ВВЕДЕНИЕ
1. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие и виды конкурентоспособности
1.2 Составляющие, определяющие конкурентоспособность предприятия..
1.3 Показатели и оценка конкурентных возможностей предприятия
1.4 Показатели конкурентоспособности
1.5 Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг
1.6 Основы маркетинга для повышения уровня конкурентоспособности
1.7 Проблемы конкурентоспособности
1.8 Направления повышения конкурентоспособности предприятия
2. ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ЗОЛОТАЯ СОВА» ЗА ПЕРИОД С 2013Г ПО 2014 ГОДЫ
2.1 История развития и краткая характеристика предприятия
2.2 Организационная структура предприятия ООО «Торговый дом
«Золотая сова»
2.3 Производственная структура предприятия
2.4 Районы поставок сырья
2.5 Рынки сбыта продукции
2.6 Анализ основных показателей производственно - хозяйственной
деятельности и финансового состояния предприятия
3. ОЦЕНКА И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ЗОЛОТАЯ СОВА»
3.1 SWOT - анализ
3.2 Оценка конкурентоспособности организации на базе 4 Р
3.3 Оценка конкурентоспособности по методике Ж.Ж. Ламбена
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Конкуренция является одним из важнейших факторов, стимулирующих рост эффективности экономики страны, отраслей, регионов, отдельных организации.
Конкурентоспособность - это характеристика товара или услуги, отражающая его отличие от товара (услуги) - конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Показатель, выражающий такое отличие, определяет конкурентоспособность анализируемого товара по отношению к товару - конкуренту. Базой оценки конкурентоспособности является исследование потребностей покупателя, требований рынка.
Конкурентоспособность любого товара может быть определена только в результате сравнения, и поэтому является относительным показателем. Она представляет собой характеристику товара, отражающую его отличие от товара - конкурента по степени удовлетворения конкурентной общественной потребности.
Интерес представляет анализ конкретных шагов и действий, которые предпринимают предприятия, чтобы осуществить очередной рывок в “борьбе за лидерство”, что определяет важность и актуальность выбранной темы.
Это, прежде всего, относится к постоянному обновлению ассортимента выпускаемой продукции, безостановочной разработке и быстрому освоению новых образцов изделий и одновременному наращиванию производительности труда, повышению гибкости производства, эффективности, снижению всех видов издержек и затрат. Особое место занимает обеспечение стабильного роста качества и надежности новых изделий при одновременном снижении цен на новые виды продукции.
Конкуренция является важной чертой рыночных отношений. Главная ее цель приход к прозрачности действий конкурирующих субъектов рынка.
Конкурентоспособность как производная конкуренции понимается, как способность организации удерживать и улучшать свое конкурентные позиции.
Современный этап развития рыночных отношений в мире характеризуется значительным ужесточением конкуренции, превращением ее в гиперконкуренцию. Основными факторами усиления конкуренции между производителями продукции (услуг) является увеличение темпов научно-технического процесса, привлечение на постоянной основе инвестиций, вкладываемых в развитие производства с целью обеспечения значительного роста производительности труда, внедрения инноваций и динамичного развития современных информационных технологий.
Научно-технический процесс обуславливает внедрение наиболее эффективных технологий, методов организации и планирования производства, сокращение цикла обновления выпускаемой промышленными предприятиями и поставляемой на рынок продукции. Эффективное функционирование в условиях гиперконкуренции возможно лишь при достаточном высоком уровне конкурентоспособности предприятия (организации).
Конкуренция как неотъемлемый атрибут рыночной экономики существует во всех сферах предпринимательской, коммерческой и иных видах деятельности.
Обеспечение достаточно высокого уровня конкурентоспособности предприятий и товаров - одна из наиболее актуальных научно-методических проблем современной России. Проблема повышения конкурентоспособности национальной экономики заключается в необходимости: скорейшего преодоления технико - технологического отставания от развитых стран; отказ от сырьевой экспортной ориентации на мировом рынке; создания новых отраслей, основанных на высокоэффективных технологиях (в том числе на нанотехнологиях); широкого использования современных знаний (экономики); наиболее полного использования имеющихся и вновь создаваемых стратегический конкурентных преимуществ ведущих отраслей и промышленных предприятий[2].
Объектом исследования в настоящей бакалаврской дипломной работе является ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ЗОЛОТАЯ СОВА"
Предметом дипломного исследования (ВКР) является товарная и информационная политика ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ЗОЛОТАЯ СОВА"
Цель дипломного проекта заключается в определении способов повышения конкурентоспособности путем совершенствования товарной и информационной политики.
Цель дипломного проекта достигается путем выполнения определенных задач. Задачи дипломного проекта:
1. Определить понятие и сущность конкурентоспособности
2. Выявить методологию оценки и показатели конкурентоспособности
3. Дать характеристику деятельности и конкурентного положения организации
4. Выдвинуть предложения по повышению конкурентоспособности организации
5. Оценить и обосновать предложенные решения
В заключение выпускной квалификационной работы обобщим теоретические и практические выводы и предложения, полученные в результате проведенного исследования.
