Гражданское воспитание подростков
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы гражданского воспитания подростов
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятий
«гражданское воспитание», «гражданская культура» 8
1.2. Возрастные особенности формирования гражданской культуры у
подростков 14
1.3. Формы и методы гражданского воспитания подростков 19
Выводы по 1 главе 27
Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности форм и методов гражданского воспитания подростков
2.1. Организация и методика исследования 29
2.2. Исследование уровня гражданской культуры подростков
(констатирующий этап эксперимента) 31
2.3. Реализация программы гражданского воспитания подростков
(формирующий этап) 48
2.4. Результаты проверки эффективности экспериментальной
работы 52
Выводы по 2 главе 86
Заключение 88
Список литературы 91
Приложения
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы гражданского воспитания подростов
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятий
«гражданское воспитание», «гражданская культура» 8
1.2. Возрастные особенности формирования гражданской культуры у
подростков 14
1.3. Формы и методы гражданского воспитания подростков 19
Выводы по 1 главе 27
Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности форм и методов гражданского воспитания подростков
2.1. Организация и методика исследования 29
2.2. Исследование уровня гражданской культуры подростков
(констатирующий этап эксперимента) 31
2.3. Реализация программы гражданского воспитания подростков
(формирующий этап) 48
2.4. Результаты проверки эффективности экспериментальной
работы 52
Выводы по 2 главе 86
Заключение 88
Список литературы 91
Приложения
Актуальность исследования.
В XXI в. необходимость воспитания гражданственного самосознания и патриотизма у россиян вновь стала актуальна. Только любовь, осмысление своей истории, уважение к предкам, искреннее сопереживание достижениям и недостаткам всех реформ государства могут выявить в человеке те душевные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина [24].
Возрастание роли гражданского общества в России, новые геополитические реалии определяют заказ системе образования на формирование социально ориентированного поколения россиян. Среди важнейших задач общеобразовательной школы особое значение имеет гражданское образование и воспитание. В связи с этим необходимо глубокое теоретическое осмысление проблемы гражданского воспитания подрастающего поколения, целенаправленная работа по определению и реализации условий для его гражданского становления [40].
Необходимость глубокого внимания к проблеме гражданского воспитания вызвана также процессами, происходящими в молодежной среде. На процесс гражданского воспитания влияют социальное расслоение общества и противоречия, вызванные этим процессом. С одной стороны, декларируются идеалы свободы, равенства, справедливости, которые вступают в противоречия с морально и материально тяжелыми условиями жизни, отсутствием социальной перспективы, невозможностью проявить себя в обществе. Отсюда социальная пассивность, инфантильность, равнодушие детей и молодежи, специфическое расслоение на асоциальные группы, группировки, неформальные объединения [23].
Анализ педагогической литературы показывает, что важность изучаемой проблемы осознана на государственном и общенаучных уровнях. В науке созданы предпосылки для решения обозначенной проблемы в работах классиков отечественной педагогики А.С. Макаренко [30], В.А. Сухомлинского [54], К.Д. Ушинского [56]. Основные аспекты гражданского воспитания сформулированы в трудах Ю.К. Бабанского [1], Т.П. Беликовой [2], Б.Т. Лихачева [26] [27] А.М. Новикова [38], В.А. Сластенина [51].
Анализ состояния данной проблемы в педагогической литературе и практике позволил выявить наличие противоречия между объективной потребностью общества в развитии и формировании гражданской культуры, сознательности, активности, ответственности, других социально значимых качеств личности и недостаточной теоретической разработанностью содержания, форм и методов формирования гражданской культуры у детей подросткового возраста.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы содержание, формы и методы гражданского воспитания у подростков.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективное гражданское воспитание у подростков.
Объект: процесс формирования гражданского воспитания у
подростков.
Предмет: содержание, формы и методы гражданского воспитания у подростков.
Гипотеза исследования основывается на том, что эффективность процесса гражданского воспитания подростков может повыситься, если:
- опираться на сущностную и структурную характеристику в организации процесса гражданского воспитания;
- учитывать возрастные особенности формирования гражданской культуры у подростков;
- организовать формирующие мероприятия на основе программы «Я - гражданин России», включающей в себя такие формы и методы как классный час, беседа, ролевая игра, КТД.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1) На основе анализа психолого-педагогической и литературы по теме исследования, раскрыть сущность и содержание понятий: «гражданское воспитание», «гражданская культура».
2) Рассмотреть особенности гражданского воспитания подростков.
3) Изучить формы и методы гражданского воспитания подростков и разработать программу «Я - гражданин своей страны».
4) Провести опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности содержания, форм и методов гражданского воспитания детей подросткового возраста.
