Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ С РЕГИОНАМИ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Работа №55038

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

муниципальное право

Объем работы95
Год сдачи2017
Стоимость5740 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
329
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Основы исследования управления системой образования в регионе 8
1.1
Система образования как социальный институт и объект управления 8
1.2. Основные функции и методы управления системой образования в регионе 18
1.3
Зарубежный опыт управления системой образования 27
Глава 2. Практические аспекты анализа управления развитием системы образования в регионах
ПФО 37
2.1
Общая характеристика отрасли образования в регионах ПФО 37
2.2
Сравнительный анализ управления развитием системы образования в регионах ПФО 43
2.3
Основные проблемы современной системы образования в регионах ПФО 64
Глава 3. Основные направления и рекомендации по совершенствованию системы управления развитием образования в регионах ПФО 69
3.1
Основные направления по совершенствованию государственной политики в регионах ПФО в области образования 69
3.2
Рекомендации по развитию системы образования в Республике Татарстан и других регионах ПФО 76
Список литературы 85


Актуальность исследования. Состояние сферы образования в современном мире сложно и противоречиво. С одной стороны, образование в ХХ веке стало одной из самых важных сфер человеческой деятельности; огромные достижения в этой сфере легли в основу грандиозных социальных и научно- технологических преобразований, характерных для уходящего века. С другой стороны, расширение сферы образования и изменение ее статуса сопровождаются обострениями проблем в этой сфере, которые свидетельствуют о кризисе образования. И наконец, в последние десятилетия в процессе поисков путей преодоления кризиса образования происходят процессы радикальных преобразований в этой сфере и формирования новой образовательной системы
В современном мире вопросы, касающиеся сферы образования, приобретают особую значимость. Радикальные изменения в области экономики, политики, права ставят вопрос о необходимости адекватного и сущностного осмысления процессов, протекающих в различных сферах социальной реальности. Их наиболее общая оценка состоит в признании высокого кризисного состояния общества в целом и, в частности, системы образования как одного из важнейших общественных институтов.
Объективное стремление развивать систему образования в соответствии с изменяющимися условиями жизни, гибкая и эффективная реализация потребностей общества и личности приводят к необходимости перестройки и постоянного совершенствования управления системой образования. Эффективное управление - это важное условие развития современной системы образования.
Развитие реформы государственного и муниципального управления в нашей стране привело в начале XXI века к необходимости создания системы эффективного местного самоуправления, без которого невозможно создание
полноценного гражданского общества. Региональный уровень управления образованием представляет в этом смысле наибольший интерес по нескольким причинам. Во-первых, на уровне регионального образования происходит непосредственное управление развитием образования в условиях регионального подразделения. Именно здесь формируются основные направления конкретной образовательной политики. Во -вторых, региональный уровень управления образованием представляет собой системный элемент образовательного пространства, который входит в общеобразовательную систему страны. В-третьих, в условиях передачи властных полномочий на уровень региона управление образованием, со всем организационным и финансово¬экономическим обеспечением этого процесса, а также кадровая политика в этой области, переходят в соответствующую компетенцию. При этом образовательный процесс обязательно осуществляется в рамках общепринятых в стране образовательных стандартов. Наконец, в-четвертых, вступление нашей страны в мировое образовательное пространство, в том числе в Болонский европейский образовательный процесс, не только не снижает значение регионального уровня развития образования, но и повышает требования к нему.
Степень разработанности темы. Общетеоретические вопросы развития современного образования раскрываются в работах таких выдающихся социологов классического и современного зарубежного направления, как Д.Бригс, П.Бурдье, К.Вестербек, Э.Гидценс, Т.Парсонс, Н.Смелзер, П.Штомпка и др. Из работ, исследующих феномен российского образования в его трансформационном развитии в целом, выделяются публикации Б.С.Гершунского, Г.Е.Зборовского, Ф.Г.Зиятдиновой, Л.Н.Когана, Л.Б.Куракова, В.Я.Нечаева, А.М.Осипова, Е.И.Рыбнова, М.В.Ушаковой, Ф.Р.Филиппова, Ф.Э. Шереги, и др.
В целом анализ многочисленной отечественной литературы по проблемам развития и управления системой общего образования в нашей
стране показывает, что условно выделяются три основные направления исследований в этой области: во-первых, это работы в основном
педагогической направленности, рассматривающие проблему управления процессом образования (обучения, воспитания) и разрабатывающие различные педагогические технологии (Ю.А.Конаржевский, Г.К.Селевко, В.Д.Шадриков). Во-вторых, это работы в области менеджмента образовательных систем различного уровня, в которых анализируются различные аспекты управления школами и другими образовательными учреждениями среднего уровня (А.Т.Глазунов, Е.Б.Куркин, П.И.Третьяков и др.). В-третьих, это исследования авторов, разрабатывающих технологии социального управления в образовательной сфере и социологические проблемы управления институтом образования (В.М.Ананишнев, ЕЛО.Бикметов, Н.П.Пищурин, М.А.Ушаков).
