Введение 3
1 Теоретические основы конкурентоспособности 6
1.1 Понятие конкурентоспособности предприятия 6
1.2 Методы оценки конкурентоспособности предприятия 20
2 Комплексный анализ деятельности АО «ЭР-Телеком Холдинг» 30
2.1 Характеристика предприятия 30
2.2 Анализ финансовых результатов 35
2.3 Анализ затрат 44
2.4 Анализ финансового состояния 48
2.5 Анализ ассортимента услуг «АО ЭР-Телеком Холдинг» 70
3 Программа повышения конкурентоспособности АО «ЭР-Телеком
Холдинг» 74
3.1 Мероприятия по разработке нового мобильного приложения 74
3.2 Мероприятия по повышению имиджевой привлекательности АО «ЭР-
Телком Холдинг» 83
Заключение 86
Список использованных источников 88
На современном этапе развития экономики, важным вопросом является сохранение и повышение конкурентоспособности предприятий со схожими видами деятельности и производимыми этими предприятиями аналогичными товарами.
Понятие конкурентоспособности предприятия составляет основу экономического развития предприятия, и укрепления его позиции на рынке сбыта. Однако существует и определенные трудности, связанные со способами повышения конкурентоспособности предприятия. Увеличение интенсивности конкуренции в отрасли диктует необходимость внедрения предприятиями в регионах эффективных технологий ведения бизнеса.
В настоящее время предприятия стараются расширять ассортимент выпускаемой продукции, тем самым открывая для себя новые каналы сбыта. Однако, наличие одного или нескольких видов, в ассортименте компании, конкурентоспособной продукции, не гарантирует успех компании на определенном рынке. Для получения полной оценки конкурентоспособности предприятия используют не только сравнительные анализы выпускаемой продукции, но и используют данные о деятельности и рынках сбыта предприятий-конкурентов.
Актуальность данного исследования: в рыночной экономике высокий уровень конкурентоспособности является основной целью и задачей любого предприятия, следовательно, его можно считать важнейшим фактором коммерческого успеха фирмы. Высокий уровень конкурентоспособности достигается не только качеством менеджмента, но в большой степени зависит от конкурентоспособности выпускаемой продукции, то есть превосходство над продукцией, выпускаемой предприятиями-конкурентами.
Конкурентоспособность представляет собой способность определенного объекта или субъекта превзойти конкурентов в условиях конкурентной борьбы.
Целью работы является разработка предложений по повышению конкурентоспособности предприятия на примере ООО. В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
1) рассмотрение теоретических аспектов определения конкурентоспособности предприятия;
2) изучение основных методов анализа конкурентоспособности;
3) проведение бизнес-диагностики ООО;
4) определение основных путей повышения конкурентоспособности ООО.
Объект исследования: предприятие АО «ЭР-Телеком Холдинг». Предмет исследования: конкурентоспособность АО «ЭР-Телеком Холдинг», конкурентоспособность товара в сравнении с ассортиментом ведущих компаний на рынке России и факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия.
Целью анализа конкурентоспособности предприятия является исследование внешнего и внутреннего конкурентного преимущества, которое позволяет усилить позиции компании на действующем секторе.
Теоретической и методологической основой исследования являются труды 5 российских и зарубежных ученых М. Портер, Г.Б. Клейнер, В.А.Салихов и другие, нормативно-правовые акты Российской Федерации, данные первичной документации предприятия.
В работе использованы методы логического и аналитического анализа, сравнение, графический метод, метод опроса.
Дипломная работа состоит из трех глав основного текста. В первой главе раскрываются теоретические аспекты определения конкурентоспособности предприятия, определяются методы оценки конкурентоспособности предприятия. Во второй главе проведена диагностика финансово¬хозяйственной деятельности АО «ЭР-Телеком Холдинг». Проведен анализ конкурентоспособности предприятия в сравнении с аналогичными телекоммуникационными предприятиями страны. В третьей главе предложены способы повышения конкурентоспособности предприятия.
Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные мероприятия по повышению конкурентоспособности позволят, сократить расходы, связанных с деятельностью компании, улучшить качество обслуживания клиентов, тем самым обеспечить гибкой предприятия под внешние изменения и требования клиентов, что увеличит чистую прибыль предприятия.
Сохранение и повышение конкурентоспособности предприятия остается важнейшей задачей не только предприятий России, но и всего мира. Именно конкурентоспособность предприятия является фундаментом необходимым для успешного ведения финансово - хозяйственной деятельности компаний. В значительной степени, верно, что повышение конкурентоспособности продукции компании положительным образом сказывается, на общей конкурентоспособности предприятия, что в значительной степени приводит к повышению спроса на продукцию компании, что в свою очередь обусловит организации дополнительный доход. При исследовании АО «ЭР-Телеком Холдинг» было определено, что данная компания обладает широким ассортиментом продукции высокого качества, сильной системой поощрений и комфортными условиями для покупателей, но слабую общественную активность и не слишком сильное распространение в социальных сетях, что обусловило среднюю конкурентоспособность предприятия в сравнении с аналогичными предприятиями России. В результате чего были разработаны мероприятия по повышению качества обслуживания клиентов и расширению функционала компании, которые укрепят положение компании на рынке телекоммуникационных услуг России и помогут повысить покупательский спрос на продукцию компании. В третьей главе данной работы предложенные мероприятия были экономически охарактеризованы с указанием необходимых вложений и перечнем требований к проведению мероприятий. Также были представлены эффекты от реализации разработанных мероприятий. Из вышеописанного следует, что для повышения конкурентоспособности предприятия был выбран способ неценового ведения конкуренции. То есть предприятие предлагает новые каналы продаж и усиливает маркетинговую конкуренцию. Ценовая и неценовая конкуренции были подробно рассмотрены в теоретической части работы. Результатами проведенных мероприятий являются следующие приобретенные эффекты:
-повышение выручки за счёт продажи контента
-повышение лояльности к бренду компании «Дом.ги».
Подводя итог, можно отметить следующее: - деятельность предприятия ООО финансово устойчива, в политике формирования собственных оборотных средств использует собственный капитал;
- проведенный анализ конкурентоспособности компании на рынке телекоммуникационных услуг показал, что АО «ЭР-Телеком Холдинг» проигрывает в конкурентной борьбе по определенным позициям, но в тоже время компания имеет объемный перечень преимуществ перед конкурентами.
Необходимо реализовать предложенные мероприятия для повышения конкурентоспособности предприятия, улучшения качества обслуживания, пополнения ассортимента, повышения комфорта для покупателей и их заинтересованности, и привлечения новых потребителей.
1 О защите конкуренции : федеральный закон от 26.07.2006 №135-ФЗ с изм. и доп. на 13.07.2015 №213-ФЗ // Собрание законодательства РФ - 2001. - № 31. - Ст. 3434.
2 Абрютин М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. - М.: Дело и Сервис, 2011. -180 с.
3 Айвазян З. Антикризисное управление: принятие решений на краю пропасти // Проблемы теории и практики управления. — 2011. — №4. — С.94.
4 Антикризисный менеджмент / под.ред. проф. Грязновой А.Г. - М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ". Издательство ЭКМОС, 2014. - 321с.
5 Артеменко В.Г. Финансовый анализ: учебное пособие. - М.: ДИС НГАЭиУ, 2012. - 128 с.
6 Астахов В.П. Анализ финансовой устойчивости и процедуры, связанные с банкротством. - М.: Ось - 89, 2011. - 80 с.
7 Бажутин А. С. Методы диагностики кризисных ситуаций // Менеджмент: теория и практика. - 2014. - №3-4. - С.34-42.
