УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ С РЕГИОНАМИ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
|
Введение 4
Глава 1. Основы исследования управления системой образования в регионе 8
1.1
Система образования как социальный институт и объект управления 8
1.2. Основные функции и методы управления системой образования в регионе 18
1.3
Зарубежный опыт управления системой образования 27
Глава 2. Практические аспекты анализа управления развитием системы образования в регионах
ПФО 37
2.1
Общая характеристика отрасли образования в регионах ПФО 37
2.2
Сравнительный анализ управления развитием системы образования в регионах ПФО 43
2.3
Основные проблемы современной системы образования в регионах ПФО 64
Глава 3. Основные направления и рекомендации по совершенствованию системы управления развитием образования в регионах ПФО 69
3.1
Основные направления по совершенствованию государственной политики в регионах ПФО в области образования 69
3.2
Рекомендации по развитию системы образования в Республике Татарстан и других регионах ПФО 76
Список литературы 85
Глава 1. Основы исследования управления системой образования в регионе 8
1.1
Система образования как социальный институт и объект управления 8
1.2. Основные функции и методы управления системой образования в регионе 18
1.3
Зарубежный опыт управления системой образования 27
Глава 2. Практические аспекты анализа управления развитием системы образования в регионах
ПФО 37
2.1
Общая характеристика отрасли образования в регионах ПФО 37
2.2
Сравнительный анализ управления развитием системы образования в регионах ПФО 43
2.3
Основные проблемы современной системы образования в регионах ПФО 64
Глава 3. Основные направления и рекомендации по совершенствованию системы управления развитием образования в регионах ПФО 69
3.1
Основные направления по совершенствованию государственной политики в регионах ПФО в области образования 69
3.2
Рекомендации по развитию системы образования в Республике Татарстан и других регионах ПФО 76
Список литературы 85
Актуальность исследования. Состояние сферы образования в современном мире сложно и противоречиво. С одной стороны, образование в ХХ веке стало одной из самых важных сфер человеческой деятельности; огромные достижения в этой сфере легли в основу грандиозных социальных и научно- технологических преобразований, характерных для уходящего века. С другой стороны, расширение сферы образования и изменение ее статуса сопровождаются обострениями проблем в этой сфере, которые свидетельствуют о кризисе образования. И наконец, в последние десятилетия в процессе поисков путей преодоления кризиса образования происходят процессы радикальных преобразований в этой сфере и формирования новой образовательной системы
В современном мире вопросы, касающиеся сферы образования, приобретают особую значимость. Радикальные изменения в области экономики, политики, права ставят вопрос о необходимости адекватного и сущностного осмысления процессов, протекающих в различных сферах социальной реальности. Их наиболее общая оценка состоит в признании высокого кризисного состояния общества в целом и, в частности, системы образования как одного из важнейших общественных институтов.
Объективное стремление развивать систему образования в соответствии с изменяющимися условиями жизни, гибкая и эффективная реализация потребностей общества и личности приводят к необходимости перестройки и постоянного совершенствования управления системой образования. Эффективное управление - это важное условие развития современной системы образования.
Развитие реформы государственного и муниципального управления в нашей стране привело в начале XXI века к необходимости создания системы эффективного местного самоуправления, без которого невозможно создание
полноценного гражданского общества. Региональный уровень управления образованием представляет в этом смысле наибольший интерес по нескольким причинам. Во-первых, на уровне регионального образования происходит непосредственное управление развитием образования в условиях регионального подразделения. Именно здесь формируются основные направления конкретной образовательной политики. Во -вторых, региональный уровень управления образованием представляет собой системный элемент образовательного пространства, который входит в общеобразовательную систему страны. В-третьих, в условиях передачи властных полномочий на уровень региона управление образованием, со всем организационным и финансово¬экономическим обеспечением этого процесса, а также кадровая политика в этой области, переходят в соответствующую компетенцию. При этом образовательный процесс обязательно осуществляется в рамках общепринятых в стране образовательных стандартов. Наконец, в-четвертых, вступление нашей страны в мировое образовательное пространство, в том числе в Болонский европейский образовательный процесс, не только не снижает значение регионального уровня развития образования, но и повышает требования к нему.
