Инновационная политика регионов России
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы инновационной политики 7
1.1. Понятие инновационного процесса
1.2. Принципы, инструменты и основные направления инновационной
политики 21
1.3. Кластерный подход в стратегии инновационного развития 23
Глава 2. Практические аспекты инновационной политики в регионах
РФ 27
2.1 Анализ реализации программ развития инновационной деятельности в
рассматриваемых регионах 27
2.2. Сравнительный анализ инновационной деятельности в рассматриваемых регионах 53
Глава 3. Совершенствование инновационной политики 66
3.1. Зарубежный опыт реализации инновационной политики 66
3.2 Рекомендации по совершенствованию инновационной
политики 75
Заключение 79
Список используемой литературы 83
Глава 1. Теоретические основы инновационной политики 7
1.1. Понятие инновационного процесса
1.2. Принципы, инструменты и основные направления инновационной
политики 21
1.3. Кластерный подход в стратегии инновационного развития 23
Глава 2. Практические аспекты инновационной политики в регионах
РФ 27
2.1 Анализ реализации программ развития инновационной деятельности в
рассматриваемых регионах 27
2.2. Сравнительный анализ инновационной деятельности в рассматриваемых регионах 53
Глава 3. Совершенствование инновационной политики 66
3.1. Зарубежный опыт реализации инновационной политики 66
3.2 Рекомендации по совершенствованию инновационной
политики 75
Заключение 79
Список используемой литературы 83
Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса.
В условиях перехода к постиндустриальному обществу инновационная сфера становится определяющим источником устойчивых темпов социально-ориентированного экономического роста. В России сбалансированное развитие научного, высокотехнологичного и образовательного секторов экономики выступает реальной альтернативой господствующему экстенсивному типу воспроизводственной динамики, что подтверждается наличием уникальной научно-производственной базы и необходимого числа
высококвалифицированных кадров.
Отечественные компании активизируют процессы технико-технологической модернизации основного капитала, чему способствует создание технопарков, технополисов и внебюджетных фондов поддержки инноваций общефедерального и регионального масштабов. Реализация идеи конкурентных преимуществ российской экономики на основе инновационных подходов предполагает необходимость совершенствования существующих и освоения качественно новых организационно-управленческих и финансово-экономических технологий; развитие производства на основе внедрения сертифицированных систем управления качеством; переход от преимущественно ценовой к неценовой конкуренции, основой которой является «всеобщее качество» и новизна; разработку и продвижение на рынок принципиально новых товаров и услуг.
Исчерпание источников экстенсивного роста в значительной части российских регионов, острая потребность в непосредственном применении инноваций в конкретных отраслях производства и сферах деятельности человека подтверждает тезис о новой роли механизмов институционального проектирования на федеральном и региональном уровнях.
Современные тенденции мирового экономического развития, когда конкурентоспособность национальных экономик определяется в первую очередь уровнем технологического развития, диктуют необходимость принятия национальной промышленной политики России с опорой на научно- промышленный сектор.
Это отвечает духу двадцать первого века, когда индустриальная экономика сменяется постиндустриальной, инновационной, где на первый план выходит производство знаний. При этом существенно меняется роль бизнес- сообщества, которое должно стать не просто объектом государственной политики, а равноправным партнером государства.
В настоящее время национальная государственная инновационная политика находится в стадии формирования. Органы исполнительной власти исходят из необходимости реализации системного подхода к развитию инновационной инфраструктуры, который предусматривает обстоятельное изучение текущей ситуации, создание нормативно-законодательного обеспечения инновационной деятельности, недостающих звеньев и условий для тиражирования элементов инфраструктуры, положительно зарекомендовавших себя на практике.
Существует множество форм управления инновациями на самых разных уровнях: от подразделений корпораций до государства, в целом призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую политику. Как и практически всякая иная политика, она неодинакова в разных странах, хотя и подчинена одной и той же цели: стимулированию инновационной активности и развитию научно-технического потенциала.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что современном мире динамическое развитие экономики во все большей степени зависит от ее способности внедрять и осваивать передовые технологии, новые рынки, генерировать знания и человеческий капитал. Для этого необходим переход к инновационному типу хозяйствования, который определит новую роль науки в современной и будущей хозяйственных системах.
Целью нашей работы является изучение инновационной политики региона, на примере Субъектов Российской Федерации. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие инноваций и инновационного процесса.
2. Рассмотреть принципы, инструменты и основные направления инновационной политики.
