Введение 2
1. Концепция национальной безопасности Японии на рубеже XX - XXI
веков 10
1. 1. Реформирование законодательных основ Японии в области
безопасности 10
1.2 Структурные и качественные изменения вооруженных сил Японии в рамках нового оборонного законодательства 21
2. Деятельность Японии в области обеспечения безопасности в Азиатско-
Тихоокеанском регионе 30
2.1 Сотрудничество Японии со странами региона по вопросам обеспечения
безопасности 30
2.2 Участие Японии в миротворческих операциях в АТР 42
3. Деятельность Японии в области обеспечения безопасности за пределами
Азиатско-Тихоокеанского региона 54
3.1 Сотрудничество Японии и государств, расположенных за пределами
АТР, в области обеспечения безопасности 54
3.2 Вклад Японии в миротворческие операции за пределами АТР 63
Заключение 73
Список использованных источников и литературы 78
Основой японской концепции безопасности являются две составляющие: пацифизм, закрепленный Конституцией 1947 г. , и
союзнические отношения с Соединенными Штатами, которые были заложены японо-американским Договором о гарантиях безопасности от 1951 г. , вступившим в силу в 1952 г.
В соответствии с Конституцией 1947 г. «японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров» . Япония, добровольно отказавшись от
использования военной силы или угрозы ею, сделала ставки на невоенные способы реализации собственной политики: на дипломатию и
экономическую помощь.
Подписанные в 1951 г. Сан-Францисский мирный договор и Японо-американский Договор о гарантии безопасности , а затем и Договор о взаимном сотрудничестве и гарантии безопасности, подписанный в 1960 г. , юридически оформили сложившийся военный союз Токио и Вашингтона. Последний документ предоставлял Соединенным Штатам возможность размещать военные базы и военный контингент на территории Страны восходящего солнца.
На протяжении длительного времени после окончания Второй мировой войны японская политика основывалась на доктрине Ёсиды, предусматривавшей экономическое восстановление страны, а также тесное политико-экономическое сотрудничество с Вашингтоном в качестве
приоритетных задач правительства. Согласно доктрине, военные расходы государства должны были стать минимальны, а защита островов от внешней агрессии возлагалась полностью на американский военный контингент .
Таким образом, в послевоенный период обеспечение безопасности страны традиционно рассматривалось политическими лидерами Японии в контексте членства страны в системе «договора безопасности» с США. Однако в связи с экономическими, международно-политическими и военными изменениями правящие круги Японии с течением времени стали задумываться о пересмотре подходов к политике в сфере безопасности.
Еще в 80-ые гг. XX века Ясухиро Накасонэ, занимавший пост премьер- министра страны в то время, взял курс на «подведение итогов» Второй мировой войны. Им было принято решение пересмотреть самоограничения, наложенные на Токио в послевоенное время, и закрепившие за Японией статус государства, провозгласившего пацифизм в качестве основы своей государственной политики .
Актуальность магистерской диссертации. Наступление XXI века наряду с глобализацией характеризуется и значительными изменениями в мировом балансе сил. Ситуация вокруг обеспечения национальной безопасности Японии приобретает все более напряженный характер: разработка Пхеньяном ракетной и ядерной программ, рост военной мощи и территориальных притязаний Пекина, распространение транснациональных угроз, в том числе увеличение масштабов международного терроризма и кибератак.
Непростая обстановка в мире подкрепляет необходимость изучения особенностей формирования политики Токио в области обеспечения региональной и глобальной безопасности. Являясь дальневосточным соседом России и одним из важнейших экономических и политических центров Азиатско-Тихоокеанского региона, Япония способна оказывать значительное влияние на процесс поддержания стабильности не только в регионе, но и в мировом масштабе.
Актуальность исследования подкрепляется так же активно обсуждаемыми в последнее время стремлениями Японии занять место постоянного члена Совета Безопасности ООН - органа, на который Устав организации возлагает обязанности по обеспечению мира и стабильности во всех частях света.
Степень изученности: Тема настоящей магистерской диссертации является не достаточно хорошо изученной и не получила широкого и комплексного освещения в отечественной литературе. Среди отечественных исследований можно выделить монографию Крупянко М. И. «Япония после «Холодной войны». Политика обеспечения национальной безопасности» , в которой получили освещение основные подходы к определению и обеспечению национальной безопасности, а также их практическая реализация в регионе Восточной Азии. Бунин В. Н. в своих трудах подробно описывает трансформацию союза Японии и США с момента его основания и до начала нового тысячелетия , а также проводит анализ оборонной политики Токио на рубеже веков . Некоторые аспекты японской стратегии по обеспечению региональной и глобальной мировой безопасности освещены в статьях Крячкиной Ю. А. , Водопьянова К. Г. , Стрельцова Д. В. и др.