Методологическую основу данного исследования составили: различные аспекты гражданского воспитания в работах по теории и методике воспитания, такие как нравственные аспекты работы школы (О.С. Богданова), гуманистическая воспитательная система (В.А. Караковский), концепции эстетического воспитания (Б.Т. Лихачев), труды в области методологии и теории воспитания (Г.Н. Филонов) теория и методика воспитания (Н.Е. Щуркова); исследования Л.Н. Боголюбова, Н.М. Воскресенской, В.И. Купцова, Я.В. Соколова, И.Л.Судаковой, Г.Н. Филонова.
Методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической и гражданской литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, беседы с классным руководителем, учащимися; диагностическое тестирование с использованием такой методики как «Диагностика воспитания и саморазвития правовой (политической, межэтнической) культуры подростков (Автор А.Р. Дроздикова-Зарипова) (адаптирована для подростков).
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно- экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы педагогического взаимодействия с детьми подросткового возраста с целью формирования у них гражданской воспитанности.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы гражданского воспитания детей подросткового возраста, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе «Я - гражданин своей страны».
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанная программа «Я - гражданин своей страны» может использоваться в практике воспитательных и образовательных учреждений классными руководителями, психологами и социальными педагогами с целью формирования гражданской культуры воспитанников.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены на итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета (секция «Актуальные проблемы воспитания и обучения: студенты в научном поиске»), а также в статье «Теоретические аспекты гражданское воспитание у подростков», опубликованной в сборнике научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов «Актуальные проблемы педагогики и психологии: КФУ. Выпуск 18.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографии и приложений.
В XXI в. необходимость воспитания гражданственного самосознания и патриотизма у россиян вновь стала актуальна. Только любовь, осмысление своей истории, уважение к предкам, искреннее сопереживание достижениям и недостаткам всех реформ государства могут выявить в человеке те душевные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина [24].
Возрастание роли гражданского общества в России, новые геополитические реалии определяют заказ системе образования на формирование социально ориентированного поколения россиян. Среди важнейших задач общеобразовательной школы особое значение имеет гражданское образование и воспитание. В связи с этим необходимо глубокое теоретическое осмысление проблемы гражданского воспитания подрастающего поколения, целенаправленная работа по определению и реализации условий для его гражданского становления [40].
Необходимость глубокого внимания к проблеме гражданского воспитания вызвана также процессами, происходящими в молодежной среде. На процесс гражданского воспитания влияют социальное расслоение общества и противоречия, вызванные этим процессом. С одной стороны, декларируются идеалы свободы, равенства, справедливости, которые вступают в противоречия с морально и материально тяжелыми условиями жизни, отсутствием социальной перспективы, невозможностью проявить себя в обществе. Отсюда социальная пассивность, инфантильность, равнодушие детей и молодежи, специфическое расслоение на асоциальные группы, группировки, неформальные объединения [23].
Анализ педагогической литературы показывает, что важность изучаемой проблемы осознана на государственном и общенаучных уровнях. В науке созданы предпосылки для решения обозначенной проблемы в работах классиков отечественной педагогики А.С. Макаренко [30], В.А. Сухомлинского [54], К.Д. Ушинского [56]. Основные аспекты гражданского воспитания сформулированы в трудах Ю.К. Бабанского [1], Т.П. Беликовой [2], Б.Т. Лихачева [26] [27] А.М. Новикова [38], В.А. Сластенина [51].
Анализ состояния данной проблемы в педагогической литературе и практике позволил выявить наличие противоречия между объективной потребностью общества в развитии и формировании гражданской культуры, сознательности, активности, ответственности, других социально значимых качеств личности и недостаточной теоретической разработанностью содержания, форм и методов формирования гражданской культуры у детей подросткового возраста.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы содержание, формы и методы гражданского воспитания у подростков.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективное гражданское воспитание у подростков.
Объект: процесс формирования гражданского воспитания у
подростков.
Предмет: содержание, формы и методы гражданского воспитания у подростков.
Гипотеза исследования основывается на том, что эффективность процесса гражданского воспитания подростков может повыситься, если:
- опираться на сущностную и структурную характеристику в организации процесса гражданского воспитания;
- учитывать возрастные особенности формирования гражданской культуры у подростков;
- организовать формирующие мероприятия на основе программы «Я - гражданин России», включающей в себя такие формы и методы как классный час, беседа, ролевая игра, КТД.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1) На основе анализа психолого-педагогической и литературы по теме исследования, раскрыть сущность и содержание понятий: «гражданское воспитание», «гражданская культура».
2) Рассмотреть особенности гражданского воспитания подростков.
