ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования УУД у детей младшего школьного возраста 7
1.1. Сущность понятия, функции и виды универсальных учебных действий .. 7
1.2 Формирование УУД в современной информационно образовательной
среде 18
1.3 Сравнительный анализ интерактивных образовательных платформ 26
Выводы по первой главе 36
Глава 2. Формирование предметных УУД у младших школьников по математике с использованием образовательной платформы 38
2.1 Диагностика уровня сформированности предметных УУД у младших школьников по математике 38
2.2. Формирование предметных УУД у младших школьников с
использованием образовательной платформы 42
2.3 Анализ результатов формирования предметных УУД по математике у
младших школьников с использованием образовательной платформы 63
Выводы по второй главе 69
Заключение 72
Список литературы и интернет-ресурсов 74
Глава 1. Теоретические аспекты формирования УУД у детей младшего школьного возраста 7
1.1. Сущность понятия, функции и виды универсальных учебных действий .. 7
1.2 Формирование УУД в современной информационно образовательной
среде 18
1.3 Сравнительный анализ интерактивных образовательных платформ 26
Выводы по первой главе 36
Глава 2. Формирование предметных УУД у младших школьников по математике с использованием образовательной платформы 38
2.1 Диагностика уровня сформированности предметных УУД у младших школьников по математике 38
2.2. Формирование предметных УУД у младших школьников с
использованием образовательной платформы 42
2.3 Анализ результатов формирования предметных УУД по математике у
младших школьников с использованием образовательной платформы 63
Выводы по второй главе 69
Заключение 72
Список литературы и интернет-ресурсов 74
Современное массовое, всеобщее образование — это организация обучения в условиях применения технологических подходов (технологий), с целью обеспечения равных возможностей получения образовательного результата для всех обучаемых. Проблемы качества образования и общественных отношений актуальны в переломные моменты изменений жизни социума, в возникающих кризисных ситуациях перемен. Новое разрушает традиционные и устоявшиеся формы жизни, обуславливает необходимость смены способов деятельности, как во всех социальных сферах, так и в образовании, включая и комплекс общественных отношений.
Образование во все времена (эпохи) было, есть и будет подлинным капиталом и главным ресурсом развития общества, что актуализирует потребность переосмысления его ценности. В изначальном смысле понятие «образования» означает обретение взрослеющим человеком образа мира и его места в нем. Стремительная изменчивость современного мира, его динамизм определяют социальный заказ к образованию и ориентируют деятельность педагога на развитие способности обучающихся жить и успешно функционировать в постоянно изменяющемся мире. В заключительном документе Дакарской конференции сформулировано: «Экономические, социальные и другие преобразования, захлестнувшие человечество в последние годы, потребовали пересмотра вопроса о том, какие знания, навыки и ценности необходимы для успеха в жизни. Движение породило потребность в таком обучении, которое выходит за пределы академической программы и усвоения фактов» и ориентировано «...на разрешение проблем, неограниченный поиск».
Бурное развитие коммуникационных и информационных технологий требует интерактивных и поисковых форм обучения, а ускоряющиеся темпы изменений особо подчеркивают актуальность принципа «Век живи — век учись».
В условиях глобальных перемен обществом осознана необходимость антропологической направленности в образовании, ценность которой сам человек, его нравственная позиция, многоплановая (природосообразная) деятельность, его культура, образованность, профессиональная компетентность, являющаяся основой устойчивого развития, как страны, так и всего человечества в целом. Это понимание обусловило смену приоритетов в построении содержания образования и смещение акцентов с общественной направленности на развитие личности обучающегося.