Степень разработанности темы. Общетеоретические вопросы развития современного образования раскрываются в работах таких выдающихся социологов классического и современного зарубежного направления, как Д.Бригс, П.Бурдье, К.Вестербек, Э.Гидценс, Т.Парсонс, Н.Смелзер, П.Штомпка и др. Из работ, исследующих феномен российского образования в его трансформационном развитии в целом, выделяются публикации Б.С.Гершунского, Г.Е.Зборовского, Ф.Г.Зиятдиновой, Л.Н.Когана, Л.Б.Куракова, В.Я.Нечаева, А.М.Осипова, Е.И.Рыбнова, М.В.Ушаковой, Ф.Р.Филиппова, Ф.Э. Шереги, и др.
В целом анализ многочисленной отечественной литературы по проблемам развития и управления системой общего образования в нашей
стране показывает, что условно выделяются три основные направления исследований в этой области: во-первых, это работы в основном
педагогической направленности, рассматривающие проблему управления процессом образования (обучения, воспитания) и разрабатывающие различные педагогические технологии (Ю.А.Конаржевский, Г.К.Селевко, В.Д.Шадриков). Во-вторых, это работы в области менеджмента образовательных систем различного уровня, в которых анализируются различные аспекты управления школами и другими образовательными учреждениями среднего уровня (А.Т.Глазунов, Е.Б.Куркин, П.И.Третьяков и др.). В-третьих, это исследования авторов, разрабатывающих технологии социального управления в образовательной сфере и социологические проблемы управления институтом образования (В.М.Ананишнев, ЕЛО.Бикметов, Н.П.Пищурин, М.А.Ушаков).
Научная новизна работы состоит в следующем: обобщен опыт ПФО в области развития регионального образования; выявлены основные тенденции развития регионального образования в Республике Татарстан и в других регионах ПФО.
Объект исследования - система образования Республики Татарстан и других регионов Приволжского федерального округа (ПФО).
Предмет - управленческие отношения, возникающие в процессе управления развитием системы образования в Республике Татарстан и других регионах ПФО.
Цель исследования - выявление особенностей управления развитием системы образования в Республике Татарстан в сравнении с другими субъектами ПФО для разработки рекомендаций по совершенствованию системы образования в Республике Татарстан и регионах ПФО.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы управления системой образования
2. Провести анализ управления системой образования.
3. Разработать основные направления и рекомендации по
совершенствованию системы управления образования.
Методология исследования. Методы исследования, позволяющие решать поставленные задачи, заключаются в теоретическом анализе научной философской, педагогической, психологической, учебно-методической литературы, государственных законов и образовательных стандартов.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы как при подготовке специалистов различного профиля среднего профессионального образования, так и в учебно-воспитательном процессе учреждений общего образования.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения и списка литературы.
В главе 1 «Теоретические основы управления системой образования» рассмотрены система образования как социальный институт и объект управления, выявлены основные функции и методы управления системой образования в регионе, обобщен зарубежный опыт управления системой образования.
В главе 2 «Анализ управления системой образования» дана общая характеристика отрасли образования в регионах ПФО, проведен сравнительный анализ управления системой образования в регионах ПФО, выявлены основные проблемы современной системы образования в регионах ПФО
В главе 3 «Основные направления и рекомендации по совершенствованию системы управления развитием образования в регионах ПФО» выработаны основные направления по совершенствованию государственной политики в регионах ПФО в области образования, даны рекомендации по развитию системы образования в Республике Татарстан и других регионах ПФО.
В современном мире вопросы, касающиеся сферы образования, приобретают особую значимость. Радикальные изменения в области экономики, политики, права ставят вопрос о необходимости адекватного и сущностного осмысления процессов, протекающих в различных сферах социальной реальности. Их наиболее общая оценка состоит в признании высокого кризисного состояния общества в целом и, в частности, системы образования как одного из важнейших общественных институтов.
Объективное стремление развивать систему образования в соответствии с изменяющимися условиями жизни, гибкая и эффективная реализация потребностей общества и личности приводят к необходимости перестройки и постоянного совершенствования управления системой образования. Эффективное управление - это важное условие развития современной системы образования.
