Политика Японии в области обеспечения международной безопасности на рубеже XX — XXI веков
|
Введение 2
1. Концепция национальной безопасности Японии на рубеже XX - XXI
веков 10
1. 1. Реформирование законодательных основ Японии в области
безопасности 10
1.2 Структурные и качественные изменения вооруженных сил Японии в рамках нового оборонного законодательства 21
2. Деятельность Японии в области обеспечения безопасности в Азиатско-
Тихоокеанском регионе 30
2.1 Сотрудничество Японии со странами региона по вопросам обеспечения
безопасности 30
2.2 Участие Японии в миротворческих операциях в АТР 42
3. Деятельность Японии в области обеспечения безопасности за пределами
Азиатско-Тихоокеанского региона 54
3.1 Сотрудничество Японии и государств, расположенных за пределами
АТР, в области обеспечения безопасности 54
3.2 Вклад Японии в миротворческие операции за пределами АТР 63
Заключение 73
Список использованных источников и литературы 78
1. Концепция национальной безопасности Японии на рубеже XX - XXI
веков 10
1. 1. Реформирование законодательных основ Японии в области
безопасности 10
1.2 Структурные и качественные изменения вооруженных сил Японии в рамках нового оборонного законодательства 21
2. Деятельность Японии в области обеспечения безопасности в Азиатско-
Тихоокеанском регионе 30
2.1 Сотрудничество Японии со странами региона по вопросам обеспечения
безопасности 30
2.2 Участие Японии в миротворческих операциях в АТР 42
3. Деятельность Японии в области обеспечения безопасности за пределами
Азиатско-Тихоокеанского региона 54
3.1 Сотрудничество Японии и государств, расположенных за пределами
АТР, в области обеспечения безопасности 54
3.2 Вклад Японии в миротворческие операции за пределами АТР 63
Заключение 73
Список использованных источников и литературы 78
Основой японской концепции безопасности являются две составляющие: пацифизм, закрепленный Конституцией 1947 г. , и
союзнические отношения с Соединенными Штатами, которые были заложены японо-американским Договором о гарантиях безопасности от 1951 г. , вступившим в силу в 1952 г.
В соответствии с Конституцией 1947 г. «японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров» . Япония, добровольно отказавшись от
использования военной силы или угрозы ею, сделала ставки на невоенные способы реализации собственной политики: на дипломатию и
экономическую помощь.
Подписанные в 1951 г. Сан-Францисский мирный договор и Японо-американский Договор о гарантии безопасности , а затем и Договор о взаимном сотрудничестве и гарантии безопасности, подписанный в 1960 г. , юридически оформили сложившийся военный союз Токио и Вашингтона. Последний документ предоставлял Соединенным Штатам возможность размещать военные базы и военный контингент на территории Страны восходящего солнца.
На протяжении длительного времени после окончания Второй мировой войны японская политика основывалась на доктрине Ёсиды, предусматривавшей экономическое восстановление страны, а также тесное политико-экономическое сотрудничество с Вашингтоном в качестве
приоритетных задач правительства. Согласно доктрине, военные расходы государства должны были стать минимальны, а защита островов от внешней агрессии возлагалась полностью на американский военный контингент .
Таким образом, в послевоенный период обеспечение безопасности страны традиционно рассматривалось политическими лидерами Японии в контексте членства страны в системе «договора безопасности» с США. Однако в связи с экономическими, международно-политическими и военными изменениями правящие круги Японии с течением времени стали задумываться о пересмотре подходов к политике в сфере безопасности.
Еще в 80-ые гг. XX века Ясухиро Накасонэ, занимавший пост премьер- министра страны в то время, взял курс на «подведение итогов» Второй мировой войны. Им было принято решение пересмотреть самоограничения, наложенные на Токио в послевоенное время, и закрепившие за Японией статус государства, провозгласившего пацифизм в качестве основы своей государственной политики .
Актуальность магистерской диссертации. Наступление XXI века наряду с глобализацией характеризуется и значительными изменениями в мировом балансе сил. Ситуация вокруг обеспечения национальной безопасности Японии приобретает все более напряженный характер: разработка Пхеньяном ракетной и ядерной программ, рост военной мощи и территориальных притязаний Пекина, распространение транснациональных угроз, в том числе увеличение масштабов международного терроризма и кибератак.