Учёные и педагоги практики осознают сложность задач,
обусловленных запросом времени на развитие операций обобщения, систематизации и перехода на более высокий уровень сложности
мыслительных задач. Многообразие концепций и техник нашло отражение в научной и методической литературе:
Воровщиков С. Г. — размышляет о сущности универсальных учебных действий и общих учебных умениях, осмысливает сходство и различие понятий. В соавторстве с Новожиловой М. М. рассматривает накопленный опыт проектной и исследовательской деятельности учащихся представленный на НПК «Думай глобально — действуй локально». Воронина Л. В. и Утюмова Е. А. рассматривают процессы развития универсальных предпосылок учебной деятельности на основе освоения алгоритмических умений. Вяткина М. Н. и Никонова Н. В., Давыдова Н. Н., Галанов А. Б. считает исследовательскую деятельность учащихся условием самореализации как условно одаренных детей, так и интеллектуально развитых.
Исходя из вышесказанного, тема нашей работы актуальна на сегодняшний день, так как новые образовательные стандарты в мире технологий указывают на формирование УУД школьников с использованием электронной образовательной среды. Методами исследования работы стали анализ, синтез, обобщение.
Таким образом, тема нашей работы: «Формирование предметных универсальных учебных действий у младших школьников на уроке математики с использованием образовательной платформы»
Объект исследования - процесс формирования предметных УУД у младших школьников на уроке математики
Предмет исследования - предметное содержание образовательной платформы (образовательная область «Математика и информатика»)
Цель исследования: выявить наиболее эффективную образовательную платформу для формирования предметных УУД у младших школьников (образовательная область «Математика и информатика»)
Гипотеза исследования составляет предположение о том, что формирование предметных УУД (образовательная область «Математика и информатика») будет наиболее эффективным, если в процессе обучения младших школьников использовать образовательную платформу.
Задачи исследования:
1) определить сущность понятия, функции и виды универсальных учебных действий;
2) изучить эффективность формирования УУД в условиях современной информационно-образовательной среды;
3) проанализировать содержание образовательных платформ для
начальной школы;
4) обосновать эффективную по содержанию образовательную платформу для формирования предметных УУД у младших школьников (образовательная область «Математика и информатика»), создать методические рекомендации для учителей и родителей по работе с данной платформой.
Методы исследования определялись целью, гипотезой и задачами решаемой проблемы. В исследовании был использован комплекс теоретических и эмпирических методов. В числе теоретических: анализ, систематизация, классификация, обобщение, сравнение; эмпирических: изучение и обобщение передового опыта, наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент.
Теоретическая значимость исследования: раскрыта сущность
формирования УУД у младших школьников на уроке математики с использованием образовательных платформ, предполагающая, что умения учиться, т.е. главного образовательного результата нового времени можно достичь при условии обучения в информационной образовательной среде, которая обеспечит информационно-методические условия реализации образовательной программы. Одними из наиболее эффективных электронных образовательных ресурсов являются образовательные платформы. С их помощью можно легко восполнить пробелы в своих знаниях.
Практическая значимость исследования: составлены технологические карты, внеурочные мероприятия, родительское собрание, методические рекомендации по работе с платформой, которые могут быть реализованы в процессе обучения младших школьников.
Решение поставленной задачи осуществлялось в 2016-2017 году. Экспериментальной базой исследования послужили: Школа №165, Школа № 81, Гимназия №122. В целом в исследование было вовлечены учащиеся 2-ых классов данных школ.
Структура выпускной квалификационной работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Объем работы 74 страницы.
Образование во все времена (эпохи) было, есть и будет подлинным капиталом и главным ресурсом развития общества, что актуализирует потребность переосмысления его ценности. В изначальном смысле понятие «образования» означает обретение взрослеющим человеком образа мира и его места в нем. Стремительная изменчивость современного мира, его динамизм определяют социальный заказ к образованию и ориентируют деятельность педагога на развитие способности обучающихся жить и успешно функционировать в постоянно изменяющемся мире. В заключительном документе Дакарской конференции сформулировано: «Экономические, социальные и другие преобразования, захлестнувшие человечество в последние годы, потребовали пересмотра вопроса о том, какие знания, навыки и ценности необходимы для успеха в жизни. Движение породило потребность в таком обучении, которое выходит за пределы академической программы и усвоения фактов» и ориентировано «...на разрешение проблем, неограниченный поиск».