3. Проанализировать кластерный подход в инновационной политики.
4. Провести анализ реализации программ развития инновационной деятельности в регионах.
5. Сделать сравнительный анализ инновационной деятельности в регионах
6. Изучить зарубежный опыт в реализации инновационной политики
7. Составить список рекомендаций по совершенствованию инновационной политики.
Предметом исследования в курсовой работе является инновационная политика. Объектом выступает инновационная деятельность в субъектах Российской Федерации.
Теоретической базой написания работы послужили работы таких
специалистов, как Й. Шумпетера, Б. Твиста,Ф. Никсона и др.
Информационную базу составили федеральные и региональные законы, отчетность органов власти субъектов, материалы периодической печати и
Интернет-источник.
Структура дипломной работы включает в себя введение, три главы, заключение и список литературы. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты инновационной политики, которые включают в себя сущность инновационной политики, ее виды и понятие инновационный процесс. Во второй главе изучены цели инновационной политики субъектов, ее формирование и реализация. Также проведен сравнительный анализ инновационной политике в регионе. В третей главе рассмотрен опыт зарубежный стран по развитию инновационной деятельности. Также есть список рекомендаций по совершенствованию инновационной политики. В заключение подытожены итоги выпускной квалификационной работы и дан
список использованной литературы.
В условиях перехода к постиндустриальному обществу инновационная сфера становится определяющим источником устойчивых темпов социально-ориентированного экономического роста. В России сбалансированное развитие научного, высокотехнологичного и образовательного секторов экономики выступает реальной альтернативой господствующему экстенсивному типу воспроизводственной динамики, что подтверждается наличием уникальной научно-производственной базы и необходимого числа
высококвалифицированных кадров.
Отечественные компании активизируют процессы технико-технологической модернизации основного капитала, чему способствует создание технопарков, технополисов и внебюджетных фондов поддержки инноваций общефедерального и регионального масштабов. Реализация идеи конкурентных преимуществ российской экономики на основе инновационных подходов предполагает необходимость совершенствования существующих и освоения качественно новых организационно-управленческих и финансово-экономических технологий; развитие производства на основе внедрения сертифицированных систем управления качеством; переход от преимущественно ценовой к неценовой конкуренции, основой которой является «всеобщее качество» и новизна; разработку и продвижение на рынок принципиально новых товаров и услуг.
Исчерпание источников экстенсивного роста в значительной части российских регионов, острая потребность в непосредственном применении инноваций в конкретных отраслях производства и сферах деятельности человека подтверждает тезис о новой роли механизмов институционального проектирования на федеральном и региональном уровнях.
Современные тенденции мирового экономического развития, когда конкурентоспособность национальных экономик определяется в первую очередь уровнем технологического развития, диктуют необходимость принятия национальной промышленной политики России с опорой на научно- промышленный сектор.
Это отвечает духу двадцать первого века, когда индустриальная экономика сменяется постиндустриальной, инновационной, где на первый план выходит производство знаний. При этом существенно меняется роль бизнес- сообщества, которое должно стать не просто объектом государственной политики, а равноправным партнером государства.
В настоящее время национальная государственная инновационная политика находится в стадии формирования. Органы исполнительной власти исходят из необходимости реализации системного подхода к развитию инновационной инфраструктуры, который предусматривает обстоятельное изучение текущей ситуации, создание нормативно-законодательного обеспечения инновационной деятельности, недостающих звеньев и условий для тиражирования элементов инфраструктуры, положительно зарекомендовавших себя на практике.
Существует множество форм управления инновациями на самых разных уровнях: от подразделений корпораций до государства, в целом призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую политику. Как и практически всякая иная политика, она неодинакова в разных странах, хотя и подчинена одной и той же цели: стимулированию инновационной активности и развитию научно-технического потенциала.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что современном мире динамическое развитие экономики во все большей степени зависит от ее способности внедрять и осваивать передовые технологии, новые рынки, генерировать знания и человеческий капитал. Для этого необходим переход к инновационному типу хозяйствования, который определит новую роль науки в современной и будущей хозяйственных системах.
Целью нашей работы является изучение инновационной политики региона, на примере Субъектов Российской Федерации. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие инноваций и инновационного процесса.
2. Рассмотреть принципы, инструменты и основные направления инновационной политики.
3. Проанализировать кластерный подход в инновационной политики.
4. Провести анализ реализации программ развития инновационной деятельности в регионах.