Значительную массу литературы по изучаемой теме составляют труды зарубежных, в частности японских, ученых. Так, в своей книге «Стратегический пацифизм» Такаси Иногути подробно излагает политику японского правительства, направленную на установление мира во всем мире. Монографии профессора Моримото стали ценным источником
информации о взглядах японского правительства на международную безопасность, расхождение которых подробно описывается в другом коллективном исследовании «Размышления о безопасности Японии в новых условиях» . Проблеме глобальных проблем и участию Токио в их разрешении посвящены работа Я. Акаси . В основу диссертации также легли статьи таких японских ученых, как Х. Танака , М. Цуруока , А. Ямада и др.
Из работ европейских и американских исследователей хочется отметить комплексный труд профессора Ороса , поднимающий вопросы «возрождения» военной мощи Японии и влияние этих процессов на обеспечение глобальной безопасности в XXI веке. Участие Токио в миротворческих операциях ООН рассматривается системно в монографии Х. Добсона , а вклад Страны восходящего солнца в борьбу с международным терроризмом - в книге «Борьба с терроризмом: стратегии 10 стран» под редакцией Александера Йоны . Важные аспекты темы были затронуты в публикациях Э. Линкольна , Б. Глоссермана , М. Окано-Хейджманс , А. Лиффа и др., которые позволили сформировать общее представление о рассматриваемой проблеме.
Целью настоящей магистерской диссертации является изучение политики Японии в области обеспечения мировой безопасности на рубеже XX- XXI веков.
Для достижения цели необходимо было реализовать следующие задачи:
1. Рассмотреть законодательные основы политики Токио в области обеспечения национальной, региональной и мировой безопасности;
2. Проанализировать вклад Японии в обеспечение безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе;
3. Рассмотреть участие Токио в вопросах по поддержанию мира за пределами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Источниковая база исследования:
Источниками, на основании которых была написана настоящая магистерская диссертация, являются:
• Законодательные акты Японии: Конституция Японии , Закон о сотрудничестве с силами ООН по поддержанию мира , Стратегия национальной безопасности , Основные направления национальной обороны Японии , Резолюция Кабинета министров «О разработке целостного оборонного законодательства для обеспечения безопасности Японии и ее народа» и др.;
• Международные договоры и соглашения: Японо-американский договор
безопасности , Сан-Францисский мирный договор , Японо-американский договор о взаимном сотрудничестве и гарантии
безопасности , Руководящие принципы японо-американского оборонного сотрудничества , Совместная декларация Японии и Австралии о сотрудничестве в области безопасности и др.;
• Отчеты и доклады: Голубые книги по дипломатии Министерства иностранных дел Японии c 1991 по 2016 гг. и Белые книги по вопросам обороны Управления национальной обороны c 2005 по 2016 гг. , ставшие основными источниками статистических данных, необходимых для изучения и анализа последних тенденций в политике Токио в сфере безопасности;
• Пресс-конференции , пресс-релизы , официальные 43 и совместные 44 заявления государственных деятелей, которые отражают официальную позицию Токио по актуальным проблемам международной безопасности.
• Материалы новостных интернет-сайтов, освещающие основные моменты политики Токио в сфере безопасности.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала 1990-ых по 2016 год. Вместе с распадом Советского Союза, ознаменовавшего окончание «холодной войны», перед Японией встал вопрос об изменении подхода к обеспечению безопасности как страны, так и региона. Угрозы новой многополярной системы международных отношений заставили Японию занять активную позицию в вопросах поддержания мира в различных уголках Земли, а текущие реформы сил самообороны страны стали логическим ее продолжением.
Методология исследования: в основу исследования был положен структурно-системный подход, позволивший рассмотреть японскую доктрину безопасности и ее реализацию на разных уровнях как систему политических установок и действий, обладающую определенной структурой. В работе соблюдены принципы историзма, объективности и научности. Таким образом, методологической основой настоящей магистерской диссертации является общенаучное положение о системности сложных процессов, а также идея взаимообусловленности и взаимосвязанности политических, военных, а также экономических факторов, определяющих эволюцию внешнеполитического курса Японии в сфере безопасности.
Объектом исследования является внешняя политика Японии на рубеже XX-XXI веков.
Предмет исследования - стратегия Японии по обеспечению безопасности и ее реализация в регионе и в мире в конце XX - начале XXI веков.
Научная новизна нашей работы заключается в комплексном изучении феномена политики «проактивного пацифизма», реализуемой Японией в тесной координации с другими государствами, а также вклада Токио в обеспечение безопасности в АТР и мировом сообществе, Кроме того, в контексте данной магистерской диссертации рассматривается текущая реформа сил самообороны Японии и ее влияние на степень вовлеченности страны в международные усилия по обеспечению мира.
