ВЗАИМОСВЯЗЬ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С
ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ДОШКОЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты формирования лексической стороны речи у детей с ОНР.
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием
речи 7
1.2. Содержание и организация коррекционно-педагогической работы логопеда и воспитателя логопедической группы ДОУ по формированию
словаря у детей с ОНР 16
Выводы по I главе 24
Глава II. Экспериментальное исследование лексической стороны речи у детей с ОНР.
2.1. Организация и методика эксперимента 26
2.2. Результаты констатирующего этапа эксперимента 29
Выводы по II главе 34
Глава III. Экспериментальная работа по формированию словаря у
дошкольников с общим недоразвитием речи
3.1. Программа совместной работы логопеда и воспитателя по
формированию словаря у детей с ОНР 35
3.2. Анализ результатов контрольного этапа эксперимента 36
Выводы по III главе 43
Заключение 45
Список использованной литературы
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью теснейшего взаимодействия воспитателя и логопеда в определении и обосновании современных педагогических методов и приемов в работе с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР), имеющими нарушения лексической стороны речи. Современные учебные заведения (лицеи, центры образования, гимназии) предъявляют повышенные требования к подготовке детей в дошкольных учебных заведениях, что с особенной остротой ставит вопрос о пересмотре методов подготовки детей в специальных коррекционных детских садах.
По мнению Л.С. Выготского, речь - это важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Он неоднократно указывал на огромное значение речи для развития мышления и формирования личности. Он писал, что в основе накопления культурного опыта ребенка лежит процесс развития речи.
Речевые нарушения могут затрагивать все стороны речи: звуковую (произносительную), фонематическую (смыслоразличительную), лексику, грамматический строй. Следует различать патологические речевые нарушения и возможные речевые отклонения от нормы, вызванные возрастными особенностями формирования речи или условиями внешней среды (некоторые речевые особенности родителей, двуязычие в семье, диалектизмы, безграмотность). Для искоренения речевого нарушения необходима специально организованная коррекционная работа. Помимо коррекции речи, у детей логопедической группы развивают внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику, обучают счету и письму.
Общее недоразвитие речи - системное речевое нарушение, затрагивающее фонетико-фонематическую, грамматическую, лексическую
стороны речи. Дети с общим недоразвитием речи часто имеют специфические особенности общего психического развития и формирования личности. У этой категории детей могут возникать различного рода декомпенсации в виде обострения заболеваний, неадекватного поведения и другие нарушения в ответ на психические и эмоциональные перегрузки. В условиях массовых дошкольных учреждений и в логопедических группах, сложившаяся ситуация требует новых, в том числе нетрадиционных решений, которые не только не ослабят их психо-физическое здоровье, а будут способствовать его повышению. Это становится необходимым в нахождении качественно новых путей решения задач по оптимизации педагогического процесса с учетом имеющегося речевого нарушения.
Лексическая сторона - важнейшая составляющая часть речевого развития ребенка-дошкольника. Работа над расширением словаря - обязательная часть логопедической работы с детьми с ОНР. Анализ литературных источников свидетельствует о том, что вопрос активизации словарного запаса дошкольников вызывает большой интерес у исследователей в различных областях научного познания. Так О. С. Ушакова [3] рассматривает развитие речи у детей в норме поэтапно, разработав программу развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. Н. С. Жукова[12], Л. Н. Ефименкова [11], С. Н. Сазонова [33] рассматривали вопрос формирования словаря у детей с общим недоразвитием речи.
Расширение пассивного и активного словаря ребенка наиболее эффективно происходит в том случае, если коррекционно-развивающую работу включаются другие субъекты образовательного процесса - родители, педагоги дополнительного образования, воспитатели. Необходимость кооперации в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи признается как учеными теоретиками, так и практиками. На наш взгляд, методических разработок, в которых специально рассматриваются вопросы совместной работы логопеда и воспитателя логопедической группы при достижении конкретных логопедических целей, явно недостаточно. Это определило актуальность темы нашего проекта.
Цель работы - разработать программу совместной деятельности логопеда и воспитателя по развитию лексической стороны речи у детей с ОНР III уровня и осуществить её экспериментальную апробацию.
Объектом данного исследования является лексическая сторона речи при ОНР III уровня.
Предмет исследования - развитие лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня в ходе совместной работы логопеда и воспитателя.
Гипотезой исследования является предположение о том, что организация совместной работы педагога и воспитателя в процессе устранения лексико-грамматического недоразвития позволит увеличить эффективность педагогического воздействия и оптимизировать коррекционный процесс в целом.
Для подтверждения гипотезы были поставлены задачи:
1. Изучение специальной литературы по коррекции лексической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2. Диагностирование особенностей лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи.
3. Разработка и реализация программы совместной коррекционно-развивающей работы логопеда и воспитателя по развитию лексической стороны речи дошкольников при ОНР III уровня.
4. Оценка динамики развития лексической стороны речи у детей с ОНР как показателя эффективности программы совместной работы логопеда и воспитателя.
