ВЗАИМОСВЯЗЬ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты формирования лексической стороны речи у детей с ОНР.
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием
речи 7
1.2. Содержание и организация коррекционно-педагогической работы логопеда и воспитателя логопедической группы ДОУ по формированию
словаря у детей с ОНР 16
Выводы по I главе 24
Глава II. Экспериментальное исследование лексической стороны речи у детей с ОНР.
2.1. Организация и методика эксперимента 26
2.2. Результаты констатирующего этапа эксперимента 29
Выводы по II главе 34
Глава III. Экспериментальная работа по формированию словаря у
дошкольников с общим недоразвитием речи
3.1. Программа совместной работы логопеда и воспитателя по
формированию словаря у детей с ОНР 35
3.2. Анализ результатов контрольного этапа эксперимента 36
Выводы по III главе 43
Заключение 45
Список использованной литературы
Глава I. Теоретические аспекты формирования лексической стороны речи у детей с ОНР.
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием
речи 7
1.2. Содержание и организация коррекционно-педагогической работы логопеда и воспитателя логопедической группы ДОУ по формированию
словаря у детей с ОНР 16
Выводы по I главе 24
Глава II. Экспериментальное исследование лексической стороны речи у детей с ОНР.
2.1. Организация и методика эксперимента 26
2.2. Результаты констатирующего этапа эксперимента 29
Выводы по II главе 34
Глава III. Экспериментальная работа по формированию словаря у
дошкольников с общим недоразвитием речи
3.1. Программа совместной работы логопеда и воспитателя по
формированию словаря у детей с ОНР 35
3.2. Анализ результатов контрольного этапа эксперимента 36
Выводы по III главе 43
Заключение 45
Список использованной литературы
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью теснейшего взаимодействия воспитателя и логопеда в определении и обосновании современных педагогических методов и приемов в работе с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР), имеющими нарушения лексической стороны речи. Современные учебные заведения (лицеи, центры образования, гимназии) предъявляют повышенные требования к подготовке детей в дошкольных учебных заведениях, что с особенной остротой ставит вопрос о пересмотре методов подготовки детей в специальных коррекционных детских садах.
По мнению Л.С. Выготского, речь - это важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Он неоднократно указывал на огромное значение речи для развития мышления и формирования личности. Он писал, что в основе накопления культурного опыта ребенка лежит процесс развития речи.
Речевые нарушения могут затрагивать все стороны речи: звуковую (произносительную), фонематическую (смыслоразличительную), лексику, грамматический строй. Следует различать патологические речевые нарушения и возможные речевые отклонения от нормы, вызванные возрастными особенностями формирования речи или условиями внешней среды (некоторые речевые особенности родителей, двуязычие в семье, диалектизмы, безграмотность). Для искоренения речевого нарушения необходима специально организованная коррекционная работа. Помимо коррекции речи, у детей логопедической группы развивают внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику, обучают счету и письму.
Общее недоразвитие речи - системное речевое нарушение, затрагивающее фонетико-фонематическую, грамматическую, лексическую
стороны речи. Дети с общим недоразвитием речи часто имеют специфические особенности общего психического развития и формирования личности. У этой категории детей могут возникать различного рода декомпенсации в виде обострения заболеваний, неадекватного поведения и другие нарушения в ответ на психические и эмоциональные перегрузки. В условиях массовых дошкольных учреждений и в логопедических группах, сложившаяся ситуация требует новых, в том числе нетрадиционных решений, которые не только не ослабят их психо-физическое здоровье, а будут способствовать его повышению. Это становится необходимым в нахождении качественно новых путей решения задач по оптимизации педагогического процесса с учетом имеющегося речевого нарушения.
Лексическая сторона - важнейшая составляющая часть речевого развития ребенка-дошкольника. Работа над расширением словаря - обязательная часть логопедической работы с детьми с ОНР. Анализ литературных источников свидетельствует о том, что вопрос активизации словарного запаса дошкольников вызывает большой интерес у исследователей в различных областях научного познания. Так О. С. Ушакова [3] рассматривает развитие речи у детей в норме поэтапно, разработав программу развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. Н. С. Жукова[12], Л. Н. Ефименкова [11], С. Н. Сазонова [33] рассматривали вопрос формирования словаря у детей с общим недоразвитием речи.