Научно-практическая значимость: положения и выводы данного исследования могут быть привлечены для дальнейшего изучения роли Японии в обеспечении глобальной безопасности. Содержащийся в исследовании материал может использоваться для составления рефератов, написания курсовых работ, разработки учебных пособий, монографий по международным отношениям.
До конца 20 века японская политика в сфере обеспечения безопасности была пассивной. Полностью полагаясь на союз с США, Япония могла концентрироваться на мягкой силе: прямые и косвенные инвестиции, распространение культуры. Принимая во внимание значительные изменения, произошедшие в АТР после окончания холодной войны, Токио стал принимать ряд шагов по пересмотру оборонной политики, ибо в сложившейся международной ситуации Япония в своем стремлении занять позицию регионального лидера стала подвержена новым угрозам: растущей экономической и военной мощи КНР, ядерной угрозе со стороны КНДР, территориальным притязаниям соседей.
Все это привело к принятию в 21 веке ряда программных документов, определивших дальнейшие направления политики Токио в области обеспечения безопасности. Ими стали Стратегия национальной
безопасности, Программа национальной обороны и План строительства вооруженных сил Японии в 2014 - 2018 гг. Стратегия стала первым в истории Японии программным документом в области безопасности, в которой нашли отражение региональные вызовы и угрозы безопасности АТР, необходимость поддержания союзнических отношений с Вашингтоном, а также стремление выстроить партнерские связи с другими странами региона. Концепция «активного пацифизма» проглядывается и в Программе национальной обороны, которая детализирует усилия по созданию эффективного и целостного оборонного потенциала страны. Аналогичной цели придерживается и Среднесрочный план военного строительства.
Взятый Синдзо Абэ курс на «нормализацию» страны и снятие ограничений, наложенных по результатам Второй мировой войны, ознаменовался также новым толкованием 9 статьи Конституции Японии, согласно которой страна «на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров». Новое оборонное законодательство фактически дало возможность японским военнослужащим принимать участие в боевых действиях за пределами страны, то есть использовать так называемое право на коллективную самооборону для защиты дружественных Токио государств.
Прямым следствием изменения оборонного законодательства стали попытки реформировать структуру сил самообороны с целью увеличения их мобильности. По мнению руководства страны, они должны представлять собой динамичную структуру, способную своевременно реагировать на традиционные и нетрадиционные угрозы безопасности. Это еще раз подчёркивает приверженность японского правительства «активному пацифизму» с акцентом на военные средства обеспечения безопасности.
Политический истеблишмент рассматривает военный потенциал страны как важный инструмент для поддержания мира и стабильности в регионе. Он придерживается мнения, что Япония не должна быть слабым звеном в структуре глобальной безопасности, и намерен сделать ее активным участником построения мира на планете. Одним из важнейших направлений в превращении Японии в такого активного участника является сотрудничество с государствами в военной области. Приоритетными на этом направлении являются отношения с США, главнейшим союзником Японии, которые на рубеже веков также претерпели значительные изменения. Пересмотр Руководящих принципов японо-американского оборонного сотрудничества в 2015 г. привел к расширению обязательств Токио в рамках альянса, задачи которого теперь приобрели глобальный характер за счет расширения географических рамок сотрудничества.
Важными региональными партнёрами Японии являются также Австралия и Республика Корея, с которыми Токио выстраивает сотрудничество как на двусторонней основе, так и в рамках многосторонних форматов, в том числе с участием США. Важным моментом в японо¬австралийском сотрудничестве стало подписание Совместной декларации о сотрудничестве в области обеспечения безопасности в 2007 г. и документа под названием «Общее видение и задачи» в 2012 г., которые обозначили дальнейшие направления двустороннего сотрудничества, в том числе проведение совместных военных учений. С Сеулом же каких-либо договоренностей достичь не удаётся в связи с проблемами исторического характера.
Особое место в региональном сотрудничестве Японии отводится России, Индии и странам АСЕАН, которые объединяет близость позиций по актуальным проблемам международных отношений, которые и обсуждаются на совместных встречах. Далее, как правило, дело не заходит, за исключением совместных учений.
Акцент делается также на сотрудничестве со странами АТР в рамках многосторонних диалогов, среди которых Региональный форум АСЕАН, Восточноазиатские саммиты, «Шангри-ла», участие в которых значительно повышает имидж страны, но не является эффективным механизмом по предотвращению конфликтов в регионе и разрешению споров. Стоит отметить, что именно на многостороннее сотрудничество Токио возлагает надежды по борьбе с нетрадиционными угрозами безопасности.