3) Изучить формы и методы гражданского воспитания подростков и разработать программу «Я - гражданин своей страны».
4) Провести опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности содержания, форм и методов гражданского воспитания детей подросткового возраста.
Методологическую основу данного исследования составили: различные аспекты гражданского воспитания в работах по теории и методике воспитания, такие как нравственные аспекты работы школы (О.С. Богданова), гуманистическая воспитательная система (В.А. Караковский), концепции эстетического воспитания (Б.Т. Лихачев), труды в области методологии и теории воспитания (Г.Н. Филонов) теория и методика воспитания (Н.Е. Щуркова); исследования Л.Н. Боголюбова, Н.М. Воскресенской, В.И. Купцова, Я.В. Соколова, И.Л.Судаковой, Г.Н. Филонова.
Методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической и гражданской литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, беседы с классным руководителем, учащимися; диагностическое тестирование с использованием такой методики как «Диагностика воспитания и саморазвития правовой (политической, межэтнической) культуры подростков (Автор А.Р. Дроздикова-Зарипова) (адаптирована для подростков).
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно- экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы педагогического взаимодействия с детьми подросткового возраста с целью формирования у них гражданской воспитанности.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы гражданского воспитания детей подросткового возраста, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе «Я - гражданин своей страны».
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработанная программа «Я - гражданин своей страны» может использоваться в практике воспитательных и образовательных учреждений классными руководителями, психологами и социальными педагогами с целью формирования гражданской культуры воспитанников.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены на итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета (секция «Актуальные проблемы воспитания и обучения: студенты в научном поиске»), а также в статье «Теоретические аспекты гражданское воспитание у подростков», опубликованной в сборнике научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов «Актуальные проблемы педагогики и психологии: КФУ. Выпуск 18.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, библиографии и приложений.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволяет нам говорить о том, что проблема гражданского воспитания подростков является актуальной и значимой. В ходе теоретического и практического осмысления проблемы, мы пришли к следующим выводам:
1. В результате изучения сущностно-содержательной характеристики понятий исследования «гражданское воспитание», «гражданская культура», можно прийти к выводу, что результатом гражданского воспитания (вид целенаправленной духовно-практической деятельности по формированию гражданской сознательности, активности, ответственности, других социально значимых качеств личности, ее готовности и способности к созидательному преобразованию действительности, определение Лутовинова В.И.) является гражданская культура. По М.П. Чумаковой она определяется как важнейший показатель активного гражданства, инициативного поведения и практического гражданского соучастия в общественных делах, уровень осознания гражданином общественных задач. Гражданская культура включает в себя множество областей, такие как политическая, правовая культуры и культура межнациональных отношений.
2. Чаще в структуре гражданской культуры выделяют три взаимосвязанных компонента: 1) когнитивный или образованность, 2) ценностно-смысловой или сознательность, 3) деятельностный или деятельность.
3. К основным возрастным особенностям данного возраста можно отнести: переход от зависимого детства к самостоятельной и
ответственной взрослости; смена ведущей деятельности (учебную деятельность сменяет интимно-личностное общение со сверстниками), открытие и утверждение своего «Я», поиск собственного места в системе человеческих взаимоотношений; желание подростка признания своей «взрослости», проявляется интерес к новым сферам жизни (социальной, политической). На основе этих особенностей можно выделить такие эффективные методы и формы гражданского воспитания, как создание ситуаций проявления гражданственности, гражданской позиции, ценностей гражданской жизни, привлечение к активной совместной деятельности в области гражданского воспитания, создание среды, способствующей личностному росту; развитие социальных навыков поведения и установок на самостоятельное решение социальных проблемных ситуаций.
4. Существуют такие методы воспитательной работы со школьниками, как практические, наглядные и словесные. Изучив многообразие методов и форм гражданского воспитания подростков, мы пришли к выводу, что наиболее эффективной формой работы с подростами будет групповая форма, куда входит классный час, беседа, ролевая игра, КТД.
5. Нами были определены уровни гражданской культуры по
методике «Диагностика воспитания и саморазвития правовой (политической, межэтнической) культуры подростков в
экспериментальной и контрольной группах. Констатирующий эксперимент показал, что в обеих группах по всем шкалам преобладают средние и низкие уровни гражданской культуры. Полученные результаты были статистически подтверждены с помощью t-критерия Стьюдента на уровне достоверности, это говорит о том, что данные группы вступили в эксперимент с равными показателями и не отличаются друг от друга.
6. На основании изученного материала по повышению уровня гражданской культуры, нами была разработана и реализована единая комплексная программа «Я - гражданин своей страны». Цели программы соотносились с развивающей направленностью, которая связана с повышением знаний в политической, правовой и межэтнической сфере, развитием общественной активности, формированием гражданской культуры.