5. Сделать сравнительный анализ инновационной деятельности в регионах
6. Изучить зарубежный опыт в реализации инновационной политики
7. Составить список рекомендаций по совершенствованию инновационной политики.
Предметом исследования в курсовой работе является инновационная политика. Объектом выступает инновационная деятельность в субъектах Российской Федерации.
Теоретической базой написания работы послужили работы таких
специалистов, как Й. Шумпетера, Б. Твиста,Ф. Никсона и др.
Информационную базу составили федеральные и региональные законы, отчетность органов власти субъектов, материалы периодической печати и
Интернет-источник.
Структура дипломной работы включает в себя введение, три главы, заключение и список литературы. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты инновационной политики, которые включают в себя сущность инновационной политики, ее виды и понятие инновационный процесс. Во второй главе изучены цели инновационной политики субъектов, ее формирование и реализация. Также проведен сравнительный анализ инновационной политике в регионе. В третей главе рассмотрен опыт зарубежный стран по развитию инновационной деятельности. Также есть список рекомендаций по совершенствованию инновационной политики. В заключение подытожены итоги выпускной квалификационной работы и дан
список использованной литературы.
Одним из ключевых факторов, обусловивших в последнее десятилетие радикальные структурные сдвиги в мировой экономике, является повышение экономической роли инноваций. В нашей работы были рассмотрены различные мнения исследователей о понятии инновации. Рассмотрев различные подходы к определению данного термина, мы пришли к выводу, что инновация есть результат творческой деятельности по созданию и освоению новых технологий, видов продукции, социально экономических и технических решений производственного управленческого и иного характера
Неразрывно с инновациями идет понятие инновационный процесс. Также изучив мнения таких исследователей, как Б. Твисса, А. Пригожина мы выявили следующее определение: инновационным процессом можно назвать процесс, результатом которого является новая или улучшенная продукция, способ ее производства или применения, нововведение или усовершенствование в сфере организации и/или экономики производства и/или реализации продукции, улучшающие ее потребительские свойства, обеспечивающие экономическую выгоду или создающие условия для такой выгоды, приносящие социально - экономический эффект инновационный процесс.
Основными этапами являются фундаментальные исследования, прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки и освоение производства нового изделия. В зависимости от того, где применяется инновация, различают простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный инновационный процесс.
В таких функциях, как воспроизводственная, стимулирующая и инвестиционная, заключается сущность инноваций. Многообразие видов инноваций говорит о прогрессе в сфере изобретения, области организации и управления производством. Наиболее известными видами инноваций являются технологические, продуктовые, процессные, маркетинговые, организационные.
Создание кластеров способствует развитию конкуренции между регионами, что позволяет привлекать дополнительные инвестиции в развивающиеся регионы со всей России. Кроме того, кластеры дают возможность развиваться регионам на основе новых технологий, которые создают ряд преимуществ. Кластерный подход меняет принципы и механизмы государственной и региональной экономической политики. Он требует перестройки аппарата управления, другого формата информации о состоянии дел в экономике - не по отраслям, а в разрезе отдельных рынков и компаний. Мировой опыт дает нам право предполагать, что наиболее подходящий способ развития кластерной системы является создание государственно-частного партнерства. В этом партнерстве региональные власти выступают, как гарант возврата инвестиций вложенных для развития кластеров от частных инвесторов, что ведет к совместным выгодам для участников государственно-частного партнерства и дальнейшей повышения конкурентоспособности региона.
Среди регионов России наиболее развитыми инновационными регионами являются Москва, Свердловская область и Республика Татарстан.
В Москве сосредоточено порядка 60% научно-технического потенциала страны. Этот уникальный, не имеющий аналогов в мире потенциал города способен создавать и осваивать научно-технические разработки, отвечающие мировому уровню. Улучшение и выработка новых рабочих условий должна привести к сокращению выезда российских специалистов за границу, а значит большее число учёных посвятят себя развитию именно Российских инноваций, а в нашем случае инноваций в городе Москва.
На сегодняшний день Омская область позиционируется как отстающий регион по сравнению с другими, но при реализации программы развития регион должен стать более привлекательный с точки зрения вложения инвестиций и ведения бизнеса. Несомненными преимуществами области являются ее выгодное географическое положение, развитая транспортная система, наличие современное обрабатывающего производства, наукоемкие технологии и значительный кадровый потенциал. Омская область является надежным объектом для социально значимых и экономически выгодных капиталовложений.