За пределами региона важным партнером Японии стал ЕС, формальный характер отношениям с которым был придан подписанием Совместной декларации в 1991 г., а также Плана сотрудничества в 2001 г., завершившееся созданием стратегического партнёрства обеих сторон. Однако конкретные действия в сфере безопасности сводятся в большинстве своем к общим декларациям о приверженности общим демократическим ценностям. Особые отношения сложились у Токио с Лондоном, которые сошлись на необходимости реформировать ООН. Кроме того, Великобритания публично заявляет о своей поддержке кандидатуры Японии для включения ее в состав постоянных членов Совета безопасности ООН.
Не обходится без внимания Токио и африканский континент. Путем проведения международной конференции по африканском развитию японское руководство стремится реактивировать сотрудничество со странами региона. Стоит отметить, что именно здесь, в Джибути, расположена единственная военная база Японии за пределами страны., присутствие на которой объясняется необходимостью борьбы с пиратством у берегов Сомали.
Отношения Токио с государствами Латинской Америки и Центральной Азии сосредотачиваются в основном вокруг экономических вопросов, а совместные заявления по вопросам обеспечения безопасности носят в основном декларативный характер. Именно через призму экономики обсуждаются вопросы военно-политического сотрудничества, что делает их второстепенным фактором, необходимым лишь для беспрепятственного развития и дальнейшего углубления отношений в экономической сфере.
Укреплению политического веса страны и поддержанию ее имиджа как «нации мира» способствует участие в миротворческих операциях, которое было разрешено Законом 1992 г. С этих пор Япония приняла участие в 28 международных миссиях в разных частях света. В рамках АТР в рассматриваемый период Токио внёс вклад в миротворческие миссии в Камбодже, Восточном Тиморе, индонезийском Ачехе, на Минданао. Деятельность японских сил самообороны в этих странах и регионах ограничивалась в основном помощью в восстановлении инфраструктуры, выполнением логистической функций, наблюдение за ходом выборов и содействие в их организации. Примечательно, что несмотря на экономическую стагнацию, которая наблюдалась в Японии на рубеже веков, стране удалось оказать огромную помощь в решении гражданских и этнических конфликтов, чем не могли похвастаться другие региональные державы, например, Китай.
За пределами региона японский контингент участвовал в миротворческих операциях, миссиях по оказанию гуманитарной помощи и наблюдению за выборами на территориях Мозамбика, Анголы, Сальвадора, Гаити, Руанды, Судана, Непала, Боснии и Герцеговины, Ирака и др. В большинстве своем на силах самообороны Японии лежали инженерные функции. С изменением оборонного законодательства японским военнослужащим было предоставлено право на коллективную самооборону. Уже с новыми обязательствами Токио направил свои ВС в Южный Судан. Однако направление миротворческих сил в регионы, охваченные военными конфликтами, по-прежнему продолжает уступать финансовой помощи.
Таким образом, на рубеже 20-21 веков мы наблюдаем активизацию политики Японии в области обеспечения глобальной безопасности, что вызвано не только ростом вероятных угроз, но и стремлением Токио войти в состав постоянных членов Совета безопасности ООН, что придало бы стране значительный политический вес. Политика «активного пацифизма» постепенно приводит к возвращению былого военного потенциала страны, диверсификации контактов со странами региона в области военно - политического сотрудничества и расширению функционала и обязанностей сил самообороны в ходе миротворческих миссий, проводимых как под эгидой ООН, так и вне ее рамок.