Научная новизна работы состоит в следующем: обобщен опыт ПФО в области развития регионального образования; выявлены основные тенденции развития регионального образования в Республике Татарстан и в других регионах ПФО.
Объект исследования - система образования Республики Татарстан и других регионов Приволжского федерального округа (ПФО).
Предмет - управленческие отношения, возникающие в процессе управления развитием системы образования в Республике Татарстан и других регионах ПФО.
Цель исследования - выявление особенностей управления развитием системы образования в Республике Татарстан в сравнении с другими субъектами ПФО для разработки рекомендаций по совершенствованию системы образования в Республике Татарстан и регионах ПФО.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы управления системой образования
2. Провести анализ управления системой образования.
3. Разработать основные направления и рекомендации по
совершенствованию системы управления образования.
Методология исследования. Методы исследования, позволяющие решать поставленные задачи, заключаются в теоретическом анализе научной философской, педагогической, психологической, учебно-методической литературы, государственных законов и образовательных стандартов.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы как при подготовке специалистов различного профиля среднего профессионального образования, так и в учебно-воспитательном процессе учреждений общего образования.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения и списка литературы.
В главе 1 «Теоретические основы управления системой образования» рассмотрены система образования как социальный институт и объект управления, выявлены основные функции и методы управления системой образования в регионе, обобщен зарубежный опыт управления системой образования.
В главе 2 «Анализ управления системой образования» дана общая характеристика отрасли образования в регионах ПФО, проведен сравнительный анализ управления системой образования в регионах ПФО, выявлены основные проблемы современной системы образования в регионах ПФО
В главе 3 «Основные направления и рекомендации по совершенствованию системы управления развитием образования в регионах ПФО» выработаны основные направления по совершенствованию государственной политики в регионах ПФО в области образования, даны рекомендации по развитию системы образования в Республике Татарстан и других регионах ПФО.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Образование как социальный институт, выполняет функции подготовки и благополучного вхождения индивида в различные сферы общественной жизнедеятельности, приобщения его к нормам общества. Не вызывает сомнений, что образование играет исключительно важную роль в обществе. Именно этот социальный институт является инструментом, с помощью которого происходит передача всех знаний, навыков, духовных ценностей новому, подрастающему поколению, т.е. улучшается и ускоряется процесс социализации индивида.
Роль образования в современном мире не должна сводиться к прилежному получению знаний. Гораздо больше внимания стоит уделять фильтрации, концентрации на необходимом, формированию и развитию определенных навыков.
Исследование системы образования (сбор данных, проведение отраслевых и тематических исследований, анализ и оценка эффективности реализации текущих программ) является определяющим фактором в руководстве принятием решений и реализации образовательной политики. Информация, точно отражающая положение дел в сфере образования, является основой проектирования целей развития образовательной системы в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Нынешняя система управления претерпевает дальнейшие радикальные преобразования вместе со всем обществом. Их необходимость вызвана тем, что административно-командная система, идеология, лежащая в основе ее, пришли в очевидное противоречие с требованиями развития производительных сил и обеспечения прав человека.
Система управления образованием построена подобно всей системе хозяйственного управления страны и является ее частью. Она включает в себя органы управления трех уровней:
- федеральный (Министерство образования и науки РФ);
- региональный (министерства, департаменты, управления);
- муниципальный (управления, отделы управления).
Сфера образования и российского, и зарубежного образования представляет собой сложную организационно-экономическую систему, управление которой является крайне важной и достаточно сложной задачей.
Для сравнительного анализа управления системой образования нами были выбраны субъекты ПФО, которые относятся к Среднему Поволжью - это Республика Татарстан, Самарская, Саратовская области.
Были сделаны выводы, что в целом, выбранные регионы ПФО обладают существенным потенциалом развития системы образования, обусловленным наличием широкого профиля классических вузов, научных школ, взаимодействием высшей школы с производством и научными исследованиями. Кроме того, высшие учебные заведения региона основаны на разветвленной системе довузовской подготовки, к числу которой относятся «университетские профильные классы», подготовительные курсы, заочные дистанционные школы, центры одаренных детей и пр. Существующая система подготовки предоставляет учащимся возможность выбора более эффективных образовательных программ разного уровня, а также обучение по сквозным учебным планам в системе непрерывного образования «школа - вуз», «школа - колледж - вуз». Отметим также, что многие вузы регионов ПФО создают центры планирования карьеры, позволяющие организовать процесс профессиональной ориентации и адаптации потенциальных абитуриентов, студентов и просто слушателей к условиям неопределённости рынка труда. С помощью создания системы социально-психологической, нравственной поддержки молодежи, а также научно обоснованного выбора профессии и непрерывного планирования карьеры. Все это существенным образом повышает конкурентоспособность университетского образования и формирует у абитуриентов, студентов способности не только к навыкам планирования
собственной карьеры, но и саморазвитию, самовоспитанию и самоопределению.