Непростая обстановка в мире подкрепляет необходимость изучения особенностей формирования политики Токио в области обеспечения региональной и глобальной безопасности. Являясь дальневосточным соседом России и одним из важнейших экономических и политических центров Азиатско-Тихоокеанского региона, Япония способна оказывать значительное влияние на процесс поддержания стабильности не только в регионе, но и в мировом масштабе.
Актуальность исследования подкрепляется так же активно обсуждаемыми в последнее время стремлениями Японии занять место постоянного члена Совета Безопасности ООН - органа, на который Устав организации возлагает обязанности по обеспечению мира и стабильности во всех частях света.
Степень изученности: Тема настоящей магистерской диссертации является не достаточно хорошо изученной и не получила широкого и комплексного освещения в отечественной литературе. Среди отечественных исследований можно выделить монографию Крупянко М. И. «Япония после «Холодной войны». Политика обеспечения национальной безопасности» , в которой получили освещение основные подходы к определению и обеспечению национальной безопасности, а также их практическая реализация в регионе Восточной Азии. Бунин В. Н. в своих трудах подробно описывает трансформацию союза Японии и США с момента его основания и до начала нового тысячелетия , а также проводит анализ оборонной политики Токио на рубеже веков . Некоторые аспекты японской стратегии по обеспечению региональной и глобальной мировой безопасности освещены в статьях Крячкиной Ю. А. , Водопьянова К. Г. , Стрельцова Д. В. и др.
Значительную массу литературы по изучаемой теме составляют труды зарубежных, в частности японских, ученых. Так, в своей книге «Стратегический пацифизм» Такаси Иногути подробно излагает политику японского правительства, направленную на установление мира во всем мире. Монографии профессора Моримото стали ценным источником
информации о взглядах японского правительства на международную безопасность, расхождение которых подробно описывается в другом коллективном исследовании «Размышления о безопасности Японии в новых условиях» . Проблеме глобальных проблем и участию Токио в их разрешении посвящены работа Я. Акаси . В основу диссертации также легли статьи таких японских ученых, как Х. Танака , М. Цуруока , А. Ямада и др.
Из работ европейских и американских исследователей хочется отметить комплексный труд профессора Ороса , поднимающий вопросы «возрождения» военной мощи Японии и влияние этих процессов на обеспечение глобальной безопасности в XXI веке. Участие Токио в миротворческих операциях ООН рассматривается системно в монографии Х. Добсона , а вклад Страны восходящего солнца в борьбу с международным терроризмом - в книге «Борьба с терроризмом: стратегии 10 стран» под редакцией Александера Йоны . Важные аспекты темы были затронуты в публикациях Э. Линкольна , Б. Глоссермана , М. Окано-Хейджманс , А. Лиффа и др., которые позволили сформировать общее представление о рассматриваемой проблеме.
Целью настоящей магистерской диссертации является изучение политики Японии в области обеспечения мировой безопасности на рубеже XX- XXI веков.
Для достижения цели необходимо было реализовать следующие задачи:
1. Рассмотреть законодательные основы политики Токио в области обеспечения национальной, региональной и мировой безопасности;
2. Проанализировать вклад Японии в обеспечение безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе;
3. Рассмотреть участие Токио в вопросах по поддержанию мира за пределами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Источниковая база исследования:
Источниками, на основании которых была написана настоящая магистерская диссертация, являются:
• Законодательные акты Японии: Конституция Японии , Закон о сотрудничестве с силами ООН по поддержанию мира , Стратегия национальной безопасности , Основные направления национальной обороны Японии , Резолюция Кабинета министров «О разработке целостного оборонного законодательства для обеспечения безопасности Японии и ее народа» и др.;
• Международные договоры и соглашения: Японо-американский договор
безопасности , Сан-Францисский мирный договор , Японо-американский договор о взаимном сотрудничестве и гарантии
безопасности , Руководящие принципы японо-американского оборонного сотрудничества , Совместная декларация Японии и Австралии о сотрудничестве в области безопасности и др.;
• Отчеты и доклады: Голубые книги по дипломатии Министерства иностранных дел Японии c 1991 по 2016 гг. и Белые книги по вопросам обороны Управления национальной обороны c 2005 по 2016 гг. , ставшие основными источниками статистических данных, необходимых для изучения и анализа последних тенденций в политике Токио в сфере безопасности;
• Пресс-конференции , пресс-релизы , официальные 43 и совместные 44 заявления государственных деятелей, которые отражают официальную позицию Токио по актуальным проблемам международной безопасности.
