспособствует своевременному принятию корректирующих мер для
улучшения результатов от реализации государственной программы;
в) метод «оценки воздействия» (impact evaluation) позволит оценить общественно значимый эффект от реализации государственной программы. Данная
оценка наглядно продемонстрирует разницу между показателями результатов реализации государственной программы и показателями анализа ситуации в условиях отсутствия данной программы, что позволит сделать вывод о необходимости
и полезности реализации определенных государственных программ;
г) применение в российской практике проверки экономичности использования ресурсов объектом контроля обеспечит достижение результативности бюджетных расходов за счет отказа от некоторых второстепенных или избыточных
расходов. В результате, ресурсы будут сосредоточены на достижение наиболее
важных для общества задач;
д) применение методов реализуемого в Швеции «системно ориентированного аудита эффективности» в Российской практике внешнего государственного
финансового контроля субъектов РФ, позволит осуществлять финансирование
определенных благ и услуг, предоставление которых в наибольшей мере отвечают
потребностям общества и характеризуются наивысшими показателями социальной эффективности при заданных ресурсных ограничениях;
е) заимствование опыта Нидерланд по проведению аудита эффективности
позволит повысить степень ответственности министерств и ведомств за конечный
результат, то есть за качество выполнение определённого вида работ и предоставления определенного количества услуг.
Применение зарубежного опыта внедрения аудита эффективности, а также
основных аспектов его проведения в рамках контрольных мероприятий в российской практике позволит оптимизировать ограниченные ресурсы бюджета и достичь наивысших показателей эффективности реализации государственных программ и исполнения бюджета субъектов РФ в целом.
Что касается имеющихся на данный момент проблем повышения результативности внешнего государственного финансового контроля за исполнением
бюджетов субъектов Российской Федерации, следует отметить следующие:
а) проблема наличия несовершенной нормативно-правовой базы;
б) проблема стандартизации деятельности контрольно-счетных органов
субъектов Российской Федерации;
в) проблема наличия факторов коррупции в нормативно-правовых актах,
касающихся распределения бюджетных средств;
г) проблема оценки качества и эффективности проводимых контрольным
органом мероприятий.
С целью устранения имеющих проблем и недостатков, были предложены
актуальные, по нашему мнению, пути их решения:
а) в целях совершенствования нормативно-правовой базы в сфере государственного финансового контроля, следует:
- качественно проработать действующие нормативно-правовые акты в
сфере государственного финансового контроля;
- отменить устаревшие, несоответствующие современным реалиям нормы;
- устранить имеющиеся противоречия, несогласованность нормативноправовых актов;75
- восполнить недостающие положения, формулировки, трактовки;
б) с целью решения проблемы стандартизации деятельности контрольносчетных органов субъектов Российской Федерации, на наш взгляд, целесообразно
разработать методические рекомендации для проверок объектов контроля в зависимости от отрасли и общественной сферы деятельности объектов. Например:
- методические рекомендации по проведению внешнего государственного
муниципального контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
- методические рекомендации по проведению внешнего государственного
муниципального контроля в социальной сфере;
- методические рекомендации по проведению внешнего государственного
муниципального контроля расходов на национальную экономику;
- методические рекомендации по проведению внешнего государственного
муниципального контроля в сфере строительства, реконструкции и капитального
ремонта объектов за счет бюджетных средств; и другие;
в) с целью решения проблемы наличия факторов коррупции в нормативноправовых актах, касающихся распределения бюджетных средств, на наш взгляд,
целесообразно в ходе проведения аудита эффективности особое внимание уделять
вопросам наличия четких условий для принятия решения о распределении бюджетных средств, а также четкого определения сроков принятия решений; вопросам наличия открытости процесса принятия решений; соблюдению принципов
адресности и целевого характера бюджетных средств, эффективности использования бюджетных средств а также вопросам наличия и порядка проведения конкурсных процедур предоставления мер государственной муниципальной поддержки;
г) с целью решения проблемы оценки качества и эффективности проводимых контрольным органом мероприятий целесообразно проводить анализ по
предложенным нами критериям, которые, на наш взгляд, являются достаточными
для оценки эффективности проведенного контрольного мероприятия.
В заключение стоит сказать, что в современных условиях, при сложившейся
в Российской Федерации системы исполнения федерального, региональных и
местных бюджетов, все больше подчеркивается важность и значение государственного финансового контроля, так как он обеспечивает эффективное, целесообразное и рациональное использование государственных (муниципальных)
средств. Следовательно, непрерывное совершенствование государственного финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации
позволит повысить его результативность на региональном уровне, а следовательно и на уровне Федерации.
С
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ БЮДЖЕТА
СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ БЮДЖЕТА
СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Организация финансового контроля за исполнением бюджета субъекта Российской федерации
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2016 - КОНТРОЛЬ ЗА ЦЕЛЕВЫМ И ЭФФЕКТИВНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РФ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2016 - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕДОМСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ (НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2018 - КОНТРОЛЬ ЗА ЦЕЛЕВЫМ И ЭФФЕКТИВНЫМ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА
СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Контроль та целевым и эффективным использованием средств бюджета субъекта Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ВНУТРЕННИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ЦЕЛЕВЫМ И ЭФФЕКТИВНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА ТЕРРИТОРИИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2016