Бурное развитие коммуникационных и информационных технологий требует интерактивных и поисковых форм обучения, а ускоряющиеся темпы изменений особо подчеркивают актуальность принципа «Век живи — век учись».
В условиях глобальных перемен обществом осознана необходимость антропологической направленности в образовании, ценность которой сам человек, его нравственная позиция, многоплановая (природосообразная) деятельность, его культура, образованность, профессиональная компетентность, являющаяся основой устойчивого развития, как страны, так и всего человечества в целом. Это понимание обусловило смену приоритетов в построении содержания образования и смещение акцентов с общественной направленности на развитие личности обучающегося.
Учёные и педагоги практики осознают сложность задач,
обусловленных запросом времени на развитие операций обобщения, систематизации и перехода на более высокий уровень сложности
мыслительных задач. Многообразие концепций и техник нашло отражение в научной и методической литературе:
Воровщиков С. Г. — размышляет о сущности универсальных учебных действий и общих учебных умениях, осмысливает сходство и различие понятий. В соавторстве с Новожиловой М. М. рассматривает накопленный опыт проектной и исследовательской деятельности учащихся представленный на НПК «Думай глобально — действуй локально». Воронина Л. В. и Утюмова Е. А. рассматривают процессы развития универсальных предпосылок учебной деятельности на основе освоения алгоритмических умений. Вяткина М. Н. и Никонова Н. В., Давыдова Н. Н., Галанов А. Б. считает исследовательскую деятельность учащихся условием самореализации как условно одаренных детей, так и интеллектуально развитых.
Исходя из вышесказанного, тема нашей работы актуальна на сегодняшний день, так как новые образовательные стандарты в мире технологий указывают на формирование УУД школьников с использованием электронной образовательной среды. Методами исследования работы стали анализ, синтез, обобщение.
Таким образом, тема нашей работы: «Формирование предметных универсальных учебных действий у младших школьников на уроке математики с использованием образовательной платформы»
Объект исследования - процесс формирования предметных УУД у младших школьников на уроке математики
Предмет исследования - предметное содержание образовательной платформы (образовательная область «Математика и информатика»)
Цель исследования: выявить наиболее эффективную образовательную платформу для формирования предметных УУД у младших школьников (образовательная область «Математика и информатика»)
Гипотеза исследования составляет предположение о том, что формирование предметных УУД (образовательная область «Математика и информатика») будет наиболее эффективным, если в процессе обучения младших школьников использовать образовательную платформу.
Задачи исследования:
1) определить сущность понятия, функции и виды универсальных учебных действий;
2) изучить эффективность формирования УУД в условиях современной информационно-образовательной среды;
3) проанализировать содержание образовательных платформ для
начальной школы;
4) обосновать эффективную по содержанию образовательную платформу для формирования предметных УУД у младших школьников (образовательная область «Математика и информатика»), создать методические рекомендации для учителей и родителей по работе с данной платформой.
Методы исследования определялись целью, гипотезой и задачами решаемой проблемы. В исследовании был использован комплекс теоретических и эмпирических методов. В числе теоретических: анализ, систематизация, классификация, обобщение, сравнение; эмпирических: изучение и обобщение передового опыта, наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент.
Теоретическая значимость исследования: раскрыта сущность
формирования УУД у младших школьников на уроке математики с использованием образовательных платформ, предполагающая, что умения учиться, т.е. главного образовательного результата нового времени можно достичь при условии обучения в информационной образовательной среде, которая обеспечит информационно-методические условия реализации образовательной программы. Одними из наиболее эффективных электронных образовательных ресурсов являются образовательные платформы. С их помощью можно легко восполнить пробелы в своих знаниях.
Практическая значимость исследования: составлены технологические карты, внеурочные мероприятия, родительское собрание, методические рекомендации по работе с платформой, которые могут быть реализованы в процессе обучения младших школьников.
Решение поставленной задачи осуществлялось в 2016-2017 году. Экспериментальной базой исследования послужили: Школа №165, Школа № 81, Гимназия №122. В целом в исследование было вовлечены учащиеся 2-ых классов данных школ.