• Материалы новостных интернет-сайтов, освещающие основные моменты политики Токио в сфере безопасности.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала 1990-ых по 2016 год. Вместе с распадом Советского Союза, ознаменовавшего окончание «холодной войны», перед Японией встал вопрос об изменении подхода к обеспечению безопасности как страны, так и региона. Угрозы новой многополярной системы международных отношений заставили Японию занять активную позицию в вопросах поддержания мира в различных уголках Земли, а текущие реформы сил самообороны страны стали логическим ее продолжением.
Методология исследования: в основу исследования был положен структурно-системный подход, позволивший рассмотреть японскую доктрину безопасности и ее реализацию на разных уровнях как систему политических установок и действий, обладающую определенной структурой. В работе соблюдены принципы историзма, объективности и научности. Таким образом, методологической основой настоящей магистерской диссертации является общенаучное положение о системности сложных процессов, а также идея взаимообусловленности и взаимосвязанности политических, военных, а также экономических факторов, определяющих эволюцию внешнеполитического курса Японии в сфере безопасности.
Объектом исследования является внешняя политика Японии на рубеже XX-XXI веков.
Предмет исследования - стратегия Японии по обеспечению безопасности и ее реализация в регионе и в мире в конце XX - начале XXI веков.
Научная новизна нашей работы заключается в комплексном изучении феномена политики «проактивного пацифизма», реализуемой Японией в тесной координации с другими государствами, а также вклада Токио в обеспечение безопасности в АТР и мировом сообществе, Кроме того, в контексте данной магистерской диссертации рассматривается текущая реформа сил самообороны Японии и ее влияние на степень вовлеченности страны в международные усилия по обеспечению мира.
Научно-практическая значимость: положения и выводы данного исследования могут быть привлечены для дальнейшего изучения роли Японии в обеспечении глобальной безопасности. Содержащийся в исследовании материал может использоваться для составления рефератов, написания курсовых работ, разработки учебных пособий, монографий по международным отношениям.
союзнические отношения с Соединенными Штатами, которые были заложены японо-американским Договором о гарантиях безопасности от 1951 г. , вступившим в силу в 1952 г.
В соответствии с Конституцией 1947 г. «японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров» . Япония, добровольно отказавшись от
использования военной силы или угрозы ею, сделала ставки на невоенные способы реализации собственной политики: на дипломатию и
экономическую помощь.
Подписанные в 1951 г. Сан-Францисский мирный договор и Японо-американский Договор о гарантии безопасности , а затем и Договор о взаимном сотрудничестве и гарантии безопасности, подписанный в 1960 г. , юридически оформили сложившийся военный союз Токио и Вашингтона. Последний документ предоставлял Соединенным Штатам возможность размещать военные базы и военный контингент на территории Страны восходящего солнца.
На протяжении длительного времени после окончания Второй мировой войны японская политика основывалась на доктрине Ёсиды, предусматривавшей экономическое восстановление страны, а также тесное политико-экономическое сотрудничество с Вашингтоном в качестве
приоритетных задач правительства. Согласно доктрине, военные расходы государства должны были стать минимальны, а защита островов от внешней агрессии возлагалась полностью на американский военный контингент .
Таким образом, в послевоенный период обеспечение безопасности страны традиционно рассматривалось политическими лидерами Японии в контексте членства страны в системе «договора безопасности» с США. Однако в связи с экономическими, международно-политическими и военными изменениями правящие круги Японии с течением времени стали задумываться о пересмотре подходов к политике в сфере безопасности.
Еще в 80-ые гг. XX века Ясухиро Накасонэ, занимавший пост премьер- министра страны в то время, взял курс на «подведение итогов» Второй мировой войны. Им было принято решение пересмотреть самоограничения, наложенные на Токио в послевоенное время, и закрепившие за Японией статус государства, провозгласившего пацифизм в качестве основы своей государственной политики .
Актуальность магистерской диссертации. Наступление XXI века наряду с глобализацией характеризуется и значительными изменениями в мировом балансе сил. Ситуация вокруг обеспечения национальной безопасности Японии приобретает все более напряженный характер: разработка Пхеньяном ракетной и ядерной программ, рост военной мощи и территориальных притязаний Пекина, распространение транснациональных угроз, в том числе увеличение масштабов международного терроризма и кибератак.