Реализация государственной политики в сфере образования в ПФО должна идти по пути дальнейшего повышения эффективности и качества образования и подготовить благоприятную почву для последующих преобразований, которые обеспечат решение вопросов повышения качества жизни граждан.
При планировании основных направлений по совершенствованию государственной политики в регионах ПФО в сфере общего образования необходимо учесть не только все достигнутые результаты в отчетный период, но и серьезные вызовы времени. Кроме возникающих кризисных явлений в экономике регионов ПФО, особое внимание следует уделить меняющейся демографической ситуации.
Государственная политика в сфере профессионального образования должна быть направлена на создание условий для совершенствования среднего профессионального образования, повышения качества подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена.
Государственная политика в сфере дополнительного профессионального образования в регионах ПФО должна быть направлена на создание условий для дальнейшего развития этого подвида образования как самой мобильной составляющей образования, обеспечивающей оперативное реагирование на запросы и потребности специалистов, работодателей в совершенствовании профессиональных компетенций.
Реализация государственной политики в сфере высшего образования в регионах ПФО будет направлена на решение таких вопросов, как недостаточно эффективная сеть вузов, архаические формы образовательной деятельности и других.



1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации"- СПС «Консультант Плюс»
2. О мерах по реализации государственной политики в области
образования и науки: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г., №599. - СПС «Консультант Плюс».
3. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г., №597. - СПС «Консультант Плюс».
4. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года:
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 г., №2227-р. - СПС
«Консультант Плюс».
5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования на 2013-2020 годы» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р) - СПС «Консультант Плюс»
6. Комплексная программа повышения профессионального уровня
педагогических работников общеобразовательных организаций, утвержденная Правительством Российской Федерации от 28.05.2014 г., № 3241п-П8. - СПС «Консультант Плюс».
7. Об образовании: Закон Республики Татарстан от 22.07.2013г., №68- ЗРТ - СПС «Консультант Плюс».
8. План мероприятий («дорожной карты») «Изменения в сфере образования Республики Татарстан, направленные на повышение эффективности и качества услуг: Распоряжение Правительства Республики Татарстан от 20.03.2013 г., № 306-рп. - СПС «Консультант Плюс».
9. Азаматов Д.М., Мазов Н.Ю. Система образования в
трансформирующемся обществе: проблемы, противоречия, перспективы. Монография.
- Уфа: РИО БашГУ. 2015. - С. 18-19.
10. Алферов Ю.С. Местные органы управления образованием за рубежом: проблемы модернизации и реформирования // Педагогика, 2011. - №.6. - С.92-99.
11. Барбакова К.Г. Гимназия-вуз в единой системе образования: из опыта
функционирования.// Социологические исследования, 2012, №7.
12. Беляков, С. А. Модернизация образования в России: совершенствования управления. - М.:МАКС-ПРЕСС, 2015. - 440 с.
13. Бельчук Е.В. Города как основа развития социальной сферы России // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 40 (223). C. 60-66.
14. Бойко Л.И. Некоторые социологические характеристики дифференциации образовательных учреждений./ Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе "Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы": В 3х т. М., 2013. Т. 2. С. 502-503.
15. Важенина И.С., Важенин С.Г. Территориальная конкуренция в современном экономическом пространстве // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 3 (234). C. 2¬12.
16. Волкова Н.С., Дмитриев Ю.А. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный). М.: Деловой двор, 2013.
17. Вульфсон Б.Л. Западно-европейское образовательное пространство XXI века: прогностические модели/ Педагогика 2014, №2, с. 103-112;
18. Горемыко М. Комплексный проект модернизации образования в Саратовской области: региональные особенности реализации.// Народное образование, 2008, №6.
19. Григорьев, С. И. Социология образования как отраслевая теория в современном социологическом витализме / С. И. Григорьев, Н. А. Матвеева. - Барнаул, 2012.
20. Давыдова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление
образовательными системами. - М.: «Академия», 2012.
21. Данилова И.Ю. Тенденции развития современного регионального образования в Республике Татарстан: диссертация. - Киров, 2011- 229 с.
22. Доступность высшего образования в России// Отв. ред. С.В. Шишкин. - М.: Независимый институт социальной политики, 2014. - 500 с.
23. Дюркгейм Э. Социология образования. - М.: Директ-Медиа, 2007. - 115 с
24. Жердин А.В. Принципы государственной политики в сфере образования // Право и образование. 2015. №2.-С. 123.