Республика Татарстан сегодня является одним из наиболее стабильно и динамично развивающихся регионов России, реализующий крупномасштабные государственные инициативы в развитии инновационной деятельности. Большая доля инновационных товаров к ВРП лишнее тому доказательство. Кроме того Республика Татарстан участвует в различных пилотных проектов, что положительно влияет на инновационную среду региона. Например, первый в России детский технопарк был построен именно в Татарстане.
Целью инновационной политики Республики Татарстан является достижение качественного экономического роста и конкурентоспособности экономики Республики Татарстан на основе формирования и эффективного использования научно-технического потенциала, реализации важнейших социальных задач Республики Татарстан.
Приоритетными направлениями инновационного развития экономики Республики Татарстан являются отказ от сырьевой модели воспроизводства и формирование высокотехнологичной экономической системы с высоким интеллектуальным потенциалом, обеспечивающей производство новейших технологий и инновационных продуктов. Чего Республика успешно последние годы добивается, при анализе было выявлено, что доля инновационных товаров к ВРП достигают отметки 20 процентов.
Урал и Сибирь традиционно занимают лидирующие позиции в развитии науки и техники. Здесь находятся крупнейшие российские учебные заведения с технически оснащенными научно-исследовательскими базами, научно-производственные центры и предприятия, продвигающие инновации в Екатеринбурге и других российских городах. Свердловская область вполне способна эффективно решить проблемы модернизации и реструктуризации производственного комплекса, повышения конкурентоспособности продукции за счет мобилизации собственного научно-технического потенциала и активизации инновационных процессов.
В этой связи вопросы модернизации и инновационного переустройства экономики остаются ключевыми направлениями социально-экономических преобразований.
Зарубежный опыт свидетельствует о том, что без комплексного подхода, включающего сложный конгломерат детально разработанных норм и положений, касающихся различных сфер жизни государства, невозможно прогрессивное развитие инновационной деятельности и технологий.
Мы рассмотрели инновационную политику таких зарубежных стран, как США, Великобритании, Япония и Китая. Несомненно, у каждой
проанализированной нами страны есть те или иные преимущества перед другими в развитии своих инноваций. Но анализ показал, что на сегодняшний день лидером по новшествам является Китай. Не только в нашей стране продукция Китая заполняет прилавки, а научные изобретения используются в исследованиях и различных разработках, но и другие страны непосредственно используют инновации КНР. В современных условиях финансового кризиса, когда все развитые страны сокращают расходы на научные исследования, сравнительно недорогие китайские технологии имеют шансы на успех. Можно предположить, что в будущем китайские технологии, развиваясь такими темпами, смогут занять лидирующие позиции и вырасти в стоимости. Поэтому для повышения инновационного потенциала страны, следует брать пример развитых стран, но также не стоит забывать про собственные инновационные наработки.
Неразрывно с инновациями идет понятие инновационный процесс. Также изучив мнения таких исследователей, как Б. Твисса, А. Пригожина мы выявили следующее определение: инновационным процессом можно назвать процесс, результатом которого является новая или улучшенная продукция, способ ее производства или применения, нововведение или усовершенствование в сфере организации и/или экономики производства и/или реализации продукции, улучшающие ее потребительские свойства, обеспечивающие экономическую выгоду или создающие условия для такой выгоды, приносящие социально - экономический эффект инновационный процесс.
Основными этапами являются фундаментальные исследования, прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки и освоение производства нового изделия. В зависимости от того, где применяется инновация, различают простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный инновационный процесс.
В таких функциях, как воспроизводственная, стимулирующая и инвестиционная, заключается сущность инноваций. Многообразие видов инноваций говорит о прогрессе в сфере изобретения, области организации и управления производством. Наиболее известными видами инноваций являются технологические, продуктовые, процессные, маркетинговые, организационные.
Создание кластеров способствует развитию конкуренции между регионами, что позволяет привлекать дополнительные инвестиции в развивающиеся регионы со всей России. Кроме того, кластеры дают возможность развиваться регионам на основе новых технологий, которые создают ряд преимуществ. Кластерный подход меняет принципы и механизмы государственной и региональной экономической политики. Он требует перестройки аппарата управления, другого формата информации о состоянии дел в экономике - не по отраслям, а в разрезе отдельных рынков и компаний. Мировой опыт дает нам право предполагать, что наиболее подходящий способ развития кластерной системы является создание государственно-частного партнерства. В этом партнерстве региональные власти выступают, как гарант возврата инвестиций вложенных для развития кластеров от частных инвесторов, что ведет к совместным выгодам для участников государственно-частного партнерства и дальнейшей повышения конкурентоспособности региона.