Развитие реформы государственного и муниципального управления в нашей стране привело в начале XXI века к необходимости создания системы эффективного местного самоуправления, без которого невозможно создание
полноценного гражданского общества. Региональный уровень управления образованием представляет в этом смысле наибольший интерес по нескольким причинам. Во-первых, на уровне регионального образования происходит непосредственное управление развитием образования в условиях регионального подразделения. Именно здесь формируются основные направления конкретной образовательной политики. Во -вторых, региональный уровень управления образованием представляет собой системный элемент образовательного пространства, который входит в общеобразовательную систему страны. В-третьих, в условиях передачи властных полномочий на уровень региона управление образованием, со всем организационным и финансово¬экономическим обеспечением этого процесса, а также кадровая политика в этой области, переходят в соответствующую компетенцию. При этом образовательный процесс обязательно осуществляется в рамках общепринятых в стране образовательных стандартов. Наконец, в-четвертых, вступление нашей страны в мировое образовательное пространство, в том числе в Болонский европейский образовательный процесс, не только не снижает значение регионального уровня развития образования, но и повышает требования к нему.
Степень разработанности темы. Общетеоретические вопросы развития современного образования раскрываются в работах таких выдающихся социологов классического и современного зарубежного направления, как Д.Бригс, П.Бурдье, К.Вестербек, Э.Гидценс, Т.Парсонс, Н.Смелзер, П.Штомпка и др. Из работ, исследующих феномен российского образования в его трансформационном развитии в целом, выделяются публикации Б.С.Гершунского, Г.Е.Зборовского, Ф.Г.Зиятдиновой, Л.Н.Когана, Л.Б.Куракова, В.Я.Нечаева, А.М.Осипова, Е.И.Рыбнова, М.В.Ушаковой, Ф.Р.Филиппова, Ф.Э. Шереги, и др.
В целом анализ многочисленной отечественной литературы по проблемам развития и управления системой общего образования в нашей
стране показывает, что условно выделяются три основные направления исследований в этой области: во-первых, это работы в основном
педагогической направленности, рассматривающие проблему управления процессом образования (обучения, воспитания) и разрабатывающие различные педагогические технологии (Ю.А.Конаржевский, Г.К.Селевко, В.Д.Шадриков). Во-вторых, это работы в области менеджмента образовательных систем различного уровня, в которых анализируются различные аспекты управления школами и другими образовательными учреждениями среднего уровня (А.Т.Глазунов, Е.Б.Куркин, П.И.Третьяков и др.). В-третьих, это исследования авторов, разрабатывающих технологии социального управления в образовательной сфере и социологические проблемы управления институтом образования (В.М.Ананишнев, ЕЛО.Бикметов, Н.П.Пищурин, М.А.Ушаков).
Научная новизна работы состоит в следующем: обобщен опыт ПФО в области развития регионального образования; выявлены основные тенденции развития регионального образования в Республике Татарстан и в других регионах ПФО.
Объект исследования - система образования Республики Татарстан и других регионов Приволжского федерального округа (ПФО).
Предмет - управленческие отношения, возникающие в процессе управления развитием системы образования в Республике Татарстан и других регионах ПФО.
Цель исследования - выявление особенностей управления развитием системы образования в Республике Татарстан в сравнении с другими субъектами ПФО для разработки рекомендаций по совершенствованию системы образования в Республике Татарстан и регионах ПФО.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы управления системой образования
2. Провести анализ управления системой образования.
3. Разработать основные направления и рекомендации по
совершенствованию системы управления образования.
Методология исследования. Методы исследования, позволяющие решать поставленные задачи, заключаются в теоретическом анализе научной философской, педагогической, психологической, учебно-методической литературы, государственных законов и образовательных стандартов.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы как при подготовке специалистов различного профиля среднего профессионального образования, так и в учебно-воспитательном процессе учреждений общего образования.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения и списка литературы.
В главе 1 «Теоретические основы управления системой образования» рассмотрены система образования как социальный институт и объект управления, выявлены основные функции и методы управления системой образования в регионе, обобщен зарубежный опыт управления системой образования.
В главе 2 «Анализ управления системой образования» дана общая характеристика отрасли образования в регионах ПФО, проведен сравнительный анализ управления системой образования в регионах ПФО, выявлены основные проблемы современной системы образования в регионах ПФО
В главе 3 «Основные направления и рекомендации по совершенствованию системы управления развитием образования в регионах ПФО» выработаны основные направления по совершенствованию государственной политики в регионах ПФО в области образования, даны рекомендации по развитию системы образования в Республике Татарстан и других регионах ПФО.
