Содержание
Введение
1. Роль танца в эстетическом воспитании детей в учреждениях культурно-досуговой направленности (на примере среднего школьного возраста)
1.1. Эстетическое воспитание детей среднего школьного возраста в учреждениях культурно-досуговой направленности: сущность и способы
1.2. Психофизическая характеристика детей среднего школьного возраста
1.3. Значение танцевальных занятий в эстетическом воспитании детей в учреждениях культурно-досуговой направленности
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность. Эстетическое воспитание является важной составляющей культурного воспитания и, как следствие общего. Воспитание - это процесс, позволяющий человеку совершенствоваться и развиваться духовно и физически, благодаря самодеятельному творчеству. Осваивая ценности культуры, человек развивается эстетически – учится воспринимать и понимать «прекрасное» как в действительности, так и в искусстве с помощью отдыха. Эстетическое отношение— это стремление к творчеству, и воспитание, связанное с досугом.
Эстетическое воспитание занимаются достаточно много образовательных, развивающих и иных учреждений. Одними из таких учреждений являются культурно-досуговые. Деятельность культурно-досуговых учреждений носит любительский характер, где возможности творческого характера могут стать основой для выбора будущей профессии.
В досуговой деятельности хореографическое творчество занимает важное место. Очень значимо самодеятельное танцевальное творчество. Именно приобщение человека к хореографической культуре я считаю актуальностью моей курсовой работы. Через движения тела, эмоции и чувства мы можем научить детей творить и видеть «прекрасное» и «безобразное». Хореография является важной составляющей в культурно-массовых мероприятиях. Так как танец является важной составляющей физического и духовного воспитания личности, нужно приобщать людей к хореографическому творчеству. В танце человек раскрепощается и избавляется от различных комплексов, исчезает страх перед публикой, показывает свои индивидуальные качества и возможности. На современном этапе самодеятельное хореографическое творчество отличается множеством жанров и стилей танца. Благодаря разнообразию в хореографии, интерес участников коллективов к танцевальному творчеству повышается. Но нельзя забывать историю происхождения танца, и основополагающих правил в
хореографии, благодаря которым появилось это разнообразие стилей и направленностей танца.
Объект - эстетическое воспитание детей среднего школьного возраста в учреждениях культурно-досуговой направленности
Предмет - роль танца в эстетическом воспитании детей в учреждениях культурно-досуговой направленности (на примере среднего школьного возраста)
Цель – выявление роли танца в эстетическом воспитании детей среднего школьного возраста в учреждениях культурно-досуговой направленности.
Задачи:
- изучить сущность и способы эстетического воспитания детей среднего школьного возраста в учреждениях культурно-досуговой направленности;
- проанализировать психофизические характеристики детей среднего школьного возраста;
- раскрыть значение танцевальных занятий в эстетическом воспитании детей в учреждениях культурно-досуговой направленности
Методы исследования:
-практический – показ и разучивание танцевальных комбинаций
-теоретический - изучение понятия «эстетическое воспитание», категории и механизмы, которые оно в себя включает. Характеристика учреждениям культуры и досуга, в которых может реализовываться эстетическое воспитание детей. Определение взаимосвязи между досуговой деятельностью и эстетическим воспитанием. Выявление особенностей эстетического воспитания в учреждениях культуры и досуга. Практическая значимость данного исследования заключается в изучении особенностей процесса воспитания детей посредством искусства хореографии.
Заключение
Исходя из исследования особенностей воспитания детей искусством хореографии, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучения детей следует сделать следующие выводы:
Начиная занятия с детьми, педагог-хореограф, прежде всего, стремиться заинтересовать детей, научить их любить и понимать искусство танца, которое расширяет сферу их интересов, обогащает их новыми впечатлениями. Приобретение правильных и точных танцевальных навыков, участие в исполнении танцев, творческое отношение к созданию в них образа, беседы педагога с детьми- все это развивает эстетическое восприятие, эмоциональное отношение к произведениям искусства, учит правильным суждениям в области хореографии.
Можно сделать вывод о том, как важно дать детям грамотную и систематическую подготовку в хореографическом классе. Овладев необходимыми знаниями, научившись понимать содержание изучаемого хореографического материала, выразительно его исполнять, дети более активно и сознательно начинают относиться к занятиям. В результате активного эмоционального знакомства с хореографией формируется художественный вкус детей, они начинают воспринимать «прекрасное» не только в искусстве, но и в жизни.