Непростая обстановка в мире подкрепляет необходимость изучения особенностей формирования политики Токио в области обеспечения региональной и глобальной безопасности. Являясь дальневосточным соседом России и одним из важнейших экономических и политических центров Азиатско-Тихоокеанского региона, Япония способна оказывать значительное влияние на процесс поддержания стабильности не только в регионе, но и в мировом масштабе.
Актуальность исследования подкрепляется так же активно обсуждаемыми в последнее время стремлениями Японии занять место постоянного члена Совета Безопасности ООН - органа, на который Устав организации возлагает обязанности по обеспечению мира и стабильности во всех частях света.
Степень изученности: Тема настоящей магистерской диссертации является не достаточно хорошо изученной и не получила широкого и комплексного освещения в отечественной литературе. Среди отечественных исследований можно выделить монографию Крупянко М. И. «Япония после «Холодной войны». Политика обеспечения национальной безопасности» , в которой получили освещение основные подходы к определению и обеспечению национальной безопасности, а также их практическая реализация в регионе Восточной Азии. Бунин В. Н. в своих трудах подробно описывает трансформацию союза Японии и США с момента его основания и до начала нового тысячелетия , а также проводит анализ оборонной политики Токио на рубеже веков . Некоторые аспекты японской стратегии по обеспечению региональной и глобальной мировой безопасности освещены в статьях Крячкиной Ю. А. , Водопьянова К. Г. , Стрельцова Д. В. и др.
Значительную массу литературы по изучаемой теме составляют труды зарубежных, в частности японских, ученых. Так, в своей книге «Стратегический пацифизм» Такаси Иногути подробно излагает политику японского правительства, направленную на установление мира во всем мире. Монографии профессора Моримото стали ценным источником
информации о взглядах японского правительства на международную безопасность, расхождение которых подробно описывается в другом коллективном исследовании «Размышления о безопасности Японии в новых условиях» . Проблеме глобальных проблем и участию Токио в их разрешении посвящены работа Я. Акаси . В основу диссертации также легли статьи таких японских ученых, как Х. Танака , М. Цуруока , А. Ямада и др.
Из работ европейских и американских исследователей хочется отметить комплексный труд профессора Ороса , поднимающий вопросы «возрождения» военной мощи Японии и влияние этих процессов на обеспечение глобальной безопасности в XXI веке. Участие Токио в миротворческих операциях ООН рассматривается системно в монографии Х. Добсона , а вклад Страны восходящего солнца в борьбу с международным терроризмом - в книге «Борьба с терроризмом: стратегии 10 стран» под редакцией Александера Йоны . Важные аспекты темы были затронуты в публикациях Э. Линкольна , Б. Глоссермана , М. Окано-Хейджманс , А. Лиффа и др., которые позволили сформировать общее представление о рассматриваемой проблеме.
Целью настоящей магистерской диссертации является изучение политики Японии в области обеспечения мировой безопасности на рубеже XX- XXI веков.
Для достижения цели необходимо было реализовать следующие задачи:
1. Рассмотреть законодательные основы политики Токио в области обеспечения национальной, региональной и мировой безопасности;
2. Проанализировать вклад Японии в обеспечение безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе;
3. Рассмотреть участие Токио в вопросах по поддержанию мира за пределами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Источниковая база исследования:
Источниками, на основании которых была написана настоящая магистерская диссертация, являются:
• Законодательные акты Японии: Конституция Японии , Закон о сотрудничестве с силами ООН по поддержанию мира , Стратегия национальной безопасности , Основные направления национальной обороны Японии , Резолюция Кабинета министров «О разработке целостного оборонного законодательства для обеспечения безопасности Японии и ее народа» и др.;
• Международные договоры и соглашения: Японо-американский договор
безопасности , Сан-Францисский мирный договор , Японо-американский договор о взаимном сотрудничестве и гарантии
безопасности , Руководящие принципы японо-американского оборонного сотрудничества , Совместная декларация Японии и Австралии о сотрудничестве в области безопасности и др.;
• Отчеты и доклады: Голубые книги по дипломатии Министерства иностранных дел Японии c 1991 по 2016 гг. и Белые книги по вопросам обороны Управления национальной обороны c 2005 по 2016 гг. , ставшие основными источниками статистических данных, необходимых для изучения и анализа последних тенденций в политике Токио в сфере безопасности;
• Пресс-конференции , пресс-релизы , официальные 43 и совместные 44 заявления государственных деятелей, которые отражают официальную позицию Токио по актуальным проблемам международной безопасности.