Расширение пассивного и активного словаря ребенка наиболее эффективно происходит в том случае, если коррекционно-развивающую работу включаются другие субъекты образовательного процесса - родители, педагоги дополнительного образования, воспитатели. Необходимость кооперации в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи признается как учеными теоретиками, так и практиками. На наш взгляд, методических разработок, в которых специально рассматриваются вопросы совместной работы логопеда и воспитателя логопедической группы при достижении конкретных логопедических целей, явно недостаточно. Это определило актуальность темы нашего проекта.
Цель работы - разработать программу совместной деятельности логопеда и воспитателя по развитию лексической стороны речи у детей с ОНР III уровня и осуществить её экспериментальную апробацию.
Объектом данного исследования является лексическая сторона речи при ОНР III уровня.
Предмет исследования - развитие лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня в ходе совместной работы логопеда и воспитателя.
Гипотезой исследования является предположение о том, что организация совместной работы педагога и воспитателя в процессе устранения лексико-грамматического недоразвития позволит увеличить эффективность педагогического воздействия и оптимизировать коррекционный процесс в целом.
Для подтверждения гипотезы были поставлены задачи:
1. Изучение специальной литературы по коррекции лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2. Диагностирование особенностей лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи.
3. Разработка и реализация программы совместной коррекционно-развивающей работы логопеда и воспитателя по развитию лексической стороны речи дошкольников при ОНР III уровня.
4. Оценка динамики развития лексической стороны речи у детей с ОНР как показателя эффективности программы совместной работы логопеда и воспитателя.
Методологической базой нашего исследования послужили работы Р. Е. Левиной [25], А. Куссмауля, разработавших классификации речевых нарушений; работы Т. Б. Филичевой, Н. А. Чавелевой, Г. В. Чиркиной [31], Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой [18], И. А. Смирновой, Л. В. Лопатиной, В.
Н. Макаровой, Е. А. Ставцевой [15], В. И. Яшиной, Т. А. Ткаченко[35], В. В. Юртайкин, В. П. Балобанова[1], описавших речевые особенности детей с ОНР; исследования С. Н. Шаховской [49], В. К. Воробьевой, Б. М. Гриншпуна, В. А. Ковшикова, И. Ю. Кондратенко [16], Н. С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, [12], М. М. Алексеева[14], А. М. Бородич [2], изучавших психологические характеристики детей с общим недоразвитием речи.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: объем работы 51 страница. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, насчитывающих 58 источников, приложения. Работа иллюстрирована 6 таблицами и 2 рисунками.
Методы: изучение и анализ литературы по данной проблеме, беседа с детьми и их родителями, психолого-педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных.
Практическое значение заключается в разработке и апробации программы взаимодействия воспитателя и логопеда через комплексы коррекционно-развивающих игр и психолого-педагогических рекомендаций, направленных на коррекцию речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и активизацию их словарного запаса.
По мнению Л.С. Выготского, речь - это важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Он неоднократно указывал на огромное значение речи для развития мышления и формирования личности. Он писал, что в основе накопления культурного опыта ребенка лежит процесс развития речи.
Речевые нарушения могут затрагивать все стороны речи: звуковую (произносительную), фонематическую (смыслоразличительную), лексику, грамматический строй. Следует различать патологические речевые нарушения и возможные речевые отклонения от нормы, вызванные возрастными особенностями формирования речи или условиями внешней среды (некоторые речевые особенности родителей, двуязычие в семье, диалектизмы, безграмотность). Для искоренения речевого нарушения необходима специально организованная коррекционная работа. Помимо коррекции речи, у детей логопедической группы развивают внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику, обучают счету и письму.
Общее недоразвитие речи - системное речевое нарушение, затрагивающее фонетико-фонематическую, грамматическую, лексическую
стороны речи. Дети с общим недоразвитием речи часто имеют специфические особенности общего психического развития и формирования личности. У этой категории детей могут возникать различного рода декомпенсации в виде обострения заболеваний, неадекватного поведения и другие нарушения в ответ на психические и эмоциональные перегрузки. В условиях массовых дошкольных учреждений и в логопедических группах, сложившаяся ситуация требует новых, в том числе нетрадиционных решений, которые не только не ослабят их психо-физическое здоровье, а будут способствовать его повышению. Это становится необходимым в нахождении качественно новых путей решения задач по оптимизации педагогического процесса с учетом имеющегося речевого нарушения.
Лексическая сторона - важнейшая составляющая часть речевого развития ребенка-дошкольника. Работа над расширением словаря - обязательная часть логопедической работы с детьми с ОНР. Анализ литературных источников свидетельствует о том, что вопрос активизации словарного запаса дошкольников вызывает большой интерес у исследователей в различных областях научного познания. Так О. С. Ушакова [3] рассматривает развитие речи у детей в норме поэтапно, разработав программу развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. Н. С. Жукова[12], Л. Н. Ефименкова [11], С. Н. Сазонова [33] рассматривали вопрос формирования словаря у детей с общим недоразвитием речи.
