Введение
1 СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ПРИБЫЛИ, МЕТОДИКА ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1.1 Экономическая сущность прибыли и ее виды
1.2 Понятие и основные виды налогов
1.3 Распределение чистой прибыли
1.4 Факторный анализ прибыли
2 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОАО «ЦЕНТРПРОДСЕРВИС»
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Анализ производства и реализации продукции
2.3 Анализ использования труда и заработной платы
2.4 Анализ финансового состояния ОАО «Центрпродсервис»
3 АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ ОАО «ЦЕНТРПРОДСЕРВИС» ЗА 2012-2014 гг
3.1 Значение и задачи анализа финансовых результатов
3.2 Анализ состава финансовых результатов в динамике
3.3 Анализ затрат на производство и реализацию продукции
3.3 Анализ рентабельности ОАО «Центрпродсервис»
3.4 Факторный анализ прибыли
4.1 Расширение розничной сети
4.2 Проведение сезонных распродаж в оптовой и мелкооптовой торговле
4.3 Разработка и внедрение нового вида продукции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
В современной России в полной мере действует рыночная экономика. Совместно с все более набирающей силу экономикой усиливается и конкуренция, которая является основным механизмом регулирования хозяйственного процесса.
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.
В целях обеспечения выживаемости предприятий в современной России, топ менеджерам, прежде всего, необходимо грамотно дать реальную оценку экономического состояния, не только своему предприятию, но и существующим потенциальным конкурентам. Своевременно проанализировать финансовые результаты деятельности предприятия является основной характеристикой экономической деятельности предприятия.
Одним из ведущих качественных показателей, характеризующих работу предприятия - прибыль. Прибыль - показатель хозяйственной деятельности предприятия. В данном показателе объединяются результаты работы предприятия по расширению производства, снижению производственных затрат, сокращению непроизводственных расходов, повышению качества продукции, рациональному использованию основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств.
Прибыль - форма выражения чистого дохода предприятия, она наиболее полно отражает все стороны производственной и хозяйственной деятельности предприятия. В процессе функционирования каждое предприятие стремится к постоянному повышению прибыльности своей хозяйственной деятельности.
Наиболее главными направлениями при реализации данных целей является:
- управление затратами;
- формирование эффективной ценовой стратегии;
- управление качеством;
- внедрение передовых технологий, использование результатов научно-технического процесса и т.д.
Для рассмотрения существующих видов прибыли и рентабельности, ценовых стратегий, формирования и распределения прибыли предлагается рассмотреть следующие вопросы:
- экономическое значение прибыли, виды прибыли и методика их определения;
- влияние налогов на прибыль, основные виды налогов;
- схема распределения чистой прибыли;
- экономический смысл и виды рентабельности;
- влияние цены продукции на формирование финансового результата предприятия. Виды цен и факторы, влияющие на уровень цен;
- виды ценовой политики и ценовой стратегии.
Проведенный анализ хозяйственной деятельности ОАО «Центрпродсервис» показал:
За период 2012- 2014 гг. объем товарной продукции вырос на 24,7%, объем реализованной продукции на 24,3%.
На фоне роста товарооборота на 24,7% наблюдается рост среднесписочной численности на 3,7%, что сопровождается ростом фонда оплаты труда (+34,9%) и среднемесячной заработной платы (+12,6%). Не смотря на достаточно высокий рост затрат на оплату труда наблюдается рост производительности на 3,7% или на 5,7 тыс. руб./чел. Рост фондоемкости за период 2012 - 2014 гг. на 24,6% свидетельствует о недостаточно четком планировании численности на предприятии относительно основных фондов.
За период 2012 - 2014 гг. стоимость имущества предприятия повышена на 118814,0 тыс. руб. или на 14,27%. Данный рост обусловлен в основном ростом оборотных активов предприятия на сумму 211737,0 тыс. руб. (более чем в 3 раза).
Пассивная часть баланса растет за счет роста нераспределенной прибыли на сумму 57917,0 тыс. руб. или на 23%. Во-вторых величина заемных средств организации за три года выросла на 62812,0 тыс. руб. или на 10,8%, что произошло за счет роста стоимости кредиторской задолженности на сумму 63915,0 тыс. руб. (+23%).