25. Жуков В.И. Российское образование: проблемы и перспективы развития. - М.: Финстатинформ, 2016. - 175с.
26. Загвязинский В.И. Проектирование региональных образовательных систем/ Педагогика. — 2009, №5, с. 8;
27. Зарецкая С.Л. Образование в контексте глобализации/ Глобализация и образование. - М.: ИНИОН РАН, 2011. - С. 5-21.
28. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования: учебное пособие. - М.: Гардарики, 2015. - 383 с
29. Зиятдинова Ф.Г. Российская образовательная политика в свете зарубежного опыта.// Социологические исследования, 2016, № 5.
30. Ивахненко Г.А. Динамика мнений студентов о модернизации высшего образования.// Социологические исследования, 2015, №11.
31. Князев Е. А. Об университетах и их стратегиях // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 4
32. Ковени М., Гэнстер Д., Хартлен Б., Кинг Д. Стратегический разрыв: технологии воплощения корпоративной стратегии в жизнь. М.: Альпина Бизнес Букс, 2014.
33. Курдюмова И.М. Демократия в управлении образованием: опыт зарубежных стран: Моногр. для работников органов упр. образованием и рук. образоват. учреждений. М.: ИОСО РАО, 2013. - 144 с.
34. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Реформы и регионы. Системный анализ процессов реформирования региональной экономики, становления федерализма и местного самоуправления. М.: ЛЕЛАНД, 2012. 1024 с.
35. Марача В.Г Образование на рубеже веков: методологические соображения,., г. Москва Февраль 2012 г
36. Микаберидзе Г.В. США— Япония: чья школа лучше?/ Педагогика. - 2015, №1, с. 83¬88;
37. Модель функционирования системы НПО в социальноэкономических условиях рынка: Научный отчет. — Ярославль, 2010, с. 160. с. 39
38. Найденова Л.И. Управление в сфере подготовки специалистов с высшим образованием: региональные аспекты. Пенза: ПГУ, 2008. - 227 с.
39. Новиков Д. А. Теория управления образовательными системами. - М.: Народное образование, 2015. - 416 с.
40. Образование в Российской Федерации: 2015: стат. сб. М.:
Государственный университет -Высшая школа экономики. 2015.
41. Образовательная политика для демократического гражданства и социальной сплоченности: вызовы и стратегии для Европы/ Стандарты и мониторинг в образовании. — 2010, № 6, с. 44-46.
42. Панферова Н.Н.: Управление в системе образования. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 241 с.
43. Парахина В.Н., Галеев Е.В. Муниципальное управление. - М.: Издательство КноРус, 2013. - 496 с.
44. Пикулькин А.В. Система государственного управления. - М.:ЮНИТИ, 2015.
45. Полуянов В.Б. Организация и управление в сфере образования. - Екатеринбург: УГППУ, 2016 - 137 с
46. Потапов А.С. Реформирование (модернизация) российского образования. -
Новосибирск: НГПУ, 2012.
47. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: [в 2 т.] / Г.К. Селевко. - М.: НИИ шк. технологий, Т. 1. - 2016. - 816 с.
48. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: [в 2 т.] / Г.К. Селевко. - М.: НИИ шк. технологий, Т. 2. - 2016. - 815 с.
49. Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р
ИСО 9001 - 2001 в сфере образования: национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52614.2-2006: введен впервые: введен 2007-06-01 / Федеральное агентство по техническому
регулированию и метрологии. - Москва: Стандартинформ, 2007. - VI, 63 с.
50.
Системы менеджмента качества. Требования:национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р
50. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. и др. Педагогика. - М.: Издательский центр «Академия», 2012 - 576 с.
51. Черников М.В. Самоорганизующиеся системы: методологические подходы и проблемы управления / Общество и человек: пути самоопределения. — СПб.: Петрополис, 2016. с. 72-86.
52. Черноморова Т.В. Глобализация образования: роль международных организаций/ Глобализация и образование. Сб.обзоров. - М.: ИНИОН РАН, 2011. - С.115-142.
53. Шереги Ф.Э., Савинков В.И. Образование как фактор формирования
интеллектуального потенциала России. - М.: ЦСПиМ, 2015. - 288 с.
54. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.
Режим доступа: кйр://минобрнауки.рф. Дата обращения: 09.05.2017
55. Официальный сайт Министерства образования и науки Республики Татарстан.
Режим доступа: http://mon.tatarstan.ru. Дата обращения: 09.05.2017
56. Официальный сайт Министерства образования и науки Самарской
области. Режим доступа: http://www.educat.samregion.ru. Дата обращения: 08.05.2017
58. Официальный сайт Министерства образования и науки Саратовской
области. Режим доступа: http://minobr.saratov.gov.ru. Дата обращения: 08.05.2017


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