• Материалы новостных интернет-сайтов, освещающие основные моменты политики Токио в сфере безопасности.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала 1990-ых по 2016 год. Вместе с распадом Советского Союза, ознаменовавшего окончание «холодной войны», перед Японией встал вопрос об изменении подхода к обеспечению безопасности как страны, так и региона. Угрозы новой многополярной системы международных отношений заставили Японию занять активную позицию в вопросах поддержания мира в различных уголках Земли, а текущие реформы сил самообороны страны стали логическим ее продолжением.
Методология исследования: в основу исследования был положен структурно-системный подход, позволивший рассмотреть японскую доктрину безопасности и ее реализацию на разных уровнях как систему политических установок и действий, обладающую определенной структурой. В работе соблюдены принципы историзма, объективности и научности. Таким образом, методологической основой настоящей магистерской диссертации является общенаучное положение о системности сложных процессов, а также идея взаимообусловленности и взаимосвязанности политических, военных, а также экономических факторов, определяющих эволюцию внешнеполитического курса Японии в сфере безопасности.
Объектом исследования является внешняя политика Японии на рубеже XX-XXI веков.
Предмет исследования - стратегия Японии по обеспечению безопасности и ее реализация в регионе и в мире в конце XX - начале XXI веков.
Научная новизна нашей работы заключается в комплексном изучении феномена политики «проактивного пацифизма», реализуемой Японией в тесной координации с другими государствами, а также вклада Токио в обеспечение безопасности в АТР и мировом сообществе, Кроме того, в контексте данной магистерской диссертации рассматривается текущая реформа сил самообороны Японии и ее влияние на степень вовлеченности страны в международные усилия по обеспечению мира.
Научно-практическая значимость: положения и выводы данного исследования могут быть привлечены для дальнейшего изучения роли Японии в обеспечении глобальной безопасности. Содержащийся в исследовании материал может использоваться для составления рефератов, написания курсовых работ, разработки учебных пособий, монографий по международным отношениям.
До конца 20 века японская политика в сфере обеспечения безопасности была пассивной. Полностью полагаясь на союз с США, Япония могла концентрироваться на мягкой силе: прямые и косвенные инвестиции, распространение культуры. Принимая во внимание значительные изменения, произошедшие в АТР после окончания холодной войны, Токио стал принимать ряд шагов по пересмотру оборонной политики, ибо в сложившейся международной ситуации Япония в своем стремлении занять позицию регионального лидера стала подвержена новым угрозам: растущей экономической и военной мощи КНР, ядерной угрозе со стороны КНДР, территориальным притязаниям соседей.
Все это привело к принятию в 21 веке ряда программных документов, определивших дальнейшие направления политики Токио в области обеспечения безопасности. Ими стали Стратегия национальной
безопасности, Программа национальной обороны и План строительства вооруженных сил Японии в 2014 - 2018 гг. Стратегия стала первым в истории Японии программным документом в области безопасности, в которой нашли отражение региональные вызовы и угрозы безопасности АТР, необходимость поддержания союзнических отношений с Вашингтоном, а также стремление выстроить партнерские связи с другими странами региона. Концепция «активного пацифизма» проглядывается и в Программе национальной обороны, которая детализирует усилия по созданию эффективного и целостного оборонного потенциала страны. Аналогичной цели придерживается и Среднесрочный план военного строительства.
Взятый Синдзо Абэ курс на «нормализацию» страны и снятие ограничений, наложенных по результатам Второй мировой войны, ознаменовался также новым толкованием 9 статьи Конституции Японии, согласно которой страна «на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров». Новое оборонное законодательство фактически дало возможность японским военнослужащим принимать участие в боевых действиях за пределами страны, то есть использовать так называемое право на коллективную самооборону для защиты дружественных Токио государств.
Прямым следствием изменения оборонного законодательства стали попытки реформировать структуру сил самообороны с целью увеличения их мобильности. По мнению руководства страны, они должны представлять собой динамичную структуру, способную своевременно реагировать на традиционные и нетрадиционные угрозы безопасности. Это еще раз подчёркивает приверженность японского правительства «активному пацифизму» с акцентом на военные средства обеспечения безопасности.