Не смотря на то, что финансовая устойчивость улучшилась по ряду показателей, имея на балансе значительную по величине стоимость оборотных активов, предприятие нуждается в большей величине собственных оборотных средств, т.е. более мобильных средствах.
Все показатели, характеризующие платежеспособность, находятся на уровне близком к норме, или соответствуют нормативным значениям, что объясняется, в основном, наличием у предприятия значительной суммы краткосрочной задолженности.
В 3 части дипломной работы был проведен анализ прибыли предприятия.
Наблюдается негативная динамика связанная в первую очередь с превышением роста себестоимости над ростом выручки, также на снижение прибыли оказывает влияние высокий рост коммерческих расходов за три года на 23,6%, или на 115600 тыс. руб., что привело к снижению прибыли от продаж на 80,2% или на 28492,0 тыс. руб.
Снижение чистой прибыли за три года составило 32143,0 тыс. руб. (¬82,7%). Факторный анализ прибыли от продаж показал: Положительное влияние за три года оказало воздействие фактор роста цен на сырье и материалы, а также снижение удельного веса коммерческих расходов.
Негативное влияние на прибыль от продаж оказал фактор снижения количества реализованной продукции в 2012 - 2014 гг., рост себестоимости, что снизило показатель прибыли на 41314,0 тыс. руб. В общем, за период 2012 - 2014 гг. Совокупное влияние факторов на прибыль от продаж в ОАО «Центрпродсервис» оказало негативное воздействие, данный показатель снижен на 28492,0 тыс. руб. В качестве мероприятий по увеличению прибыли ОАО «Центрпродсервис» предлагается:
1) Открытие комплексного розничного предприятия. Чистая прибыль в плановом году от внедрения данного мероприятия составит 792 тыс. руб.;
2) Проведение сезонных распродаж в оптовой и мелкооптовой торговле, что повысит чистую прибыль на 1754 тыс. руб.
3) Разработка и внедрение нового вида продукции, что повысит прибыль на 403,0 тыс. руб. Товарооборот предприятия увеличится 22402,0 тыс. руб. или на 0,8%. Прибыль увеличится на 43,7 % или на 2950 тыс. руб., что приведет к росту рентабельности продаж на 0,4%.
1 Гражданский кодекс РФ. Федеральный закон от 30.11.94 №51-Ф3 (в редакции ФЗ №352-ФЗ от 27.12 2012 г.).
2 Налоговый кодекс РФ (часть первая, Федеральный закон от 31.07.98 №146-Ф3, и часть вторая, Федеральный закон от 05.08.2000 №117-Ф3.) в редакции ФЗ №368-ФЗ от 27.12.2012 г.
3 Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено Приказом Минфин РФ от 29.07.98 г. № 34н. (в ред. приказа Минфина РФ от 26.03.2010 г. № 26н).
4 Абрютина, М.С. Современные подходы к оценке финансовой устойчивости и платежеспособности компании / М.С. Абрютина // Финансовый менеджмент. -2010. - №6. - С. 14-17.
5 Анализ финансовой отчетности: учебник / М.А. Бахрушина [и др.]. - Москва: Вузовский учебник, 2009. - 365 с.
6 Анисимова, Н.В. Методики сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния предприятий различной отраслевой принадлежности / Н.В. Анисимова, Е.В. Кобылянская, А.В. Кравчеко // «Эволюция аналитического инструментария управления финансами организации». Сб. науч. тр. Сибирского института финансов и банковского дела. Новосибирск. - 2011. - С. 46-88.
7 Батьковский, М.А. Управление финансовым оздоровлением предприятия в условияз экономического кризиса / М.А. Батьковский, И.В. Булаева, К.Н. Мингалиев // Менеджмент в России и за рубежом. - 2010. - №1. - С. 79-85.
8 Басовский, Л.Е. Экономический анализ / Л.Е. Басовский - Москва: ПРИОР, 2009. - 260 с.
9 Безруких, П.С. Бухгалтерский учет / П.С. Безруких - Москва: Бухгалтерский учет, 2008. - 532 с.