1. В Южный Судан прибыли японские войска, уполномоченные
вмешиваться в спасательные операции:
https://warsonline.info/sudan/novosti/sudan/v-iuzhnyi-sudan-pribyli- iaponskie-voiska-upolnomochennye-vmeshivatsia-v-spasatelnye- operatcii.html
2. Action Agenda 21: the UK and Japan in the 21st Century: http://www.mofa.go.jp/region/europe/uk/agenda21 .html
3. Act on Cooperation for United Nations Peacekeeping Operations and Other
Operations, June 19 1992:
http://www.pko.go.jp/pko j/data/law/pdf/law e.pdf
4. Address by Prime Minister Shinzo Abe
at the Opening Session of the Sixth Tokyo International Conference on African Development, August 27, 2016:
http: //www.mofa.go .j p/afr/af2/page4e 000496.html
5. Agreement on terms and conditions of the accession of the European Atomic Energy Community (Euratom/EAEC) to the Korean Peninsula Energy
Development Organisation (KEDO), July 30, 1997:
http://ec.europa.eu/world/agreements/prepareCreateTreatiesWorkspace/treati esGeneralData.do?step=0&redirect=true&treatyId=620
6. An Action Plan for EU-Japan Cooperation, 2011:
http://www.mofa.go.jp/region/europe/eu/summit/action0112.html
7. Australia and Japan - Cooperating for peace and stability. Common Vision and Objectives, 2012: http://www.mofa.go.jp/files/000034392.pdf
8. Australia - Japan Joint Declaration on Security Cooperation, March 13, 2007: http: //www.mofa.go .j p/region/asia-paci/australia/j oint0703 .html
9. Cabinet Decision on Development of Seamless Security Legislation to
Ensure Japan’s Survival and to Protect its People, July 1, 2014:
http: //www.cas.go .j p/j p/gaiyou/j imu/pdf/anpoho sei eng.pdf
10. China, Japan and the ROK Set up the Trilateral Cooperation Secretariat in Seoul: http://www.fmprc.gov.cn/mfa eng/zxxx 662805/t864722.shtml
11. Defense Programs and Budget of Japan - Overview of FY 2010 - 2017 Budgets: http://www.mod.go.jp/e/d budget/
12. Defense of Japan (Annual White Paper) (2005 - 2016):
http://www.mod.go.jp/e/publ/w paper/
13. Diplomatic Bluebook (1991 - 2016):
http: //www.mofa.go .j p/policy/other/bluebook/
14. Entry into Force of the Japan-Australia Information Security Agreement, March 22, 2013: http://www.mofa.go.jp/press/release/press6e 000011 .html
15. Japan-China Summit Meeting at the ASEAN+3 Summit Meeting, 2013: http://www.mofa.go.jp/region/asia-paci/asean/pmv0310/china.html
16. Japan-EU Joint Declaration on Disarmament and Non-proliferation, June 22, 2004: http: //www.mo fa.go .j p/region/europe/eu/summit/j o int0406-2. pdf
17. Japan PM begins Africa tour in Ivory Coast:
http://www.news24.com/Africa/News/Japan-PM-begins-Africa-tour-in- Ivory-Coast-20140110-8
18. Japan's Contributions Based on the International Peace Cooperation Act. Report: http://www.mofa.go.jp/fp/ipc/page22e 000684.html
19. Japan’s Efforts on Peacebuilding. Report of Ministry of Foreign Affairs, Japan, March, 2007: http: //www.mofa.go .jp/policy/un/pko/effort0704.pdf
20. Japan’s Fleet BMD: Upgrades & UORs:
http://www.defenseindustrydaily.com/up-to-387m-for-japanese-naval-abm- components-0807/
21. Japan’s Shinzo Abe woos Africa with funds for peace and security: http: //www.j apantime s .co.jp/news/2014/01/14/national/j apans-shinzo-abe- woos-africa-with-funds-for-peace-and-security/#.WSdFMpLygY0
22. Joint Declaration on Relations between the European Community and its
Member States and Japan, July 18, 1991:
http://eeas.europa.eu/archives/docs/japan/docs/joint pol decl en.pdf
23. Joint Statement "Central Asia + Japan" Dialogue/Foreign Ministers'
Meeting, August 28, 2004:
http: //www.mofa.go .j p/region/europe/dialogue/j oint0408.pdf
24. Jose Manuel Barroso. EU-Japan - a Mature Relationship with Untapped Potential, April 21, 2006: http://europa.eu/rapid/press-release_SPEECH-06- 243_en.htm
25. Medium Term Defense Program (FY2014-FY2018):
http: //www.mod.go .j p/j/approach/agenda/guideline/2014/pdf/Defense_Progr am.pdf
26. National Defense Program for FY 2014 and beyond, December 17, 2013:
http://japan.kantei.go.jp/96 abe/documents/2013/ icsFiles/afieldfile/2013/
12/17/NDPG(Summary).pdf
27. National Security Strategy, December 17, 2013:
http://japan.kantei.go.jp/96 abe/documents/2013/ icsFiles/afieldfile/2013/
12/17/NSS.pdf
28. Press conference by Shinzo Abe on the Legislation for Peace and Security,
September 25, 2015:
http://japan.kantei.go.jp/97 abe/statement/201509/1213465 9928.html
29. Press coverage of the 2010 Shangri-La Dialogue:
http://www.iiss.org/en/publications/conference%20proceedings/sections/sha ngri-la-aa36/the-shangri-la-dialogue-2010-eb33/sld10-11-appendix-3267
30. Press Statement by Prime Minister Keizo Obuchi,The third ASEAN+3
Summit, November 28, 1999:
http: //worldj pn.grips. ac.j p/documents/texts/asean3/19991128.O2E.html
31.Security Treaty Between Japan and the United States of America, September
8, 1951: http://www.ioc.u-
tokyo .ac.j p/~worldj pn/documents/texts/docs/19510908.T2E.html
32. Senior Officials’ Meeting of Trilateral Strategic Dialogue among Japan, U.S.
and Australia, July 4, 2017:
http://www.mofa.go.jp/announce/announce/2007/7/1174404 830.html
33. The Constitution of Japan, November 3, 1946:
http: //j apan.kantei. go .j p/constitution and government- ofj apan/constitution
e.html
34. The Guidelines for U.S. - Japan Defense Cooperation, April 27, 2015: http: //www.defense.gov/pubs/20150427--GUIDELINES FOR US- JAPAN DEFENSE COOPERATION FINAL&CLEAN.pdf
35. The Guidelines for U.S.-Japan Defense Cooperation, September 23, 1997:
http: //www.mod.go .j p/e/d act/anpo/19970923.html
36. Treaty of Mutual Cooperation and Security between the United States and
Japan, January 19, 1960: http://www.mofa.go.jp/region/n-
america/us/q&a/ref/1 .html
37. Treaty of Peace with Japan, September 8, 1951:
https: //treaties.un. org/doc/publication/unts/volume%20136/volume- 136-i- 1832-english.pdf
38. Trilateral Cooperation VISION 2020: http://www.mofa.go.jp/region/asia- paci/jck/summit1005/vision2020.html
39. Trilateral Strategic Dialogue Joint Statement, Australia-Japan-United States, March 18, 2006: http://www.mofa.go.jp/region/asia-paci/australia/joint0603-
2. html
40. UK-Japan Foreign and Defence Ministerial Meeting. Joint Statement,
January 21, 2015:
https: //www.gov.uk/ government/uploads/system/uploads/attachment data/fil e/398319/UK-Japan 2 plus 2 Joint Statement.pdf
41. U.S., Japan to conduct joint military drill for island defense:
http: //www.reuters .com/article/us-usa-j apan-defence- idUSKCN0IA1BL20141021
42. US and Japan agree on new missile defence system:
http: //www.bbc.com/news/world-asia-19620355
43. US Marines Help Japan Build Amphibious Force:
http://www.military.com/daily-news/2014/08/08/us-marines-help-j apan- build-amphibious-force.html
44. Yasuhito M. Japan’s Assistance in Peacebuilding in Sudan and Its Challenges:
http://ifpa.org/pdf/PeaceBuildingApr2011/JapanSudanMurakami.pdf
45. 0’ФУК^1Й^(^М)¥^ 26 ^ 9 Л 1 H: http://www.mofa.go .jp/mofaj/s sa/sw/in/page3 000896.html
46. 01ШЖ^ "A 27 ^ 12 Л 13 H:
http://www.mofa.go.jp/mofaj/s sa/sw/in/page4 001632.html
47. H- ASEAN СТЙ^Ж¥А 28 ^ 9 Л 7 H :
http://www.mofa.go.jp/mofaj/a o/rp/page3 001801.html
48. 0ШОЖ ¥A 2 0Л12Л13Н:
http: //www.kantei. go .j p/j p/asophoto/2008/12/13summit.html
49. ЖШАЗЕАШШУ^ — уЛ (ARF) Ж<та . 1 9 9 4^7
Л25Й:
http: //worldj pn.grips. ac.j p/documents/texts/arf/19940725.O1J.html
1. Бунин В.Н. Современное состояние оборонного потенциала Японии. М.: ИДВ РАН, 2002. - 156 с.
2. Бунин В. Н. Японо-американский союз
безопасности: история и современность. (К 50-летию со дня основания). М.: ИДВ РАН, 2000. - 331 с.
3. Вода К. Р. Политика Японии в Тихоокеанской Азии в начале XXI века: дисс. канд. полит. наук. ИМЭМО, Москва, 2016.
4. Водопьянов К.Г. Трансформация внешней политики Японии:
макрорегиональный контекст:
http: //j apanstudies.ru/index.php?option=com content&task=view&id=464& Itemid=68
5. Голубчиков С. Противоракетная оборона Японии // Морской сборник. - 2014. - №3. - С. 67 - 72
6. Иванов П. Военная политика и военная доктрина Японии: http://factmil.com/publ/strana/japonija/voennaja politika i voennaja doktri na japonii 2014/56-1-0-538
7. Иногути К. Сэнрякутэки хэйва сико (Стратегический пацифизм). Токио, 2004.
8. История Японии. Т. 2. 1868—1998 / Под ред. А. Е. Жукова. - М.: Институт востоковедения РАН, 1998. - 703 с.
9. Каренин Д. М. Современные отношения между Японией и Великобританией // Япония. Ежегодник. - 2009. - № 38. - С. 39 - 56
10. Клоков Н. С. Российско-японские отношения в области безопасности: Автореф. дис. ..канд. ист. наук. - Н. Новгород, 2010. - 28 с.