Конкуренция - главный фактор, который определяет, станет компания успешной либо потерпит крах. Именно в ходе конкуренции становится ясно, насколько инновации компании, выработка общей корпоративной культуры или реализация выбранной стратегии способствуют ее эффективности.
Конкурентоспособность предприятия - это способность противостоять на рынке изготовителям и поставщикам аналогичной продукции (конкурентам) как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной потребности потребителей, так и эффективности производственной, маркетинговой и финансовой деятельности. Конкурентоспособность фирмы во многом определяется ее умением адаптироваться к изменяющимся условиям конкуренции на рынке.
Конкурентоспособность предприятия может оцениваться путем сопоставления конкретных позиций нескольких предприятий на одном и том же рынке по таким параметрам, как технология, знания и практический опыт персонала, система управления, маркетинговая политика, имидж и коммуникации, что характеризует конкурентоустойчивость предприятия и возможность его адаптации к изменяющимся условиям конкуренции.
Конкурентная стратегия направлена на то, чтобы добиться устойчивой и выгодной позиции, позволяющей компании противостоять напору тех сил, которые определяют конкурентную борьбу в отрасли.
В любой отрасли, будь то отрасль национального или международного масштаба, производство товаров или сфера услуг, правила конкуренции заключаются в пяти движущих конкурентных силах: выход на рынок новых конкурентов, угроза со стороны субститутов, рыночная власть покупателей, рыночная власть поставщиков, соперничество между действующими на рынке конкурентами. Совместное действие этих пяти сил определяет способность компании получать в среднем прибыль на вложенный капитал, превышающую стоимость капитала.
Конечная цель конкурентной стратегии состоит в том, чтобы овладеть этими правилами, а также, в идеале - быть способными изменять их в интересах компании. Основой эффективной деятельности компании в долгосрочной перспективе является устойчивое конкурентное преимущество. Есть три основных типа конкурентных преимуществ: лидерство в издержках, дифференциация, фокусирование.
Для стратегии лидерства в цене центром внимания фирмы при разработке и производстве продукта являются издержки. Дифференциация является второй стратегией создания конкурентных преимуществ. Третьей стратегией, которую фирма может использовать для создания в своем продукте конкурентных преимуществ, является концентрация внимания на интересы конкретных потребителей.
Общая стратегия конкуренции определяет фундаментальный подход к тем конкурентным преимуществам, которые фирма пытается получить; она же является основой для понимания того, какие действия необходимо предпринять в рамках этого подхода в каждой функциональной сфере.
Основная деятельность «ООО ТОРГОВЫЙ ДОМ «ЗОЛОТАЯ СОВА» заключается в оказании следующие виды деятельности (в соответствии с кодами ОКВЭД, указанными при регистрации):
Производство пива, производство солода, производство минеральных вод и других безалкогольных напитков, оптовая торговля пивом, прочая оптовая торговля, розничная торговля пивом, розничная торговля безалкогольного напитка, розничная торговля прочими пищевыми продуктами. Исследование конъюнктуры рынка и выявление общественного мнения.
Предприятие образовано в форме Общества с ограниченной ответственностью.
В выпускной квалификационной работы дана организационно - экономическая характеристика ООО «Торговый дом «Золотая сова» за период с 2012 по 2014 год в частности провиденный анализ основных показателей ПХД и финансового состояния ООО «Торговый дом «Золотая сова» за период с 2012 по 2014 год.
В третей части нашей работы провидена оценка конкурентоспособности данной организации в этих целях конкурентоспособность была оценена на базе 4Р, SWOT - анализ, а так же конкурентоспособность была оценена по методике Жан-Жак Ламбена.
Кроме того нами проведено исследование потребительских предпочтений относительно продукции предприятия пивной отросли Кемеровской области.
В качестве основных путей повышения конкурентоспособности ООО «Торговый дом «Золотая Сова» нами выделены следующие:
- увеличение доли рынка за счет сильного бренда;
- новые каналы распределения;
- рекламная и SMM компании в сети Internet;
- расширение ассортимента продукции.
1. В.В. Царев, А.А. Кантарович, В.В. Черныш. Оценка конкурентоспособности предприятия (организации) Москва 2008
2. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент М., 2000.С.223
3. Данько Т.П. Управление маркетингом. М., 2005.с.206
4. Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г Основы управления
конкурентоспособностью. Саратов, 2005.С. 23-24. Источник:
http://refleader.ru/polatyyfsotrpol.html
5 Белоус В.Л. Методика оценки конкурентоспособности предприятия // Маркетинг в России и за рубежом.- 2011- №4.- С.72-85.
6. Александрова, Е.В. Конкуренция: региональный аспект / Е.В.Александрова, В.В.Шкурба // Вестник университета (Государственный Университет Управления). - 2007. - № 7(33). - С.17-21.
7. Александрова, Е.В. Региональные программы повышения конкурентоспособности предприятий / Е.В.Александрова // Проблемы экономики. - 2007. -№5. - С.24-29.