Политический истеблишмент рассматривает военный потенциал страны как важный инструмент для поддержания мира и стабильности в регионе. Он придерживается мнения, что Япония не должна быть слабым звеном в структуре глобальной безопасности, и намерен сделать ее активным участником построения мира на планете. Одним из важнейших направлений в превращении Японии в такого активного участника является сотрудничество с государствами в военной области. Приоритетными на этом направлении являются отношения с США, главнейшим союзником Японии, которые на рубеже веков также претерпели значительные изменения. Пересмотр Руководящих принципов японо-американского оборонного сотрудничества в 2015 г. привел к расширению обязательств Токио в рамках альянса, задачи которого теперь приобрели глобальный характер за счет расширения географических рамок сотрудничества.
Важными региональными партнёрами Японии являются также Австралия и Республика Корея, с которыми Токио выстраивает сотрудничество как на двусторонней основе, так и в рамках многосторонних форматов, в том числе с участием США. Важным моментом в японо¬австралийском сотрудничестве стало подписание Совместной декларации о сотрудничестве в области обеспечения безопасности в 2007 г. и документа под названием «Общее видение и задачи» в 2012 г., которые обозначили дальнейшие направления двустороннего сотрудничества, в том числе проведение совместных военных учений. С Сеулом же каких-либо договоренностей достичь не удаётся в связи с проблемами исторического характера.
Особое место в региональном сотрудничестве Японии отводится России, Индии и странам АСЕАН, которые объединяет близость позиций по актуальным проблемам международных отношений, которые и обсуждаются на совместных встречах. Далее, как правило, дело не заходит, за исключением совместных учений.
Акцент делается также на сотрудничестве со странами АТР в рамках многосторонних диалогов, среди которых Региональный форум АСЕАН, Восточноазиатские саммиты, «Шангри-ла», участие в которых значительно повышает имидж страны, но не является эффективным механизмом по предотвращению конфликтов в регионе и разрешению споров. Стоит отметить, что именно на многостороннее сотрудничество Токио возлагает надежды по борьбе с нетрадиционными угрозами безопасности.
За пределами региона важным партнером Японии стал ЕС, формальный характер отношениям с которым был придан подписанием Совместной декларации в 1991 г., а также Плана сотрудничества в 2001 г., завершившееся созданием стратегического партнёрства обеих сторон. Однако конкретные действия в сфере безопасности сводятся в большинстве своем к общим декларациям о приверженности общим демократическим ценностям. Особые отношения сложились у Токио с Лондоном, которые сошлись на необходимости реформировать ООН. Кроме того, Великобритания публично заявляет о своей поддержке кандидатуры Японии для включения ее в состав постоянных членов Совета безопасности ООН.
Не обходится без внимания Токио и африканский континент. Путем проведения международной конференции по африканском развитию японское руководство стремится реактивировать сотрудничество со странами региона. Стоит отметить, что именно здесь, в Джибути, расположена единственная военная база Японии за пределами страны., присутствие на которой объясняется необходимостью борьбы с пиратством у берегов Сомали.
Отношения Токио с государствами Латинской Америки и Центральной Азии сосредотачиваются в основном вокруг экономических вопросов, а совместные заявления по вопросам обеспечения безопасности носят в основном декларативный характер. Именно через призму экономики обсуждаются вопросы военно-политического сотрудничества, что делает их второстепенным фактором, необходимым лишь для беспрепятственного развития и дальнейшего углубления отношений в экономической сфере.
Укреплению политического веса страны и поддержанию ее имиджа как «нации мира» способствует участие в миротворческих операциях, которое было разрешено Законом 1992 г. С этих пор Япония приняла участие в 28 международных миссиях в разных частях света. В рамках АТР в рассматриваемый период Токио внёс вклад в миротворческие миссии в Камбодже, Восточном Тиморе, индонезийском Ачехе, на Минданао. Деятельность японских сил самообороны в этих странах и регионах ограничивалась в основном помощью в восстановлении инфраструктуры, выполнением логистической функций, наблюдение за ходом выборов и содействие в их организации. Примечательно, что несмотря на экономическую стагнацию, которая наблюдалась в Японии на рубеже веков, стране удалось оказать огромную помощь в решении гражданских и этнических конфликтов, чем не могли похвастаться другие региональные державы, например, Китай.
За пределами региона японский контингент участвовал в миротворческих операциях, миссиях по оказанию гуманитарной помощи и наблюдению за выборами на территориях Мозамбика, Анголы, Сальвадора, Гаити, Руанды, Судана, Непала, Боснии и Герцеговины, Ирака и др. В большинстве своем на силах самообороны Японии лежали инженерные функции. С изменением оборонного законодательства японским военнослужащим было предоставлено право на коллективную самооборону. Уже с новыми обязательствами Токио направил свои ВС в Южный Судан. Однако направление миротворческих сил в регионы, охваченные военными конфликтами, по-прежнему продолжает уступать финансовой помощи.