Образование как социальный институт, выполняет функции подготовки и благополучного вхождения индивида в различные сферы общественной жизнедеятельности, приобщения его к нормам общества. Не вызывает сомнений, что образование играет исключительно важную роль в обществе. Именно этот социальный институт является инструментом, с помощью которого происходит передача всех знаний, навыков, духовных ценностей новому, подрастающему поколению, т.е. улучшается и ускоряется процесс социализации индивида.
Роль образования в современном мире не должна сводиться к прилежному получению знаний. Гораздо больше внимания стоит уделять фильтрации, концентрации на необходимом, формированию и развитию определенных навыков.
Исследование системы образования (сбор данных, проведение отраслевых и тематических исследований, анализ и оценка эффективности реализации текущих программ) является определяющим фактором в руководстве принятием решений и реализации образовательной политики. Информация, точно отражающая положение дел в сфере образования, является основой проектирования целей развития образовательной системы в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Нынешняя система управления претерпевает дальнейшие радикальные преобразования вместе со всем обществом. Их необходимость вызвана тем, что административно-командная система, идеология, лежащая в основе ее, пришли в очевидное противоречие с требованиями развития производительных сил и обеспечения прав человека.
Система управления образованием построена подобно всей системе хозяйственного управления страны и является ее частью. Она включает в себя органы управления трех уровней:
- федеральный (Министерство образования и науки РФ);
- региональный (министерства, департаменты, управления);
- муниципальный (управления, отделы управления).
Сфера образования и российского, и зарубежного образования представляет собой сложную организационно-экономическую систему, управление которой является крайне важной и достаточно сложной задачей.
Для сравнительного анализа управления системой образования нами были выбраны субъекты ПФО, которые относятся к Среднему Поволжью - это Республика Татарстан, Самарская, Саратовская области.
Были сделаны выводы, что в целом, выбранные регионы ПФО обладают существенным потенциалом развития системы образования, обусловленным наличием широкого профиля классических вузов, научных школ, взаимодействием высшей школы с производством и научными исследованиями. Кроме того, высшие учебные заведения региона основаны на разветвленной системе довузовской подготовки, к числу которой относятся «университетские профильные классы», подготовительные курсы, заочные дистанционные школы, центры одаренных детей и пр. Существующая система подготовки предоставляет учащимся возможность выбора более эффективных образовательных программ разного уровня, а также обучение по сквозным учебным планам в системе непрерывного образования «школа - вуз», «школа - колледж - вуз». Отметим также, что многие вузы регионов ПФО создают центры планирования карьеры, позволяющие организовать процесс профессиональной ориентации и адаптации потенциальных абитуриентов, студентов и просто слушателей к условиям неопределённости рынка труда. С помощью создания системы социально-психологической, нравственной поддержки молодежи, а также научно обоснованного выбора профессии и непрерывного планирования карьеры. Все это существенным образом повышает конкурентоспособность университетского образования и формирует у абитуриентов, студентов способности не только к навыкам планирования
собственной карьеры, но и саморазвитию, самовоспитанию и самоопределению.
Реализация государственной политики в сфере образования в ПФО должна идти по пути дальнейшего повышения эффективности и качества образования и подготовить благоприятную почву для последующих преобразований, которые обеспечат решение вопросов повышения качества жизни граждан.
При планировании основных направлений по совершенствованию государственной политики в регионах ПФО в сфере общего образования необходимо учесть не только все достигнутые результаты в отчетный период, но и серьезные вызовы времени. Кроме возникающих кризисных явлений в экономике регионов ПФО, особое внимание следует уделить меняющейся демографической ситуации.
Государственная политика в сфере профессионального образования должна быть направлена на создание условий для совершенствования среднего профессионального образования, повышения качества подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена.
Государственная политика в сфере дополнительного профессионального образования в регионах ПФО должна быть направлена на создание условий для дальнейшего развития этого подвида образования как самой мобильной составляющей образования, обеспечивающей оперативное реагирование на запросы и потребности специалистов, работодателей в совершенствовании профессиональных компетенций.