Среди регионов России наиболее развитыми инновационными регионами являются Москва, Свердловская область и Республика Татарстан.
В Москве сосредоточено порядка 60% научно-технического потенциала страны. Этот уникальный, не имеющий аналогов в мире потенциал города способен создавать и осваивать научно-технические разработки, отвечающие мировому уровню. Улучшение и выработка новых рабочих условий должна привести к сокращению выезда российских специалистов за границу, а значит большее число учёных посвятят себя развитию именно Российских инноваций, а в нашем случае инноваций в городе Москва.
На сегодняшний день Омская область позиционируется как отстающий регион по сравнению с другими, но при реализации программы развития регион должен стать более привлекательный с точки зрения вложения инвестиций и ведения бизнеса. Несомненными преимуществами области являются ее выгодное географическое положение, развитая транспортная система, наличие современное обрабатывающего производства, наукоемкие технологии и значительный кадровый потенциал. Омская область является надежным объектом для социально значимых и экономически выгодных капиталовложений.
Республика Татарстан сегодня является одним из наиболее стабильно и динамично развивающихся регионов России, реализующий крупномасштабные государственные инициативы в развитии инновационной деятельности. Большая доля инновационных товаров к ВРП лишнее тому доказательство. Кроме того Республика Татарстан участвует в различных пилотных проектов, что положительно влияет на инновационную среду региона. Например, первый в России детский технопарк был построен именно в Татарстане.
Целью инновационной политики Республики Татарстан является достижение качественного экономического роста и конкурентоспособности экономики Республики Татарстан на основе формирования и эффективного использования научно-технического потенциала, реализации важнейших социальных задач Республики Татарстан.
Приоритетными направлениями инновационного развития экономики Республики Татарстан являются отказ от сырьевой модели воспроизводства и формирование высокотехнологичной экономической системы с высоким интеллектуальным потенциалом, обеспечивающей производство новейших технологий и инновационных продуктов. Чего Республика успешно последние годы добивается, при анализе было выявлено, что доля инновационных товаров к ВРП достигают отметки 20 процентов.
Урал и Сибирь традиционно занимают лидирующие позиции в развитии науки и техники. Здесь находятся крупнейшие российские учебные заведения с технически оснащенными научно-исследовательскими базами, научно-производственные центры и предприятия, продвигающие инновации в Екатеринбурге и других российских городах. Свердловская область вполне способна эффективно решить проблемы модернизации и реструктуризации производственного комплекса, повышения конкурентоспособности продукции за счет мобилизации собственного научно-технического потенциала и активизации инновационных процессов.
В этой связи вопросы модернизации и инновационного переустройства экономики остаются ключевыми направлениями социально-экономических преобразований.
Зарубежный опыт свидетельствует о том, что без комплексного подхода, включающего сложный конгломерат детально разработанных норм и положений, касающихся различных сфер жизни государства, невозможно прогрессивное развитие инновационной деятельности и технологий.
Мы рассмотрели инновационную политику таких зарубежных стран, как США, Великобритании, Япония и Китая. Несомненно, у каждой
проанализированной нами страны есть те или иные преимущества перед другими в развитии своих инноваций. Но анализ показал, что на сегодняшний день лидером по новшествам является Китай. Не только в нашей стране продукция Китая заполняет прилавки, а научные изобретения используются в исследованиях и различных разработках, но и другие страны непосредственно используют инновации КНР. В современных условиях финансового кризиса, когда все развитые страны сокращают расходы на научные исследования, сравнительно недорогие китайские технологии имеют шансы на успех. Можно предположить, что в будущем китайские технологии, развиваясь такими темпами, смогут занять лидирующие позиции и вырасти в стоимости. Поэтому для повышения инновационного потенциала страны, следует брать пример развитых стран, но также не стоит забывать про собственные инновационные наработки.
Подобные работы
- Основные направления и оценка результативности поддержки инновационного развития регионов России
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО
ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Формирование эффективной инновационной политики развития территории
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - Разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности и инновационного развития региона
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2017 - Инновационная политика государства и ее реализация на примере Челябинской области
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - Инновационная политика государства и ее реализация на примере Челябинской области
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2018 - ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2019