Таким образом, на рубеже 20-21 веков мы наблюдаем активизацию политики Японии в области обеспечения глобальной безопасности, что вызвано не только ростом вероятных угроз, но и стремлением Токио войти в состав постоянных членов Совета безопасности ООН, что придало бы стране значительный политический вес. Политика «активного пацифизма» постепенно приводит к возвращению былого военного потенциала страны, диверсификации контактов со странами региона в области военно - политического сотрудничества и расширению функционала и обязанностей сил самообороны в ходе миротворческих миссий, проводимых как под эгидой ООН, так и вне ее рамок.
Все это привело к принятию в 21 веке ряда программных документов, определивших дальнейшие направления политики Токио в области обеспечения безопасности. Ими стали Стратегия национальной
безопасности, Программа национальной обороны и План строительства вооруженных сил Японии в 2014 - 2018 гг. Стратегия стала первым в истории Японии программным документом в области безопасности, в которой нашли отражение региональные вызовы и угрозы безопасности АТР, необходимость поддержания союзнических отношений с Вашингтоном, а также стремление выстроить партнерские связи с другими странами региона. Концепция «активного пацифизма» проглядывается и в Программе национальной обороны, которая детализирует усилия по созданию эффективного и целостного оборонного потенциала страны. Аналогичной цели придерживается и Среднесрочный план военного строительства.
Взятый Синдзо Абэ курс на «нормализацию» страны и снятие ограничений, наложенных по результатам Второй мировой войны, ознаменовался также новым толкованием 9 статьи Конституции Японии, согласно которой страна «на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров». Новое оборонное законодательство фактически дало возможность японским военнослужащим принимать участие в боевых действиях за пределами страны, то есть использовать так называемое право на коллективную самооборону для защиты дружественных Токио государств.
Прямым следствием изменения оборонного законодательства стали попытки реформировать структуру сил самообороны с целью увеличения их мобильности. По мнению руководства страны, они должны представлять собой динамичную структуру, способную своевременно реагировать на традиционные и нетрадиционные угрозы безопасности. Это еще раз подчёркивает приверженность японского правительства «активному пацифизму» с акцентом на военные средства обеспечения безопасности.
Политический истеблишмент рассматривает военный потенциал страны как важный инструмент для поддержания мира и стабильности в регионе. Он придерживается мнения, что Япония не должна быть слабым звеном в структуре глобальной безопасности, и намерен сделать ее активным участником построения мира на планете. Одним из важнейших направлений в превращении Японии в такого активного участника является сотрудничество с государствами в военной области. Приоритетными на этом направлении являются отношения с США, главнейшим союзником Японии, которые на рубеже веков также претерпели значительные изменения. Пересмотр Руководящих принципов японо-американского оборонного сотрудничества в 2015 г. привел к расширению обязательств Токио в рамках альянса, задачи которого теперь приобрели глобальный характер за счет расширения географических рамок сотрудничества.
Важными региональными партнёрами Японии являются также Австралия и Республика Корея, с которыми Токио выстраивает сотрудничество как на двусторонней основе, так и в рамках многосторонних форматов, в том числе с участием США. Важным моментом в японо¬австралийском сотрудничестве стало подписание Совместной декларации о сотрудничестве в области обеспечения безопасности в 2007 г. и документа под названием «Общее видение и задачи» в 2012 г., которые обозначили дальнейшие направления двустороннего сотрудничества, в том числе проведение совместных военных учений. С Сеулом же каких-либо договоренностей достичь не удаётся в связи с проблемами исторического характера.
Особое место в региональном сотрудничестве Японии отводится России, Индии и странам АСЕАН, которые объединяет близость позиций по актуальным проблемам международных отношений, которые и обсуждаются на совместных встречах. Далее, как правило, дело не заходит, за исключением совместных учений.
Акцент делается также на сотрудничестве со странами АТР в рамках многосторонних диалогов, среди которых Региональный форум АСЕАН, Восточноазиатские саммиты, «Шангри-ла», участие в которых значительно повышает имидж страны, но не является эффективным механизмом по предотвращению конфликтов в регионе и разрешению споров. Стоит отметить, что именно на многостороннее сотрудничество Токио возлагает надежды по борьбе с нетрадиционными угрозами безопасности.