Реализация государственной политики в сфере высшего образования в регионах ПФО будет направлена на решение таких вопросов, как недостаточно эффективная сеть вузов, архаические формы образовательной деятельности и других.
Роль образования в современном мире не должна сводиться к прилежному получению знаний. Гораздо больше внимания стоит уделять фильтрации, концентрации на необходимом, формированию и развитию определенных навыков.
Исследование системы образования (сбор данных, проведение отраслевых и тематических исследований, анализ и оценка эффективности реализации текущих программ) является определяющим фактором в руководстве принятием решений и реализации образовательной политики. Информация, точно отражающая положение дел в сфере образования, является основой проектирования целей развития образовательной системы в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Нынешняя система управления претерпевает дальнейшие радикальные преобразования вместе со всем обществом. Их необходимость вызвана тем, что административно-командная система, идеология, лежащая в основе ее, пришли в очевидное противоречие с требованиями развития производительных сил и обеспечения прав человека.
Система управления образованием построена подобно всей системе хозяйственного управления страны и является ее частью. Она включает в себя органы управления трех уровней:
- федеральный (Министерство образования и науки РФ);
- региональный (министерства, департаменты, управления);
- муниципальный (управления, отделы управления).
Сфера образования и российского, и зарубежного образования представляет собой сложную организационно-экономическую систему, управление которой является крайне важной и достаточно сложной задачей.
Для сравнительного анализа управления системой образования нами были выбраны субъекты ПФО, которые относятся к Среднему Поволжью - это Республика Татарстан, Самарская, Саратовская области.
Были сделаны выводы, что в целом, выбранные регионы ПФО обладают существенным потенциалом развития системы образования, обусловленным наличием широкого профиля классических вузов, научных школ, взаимодействием высшей школы с производством и научными исследованиями. Кроме того, высшие учебные заведения региона основаны на разветвленной системе довузовской подготовки, к числу которой относятся «университетские профильные классы», подготовительные курсы, заочные дистанционные школы, центры одаренных детей и пр. Существующая система подготовки предоставляет учащимся возможность выбора более эффективных образовательных программ разного уровня, а также обучение по сквозным учебным планам в системе непрерывного образования «школа - вуз», «школа - колледж - вуз». Отметим также, что многие вузы регионов ПФО создают центры планирования карьеры, позволяющие организовать процесс профессиональной ориентации и адаптации потенциальных абитуриентов, студентов и просто слушателей к условиям неопределённости рынка труда. С помощью создания системы социально-психологической, нравственной поддержки молодежи, а также научно обоснованного выбора профессии и непрерывного планирования карьеры. Все это существенным образом повышает конкурентоспособность университетского образования и формирует у абитуриентов, студентов способности не только к навыкам планирования
собственной карьеры, но и саморазвитию, самовоспитанию и самоопределению.
Реализация государственной политики в сфере образования в ПФО должна идти по пути дальнейшего повышения эффективности и качества образования и подготовить благоприятную почву для последующих преобразований, которые обеспечат решение вопросов повышения качества жизни граждан.
При планировании основных направлений по совершенствованию государственной политики в регионах ПФО в сфере общего образования необходимо учесть не только все достигнутые результаты в отчетный период, но и серьезные вызовы времени. Кроме возникающих кризисных явлений в экономике регионов ПФО, особое внимание следует уделить меняющейся демографической ситуации.
Государственная политика в сфере профессионального образования должна быть направлена на создание условий для совершенствования среднего профессионального образования, повышения качества подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена.
Государственная политика в сфере дополнительного профессионального образования в регионах ПФО должна быть направлена на создание условий для дальнейшего развития этого подвида образования как самой мобильной составляющей образования, обеспечивающей оперативное реагирование на запросы и потребности специалистов, работодателей в совершенствовании профессиональных компетенций.
Реализация государственной политики в сфере высшего образования в регионах ПФО будет направлена на решение таких вопросов, как недостаточно эффективная сеть вузов, архаические формы образовательной деятельности и других.
Подобные работы
- УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ РЕГИОНА И
ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ПОВЫШЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ
ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В РЕГИОНАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬЮ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В
РЕГИОНАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - РЕАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ (НА ПРИМЕРЕ
СУБЪЕКТОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Оценка инвестиционной привлекательности регионов России и возможности ее повышения
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