10 Бороненкова, С.А. Управленческий анализ / С.А. Бороненкова // Учебное пособие - Москва: Финансы и статистика, 2008. - 325 с.
11 Бухгалтерская (финансовая) отчётность: Учебник под ред. проф. В.Д.
Новодворского Москва: Омега - Л, 2010. - 608 с.
12 Вакуленко, Т.Г. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений / Т.Г. Вакуленко, Л.Ф. Фомина // - Санкт- Петербург: «Издательский дом Герда», 2008. - 414 с.
13 Вахрин, П.И. Финансовый анализ в коммерческих и не коммерческих организациях / П.И. Вахрин // Учеб. пособ. - Москва: Маркетинг, 2008. - 320 с.
14 Бухгалтерская (финансовая) отчётность: Учебник под ред. проф. В.Д. Новодворского Москва: Омега - Л, 2010. - 608 с.
15 Гашеева, Н.П. Что и как проверять в финансовой отчетности / Н.П. Гашеева // Финансовый директор. - 2010. - № 2 - С 3-4.
16 Герчикова, И. Н. Финансовый менеджмент: учебное пособие. - Москва: Издательство АО «Консалтбанкир», 2008.- 312 с.
17 Гиляровская, Л. Т. Экономический анализ: Учебник для вузов / 2-е изд.,доп. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 615 с.
18 Глазунов, В.Г. Анализ финансового состояния предприятия / В.Г. Глазунов // Финансы. - 2011.- №2. - С. 55-57.
19 Гончаров, А. И. Модель обновления основных средств / А.И. Гончаров // Финансы. - 2009. - № 9. - С. 65 - 66.
20 Графов А.В. Оценка имущественного комплекса предприятий АПК / А.В. Графов // Финансы. -2011 - № 1. - С. 17-19
21 Губина, О.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Практикум / О.В. Губина, В.Е. Губин // учебное пособие: Москва: Инфра - М, 2010. - 192 с.
22 Донцова, Л. В. Анализ финансовой отчетности.: практикум / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова // 3-е изд., перераб. - Москва: ИКЦ «Дело и Сервис», 2009. - 144 с.
23 Друцкая, М.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / М.В. Друцкая, С.Ю. Платова // Москва: РосЗИТЛП, 2009. - 31 с.
24 Ковалева, А.М. Финансы фирмы: учебник / А.М. Ковалева, М.Г.
Лапуста // Москва: ИНФРА - М, 2010. - 358 с.
25 Маркарьян, Э.А. Экономический анализ хозяйственной деятельности / Э.А. Маркарьян // Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 560 с.
26 Макарьева, В.И., Экономический анализ: теория и практика / В.И. Макарьева // Москва: ЮНИТИ, 2009. - 271 с.
27 Палий, В.Ф. Финансы / Ф.В. Палий // Москва: Дана, 2009. - 183 с.
28 Платова, С.Ю. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия, учебное пособие. / С.Ю. Платова, М.В. Друцкая // Москва: РосЗИТЛП, 2010. - 145 с.
29 Пястолов, С.М. Экономический анализ деятельности предприятия / С.М. Пястолов // Москва: «Академический проспект», 2009.- 573 с.
30 Савицкая, Г.В. Анализ финансово-хозяйственной / Г.В. Савицкая // Минск: Новое знание, 2011. - 704 с.
31 Селезнева, Н.Н. Финансовый анализ. / Н.Н. Селезнева, А.Ф. Ионова // Москва: Юнити, 2011. - 549 с.
32 Сергеев, И.В. Анализ собственного капитала предприятия / И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова // Москва: Проспект, 2011. - 97 с.
33 Теория экономического анализа хозяйственной деятельности: учебник / Осмоловский В.В. // Минск, Новое знание, 2009. - 456 с.
34 Чернышева Ю.Г., Чернышев Э.А, Анализ финансово-хозяйственной деятельности / Ю.Г. Чернышева, Э.А. Чернышев // Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 284 с.
35 Чернышева Ю.Г. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / Ю.Г. Чернышева // М.: Феникс, 2009. - 398 с.
36 Чечевицина Л.Н. экономический анализ, учебное пособие / Л.Н. Чечевицина // Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 642 с.