11. Крупянко М.И. Япония после «холодной войны». Политика
обеспечения национальной безопасности. М.: Восточная литература,
2001. - 271 с.
12. Крячкина Ю. А. Новые тенденции в оборонной политике Японии // Проблемы национальной стратегии. - 2014. - № 5 (26). - С. 136 - 151
13. Накасонэ Я. Государственная стратегия Японии в XXI веке: пер. с яп / Я. Накасонэ. - Москва: NOTA BENE, 2001. - 311 с.
14. Нелидов В.В. Фактор Китая в современной военной политике Японии: http://japanstudies.ru/index.php?option=com content&task=view&id=825& Itemid=66
15. Проблемы безопасности и международного правового порядка в АТР: взгляд из Токио и Москвы / Отв. ред. Михеев В. В., Швыдко В. Г. - М.: ИМЭМО РАН, 2014. - 54 с.
16. Пузыня Н. Н. Политика правительства С. Абэ и стратегия
национальной безопасности Японии // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. - 2015. - Том 14. - С. 47 - 53
17. Стапран Н. В. Австралия и Япония два полюса единого азиатского пространства // Япония. Ежегодник. - 2010. - № 39. - С. 37 - 49
18. Стрельцов Д.В. Япония: новая парадигма безопасности в свете обострения территориального спора с Китаем / Мировая экономика и международные отношения. - 2014. - № 1. - С. 53-62
19. Стрельцов Д. Япония: новая политика национальной безопасности // Российский совет по международным делам: [веб-сайт]. - 2013. - 5 февраля. - URL:http://russiancouncil.ru/inner/?id 4=3078
20. Стрельцов Д. В. Японский пацифизм уходит в прошлое?:
http: //old.mgimo .ru/news/experts/document277096.phtml
21. Транстихоокеанская безопасность: иерархия силы и ответственности / Отв. ред. В. Михеева, В. Швыдко. - М.: ИМЭМО РАН, 2016. - 126 с.
22. Akashi Y. 21 t^OSI^^^S 0#O$^I—^» В^^У^^ ^Л (Роль Японии в ООН в 21 веке). Токио: В^#^ (Кокусай сёин),
2002. - 139 с.
23. Akashi Y. The challenge of peacekeeping in Cambodia // International Peacekeeping. - 1994. - Vol. 1. - P. 204 - 215
24. Akimoto D. The shift from negative pacifism to positive pacifism; Japan’s
contribution to peacekeeping in Cambodia: http://r-
cube.ritsumei.ac.jp/bitstream/10367/4539/1/RJAPS31-11-Akimoto.pdf ASEAN-Japan Cooperation: A Foundation for East Asian Community, Tokyo: Japan Center for International Exchange, 2003. - 250 p.
25. Asia-Pacific Nations in International Peace Support and Stability Operations / Edited by Aoi C., Heng Y. - 2014 - Political Science - 291 p.
26. Attwell R. Changes in Japan’s relations with Africa: aid, trade and security: http://www.ccs.org.za/wp-
content/uploads/2013/09/CCS Commentary Japan Africa RA 2013 .pdf
27. Cheol Hee Park. Reviving the U.S.-Japan-Korea Triangle in South Korean Diplomacy // The Asian Forum. - April 29, 2016.
28. Combating terrorism: strategies of ten countries / Edited by Y. Alexander. Michigan: University of Michigan Press, 2002. - 436 p.
29. Dobson H. Japan and United Nations Peacekeeping: New pressures, new resources. London: Routledge, 2003. - 208 p.
30. Edens R. Why Japan Is Expanding Its Military in Africa?:
http://nationalinterest.org/feature/why-japan-expanding-its-military-africa- 18291
31. Glosserman B. Peak Japan and its Implications for Regional Security: https://www.aspi.org. au/publications/peak-j apan/SR86 Peak Japan.pdf
32. Inoue M. Japan’s Contributions to International Peacekeeping in the 21st Century: http://pqdtopen.proquest.com/doc/882832931.html?FMT=AI
33.Ishizuka K. Japan's policy towards UN peacekeeping operations // International peacekeeping. - 2005. - Vol.12. - P. 67 - 86
34.Ishizuka K. Japan’s Policy towards the War on Terror in Afghanistan: http: //afrasia.ryukoku.ac.j p/publication/upfile/WP003 .pdf
35.Isihara Y. Japan-Australia Defence Cooperation in the Asia Pacific Region: http://www.nids.mod.go.jp/english/publication/joint research/series10/pdf/0 6.pdf
36. Japan as a 'Normal Country'?: A Nation in Search of Its Place in the World / Edited by Soeya Y., Welch D., Tadokoro M. University of Toronto Press, 2011. - 211 p.