Расширение пассивного и активного словаря ребенка наиболее эффективно происходит в том случае, если коррекционно-развивающую работу включаются другие субъекты образовательного процесса - родители, педагоги дополнительного образования, воспитатели. Необходимость кооперации в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи признается как учеными теоретиками, так и практиками. На наш взгляд, методических разработок, в которых специально рассматриваются вопросы совместной работы логопеда и воспитателя логопедической группы при достижении конкретных логопедических целей, явно недостаточно. Это определило актуальность темы нашего проекта.
Цель работы - разработать программу совместной деятельности логопеда и воспитателя по развитию лексической стороны речи у детей с ОНР III уровня и осуществить её экспериментальную апробацию.
Объектом данного исследования является лексическая сторона речи при ОНР III уровня.
Предмет исследования - развитие лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня в ходе совместной работы логопеда и воспитателя.
Гипотезой исследования является предположение о том, что организация совместной работы педагога и воспитателя в процессе устранения лексико-грамматического недоразвития позволит увеличить эффективность педагогического воздействия и оптимизировать коррекционный процесс в целом.
Для подтверждения гипотезы были поставлены задачи:
1. Изучение специальной литературы по коррекции лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2. Диагностирование особенностей лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи.
3. Разработка и реализация программы совместной коррекционно-развивающей работы логопеда и воспитателя по развитию лексической стороны речи дошкольников при ОНР III уровня.
4. Оценка динамики развития лексической стороны речи у детей с ОНР как показателя эффективности программы совместной работы логопеда и воспитателя.
Методологической базой нашего исследования послужили работы Р. Е. Левиной [25], А. Куссмауля, разработавших классификации речевых нарушений; работы Т. Б. Филичевой, Н. А. Чавелевой, Г. В. Чиркиной [31], Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой [18], И. А. Смирновой, Л. В. Лопатиной, В.
Н. Макаровой, Е. А. Ставцевой [15], В. И. Яшиной, Т. А. Ткаченко[35], В. В. Юртайкин, В. П. Балобанова[1], описавших речевые особенности детей с ОНР; исследования С. Н. Шаховской [49], В. К. Воробьевой, Б. М. Гриншпуна, В. А. Ковшикова, И. Ю. Кондратенко [16], Н. С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, [12], М. М. Алексеева[14], А. М. Бородич [2], изучавших психологические характеристики детей с общим недоразвитием речи.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: объем работы 51 страница. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, насчитывающих 58 источников, приложения. Работа иллюстрирована 6 таблицами и 2 рисунками.
Методы: изучение и анализ литературы по данной проблеме, беседа с детьми и их родителями, психолого-педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных.
Практическое значение заключается в разработке и апробации программы взаимодействия воспитателя и логопеда через комплексы коррекционно-развивающих игр и психолого-педагогических рекомендаций, направленных на коррекцию речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и активизацию их словарного запаса.
Анализ педагогической и психологической литературы по проблеме изучения лексического словарного запаса показал, что в настоящее время исследование лексического запаса у детей с общим недоразвитием речи привлекает внимание многих специалистов.
Дети с общим недоразвитием речи отстают в развитии словарного запаса: отмечаются трудности понимания значений слов, трудности
актуализации словаря, речевые ошибки, не умение подбирать однокоренные слова, антонимы и синонимы, не умение группировать слова по определенному признаку и проч.
В коррекционном процессе важную роль играет не только учитель- логопед, но и воспитатели логопедической группы, поэтому возникает необходимость разработки программы взаимодействия логопеда и воспитателей в ДОУ.
С целью выявления состояния активного словаря была использована методика исследования Т. Б. Филичевой, Н. А. Чавелевой, Г. В. Чиркиной. Исследование показало, что у дошкольников с ОНР недостаточная сформированность лексики проявляется в ограниченности объема активного и пассивного словаря, в трудностях группировки прилагательных на основе семантических признаков, в нарушении синонимических и антонимических отношений, при этом более страдают отношения синонимами. Дети не могут подобрать слова, близкие по значению и часто отказываются от выполнения задания, не знают обобщающих слов, не подбирают однокоренные слова.