С экспериментальной группой были проведены формирующие мероприятия, подразумевающие внедрение и апробацию программы на практике. После формирующего этапа эксперимента мы провели контрольный замер. Полученные данные дают основания говорить о том, что система разработанных мероприятий по повышению уровня гражданской культуры способствовала формированию позитивных качеств, однако по 2 шкалам различия оказались недостоверными.
8. В ходе опытно-экспериментальной работы выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Эти данные подтверждены методами математической обработки данных, в частности, t-критерием Стьюдента.
1. В результате изучения сущностно-содержательной характеристики понятий исследования «гражданское воспитание», «гражданская культура», можно прийти к выводу, что результатом гражданского воспитания (вид целенаправленной духовно-практической деятельности по формированию гражданской сознательности, активности, ответственности, других социально значимых качеств личности, ее готовности и способности к созидательному преобразованию действительности, определение Лутовинова В.И.) является гражданская культура. По М.П. Чумаковой она определяется как важнейший показатель активного гражданства, инициативного поведения и практического гражданского соучастия в общественных делах, уровень осознания гражданином общественных задач. Гражданская культура включает в себя множество областей, такие как политическая, правовая культуры и культура межнациональных отношений.
2. Чаще в структуре гражданской культуры выделяют три взаимосвязанных компонента: 1) когнитивный или образованность, 2) ценностно-смысловой или сознательность, 3) деятельностный или деятельность.
3. К основным возрастным особенностям данного возраста можно отнести: переход от зависимого детства к самостоятельной и
ответственной взрослости; смена ведущей деятельности (учебную деятельность сменяет интимно-личностное общение со сверстниками), открытие и утверждение своего «Я», поиск собственного места в системе человеческих взаимоотношений; желание подростка признания своей «взрослости», проявляется интерес к новым сферам жизни (социальной, политической). На основе этих особенностей можно выделить такие эффективные методы и формы гражданского воспитания, как создание ситуаций проявления гражданственности, гражданской позиции, ценностей гражданской жизни, привлечение к активной совместной деятельности в области гражданского воспитания, создание среды, способствующей личностному росту; развитие социальных навыков поведения и установок на самостоятельное решение социальных проблемных ситуаций.
4. Существуют такие методы воспитательной работы со школьниками, как практические, наглядные и словесные. Изучив многообразие методов и форм гражданского воспитания подростков, мы пришли к выводу, что наиболее эффективной формой работы с подростами будет групповая форма, куда входит классный час, беседа, ролевая игра, КТД.
5. Нами были определены уровни гражданской культуры по
методике «Диагностика воспитания и саморазвития правовой (политической, межэтнической) культуры подростков в
экспериментальной и контрольной группах. Констатирующий эксперимент показал, что в обеих группах по всем шкалам преобладают средние и низкие уровни гражданской культуры. Полученные результаты были статистически подтверждены с помощью t-критерия Стьюдента на уровне достоверности, это говорит о том, что данные группы вступили в эксперимент с равными показателями и не отличаются друг от друга.
6. На основании изученного материала по повышению уровня гражданской культуры, нами была разработана и реализована единая комплексная программа «Я - гражданин своей страны». Цели программы соотносились с развивающей направленностью, которая связана с повышением знаний в политической, правовой и межэтнической сфере, развитием общественной активности, формированием гражданской культуры.
С экспериментальной группой были проведены формирующие мероприятия, подразумевающие внедрение и апробацию программы на практике. После формирующего этапа эксперимента мы провели контрольный замер. Полученные данные дают основания говорить о том, что система разработанных мероприятий по повышению уровня гражданской культуры способствовала формированию позитивных качеств, однако по 2 шкалам различия оказались недостоверными.
8. В ходе опытно-экспериментальной работы выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Эти данные подтверждены методами математической обработки данных, в частности, t-критерием Стьюдента.
Подобные работы
- Воспитание гражданственности подростков в современной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Гражданское воспитание старших подростков в условиях детской общественной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2023 - Профилактика асоциального поведения подростков в процессе гражданского воспитания
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Гражданское самоопределение подростков в
деятельности детской общественной организации
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006 - КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК МЕХАНИЗМ
ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В КУРСАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - РАЗВИТИЕ ОПЫТА ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В США И РОССИИ (80–е годы XX века – начало XXI века)
Диссертация , история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Педагогические условия гражданского воспитания старшеклассников
(на примере предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»)
Магистерская диссертация, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Организация деятельности органов местного самоуправления в сфере гражданского воспитания молодежи (Теория и практика современного государственного и муниципального управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы)
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2800 р. Год сдачи: 2020