Так же можно прийти к заключению, что занятия в хореографическом классе имеют большое значение для физического развития детей. Они приобретают стройную осанку, начинают легко, свободно и грациозно двигаться, избавляются от физических недостатков, приобретая стройное подтянутое сильное тело. У них улучшается координация движений. Дети начинают чувствовать эстетику поведения в быту; подтянутость и вежливость становятся нормой поведения. Они следят за своей внешностью, за чистотой, аккуратностью, изяществом своего костюма и прически.
Важно заметить, что успех детей в хореографическом коллективе зависит от преподавателя, который либо обладает профессиональными
знаниями и умело применяет их в учебно-тренировочной работе, либо допускает ошибки, которые отрицательно влияют на детей. Преподавателям хореографии важно знать особенности методики работы с детьми разных возрастов, разбираться в причинах наиболее распространенных ошибок, встречающихся в практике.
Важной чертой педагога в воспитании активности детей является умение анализировать и учитывать педагогическую ситуацию, пути и возможности исправления допущенных ошибок. Эта способность педагога-руководителя имеет огромное значение для использования благоприятных ситуаций в воспитательных целях, для создания устойчивой положительной атмосферы в классе.
Каждый прожитый день, каждое занятие, репетиция или концерт изменяют интересы и возможности детей. Нельзя не обратить внимания даже на самые незначительные характерные черты, проявляющиеся в процессе обучения. Необходимо донести до учащихся, что их интересы, навыки, умения важны для хореографического творчества и культуры в целом. Активность детей на занятиях в хореографическом коллективе зависит от творческой инициативы педагога, собственного желания работы с детьми, стремления вести своих учеников к совершенствованию исполнительского мастерства и здоровому духовному развитию.И, возможно, кто-то из детей выберет профессию хореографа, взяв пример со своего преподавателя.
Список литературы
1. Возрастная и педагогическая психология: Детство, отрочество, юность – М.: Академия, — 2000г. – 624с.
2. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. — М.: Педагогика. — 1991. — 160 с.
3. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие / В.С. Селиванов – М.: Академия, 2004г. – 336с.
4. Хореографическое искусство. Справочник. – М.: Искусство. – 2005. с ил.
5. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. - 80 с.
6. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика. - 1991. - 160 с.
7. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие / В.С. Селиванов - М.: Академия, 2004г. - 336с.
8. Янковская О.Н. Учить ребенка танцам необходимо // Начальная школа. - 2000. №2. С. 34-37.
9. Янаева Н.Н. Хореография. Учебник для начальной хореографической школы. - М.: Релиз. - 2004. - 340 с.
10. Акимова Л. А. Социология досуга: Учеб. пособие. – М.: «МГУКИ», 2003. – 123 с.
11. Щекотихина С.А., Бухвостова Л.В., Заикин Н.И. Балетмейстер и коллектив: учеб. пособие. – Орел, 2007. – 248 с.
12. Марченко С.Е. Формирование эстетической культуры подростков в условиях самодеятельного хореографического коллектива: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.05. – Омск, 2010. – 24 с.
13. Барышникова Т. Азбука хореографии. Москва 2000 год.
14. Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. Москва 1989 год.
15. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 90 с.
16. Ерошенко Н.Н. Работа клубных учреждений с детьми и подростками / Н. Н. Ерошенко. - М.: Просвещение, 1990. - 160 с.
17. Ерошенков И. Н. Культурно-воспитательная деятельность с детьми и подростками / И.Н. Ерошенков. - М., 2001.
18. Жарков, А.Д. Культурно-досуговая деятельность как общественный феномен / А. Д. Жарков. - М., 2002.
19. Жданова, С.Н. Художественно-эстетическое освоение мира школьниками как социально-педагогическая проблема: учеб. пособие / С. Н. Жданова. Дополнительное образование, 2001. - № 10-С. 16-20.
20. Клейменова Н.С. Взаимосвязь художественного слова, музыки и рисования как средство этического и нравственного развития школьников / Н.С. Клейменова. // Начальная школа. - 1990 - №8.
21. Кузнецова Т.В. Оптимизация развитие личности ребенка в условиях социально-культурной среды / Т.В. Кузнецова. - М., 1999.
22. Кулагина А.Н. Возрастная психология / А. Н. Кулагина - М. 2000. - 206 с.
23. Лизинский В.М. Приёмы и формы в воспитании: методическое пособие / В.М. Лизинский - М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. - 160