37. Lam P. Japan's Peace-Building Diplomacy in Asia: Seeking a More Active Political Role. Routledge, 2009. - 192 p.
38. Liff A. P. Japan’s Defense Policy: Abe the Evolutionary:
https://twq.elliott.gwu.edu/sites/twq.elliott.gwu.edu/files/downloads/Liff Su mmer%202015.pdf
39. Lincoln E. J. Japan’s New Global Role. Washington: Brookings Institution Press, 1995. - 332 p.
40. Lind J. Japan’s Security Evolution:
https: //www.cato .org/publications/policy-analysis/j apans-security-evolution
41. Mangi L. The Political and Economic Strategy of Japan towards Central Asia: https://www.files.ethz.ch/isn/145121/The%20Political%20and%20Economi c%20Strategy%20of%20Japan%20towards%20Central%20Asia.pdf
42. Michishita N. Changing Security Relationship between Japan and South Korea: Frictions and Hopes // Asia-Pacific Review 21. - 2014. - no. 2. - P. 19-32.
43. Morimoto S. PIUWU (Превентивная дипломатия). Токио: S^W^ (Кокусай Сёин), 2004. - 235 с.
44. Morimoto S. +^Д /ЩД^СИЩ^^^^^ОШй (JIIA^Ш (9))
(Противоракетная оборона. Новая структура обеспечения международной безопасности). Токио: Н^Ш1Ж^Ж^^^ (Нихон
кокусаи мондаи кэнкюндзё), 2002. - 338 с.
45. Mykal O. The EU-Japan Security Dialogue: Invisible But Comprehensive. Amsterdam University Press, 2011. - P. 244
46.Okano-Heijmans M. Japan’s Security Posture in Asia: Changing Tactics or Strategy?: http://www.ispionline.it/it/documents/Analysis 125 2012.pdf
47.Oros A. L. Japan’s security renaissance. New policies and politics for the 21st century. NY: Columbia university press, 2017. - 320 p.
48. Piotrowski M. A. Samurai Shield: Japan’s Air and Missile Defence // Bulletin. The Polish Institute of International Affairs. - 2014. - №98(693): https://www.pism.pl/filesUid plik=17829
49. Pollman M. Japan's First Steps Into the World of Arms Exports: http://thediplomat.com/2015/01/japans-first-steps-into-the-world-of-arms- exports/
50. Rakhimov M. Central Asia and Japan: Bilateral and multilateral relations // Journal of Eurasian Studies. - 2014. - Volume 5. Issue 1. - pp. 77 - 87
51. Repeta L. Japan’s 2013 State Secrecy Act // The Asia-Pacific Journal. -
2014. - Vol. 12. Issue 10: http: //apjj f.org/2014/12/10/Lawrence-
Repeta/4086/article.html
52. Saraiva. R. F. Japan’s Contribution to UN Peacekeeping Operations in Southern Africa. The Quest for Peace or Prestige? // Southern African Peace and Security Studies. - 2014. - Volume 2 (1) - pp. 59 - 72
53. Sebata T. Japan's Defense Policy and Bureaucratic Politics, 1976-2007. University Press of America, 2010. - 540 p.
54.Skovoronskikh M. Sino-Japanese Relations and Security Dilemma: https://repository.library.georgetown.edu/bitstream/handle/10822/712427/Sk ovoronskikh georgetown 0076M 12774.pdf?sequence=1
55. Spanko D. Amigos from across the Ocean: Japan’s Relations with Latin America: http://www.lehigh.edu/~rfw1/courses/1999/spring/ir163/Papers/pdf/das8.pdf
56. Tanaka H. Proactive Diplomacy for Peace Under Japan’s New Security Legislation: http://www.jcie.or.jp/insights/10-3.pdf
57. Tatsumi Y. To Fight Terror, Japan Must Fix Its Intelligence Apparatus: http://thediplomat.com/2015/06/to-fight-terror-j apan-must-fix-its- intelligence-appartus/
58. Togo K. Japan's Foreign Policy, 1945-2009: The Quest for a Proactive Policy. - Boston: BILL, 2010. - 484 p.
59. Tsuruoka M. Japan-Europe Security Cooperation: How to “Use” NATO and
the EU:
http://www.nids.mod.go.jp/english/publication/kiyo/pdf/2011/bulletin e201
1 3.pdf
60. Yamada A. Japanese Diplomacy in Latin America and the Caribbean: http://www.americasquarterly.org/content/j apanese-diplomacy-latin- america-and-caribbean
61> ЬИ0£®&£Охб (Й/M DOJO У ' )
(Размышления о безопасности Японии в новых условиях) / Под ред. М. Сакамото. Токио: ilSfflK^i (Джиюукокуминся), 2004. - 421 с.