Структура выпускной квалификационной работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Объем работы 74 страницы.
Главная задача российской образовательной политики — обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Задачи индивидуализации обучения, гуманистические основы учебно - воспитательного процесса в современной школе требуют в первую очередь формировать думающую личность, обладающую достаточной культурой и мышлением.
Стандарты нового поколения предполагают, что школьники должны не только приобрести сумму знаний и умений по учебным предметам, но и овладеть умениями учиться, организовывать свою деятельность, стать обладателями определённых личностных характеристик. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий и достижению образовательных результатов.
А образовательных результатов нового времени можно достичь только при условии обучения в информационной образовательной среде, которая обеспечит информационно-методические условия реализации
образовательной программы.
Информационно - образовательная среда - это информационная среда, целенаправленно создающаяся для осуществления образовательного процесса. Она охватывает информационно образовательные ресурсы, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических сред; информационные и коммуникационные технологии, система современных педагогических технологий, которые смогут обеспечить обучение в информационной образовательной среде современности.
Одним из путей формирования предметных УУД является работа с образовательными платформами. Обучающие онлайн ресурсы в наши дни -
7Ъ
это прекрасная возможность восполнить пробелы собственного образования, это помощник не только ребёнку, но и учителю, и родителю. Проанализировав известные платформы, мы заключили, что наиболее эффективной оказалась Учи.ру.
Нами было доказано, что внедрение такой интерактивной формы, как Учи.ру в систему уроков, внеурочных мероприятий, родительских собраний, не только повысит уровень сформированности предметных УУД, в частности арифметических умений и вычислительных навыков в области математики, но и активизирует устойчивый интерес к предмету, желание учиться, узнавать новое, увлекательно выполнять задания. Ведь с новым поколением приходят новые технологии, правильное применение которых приведёт к значительным результатам.
Задачи индивидуализации обучения, гуманистические основы учебно - воспитательного процесса в современной школе требуют в первую очередь формировать думающую личность, обладающую достаточной культурой и мышлением.
Стандарты нового поколения предполагают, что школьники должны не только приобрести сумму знаний и умений по учебным предметам, но и овладеть умениями учиться, организовывать свою деятельность, стать обладателями определённых личностных характеристик. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий и достижению образовательных результатов.
А образовательных результатов нового времени можно достичь только при условии обучения в информационной образовательной среде, которая обеспечит информационно-методические условия реализации
образовательной программы.
Информационно - образовательная среда - это информационная среда, целенаправленно создающаяся для осуществления образовательного процесса. Она охватывает информационно образовательные ресурсы, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических сред; информационные и коммуникационные технологии, система современных педагогических технологий, которые смогут обеспечить обучение в информационной образовательной среде современности.
Одним из путей формирования предметных УУД является работа с образовательными платформами. Обучающие онлайн ресурсы в наши дни -
7Ъ
это прекрасная возможность восполнить пробелы собственного образования, это помощник не только ребёнку, но и учителю, и родителю. Проанализировав известные платформы, мы заключили, что наиболее эффективной оказалась Учи.ру.
Нами было доказано, что внедрение такой интерактивной формы, как Учи.ру в систему уроков, внеурочных мероприятий, родительских собраний, не только повысит уровень сформированности предметных УУД, в частности арифметических умений и вычислительных навыков в области математики, но и активизирует устойчивый интерес к предмету, желание учиться, узнавать новое, увлекательно выполнять задания. Ведь с новым поколением приходят новые технологии, правильное применение которых приведёт к значительным результатам.
Подобные работы
- Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Формирование универсальных учебных действий у младших школьников посредством моделирования
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2020 - Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Формирование универсальных учебных действий у младших школьников при моделировании текстовых задач
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПРИ АНАЛИЗЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ СРЕДСТВАМИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА
УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2018 - Развитие познавательных универсальных учебных действий учащихся на уроках математики в начальных классах
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2019