8. Алексейчева, Е.Ю. Основные пути и факторы повышения конкурентоспособности производственных предприятий России / Е.Ю. Алексейчева // Вестник ТИСБИ. - 2008. - №2. - С.41-45.
9. Ананьев, А.Н. Введение в ERP. Модуль финансы: Учебное пособие / Ананьев. - М.: ГОУВПО «ГУУ», 2006. - 280 с.
10. Баринова, В.А. Развитие предприятия в конкурентной среде / В.А. Баринова, А.В. Синельников // Менеджмент в России и за рубежом. - 2004. - №6. - С.30-34.
11. Беседина, В.Н. Оценка финансового состояния и управление прибылью на предприятии: Учебное пособие / В.Н. Беседина. - Курск: Курский факультет МГУК, 2008. - 415 с.
12. Варакута, С. А. Управление качеством продукции: Учебное пособие / С.А. Варакута. - М.: ИНФРА - М, 2008. - 112 с.
13. Виханский, О.С. Менеджмент / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Гардарики, 2008. - 438 с.
14. Волчков, С.А. Оценка финансового состояния предприятия / С.А. Волчков // Методы менеджмента качества. - 2007. - №3. - С. 8-11.
15. Гиляровская, Л.Т. Факторный анализ показателей рентабельности активов коммерческих организаций / Л.Т. Гиляровская, А.В. Соболев // Аудит и финансовый анализ. - 2009. - №4. - С.41-44.
16. Грищенко, О.В. Анализ и диагностика финансово - хозяйственной деятельности предприятия / О.В. Грищенко. - Таганрог: ТГРТУ, 2006. - 350 с.
17. Дроздецкий, А.Ю. Методы пропаганды / А.Ю. Дроздецкий // Маркетинг в России и за рубежом. - 2002. - №7. - С. 18-19.
18. Зиннуров, У.Г. Стратегическое маркетинговое планирование и управление на предприятии / У.Г. Зиннуров. - Уфа: УГАТУ 1999. - 280 с.
19. Коновалова, Г.И. Система интегрированного управления затратами как основа повышения конкурентоспособности предприятия / Г.И. Коновалова // Вестник БГТУ. - 2006. - № 4. - С.31-32.
20. Котлер, Ф. Маркетинг Менеджмент / Ф.Котлер. - СП-б.: Питер, 2005. - 630с.
21. Красуля, С. Особенности коммуникаций при формировании имиджа / С.Красуля // Финансовый директор. - 2005. - №8. - С. 7-9.
22. Криворотов, В.В. Принципы и факторы построения системы показателей конкурентоспособности предприятия / В.В. Криворотов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2008. - №1. - С.29-31.
Лист
Изм Лист № докум. Подпись Дата
23. Кротков, А.М. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки / А.М. Кротков // Менеджмент в Росси и за рубежом. -2007. -№ 6. - С.42-45.
24. Ламбен, Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива / Жан - Жак Ламбен; пер. с фр. - СПб.: Наука, 2006. - 630 с.
25. Лифиц, И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг / И.М. Лифсиц. - М.: Юрайт-М, 2001. - 523 с.
26. Моисеева, Н.К. Международный маркетинг: Учебное пособие / Н.К. Моисеева. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2008.
27. Портер, Майкл Э. Конкуренция / Майкл Э. Портер; пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. - 610 с.
28. Рублевская, Ю.В. Моделирование бизнеса в интернет-среде / Ю.В. Рублевская, Е.В. Попов // Менеджмент в России и за рубежом. -2007. -№2. - С.18-22.
29. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник /
28. Липатова, Л.П. Популярность напитков: спрос и предложение / Л.П. Липатова, М.И. Кузьмин, Ф.Ф. Смелянский //
Пиво и напитки. - 2014. - № 2. - С. 6-8.
29. http://www.newsru.com/finance/24aug2007/beer.html
30. Рубцов, А.Б. Независимый пивоваренный бизнес России - есть ли такой бизнес и где же свет в конце туннеля?
/А.Б. Рубцов // Пиво и напитки. - 2013. - № 3. - С.6-7.
31. Позняковский, В.М. Системный анализ российского рынка пива для обоснования целесообразности категориза¬
ции его торгового предложения / В.М. Позняковский, К.В. Киселев, А.А. Казанцев, О.В. Коркачева // Пиво и напитки. - 2012. - № 6. - С.4-8.
32. Казанцев, А.А. Пиво как разумная альтернатива водок в национальной модели алкогольного рынка / А.А. Казанцев,
К.В. Киселев, О.В. Коркачева // Пиво и напитки. - 2012. - № 5. - С.10-12.
33. Ермолаева, Г.А. Эффективность развития предприятий пивоваренной отрасли /Г.А. Ермолаева // Пиво и напитки, 2012. - № 3. - С.18-22.
34. Киселева, Т.Ф. Структура регионального рынка бутилированного пива / Т.Ф. Киселева, Е.И. Мазанько, В.В. Никитас,
О.В. Коркачева // Пиво и напитки, 2008. - № 5. - С.8-10