Методологической базой нашего исследования послужили работы Р. Е. Левиной [25], А. Куссмауля, разработавших классификации речевых нарушений; работы Т. Б. Филичевой, Н. А. Чавелевой, Г. В. Чиркиной [31], Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой [18], И. А. Смирновой, Л. В. Лопатиной, В.
Н. Макаровой, Е. А. Ставцевой [15], В. И. Яшиной, Т. А. Ткаченко[35], В. В. Юртайкин, В. П. Балобанова[1], описавших речевые особенности детей с ОНР; исследования С. Н. Шаховской [49], В. К. Воробьевой, Б. М. Гриншпуна, В. А. Ковшикова, И. Ю. Кондратенко [16], Н. С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, [12], М. М. Алексеева[14], А. М. Бородич [2], изучавших психологические характеристики детей с общим недоразвитием речи.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: объем работы 51 страница. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, насчитывающих 58 источников, приложения. Работа иллюстрирована 6 таблицами и 2 рисунками.
Методы: изучение и анализ литературы по данной проблеме, беседа с детьми и их родителями, психолого-педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных.
Практическое значение заключается в разработке и апробации программы взаимодействия воспитателя и логопеда через комплексы коррекционно-развивающих игр и психолого-педагогических рекомендаций, направленных на коррекцию речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и активизацию их словарного запаса.
Анализ педагогической и психологической литературы по проблеме изучения лексического словарного запаса показал, что в настоящее время исследование лексического запаса у детей с общим недоразвитием речи привлекает внимание многих специалистов.
Дети с общим недоразвитием речи отстают в развитии словарного запаса: отмечаются трудности понимания значений слов, трудности
актуализации словаря, речевые ошибки, не умение подбирать однокоренные слова, антонимы и синонимы, не умение группировать слова по определенному признаку и проч.
В коррекционном процессе важную роль играет не только учитель- логопед, но и воспитатели логопедической группы, поэтому возникает необходимость разработки программы взаимодействия логопеда и воспитателей в ДОУ.
С целью выявления состояния активного словаря была использована методика исследования Т. Б. Филичевой, Н. А. Чавелевой, Г. В. Чиркиной. Исследование показало, что у дошкольников с ОНР недостаточная сформированность лексики проявляется в ограниченности объема активного и пассивного словаря, в трудностях группировки прилагательных на основе семантических признаков, в нарушении синонимических и антонимических отношений, при этом более страдают отношения синонимами. Дети не могут подобрать слова, близкие по значению и часто отказываются от выполнения задания, не знают обобщающих слов, не подбирают однокоренные слова.
Мы выяснили, что для детей с общим недоразвитием речи 3 уровня характерно расхождение в объеме активного и пассивного словаря, дети не актуализируют слова, имеющиеся в пассиве, у большинства детей отмечается низкий уровень развития, дети не точно называют слова, путаются в названиях, не умеют выделять существенные признаки, дифференцировать качества предметов, употребляют только те глаголы, обозначающие действия, с которыми дети сталкиваются ежедневно
Нами была разработана и апробирована специальная программа взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя по работе над лексическим запасом детей с общим недоразвитием речи.
Логопедическая работа по формированию лексического запаса была направлена:
- На расширение объема словаря
- На перевод слов из пассивного в активный словарь.
- На расширение представлений об окружающей действительности,
- На формирование познавательной деятельности;
- На совершенствование процессов поиска слова,
- На уточнение и развитие значений слов;
- На активизацию словаря,
Благодаря данной работе, гипотеза о том, что организация совместной работы логопеда и воспитателя в процессе устранения лексического недоразвития позволит увеличить эффективность педагогического воздействия и оптимизировать коррекционный процесс, в целом подтвердилась.
Данная в этой работе программа по развитию лексического строя детей, как метода взаимодействия логопеда и воспитателя в детском дошкольном учреждении, в процессе фронтальных занятий с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, прошли практическую проверку, которая подтвердила ее эффективность. Это свидетельствует о том, что цель и задачи, поставленные перед исследованием, достигнуты.
Мы полагаем, что предложенная нами работа по развитию лексики с детьми с общим недоразвитием речи, поможет как родителям, так и педагогам детских дошкольных образовательных учреждений.
1. Антипова Ж.В. Формирование словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи. / Ж.В. Антипова, - Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1998. - 234с.
2. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г.А. Волкова -СПб.: Детство-Пресс, 2006.- 114 с.
3. Волкова Г.А., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Логопедия: Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. Вузов Книга 5, ФФН, ОНР. Владос, 2007.
4. Гадасина Л.Я. Логопедическая занятия с детьми 6-7 лет. / Л.Я. Гадасмна, О.Г. Ивановская -СПб.: КАРО, 2004.- 176 с.
5. Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у детей и взрослых: / Н.А. Гегелия.- М.: ВЛАДОС, 2001.- 240 с.
6. Гончарова В.А. Общие и специфические особенности формирования лексики у дошкольников с различными нарушениями речи. / В.А. Гончарова, Автореф. дис. канд. пед. наук. -СПб., 2002. - 345с.
7. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования / О.Е. Грибова. - М.: Айрис-пресс, 2005.
8. Громова О. Е. Методика формирования начального детского лексикона / О.Е. Громова - М.: Сфера, 2003.
9. Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. Ребенок плохо говорит. Почему? Что делать? - М.: ГНОМ и Д, 2007.- 64 с.
10. Еремина В.Н.Обогащение и развитие лексики старших дошкольников с общим недоразвитием речи / В.Н. Еремина. - Рязань, 2001. - 122с.
11. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова. -М: Просвещение, 1981. - 101с.
12. Жукова Н. С. Мастюкова Е, М, Филичева Т, Б, Преодоление недоразвития речи у дошкольников. 1990 .
13. Зикеев А.Г. Специальная педагогика: Развитие речи учащихся. Учебное пособие - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2005.- 200 с.
14. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.- М.: Владос, 2008.- 276 с.
15. Исаева Т. И. Особенности формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на логопедических занятиях// Школьный логопед. - 2006. - №4. - с.17-30
16. Кондратенко И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи. -СПб.,2006.
17. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. / Под ред. Гаркуша Ю.Ф. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2007.- 128 с.
18. Коррекция нарушений речи у дошкольников. Часть 1: организационные вопросы программно-методического обеспечения. / Под ред. Сековец Л.С. - М.: АРКТИ, 2005.- 245 с.
19. Корягина Е.О связи моторного, психического и речевого развития ребенка с общим недоразвитием речи./ Е. Корягина, И Парфененкова // Дошкольное воспитание. - 2014. - №7. С.54-66.
20. Лалаева Р. И. Серебрякова Н.В, Коррекция общего недоразвития речи - СПб., 2006 .
21. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб., 1999.
22. Лалаева Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи. - СПб, 2006.
23. Левина Р. Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. - М. 1961..
24. Левина Р. Е. Воспитание правильной речи у детей. - М: Просвещение, 1980.-32 с.
25. Левина Р.Е., Никашина Н. А. Характеристика общего недоразвития речи // Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р. Е. Левиной.. - М., 1968.
26. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой и С. Н. Шаховской. - М., 2003.
27. Макаренкова Е. М. Мы раскрасим этот мир. Занятие для детей 5-8 лет с ОНР/Е. М. Макаренкова, Д. Ю. Куликова, Е. М. Тупицына // Дошкольное воспитание. - 2015. - №1. С.84-89.
28. Микляева Н. В. Изменение родительских установок на процесс коррекционно- развивающей работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи / Н. В. Микляева // Логопедия .- 2008. № 5. - С.119-123.
29. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи(с 4 до 7 лет).-СПб.: Детство-Пресс, 2007.- 344 с.
30. Подготовка к школе дошкольников с общим недоразвитием речи// Под ред. Т. В. Волосовец. - М., 2004.
31. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под ред. Т. В. Волосовец. М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002. - 256 с.
32. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. / Под ред. Гаркуши Ю.Ф. - 2-е изд., испр. - М.: МПСИ, 2003.-288 с.
33. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи.- М.: Академия, 2007.- 144 с.
34. Степанова О. А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. М.: ТЦ Сфера, 2003. - 112 с.
35. Ткаченко Т. А. Комплексная система коррекции общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Книголюб, 2007
36. Ткаченко Т. А. Лексико-грамматические представления. Формирование и развитие. Учебно-методический комплект «Обновление» М.: 2007.
37. Ткаченко Т. А. Обогащаем словарный запас. Рабочая тетрадь. 2008.
38. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. - М.: Профессиональное образование, 1993. - 232с.
39. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М., 1989.
40. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 2005.
41. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей»// «Программы ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями речи», Просвещение, 2008.
42. Филичева Т.Б., Туманова Т. В., Чиркина Г.В. «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста в общим недоразвитии речи». Программно¬методические рекомендации. М.: Дрофа, 2009.
43. Серебрякова Н.В. Формирование лексики у дошкольников со стертой дизартрией.: монография - СПб.: НАУКА- ПИТЕР 2006.
44. Соловьева Л. Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи// Дефектология 1996. №1 С. 62-69.
45. Филичева Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Филичева Т.Б., Т.В Туманова - М., 1999.
46. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. - М.: АРКТИ, 2010. - 440 с.
47. Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие. - М.: Айрис-Пресс, 2007.- 224 с.
48. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений. -М., 2003.
49. Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи// Психолингвистика и современная логопедия / С.Н, Шаховская /Под редакцией Л. Б. Халиловой- М., 1997.
50. Яшина В.И. и др. Теория и методика развития речи у детей.- М.: Академия, 2006.- 192 с.
51. http://www.newreferat.com/ref-47700-2.html
52. http://www.refsru.com/referat-28378-2.html
53. http: //www.maam.ru/detskij sad/u-reb-nka-onr-chto-yeto-takoe. html
54. http: //www.reacenter. ru/info/onr-lechenie/
55. http: //www.studfiles. ru/preview/3559496/
56. http://www.eduinterest.ru/deceds-518-8.html
57. http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/05/07/vzaimodeystvie- uchitelya-logopeda-i-vospitatelya-v-korrektsii-onr
58. http: //www.ryabinka7 3. narod.ru/reachdetei/REACHDETEI.html