За пределами региона важным партнером Японии стал ЕС, формальный характер отношениям с которым был придан подписанием Совместной декларации в 1991 г., а также Плана сотрудничества в 2001 г., завершившееся созданием стратегического партнёрства обеих сторон. Однако конкретные действия в сфере безопасности сводятся в большинстве своем к общим декларациям о приверженности общим демократическим ценностям. Особые отношения сложились у Токио с Лондоном, которые сошлись на необходимости реформировать ООН. Кроме того, Великобритания публично заявляет о своей поддержке кандидатуры Японии для включения ее в состав постоянных членов Совета безопасности ООН.
Не обходится без внимания Токио и африканский континент. Путем проведения международной конференции по африканском развитию японское руководство стремится реактивировать сотрудничество со странами региона. Стоит отметить, что именно здесь, в Джибути, расположена единственная военная база Японии за пределами страны., присутствие на которой объясняется необходимостью борьбы с пиратством у берегов Сомали.
Отношения Токио с государствами Латинской Америки и Центральной Азии сосредотачиваются в основном вокруг экономических вопросов, а совместные заявления по вопросам обеспечения безопасности носят в основном декларативный характер. Именно через призму экономики обсуждаются вопросы военно-политического сотрудничества, что делает их второстепенным фактором, необходимым лишь для беспрепятственного развития и дальнейшего углубления отношений в экономической сфере.
Укреплению политического веса страны и поддержанию ее имиджа как «нации мира» способствует участие в миротворческих операциях, которое было разрешено Законом 1992 г. С этих пор Япония приняла участие в 28 международных миссиях в разных частях света. В рамках АТР в рассматриваемый период Токио внёс вклад в миротворческие миссии в Камбодже, Восточном Тиморе, индонезийском Ачехе, на Минданао. Деятельность японских сил самообороны в этих странах и регионах ограничивалась в основном помощью в восстановлении инфраструктуры, выполнением логистической функций, наблюдение за ходом выборов и содействие в их организации. Примечательно, что несмотря на экономическую стагнацию, которая наблюдалась в Японии на рубеже веков, стране удалось оказать огромную помощь в решении гражданских и этнических конфликтов, чем не могли похвастаться другие региональные державы, например, Китай.
За пределами региона японский контингент участвовал в миротворческих операциях, миссиях по оказанию гуманитарной помощи и наблюдению за выборами на территориях Мозамбика, Анголы, Сальвадора, Гаити, Руанды, Судана, Непала, Боснии и Герцеговины, Ирака и др. В большинстве своем на силах самообороны Японии лежали инженерные функции. С изменением оборонного законодательства японским военнослужащим было предоставлено право на коллективную самооборону. Уже с новыми обязательствами Токио направил свои ВС в Южный Судан. Однако направление миротворческих сил в регионы, охваченные военными конфликтами, по-прежнему продолжает уступать финансовой помощи.
Таким образом, на рубеже 20-21 веков мы наблюдаем активизацию политики Японии в области обеспечения глобальной безопасности, что вызвано не только ростом вероятных угроз, но и стремлением Токио войти в состав постоянных членов Совета безопасности ООН, что придало бы стране значительный политический вес. Политика «активного пацифизма» постепенно приводит к возвращению былого военного потенциала страны, диверсификации контактов со странами региона в области военно - политического сотрудничества и расширению функционала и обязанностей сил самообороны в ходе миротворческих миссий, проводимых как под эгидой ООН, так и вне ее рамок.
Подобные работы
- «Мягкая сила» во внешней политике Японии на рубеже XX-XXI веков
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017 - РОССИЙСКО-ИРАНСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI В
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2022 - Политика КНР в Восточной Азии. Трансформация внешнеполитических стратегий от регионального сотрудничества к статусу мировой сверхдержавы.
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКО-ЯПОНСКИХ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2017 - Китайско-Российское партнёрство в разрешении ключевых международных проблем на рубеже XX-XXI вв.
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016 - ИНТЕРПОЛ И ЕВРОПОЛ В БОРЬБЕ С УГРОЗАМИ
НЕТРАДИЦИОННОГО РЯДА В ЕВРОПЕ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВВ.
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Экономическое сотрудничество между Китаем и Южной Кореей на рубеже XX-XXI веков
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2022 - ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ В ПЕРВЫЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ XXI ВЕКА
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2020 - ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ СИЛ САМООБОРОНЫ ЯПОНИИ ПОСЛЕ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ
Диссертация , политология. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2018