Мы выяснили, что для детей с общим недоразвитием речи 3 уровня характерно расхождение в объеме активного и пассивного словаря, дети не актуализируют слова, имеющиеся в пассиве, у большинства детей отмечается низкий уровень развития, дети не точно называют слова, путаются в названиях, не умеют выделять существенные признаки, дифференцировать качества предметов, употребляют только те глаголы, обозначающие действия, с которыми дети сталкиваются ежедневно
Нами была разработана и апробирована специальная программа взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя по работе над лексическим запасом детей с общим недоразвитием речи.
Логопедическая работа по формированию лексического запаса была направлена:
- На расширение объема словаря
- На перевод слов из пассивного в активный словарь.
- На расширение представлений об окружающей действительности,
- На формирование познавательной деятельности;
- На совершенствование процессов поиска слова,
- На уточнение и развитие значений слов;
- На активизацию словаря,
Благодаря данной работе, гипотеза о том, что организация совместной работы логопеда и воспитателя в процессе устранения лексического недоразвития позволит увеличить эффективность педагогического воздействия и оптимизировать коррекционный процесс, в целом подтвердилась.
Данная в этой работе программа по развитию лексического строя детей, как метода взаимодействия логопеда и воспитателя в детском дошкольном учреждении, в процессе фронтальных занятий с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, прошли практическую проверку, которая подтвердила ее эффективность. Это свидетельствует о том, что цель и задачи, поставленные перед исследованием, достигнуты.
Мы полагаем, что предложенная нами работа по развитию лексики с детьми с общим недоразвитием речи, поможет как родителям, так и педагогам детских дошкольных образовательных учреждений.
Дети с общим недоразвитием речи отстают в развитии словарного запаса: отмечаются трудности понимания значений слов, трудности
актуализации словаря, речевые ошибки, не умение подбирать однокоренные слова, антонимы и синонимы, не умение группировать слова по определенному признаку и проч.
В коррекционном процессе важную роль играет не только учитель- логопед, но и воспитатели логопедической группы, поэтому возникает необходимость разработки программы взаимодействия логопеда и воспитателей в ДОУ.
С целью выявления состояния активного словаря была использована методика исследования Т. Б. Филичевой, Н. А. Чавелевой, Г. В. Чиркиной. Исследование показало, что у дошкольников с ОНР недостаточная сформированность лексики проявляется в ограниченности объема активного и пассивного словаря, в трудностях группировки прилагательных на основе семантических признаков, в нарушении синонимических и антонимических отношений, при этом более страдают отношения синонимами. Дети не могут подобрать слова, близкие по значению и часто отказываются от выполнения задания, не знают обобщающих слов, не подбирают однокоренные слова.
Мы выяснили, что для детей с общим недоразвитием речи 3 уровня характерно расхождение в объеме активного и пассивного словаря, дети не актуализируют слова, имеющиеся в пассиве, у большинства детей отмечается низкий уровень развития, дети не точно называют слова, путаются в названиях, не умеют выделять существенные признаки, дифференцировать качества предметов, употребляют только те глаголы, обозначающие действия, с которыми дети сталкиваются ежедневно
Нами была разработана и апробирована специальная программа взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя по работе над лексическим запасом детей с общим недоразвитием речи.
Логопедическая работа по формированию лексического запаса была направлена:
- На расширение объема словаря
- На перевод слов из пассивного в активный словарь.
- На расширение представлений об окружающей действительности,
- На формирование познавательной деятельности;
- На совершенствование процессов поиска слова,
- На уточнение и развитие значений слов;
- На активизацию словаря,
Благодаря данной работе, гипотеза о том, что организация совместной работы логопеда и воспитателя в процессе устранения лексического недоразвития позволит увеличить эффективность педагогического воздействия и оптимизировать коррекционный процесс, в целом подтвердилась.
Данная в этой работе программа по развитию лексического строя детей, как метода взаимодействия логопеда и воспитателя в детском дошкольном учреждении, в процессе фронтальных занятий с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, прошли практическую проверку, которая подтвердила ее эффективность. Это свидетельствует о том, что цель и задачи, поставленные перед исследованием, достигнуты.
Мы полагаем, что предложенная нами работа по развитию лексики с детьми с общим недоразвитием речи, поможет как родителям, так и педагогам детских дошкольных образовательных учреждений.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У
ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОБУЧЕНИЕ СОСТАВЛЕНИЮ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭТИКЕТНОГО ОБЩЕНИЯ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА
ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2018 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ СОСТАВЛЕНИЮ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - Организация деятельности педагога по формированию звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ РАССКАЗОВ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2015 - Логопедическая работа по составлению описательных рассказов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2022 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ ПРЕДМЕТНОГО СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