8 Бажутин А.С. Теоретико-методологические основы обеспечения развития предприятий в условиях кризиса // Вестник университета. Государственный университет управления. - 2014. - № 6 (44) - С.22.
9 Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 218 с.
10 Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 384 с.
11 Банк С.В. Система показателей комплексного анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта // Экономический анализ: теория и практика - 2012. - № 4(37). - С.27-30.
12 Барсуков А.В., Малыгина Г.В. Финансы предприятия. - Новосибирск,
2011. -113 с.
13 Бердникова Т.Б., Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 238с.
14 Бланк И.Б. Финансовый менеджмент. - Киев: Ника - Центр - Эльга, 2011. - 306 с.
15 Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами: Пер. с англ. / гл. ред. серии Я.В. Соколов. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 800с.
16 Волчков С.А. Оценка финансового состояния предприятия // Методы менеджмента качества. - 2014. - №3. - с.11 - 15.
17 Герчикова И.Н. Финансовый менеджмент. - М.: Инфра-М, 2014. - 208 с.
18 Гиляровская Л.Т., Вехорева А.А, Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческого предприятия. - СПб.: Питер, 2012. - 256с.
19 Гончаров А.И. Система индикаторов платёжеспособности предприятия // Финансы. - 2011. - № 6. - С. 31-32.
20 Грачев А.В. Финансовая устойчивость предприятия: анализ, оценка и управление. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2011. -150с.
21 Дадашева О.Ю. Финансы хозяйственных структур: учебное пособие. - М.: РЭА, 2011.-261 с.
22 Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие. - М.: ДИС, 2014. - 336с.
23 Дружинин А.И., Дунаев О.Н. Управление финансовой устойчивостью. - Екатеринбург: ИПК УГТУ, 2011. - 113 с.
24 Ефимова О.В. Финансовый анализ. - М.: Бухгалтерский учет, 2014. - 208 с.
25 Ириков, В.А., Ириков, И.В. Технология финансово-экономического планирования на фирме. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 248 с.
26 Комаров Е. Кризисные и антикризисные менеджеры // Управление персоналом. - 2011. - № 2. - С. 7-10.
27 Осипова, Е. И. Маркетинг: учебное пособие / Е.И. Осипова. - Москва: Проспект, 2015. - 224 с
28 Попов, С. А. Концепция актуального стратегического менеджмента для современных российских компаний / С. А. Попов. - Москва: Юрайт, 2014. - 224 с
29 Пострелова, А. В.. Оценка конкурентоспособности предприятия / А. В. Пострелова, М. С. Маркин. - Казань: Молодой ученый, 2013. — №6. — С. 398-402.
30 Арбатская, Е. А. Подходы к оценке конкурентоспособности предприятия/ Е. А. Арбатская // Известия ИГЭА. - 2012. -№8 - С. 120 - 121.
31 Бутова, Т. Г. Управление маркетингом: учебник / Т. Г. Бутова, А. А Казаков, А. Н. Жираткова. - Москва: Проспект, 2015. - 272 с
32 Портер, М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов: пер. с англ. / М. Портер. - 4-е изд. - Москва: Альпина Паблишер,
2012. - 387 с.
33 Савельева, Н. К. Методология управления формами и методами ценовой и неценовой конкуренции / Н. К. Савельева // Финансы и кредит. - 2014. - №3 - 41 с.
34 Конина, Н. Ю. Конкурентоспособность фирмы в глобальном мире / Н. Ю. Конина. - Москва: Проспект, 2012. - 361 с.
35 Каплан, Р. Стратегические карты : пер. с англ./ Р. Каплан, Д. Нортон.- Москва: Олимп-Бизнес, 2013. - 486 с.
36 Головачев, А. С. Конкурентоспособность организации / А. С. Головачев. - Москва: Вышэйшая школа, 2012. - 320 с.
37 Карпов, А. Л. Конкурентное пространство предприятия и отрасли / А. Л. Карпов - Омск: ОмГУ, 2011. - 280 с.